Экскурсии
В программу экскурсионного обслуживания входят несколько этапов:
- Начало осмотра – в северной части верхнего шатра. Гостям сообщают сведения о войне со Швецией, начале возведения северной столицы и историю музея
- Далее — визуальный осмотр Домика снаружи и изучение его архитектурных и декоративных примет. Экскурсоводы повествуют о всевозможных методах реставрации и открытиях, произошедших во время этих работ
- Следующий этап экскурсии – знакомство с внутренними помещениями и обстановкой Домика через окна. Экскурсоводы подробно описывают убранство кабинета, столовой и спальни, указывая на подлинные вещи царской особы
- Финальный аккорд – осмотр в южной части защитного короба лодки, сработанной самим царём, и его бюста
История строительства Зимнего дворца
В одной из таких слобод в начале 1710-х годов был построен Зимний дом Петра I, рядом с которым позднее была прорыта Зимняя канавка.
Первый Зимний дворец представлял небольшое двухэтажное здание, крытое высокой черепичной крышей. Он был весьма скромно украшен – пилястры на углах, прямоугольные наличники на окнах, центральный портал. С двух сторон к нему примыкали низкие служебные флигеля.
К 1721 году по проекту архитектора И.С.Маттарнови был возведен Второй Зимний дворец, выходивший фасадами на Неву и Зимнюю канавку. Он был больше Первого Зимнего дворца имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и украшенный пилястрами скромный фасад. Вскоре Доменико Трезини (ок. 1670-1734) начинает возводить третий по счету Зимний дворец. Второй дворец он включил в новый в качестве западного крыла. Новое здание выделялось нарядным оформлением центра.
Следующие Зимние дворцы строились ближе к Адмиралтейству, там, где прежде стояли дворец генерал-адмирала Апраксина, дом Кикина, палаты Рагузинского и Ягужинского. В 1783-89 годах итальянский архитектор Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II на месте Третьего Зимнего дворца начинает возводить Эрмитажный театр. В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи бывшей царской резиденции. Позднее император Николай I безуспешно пытался найти ее следы. Казалось, дворец исчез навсегда…
Здание Эрмитажного театра и фрагмент Зимнего дворца Петра I со стороны Зимней канавки
Архитектура
Летний дворец – одна из самых старых построек Петербурга. Здание выполнено в стиле Петровского барокко. У дворца строгое обличье, высокая крыша с четырьмя скатами. Пропорции четкие, множество окон, под кровлей – барельефы и лепной фриз – явное стилистическое выражение барокко. Водостоки выполнены в виде крылатых драконов, а для разделения этажей использованы 29 барельефов. Они представляют собой сцены древней мифологии. Иносказательно барельефы повествуют о Северной войне. Декор четырех фасадов выполнен фризом.
Вход во дворец украшает римская богиня мудрости Минерва, окруженная боевыми трофеями и победоносными знаменами. Морская тема прослеживается на фасадах. Здесь можно рассмотреть тритонов, нереид, морских коней-гиппокампов с рыбьими хвостами в чешуе. Также фигуры древнейших божеств и героев, дельфинов – как символов морского спокойствия, которые охраняют дворец. А крыша летней резиденции увенчана флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца, защитника древнерусского воинства.
nwspb
ya_gusarova_
victoriaspb.ru
spbtoday_
deti_tur
angrybird_anastasia_rus
sdv_spb
vvelesov
imagine.city
Архитекторы и создатели дворца
Автором и проектировщиком Летнего дворца является Доменико Трезини. Главный архитектор и скульптор, выдающийся немец Андреас Шлютер занимался фасадами и внутренней отделкой дворца. Недалеко от резиденции, на набережной Фонтанки он также начал возводить грот. Закончили возведение грота после кончины Шлютера Маттарнови и Микетти.
Реконструкция
Летний дворец Петра I пострадал в ходе Великой отечественной войны. Осколки снарядов сильно повредили крышу, в комнатах с потолков посыпалась штукатурка, пострадали рамы и фасады. В 1946 году, почти сразу после войны была проведена быстрая косметическая реставрация. Однако, уже в 1947 году работа музея продолжилась.
Полное восстановление дворца проводилось в 1950-1960 годах. Вернули первоначальный вид резиденции, заменили полы и изменили отопительную систему. Стены вновь обили тканью, рисунок плафонов и лепка были также восстановлены.
В 2015–2017 годах во дворце проходила комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе работ в Летнем дворце была восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.
Фото и описание
Около Троицкой площади на Петропавловской стороне Невы стоит довольно неприметный домик, окруженный кованой оградой. Это Домик Петра I – уникальный памятник истории и архитектуры, деревянное жилое строение, имеющее уже более 300 лет от роду. Это первое здание, построенное в Петербурге для российского государя задолго до возведения Летнего, и, тем более, Зимнего дворца. Место было выбрано неслучайно за Петропавловской крепостью: отсюда удобно было наблюдать за всеми стратегически важными объектами — водными просторами Невы, окружающей местностью и бастионами крепости.
Дом был срублен всего за три дня в конце весны 1703 года солдатами – плотниками (вполне возможно – шведами, взятыми в плен в Северной войне). Стены сделан из соснового бруса, (причем по повелению царя были использованы деревья, росшие именно на этом месте), а крыша была покрыта гонтом, представляющим собой плоские деревянные дощечки, напоминающие черепицу. Гребень крыши был украшен резными изображениями мортир и бомб с горящими фитилями, что было намёком на то, что хозяин дома – капитан-бомбардир.
Домик был небольшим, площадью всего 60 квадратных метров и предназначался для краткосрочного пребывания в нём государя, укрытия от непогоды и летнего отдыха
Но недаром современники именовали его дворцом, «красными хоромцами»: Домик внешне был красив и даже издали приковывал внимание. Наружные стены его покрасили под крупный кирпич красной масляной краской. Окна отливали особым светом «лунного» стекла
При необходимости их можно было закрыть густо-вишнёвого цвета ставнями, которые были закреплены на вызолоченных кованых петлях. Около Домика был сооружен флагшток, на который во время присутствия государя в его резиденции поднимался желтый царский штандарт с чёрным двуглавым орлом, держащим в клюве и лапах карты трёх русских морей
Окна отливали особым светом «лунного» стекла. При необходимости их можно было закрыть густо-вишнёвого цвета ставнями, которые были закреплены на вызолоченных кованых петлях. Около Домика был сооружен флагшток, на который во время присутствия государя в его резиденции поднимался желтый царский штандарт с чёрным двуглавым орлом, держащим в клюве и лапах карты трёх русских морей.
При входе в дом посетители попадают в сени, из которых можно пройти в две светлицы (горницы): налево – столовая, а за ней небольшая спальня, направо – кабинет. Двери были корабельными, снятыми со шведских кораблей, добычи Северной войны, на них еще остались фрагменты живописи. Домик не отапливался, но в кабинете была изразцовая печь. В комнатах воспроизведена обстановка петровских времен. Стены обиты парусиной. И как самая примечательная деталь – в Домике имеется бронзовая табличка, обозначающая рост царя — 2 метра 4 сантиметра.
Для сохранения первого дворца Петербурга по указанию Петра I в 1723 году вокруг Домика был возведен “футляр” по проекту архитектора Трезини – открытая каменная галерея с крышей. В середине девятнадцатого века был выстроен новый, значительно более просторный, с большими окнами, каменный футляр по проекту архитектора Р.И.Кузьмина, который в 1889 году был еще более расширен с севера и юга.
Летний домик Петра 1 в Санкт Петербурге история
Где жил Петр 1 в Санкт Петербурге? Считается, что строительство здания для царя длилось с 24 по 26 мая 1703 года, хотя часть учёных утверждают, что в то время построить такой дом за три дня было не возможно. Домик Петра I представляет собой простую избу-сруб. Стены Домика сделаны из соснового бруса.
Петр любил всё голландское и что бы придать дому каменный вид, он велел стесать брус, покрасит в красный цвет и расписать фасад под кирпич. Сделал высокую крышу и покрыл гонтом под черепицу, а непривычно большие окна, такие у нас ещё не делали, разделить на множество маленьких и застеклить. Поэтому летний домик Петра в те времена называли Красными хоромами.
На фото ниже, можно увидеть остатки росписи стен под кирпич
Обратите внимание на небольшую табличку на косяке двери, там указана высота Петра Первого она составляла 2 м 4 см., таким образом , что бы войти Петру в дом необходимо было нагибаться
Видно как стенки красили под кирпич
После постройки Летнего и Зимнего дворца Пётр более не жил в этом домике. Надо отметить, что ещё при жизни царя , его домик стал исторической ценностью. Он стоял пустующий до 1723 года, когда вокруг него поставили каменную галерею. Однако она оказалась в деле малоэффективной защитой, что с особенной показало наводнение в сентябре 1777г..
Кирпичный футляр, который сегодня закрывает домик Петра, был построен по проекту архитектора Р.И.Кузьмина в 1844 г. Да именно футляр мы видим когда подходим к музею Домик Петра. В 1899 г. к каменному футляру над домиком Петра I с севера и юга пристроили два тамбура. Северный тамбур предназначался для публики, а в южном разместили для хранения лодку-верейка Петра I.
Лодка-верейка Петра I
В 1870-е гг. участок вокруг Домика оградили ажурными чугунными решетками и разбили небольшой сад, в котором со стороны реки Невы установили бронзовый бюст Петра I (Н.- Ф.Жилле — П.П.Забелло, с оригинала Б.К.Растрелли).
Бронзовый бюст Петра Первого в саду
В 1930 г. в Домик Петра I стал музеем. В годы второй Великой Отечественной войны музей не пострадал, а его экспонаты были вывезены в другие города и в 1944 году был снова открыт для посетителей.
Домик Петра I — описание
Дом был срублен из тёсаных сосновых бревен, сени делили избу на две части.
Домик Петра I
Для здания характерны черты, присущие голландской и шведской архитектуре. Планировка дома выполнена по типу шведского срубного жилища, представляющего собой одноэтажный деревянный дом из двух комнат с сенями, разделенными перегородкой. Такой тип шведской рубки не применялся раньше на Руси. Печи и дымоходов не было, поскольку император здесь жил только в летнее время.
Сочленение брёвен
Тесаные бревна были расписаны под красный кирпич
На брёвнах видны сдеды краски от нарисованных кирпичей, поскольку Пётр хотел чтобы новая столица строилась из камня
Высота дома до конька была почти 6 метров, а крышу, покрыли древесными дощечками, имитирующими черепицу.
Крыша покрыта деревянными дощечками, имитирующими черепицу
В здании было 17 окон, разделенных на несколько сегментов, что было также традиционным для Швеции и Голландии.
Большие окна в голландском стиле с мелкой расстекловкой
Окна разделены на мелкие ячейки свинцовыми пластинами, стекла восстановлены по технологиям начала 18 века
Дом состоял из сеней, кабинета, спальни и столовой.
Столовая: обратите внимание на небольшие стопки из олова с надписями — тостами, которые произносились за столом, мастер Иван Васильев
Подлинный мундир императора говорит о непропорциональной фигуре — большой рост и узкие плечи
Стены комнат были обтянуты парусным холстом, двери украшали металлические накладки в виде орнамента.
Поскольку царь был командиром почетной роты бомбардиров Преображенского полка, на крыше установили деревянную резную мортиру (артиллерийское оружие), а по краям конька — две «пылающие бомбы».
Первая галерея вокруг здания была возведена по указанию Петра I в 1723 году, но она не спасала его от больших наводнений. По этой причине в 1784 году, по указу Екатерины II, вокруг жилища был сооружен прочный футляр с фундаментом и кровельной крышей, который в середине XIX века был перестроен на каменный.
Защитный футляр для деревянного Домика Петра I
В 1875 году перед зданием установили бюст императора, выполненный скульптором Парменом Петровичем Забелло.
Памятник Петру I
В этом же году вокруг строения была построена чугунная ограда с двумя золочёнными двуглавыми орлами. Эти символы царской империи были сняты после Октябрьской революции.
Ограда
Домик в Вологде
Помимо постройки в Санкт-Петербурге, в Вологде также был возведен дом для императора. Домик Петра I (Вологда) представляет собой одноэтажное здание, выложенное из камня. В его интерьере можно увидеть сводчатые потолки и голландскую печь с изразцами, относящимся к XVII веку.
Петр I останавливался пять раз в этом доме по приезду в Вологду. Впервые император приехал сюда в 1692 году и поселился в скромном доме рядом с церковью Федора Стратилата. Впоследствии место его остановки было заброшено, однако в честь 200-летия с дня рождения Петра I домик приобрело местное дворянство и постепенно реставрировало его.
Домик состоял из двух комнат, под которыми находился погребок. Считается, что это строение принадлежало кому-то из подданных Голландии, о чем свидетельствует каменная табличка, вмонтированная в стену, на которой изображен голландский герб.
Дом был возведен в середине XVII века и не являлся типичным сооружением того времени для этих мест. В наши дни летний домик Петра I в Вологде является памятником архитектуры и музеем-заповедником, который также известен как «Петровский домик».
Домик Петра I: Сомнения историков
Тут есть определённая проблема. Дело в том, что рассказ о строительстве для Петра деревянного домика на Петроградском острове содержится лишь в одном источнике. Это так называемая «Повесть о зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга». Повесть, написанная от руки, на листе пергамента, до сих пор хранится в архивах государственного Эрмитажа. Повесть эта всегда вызывала у историков много вопросов, поскольку в ней содержался целый ряд неправдоподобных деталей. Недавно была опубликована статья известного петербургского историка Кротова (кстати говоря, лекции Кротова я слушал, учась на историческом факультете Санкт-Петербургского университета на третьем курсе), в которой он убедительно доказывает, что на самом деле повесть эта была написана историком Крекшиным в 1750-х годах. Таким образом, человек, писавший её, не был свидетелем тех событий, которые он описывает. Сведения он брал откуда придётся, особенно не проверяя их достоверности. Поэтому верить ему на слово отнюдь не обязательно. Крекшин пишет про строительство Петровского домика:
«24 на острове, который ныне именуется Санкт-Петербургский, Царское Величество повелел рубить лес и изволил обложить дворец. Генерал, светлейший князь Александр Данилов сын Меншиков, предлагал Его Царскому Величеству в Канецких слободах от пожара многие дома в остатке, строены по архитектуре из леса брусового, не соизволит ли перевести и построить дворец. Царское Величество изволил говорить: «Для того и велю на сем месте рубить лес, и из того леса строить дворец впредь для знания, в какой пустоте оный остров был».
Однако, повторяюсь, верить ему на слово было бы чересчур поспешным. Я не говорю уже о том, что даже если предположить, что перед нами тот самый Петровский домик – на сегодняшний день от него осталось мало оригинального. Ведь домик несколько раз подвергался затоплению во время петербургских наводнений. Его перестраивали, реставрировали. Так что сказать, что брёвна этого домика помнят русского императора, было бы преувеличением. Тем не менее Петербург, как и любой город, нуждается в символах, а домик этот на звание такого символа претендует по праву. Зайти внутрь и попытаться представить себе, как в этих трёх малюсеньких комнатках умещался наш царь-исполин, будет полезно и познавательно любому туристу.
Как добраться до домика: Ближайшая станция метро «Горьковская», оттуда можно дойти пешком за 15 минут.
График работы домика: каждый день, кроме вторника, с 10 до 18, в по четвергам — с 13 до 21
Обычно я стараюсь так спланировать экскурсию, чтобы оказаться у домика как раз в момент, когда стреляет пушка в Петропавловской крепости — благо, его там прекрасно слышно.
На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!
Основные экспозиции музея летний домик Петра I в СПб
Как отмечалось ранее, музей можно разделить на три зоны. Основная зона это там где расположен домик Петра, вторая зона это тамбур где располагается лодка верейка и следующий тамбур это информационные стенды. Этот тамбур с информационными стендами расположен с правой стороны при входе и повествует о северной войне, о начале строительства города и еще один стенд рассказывает о строительстве защитных каменных галерей или павильонов — так называемых футляров над Домиком Петра I.
Информационные стенды
Центральную часть музея занимает сам домик Петра первого. Для осмотра по его периметру оставлено по полтора — два метра для прохода. На следующем фото видно на дальнем плане порожек это вход в музей или выход из музея, смотря где Вы находитесь. А с левой стороны идут колонны, там и расположены информационные стенды.
Домик Петра 1
Для осмотра домика Петра Первого необходимо просто идти вокруг него и заглядывать в окна, так как во внутрь заходить нельзя. И если заглянем в это большое окно на переднем плане, то увидим большую комнату.
Большая комната
Это самая большая комната домика Петра I, площадь её составляет 23,5 м2. Она была рабочим кабинетом Императора Петра Первого. В комнате минимальный набор мебели, однако если заглянуть с другого окна то можно увидеть рядом со столом кресло из грушевого дерева, сделанное самим Петром. А так же курительную трубку принадлежавшую Петру 1.
Кресло Петра
Если двигать дальше то попадаем на другу сторону дома, где так же имеется своё окно, рядом с которым весит табличка. За этим окном находиться спальня размером 6,72 м2. Пока не перешли к спальне, можно на фото увидеть с левой стороны колонны, за которыми и расположена лодка верейка Петра I.
Заглянув в окно, можно увидеть не большое помещение, где расположен мундир, трость и отливка руки Петра. Сделана она была при жизни Петра в 1707 году, при визите Петром чугунолитейных заводов в Липецке.
Вид спальни внутри
А так же современный и высоко технологичный, по тем временам, умывальник. Кровать, где спал Пётр не сохранилась и в комнате стоит ещё сундук, но не попал в кадр. Следующая комната это столовая. В столовой воссоздана обстановка XVIII века.
Площадь столовой составляет 17 м2. В центре стоит большой дубовый стол работы русских мастеров, накрытый на голландский манер легкой скатертью поверх тяжелой бархатной. Вокруг стола — стулья, сделанные по английским образцам.
Столовая комната в домике Петра
На столе — медная и оловянная посуда, изготовленная в русских мастерских, щипцы из олова и цветных металлов для колки орехов, медный подсвечник на две свечи и образцы бокалов с первого стекольного завода России.
На столе медная и оловянная посуда
Хочется вернуться к четырехвесельной лодке-верейки. По преданию, лодку смастерил сам царь Петр. Ее длина около 8 метров, а ширина 1,5 метра. В центре имеется круглое отверстие для установки паруса. Название «верейка» происходит от английского слова wherry: так называли небольшие узкие лодки, традиционно использовавшиеся в Англии для перевозки пассажиров, отличавшиеся легкой постройкой и хорошей скоростью хода на веслах и под парусами. Лодку в музей установили после создания футляра и специальной пристройки при нём.
Если выйти из музея, то можно прогулять вокруг здания музея. Территория не большая, практически отсутствуют насаждения, дорожка посыпана мраморной крошкой.
Здание-футляр музея
Не большая территория без насаждений
Из внутреннего двора музея Домик Пера 1 можно выйти в садик, где установлен памятник Петру через красивые ворота, однако когда они бывают открыты не известно, может Вам повезёт.
Красивые ворота в сад
После осмотра музея домика Перта I в Санкт Петербурге обязательно необходимо выйти на набережную реки Нева.
Легенды и мифы
Самой большой легендой является сам процесс строительства Дворца. Точных документов, подтверждающих, что Домик был построен именно за три дня или кто конкретно его строил – нет. По одной версии его построили шведские солдаты, которые попали в плен в ходе идущей войны. По другой теории это были солдаты из полка Петра І. Третий вариант истории повествует о шведских плотниках, работавших на строительстве по собственной воле. Порой добавляют и такую подробность, что в строительстве дворца участвовал сам Петр І.
Табличка на здании «осторожно» говорит, что имен строителей Домика история не сохранила, однако характер рубки («в шестиугольник»), способ обработки бревна (по его длине), особенности планировки дома и тип окон говорят о том, что перед нами образец шведского народного зодчества
История создания домика Петра I
В 1703 году начались первые этапы строительства города на Неве. Император Петр много работал, чтобы создать тот прекрасный город, который мы видим в наши дни. Разъезжая между строительными площадками, царь не мог возвращаться каждый вечер в привычную резиденцию. Поэтому для него за короткий срок был воздвигнут сосновый сруб с тремя комнатами.
За необычную отделку в голландском стиле резиденцию царя в 18 веке прозвали Красными хоромами. На табличке возле входа в дом указан рост Петра Великого: 2 метра и 4 см. Таким образом, можно предположить, что царю приходилось сильно сгибаться при входе в дом.
Когда Зимний дворец в Северной столице достроили, император больше не жил в своей крохотной резиденции. Дом пустовал до 1723 года. Затем там открыли галерею, позже стены домика обшили камнем по эскизам архитектора Кузьмина.
В 1870 году к резиденции добавили два флигеля, разбили вокруг нее сад и оградили территорию коваными решетками. Теперь в саду у летнего домика стоит бюст царя с памятной надписью на постаменте.
Экскурсия
Двери музея, расположенного в летнем дворце Петра I, открыты для посещений каждый день кроме вторника, но только в теплое время года. Эксплуатация резиденции в зимнее время или в дождливую погоду невозможна, потому что историческое планировочное решение запрещает создавать входную зону с тамбуром, гардеробом и камерой хранения, которые так необходимы для работы в холодное время.
Вид с Фонтанки, VekaSpb
Стоимость билета:
- взрослый — 700 руб.;
- льготный (студенты и пенсионеры) — 350 руб.;
- детский (до 16 лет) — бесплатно.
Приобрести билет можно только в кассе дворца и исключительно на текущий день. Посетить музей есть возможность в составе группы (до 15 человек), которая формируются по предварительному заказу или самостоятельно, в одиночном порядке.
Знакомство с экспозициями музея осуществляется, как правило, по экскурсионным путевкам с 10:00 до 12:00 и в дополнительное время между сеансами (интервал между группами должен составлять 30 минут). Для одиночных экскурсий часы посещения немного отличаются.
Сергей Архипкин
Более подробную информацию о времени посещения достопримечательности или стоимости экскурсии, можно узнать на официальном сайте музея, или позвонив по номеру: +7 812 34 78 704.
Экскурсия по музею очень познавательная и содержательная. Представленная экспозиция обязательно заинтересует тех, кто увлекается личностью царя и петровской эпохой в частности.
Домик Петра Первого в Санкт Петербурге часы режим работы и стоимость цена билета в музей 2020
Домик Петра 1 режим работы музея данные на февраль 2019 г.:
День недели | Время работы |
Понедельник | с 10:00 до 18:00 |
Вторник | Выходной день |
Среда | с 10:00 до 18:00 |
Четверг | с 13:00 до 21:00 |
Пятница | с 10:00 до 18:00 |
Суббота | с 10:00 до 18:00 |
Воскресенье | с 10:00 до 18:00 |
Последний понедельник месяца — санитарный день.
Следует иметь ввиду, что кассы закрываются на 30 минут раньше закрытия музея.
Стоимость входных билетов в музей летний домик Петра I для ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ данные на февраль 2020 г.
- для взрослых посетителей 250 рублей
- для учащихся средних специальных учебных заведений, студентов и пенсионеров 120 рублей
Для граждан других стран стоимость билетов в музей Домик Петра Первого
- для взрослых посетителей 300 рублей
- для студентов 150 рублей
В музеи Домик Петра 1 разрешают делать фото бесплатно, но без фотовспышки, так что смело несите свои фотоаппараты.
Дополнительную информацию о музеи Домик Петра 1 можно узнать на официальном сайте https://www.rusmuseum.ru
Телефоны для справок и заказа экскурсий в музеи Домик Петра
+7 +7
Музей Домик Петра 1 в Санкт Петербурге является одним из филиалом Русского музея
Так любителей живописи прошу обратить внимание на Михайловский дворец и корпус Бенуа
А что бы продолжит знакомство, где жил Петр в Санкт Петербурге готовимся к ознакомлению с Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге и не надо путать с Зимним дворцом, который захватывали большевики. А что бы понять для себя в чём разница читаем музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
В декабре 2020 года в Санкт Петербурге открылся исторический парк. Исторический парк это мультимедийный комплекс, представляющий всю историю нашей страны с древнейших времен до наших дней.