Буддизм и монахи Камбоджи

Привычка №5. Слушать внимательно и без осуждения.

Как правило, люди склонны осуждать других. Когда мы с кем-то разговариваем, то слушаем собеседника с целью ответить ему, а не ради того, что понять, о чем он говорит, или чтобы чему-то у него научиться. Осуждая кого-то, мы тем самым создаем искаженное представление о человеке, что плохо как для него, так и для нас самих.

Буддисты считают, что главная цель и польза от общения приходят в форме внимательности к собеседнику и отсутствия осуждения, что помогает понять услышанное и пополнить свой запас знаний. Они верят в возможность понять других людей посредством осознанной внимательности, а не через оценивание и критику.

Особенности питания

Монахи, исповедующие буддизм, обитают в монастырях. Каждый их день проходит по жёсткому расписанию, отклонение от которого считается большим грехом. Буддийские монахи просыпаются в 6 часов утра и начинают свой день с молитвы. После её окончания они приступают к завтраку, состоящему из продуктов, принесённых в храм местными жителями. Сами себе еду отшельники не добывают и не готовят, по предписаниям религии они должны питаться только тем, что им достаётся от верующих в виде подаяний. В некоторых странах после молитвы монахи отправляются по улицам города просить милостыню. Еда, которую им дадут горожане, станет их завтраком. По традиции они должны съесть всё, что находится у них на тарелке, даже если продукты уже испортились.

Правила буддийских монахов позволяют им кушать дважды в сутки: рано утром и в полдень. После обеда им разрешено только пить воду и настои трав. Обитатели монастыря питаются исключительно скромными продуктами, пища для них является не удовольствием, а источником получения жизненных сил. Рацион буддийских монахов состоит преимущественно из растительной пищи, однако и здесь есть свои ограничения. Отшельники очень редко едят чеснок и лук, так как считается, что эти пряности усиливают половое влечение, а это для них недопустимо. Монахи не являются вегетарианцами, но мясо они могут употреблять только в том случае, если уверены, что животное было убито не ради получения пищи. А вот алкоголь, табак и наркотики у них категорически запрещены.

Запрет на приём пищи после полудня существует не просто так. В это время буддийские монахи занимаются самосовершенствованием, медитацией и чтением религиозной литературы (трипитаки), а наполненный едой желудок будет мешать им концентрировать свои мысли в нужном направлении. Также после обеда они принимают верующих, которые приходят в храм оказать материальную помощь, помолиться или получить благословление.

Основные правила монахов

Всякий, кто вступает в общину, обязан отказаться от всех земных удовольствий, оставить семью и все принадлежащие ему богатства. Главными правилами для него с этих пор являются: не убей, не укради, не пей спиртное, не ври, не прелюбодействуй, не пой и не танцуй, не отдыхай на мягкой постели, не будь корыстолюбивым, не принимай пищу в неположенный час, не пользуйся вещами, которые имеют сильный аромат.

На протяжении жизни буддийские монахи имеют право 3 раза вернуться домой, чтобы решить важные дела или оказать родным помощь. Всякий раз после этого в назначенный срок они обязаны занять своё место в монастыре. Если человек примет обет, а затем передумает и откажется от него, он будет осуждён обществом.

Первые мероприятия хитрого царя

Сронгцен Гампо пригласил проповедников из Индии и Непала, и взял в жены непальскую принцессу Бхрикути, дочь царя Амшувармана. Она привезла с собой несколько статуй, священные книги, с ней приехали монахи. Другой династический брак Сронгцен Гампо заключает с Китаем, посватавшись к принцессе династии Тан Вэнь Чен. Это сватовство, занявшее в общей сложности несколько лет, окружено массой фольклорных сказаний — об испытании хитрости посла, о любви между ним и Вэнь Чен, об их ребенке, умершем по дороге в Тибет.

Сонгцен Гамбо и его жены — непальская и китайская принцессы

Танская принцесса прибыла в Тибет в 641 году. Главное сокровище, которое она привезла в Тибет, — огромная статуя Будды, называемая тибетцами Джово.

Статуя Джово в Рамоче

Для этой статуи (существующей и поныне) в 653 году, спустя четыре года после смерти Сронцена Гампо, царица Бхрикути выстроила в Лхасе знаменитый храм Джокханг; для его возведения были привлечены непальские мастера.

Джоканг

Вэнь Чен приказала возвести в Лхасе храм Рамоче, ставший обителью китайских монахов, последователей учения Чань (или китаского буддизма — Чань-буддизма).

Джово

Обе супруги Сронгцен Гампо были не просто ревностными почитательницами буддизма – они сделали чрезвычайно много для распространения буддизма в Стране Снегов, хотя в своей миссионерской деятельности были неизбежно ограничены кругом придворных. Неудивительно, что позже тибетцы признали их воплощением Белой и Зеленой Тары, а Сронгцена Гампо — инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары.

Монахи Бирмы

В буддизме Тхеравада придается большой смысл монашеской жизни, потому, что такой образ жизни вел сам Будда. Он создал первое сообщество практикующих монахов – Сангха. Если следовать образу жизни Пробудившегося, то это верный путь достигнуть просветления. И сегодня в Бирме каждая деревня оказывает поддержку по крайней мере одному монастырю.

Жизнь монахов в них строго регламентируется. Монахи Бирмы зависят от мирян и существуют на их подаяние. Пища и одежда – все приходит в виде даров и пожертвований. Каждый день они с первыми лучами солнца обходят дома и учреждения в окрестностях монастыря с чашей для подаяний. Этот ритуал проводят дважды в день и он имеет многовековую традицию.

При этом тот, кто дает, должен быть благодарен, ведь ему представляется шанс совершить благое дело и тем самым улучшить свою карму. Еда, которую получили монахи во время обхода, делится поровну, по возвращении в монастырь. Бирманский монах полностью посвящает свою жизнь Будде и его жизнь исполнена смирения, простоты и воздержания.

Монашество – стиль жизни, но монахи тоже люди, и далеко не каждый из них святой.

Когда мальчику исполняется 10 лет, его на несколько недель обязательно отдают в монастырь. Там он приобщается к монашеской жизни, которая включает в себя молитвы, а также повседневный труд.

Вырастая, мужчина по крайней мере еще раз бывает таким “временным монахом”.

Монахи Бирмы ходят в пурпурных тогах, они, как и большинство людей в этой стране, худые . Женщины-монахини носят одежду розового цвета.

Бирманский буддизм Тхеравада уделяет большое внимание служению другим живым существам, пусть даже в скромных масштабах. Местные храмы – традиционное место образования и центры жизни общины

Люди верят, что следуя указанным путем, они на пути к пробуждению они накапливают “заслуги”, то есть улучшают свою карму, а это, в последствии, приведет к благим результатам.

В этой стране в названиях часто фигурирует слово шве – золото. Но, пожалуй, все-таки Бирма это страна оттенков красного: красная почва, красная слюна от жевания бетеля, темно-красные одеяния монахов или розовые монашек, красный кирпич, используемый для многих пагод и храмов Багана, красновато-бронзовой цвет кожи простых людей в сельской местности…

Рубрика: Бирма

Привычка №7. Жить в настоящем.

Некоторым людям очень сложно жить настоящим, наслаждаясь красотой каждого мгновения. Мы часто размышляем о событиях прошлого и переживаем о будущем. Но с помощью практики осознанности можно перенаправить фокус своего внимания и мысли обратно к чувствам и тому, чем мы сейчас занимаемся.

Вы живете здесь и сейчас. Нет никакой пользы от того, что мы будем зацикливаться на прошлом, ведь зачастую оно не приносит нам ничего, кроме сожалений, или на будущем, которое мучает нас своей неопределенностью.

Чтобы понять истинный смысл своего существования и наполнить жизнь счастьем и миром, очень важно научиться жить и ценить каждый миг настоящего. Перевод статьи — 7 Incredible Buddhist Monk Habits That Will Benefit You For A Lifetime via Клубер. Перевод статьи — 7 Incredible Buddhist Monk Habits That Will Benefit You For A Lifetime via Клубер

Перевод статьи — 7 Incredible Buddhist Monk Habits That Will Benefit You For A Lifetime via Клубер

Как стать женщиной-монахом

Стать монахиней – это достойный способ провести свою жизнь на благо других.

Чтобы стать женщиной-монахом, которую называют монахиней, вы должны выполнить следующие шаги, аналогичные тем, что и для монаха.

Шаг 1. Познать буддийское учение

Прежде чем принять решение о посвящении, прочтите основы учений Будды, таких как Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и Этапы Пути к Просветлению (ламрим).

По сути, поищите, где изучать учения будды под руководством квалифицированного учителя.

Традиционно, прежде чем подавать прошение о рукоположении, вы должны пройти несколько лет обучения и практики под руководством учителя.

Шаг 2: Найдите духовного наставника

Ваш учитель учит основам жизни в монастыре. Он также расшифрует, когда вы будете готовы принять обеты рукоположения. Следовательно, он подписывает разрешение на ваше рукоположение.

Шаг 3: вступите на буддийский путь

Здесь вы изучаете медитацию и все другие буддийские практики. Вы также принимаете обеты мирян, поскольку многие становятся безбрачными.

Шаг 4: Посвящение

Клятвы даются на всю жизнь, поэтому важно потратить время и обдумать решение. Стать буддийским монахом означает присоединиться к сообществу – Сангхе. Стать буддийским монахом означает присоединиться к сообществу – Сангхе

Стать буддийским монахом означает присоединиться к сообществу – Сангхе.

Традиционно человек остается в монашеской общине не менее 5 лет после рукоположения. Тем не менее, это не всегда так.

Шаг 5: Поддержите себя

Обычно эти монахи обеспечиваются четырьмя основными предметами первой необходимости: пищей, одеждой, жильем и лекарствами. Однако многие монахи и монахини служат своим местным общинам дхармы в обмен на удовлетворение своих основных потребностей. Итак, обсудите со своей сангхой, чтобы обеспечить стабильность после посвящения.

Кому молятся буддисты

Люди молятся. А о чем? Чего они просят? И у кого просят? Что представляют собой буддийские молитвы?

Это очень сильно зависит во-первых от буддийской традиции, во-вторых от самих людей.

Традиции буддийские не просто разные, а очень разные. В другом направлении этой религии – махаяне, например, действительно молятся и просят будд о разных благах, а в Тхераваде это скорее не молитвы, а славословия в честь Трёх Драгоценностей, коими являются Будда, Дхамма (его учение) и Сангха (община святых или в некоторых случаях община монахов).

Во время службы читают традиционные тексты на пали, древнем языке. Вот несколько предложений: “Свежие, ароматные и отборные, все эти цветы, я подношу Благородному Мудрецу, к его святым лотосовым стопам… Я подношу Тебе, Будда, эти цветы, пусть эта заслуга поможет мне освободиться, точно так же, как неизбежно увянут эти цветы, так и наши тела подвержены разрушению.”

Но и в Тхераваде простые люди, которые верят на уровне ритуала, могут молиться и просить Будду о чём-либо. Хотя доктринально это неправильно.

Камбоджийская музыка и танцы

Дети в национальных костюмахНародная музыка

Камбоджийская музыка, как и вся культура Камбоджи, основана на кхмерских традициях. Музыка кхмеров делится на два основных направления – Пинпеат и Мхори. Различие между ними заключается в том, что Пинепеат состоит из струнных и ударных инструментов, а в Мхори музыка исполняется только ударными.

Самым популярным музыкальным инструментом Камбоджи стал чапей – струнный инструмент со смычком. Среди направлений народной музыки выделяется «Скор» – тип народного ансамбля. Ансамбли «Скор» есть практически во всех деревнях, они исполняют народную музыку на свадьбах, на праздниках и традиционных представлениях.

Камбоджийские танцы – прямые наследники придворных танцев Индии. Самым ярким образцом классического народного танца стал сюжет поэмы Рама.

На основе этой легенды в Камбодже был составлено целое музыкальное произведение, которое на протяжении более 200 лет исполняется Королевский камбоджийский университет.

В тени Китая

Итак, под конец XIV века китайцы выгнали бывших властителей мира на территорию современной Монголии. На протяжении трех веков в осколке империи (формально ханы Монголии продолжали именовать себя императорами) творилось полное безобразие: страна то распадалась на части из-за междоусобиц, то какой-нибудь хан похитрее и посильнее остальных снова объединял ее.

Карта Китая времен династии Юань.

Периодически монголы грозили китайской династии Мин, что вернут себе владычество и с переменным успехом воевали с Китаем – но дальше схваток за пограничные северные районы дело не доходило.

Закончилось все плохо и для монголов, и для династии Мин: в северо-восточной Азии возникла третья сила: Маньчжурское государство, которое завоевало Китай (как показывает история, это было вообще легко – правда, все завоеватели неминуемо превращались в китайцев).

Маньчжуры основали в Китае династию Цин, последний императорский дом Китая, которому удалось окончательно прижать монголов к ногтю. Их последнее на тот момент целостное государственное образование – Джунгарское ханство – пало в 1691 г., и вся Монголия стала китайской провинцией. Карма в действии!

Буддийские монахи в монгольской степи.

Китайцы, точнее, маньчжуры династии Цин, правили в Монголии вплоть до 1911 г., успешно подавляя дух и материальную базу непокорных монголов. Страну разделили на Внешнюю и Внутреннюю Монголию (Внешняя – страна в современных границах, Внутренняя – регион современного Китая на границе с Монголией), китайские купцы успешно наживались, скупая у кочевников скот по дешевке и продавая его втридорога во внутреннем Китае.

Местные князья находились в строгой зависимости от императорских властей, администраторы жестко изолировали Монголию от всяких внешних сношений (к примеру, очень неохотно пускали в страну русских торговцев). Отдельную важную роль в «приручении» Монголии сыграл буддизм.

Внешний вид

Весьма необычно выглядят буддийские монахи. Фото, на которых они изображены, позволяют рассмотреть их внешний вид. Монахи всегда предстают перед народом лысыми. Они бреют головы, считая, что время, потраченное на мытьё, стрижку и расчёсывание волос, лучше всего посвятить внутреннему самосовершенствованию и поискам пути к нирване.

Традиционная одежда буддийских монахов состоит из верхней накидки, прикрывающей торс и левое плечо, и внутреннего саронга, который обматывается вокруг бедёр и прячет ноги. В странах с холодным климатом монахам разрешается носить поверх религиозного одеяния тёплые палантины. Свои наряды они обычно красят в такие яркие цвета, как карри, шафран и тмин. Иногда можно встретить отшельников в одеждах серых и чёрных оттенков.

Немного интересных фактов

  • В силу интересной истории, тесно связанной с индуистскими обрядами, в ритуалах современных буддистов можно увидеть их отголоски.
  • Бикху современности – люди, идущие в ногу с прогрессом. У многих из них есть смартфоны, планшеты и плееры, они любят фотографироваться, а некоторые даже общаются в «Фейсбуке» и различных мессенджерах.
  • Они дружелюбны и открыты для иностранцев. Кроме того, часть из них неплохо владеет английским языком и всегда не прочь попрактиковаться в общении. А представители более старшего поколения знают французский.
  • Почти в любом монастыре можно остановиться на ночь. Хозяева не оставят без крова никого, даже представителей других религий. Они обязательно найдут для гостей хотя бы циновку, которую расстелют в одной из комнат. Более того, буддисты толерантны к приверженцам других конфессий и не пытаются никого «перетянуть» на свою сторону.
  • Жителям храмов не чужды обычные мирские радости: в стенах своего дома они любят играть в шахматы, могут заниматься творчеством вроде рисования или современного искусства, на занятиях – участвовать в диспутах.
  • В праздничные дни бикху из разных поселков стекаются в крупные храмы.
  • Становление монахом для камбоджийца не обязательно на всю жизнь. Он может принять монашество всего на несколько месяцев или лет, но это стараются сделать абсолютно все мальчики в своей жизни. Обычно к монастырской жизни приходят, чтобы доказать собственную зрелость, серьезность намерений, для уважения в обществе или после смерти кого-то из близких.

Буддизм в Камбодже

Буддийская философия признана официальной религиозной мыслью Камбоджи. Это неудивительно – 90% всего населения считают себя буддистами тхеравадинского толка. Также в стране присутствуют приверженцы махаяны, дзен, христианства, ислама, но они в меньшинстве.

Учение неизбежно проникает во все сферы жизни камбоджийцев. Они с большим почтением относятся к монахом и подают им пищу, продукты питания, одежду, предметы обихода, а в последнее время – деньги.

На рубеже эпох на территории современной Камбоджи существовало могущественное королевство Бапном, оно же Кампучия. Поначалу там преобладала индуистская вера, но к 4 веку широко распространились идеи буддизма, преимущественно махаяны, хотя на определенных территориях была популярна тхеравада.

Удивительным образом в Бапноме, а после его падения – в новом Ангкорском государстве религия была представлена сочетанием индуистских и буддистских догматов. Статуи будд и бодхисаттв соседствовали с изображениями божеств пантеона индуизма и древнеиндийскими священными текстами. Подобная тенденция сохранилась до 13 столетия, пока тхеравада не заняла передовые позиции.

Даже во время сиамской и французской зависимости дхарме удалось сохранить главенство. К середине прошлого века в государстве было около 3 тысяч храмов и 75 тысяч представителей монашества.

Переломный момент настал во времена кровожадного политика по имени Пол Пот, правившего в 1960-70 годы. Он презирал буддистов, а их духовных лидеров и вовсе подвергал уничтожению, так же, как сравнивал с землей их святыни.

К счастью, к началу 1979 годаКамбоджа вырвалась из оков тирана, и учение Будды вновь стало процветать. Сегодня строятся все новые храмы, выпускается духовная литература, открыто множество буддистских университетов при монастырях, а философия вновь переживает лучшие времена.

6 храмов, которые нельзя пропустить

Количество храмов Бирмы, которыми может полюбоваться турист, зависит только от того количества времени, которым он располагает. Они – наиболее популярная достопримечательность страны.

Шведагон, величественная пагода, возвышающаяся в Янгоне. Место исключительной святости, одна из главных святынь и идеальное место, чтобы узнать о вере и культуре страны.

Ананда, пожалуй, самый известный и наиболее уцелевший храм Багана. Он назван в честь ученика Будды. У него изящные очертания, напоминающие индийский архитектурный стиль. Внутри находится 4 огромных зала, в двух из которых установлены оригинальные статуи Пробудившегося

Храм Ананда был серьезно поврежден во время землетрясения в 1975 году, но был восстановлен в прежней славе с предельным вниманием к деталям. Храм Махамуни в Мандалае

Здесь находится огромное бронзовое изображение Будды, для которого, согласно легенде, он позировал лично, а затем вдохнул в него жизнь и сказал, что наполненная его существом, она проживет пять тысяч лет, так же, как и созданная им религия

Храм Махамуни в Мандалае. Здесь находится огромное бронзовое изображение Будды, для которого, согласно легенде, он позировал лично, а затем вдохнул в него жизнь и сказал, что наполненная его существом, она проживет пять тысяч лет, так же, как и созданная им религия

Сюда едут паломники со всего мира.

Пагода Швезигон в Багане. Ее великолепная золотая ступа в форме колокола – самая фотографируемая достопримечательность. Она поражает не только своими размерами и красотой, но и тем, что внутри храма находится бесценная реликвия: копия зуба Будды.

Шиттаун или “Храм Победы” в Мраук-У. Этот храм был построен в 16 веке, чтобы отпраздновать триумф короля Мин Бин в Бенгалии. Он имеет форму колокола, ступа окружена рядом ступ меньшего размера. Главный зал заполненный статуями. Безжалостное время вместе с муссонами на протяжении многих лет разрушали его, но были предприняты радикальные меры, чтоб сохранить его.

Храм Дамаянги – тоже  Баган. Мистический пейзаж Багана и на его фоне огромная, впечатляющая архитектура храма Дамаянги выглядит снаружи почти египетской и готической внутри. От его масштабов захватывает дух. Он известен своей нестандартной архитектурой и кирпичной кладкой такой плотности, что между кирпичами не просунешь даже бумажный лист. В нем есть некоторые из самых ценных и почитаемых буддийских изображений в мире.

Степная демократия

Улан-Батор.

К концу 1980-х, когда СССР уже основательно трещал по швам, в Монголии началось движение за переход к рынку и более демократическому правлению – опять же, по советскому образцу, «раз можно им, то можно и нам».

Демонстрации на площадях быстро разрослись с сотен до тысяч человек. Не решившись противостоять столь однозначному волеизъявлению, премьер-министр Жамбын Батмунх распустил монгольское Политбюро и ушел в отставку, назначив на 1990-й г. первые конкурентные выборы в истории страны.

Правда, на них по старой памяти одержала победу МНРП – та самая Монгольская народно-революционная партия, под руководством которой почти 70 лет строили коммунизм.

Нынешний президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

МНРП, быстро отказавшись от марксистских постулатов, принялась с переменным успехом проводить капиталистические реформы. Китайский путь? В каком-то смысле, но если в Китае «коммунисты» из КПК держатся у власти до сих пор, в Монголии в 1996 г. МНРП проиграла выборы Демократическому союзу, и с тех пор на исправно проводимых выборах две партии то и дело меняются местами.

После гигантской империи, междоусобиц, теократического правления буддистов и коммунизма монголы, как ни странно – а может, наоборот, логично после всего пережитого – пришли к двухпартийной демократической системе и живут вполне нормально, не слишком заметные на международной арене, не слишком богатые, не слишком многочисленные – зато наконец-то в мире и без больших потрясений.

Улан-Батор.

И только степные волки воют над могилой сотрясателя миров Чингисхана где-то глубоко в монгольских просторах.

Самосожжение буддийского монаха

На протяжении всей истории своего существования буддизм неоднократно подвергался притеснениям. Одним из самых ярых его защитников стал Тхить Куанг Дык — вьетнамский монах, совершивший акт самосожжения в знак протеста против преследования религии президентом страны Нго Динь Зьемом. 10 июня 1963 г. в центре Сайгона (старое название Хошимина) появилась огромная толпа монахов, несущих в руках транспаранты с призывами прекратить притеснения буддистов. Во главе процессии ехал голубой автомобиль, которым управлял Тхить Куанг Дык. Недалеко от президентского дворца, на многолюдной улице машина остановилась. Вместе с Тхить Куанг Дыком из неё вышли 2 монаха. Один из них постелил на асфальте мягкую подушку, а второй достал из автомобиля канистру с бензином.

Тхить сел на подготовленное для него на земле место в позу лотоса, после чего один из участников акции облил его горючим. Читая молитву, монах зажёг спичку и подпалил себя. Он вспыхнул, словно факел, однако до последнего оставался сидеть с прямой спиной в позе лотоса. Через 10 минут его тело оказалось полностью уничтожено огнём. Журналистам удалось запечатлеть на фотоплёнку самосожжение буддийского монаха. Снимки с пылающим Тхить Куанг Дыком облетели весь мир и громогласно заявили о наличии серьёзных религиозных проблем в стране.

Гонения буддизма во Вьетнаме в конце 1950х — начале 1960х годов

Социологические опросы, датированные первой половиной XX века, показывают, что от 70 до 90% населения Вьетнама составляли буддисты. Но католичество активно насаждалось сначала французским колониальным правительством, а затем и президентом-католиком Нго Динь Зьемом. Под видом борьбы с коммунизмом он устраивал террор против буддистов и подавлял любую оппозицию.

Католикам было проще продвигаться по военной и гражданской службе, для них существовали привилегии при распределении земель и налоговые послабления. Государство вело дискриминационную политику в отношении буддистов.

Некоторые католические священники управляли вооруженными формированиями, что позволяло им насильно обращать в свою веру буддистов и разрушать пагоды. Правительство закрывало глаза на их произвол.

Католиками становились военные для продвижения по службе и крестьяне для получения материальной помощи. Вскоре католическая церковь стала крупнейшим во Вьетнаме землевладельцем.

В мае 1963 года, в день празднования рождения Будды, власти запретили пронесение флага буддийской конфессии в городе Хюэ. Но буддисты проигнорировали запрет и отправились к правительственной радиостанции с флагом. В ответ власти открыли огонь и убили девять человек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий