Битва с басурманами
Не успели отгулять-отпировать, смотрят все: въезжает на княжий двор татарин-богатырь, ханский гонец. И подает он князю Владимиру письмо запечатанное. Князь Владимир сорвал печать, глядит, а там на ханском языке написано:
«Сдавай, князь, без боя Киев-град, а не то в нем камня на камне не останется».
Тут со всех богатырей хмель разом сошел — затряслись, как листы на осине, не знают, что и делать. Думали-думали и придумали сперва разведчиков вперед послать — узнать, сколько есть силы татарской. Выбрали удалых молодцов, которые сумели бы пролезть близко к басурманским войскам да сосчитали бы, сколько у врагов палаток наставлено. И оказалось, что войск вражеских пятьсот тысяч пришло.
Тут еще больше испугались все богатыри — никто не хочет за городские ворота выступать.
Тогда говорит Илья Муромец:
— Эх, богатыри могучие, трусливы вы, как зайцы! Вам бы только пировать да бражничать. Разве так вы поступаете, как надобно? Разве так защищают землю Русскую? Дай мне, князь Владимир, войско не великое. Я поеду и опережу неприятеля.
Опоясался он мечом своим широким и поехал в заставу городецкую, а за ним и войско пошло и другие богатыри, нехотя, поехали. Выехал за городские ворота Илья Муромец и сразу налетел на орду татарскую. А татаре закричали, засвистали, загикали, хотят Илью копьем достать, с коня свалить. Да не дается Илья Муромец — направо-налево рубит, так что головушки басурманские словно мячики катятся.
Не устояли басурмане, дрогнули и пустились каждый себя спасать — кто как знает. Тут и другие богатыри очнулись, набрались духу, и давай Илье подсоблять.
В скором времени оглянулся Илья Муромец — видит: чисто поле, бить больше некого.
Вернулись все богатыри в Киев-град, а князь Владимир с такой большой радости задал пир, как говорится, на весь мир. Все пьют, едят, делами ратными хвастают. Друг дружку выхваляют и себя не забывают.
Одному Илье похвального слова не нашлось. Сидит он в углу, издали разговоры слушает.
Говорит ему князь Владимир Красное Солнышко:
— А что ж ты, Илья, не пьешь, не ешь? Выбирай место, садись к столу.
Отвечает Илья Муромец:
— Не пристало мне, Владимир-князь, сидеть среди богатырей могучих. Сяду я, Илья, крестьянский сын, на лавочку у самого кончика.
— Воля твоя, Илья Муромец. Где хочешь, там и садись.
Сел Илья на лавочку, на самый кончик. Да как повернулся, как шевельнул плечом, так все богатыри на пол и попадали. И очутился Илья посередь стола. Как на поле боевом стоял, так и за столом сидит.
А богатыри видят, что много у Ильи силушки нетраченой, и никоторый на него не обиделся.
Скучно стало Илье Муромцу. Сидит он за столом задумчив, молчалив, не весело ему бражничать да хвастаться. Думает: «Чем зря время проводить, поеду я по белу свету погулять. Святогора-богатыря повидать».
Долго не думал, простился Илья со князем Владимиром и поехал искать Святогора-богатыря по всей земле Русской.
Второстепенные персонажи
Калика перехожий
К Илье Муромцу приходят калики перехожие. Открытка Г. Войцеховича. Начало XX века
Странник и певец. Силен, но труслив: отказывается драться с . Всегда осведомлен об актуальных событиях в Киеве в силу бродячей профессии. Отдает свою одежду , чтобы тот неузнанным пробрался в Киев, захваченный Идолищем. Отдает одежду , когда тот хочет попасть неузнанным на свадьбу своей жены. Его приглашают на свадьбы богатырей или княжеский пир, где он, довольный, сидит на печном столбе.
Богатырский конь
Богатыри на конях. Картина Виктора Васнецова. 1898 год
Говорит человеческим голосом. Вестник: сообщает , что его жена выходит замуж. Постоянно в работе: скачет через поля, леса, по облакам, перепрыгивает через стену городовую. Помогает выиграть скачки. Терпеть не может — от него у коня подгибаются ноги. Побывал в кармане у вместе с . Подвергается постоянным оскорблениям от Ильи: тот его понукает, называя «волчья сыть» (волчья еда) или «травяной мешок».
Жены богатырей
Илья Муромец и жена Святогора. Фрагмент иллюстрации Ивана Билибина
Обычно имеют мерзкий характер, пытаются погубить богатырей, изменяют им. Жена ждет его некоторое время (6 или 12 лет), после этого выходит замуж за . Беременная жена соперничает с ним в меткости, стреляет и побеждает, Дунай убивает ее — вспарывает ей живот. Маринка Кайдаловна, став женой Добрыни, получает от него три науки молодецкие — он отрезает ей губы, руки, ноги. Жена превращается в змею и пытается убить героя. Жена сидит в сундуке на голове у героя и соблазняет .
Любовницы
Любовницы есть у многих былинных героев. У — баба Златыгорка, от которой у него рождается сын . Невеста — это любовница его противника Вахрамея (или Кощея), она предает героя, помогая врагу победить его во время боя. Сестра братьев Петровичей-Збродовичей — любовница — выходит на первый зов богатыря в чулочках без чеботов. Затем ее либо берут замуж, либо привязывают к хвостам коней, которые ее разрывают.
Дунай Иванович
Дунай Иванович убивает жену. Иллюстрация Николая Каразина. 1885 год
Краткая биография:
Ходят слухи, что когда-то Дунай служил литовскому королю, но его биография начинается со службы в Киеве. Владимир хочет жениться и отправляет Дуная с в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу. Уговорив ее, они возвращаются домой, но тут случается странное: в поле им встречается богатырка, которая предлагает помериться силами. Дунай побеждает, и дома они с богатыркой играют пышную свадьбу. На свадебном пиру оба хвастаются: он — храбростью, она — меткостью. Гордый Дунай решает проучить жену и устраивает соревнование по меткости, которое в итоге проигрывает. Не простив жене унижения, Дунай разрезает ей живот и обнаруживает, что она беременна: внутри ребенок — «руки в серебре, ножки в золоте». Дунай с горя убивает себя — падает на нож, и из его крови протекает река.
Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».
Илья Муромец и Одолище
В тех войсках басурманских есть сильный богатырь – мечет он копье свое долгомерное повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. И никто из богатырей русских сразиться с ним до сей поры не осмелился.
Как приехал Илья – не стал долго раздумывать. Дал коню отдохнуть, напоил, накормил и поехал навстречу богатырю – Басурманину Поганому.
Чуть миновал заставы городские, так и увидел злого татарина. Кидает он правой рукой копье свое долгомерное и сам себя похваливает:
— Как легко ворочаю своим копьем, так легко и с Ильей Муромцем управлюся.
Услыхал это Илья, пришпорил коня и пустился на злого татарина.
Еще солнышко не взошло, как начался у них бой великий. Бьются час, бьются другой. Приустали кони их, а богатыри твердо в седле сидят, никоторый даже не качается.
Вот и полдень настал. Тут кони богатырские спотыкнулися, пали наземь – не поднять их ни лаской, ни угрозою. Стали богатыри пеши биться. Поломали они свои копья долгомерные, поломали мечи тяжелые и схватились врукопашную. Сильно бьются – прах вокруг столбом стоит, земля под ногами гудом гудит.
Уж солнце близко к закату клонится, как поскользнулся вдруг Илья Муромец и упал на дороге навзничь. Насел на него Басурманин Поганый, выхватил нож из-за пояса и хотел перерезать горло Илье Муромцу.
Тут вспомнил Илья про старцев прохожих и подумал так:
«Видно неладно старцы сказывали, что смерть мне в бою не написана. Вот приходит она от руки вражеской, от ножа острого».
И только подумал он это, как почуял в себе такую силу великую, будто вновь испил чашу пива в полтора ведра. Освободил он руку правую — да как ударит Басурманина в грудь Поганого. Взлетел басурманин выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. Упал на землю и воткнулся в нее по самые плечи.
Тогда вскочил Илья Муромец на ноги, выхватил у басурманина нож булатный и отрубил ему буйну голову. Взял он эту головушку бритую, вздел ее на обломок копья своего и поехал прямо на заставу богатырскую – с другими богатырями ждать-поджидать, когда вражеское войско под стены городские подступит.
Да только не пришлось им тогда дождаться. Как увидели татары, что убил у них Илья Муромец самого сильного богатыря, не осмелились они на бой, а снялись с места и ушли в свои степи.
Так избавил Илья Муромец Киев-град от новой беды и привез князю Владимиру подарочек – голову Басурманина Поганого.
Созывал Владимир-князь всех богатырей и стал угощать их, стал потчевать. И всех богатырей стал награждать подарками. Всех наградил, а Илью Муромца, самого главного, позабыл.
Илья Муромец на это очень прогневался. Выбежал он тут на белый двор, призвал к себе всю голытьбу пьяную. И стал говорить им таковы слова:
— Не пристало мне, крестьянскому богатырю, пировать здесь да бражничать, а пристало мне с вами гулять.
Берет он свой тугой лук и накладывает на тетиву калену стрелу. Пускает ту стрелу в золотоверхий дворец. Ударила стрела в золотые маковки, и посыпались те маковки на белый двор. А Илья Муромец приказал голытьбе подбирать те маковки и купить на них зелена́ вина.
От удара стрелы той зашатался дворец князя Владимира, сделались богатыри ни живы ни мертвы. А сам князь Красно Солнышко на Илью сильно прогневался. Но ему богатырь говорит таковы слова:
— Уж ты, князь Красно Солнышко, неладно делаешь: всех богатырей угостил, наградил, а Илью Муромца ничем не одарил!
Тут понял Владимир-князь, что сделал неправильно. Взял свою шубу соболиную и выносит на белый двор, подает ее Илье Муромцу и говорит:
— Не обидься, Илья Муромец, что тебя я не одарил ничем. Вот дарю я тебе свою шубу соболиную.
Разгневался Илья Муромец, схватил шубу соболиную. Схватил за рукав, схватил за другой, всю разорвал. Рвет и приговаривает:
— Как рвал я басурман поганых, так рву я, князь Владимир, твою шубу соболиную!
Князь Владимир возразить ему не осмелился. Знал его силу великую.
Что посмотреть в разные сезоны
Выбор времени зависит от цели посещения и ваших возможностей. Монастыри и храмы открыты круглый год, поклониться святым местам можно в любой сезон. Но лучшее время для вояжа — с поздней весны до ранней осени.
- Летом хорошо гуляется по просторному Спасо-Преображенскому монастырю. Вокруг монастырских построек разбиты клумбы, есть пруды и вся территория утопает в зелени.
Вокруг Спасо-Преображенского монастыря много зелени, разбиты клумбы и устроены искусственные водоёмы
- Прогуляйтесь по набережной, полюбуйтесь на вантовый мост, искупайтесь в Оке — городской пляж чистый, песчаный, можно купаться даже детям.
Летним днём хорошо прогуляться по набережной Оки
- В конце июня проводится традиционный фестиваль «Звёзды над Окой». В этот день на набережной организованы зоны экстремального туризма, игры лазертэч, проводятся дог-шоу, концерты рок-групп. В завершение устраивается концерт с участием звёзд и фейерверк.
Фестиваль «Звёзды над Окой» приурочен ко Дню молодёжи, в этот день на набережной проводится множество мероприятий
- Погуляйте в Окском парке, отдохните в тени вековых лип и вязов, осмотрите с высоты холма реку и открывающейся за ней вид. Кстати, в первую субботу июля Муром празднует День города.
- День семьи, любви и верности празднуется 8 июля. Муром принимает множество гостей со всей страны, желающих почтить память муромских святых и попросить у них семейного счастья.
День семьи, любви и верности, основанный в память о Петре и Февронии — наиболее любимый горожанами и гостями праздник
- 4 августа — день бренда города, муромского калача. В программе: театрализованное представление, конкурсы, мастер-классы, хлебная ярмарка с дегустацией изделий муромских калачников.
- Сентябрь ещё одарит последним теплом, но в октябре уже чувствуется приближение зимы. Да и дожди не редкость, так что не забудьте взять зонт и запаситесь непромокаемой обувью. Наградой станет разноцветье осенней листвы, укрывающей скверы и парки. А от дождя легко спрятаться в одной из церквей или в музее.
- В начале сентября проводится необычный фестиваль «Россию строят мужики». В программе: мастер-классы по традиционным мужским ремёслам, выступление клубов исторической реконструкции и мужского фольклорного ансамбля.
Идея фестиваля «Россию строят мужики» — роль отца в воспитании настоящего мужчины
- Если хотите увидеть настоящую русскую зиму, отправляйтесь в Муром. Она здесь снежная, с морозцем — средняя температура около -10 °С. Правда, нет летней зелени и разноцветья, да и скользкие тротуары портят впечатление, но это мелочи.
- Стоит приурочить поездку к празднованию Нового года. Здесь оно проходит ярко, интересно, весело и с выдумкой. Можно оценить фантазию и креативность создателей праздничных деревьев на аллее ёлок, поучаствовать в концерте с конкурсами и народных гуляниях на площади 1100-летия Мурома.
Новый год в Муроме празднуется ярко и интересно
Второстепенные персонажи
Калика перехожий
К Илье Муромцу приходят калики перехожие. Открытка Г. Войцеховича. Начало XX века
Странник и певец. Силен, но труслив: отказывается драться с . Всегда осведомлен об актуальных событиях в Киеве в силу бродячей профессии. Отдает свою одежду , чтобы тот неузнанным пробрался в Киев, захваченный Идолищем. Отдает одежду , когда тот хочет попасть неузнанным на свадьбу своей жены. Его приглашают на свадьбы богатырей или княжеский пир, где он, довольный, сидит на печном столбе.
Богатырский конь
Богатыри на конях. Картина Виктора Васнецова. 1898 год
Говорит человеческим голосом. Вестник: сообщает , что его жена выходит замуж. Постоянно в работе: скачет через поля, леса, по облакам, перепрыгивает через стену городовую. Помогает выиграть скачки. Терпеть не может — от него у коня подгибаются ноги. Побывал в кармане у вместе с . Подвергается постоянным оскорблениям от Ильи: тот его понукает, называя «волчья сыть» (волчья еда) или «травяной мешок».
Жены богатырей
Илья Муромец и жена Святогора. Фрагмент иллюстрации Ивана Билибина
Обычно имеют мерзкий характер, пытаются погубить богатырей, изменяют им. Жена ждет его некоторое время (6 или 12 лет), после этого выходит замуж за . Беременная жена соперничает с ним в меткости, стреляет и побеждает, Дунай убивает ее — вспарывает ей живот. Маринка Кайдаловна, став женой Добрыни, получает от него три науки молодецкие — он отрезает ей губы, руки, ноги. Жена превращается в змею и пытается убить героя. Жена сидит в сундуке на голове у героя и соблазняет .
Любовницы
Любовницы есть у многих былинных героев. У — баба Златыгорка, от которой у него рождается сын . Невеста — это любовница его противника Вахрамея (или Кощея), она предает героя, помогая врагу победить его во время боя. Сестра братьев Петровичей-Збродовичей — любовница — выходит на первый зов богатыря в чулочках без чеботов. Затем ее либо берут замуж, либо привязывают к хвостам коней, которые ее разрывают.
Иван Годинович
Краткая биография:
Иван Годинович очень хочет жениться и отправляется в землю Черниговскую, но оказывается, что его избранница Настасья уже просватана за иноземца Вахрамея Вахрамеевича (или Кощея). Иван Годинович силой забирает ее и везет в Киев. По дороге их нагоняет жених Настасьи, и вместе с ней они побеждают Ивана Годиновича, привязывают его к дереву, а сами развлекаются в шатре рядом. Ивана Годиновича освобождают помощники (птицы или богатыри). В сражении с врагом богатырю помогает заговоренное оружие: когда жених Настасьи Вахрамей направляет лук на героя, тот произносит заговор на стрелу, и стрела убивает противника. В наказание за неверность Иван Годинович учит свою жену трем наукам молодецким: отрубает руки, губы, ноги — потому что та с неверными обнималась, целовалась, ногами переплеталась.
Святогор (богатырь-великан)
Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.
Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.
Подробнее >>
5. Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.
Nnm.me
Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
6. Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.
F-picture.ne
Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Как доехать
Добраться в Муром можно на любом виде транспорта, исключая воздушный — аэропорта здесь нет. Удобнее всего ехать поездом, поскольку город является важным транспортным узлом на Горьковской железной дороге и через него проходят поезда по многим направлениям:
- Поезд. Железная дорога связывает Муром с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Чебоксарами, Омском, Ижевском, Барнаулом, Новосибирском и другими городами. Из столицы поезда отправляются с Казанского вокзала, поездка займёт 4,5–5 часов. Из Северной столицы получится доехать за 15 часов на Казанском поезде, отправляющемся с Московского вокзала.
Железнодорожный вокзал Мурома напоминает сказочный терем
- Электричка. Пригородные электропоезда ходят из Нижнего Новгорода, Коврова, Арзамаса.
- Автобусное сообщение есть с Владимиром, Нижним Новгородом, Рязанью. Из столицы автобус отправляется от Щёлковского автовокзала, дорога займёт 6 часов. Остановка автобусов до Владимира находится поблизости от Курского вокзала, отправление почти каждые полчаса. А из Владимира много автобусов и маршрутных такси до места назначения.
- Автомобиль. Приверженцам автопутешествий следует двигаться по трассе М7 до Нижнего Новгорода. Оттуда есть два маршрута: через Гороховец или Павлово.
- На корабле. Пассажирский водный транспорт прекратил существование с распадом СССР, но ещё сохранились туристические теплоходы, отправляющиеся из Москвы и Нижнего Новгорода. Из Москвы круизные теплоходы отправляются примерно раз в неделю.
К небольшому причалу на Оке швартуются и туристические теплоходы
Илья Муромец
Выезжает сильный храбрый богатырь Илья Муромец. Лубок из коллекции Ровинского. 1876 год
Краткая биография:
Илья Муромец — крестьянский сын, сидит на печи до зрелости и не может ходить. Ближе к 30 годам исцеляется и обретает силу, выпив воды (или вина). Братается со и получает от великана силу богатырскую. Помогает родителям, работая в поле, или избывает лишнюю силу: рвет лес с кореньями.
Дальше начинает совершать подвиги: освобождает дорожку прямоезжую из Мурома до Киева — побеждает Соловья-разбойника, освобождает Киев от Калина-царя, освобождает Чернигов от силы поганой, побеждает разбойников.
Не чужды ему и любовные приключения: он вынужден согрешить с женой Святогора, имеет любовницу — бабу Златыгорку — и незаконнорожденного сына — . Однажды Сокольник с целью выяснить, кто его отец, приезжает на Русь и устраивает поединок, в котором побеждает Илья Муромец. Сокольник возвращается домой и в гневе убивает свою мать.
Зависим от князя — тот может посадить Илью за какую-либо провинность в погреб, где Илья с удовольствием читает книги церковные. В какой-то момент своей жизни начинает пить вино и в пьяном виде грозится разорить Киев. В конце жизни уходит в монастырь или окаменевает.
Антагонисты
Идолище поганое
Идолище захватило часть власти в Киеве, поставило рать под Киевом, а само поселилось в княжеских палатах, «отменив звоны колокольные и запретив милостыню спасенную». Оно гурман и обжора, ест по целой печи хлеба, по три коровы за один раз.
Идолище страшное, но одновременно и комичное: «Голова у него с пивной котел, / А глазища у проклятого с пивны чаши… / А туловье будто куча сена несметная». Любит демонстрировать мощь и силу, хочет чтобы ему прислуживали члены княжеской семьи. Издает указ, чтобы не смели упоминать имени , который в итоге и низвергает его.
Калин-царь
Калин осаждает Киев с «сорока царями, сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей» (то есть всего три миллиона двести тысяч человек).
Освободителем города по одним былинам является , по другим — его племянник . Илья едет с подарками князя Владимира к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда Калин не соглашается, начинает избивать его войско. Во время осады татары роют подкопы, в которые попадает с конем Илья Муромец. Когда, скрутив чембурами Чембур — длинный повод в уздечке, за который привязывают или на котором водят верховую лошадь., татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, хватает татарина и, размахивая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую. Калин бежит с позором и зарекается впредь ходить на Русь.
Морской царь
Помогает получить богатство, а потом требует его к себе в подводное царство. Пляшет так, что на море тонут корабли. Коварен: хочет оставить у себя гусляра Садко, чтобы тот и дальше услаждал его слух.
Соловей-разбойник
Cидит на дубах на дороге к Киеву и не пропускает никого. Очень громко свистит и постоянно борется с Ильей Муромцем. Соловей-разбойник любит свою семью, у него есть крепкий двор и терем — правда, зачастую он проводит слишком много времени на работе. Однако дети Соловья любят и пытаются убить его вечного противника — Илью Муромца. Соловей-разбойник убиваем различными способами: самый частый — его ударяют о пол.
Тугарин Змеевич
Типичный нестрашный враг. Похож на стог сена или на корову, руки — как грабли, нос — как палка дровокольная. Сидит за столом у Владимира, ест и лапает княгинь, постоянно ругается с богатырями. Его убивает .
Сокольник
Незаконнорожденный сын и бабы Златыгорки. Обижается на отца за то, что его бросил. Отправляется на его поиски. Подойдя к богатырской заставе, грозит сжечь церкви соборные в Киеве, погубить всех жителей — легко прогоняет посланных его остановить и .
Пытается убить своего отца — Илью Муромца, но они узнают друг друга и останавливают бой. Ночью Сокольник пытается уже тайно убить Илью, но того спасает «чуден крест». Сокольника выгоняют, он возвращается домой и убивает в порыве ярости свою мать.
Илья Муромец и богатырский конь
И вот видит: точно – идет мужичок.
Выбегает Илья, спрашивает:
— Куда жеребеночка ведешь?
А тот отвечает:
— Очень плох получился. Пришибить надо.
Стал тут Илья просить мужичка, чтобы он жеребеночка не пришибал, а лучше ему отдал.
Удивился мужик:
— Да на что тебе такой жеребеночек? Куда он годится?
А Илья все свое: отдай да отдай.
Подумал мужичок и отдал Илье жеребеночка. И даже не взял с него никакой платы.
Привел Илья Муромец жеребенка к себе на двор, поставил в стойло и давай поить и кормить, как учили странники.
В скором времени стал жеребеночек от такого ухода расти да хорошеть. А как минуло ему три лета, сделался он сильным, здоровым конем. Илья Муромец начал его выводить в поле чистое и учить скакать через рвы широкие, через тыны высокие. Да только нет для коня ни рва глубокого, ни тына высокого: все ему нипочем. Илья Муромец и сам удивляется, что за конь богатырский из жеребеночка шелудивого вырос.
Стал Илья подыскивать себе колчан со стрелами, лук тугой и меч вострый. Всё разыскал по силе своей да по росту, и пошел к отцу с матерью.
Поклонился и говорит:
— Дорогие мои родители, Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна, давно мне хотелось по белому свету погулять, людей посмотреть, себя показать. Благословите меня. Я поеду.
— А куда поедешь-то? — спрашивает отец.
— А в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру Красное Солнышко.
Отец с матерью заплакали и стали говорить:
— Ах ты, милый наш сын, Илья Муромец, думали мы выкормить, вырастить тебя себе на утешение. Да, видно, не удержишь сокола в тесной клетке. Делать нечего, поезжай к князю Владимиру, людей посмотри, себя покажи.
Опоясался мечом Илья Муромец, оседлал коня, вывел его, сел и поехал.