Ведущие бюджетные компании мира
Консалтинговая фирма Skytrax каждый год исследует рынок воздушных путешествий. На основании опросов пассажиров формируются рейтинги авиакомпаний по различным критериям. Существует там и список лоукостеров.
В 2018 году пальма первенства досталась компании Air Asia. Это один из крупнейших азиатских перевозчиков. У компании более 400 направлений из 25 стран. Билет позволяет взять с собой компактную сумку весом до 7 кг.
Второе место — Norwegian. Перевозит пассажиров по Европе. Цены на билеты нельзя назвать очень низкими, но и качество услуг выше. На борт можно взять бесплатно 10 кг багажа.
Бронза принадлежит EasyJet. Английская компания, которая совершает перелеты с 1995 года. Ежегодно более 50 миллионов человек пользуются их услугами.
Лоукостеры с рейсами из России
Eurowings
Лоукостер крупного немецкого авиаперевозчика Lufthansa с базовыми аэропортами в Кёльн-Бонне, Дюссельдорфе и Гамбурге. Самолёты компании летают практически по всей Европе, есть рейсы в США, страны Африки и Азии.
Багаж
Нормы багажа зависят от тарифа. В самом дешёвом предоставляется одно бесплатное место ручной клади весом не более 8 кг и габаритами, не превышающими 55 × 40 × 23 см. Также можно взять с собой маленькую сумку или портфель габаритами не более 40 × 30 × 10 см;
Eurowings →
Airbaltic
Латвийская национальная авиакомпания. Совершает как грузовые, так и пассажирские авиаперевозки. Основной аэропорт находится в Риге.
AirBaltic не является лоукостером в чистом виде, однако продает билеты в эконом класс так дёшево, что вполне заслуживает такое название. С направлениями полётов AirBaltic можно ознакомиться здесь.
Багаж
Количество бесплатно провозимого багажа зависит от тарифа. В самом дешёвом бесплатно можно взять ручную кладь габаритами 55 × 40× 23 см и весом не более 8 кг + одну личную вещь с габаритами 30 × 40× 10 см.
Airbaltic →
Vueling
Второй по величине авиаперевозчик Испании, одна из крупнейших бюджетных авиакомпаний. Vueling обслуживает направления в Европе, Западном Средиземноморье и Северной Африке.
Багаж и ручная кладь
Каждый пассажир имеет право на провоз одного места ручной клади, которое не должно превышать веса в 10 кг и размеров 55 × 40 × 20 см (с тарифом Excellence 14 кг) + личную вещь габаритами 35 × 20 × 20 см.
Vueling →
Wizz Air
Венгерская бюджетная авиакомпания с аэропортами в Венгрии, Польше, Румынии, Болгарии, Македонии, Латвии и Литве. Самолеты Wizz Air летают в 44 страны, делают рейсы по всей Европе, в Северную Африку, на Ближний Восток и в Казахстан. Напрямую из России летает в Венгрию: в Дебрецен и Будапешт.
Багаж и ручная кладь
Как и другие лоукостеры, Wizz Air ставит жёсткие ограничения на ручную кладь. Бесплатно вы можете провезти ручную кладь с габаритами 55 × 40 × 23 см и весом не более 10 кг. Купив услугу WIZZ Priority, вы также сможете взять с собой небольшую сумку 40× 30× 18 см и положить её под сидение.
Wizz Air →
FlyDubai
Авиакомпания из Объединённых Арабских Эмиратов, базирующаяся в Международном аэропорту Дубай. Самолёты лоукостера летают по Европе, на Ближний Восток, в Африку, Индийский субконтинент и Центральную Азию.
Багаж
На тарифе «Эконом» бесплатно можно провозить ручную кладь габаритами 55 × 38 × 20 см и весом до 7 кг. Также можно взять с собой маленькую сумку габаритами 25 × 33 × 20 см. Общий вес ручной клади – не более 10 кг.
FlyDubai →
Air Arabia
Крупнейший лоукостер Ближнего Востока с базовым аэропортом в Шардже (ОАЭ). Самолёты авиакомпании летают в страны Европы, Азии и Среднего Востока.
Помимо обычных рейсов есть сервис Air Arabia Holidays: заказ турпакета с перелётом и номером в отеле по сниженным ценам.
Багаж
Бесплатно можно взять одну единицу ручной клади с габаритами не более 55 × 40 × 20 см и весом не более 10 кг. Багаж лучше регистрировать онлайн: вы заплатите на 90% меньше и сможете выбрать вес: 20, 30 или 40 кг. В аэропорту можно зарегистрировать только 20 кг.
Air Arabia →
Pegasus Airlines
Крупный лоукостер, вторая по величине авиакомпания Турции. Осуществляет пассажирские авиаперевозки по Европе и Турции.
Багаж
Бесплатно можно взять ручную кладь габаритами 55 × 40 × 20 см и весом не более 8 кг. На более дорогих тарифах также бесплатно предоставляется одно место багажа до 20 кг.
Pegasus Airlines →
SmartWings
Чешский лоукостер с ежедневными рейсами между Москвой и Прагой.
Багаж
На любом тарифе пассажир имеет право на один бесплатный багаж весом до 15 кг, одну ручную кладь габаритами 56 × 45 × 25 см и весом 8 кг и одну маленькую сумочку размерами 40 × 30 × 15 см весом до 3-х кг.
SmartWings →
На чем экономят лоукостеры
Стоимость авиабилета зависит от многих факторов. В нее закладывается амортизация самолета, налоги и сборы в аэропортах, затраты на топливо, питание пассажиров, зарплата персонала, расходы на продажу билетов, доплата за комфортность. Лоукостеры (их еще называют лоукостами, дискаунтерами, low cost) нашли несколько способов сэкономить на перечисленных услугах.
1
Как правило, бюджетные авиакомпании составляют свой транспортный парк из новых самолетов определенной модели, что позволяет уменьшить затраты на обслуживание и ремонт. Чаще всего это Airbus A320 или Boeing 737. Также лоукостеры стараются приобретать топливо по выгодной, фиксированной цене, заключая долгосрочные договоры с поставщиками.
2
Совершая рейсы на короткие дистанции (предпочтительнее без пересадок) и уменьшая время простоя самолетов на земле, перевозчики добиваются высокой интенсивности полетов. «Отдыхать» воздушные судна предпочитают в своих хабах, что позволяет экономить на оплате чужим аэропортам.
3
Не все пассажиры нуждаются в развлекательных услугах или питании на борту, особенно если длительность перелета небольшая. На это и делают упор лоукостеры, которые не включают дополнительные сервисы в стоимость билета, предоставляя их за отдельную плату. Поэтому, скорее всего, на борту не будет питания, видео и аудио аппаратуры. В салоне недорогого перевозчика существует единый класс пассажирских мест, а количество кресел увеличено, что может привести к ухудшению комфортности полета.
4
Самолеты и персонал
Значительную долю расходов на авиаперелеты лоукостерам позволяет сохранить грамотная политика в отношении покупки и эксплуатации воздушного транспорта. Это совершенно не означает, что бюджетная авиакомпания экономит, скупая «списанные» устаревшие самолеты, и выжимает из этих транспортных средств последние возможности. Напротив, лоукостеры используют только новые самолеты современных моделей. Причем покупаются воздушные суда исключительно с заводского конвейера. Экономия при этом состоит в следующем: новым самолетам не требуется больших затрат на техническое обслуживание. Ремонт и внеплановый простой у нового самолета мизерные, практически нулевые. Кроме того, авиапарк регулярно обновляется – плановые капитальные ремонты лоукостеры предпочитают не проводить, просто перепродавая самолеты другим компаниям.
Другой способ экономить с помощью самолетов заключается в приобретении воздушного транспорта одного типа, что не только снижает затраты на техническое обслуживание, но и экономит деньги авиакомпании на дополнительное обучение персонала – пилотов, стюардов, механиков.
К тому же в самолетах лоукостеров отсутствует разделение на классы, а в билетах нет указания номера посадочного места – пассажиры занимают те кресла, которые свободны. Бюджетные воздушные суда отказываются от дополнительного оборудования на борту для меньшего расхода топлива и практически не простаивают в аэропортах, снижая расходы на оплату места посадки и совершая максимально возможное количество полетов в сутки.
Не стоит удивляться и тому, что бюджетные компании, экономя на комфорте путешественников, увеличивают количество пассажирских кресел в салоне, а в некоторых самолетах даже нет возможности откинуть спинку кресла назад. Вмещая таким образом большее число пассажиров, дискаунт снижает затраты на перелет, а, следовательно, и цены на посадочные талоны.
Компании, занимающиеся доступными авиарейсами, нашли способ удешевить перелет и за счет грамотного распоряжения персоналом. Кроме снижения затрат на обучение, о которых упоминалось ранее, нередко сотрудники совмещают несколько трудовых функций, к примеру грузчика и уборщика.
Развитие лоукоста в России
В нашей стране первая бюджетная авиакомпания появилась в 2006 году. «SkyExpress» осуществляла рейсы по городам России на Боингах-737, приобретенных в лизинг. Через пять лет «SkyExpress» присоединилась к «Кубанским авиалиниям» и перестала осуществлять перелёты по принципу доступных предложений.
С 2009 по 2011 годы на российском авиарынке работала вторая после «Скай-Экспресса» компания «Авианова», внедрившая продажу электронных билетов, и организующая рейсы внутри страны. В 2011 году фирма потерпела банкротство и прекратила свою деятельность.
В 2013 году крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» создал дочернюю лоукост авиакомпанию «Добролёт», который всего через год активной деятельности перестал существовать. Закрытие произошло после введения санкций против России от Евросоюза на фоне напряжённой военно-политической обстановки. Официальным преемником «Добролёта» стала компания «Победа», осуществляющая бюджетные авиаперевозки по сей день.
Абсолютно новой тенденцией в развитии дешевых перевозок стало появление бизнес-лоукостеров с некоторыми привилегиями для клиентов на борту самолёта при отсутствии многих услуг, имеющихся у обычных перевозчиков.
Основные принципы работы компаний-лоукостеров
Основная цель, преследуемая бюджетными авиакомпаниями, действующими в России, – добиться удешевления полёта с помощью снижения общей величины расходов на обслуживание, включая затраты на топливо и технологии. Этим и объясняется ограниченный набор предоставляемых услуг, за счёт которого снижаются издержки на обслуживание пассажиров. В каждой лоукост авиакомпании в России существуют свои способы экономии, основывающиеся на:
- использовании одной модели воздушного судна и одного класса обслуживания на борту самолёта позволяют снизить затраты на обучение бортинженеров, осуществляющих контроль за состоянием авиалайнера и своевременное устранение возникших неисправностей;
- минимизации оборудования, техники и электронных устройств на борту – позволяет снизить вес авиалайнера и величину расходуемого топлива;
- упрощенной схеме продажи авиабилетов, внедрение электронных билетов, возможность бронирования и покупки билетов онлайн – способствует снижению комиссионных вознаграждений на работу билетных агентов и авиакасс;
- сокращении стоимости перелёта за счёт раннего бронирования – с приближением даты вылета и уменьшением оставшихся свободных мест на борту билеты дорожают. На посадочном талоне место не указывается, что заставляет людей покупать билеты как можно раньше.
Рейсы от компаний-лоукостеров производятся, когда авиалинии не слишком загружены (раннее утро или поздний вечер). Один и тот же авиалайнер используется несколько раз в день, а рейсы чаще всего прямые, без пересадок. Это позволяет снизить затраты на стыковку в пересадочных пунктах (хабах).
Экономия расходов на персонал, меньшее количество членов экипажа. Немногие клиенты знают, что стюарды, помимо своих прямых обязанностей, могут заниматься уборкой самолёта после того, как он совершил посадку. Сокращение расходов на топливо возможно путём хеджирования его стоимости. Такой способ фиксирования цен на авиабилеты на одном уровне позволяет перевозчику сократить лишние расходы, упростить финансовые операции, и привлечь множество новых клиентов.
Доступные цены на перелеты дешевыми рейсами предполагают некоторые ограничения для пассажиров. Главная особенность работы лоукост авиакомпаний в России состоит в том, что в стоимость авиабилета чаще всего включается только перелёт, при этом за прочие услуги (еда и напитки на борту, провоз багажа) по желанию придётся доплачивать.
Некоторые предложения, такие как сопровождение детей в дороге, могут быть вообще исключены из перечня предложений, которые относятся к дополнительным услугам только у солидных авиационных перевозчиков.
Российские бюджетные авиакомпании
Как же обстоит дело с отечественными авиакомпаниями? Существуют ли лоукостеры России, способные составить конкуренцию аналогичным компаниям Азии и Европы?
Приходится признавать: первые дискаунты нашей страны потерпели крах и прекратили работу. На сегодняшний день в России функционирует только один лоукостер – «Победа», авиакомпания, образованная старейшим отечественным перевозчиком «Аэрофлот».
Российский лоукост официально существует с 2014 года. «Победа» – авиакомпания, предоставляющая несколько бюджетных тарифных планов, предлагает билеты, стоимостью от 1500 рублей. Российский лоукостер осуществляет международные рейсы из Москвы и прямые авиарейсы внутри страны.
Как летать на лоукостерах
Главное отличие лоукостеров от классических авиакомпаний — высокие тарифы на дополнительные услуги, которые у обычных авиакомпаний уже включены в стоимость авиабилетов. У каждого лоукостера свои правила перелетов, перед покупкой авиабилетов рекомендуем с ними ознакомиться. Рассмотрим 7 основных отличий лоукостеров от обычных авиакомпаний.
У лоукостеров в стоимость авиабилета входит ограниченное количество ручной клади и багажа. Но может быть и так, что провоз всего регистрируемого багажа платный, причем размер стоимости его перевоза может быть в 2 раза выше цены авиабилета.
Если у вас много багажа не рекомендуем пользоваться услугами авиакомпаний-лоукостеров. Переплата за багаж повысит стоимость авиабилета в разы. Обязательно уточняйте правила провоза багажа до покупки дешевых авиабилетов на официальных сайтах авиакомпаний.
Авианити в результатах поиска билетов отображает количество и вес включенного в авиабилет багажа. Как искать билеты на самолет с багажом или без багажа.
Питание на бортах бюджетных авиакомпаний всегда платное. Некоторые предлагают бесплатно только воду. В среднем длительность рейсов лоукостеров не превышает 2-3 часа — на это время не сложно отказаться от еды. Если для вас это затруднительно, возьмите пакетик орешков или печенья с собой.
Выбор места в салоне самолетов лоукостеров — платный. При бронировании авиабилетов вам будет предложено место исходя из загруженности самолета, если захотите его изменить — нужно будет заплатить. Просторные места и места в первых рядах продаются по более высоким тарифам.
Если летите лоукостером, будьте готовы самостоятельно пройти онлайн-регистрацию на рейс. Регистрация в аэропорту может быть платной из-за снижения расходов на оплату работы специалистов на стойках регистрации. Заранее распечатайте посадочный талон, поскольку это также может быть платная услуга.
Авиакомпании платят аэропортам сборы за обслуживание: регистрацию пассажиров, обработку багажа, доставку к самолету, уборку салона самолета и т. п. Не все крупные аэропорты предоставляют низкие тарифы для лоукостеров. Бюджетные авиакомпании для экономии обычно не летают в центральные аэропорты, а выбирают те, что расположены подальше от городов.
Чтобы сократить размер аэропортового сбора, лоукостеры отказываются от сервисов: не используют «рукава» или автобусы. Пассажиры идут на посадку пешком.
Лоукостеры не платят аэропортам за длительную стоянку самолетов. После приземления и выдачи багажа, бортпроводники готовят лайнер к полету и сразу принимают пассажиров на следующий рейс. В целях экономии ночная парковка у лоукостеров предусмотрена только в аэропортах базирования. По этой причине бюджетные авиакомпании не летают на дальние расстояния, обычно время полета не превышает 4 часов.
Если рейс выполняется в удаленный от города аэропорт, лоукостер предложит пассажирам трансфер, который можно оплатить вместе с авиабилетом.
Трансфер может быть на автобусе, пароме или поезде. Например, бюджетная авиакомпания «Победа» на рейсах в Европу часть маршрута выполняет на автобусе.
Лоукостеры летают только на новых и современных узкофюзеляжных самолетах, авиапарк состоит из одной модели лайнеров. Современные самолеты имеют более экономичный расход топлива. Возраст лайнеров не превышает 5 лет, чтобы авиакомпания могла снизить риски поломок и не затрачиваться на ремонт.
Салон самолетов лоукостеров оборудован большим количеством кресел с минимальным расстоянием для ног, нет бизнес класса, у некоторых авиакомпаний сиденья не откидываются. В салоне самолета может быть размещена реклама на багажных полках и спинках кресел.
Наиболее значимые лоукостеры Африки
Южно-Африканская Республика представлена следующими авиаперевозчиками
- Mango: входит в состав Южно-Африканских Авиалиний. Самая крупная база в Йоханнесбурге. Предлагает перелеты по территории страны, а также Мадагаскар, Занзибар.
- Kulula: этот африканский лоукостер существует дольше всех. Входит в состав перевозчика Комэйр около восемнадцати лет. Предлагает множество локальных рейсов.
- FlySafair: объединяет шесть крупнейших аэропортов ЮАР, является частью компании СафЭйр.
Перелеты из Кении
- Fly540: этот перевозчик летает из столицы Кении. Ориентирован на Занзибар и города страны. Имеет филиал – компанию Флай Сакс, летающую по крупным курортным городам.
- JamboJet: является отдельным подразделением кенийских авиалиний. Основной аэропорт отправления – Найроби. Ориентирован на местные перелеты и Уганду.
Прочие государства Африки
- Arik Air. Этот нигерийский лоукостер объединяет в своих маршрутах крупнейшие города государства, а также предлагает перелеты по Западноафриканскому побережью.
- Fastjet: корпорация компаний, которые активно летают из Южно-Африканской Республики и Юго-востока Африки.
- Air Cairo. Египетский филиал компании ЕгипетЭйр. Назначение – связать курортные города страны с Европейскими столицами. Также связывает их и со столицей Грузии.
История появления
Когда-то позволить путешествие на самолете могли лишь обеспеченные люди
Но владельцы компаний решили привлечь внимание и других категорий пассажиров. С этой целью разработали программы, с помощью которых можно было снизить стоимость билета
Сначала это случилось за счет увеличения посадочных мест на борту и эксплуатацию старых авиалайнеров.
sochinews.io
Перевозчики также старались максимально загрузить работой технику и персонал, доводя простои на земле до минимума. Первой бюджетной авиакомпанией такого рода считается Southwest Airlines. Она появилась на американском континенте и уже все остальные лоукостеры учились у нее.
Среди европейских авиакомпаний первым лоукостером был Ryanair. В таком режиме данный перевозчик работает с 1998 года, хотя услуги воздушных перелетов предоставлял намного раньше. Сегодня популярность подобных авиалиний стремительно возрастает. Люди часто соглашаются потерпеть неудобства, лишь бы сэкономить на авиабилетах и осуществить желаемую поездку.
f4fcdn.eu
Количество американских и европейских авиалиний, работающих на бюджетных условиях, стремительно растет. Они конкурируют друг с другом, благодаря чему пассажиры получают более выгодные предложения. Хотя нередко это приводит и к тому, что заявленные цены на рейс оказываются ниже реальной стоимости, которую потом приходится оплачивать.
В России же лоукостеров пока не очень много. Ведь их деятельности мешают некоторые существующие законы, а наши политики, как известно, медленно реагируют на любые изменения. Также препятствием к осуществлению организации работы бюджетных авиакомпаний на территории РФ считается модель ручного управления и другие технические моменты.
Видео: что такое лоукост?