Как добраться до Хармандир-Сахиб в Амритсаре
Добраться до Амритсара и Золотого храма лучше всего из Дели. Здесь доступны все виды транспорта:
- Самолёт летает каждый день по 8–10 рейсов, начиная с раннего утра и до вечера. Есть прямые рейсы и с пересадкой через Мумбаи. Стоимость билета от 40 до 70 долларов. Время полёта от 1 часа 5 минут до 1,5 часов.
- В священный город ходят поезда. Они ездят почти круглосуточно, отправляясь со всех трёх вокзалов Дели. Путь займёт 7–13 часов в зависимости от типа поезда. Цена меняется от класса обслуживания от 10 до 27 долларов. Расписание можно посмотреть на официальном сайте.
- Ещё между населёнными пунктами постоянно курсируют автобусы. Путь на нём займёт около 10 часов. Цена от 4 до 10 долларов. Уточнить расписание лучше на автобусной станции.
От городского вокзала до Хармандир-Сахиб ходят бесплатные автобусы жёлтого цвета. На них всегда большие очереди, поэтому есть второй вариант. Добраться можно на такси или рикше за 1–3 доллара, которые стоят на выходе и предлагают свои услуги. Также работают приложения для онлайн-заказа такси Uber и Ola Cabs.
Шоу на границе Индии и Пакистана
Возможно, граница между Пакистаном и Индией одно из самых необычных мест в Азии. Казалось бы, два государства на протяжении многих лет находящиеся в состоянии военного конфликта, пару месяцев назад здесь был теракт, погибли люди, тем не менее, это место где ежедневно устраивается настоящее шоу. Представьте, по пути к границе играет музыка из «миллионера из трущоб», люди в военной форме носят огромные ярко-красные шапки, время от времени включают музыку, народ высыпает на дорогу и начинает отплясывать, тогда как стадион заходится овациями. И это все непосредственно на границе!!!
Видели когда нибудь таких военных???
Что есть Индия?
Мы порой удивляемся с Деборой, столько положительных людей, не так грязно как многие рассказывают, отвратительных запахов вообще не встречали, никто не пытается у нас что-либо украсть… может это и есть настоящая Индия? Откуда столько негативных и не справедливых, на мой взгляд, отзывов об этой замечательной стране? Правда, не пойму. Может люди сами настраивают себя на негатив, с ним приезжают, с ним же и уезжают. А может мне попадались только негативные отзывы???
Дальше был Дели, о котором рассказывать в общем то нечего. Жили у друзей, в замечательной семье, но город не впечатлил. Зато потом! О да, мы отправились в Джайсалмер, город на границе с пустыней, где было двухдневное сафари на верблюдах, ночевка в пустыне и прогулки по древнему невероятно интересному городу-форту. Об этом совсем скоро, хорошие фотографии в наличии.
Лучшие места в Гонконге описаны здесь
Граница Индии и Пакистана. Шоу флагов
Вторая часть дня была посвящена поездке на границу Индии и Пакистана, на шоу спуска флагов и закрытия границы. Такси туда-обратно и час ждет вас = 1200 рупий был заказан в отеле. Подозреваю, что повез нас чей-то родственник из персонала. Ехать до места около 45 минут. Машина остается перед въездом в пограничную зону и дальше надо топать пешком.
Не знаю — каждый ли день на границе столпотворение, но в тот день, когда мы были там — была страшная давка. Идущую толпу дробят на небольшой ручеек, далее осмотр одежды, чтоб не пронесли оружее, потом индусы идут на народные трибуны, а мы, как умные туристы заворачиваем к заветной калиточке с надписью VIP.
Часовой строго спрашивает в списке ли мы, мы утвердительно качаем головой из стороны в сторону (так индусы подтверждают ответ «да», почти как у нас подтверждают отрицательный ответ). Пропускают, но требуют предъявить паспорт. У меня он с счастью был с собой, прошли по одному паспорту. И таких калиточек мы прошли около 5. То есть не все так просто. На заключительном этапе нас снова обыскивают, а далее мы садимся на удобную трибуну недалеко от ворот и флагштоков. По другую сторону — Пакистан.
На той стороне так же построены трибуны, и видно невооруженным взглядом, что заполнены они до отказа. Ну и у нас народ прибывает. В 18:00 начинается шоу, когда солдаты смешно маршируют, разыгрывая спектакль. Примечательно то, что с Пакистанской стороны происходит тоже самое, симметрично или зеркально. Правда плохо видно — мешает забор
Нам — туристам конечно все равно, лишь бы красочно было, но подозреваю, что данное действо это способ поднять патриотических дух индийцев и пакистанцев с другой стороны. Перед шоу индийцы бегают с государственными флагами перед трибуной, танцуют индийские танцы, и тоже самое происходит на пакистанской стороне. Потом проходит как бы соревнование «кто кого переорет»… Вообщем непонятное нам, но хорошо понятное местным жителям действо происходит и так каждый вечер.
Вообще тема очень болезненная и это заметно — у многих по ту сторону границы остались родственники так как резали штат в 1946 году по живому. Поэтому каждый день шоу неформальное, не для галочки. Красиво. Рекомендую посмотреть.
Как я уже заметил, посещение Амритсара можно (наверное нужно) уложить в один день без ночевки. Посетив утром Золотой храм, мы болтались без дела до вечера. Зато поели, попили и позагорали.
Так же встретили интересного персонажа. Вот его фото
а еще маленькую девочку, которая играла вот в такой конструктор лего:
Жалко детей, которые вынуждены играть на замусоренной улице в такие игрушки…..
Прилетев в Дели мы воссоединились с Олегом, который куковал в Дели уже второй день и просто истосковался по деятельности. Утром у нас был самолет в Варанаси и тут начинается самое интересное: Варанаси — город мертвых
Храм Лотоса
Этот необычный храм в виде лепестков лотоса расположен в столице страны — Нью-Дели. Он был построен в 1986 году и выполнен из мрамора белого цвета. Это главное культовое сооружение последователей веры Бахаи в Индии.
Бахаизм — это относительно молодая религия, которая возникла в XIX веке в Иране. Главная идея этого учения — единство Бога, религий и всего человечества. Этот храм открыт для людей всех вероисповеданий и в нем запрещено читать проповеди. Ведь он призван объединять верующих людей всех конфессий.
Храм состоит из 27 частей, имитирующих лепестки лотоса. Они символизируют разнообразие религий мира. Такое оформление было создано иранским архитектором Фариборзом Сахба — известным последователем бахаистской веры.
Особенности
Амритсар нельзя назвать популярным туристическим центром, а иностранные гости с других континентов, как правило, бывают здесь лишь проездом, не задерживаясь надолго. Преимущественно, в городе проживают индийцы, относящие себя к сикхам и верящие в Единого Бога, чьё настоящее имя, по их мнению, неизвестно никому. Единственной формой поклонения для верующих является медитация, в процессе которой они выражают преданность и верность своим идеологическим взглядам. Как и большинство крупных индийских мегаполисов, Амритсар подвержен сильному социальному расслоению, выраженному в резком делении на бедных и богатых. Грязные кварталы с полуразвалившимися домами, между которыми бегают босоногие детишки, тут контрастируют с вполне благоустроенными зданиями, окружёнными зелёными лужайками и высокими пальмами. Транспортное движение довольно хаотично и зачастую небезопасно для пешеходов. На городских улицах нередко встречаются коровы, бредущие в неизвестном направлении и оставляющие за собой яркие следы, выражающие их простое отношение к удовлетворению естественных потребностей. Отели в городе, как и качество инфраструктуры в целом, полностью соответствуют образу индийской провинции.
Как доехать до Амритсара
На поезде
Это, наверно, самый простой и комфортный способ доехать до Амритсара. Именно таким способом добирались и мы. Билеты, как всегда, мы покупали с помощью сервиса Cleartrip (сайт, мобильное приложение). Цены и время в пути сильно зависит от самого поезда и класса вагона.
Например самый дешевый вариант из Дели (New Delhi) в Амритсар (Amritsar Junction) в слипере – от 220 INR, время в пути – 11 часов. Мы выбрали чуть более дорогой вариант (на целых 60 INR ), но время в пути было 7 часов 30 минут. Нам кажется это совсем несущественная плата за 3,5 часа разницы.
На автобусе
Автобусное сообщение с Амритсаром развито очень хорошо. В/из Амритсара можно легко добраться из Дели, Дармсалы, Манали и других туристических городов Индии.
- из Дели в Амритсар – 8 часов, билеты от 325 INR;
- из Дармсалы в Амритсар – 5 часов, билеты от 799 INR (не спрашивайте почему такая разница, сами в шоке);
- из Манали в Амритсар – 14 часов, билеты от 1349 INR.
На самолете
В Амритсаре есть аэропорт и сюда можно без проблем долететь из Дели. Рейсы выполняют авиакомпании IndiGo, Vistara, AirIndia и SpiceJet. Цены на билеты из Дели в Амритсар можно посмотреть на календаре ниже. В среднем полет длится около 1 часа, а цены стартуют от 1200 рублей с человека:
Пара замечаний про авиакомпании SpiceJet и Vistara: SpiceJet – лоукостеры и пытаются сделать деньги на каждом чихе. Мы летели ими из Дели в Гоа и по глупости не распечатали электронный билет. Так вот без распечатанного электронного билета нас не пускали в здание аэропорта, нельзя было зарегистрироваться на рейс, а за его распечатку с нас взяли по 100 INR с носа.
В общем, если вы в ужасе от авиакомпании Победа, то в сторону SpiceJet лучше даже не смотреть, ведь Победа это пример лояльности и щедрости, по сравнению с ними.
А вот Vistara нас приятно поразила. Мы летали ими из Гоа в Дели. Даже на таком коротком перелете предоставляется горячее питание, можно пройти электронную регистрацию, багаж включен в стоимость. Самолеты новые, сиденья кожаные. Все очень чисто и приятно. Vistara нам очень понравилась, и в следующий раз, при прочих равных условиях. мы отдадим предпочтение именно ей.
Кто такие сикхи
1,87 % населения Индии (около 20 млн. человек) исповедует сикхизм. Сикхи провозглашают братское отношение ко всем людям, независимо от их социального статуса и касты. Единый и Всемогущий Бог лишён зримого образа и присутствует во всём, поэтому нужно проявлять любовь в каждом повседневном деянии, а ритуалы, посты и обеты не играют никакой роли. Однако последователи гуру Нанака ввели некоторые обряды — молитвы, погребальные церемонии. Усопших сжигают, а пепел рассеивают по реке. После смерти душа возвращается к Создателю и сливается с ним. Возводить памятники на могилах не принято. Употребление алкоголя и наркотиков категорически запрещено. Священным текстом является «Гуру Грантх Сахиб», написанный десятью сикхскими гуру в 1469 — 1708 гг. Эта книга, в которой изложены жизненные принципы сикхов, хранится в Золотом храме в Индии.
Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.
Если мусульмане обращают свои молитвы к Мекке, а индусы мечтают хотя бы раз посетить Варанаси, сикхи всего мира обращаются к Золотому храму (Хармандиру) в Амритсаре. Это центр глубоко человечной, универсальной и в то же время практичной религии. Это священное место проникнуто умиротворенной атмосферой. Паломники, кладут земные поклоны храму на входе, а сикхи сидят на холодном мраморном полу в глубокой медитации, слушая волшебные звуки музыки (шабад киртан) и мелодичные напевы молитв.
По словам сикхов, Золотой храм плывет по озеру, как корабль, пересекающий океан невежества. Его четыре двери по сторонам света означают, что он открыт для людей всех вероисповеданий и четырех основных каст индийского общества. Молитвы, сутры, стихи читаются по очереди священниками гранти, сидящими в Хармандире перед троном, на котором покоится священная книга сикхов Ади Грант. Один из спутниковых каналов индийского телевидения ведет непрерывные трансляции богослужений из Золотого храма.
История возникновения сикхизма
Нанак родился в индуистской семье и считался правоверным индусом, пока будучи в юношеском возрасте с ним не случилась непонятное происшествие. Дев пошел купаться, и исчез на три дня, когда все стали считать, что он утонул, Нанак вернулся, но стал совсем другим. Он не мог объяснить, где он был все это время, Нанак только сказал, что там, где он побывал, нет ни мусульман, ни индусов.
После этого Дев совершил несколько путешествий в Бенгалию, Ассам, Цейлон, Тибет, Багдад и Мекку. Нанак в ходе своих путешествий разговаривал с мудрецами, и священнослужителями мусульманской, буддийской и индуской веры, вероятно Нанак также познакомился с христианством через католических миссионеров.
Ангад создал пенджабскую письменность гурмукхи, и первым начал составлять священное писание сикхов Грантх Сахиб. Грантх Сахиб представляет собой сборник молитв, религиозных гимнов и духовных практик. Писание было кодифицировано между 1563-1606 годами пятым учителем сикхов Арджаном Девом. Последний десятый гуру сикхов Гобинд Сингх, умерший в 1708 году, объявил своим приемником само священное писание – Грантх Сахиб, ныне оно храниться в центре Великого храма.
В 1716 году сикхами была создана конфедерация, состоящая из двенадцати округов (мисалей). В конце семнадцатого века Ранджинт Сингх объединил все владения сикхов в централизованное государство, которое просуществовало до 1849 года, когда пало под натиском Британской империи.
Принципы сикхизма
Значимая особенность сикхской религии — открытость перед любым человеком
Неважно какой у него социальный статус, национальность, вероисповедание и пол. Святые места открыты для всех. Сикхи считают, что Бог присутствует во всём, что тебя окружает
Оригинал священного текста «Ади Грантх» хранится здесь, в Хармандир-Сахиб
Сикхи считают, что Бог присутствует во всём, что тебя окружает. Оригинал священного текста «Ади Грантх» хранится здесь, в Хармандир-Сахиб.
Сикхи имеют особую одежду и отличительные черты во внешности. Мужчины никогда не стригут волосы и не бреют бороду. На голове носят религиозный тюрбан. С детства в них воспитывают мужество и стойкость. При себе они держат меч или кинжал, но оружие никогда не должно быть использовано для угрозы или насилия, только в качестве защиты. Сикхизм может принять любой по своему желанию.
Пруд и главный храм, Елена Шишкова
Возникновение Золотого Храма
Наибольшей материальной святыней сикхов является знаменитый Золотой храм, что носит название (Хармандир-Сахиб). Данный религиознный комплекс находиться в городе в городе Амритсар. Сам город был основан гуру Рам Дасом в 1577 году, гуру приказал выкопать квадратный водоем. В самом центре рукотворного озера, через десять лет гуру Арджан Дев начал строительство Хармандира, которое было завершено в начале семнадцатого века. Архитектурный стиль храма сочетает в себе элементы индуисткой и мусульманской архитектуры. Храм неспроста носит название, золотой, плиты храма покрыты 100 килограммами золота.
Вокруг озера Амритсар расположены храмовые комплексы сикхов из белого мрамора. Вход в Хармандир-Сахиб бесплатный для всех желающих. Попасть в храм можно по каменному мосту шириной в 3,9 метров. Правда, надо соблюдать ряд условий, входит в храм можно только с покрытой головой (мужчинам женщинам и детям), входит в обуви в храм нельзя.
Перед тем как зайти в храм нужно совершить омовение ног. Также на территории храмового комплекса запрещено курить и употреблять алкогольные напитки. Неподалеку от Золотого храма находиться, бесплатная столовая, где любой желающий, может бесплатно поесть вегетарианской пищи: риса с овощами, супа-пюре и чапати. В сикхской столовой в течение дня могут побывать более 100 тысяч людей.
Разрушение храма в 1984 году
Стоит отметить, что с 70-х годов двадцатого века общины сикхов стали требовать от центрального индийского правительства дать согласие на создание национального сикхского государства под названием Халистан в Пенджабе. Впоследствии сикхи перешли к террористическим актам, оплотом радикальных группировок стал Золотой храм. В 1984 году премьер Индии Индира Ганди приказа индийской армии захватить Хармандир. Храм подвергался танковому обстрелу и сильно пострадал, в бойне погибло до полутысячи мирных людей.
Как результат, сикхи начали массово покидать государственную службу. В качестве мести за уничтожение храма, два телохранителя сикха застрелили Индиру Ганди. После чего по Индии прокатились антисикхские погромы, в результате которых было убито много людей. С тех пор сикхская община полностью восстановила Великий храм. Правительству Индию удалось договориться о мире с сикхами.
Читайте далее:
Лакшми – богиня процветания в Индии
Гуру Сикхов
Индира Ганди – великая женщина Индии
История Хармандира-Сахиба
Расположился Хармандир-Сахиб в городе Амритсар на огромной территории. Самым главным местом для посещений считается Золотой храм, являющий собой высокое сооружение с беседкой на самом верхнем этаже. Ежедневно в ней читаются тексты из священных писаний.
По одно легенде, когда-то давно в этом месте любил медитировать Будда. Спокойное озеро и приятная обстановка помогали ему сконцентрироваться и достичь наибольших высот. Позже на этом месте был выкопан квадратный водоем, а в самом центре построен храм. Со временем вокруг него вырос большой город. И только к 17 веку храмовый комплекс был окончательно закончен. С того момента в Золотом храме хранятся священные манускрипты, принадлежащие гуру Арджан Девом.
Как было сказано выше, весь комплекс располагается на огромной территории и являет собой несколько десятков сооружений. Вокруг озера построены здания, которые стоят таким образом, что похожи на стены крепости, а не на отдельные сооружения. На каждой из четырех сторон находится дверь, которая олицетворяет любого человека, входящего внутрь, независимо от вероисповедания.
Гобин Сингх упразднил передачу поста гуру по наследству, и отдал полномочия сельской религиозной общине. На тот момент, временным правителем был назначен Банда, которого в 1716 году казнили. После этого вся территория сикхов была поделена на 12 областей.
Со временем влияние сикхов стало увеличиваться, да и их территория к 1762 году стала заметно шире. С приходом к власти Ранджита Сингха конфедерация превратилась сильную империю с разнообразным населением: мусульмане, сикхи и индуисты. После смерти правителя началась смута. Военные начальники стали делить между собой все земли государства. Именно благодаря этому инциденту, британцы сумели разбить огромную империю.
В сикхизм может перейти любой человек, независимо от веры, пола и возраста. Каждый новообращенный должен пройти ритуал Амрит, сильно напоминающий крещение. Согласно сикхизму, человек должен носить на себе пять вещей: кеш, металлическое украшение, гребешок, нижнее белье и меч. К тому же оружие никогда не должно быть применено для получения выгоды.
Захоронений в религии не предусмотрено. Трупы кремируют, а пепел развевают над озером. Сикхи верят, что этот обряд помогает душе соединиться с Богом.
Значение Золотого храма
Храм Хармандир-Сахиб имеет большое значение для верующих. Это одно из священных и почитаемых мест в Индии. Свое второе название Хармандир-Сахиб получил из-за золотых плиток, украшающих стены. Они установлены таким образом, что создается ощущение храма, построенного полностью из золота.
Что интересно, свой окончательный вид сооружение получило только в 19 веке при правлении Ранджит Сингха. Тогда же храм был украшен драгоценностями и мрамором.
Текущее состояние храма
Золотой храм имеет уникальное расположение. Он находится в самом центре квадратного озера. Попасть внутрь можно по специальной тропинке, ведущей прямо в святилище. Она как бы разделяет людей на две половины: грешников и праведников.
Храм прославился своей роскошью и уникальностью внутреннего убранства. Внешне он имеет утонченный вид с четкими линиями, а внутри чувствуется изящество и богатство.
Стены Золотого храма полностью украшены росписью, драгоценностями и металлом.
https://youtube.com/watch?v=GhPS1KJyDbA
Особенности храма
Некоторые называют Хармандир-Сахиб большой столовой. Дело в том, что ежегодно сюда приезжают десятки тысяч человек, чтобы получить бесплатное питание. Кстати говоря, приготовлением еды занимаются добровольцы. Все блюда ставятся на стол, так как никакой другой мебели в храме нет.
Также в Золотом храме есть спальня, где может остановиться любой путник. Провести здесь можно только несколько ночей, но спать придется на полу, а купаться в холодной воде.
Несмотря на жесткие условия, все отдыхающие отмечают ощущение необыкновенной духовности и близости с Богом.
История храма Хармандир-Сахиб
Город Золотого Храма Амритсар – чрезвычайно значимый центр религиозной и политической истории сикхов. Возведение этого храма в городе началось в 16 веке при гуру Рам Дас, а закончилось в самом начале 17 века при его приемнике.
Сегодня Золотой храм по праву считается главным религиозным памятником Амритсара. Он привлекает к себе многие сотни тысяч паломников из Индии и окрестных стран, очень интересуются им и туристы.
Город Амритсар с прошлого века известен массовыми убийства в ходе вооруженных конфликтов. В начале 20 века, во времена Британской Империи, рядом с Золотым храмом произошла кровавая резня, погибло более тысячи индийцев.
В те времена из Индии и был выделен мусульманский Пакистан. Земли Пенджаба разделили Индия и Пакистан. Все это привело к негативным последствиям, изменило взгляды сикхов Амритсара, ведь город он оказался на границе вооруженного конфликта.
В середине 80-х годов прошлого века Золотой храм был занят сикхами, борющимся за независимую государственность. Власти Индии решили бороться с сепаратистами, и армия атаковала их в храме, которому был причинен ущерб.
Через несколько месяцев Индира Ганди погибла от рук сикхов. Они отказались от денежных средств, предложенных индийским правительством на восстановление Золотого храма сикхов, и сделали ремонт исключительно самостоятельно.
Трапеза в Золотом храме сикхов
Хозяева храма обязательно приглашают своих гостей к столу и кормят их. С точки зрения сикхов за едой люди объединяются, создается гармония человеческих отношений, тек необходимая всем нам.
Каждый день храм сикхов посещает не менее 30 тысяч человек, многие приходят сюда ради бесплатного питания. В выходные и праздничные дни гостей вдвое больше. Готовят и подают еду исключительно волонтёры, их ежедневно работает не менее тысячи.
Здесь подают вегетарианские блюда, овощи, рис, местный хлеб. После каждой трапезы пол, на котором сидят гости, моется волонтерами. Сюда можно прийти в любое время суток, и никто не остается без еды.
Что такое сикхизм?
Это вероучение возникло в Пенджабе в 15 столетии. Его проповедники отвергают кастовость общества, принятую в Индии. Собрания в храме за едой – своего рода молебен в сикхизме.
В Золотом храме в Амритсаре все люди равны, как на кухне или в столовой за едой. Бескорыстное служение – второй принцип сикхизма. Сикхи стараются придерживаться этих принципов в своей повседневной жизни.
Сикхизм – одна из этнических и даже националистических религий Индии, ее название происходит от санскритского слова «ученик». Большинство сикхов – единая этническая общность из Пенджаба. Немало сикхов живет в штате Харьяна.
Ни один священник этой религии никогда не призывал к аскетизму, отрешению от мира. Сикхи наоборот идут в народ и проповедуют свои идеи, работают, поют гимны во славу своего бога, призывают к всеобщему равенству перед богом.
На ранних этапах развития доктрина сикхизма была очень похожа на суфизм. В 16 веке были сформулированы идеи этого вероучения, установлены религиозные праздники, центры паломничества, сложен ряд гимнов, построен Храм сикхов.
Тогда же в этой религии появились принципы единого Бога, общности индусов и мусульман, Сикхские общины расселились по всему Пенджабу. Они вместе занимались созерцанием бытия, без всяких священников и канонов.
Путь спасения в этом вероучении – это пять этапов духовного очищения и совершенствования. Сикх должен постоянно размышлять о Боге, произносить его имя, медитировать и обязательно служить людям, как Богу.
По мере развития общины строились молельные дома, бесплатные столовые начали возникать в 16 веке во времена правления гуру Ангада. В них люди любой касты могли бесплатно получить обед.
Несколько десятилетий спустя, гуру Рам Дас установил, что власть в сикхском сообществе передается по наследству, появилось территориальное деление сообщества, заложили столицу сикхов Амритсар.
Гуру Арджун известен тем, что составил канон сикхизма, т.е. Священное писание своей религии. В 17 веке Пенджаб стал частью Империи Великих Моголов, а сикхи приобрели свой знаменитый могущественный военный дух.
Покупка тюрбана
Быть в стране сикхов и не примерить тюрбан?
Да разве я могу так поступить?
Зашли в магазин тканей и на втором этаже я выбрал цвет отреза ткани, которую потом намочили и хозяин намотал ее поверх специальной банданы контрастного цвета в тюрбан.
Сикхи не стригут волосы, заматывая их в этот вид чалмы.
Я где-то давно читал, что в тюрбане у них должен быть гребень для волос и нож. Но оказалось, что нож на тюрбан они кладут, когда идут купаться.
То есть оружее всегда должно быть при тебе.
А еще сикхи не курят.
Поэтому увидев меня в тюрбане на улице и с сигаретой во рту ко мне подошли и вежливо попросили не курить, если у меня на голове тюрбан.
А так все на улице очень радовались моему появлению — оборачивались, показывали друг другу, улыбались.
Что касается моего самочувствия в чалме, то очень жарко, плохо слышно и сильно голову стягивает, поэтому немного пошатавшись по городу и по-фотографировавшись, я его снял.
Что посмотреть в Амритсаре
Посетить Золотой храм и шоу опускания флагов с закрытием границы между Индией и Пакистаном.
Время на это: достаточно одного дня, без ночевки.
Прилетаете рано утром и сразу же в Золотой храм. Там фотографируете, смотрите, гуляете.
В 16:00 можно брать такси до границы до местечка Вагах.
Шоу заканчивается в 19:00, до аэропорта от границы ехать минут 30.
Вечерним рейсом улетаете в Дели. Вот такой возможный план
В аэропорту Амритсара нас встретила лестница в небо. Такси до города берется после оплаты тарифа доставки в будке напротив выхода из аэропорта. В центре города жить не рекомендую — зачем вам сутолока, шум и неприличный вид из окна? Селитесь на окраине, как поступили мы и имейте на здоровье бассейн на крыше, хороший ресторан, бар со спиртными напитками и wi-fi интернет. Рядом с нами был винный магазин, офис AirTel. Такси до Золотого храма стоило 20 рупий по счетчику (на ресепшене отеля решают все ваши пожелания)
Пенджаб — штат Индии, где большинство населения это сикхи, наиболее образованная и организованная часть индийского общества (где-то читал). Их отличие — тюрбан на голове:
Столица штата, который был поделен между Индией и Пакистаном в 1947 году в результате военных действий, Чандигарх. А в Амритсаре находится святыня сикхов: Хармандир-Сахиб (Золотой храм, где хранится священная книга сикхов Гуру Грантх Сахиб). Это наша цель.
Когда самолет заходит на посадку, внизу, на поверхности плодородной равнины были видны трубы. Создавалось впечатление, что растут они из под земли. Подозреваю, что это были кирпичные заводы.
Сам город старый и как большинство индийских городов — похож на трущобы. Он заполнен шумом хаотично движущего и сигналящего транспорта, поэтому когда попадаешь внутрь Золотого храма, кажется, что ты попал в рай — место тихое и спокойное (только не по выходным)
По выходным здесь многолюдно.
Приходят не только сикхи и туристы, но и индусы.
Заметил, что стража храма не пускает к купанию в Амрит Сароваре (водоем, который окружает храм) несикхов, отгоняя их от воды пинками.
Женщины купаются отдельно от мужчин — для них есть специальная постройка на воде, закрытая от посторонних глаз.
Как происходит купание: мужчина раздевается до трусов и вступает в воду, держать руками за специальную цепь.
Потом несколько раз окунается, как у нас окупаются в прорубь и вылезает обратно.
Однако некоторые подолгу сидят в воде и молятся.
Посещение храма бесплатно.
В специальном месте, недалеко от входа вы сдаете вашу обувь на хранение и получаете жетончик.
Вход на территорию храма через ворота и их несколько.
При входе происходит омовение ног.
Стражники следят, чтобы головы входящих были покрыты, поэтому купите за 5 рублей оранжевую бандану перед входом на территорию храма.
Пройдя через ворота вы попадаете на большую площадь, ограниченную зданиями белого камня, с большой водоемом квадратной формы.
На середине водоема стоит сам Золотой храм.
Чтобы попасть в него, надо отстоять большую очередь, поэтому посещение внутренностей мы пропустили и просто ходили по часовой стрелке по периметру водоема и фотографировали, фотографировали, фотографировали.
В первый день не взял с собой фотоаппарат, поэтому снимал на айфон.
Как заметил выше — когда из городского хаоса попадаешь внутрь,туда где играет медитативная музыка, кажется что попал в райское место. Наступает умиротворение и спускается спокойствие. К туристам относятся нормально, но лучше вести себя сдержанно: не орать, не бегать, не слепить молящихся вспышками.
Место энергетически никакое как мне показалось, но очень на моленное, поэтому спокойное.
Просто приятно походить вокруг Золотого храма
В тени зданий, под арками расположились люди.
Кто-то лежит и медитирует, а может отсыпается.
Кто-то сидит и кушает: в храме дают бесплатную еду: что-то на листе, похоже на сладкий рис с орехами.
Так же наливают чай и воду.
Это место рекомендую к посещению.
Возможно, что вам захочется попасть внутрь Золотого храма, а если нет, то просто приятно прогуляться по его территории.
Недалеко от входа на мостик, соединяющий храм с берегом каждый день говорит гуру. Видимо какую-то проповедь. Гуру с седой бородой, позади него несколько помощников и музыкант с ситарой.
Люди садятся на коврики и слушают.
Это все вызывает уважение:
На следующий день — в субботу — народу в храме было гораздо больше.
Было очень много молодежи и все почему-то считали своим долгом со мной сфотографироваться.
Подходили, просили разрешения, а потом благодарили.
Я их понимаю — сам на фоне стражников фотографировался.
Недовольных взглядов в храме не заметил.
Старички в высоких тюрбанах — стражники храма улыбались по-доброму, когда я их просил сфотографироваться вместе со мной. Вообщем место дружелюбное и хорошее.
Каждый сикх считает своим священным долгом посетить Золотой храм в Амритсаре хотя бы единожды в своей жизни.
Поэтому в окрестностях святыни с одинаковой вероятностью можно повстречать, как важных докторов наук и успешных бизнесменов, так и нищих пилигримов из индийской глубинки.
Наподобие другим сикхским духовным сооружениям, в Золотом храме в Амритсаре не проводят каких-то специально организованных служений. Священное действо совершается здесь практически круглосуточно, за исключением перерыва в несколько часов ночью. Одних паломников можно узреть в умиротворённой прогулке вокруг святого озера Амрит-Саровар, других долго и задумчиво созерцающих на Золотой храм, а третьих застать прямо в священных водах озера во время ритуального омовения. Последняя церемония считается крайне символичной, и согласно древним сказаниям приносит много счастья и удачи её совершившим. Подобное можно увидеть только во время празднования дня Макара-санкранти на острове Сагар.