Древние росписи

Основные этапы в работе по росписи стен храма:

Разметка под роспись храма

  • Оштукатуривание, грунтовка и покраска стен;
  • расчерчивание стены, калькирование;
  • выполнение линейных рисунков на стене;

Изображение основных архитектурных элементов

  • Прорисовка филенок, фонов;
  • изготовление бумажных трафаретов для рисования орнаментов;
  • выполнение росписи кистью, доработка.

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов

  • Прорисовка фонов под орнаментами и изображениями;
  • фигурные композиции святых в декоративном оформлении;
  • применение золотой краски (например, матовой краски Keim Soldalit).

Роспись под площадкой хоров

Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.

Роспись алтаря

Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.

В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.

Описание

Почему же художники решили наносить изображения именно на свежую штукатурку? Дело в том, что когда она высыхает, то на её поверхности образуется тонкая прозрачная известковая плёнка. Она защищает изображение, делая его долговечным. Именно поэтому до наших дней сохранились многие фрески, написанные в средние века и даже в античную эпоху.

У фресковой живописи есть и свои ограничения. Например, размер поверхности, покрываемый изображением за один день, не такой большой, как при других техниках; однако произведение нужно закончить до того, как стена высохнет. Поэтому создание фрески – процесс трудоёмкий и сложный.

Живопись а секко (то есть по сухой штукатурке) позволяет создавать произведения более быстро; но по долговечности она заметно уступает фреске. Изображение, нанесённое на свежую штукатурку, нельзя перерисовать, переделать при необходимости, его можно лишь немного подправить.

Изначально для настоящей фрески не были доступны некоторые цвета, в том числе такой важный, как синий: все известные средневековым художникам синие пигменты теряли свои свойства во влажной среде. Поэтому небо и синюю одежду на таких изображениях добавляли позднее, когда покрытие высыхало.

Фреску наносили не на знакомую нам строительную штукатурку, основанную на цементе. Пригодная для нанесения изображения штукатурка называется левкасом. Для её приготовления необходимо смешивать известь с песком. Краски тоже используют особые – натуральные, разведённые водой. Поэтому для фресок характерен особый колорит; их яркие цвета не блекнут даже спустя много столетий.

Мезенская

Архангельская область

Мезенская роспись — ещё один важный элемент народных промыслов России. Появившийся в XIX веке в низовьях реки Мезень роспись неподражаема и сильно выделяется на фоне остальных. Данный тип искусства применителен, прежде всего, к кухонной утвари, а также прялкам, всевозможным кубкам и чашам. Мезенский стиль представляет собой чисто орнаментальный тип декора. При одном взгляде на изделие, украшенное по-мезенски, не возникает сложности её идентифицировать. 

В структуре орнамента часто встречаются геометрические узоры — крестики, линии, треугольники, ромбы, но центральное место в композиции уделяется знаковым, имеющим интерпретацию, элементам. Так, красные кони изображали движение солнца, ели — символизировали мужскую силу, а гуси и лебеди становились воплощением душ родных и близких. Весь спектр палитры ограничен тремя ключевыми оттенками: приглушенным земельно-красным, чёрной сажей и жёлтой охрой. Традиционно навык росписи и все секреты творца передавались семьями по мужской линии. Практически всё наследие, созданное в таком стиле, приходится на период конца XIX – начала ХХ веков, однако усилиями старых палащельских мастеров в 1960-е годы удалось вернуть к жизни исчезающий, уникальный тип росписи.

Основные виды промысла

Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях.

Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – все это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.

И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.

В течение долгого времени у человека не было под рукой другого материала кроме дерева, поэтому роспись по дереву стало одним из самых обширных на Руси. Сегодня искусствоведы выделяют следующие школы старинной росписи:

  • мезенская;
  • хохлома;
  • гжельская;
  • жостовская;
  • федоскинская;
  • городецкая;
  • палех;
  • северодвинская;
  • прикамская.

Сегодня все эти виды и школы русской народной росписи существуют, так как есть мастера, которые сумели сохранить старинную манеру и технику. Их товар популярен, часто покупается в качестве подарка или как сувенир на память. А много ли мы знаем об истории, просто покупая красивую вещь?

Городецкая роспись по дереву

В деревнях, расположенных поблизости уездного города Городец Нижегородской губернии, мастерили прялочные донца – один из элементов ручной прялки. На нем сидели во время работы, а по ненадобности донце вешали на стену, поэтому мастера старались его всячески украсить. Знаете ли вы, что по старинному обычаю, сватаясь, жених должен был сломать донце своей невесты, чтобы потом смастерить ей новое.

Для городецкой росписи характерна трехярусная художественная композиция, где первый и нижний ярус занимают сюжетные мотивы, а середина разделена полосой в виде повторяющегося цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собачки, птицы, деревья, охотники – это главные герои городецкой росписи. Кроме прялочных донец мастера расписывали детские стульчики и каталки.

Первая Мировая едва не поставила под угрозу городецкую роспись по дереву, как и другие виды, так как в живых практически не оставалось мастеров.

В городецкой росписи красным и желтым расписывается основной фон, а уже потом дорисовывают другими цветами узоры. Черным и белым прорабатывают мелкие детали, как бы «оживляя» картину. Для приготовления красок в старину использовали природные минералы, растираемые в порошок. В конце изделие покрывается лаком.

Краснофигурная вазопись

Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530 г. до н.э. и развивался около 130 последующих лет. Красные узоры создавали контурную картину на черном фоне глазури. Два стиля развивались параллельно и существуют примеры двойной техники дизайна вазы. Но краснофигурая вазопись, за счет преимущества применения кисти, позволяла более реалистично изобразить человеческую фигуру.

Предварительный эскиз делали на глине с помощью тупого инструмента. Эскизы превращали в рисунок с узкими линиями, а затем дополняли более широкими полосами черного цвета. Контуры и внутренние линии были нарисованы на глазури с помощью кисти, чтобы ясно сформулировать рисунок или выделялись небольшим рельефом. Чтобы дифференцировать менее значимые линии от более важных, рисовали разбавленной глазурью, и полученный золотисто-коричневый цвет эффектно контрастировал с чернотой контуров. Использование кисти в искусстве росписи позволяло создавать точные контурные рисунки.

Под влиянием искусства стеновых техник живописи, в искусстве вазописи появились характерные для этого стиля признаки:

  • анатомические детали,
  • разнообразные выражения лиц,
  • детали одежды,
  • перспектива, особенности расположения фигур,
  • изображение повседневной жизни, сцен обучения и спортивных соревнований.

Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными формами керамики были амфоры для хранения вина, большие кратеры для смешивания вина с водой, кувшины для розлива вина, килики или чашки с горизонтальными ручками для питья, гидры с тремя ручками для хранения воды, глубокие миски, банки для хранения масел и отдушек. Эти предметы имели практическое применение, поэтому ручки делали крепкие, используя тщательно продуманные формы работе с тонкими декоративными дополнениями художников. Кроме того, окрашенный нарратив передавал информацию, которую следовало читать, поворачивая изделие в руке.

В 4 веке до нашей эры предпринимались в попытке скопировать искусство древних техник для фрески, но краснофигурная роспись оказалась частично утрачена и постепенно выродилась. Греческие гончары создавали оригинальные, красивые формы и искусство вазописи, которое рассказывало о жизни и верованиях древнего народа вместо современных письменных записей.

Вятская роспись

Каждый элемент в народной росписи наделен значением, он символичен и неслучаен в общем рисунке. Вятская роспись, так же, как и другие подобные промыслы Руси, была обережной. К сожалению, значение некоторых элементов забылось, и узоры на деревянных изделиях стали восприниматься только как декоративные.

На Вятской земле сочными, богатыми узорами расписывали прялки, шкафы, и, конечно, сундуки. После того, как крестьяне стали топить «по белому», декорирование захватило и наиболее почитаемые зоны дома – возле печи, божницу, входную дверь. Роспись домов сюда пришла с северных регионов. Расцвет домовой живописи случился в конце 19, начале 20 столетия.

Узнаваемые черты:

    • животные и цветы – они изображаются гораздо чаще людей, цветы собраны в букеты и гирлянды, а деревья отображают жизненный цикл;
    • круг – обязательный элемент росписи, он обозначает солнце, закругленными мазками изображаются лучи и энергия светила, а если нарисовано несколько кругов, это символизирует движение светила по небу;
    • ромб – древнерусский символ плодородия, богатства;
    • лев – экзотическое животное, ставшее символом защитника дома;
    • птицы – часто изображаются вместе со львами (вороны, утки, куры);
    • совы в вятской росписи считаются положительными персонажами;

  • главный цвет, который предпочитает эта русская роспись, красный, он символизирует саму жизнь;
  • среди особенностей техники выполнения следует отметить то, что рисовали художники не кистями, а заячьими лапками;
  • перед росписью сундука мастер промазывал его клеем;
  • ранее художники пользовались масляными красками, сегодня в ход идут их современные аналоги.

Внимание! Узоры вятской росписи – это настоящее вдохновение для тех, кто хочет оживить интерьер сочными, самобытными акцентами. Вместо копирования картинок и постеров из сканди-интерьеров, можно взять фактически любой вятский эскиз

Он гармоничен, красочен, а его обережное значение может существовать и сегодня. Вятские узоры могут появиться на шкатулках, тарелочках, посуде, деревянных панно. Сканди-стиль станет ярче и интереснее именно с таким декором.

Древние храмы с сохранившейся росписью

Фото: Temples.ru

В России не так много храмов, в которых сохранились древние росписи. Богоборчество 20 века лишило следующие поколения этого бесценного дара. Но есть несколько церквей, в которых можно увидеть живопись 12 века. Одной из жемчужин древней храмовой росписи является Церковь Преображения Спаса на Нередице, построенная в 1198 году в Великом Новгороде. Фрески нанесены на все поверхности внутри, а также своды храма. Они гармонично сочетаются с архитектурой строения, составляя вместе бесценный шедевр.

В Мирожском монастыре во Пскове также есть Преображенский храм, где еще более древние, 1140 года, фрески сохранились до наших дней.

Тема недели: Направления современного православного богословия

Статья

Современная научная космология и православное богословие

Статья

«Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах»: интервью митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) специально для портала Богослов.Ru

Статья

Богословское осмысление парадигмы исторического прогресса

Статья

Царство Божие и Церковь. Соотношение понятий

Статья

«Эволюционное религиоведение» и православное богословие о сущности духовной культуры: противостояние или диалог?

Статья

Святой Григорий Палама в современном греческом богословии

Статья

Научная критика ветхозаветного текста и православное богословие

Статья

Церковь и естественнонаучные картины мира: проблемы рецепции

Статья

Церковь в современной православной мысли: Крещальная экклесиология

Статья

Постсекулярная субъективность в западной философской дискуссии и православное богословие

Статья

Богословие общения и евхаристическая антропология

Статья

Об Иисусе Христе. Попытка современной православной христологии

Статья

О значении Священного Писания в современном православном богословии

Статья

Пост-патристическое богословие, или за пределами неопатристического синтеза

Статья

Верую в Церковь: варианты прочтения. Часть 1

Статья

«Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию». Интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)

Статья

Верую в Церковь: варианты прочтения. Часть 2

Статья

Дарвин – отец Церкви: вопросы и ответы

Статья

От «возвращения к отцам» к необходимости современного православного богословия

Статья

«Пути» греческого богословия

Статья

Крайности в богословии и в жизни

Статья

Учение святителя Феофана Затворника о мытарствах (его особенности и влияние на православное богословие XX века)

Статья

Грехопадение и научная картина мира в православном богословии и в богословии Тиллиха

Статья

История как идентичность: вклад в православное осмысление историчности

Статья

Прот. Владимир Зелинский: «Что такое “богословие общения” и что за потребность вызвала его к жизни?»

Статья

Продуктивен ли «Разумный дизайн» как парадигма в современной православной апологетике?

Статья

Богословское осмысление «смерти субъекта» в философии пост-структурализма

Статья

К вопросу о принципах построения православной естественно-научной апологетики XXI в.

Статья

Современная философия сознания с точки зрения христианской апологетики

Статья

Актуальные проблемы современного богословия

Статья

«Богословие общения» и «богословие подражания Христу» в современной православной мысли

Мнение

Верую в помогающую Церковь

Статья

Актуальные проблемы богословия

Статья

Религиозное разнообразие в современной православной мысли

Статья

Феномен богодухновенности Библии в современном православном богословии

Статья

«Созерцание, умозрение, действие»: размышления о православном богословии

Статья

Вопросы и перспективы православного богословия

Статья

Проект документа «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма»

Статья

Кафоличность и соборный институт Церкви в богословии митрополита Иоанна (Зизиуласа)

Статья

Протоиерей Александр Задорнов: «Мы сняли “венцы безбрачия” со многих научных дисциплин»

Палех

Палехская роспись – народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью – от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву – это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

Пучужская роспись

В селе Пучуга, что на реке Двина Архангельской области, появилась еще одна разновидность русской росписи. И снова заслугу ее появления можно адресовать старообрядцам. Главное ее отличие – яркий рисунок с красным оттенком.

Особенности пучужской росписи – это:

  • картинку составляет, в основном, растительность – цветы, листья, побеги;
  • иногда в мотиве росписи появляется сказочная птица;
  • картины с жанровыми и бытовыми сценами тоже встречаются;
  • фон – преимущественно белый;
  • черная широкая подводка часто сопутствует рисунку.

Интересно сравнивать виды архангельской росписи между собой: в них много общего, но тонкие различия говорят сами за себя. Случайному зрителю эти нюансы заметны не будут, но по некоторым показателям можно делать интересные культурологические выводы.

Узнать больше интеерсной информации о даном виде росписи вы можете узнатьиз нашей статьи: История и особенности Пучужской росписи 

Каргопольская роспись

Этот национальный промысел родился в Архангельской области. Его истоки уходят в 13 век, найденные гончарные изделия археологи датировали именно этим столетием. Изначально люди лепили посуду, востребованные гончарные изделия, а в свободное время, на потеху детишкам, делали игрушки. Спросом они не пользовались, потому на продажу их фактически не выставляли.

Но сложилось так, что в историю вошла именно каргопольская игрушка. Сделана она преимущественно в деревенской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и веселы. Они или кормят скот, или работают на поле, или суетятся по дому. Немало и праздничных фигурок, лихих танцоров и музыкантов с гармошками.

Животных каргопольцы тоже лепили: и настоящих, и мифических. Например, Полкан – полуконь-получеловек изображался с орденами и в форме. Деталь игрушек не прорабатывали, многие элементы одежды были схематичны. Но при этом все наряды яркие, заметные. И каргопольская роспись также сакрализировала своих персонажей: женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.

Узоры на игрушках простые, даже примитивные – волнистые линии, треугольники, круги, цветы, стихийные знаки. Но и в них сама жизнь с народа с ее представлениями о мироздании, о красивом, вечном, правильном.

Принципы храмовой росписи

Фото: Flickr.com

Позднее, когда появилось христианство и совершилась победа над иконоборчеством, во времена византийского периода, существовали два правила храмовой росписи.

Образ должен быть узнаваемым, тождественным своему прообразу. Кроме того, на иконах начали наносить надписи, указывающие на лицо, прославленное на иконе. Тем самым, молящийся мог обращаться не просто к некоему образу, а к его прообразу, который мог оказать ему помощь и поддержку. Между молящимся и Небесной силой происходил диалог, настоящая встреча. Образ должен быть расположен на определенном и подобающем по иерархии месте, где каждый прихожанин мог найти его

И неважно, где он будет искать – в Кафедральном Соборе или деревенской церквушке. Всегда будет сначала Иисус Христос, затем Богоматерь, после нее – ангелы и святые по старшинству

Такой порядок установился с 9 века и из Византии перешел на Русь.

Принципы сложились при Византийском патриархе Фотии, причем стоит отметить, что принципы храмовой росписи становились вместе с сложением Литургического чина. Система устройства росписи в храме называлась программой росписи. Условия построения программ зависели от значения и смысла их в богослужении, от построения Литургии. Отсюда возникло 4 иконографических сюжета:

  1. Исторический – когда ветхозаветные и новозаветные сюжеты располагались в хронологическом порядке.
  2. Литургический — соблюдалась последовательность сюжетов богослужебной и календарной логики.
  3. Евхаристический – центр располагался в алтарной апсиде.
  4. Иерархический – смысловой центр находится в куполе храма.

Несмотря на такой строгий порядок, незыблемое соблюдение принципа иерархии, каждый храм в своей росписи совершенно уникален. Иконописцы могли принимать любые творческие решения, не нарушающие канонов и единой композиции архитектурно -художественного замысла росписи храма.

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория – деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Религиозная живопись XIX-XX веков

Храмовая живопись этого периода развивается согласно законам русского модерна, зародившегося в Киеве. Именно там можно было ознакомиться с работами Васнецова и Врубеля. Стены Владимирского собора, расписываемого Васнецовым, детально фотографировались, показывалось великолепие росписи всей стране.

Многие художники стремились подражать этой технике при работе в других храмах. Роспись храма этого периода сильно повлияла на технику других художников. Пристальное изучение храмовой живописи дало возможность получить незабываемый опыт, способствующий подбору стиля, подходящего конкретной архитектуре.

Гжель

Московская область

Бело-голубая керамика, известная как гжель, отличается своей утончённостью, изысканностью и характерной цветовой гаммой. Основу промысла составляет богатая глинами местная почва, из которой в 1800 году начали производить фарфор, хотя гончарная деятельность здесь была развёрнута ещё задолго до открытия завода фарфоровых изделий. Первая настоящая гжель сильно напоминала майолику, но после стала приобретать уникальный, свойственный ей вид. В росписи активно использовался кобальт, синяя краска с глубоким ярко выраженным оттенком, которая легко переносила высокие температуры. 

После такие фаянсовые изделия получили не только местное признание, но и стали активно поставляться в ближайшие регионы. В раннее советское время гжель пережила упадок, но с середины XX века получила импульс к дальнейшему развитию. На сегодняшний день в Гжели функционируют несколько мастерских, где занимаются производством всевозможных изделий: от статуэток до посуды. 

Онежская роспись

Она родилась в нижнем течении реки Онеги. У древнего направления синий либо зеленый фон, а главным украшением считается цветочный узор, напоминающий вытянутый букет. Для этого направления характерна выраженная декоративность, крупные масштабы письма, свободная кистевая манера.

Онежские расписные прялки нередко сравнивают с каргопольскими, но они куда изящнее. Узнать онежские прялки можно по цветам в виде яблока с лепестками.

В декоре наличников и ставен онежские мотивы не менее выразительны, чем на расписных прялках. И здесь же заметен этот холодноватый, словно немного морозный северный декор. Это цветовое различие показывает, какие разные все же бывают росписи.

LiveInternetLiveInternet

Внутреннее убранство православных храмов, сложившееся в искусстве Византийской империи, получило свою стройную систему. Она отличалась как от росписей раннехристианских храмов, так и от убранства храмов средневековой Западной Европы.

Знаменитый австрийский историк искусства Отто Демус пишет: «В случае с храмовым убранством — той областью, в которой византийское искусство достигло, быть может, своих наибольших высот, — каждый отдельный элемент есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Как кажется, в классический период средневизантийского искусства — с конца IX до конца XI в. — эти принципы формируют удивительно последовательно составленную структуру, в которой некоторые параметры допустимы и даже необходимы, тогда как других избегают, поскольку не находят нужным с ними считаться. Эта система не была чисто формальной — для её создания богослов был нужен не меньше, чем художник». «Ансамбль византийской монументальной живописи существенно проиграет, если рассматривать его как сумму отдельных композиций. Эти композиции не задумывались как независимые произведения. Их создателей в первую очередь заботили взаимоотношения образов друг с другом, с архитектурным обрамлением и со зрителем». Роспись храма выполняла не просто учительную, назидательную функцию. Она представляла собой цельный иерархический образ Церкви, к участию в которой призывался вошедший в храм. «…образ, в свою очередь, формировал пространство, в котором двигался зритель. Последний был скорее „участником“, чем „зрителем“.» Изображения на сводах и стенах храма понимались не как иллюзорные картины, содержащие определенный рассказ. Здесь устранялась грань между реальным пространством и образом, являющим умозрительный мир, духовную реальность. Роспись храма следовала важнейшему догмату иконопочитания 7 вселенского собора 787 года против иконоборцев: «Честь, воздаваемая иконе, относится к её первообразу». То есть изображения святых и событий Евангельской истории являются для человека реальным присутствием этих лиц и мест, где действовал Господь Иисус Христос. Человек может напрямую общаться со святыми и присутствовать при Рождении Христа, Его Крещении, Преображении, Распятии и Воскресении.

Для этого византийскому искусству требовался определенный язык, прежде всего соблюдающий постоянную, узнаваемую иконографию святых и священных событий. Здесь не могло быть мелочей, второстепенное не могло быть выделено, во всем должна была соблюдена иерархия. Суть происходящего должна быть ясна с первого взгляда. Все лица должны были сохранять свои узнаваемые черты и атрибуты, быть удостоверенными надписями.

Но не менее важен был постоянный контакт со зрителем, призванным стать участником изображенного. Изображения должны были делаться в фас, чтобы сохранялся этот контакт. Однако, в этом случае могла исчезнуть связь фигур в самом действии, и византийское искусство нашло компромиссный вариант — трёхчетвертной разворот. При этом сохраняется взаимодействие изображенных друг с другом, и все персонажи обращены одновременно и к зрителю.

Содержанием всей росписи был христологический догмат. Все изображенные лица и события были соединены единым смыслом — учением о Христе. Даже развернутые повествовательные циклы изображались не из-за собственной содержательной ценности, но потому, что уясняли истинность этого учения. C уважением https://n-dl.narod.ru/

Этапы создания фрески

Прежде чем создавать произведение, необходимо подготовить поверхность. Стандартное количество слоёв штукатурки – два. В основе штукатурки для фрески лежит гашеная известь, смешанная с песком в определённой пропорции. На основной слой наносится дополнительный; это очень тонкий слой – 3 – 5 миллиметров. Пока верхний слой остаётся влажным, на нём можно писать.

Заранее необходимо подготовить шаблон. Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывают к поверхности и продавливают контуры (графью) – это можно сделать, например, карандашом. Применяли и другой вариант: с шаблона снимали кальку с прорезанными отверстиями, и через них углём наносили контуры прямо на стену. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины – особого карандаша без оправы.

Теперь можно приступать к окрашиванию. Нередко художник для начала наносит так называемый подмалёвок, то есть закрашивает отдельные области серым цветом. Это необходимо для того, чтобы наносящийся поверх него основной цвет приобретал особый оттенок.

Серый подмалёвок позволяет добиться интересного оптического эффекта. Наиболее ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько красок; остальные цвета получаются с помощью наложения слоёв. Чтобы, например, получить коричневый цвет, нужно на серую основу наложить красную краску.

Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности.

Виды народных промыслов в России

К изделиям народного промысла относятся посуда и фигурки из глины, особая роспись, кружево, ковроткачество, резьба по дереву и кости.

Художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство – в местах залежей глин. Производство металлических изделий характерно для районов с месторождениями руд черных и цветных металлов. Эскимосы, ненцы, чукчи издавна занимались обработкой кости морских животных, а жители гор обрабатывали камень.

Народные промыслы с использованием древесины

Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины. Вот самые известные из них:

  • Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году.
  • Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву.
  • Хохломская посуда.
  • Волховская роспись по дереву.
  • Богородская игрушка.
  • Капокорешковый промысел

Художественные промыслы: роспись

Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Примеры:

  • Мезенская роспись.
  • Федоскинская миниатюра.
  • Палехская миниатюра.
  • Городецкая роспись.
  • Борецкая роспись.

Русские народные игрушки из глины

Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном детскими руками из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками:

  • Старооскольская глиняная игрушка.
  • Абашевская игрушка.
  • Дымковская игрушка.
  • Филимоновская игрушка.
  • Каргопольская игрушка.
  • Романовская игрушка.

Промыслы с использованием ткани

Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани:

  • Вологодское кружево.
  • Елецкое кружево.
  • Оренбургский пуховый платок.
  • Павлопосадский платок.
  • Древнерусское лицевое шитье.
  • Крестецкая вышивка.

Промыслы с использованием металла

Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла:

  • Каслинское литье.
  • Тагильский поднос.
  • Жостовский поднос.
  • Великоустюжское чернение по серебру.
  • Мороз по жести.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий