Стоит ли дружить?
С технической точки зрения, большинство из этих племен так или иначе контактировали с внешним миром. Так называемое «самое изолированное племя в мире» впервые установило контакт с цивилизованным обществом в конце 1800-х годов, хотя с тех пор они предпочитали держаться обособленно. В Бразилии над лесами Амазонки регулярно проходят облеты лесистой местности, где обитают племена племена не только из антропологического любопытства, но и для того, чтобы убедиться, что незаконные вырубки лесов не происходят, а также подтвердить выживание дикой природы после стихийных бедствий.
Исторически сложилось так, что дела у племен, с которыми мы контактировали, сразу после встречи не складывались. Причина заключается в изоляции – у них попросту отсутствует иммунитет ко многим распространенным заболеваниям. Более того, существует задокументированная история первых контактов, которые привели к эпидемиям. Сегодня исследователи призывают не вступать в контакт с племенными народами из-за пандемии Covid-19. Как пишет National Geographic, коронавирус все ближе подбирается к племенам Амазонки.
Однако некоторые антропологи считают, что изолированные популяции не жизнеспособны в долгосрочной перспективе «и» хорошо организованные контакты сегодня являются гуманными и этичными. Дело в том, что известно множество случаев, когда вскоре после мирного контакта с внешним миром выжившие коренные народы быстро восстанавливались после демографических катастроф. Необходимо отметить, что этот аргумент отвергается большинством сторонников прав коренных народов и в некоторой степени лишен доказательств.
Развлечения и достопримечательности Лаоса
Луангпрабанг (Луангпхабанг) — древняя столица Лаоса, внесенная в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г. В городе множество монастырей и храмов 16—20 вв., например, монастырь Ват-Сьенг-Тхонг или «Город золотых храмов» — самое красивое сооружение Луангпхабанга. Другие достопримечательности: Национальный музей в здании бывшего Королевского дворца, пагода Тат-Чомси на «Святом холме», «след Будды» Ват-Пра-Батх-Ный, монастырь Ват-Висун и много других.
Самый популярный напиток в Лаосе – «мак-маи-пан», фруктовый сок с большим содержанием мякоти плода, смешанный со льдом и подслащенный сгущенным молоком или соком сахарного тростника.
Паксе — важный торговый город страны, коммерческий и транспортный центр Южного Лаоса. Здесь стоит осмотреть храм Ват-Луанг на набережной реки Се-Дон, Провинциальный музей, здание китайской общины, большой Восточный рынок, а также рыбную ферму на реке Меконг.
Долина Джа — дикая местность между Пхонсаваном и Сиенг-Хуангом, на которой сосредоточены сотни каменных урн неизвестного происхождения, собранные в пять групп. Эти огромные сооружения (самое большое — 10,6 т), вырезаны около 2 тыс. лет назад.
Туризм в Лаосе все еще в зачаточном состоянии (хоть и усиленно развивается). Поэтому во многие заповедники и примечательные места можно попасть только с официальным гидом, который поможет оформить все документы, получить «пермиты» и т. д. Самостоятельно можно попытать счастья в Департаменте по туризму, с турфирмами на месте лучше не связываться, так как они оставляют за собой приличную комиссию.
Появление народа
В непосредственной близости от кочевников располагалась пустыня Гоби, а суровый степной климат требовал навыков выживания даже в самых неблагоприятных условиях. Историк Лев Гумилёв в своих работах указывает стойкий характер хунну, что уже в X веке до нашей эры могли пересекать пустыни и искусно занимались разведением скота. Он пишет:
Воин хунну / zhongping Zhang / zzp8945096.artstation.com
В 822 году до нашей эры хунну нападают на несколько регионов Китая, однако китайцам удаётся отразить воинственную атаку. Поразительно, но после этого в древнекитайских источниках на протяжении нескольких столетий не появляется даже упоминаний о хунну.
Конечно, можно было предположить, что те сильно пострадали от племён Китая, что нанесли ответный удар, однако на самом деле всё было иначе — хунну укрепляли свои власть и силу, чтобы построить собственное государство.
Быт
Примерно треть населения живет в городах. Но стоит отметить, что лаосские города не такие, какими многие привыкли видеть современные мегаполисы, они больше похожи на большие деревни с малоэтажными зданиями и малоразвитой инфраструктурой. Даже столичный Вьентьян, почти миллионник, как будто застрял в прошлом — тут нет небоскребов, зато довольно много буддистских храмов и ценных статуй.
Храм Ват Си Муанг, Вьентьян
Другие важные исторические городки – северный Луанг-Пхабанг и южный Саваннакханг, где сосредоточены важные храмовые комплексы и здания времен французской колонизации. В Луанг-Пхабанге насчитывается 32 важные святыни, поэтому он находится под охраной ЮНЕСКО.
Храм в Луанг-Пхабанг
Самыми популярными после Вьентяна можно назвать Паксе и Вьенг-Вьенг. В последнем располагаются живописные пещеры, которые привлекают много туристов, что послужило налаженности инфраструктуры.
В городской местности сосредоточены промышленные предприятия – по производству одежды, стройматериалов, переработке добываемого золота, олова, меди, а также овощных культур. Немаловажным является лесное хозяйство.
Но главным занятием населения, как городского, так и сельского, считается сельское хозяйство. Выращиваются овощи, кукуруза, тростник, кофе, табак, арахис, чай, хлопок и, конечно же, рис. Люди также держат кур, свиней, коров, быков.
Самые крепкие связи, касающиеся экспорта и импорта, налажены с вьетнамской, тайской, китайской экономикой.
Люди живут бедно: в скромных домах, с минимумом современной техники и других благ человечества. Во многих населенных пунктах водопровода и канализация не существует.
Размер заработной платы небольшой, притом, что лаосские цены на товары выше, чем в соседних Таиланде, Вьетнаме. Это можно объяснить тем, что в республике почти не производится конечный продукт, и многое приходится экспортировать.
Поэтому жители питаются тем, что выращивают сами. Основу рациона составляет рис разных сортов и способов приготовления с курицей, речной рыбой, приправленные острыми соусами, специями, а еще жареные бананы. К ним подается много овощей и зелени, а мясо жарится в масле или на углях.
История
Основная статья: История Лаоса
В ранней истории Лаоса следует упомянуть государство Наньчжао.
Монские и кхмерские племена заселяли Лаос и образовывали свои государства до вторжения с севера племён таи, которые были вытеснены на юг из Южного Китая монголами. С XII века в Лаосе образуются тайские государства (мыанги), заселённые племенами таи и лао. С XIV века на территории современного Лаоса было образовано государство Лан Санг, с которого принято отсчитывать историю Лаоса. С этого времени происходит разделение племён таи и лао; по поводу идентификации племён лао ведутся споры между таиландскими и лаосскими историками.
После упадка государства Лан Санг Лаос попал под зависимость Сиама в XVIII веке, а в после договора между Францией и Сиамом отошёл к Франции, войдя в состав колониальной территории Французского Индокитая.
Во время Второй Мировой Войны Лаос был занят японцами, а в г. обрёл независимость, когда образовалось королевство во главе с королём Сисават Вонгом.
Во время войны во Вьетнаме Лаос стал ареной выяснения отношений между США и Северным Вьетнамом. Народно-Освободительная Армия Лаоса (Патхет Лао) при поддержке Северного Вьетнама контролировала большую территорию на востоке страны.
После окончания войны во Вьетнаме США прекратило военную деятельность в Индокитае, и Патхет Лао получило власть над всей страной.
2 декабря г. король Саванг Ваттхана был вынужден отречься от престола. При поддержке СССР и Вьетнама была образована Лаосская Народно-Демократическая Республика, которая вошла в социалистический лагерь.
К концу 1980-х годов режим в Лаосе стал более мягким, установились дружеские отношения с Таиландом, а в г. Лаос вошёл в АСЕАН.
Племя Боди (Bodi)
Племена Боди (их еще называют Me’en people) живут недалеко от реки Омо на юге Эфиопии. К югу от Боди проживает племя Мурси. Боди скотоводы (животноводы) и земледельцы, кроме этого на берегу реки выращивают сорго, кукурузу и кофе. Они живут со своими стадами крупного рогатого скота, и домашний скот играет большую роль в жизни племени. Мужчины боди обычно имеют избыточный вес, потому что потребляют большое количество меда. Мужчины носят полоску хлопка на талии или ходят голыми. В июне Боди празднуют Каэль — это праздник-традиция, когда измеряется уровень жира в организме участника. Каждой семье или клану разрешается заявить участника, не состоящего в браке. Победитель этого конкурса удостаивается славы племени. Мужчины также носят головную повязку с прикрепленным к ней пером во время ритуалов. Женщины — носят юбки из козьей шкуры и вставляют вилку в подбородок.
Правила поведения
В Лаосе есть некоторые особые негласные правила поведения, которых стоит придерживаться даже иностранцам:
- Здесь считается, что в голове живет душа, поэтому нельзя прикасаться к этой части тела, особенно к голове ребенка.
- Женщинам запрещается общаться и тем более прикасаться к представителям монашества.
- При входе в храм следует одеться в скромную, закрывающую плечи и колени одежду, снять обувь.
- Не стоит проявлять чувств любви на людях – обниматься, целоваться.
- В гостях, чтобы не обидеть хозяев, нужно принять все угощения.
- Фотографировать людей нельзя без их разрешения – впрочем, это правило работает везде.
мон-кхмер
- Ахеу (население около 1770 человек в провинции Болихамсай )
- Алак (население около 4000 человек на юге Лаоса)
- Арем (население Лаоса около 500 человек)
- Бо (население 2950 человек в Лаосе)
- Бру (население Лаоса около 69 000 человек)
- Чут (население 450 человек в провинции Хаммуан )
- Халанг Доан (население 2350 человек в провинции Аттапеу и на плато Кассенг )
- Хунг или Тум (население 2000 человек в провинциях Боликхамсай и Хаммуан )
- Ир (население 4420 человек в провинции Салаван )
- Джех (население 8013 человек на юге Лаоса)
- Катанг (население 107 350 человек в Лаосе)
- Кату (население 14 700 человек в Лаосе)
- Хлор (население 6000 человек в Лаосе)
- Кхмеры (население Лаоса 10 400 человек)
- Хуа (население 2000 человек в Лаосе)
- Кри
- Куй (население 51 180 человек в Лаосе)
- Лавы (также называемые Брао)
- Лаве (население 12 750 человек в Лаосе)
- Лавен (население 40 519 человек в Лаосе)
- Лави не удалось проверить
- Маленг (население 800 человек в Лаосе)
- пн
- Нгае (население 12 189 человек в Лаосе)
- Нгуон
- Няхын
- Онг
- Ои (население 23 500 человек в Лаосе)
- Пакох
- Фонг
- Саданг
- Саланг (этническая группа)
- Сапуан (этническая группа)
- Маконг
- Су
- Суэй
- Талианг
- Та-ой
- Вьетнамцы (население Лаоса 76 000 человек)
- Яэ
Социальная структура [ править ]
Кхму – это сельскохозяйственное общество, хотя собирательство, охота, отлов и рыбалка являются частью образа жизни кхму. Культуры хму включают рис (особенно белый и черный клейкий рис), кукурузу , бананы , сахарный тростник , огурцы , бобы , кунжут и различные овощи. Большая часть сельскохозяйственных работ в селах кхму выполняется общинами, чтобы объединить силы и быстро завершить работу. Сбор риса с заболоченного поля обычно осуществляется деревенскими женщинами.
Рис хранят за пределами деревни для защиты от огня и в надземных постройках для защиты от мышей и крыс. Старейшины кхму традиционно являются самыми важными людьми в деревне и несут ответственность за разрешение всех деревенских споров.
В число деревенских лидеров входили шаман (знающий духовную медицину), знахарь (знающий травную медицину), священник (на основании семейной линии священства) и староста деревни (в наше время избранный лаосским правительством). В лаосских общинах кхму обычно действуют местные системы правосудия, которыми руководят старейшины деревень.
Когда лучше ехать в Лаос на экскурсии?
Экзотическая страна Лаос не очень популярна у туристов, во многом это обусловлено отсутствием моря – понежиться на пляжах не удастся. Впрочем, Лаос интересен именно достопримечательностями – сюда лучше ехать на экскурсии, учитывая следующие особенности погоды:
- зимой в Лаосе сухо и прохладно, термометр обычно держится на отметке в +20 градусов, солнечно и комфортно;
- весной сюда приходит жара, воздух прогревается до +38, что делает экскурсии не очень приятными, спастись от зноя негде;
- летом по-прежнему тепло – до +30, но начинают идти дожди, транспортная инфраструктура Лаоса оставляет желать лучшего, поэтому дороги размывает, к удаленным достопримечательностям не попасть;
- осенью дожди продолжаются и длятся до конца октября, но становится уже прохладней.
Лучшее время для посещения Лаоса – период с ноября до февраля, когда сухо и не жарко. Но будьте внимательны – в горах зимой холодно, не больше +5, при планировании экскурсий не забывайте о теплой одежде. Если же вы ориентированы на отдых в горах, приехать стоит в мае-июле, когда будет тепло, но ливни еще идут нечасто.
Лучшие достопримечательности Лаоса манят туристов неподдельной красотой и богатой историей. В этой стране достаточно религиозных сооружений, памятников и, конечно, природных объектов. Из того, что я еще рекомендую посетить – городок Луангпрабанг, заповедник Бокео, Пхонсаван в Долине кувшинов.
Подобрать хорошие, недорогие туры вам помогут операторы:
- Cherehapa – сервис туристических страховок;
- Hotellook – бронирование отелей;
- Level.travel – пакетные туры;
- Travelata – пакетные туры;
- Tripster – экскурсии.
Лаос. Страна, в которую вы влюбитесь! Полный обзор. Экскурсии, туры, достопримечательности..
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с людьми кхму на Викискладе?
- Культура кхму в Северном Лаосе .
- Камму домашняя страница
- http://projekt.ht.lu.se/rwaai RWAAI (Репозиторий и рабочее пространство для австроазиатского нематериального наследия)
- http://hdl.handle.net/10050/ Khmu в цифровом архиве RWAAI
vте Этнические группы в Мьянме | |
---|---|
Качин (12) |
|
Кая (9) |
|
Кайин (Карен) (11) |
|
Подбородок (53) |
|
Бамар (Бирман) (9) |
|
Пн (1) | |
Ракхайн (араканский) (7) |
|
Шань (33) |
|
Неизвестные / другие |
|
vте Этнические группы в Лаосе по языковой семье | |
---|---|
Лао-Тай |
|
Виетский |
|
Пн – кхмерский |
|
Хмонг – миен |
|
Тибето-бирманский |
|
Общие группировки |
|
vте Этнические группы в Таиланде по языковой семье | ||||
---|---|---|---|---|
|
vте Этнические группы во Вьетнаме по языковой семье | |
---|---|
Австроазиатский , вьетский |
|
Австроазиатский (невьетский) |
|
Хмонг-дао |
|
Тай – Кадай |
|
Сино-тибетские языки |
|
Малайско-полинезийский |
|
| |
|
Этническая деревня народа Лава (Lavae, Laveh, Brau, Brao)
Хочу сразу предупредить о данном месте. Это ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ деревня лава, сюда представители этой народной группы приходят работать, чтобы познакомить приезжих с культурой малых этнических групп Лаоса. Но это вовсе не значит, что все, что вы там увидите – это фарс. Мы бывали в разных уголках южного Лаоса, проезжали деревни, где белый человек почти не появляется. Поэтому с уверенностью могу сказать, что все, что мы увидели в данной деревне – это соответствует действительности. Да, в настоящих деревнях не будет так аккуратно, красочно. Никто не будет сидеть на крыльце и показывать любопытным глазам туриста свои музыкальные и рукодельные творения. Но в дороге мы видели такие же дома, женщин с плетеными корзинками за спиной и курительными трубками в зубах.
От стоянки в деревню ведет красивая аллея вдоль бамбуковых деревьев.
Народ лава (Lavae, Laveh, Brau, Brao) – это австрало-азиатское этническое семейство, имеет свой язык мон-кхмерской языковой группы.
В центре деревни традиционно общественное здание, крыша которого должна быть выше других домов деревни. Здесь расположился музей.
Как и другие народы мон-кхмерской группы, представители лава плетут бамбуковые дома, корзины и другие изделия.
Дом жителей лава
Жители некоторых народов Лаоса, в т.ч. и лава, верят в духов. Но, кроме анимизма, среди населения распространен и буддизм. Например, нас очень просили сфотографировать манекен буддийского монаха в музее. Видимо, хотели подчеркнуть свое вероисповедание.
В деревне встретилось оригинальное строение. Избушка на курьей деревянной ножке.
Для народов лава характерны одежды из ткани в полоску, сшитой V-образной формы у горла.
Дедулечка лава всегда улыбался, и на фото со мной это тоже улыбка.
Женщины народов лава украшают себя разноцветными бусами из бисера и браслетами.
Представители лаваЗовут КостикаВсе довольны!
Еще женщины лава часто покуривают самокрутки или самодельные трубки.
Женщины лава курят трубки и самокрутки
Помимо показательной этнической деревни, представителей лава можно встретить в провинции Аттапы (Лаос) в районе Phu Vong, вдоль рек Секонг и Секаман; в провинциях Стунг Тренг и Ратанакири в Камбодже; в одной деревне провинции Кон Тум во Вьетнаме.
Вале-ду-Джавари
Долина Джавари в Бразилии – это территория размером с Австрию, где проживает около 20 коренных племен. 2000 человек из 3000 проживающих там считаются «неконтактными». Информации об этих племенах совсем немного, однако исследователям известно, что туземцы используют сельское хозяйство наряду с охотой, а также изготавливают металлические инструменты и горшки.
В 1970-х и 80-х годах прошлого века бразильское правительство проводило политику установления контактов с изолированными племенами, однако этому положила конец история племени Матис из этого региона. В результате болезней, которым они подверглись, три из пяти деревень племени были стерты с лица земли, а их население резко сократилось. Сегодня угроза этим изолированным племенным народам исходит от шахтеров и лесорубов.
Неконтактное племя Вале-ду-Джавари в Бразилии
Карены – женщины с длинными шеями
Деревня самой интересной для меня этнической группы находится в самом конце комплекса. Именно ради женщин-жирафов, или длинношеих каренов, мы вообще поехали на север Таиланда.
Карены делятся на несколько подгрупп. Женщины падаунг (или каян, kayan) носят длинные кольца на шее. Их делают из меди или латуни, надевают на девочку в пятый День рождения, и потом каждый год добавляют по несколько колец.
К зрелости на шее оказывается уже 27 колец, и это считается идеальным числом. Вот как выглядит идеальная женская шея у каренов.
Действительно ли удлиняется шея или это оптическая иллюзия?
Что физически происходит с женским организмом после десятилетий ношения колец? Ученые, которые долго изучали каренов, пришли к выводу, что все дело в плечевом поясе. Это он под тяжестью колец (5-6 килограммов) опускается вниз, ведь крепится к шее всего одним суставом. Сама же шея не вытягивается, и если кольца снять, то через 2-3 года все вернется в норму, и женщина вряд ли будет отличаться от своих сверстниц, которые носили на своей шее разве что ленивых мужей.
Что же это за кольца такие? Как они крепятся к телу?
Это обычная проволока из меди или латуни, диаметром примерно в один сантиметр. Ее специальным способом наматывают на шею и лишь изредка сматывают, чтобы заменить или добавить длину. Кольца надевают также на ноги и руки.
Иногда медные пружины на ногах делают такими узкими, что они мешают ходить, а женщина при ходьбе становится похожей на жирафа.
Почему женщины каренов носят кольца?
Есть несколько вариантов, и я думаю, что доля правды есть в каждом из них.
Первый: медные пружины – это защита от тигров. Если тигр нападет на деревню, то женщины будут защищены, так как медные кольца защищают артерии, и тигр не сможет их прокусить. Сомнительно и наивно? Но только не для каренов.
Вторая версия: длинношеие женщины не так привлекательны для мужчин из других племен, а значит, их не похитят и не продадут в рабство.
Третий вариант: так жители деревень хранили драгоценные металлы – благосостояние семей.
Четвертый вариант очень простой: экзотические стандарты красоты. Длинная шея для каренов – это красиво.
Как женщины каренов спят, едят, водят байки? Мешают ли кольца?
Бытовые моменты интересовали многих читателей. После того, как я написала пост о наших приключениях в Чианграе и упомянула визит к длинношеим людям, посыпались вопросы. Сегодня отвечу на большинство из них.Как женщины каренов спят? Снимают ли они на ночь кольца?
Нет, не снимают. Спят, подложив под шею высокую подушку. Да, неудобно. Терпят.
Как часто пружину снимают? Шея не ломается при этом?
Снимают пружину редко, так как это долгий процесс, и его может сделать только профессионал своего дела. В каждой деревне есть такой человек, который может не только снять, но и намотать новую пружину, почистить ее или добавить длину. Иногда пружину заматывают так туго, что женщина не может пошевелиться, а голова буквально сидит на кольцах. Вот в таких случаях мышцы шеи действительно могут ослабнуть, и без колец голову придется поддерживать.
Как длинношеие женщины прижились в современном Таиланде? Пользуются ли они благами цивилизации?
И Таиланд, и соседняя Бирма лет десять назад устраивали программу, в рамках которой уговаривали женщин снять кольца и жить полноценной жизнью. Некоторые послушались, но большинство все же предпочитают сохранять свою идентичность, ведь она позволяет привлекать туристов и зарабатывать. Но приспосабливаться к современным условиям жизни им все же приходится. Карены живут в деревнях и передвигаются на байках. Очень многие женщины бьются на дорогах, так как с кольцами на шее головой не повертишь. Итог – очень узкий угол обзора. Они врезаются, улетают в кювет или просто падают на кочках – ведь даже вниз не посмотришь. Карены на байках – большая опасность на дороге, причем не только для себя, но и для окружающих.
Карены уверены, что произошли от женщины-дракона и мужчины-человека
Они не приступают к важному делу, не погадав на исход мероприятия. Бросают куриные кости и вычитывают в них советы судьбы
Нас всегда спрашивают: “А как Арина реагирует на новые места, необычных людей, например, на каренов?”. Честно говоря, Аринка была очень удивленна, увидев их длинные шеи. Для нее они – как для нас инопланетяне.
Долго присматривалась к девчонкам-каренам…
Но в итоге страх сменился любопытством. Начала задавать вопросы: почему они такие? А почему мы не такие?
Длинноухие палонги
Выделиться из толпы, чтобы сразу было понятно из какого ты рода
Это ведь важно и для современного человека. И если падаунги удлиняют шеи, то палонги – уши
Длинные уши имеют только замужние женщины. Прокалывают сразу после брачной церемонии, вставляют в мочки тяжелые серебряные катушки, которые оттягивают ухо и делают его длинным. В древности, когда серебро не было такие дешевым, как сейчас, вместо колец использовали бивни слона, диаметром около 3,5 сантиметра.
Палонги выращивают и изготавливают листы, в которые заворачивают бирманские сигары. Они очень любят вставлять золотые зубы и раскрашивают лица в цветочный орнамент.
Подгруппы [ править ]
В своих горных убежищах различные поселения кхму оказались изолированными, окруженными и частично находившимися под влиянием доминирующих групп в соответствующих областях. Соответственно, кхму теперь признают подразделения между собой, которые различаются прежде всего диалектом. Эти подгруппы в кхму называются tmowy ( ). Некоторые из более крупных tmowy – это Tmowy Mea , Tmowy Ksak , Tmowy Rok (лаосский: kha hok ). Кхму к северу от реки Тха ( нам та ), которые часто живут в тесном контакте с низменностями Тай Лю иНароды тайского юаня различают группы, включая Tmowy Lü , Tmowy Yuan и Tmowy Khuen ( Khuen часто является синонимом «кхму» в целом).
Помимо географического разделения, основные различия подгрупп заключаются в диалекте. Тем не менее, существуют небольшие различия в обычаях и культурных традициях разных народов . Khmu относится к другим в их собственном tmowy , как Тея-гем ( «старшие братья-младшие брат и сестра»), выражая солидарность и общее родовое поклонение ритуального / общее, обращаясь к другому Khmu от имени своих соответствующих групп.
В частности, группы кхму к северу от реки Тха, названия которых отражают их частичную идентификацию с буддийскими культурами тай, адаптировались к доминирующим этническим группам региона. Их часто противопоставляют кхму-рокам, которые живут выше в холмах и сохраняют некоторые старые обычаи, от которых отказались другие группы. В то время как Кхму Рок часто уважают как центр «социально-экономического ритуального комплекса» кхму, «Рок» также используется более ассимилированными кхму как название «глухого» кхму, независимо от их тмови .
Население
В стране насчитывается около 7 миллионов граждан. Это сравнительно небольшая цифра, но с каждым годом она растет. По приблизительным расчетам, к концу 21 века она вырастет в полтора раза.
Огромная концентрация лесных и горных массивов сделала так, что общая плотность не превышает 18 человек на квадратный километр, причем 9 из 10 людей живут в долинах реки Меконг около тайской границы. При этом средняя продолжительность жизни составляет 67,5 лет.
Национальное разнообразие насчитывает порядка семидесяти народов. Их условно можно разделить на три группы:
- лум – равнинное, городское и речное население;
- тенг – люди, проживающие на холмистой местности и у горных подножий;
- сунг – жители гор высотой свыше километра.
К другим национальным группам, постоянно проживающим в Лаосе, относятся выходцы из Вьетнама, Китая, Японии, Мьянмы, Индии, Камбоджи.
Системы образования и здравоохранения находятся на довольно низком уровне, но в последнее десятилетие замечена тенденция к их постепенному повышению. Так, к примеру, приглашаются иностранные специалисты в области медицины, проводятся специальные обучающие курсы, а школьное образование является бесплатным.