Древний город Чок-гаргияр.

Конец могущество Лагаша

На 7-м году царствования Урукагины, Лугаль-загтиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с престола царя-реформатора. В одной сохранившейся надписи подробно описывается жестокое опустошение Лагаша. Писец, сочувственно относящийся к Урукагине, пытается оправдать реформатора:

“Люди Уммы, опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нингирсу. Могущество, которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь Лагаша. Но пусть на Лугаль-заггиси, патэси Уммы, возложит бремя этого греха его богиня Нисаба”.

Гонур-депе или Маргуш — один из центров рождения цивилизации

Путь к еще более древней истории пролегает на сотню километров севернее, в зону старой дельты реки Мургаб. Асфальтовые ленты дорог проносят путников над ирригационными каналами мимо полей современного оазиса. Среди них поднимаются курганы — «депе», каждый – памятник древности.

Гёбекли-депе

В их числе и крепость Гёбекли-депе, верхний ярус которой был хорошо исследован археологами. Проходя по узким коридорам среди толстых, более чем метровых стен, заглядываешь в небольшие комнаты с нишами, пол которых усыпан черепками древней керамики.

Продолжим путь за пределы оазиса – на просторы Каракумов к знаменитому Гонур-депе. Над песчаной дорогой склонились кустарники кандыма и джузгуна, покачивает в такт ветру ветвями саксаул. По весне пески выглядят приветливо, укрыты зеленой молодой травой, по которой пробежит порой заяц-толай.

Маргуш. Гонур-депе

Специалисты Государственного заповедника показали здесь стены древнего города – Гонура. Он был столицей страны Маргуш, чья таинственная сила влекла к себе искателей колыбели человечества. Благодаря изысканиям, продолжавшимся на Гонур-депе три десятилетия, пески здесь расступились, открыв людям погребенные прежде исторические сокровища.

От многотысячелетних песчаных наносов квартал за кварталом были расчищены культовые сооружения, многочисленные жилища рядовых общинников, ирригационные и дренажные системы из керамических труб, но главное — дворцово-храмовый комплекс — резиденция правителя, который мог обойти все четыре дворца (!) по подземным галереям.

Реставрация центра столичного города страны Маргуш. Гонур-депе

Впечатлил рассказ о грандиозной работе туркменских исследователей, которым посчастливилось бок о бок трудиться на Гонур-депе с выдающимся ученым Виктором Сарианиди, внесшим огромный вклад в то, что человечество, по сути, обрело еще одну колыбель мировой цивилизации.

Гонур-депе был центром легендарной страны Маргуш, история которой начиналась на берегах древнего Мургаба почти четыре тысячелетия назад. В эпоху бронзы это царство было очагом культуры древнего Востока. Изучавшие город Гонур археологи считают Маргуш пятым центром мировой цивилизации, наряду с Древним Египтом, Индией, Китаем, Месопотамией.

Раскопки колесницы

Расцвет страны Маргуш пришелся на XXII-XVI века до нашей эры, когда на берегах Мургаба в ее состав входило свыше сотни поселений. О значении памятника Гонур-депе свидетельствует архитектурное и гончарное искусство, монументальность сооружений, ювелирные изделия из золота. Найденные здесь бронзовые колесницы, погребения боевых собак и лошадей, проливают свет и на историю современных пород волкодавов и коней — алабая и ахалтекинца.

Прикасаясь рукой к глиняным стенам Гонур-депе, открывшимся взору благодаря стараниям археологов, чувствуешь сопричастность тем временам, когда на планете рождалась цивилизация. Возникли, ремесла, культура, искусство, архитектура.

Олег Винокуров 

Фото: Дмитрий Винокуров 

У гора было четыре сына

Гор имел четырех сыновей, каждый из которых защищал один из его жизненно важных органов после его смерти. Через своих сыновей, которые защищали его жизненно важные органы, Гор мог просматривать землю живых. Четыре сына Гора были изображены на четырех баночках с канопами, которые сопровождали мумифицированные тела. Говорят, что они были хранителями органов в банках. Четыре бога представляли основные точки компаса и были в свою очередь защищены четырьмя разными богинями. Хапи с головой бабуина защищал легкие умершего и в свою очередь был защищен богиней Нефтис. Иссетия защищал печень умершего и был в свою очередь защищен богиней Исидой. Дуамутеф защищал живот умершего и в свою очередь был защищен богиней Нейт. Наконец, Кебехсенуэф защищал кишечник умершего и в свою очередь был защищен богиней Серкет.

Гор — покровитель фараонов

Гор — защитник и охранитель фараоновГор (Хор) всегда тесно связан с фараоном. Одно из пяти имен земного правителя Древнего Египта – имя Гор.

На знаменитой статуе фараона Хефрена — cтроителя второй по величине пирамиды Египта — сокол (Гор) прикрывает своими крыльями его голову. Фараоны, как считали древние, были земной персонификацией Гора.

Связь между Гором и владыкой Египта возникла еще в додинастический период и сохранялась во все периоды и эпохи истории Древнего Египта — то есть более 3000 тысяч лет! Поэтому это божество не только одно из самых древних, но и одно из самых стабильных и постоянных богов в Древнем Египте.

В отличие от множества других божественных персоналий Гор никогда не утрачивал своего важного положения в иерархии египетских богов, пантеон которых насчитывал многие сотни богов. У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества

У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества.

История села Гоор

Точное время постройки гоорских столпов никто не знает. Ориентировочно их относят к XVII веку, хотя на камнях обнаружены петроглифы с символами, относящимися к доисламскому периоду. В основном это спиральные свастики, одиночные или связанные цепочкой, изображения лабиринтов и звезд, солярные символы. Когда-то здесь жили семь тухумов — семейных общин, и у каждой была своя башня, чтобы спокойно пережить возможную осаду. Времена тогда были неспокойные, набеги врагов были обычным делом.

Из семи башен уцелели только три. Из четырех других местные жители построили себе дома в новом селе. Этажные перекрытия не сохранились нигде, но по амбразурам можно определить, что в строениях было от трех до пяти этажей. Самая высокая из них была высотой в 25 метров, она разрушилась сравнительно недавно. Из нее в Новом Гооре построили внушительный такой по размерам спортзал.

Дагестанское предание гласит, что селение основали потомки гидатлинского правителя Шамхаля. У них с женой было три сына. После смерти жены он снова женился. Родилось еще трое сыновей. Молодая женщина сделала так, чтобы ее дети унаследовали лучшие земли. Два младших сына умершей жены получили в наследство каменистые земли Гоора и Кахиба, соседнего селения.

Гоор со своим оборонительным комплексом был неприступен для врагов. Чтобы попасть в село, нужно было пройти по узкой тропинке через каменные ворота. Они были обиты широкими железными полосками. У них постоянно дежурили стражники, поэтому пройти незамеченным исключено. Жители занимались сельским хозяйством, разводили скот, возделывали свои участки.

Старожилы гоорцы рассказывали, что земли делились на тухумные (принадлежавшие общине), частные и вукуфные (переданные в собственность мечети). Права у всех жителей были одинаковые. Разводов в семьях практически не было. Еще бы, чего стоил, к примеру, такой обычай: если муж обидел жену, он обязан был носить ее на спине по улицам села, пока не изменит своего отношения. Но и с женщинами было аналогично — их тоже заставляли таскать мужа на спине, пока к ней не вернется любовь и уважение к нему.

Гоорцы хранили обычаи, отмечали древние праздники, например, сбора урожая и жатвы. Особо почитали гостей — они считались неприкосновенными лицами, строго исполняли все пожелания. Этот закон гостеприимства исполнялся неукоснительно.

Описание башенного комплекса Эгикал

Эгикал. Фото с сайта — vladkatkov.ru

После депортации в 1944 году постоянных жителей в селении не осталось. Сегодня пустые башни Эгикала рассыпаны по склонам горы Цей-Лоам, откуда путешественнику открывается живописный вид на сверкающую в лучах солнца реку Ассу. Кстати, эту местность иногда называют кавказской Швейцарией, и это вполне заслуженно.

Здесь можно найти около сотни различных древних построек, в том числе и родовых кладбищ. Из-за большого разброса в датировках строений (от XII до XVIII века), они все сохранены очень неравноценно. Некоторые из них не дошли до наших дней в полноценном состоянии, как, например, большинство боевых башен городища.

При этом одна из них сохранилась прекрасно. Постройка XVII века возвышается над округой на 27 метров, словно молчаливый часовой этих мест.

Эгикал. Фото с сайта — tourister.ru

Форма и высота башен очень разнообразна, среди них много мощных сооружений. Причём их архитектура часто отличается известной долей изящества, представляя собой многоярусные башни с пристройками, балконами и террасами.

Интересно, что в городе представлено разнообразие религиозных построек разных конфессий. Рядом с плитами, украшенными арабской вязью, можно найти такие, на которых будут нанесены солярные символы.

Эгикал. Фото с сайта — vladkatkov.ru

В Эгикале также есть одна могила, которая появилась здесь относительно недавно, в конце XX века. Здесь покоится известный ингушский писатель Идрис Базоркин, чей род проживал здесь до 1944 года. Он поселил в Эгикал и главных героев своего романа «Из тьмы веков», тем самым вновь вдохнув в безмолвные башни жизнь, пусть и на бумаге.

ИСТОРИЯ КОМПЛЕКСА ЭГИКАЛ

Эгикал – один из крупнейших средневековых башенных комплексов на территории Ингушетии. Этот древний город расположен на просторах Джейрахского района и входит в состав известного историко-архитектурного заповедника. Давным-давно башенный город Эгикал был довольно людным местом и считался центром административной и торговой жизни Средневековья. Между тем, всё проходит, и сейчас в бойницах суровых старинных башен беспрепятственно гуляют вольные горные ветра. Башенный комплекс Эгикал построен, примерно, в одиннадцатом веке. На данный момент архитектурный ансамбль Эгикал – это музей под открытым небом, находящийся на горе Цей-Лоам, с ее южной оконечности. Цей-Лоам без преувеличения считается ингушским Олимпом, ведь эта гора давно возведена в ранг священной.Некогда Эгикал был процветающим, довольно крупным посёлком – ведь даже сейчас он впечатляет своими размерами. Он не зря считается наиболее крупным в республике – жилых башен здесь насчитывалось около полусотни, боевых – шесть, и пять полубоевых. Учитывая, что в других селениях обычно зданий было гораздо меньше, то можно с уверенностью сказать, что Эгикал – эдакий средневековый мегаполис. Кроме того, можно предположить, что жители города были эстетами: ведь отсюда открываются потрясающие виды на долину реки Ассы, а также на другие башенные комплексы, находящиеся по соседству. Что примечательно, башенный комплекс Эгикал в Ингушетии был обитаем вплоть до 1944 года, непосредственно до времени массовой депортации представителей этого свободолюбивого народа. В горном посёлке в основном проживали ремесленники: гончары, ювелиры, те, кто изготавливал оружие, и даже знахари. Последнее ремесло – вовсе не удивительно, ведь альпийские луга, окружающие селение Эгикал, полны целебными травами, которые можно использовать в народной медицине.

Глаз Гора является одним из самых известных символов древнего Египта

Во время борьбы между Сетом и Гором, Сет вырвал левый глаз Гора и разорвал его тело на шесть частей. Потерянный глаз Гора был магическим образом восстановлен Тотом, богом мудрости. Магически восстановленный Глаз Гора, также известный как Ваджет, является одним из самых известных символов древнего Египта; и считалось, что он обеспечивает защиту, здоровье и омоложение. Среди прочего, погребальные амулеты часто делали в форме Ока Гора, так как считалось, что он «защитит фараона в загробной жизни», защищая от зла. Интересно, что Глаз Гора также использовался египтянами для математики. Поскольку Сет был разорван на шесть частей, египтяне использовали шесть частей, чтобы представить дроби. Правая часть глаза равна 1/2, ученик 1/4, 1/8 бровь, левая сторона глаза 1/16, изогнутый хвост 1/32 и 1/64 слезинки. Даже сегодня некоторые люди считают, что Око Гора обладает магическими способностями. Некоторые носят его как украшение, чтобы защитить себя от недоброжелательности, в то время как в средиземноморских странах рыбаки рисуют его на своих судах для защиты. Более того, он используется в оккультизме и рассматривается некоторыми как сатанинский символ.

Греческий бог Гарпократ прототип Гора

В начале египетской династии древнему Гору поклонялись люди Египта и считали самым могущественным богом среди всех. Тем не менее, ко времени династии Птолемеев, именно младший Гор стал кумиром людей. Статуи и фигуры, обнаруженные в тот период, изображают Гора маленьким ребенком с пальцем возле губ. Историки полагают, что эта фигура изображает Гора, а он молчит в страхе перед своим дядей Сетом. Страдания и трудности, с которыми Гор сталкивался на протяжении всего своего детства, стали источником вдохновения для народа Египта во времена династии Птолемеев. Они верили, что молодая форма Гора представляет собой защиту, предлагаемую Богом человеческой цивилизации. Древние греки приняли эту форму Гора в качестве Бога Гарпократа, который был их богом тишины, тайны и конфиденциальности. На самом деле имя Гарпократ — это эллинизация египетского слова, которое означает «Гор Дитя».

Первые упоминания об Угарите

Эксперт парижского Лувра определил сосуды как завезенные из микенской Греции ранее 1100 до н.э., что вызвало недоумение среди ученых. В 1929 изучать Минет-эль-Бейду и вообще сирийское побережье отправился один из ведущих французских археологов Клод Шеффер.

До этих исследований о древнейшем населении Сирии, Ливана и Палестины было мало что известно. Библия говорит о земле Ханаанской, заселенной хананеями, греко-римские источники — о финикийцах. Однако библейский Ханаан соответствует Палестине — «Земле обетованной», куда израильтяне никийцы были мореходами, населявшими прибрежные города. Это несоответствие отражает серьезные изменения, происшедшие на Ближнем Востоке в конце II тысячелетия до н.э.

Считается, что израильтяне вторглись в Ханаан около 1200 до н.э. параллельно с появлением там других чужеземцев, включая микенских купцов. Около 1200 до н.э. приморские земли страны захватили эгейские индоевропейские «народы моря», известные как филистимляне (от них и пошло название Палестина — «страна филистимлян»), а примерно через 200 лет северную часть Леванта захватили кочевники арамеи. Хананеи были постепенно вытеснены или ассимилированы, а их культура оказалась забытой — до начавшихся в 1929 работ Шеффера.

Арамеи потеснили хананеев к побережью нынешнего Ливана — местам, известным грекам как Финикия. Здесь был строевой лес и удобные гавани. Новоселы, освоив судостроение и мореходство, создали целую средиземноморскую империю с колониями на Кипре, Мальте, в Сицилии, Северной Африке и Испании.

Отправляемся в Чох 3D тур

Вода, кстати, как и во многих горных селениях Дагестана, течет из источников по длинным шлангам, достигающим 2 километров, и льется постоянно, чтобы не засорялась и не замерзала зимой. Причем напор такой, какой есть не во всех домах в городах.

Гулять по селению интересно – в некоторых местах идешь себе по дороге, по самому краю обрыва, в вид открывается такой, что уезжать не хочется. Чох находится на вершине горы, а внизу можно увидеть «балконы», которые были созданы вручную в качестве полей на камнях.

Чуть поодаль, почти на краю Чоха, можно найти руины когда-то очень богатого дома. Его историю обрывками рассказали местные жители, как у хозяина были свои караваны, привозившие в Чох строительные материалы, например бамбук, и редкие для этих мест товары.

Долгое время дом находился в относительной сохранности, вместе со своими балконами, выходящими во двор, колоннами и украшениями. Позже советские строители решили отреставрировать его и заменили бамбуковые перекрытия на деревянные. Естественно, скоро все рухнуло.

Дагестан не очень развит в плане туризма – во многих местах элементарно негде остановиться на ночлег, хотя в каждом ауле вас будут звать к себе в дом совершенно незнакомые люди. Я сейчас не о них, а о гостиничном бизнесе, который тоже развивается.

Чох – не исключение, но уже сейчас в селении можно забронировать себе номер в ЭтноДоме, например. Он еще до конца не закончен, но уже сейчас есть возможность здесь пожить и попить чай на балконе с видом на горы. А дальше обещают, что будет только лучше и больше аутентичных деталей и «развлечений» для туристов.

Пока мы гуляли по Чоху раздался звонок снизу, где осталась часть наших экипажей. Нас уже ждали. Девушки принесли угощение в виде местной самодельной халвы, а мужчина в камуфляже оказался главой администрации района Салимом Салимовым.

Естественно, что уехать из Чоха, не побывав в гостях у Салима у нас не получилось. Нас просто бы не выпустили, не накормив, не напоив, не рассказав о планах по развитию района и, что самое приятное, не спросив совета по вопросам автомобильных туристов.

Из дома главы района открывается великолепный вид на Чох, но еще лучше он ночью, когда село подсвечивается. Салим предлагал нам остаться у него, но мы решили ночевать у реки, куда он и поехал нас провожать, заодно рассказывая о своих планах создать здесь всю инфраструктуру для туристов.

Гор и Сет

По одной из легенд, Сет олицетворял ночь и тьму, а Гор – солнце и свет. По преданиям, их сватка была не единственной, а длилась постоянно. Они сражались, расходились и через некоторое время снова вступали в бой. Начиналась схватка обычно с восходом солнца, когда побеждал Гор. А заканчивалась она вечером, когда начиналась власть Сета, и он отправлял бога в подземное царство. Они оба олицетворяли борьбу света и тьмы, добра и зла.

Подросший Гор узнал о судьбе своего отца, о кознях Сета, что приходился ему дядей. Бог-сокол решил восстановить справедливость и наказать подлого врага. Он вызвал Сета на бой, но силы были неравны. Молодой бог оказался уязвим, и в определённый момент лишился глаза.

Око Гора имело огромную магическую силу, защищавшую своего обладателя. Зная об этом, Сет вырвал глаз у своего противника. К счастью боги во главе с добрым наставником Анубисом пришли на помощь своему соратнику. Глазом Гора стала богиня Уаджет, которая в облике кобры стала символом защиты и кары для врагов фараонов.

Вернув зрение, Гор победил Сета, изгнав того в пустыню. Он занял законный престол Египта, подарив людям счастье и свет. В честь победы Гора на земле устроили шумный праздник, который впоследствии египтяне проводили ежегодно, чествуя своего бога-сокола.

Что интересно, борьба Гора с Сетом происходила не только в мифологические древнейшие времена – её каждый из нас может видеть каждый день. Народ Древнего Египта верил, что свет и тьма находятся в бесконечном противостоянии. Словно Гор и его коварный враг, они меняются местами, но рассвет неизменно приходит на небо, что означает победу светлых сил.

Термин «Гор» использовался для обозначения различных божеств сокола древнего Египта

Название Хорус является латинской версией египетского Хор, что означает «отдаленный». Гор, как божественная фигура, развивалась как по названию, так и по форме на протяжении всей древнеегипетской истории. Историки считают, что поклонение Гору началось с доисторического Египта и продолжалось вплоть до римского Египта. Из исторических записей было видно, что в разные периоды разные формы Гора считались различными сущностями божества. Историки считают, что имя Гора является общим термином для различных божеств соколов древнеегипетской мифологии. Один такой историк,Джимми Данн считает, что «поскольку Гор принимает столько птичьих форм, невозможно точно сказать, какая форма божества является его настоящей формой». Тем не менее, Гору прежде всего поклонялись как Богу Неба. Говорят, что, будучи богом неба, в Горе были солнце и луна. В то время как его правый глаз был солнцем или утренней звездой, представляющей силу и квинтэссенцию; его левый глаз был луной или вечерней звездой, представляющей исцеление. Гора изображают как человека с соколом во главе, носящего псент. Псент — красно-белая корона, которая использовалась как символ царствования над всем царством Египта.

Другие ингушские башни

Фото с сайта — turproezdka.ru

Ингушетию считают страной башен. Только боевых башен, сохранившихся на данный момент, учёными насчитано порядка 120. Такие конструкции считают потомками доисторических конструкций, и именно в средневековой Ингушетии этот феномен проявил себя ярче всего на Кавказе. Вместе с тем, из всего многообразия башенной архитектуры Ингушетии, большинство из башенных комплексов расположены в Джейрахско-Ассинском государственном историко-архитектурном музее. Вот некоторые из них.

Вовнушки

Вовнушки. Фото с сайта — fantasyway.ru

Эти башни являются башнями ингушского рода Оздой и хотя о них стало известно уже в XVII веке, точная дата их основания для учёных неизвестна. Всего башен три и они очень живописны, поскольку словно вырастают из скал, на которых расположены.

Пялинг

Пялинг. Фото с сайта — gal-ka.tourister.ru

Башенный косплекс Пялинг — это средневековое городище, он представлен 14 мавзолеями и склепами, пятью боевыми башнями и 21-й жилой. По своей обширности и разнообразию он в чём-то может сравниться с Эгикалом.

Ний

Ний. Фото с сайта — sales.tourtrans.ru

Ний является родовым селением рода Йовлой, одного из крупнейших в Ингушетии. Как и большинство башенных городищ, на сегодняшний день он покинут жителями. В общей сложности на территории комплекса находятся 32 постройки: боевые и жилые башни, а также склепы.

Таргим

Таргим. Фото с сайта — m.kavkaz-uzel.eu

Таргим – это селение-побратим для Эгикала, связанное с ним единым мифическим предком. Всего оно представлено 55 боевыми и жилыми башнями, склепами, храмовыми постройками. Кроме того, на его территории есть древние строения, датируемые 2-1 тыс. до н. э.;

Цори

Цори. Фото с сайта — yandex.net

Цоринский шахар (средневековое территориальное объединение ингушей), центром которого в средние века был Цори, являлся мощным кланово-территориальным объединением древней Ингушетии. На сегодняшний день в Цори можно увидеть 23 башни и 13 культовых зданий.

Дворец в Угарите

Собирая по крупицам историю руин, ученые установили, что здесь стоял город Угарит, упоминавшийся в архивах двух египетских фараонов — Аменхотепа III и Эхнатона (ок. 1400 до н.э.). Шеффер обнаружил пять культурных слоев, датируемых периодом 6500—1200 до н.э.

В 1948 археологи раскопали крупный дворец с партией табличек разного содержания. Печати на них соответствуют одному из ранних правителей — царю Якару. Следовательно, уже в начале II тысячелетия до н.э. Угарит был столичным городом. Об этом периоде известно мало. Вероятно. Якару был вождем аморитов (амореев), семитских кочевников, захвативших город, чтобы контролировать его торговлю с Критом.

Возможно, Якару бывал в Мари на Евфрате, где дворец Зимрилима считался одним из чудес света. В каких хоромах жил сам Якару, неизвестно, но позднейший дворец в Угарите построен по марийскому образцу.

В XIV—XIII вв. до н.э. несколько царей пристроили к нему новые крылья, и весь комплекс раскинулся на площади более 1 га. Портал с деревянными колоннами вел в мощеный внутренний двор, служивший гвардейской казармой. Отсюда был вход в царскую усыпальницу с выстроенным поверх нее флигелем. За ним — две анфилады комнат для сокровищницы и дворцового архива. Позднее были добавлены канцелярия и печи для обжига глиняных табличек.

Восточнее дворца находились придворные мастерские, где раскопаны изделия из слоновой кости — возможно, подарки зарубежным правителям. Среди находок — инкрустированная бронзой и золотом резная голова принца или бога-воина. В соседнем доме жил «министр торговли». За ним располагались конюшни длиной более 29 м, манеж и «каретный сарай».

История Харрана

Харран — очень древний город. Первое поселение возникло здесь в 6200 году до нашей эры, и принадлежало культуре Халаф. Там производили керамику высокого качества. В бронзовом веке он превратился в город-государство в составе цивилизации Киш. Его окружали такие ранние сирийские царства, как Эбла, Мари и Угарит. 

Ассирийцы называли город Харрану, что на аккадском языке «harrānu» означает «перекресток, путь, дорога».

Упоминания в Библии

Харран упоминается в Ветхом Завете (Бытие 11:31 и 12) как место, где Авраам и его племя останавливались в течение нескольких лет на своем пути из Ура в Ханаан. Это произошло в период между 2115 и 1940 годами до н. э. В Харране умер и был похоронен его отец Фарра. 

Судьба другого библейского персонажа, Иакова, тоже связана с этим древним городом. Он встретился у колодца с Рахилью, дочерью Лавана, которая стала впоследствии его женой. Этот колодец, вероятно, находится в 1 км к северо-западу от Харрана. Его называют Бир Якуб, то есть колодец Иакова.

Культ бога Сина

В 13 веке город завоевала Ассирия. Там сходились торговые пути, ведущие из Средиземного моря до реки Тигр, а по Тигру можно было спуститься до самого Вавилона. Река Евфрат, в свою очередь, обеспечивала легкий доступ к Малатии. Благодаря удачному расположению Харран стал провинциальной столицей Ассирии. Он имел статус “вольного города”, и был освобожден от некоторых налогов и воинской повинности. 

Харран, как и Ур, был центром почитания бога луны Сина. В остальных городах Вавилона почитали Мардука. Развитию культа способствовал царь Набонид — последний ассирийский правитель, уроженец Харрана. Его мать Адда-гуппи служила жрицей в храме Сина.

Яблоко раздора персов и римлян

После падения Ассирии в 6 веке до н.э. Харран был завоеван Киром Великим, и триста лет находился под властью персов. После похода Александра Македонского в 4 веке до н.э. там расселились ветераны его армии.

Харран стал частью независимого царства Осроена, центром которого была Эдесса (современная Шанлыурфа). Он выполнял роль буферного государства между Парфией и империей Селевкидов. В это время в государстве начало распространяться христианство, а Харрану дали название Элленополис.

Читай также: Шанлыурфа | Турецкий Курдистан

Во время войны Парфии и Рима в Харране произошло крупное сражение, где римские войска потерпели поражение. Оно вошло в историю как “битва при Каррах”. Погибли 20 000 римских солдат, в том числе полководец Красс. В результате Рим прекратил экспансию на восток.

В 382 году все языческие святыни были разрушены византийским императором Феодосием Великим, включая Храм Сина в Харране.

Исламская эпоха и развитие науки

В 7 веке Харран переходит к арабам. Они заставили население принять одну из авраамических религий: иудаизм, христианство или ислам. Многие харранцы идентифицировали себя как сабианцы. Это немонотеистическая секта, поклоняющаяся небесам, которая трижды упоминается в Коране. Так, под носом христианства и ислама, культ Луны сохранился в Харране до 11 века.

При халифе Мерване II Харран на шесть лет стал столицей Омейядского халифата. Он перестроил город по овальной схеме вокруг центрального холма. Он также соорудил оросительные каналы, дворец, и отремонтировал Большую мечеть. Поселение окружала стена длиной 4 км, которая частично сохранилась.

Руины стены, возведенной при Мерване

Мервана II в Грузии называют Мерваном Глухим, потому что он не слышал криков о пощаде своих противников. Он принес ислам в Грузию и Армению, разграбил и сжег города Сухуми, Кутаиси, занял Тбилиси и основал там Тбилисский эмират.

Вторжение монголов в Сирию в 1260 году разрушило город. Он лежал в руинах вплоть до начала 16 века, пока османы не взяли его под свой контроль.

Мечеть в Харране, 1920-е годы

К концу 1980-х годов реки равнины Харран высохли из-за постройки плотины на Евфрате и Тигре. Люди начали покидать обжитые места. В 2005 году была запущена программа GAP (Güneydoğu Anadolu Projesi), целью которой является развитие сельского хозяйства, ирригации, образования и здравоохранения. Сейчас в долине выращивают хлопок и рис.

Как добраться до Экигала?

Дорога в с. Джейрах. Фото с сайта — rosphoto.com

Чтобы увидеть Эгикал нужно добраться из города Магаса до села Джейрах, являющегося административным центром Джейрахского района. Путь займёт приблизительно 1 час. На территории села Джейрах располагается Экигал и другие объекты Джейрахско-Ассинского музея-заповедника.

Также до Джейраха можно добраться из Владикавказа на рейсовом
автобусе №2. Автобус ходит четыре раза в день по маршруту
Джейрах – Владикавказ – Назрань, в 6.30, 7.40, 16.40, 18.00 часа.

До самого Экигала из Джейраха 32 км, это приблизительно 45
минут на машине по основной дороге в горной Ингушетии.

Где остановиться при посещении Экигала?

Санаторий Армхи. Фото с сайта — sprint-rnd.com

Одним из мест, где может разместиться путешественник, который
хотел бы посетить Эгикал и джейрахский музейный комплекс, является
отель-пансионат Армхи в одноимённом селе. Это место находится недалеко от
Джейраха, примерно в 3 км.

Также недалеко от селения Чми в Республике Северная
Осетия-Алания стоит мини-отель Магистраль. От него до Эгикала около 40 км. Однако больше всего
гостиниц можно найти в столице соседней Осетии, во Владикавказе.

Фото с сайта — ghalgha.livejournal.com

Путешествие в Ингушетию, страну башен, однозначно стоит того, чтобы его совершить. Уникальные памятники архитектуры, башни долины реки Ассы: Эгикал, Таргим, Пялинг и другие, стоят, словно древние исполины, взирающие на прекрасные реки и горные ущелья вокруг, стерегущие время. Это путешествие будет интересно как любителям красот природы, так и тем, кто увлекается историей и архитектурой.

Страна башен с высоты птичьего полёта от канала Vadim:

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ЭГИКАЛЕ

Поговаривают, что в древнем селении на данный момент проживает как минимум один житель, то есть аул не настолько уж заброшен. И кстати, если взглянуть на башенный комплекс и сравнить его с другими, то по ухоженности он даст фору любому архитектурному ансамблю Ингушетии. Даже сейчас здесь установлены удобные лестницы, территория отличается аккуратностью, а здания практически не подверглись разрушениям. Поэтому возникает стойкое ощущение, что городок вот-вот наполнится рыночным гомоном, звонко застучат молоты кузнецов, а бойницы украсят румяные лица жителей Эгикала, любопытно взирающих на окружающий праздник жизни.
Еще одним интересным фактом можно считать то, что в Эгикале родились такие известные ингуши, как Идрис Базоркин, чьи произведения олицетворяют классику литературы Ингушетии. Его могила находится здесь же, на территории башенного комплекса, на родовом погосте. Писатель умер в конце мая 1993 года. Идрис Муртузович оказал огромное влияние на развитие ингушской литературы и занял почетное место в рядах народных писателей и поэтов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий