Грузинские железные дороги: официальный сайт

Железнодорожная дорога Грузии

Общая протяженность железнодорожного полотна составляет около 2 тысяч километров. Первые поезда были запущены на рейсы еще в конце 19 века. Однако, непростой горный рельеф страны препятствовал созданию полноценной дороги, в результате в стране действует одно железнодорожное направление, которое начинается в Рустави и заканчивается в Батуми.

В начале 1990-х годов железнодорожное сообщение между Россией и Грузией было прервано в связи с абхазским конфликтом. Таким образом, сегодня въехать на поезде в Грузию можно только из соседних стран Армения и Азербайджан, а также из Северной Осетии.

Туристам, которые хотят добраться в Грузию быстро, следует выбирать авиарейсы. Прямые перелеты осуществляются ежедневно, время пребывания в воздухе составляет около трех часов. В Грузии есть четыре аэропорта, которые принимают зарубежные рейсы: Тбилиси, Батуми, Кутаиси и Сванетия.

Но если в силу каких-либо причин путешествие самолетом невозможно, не исключен вариант переезда на поезде. Но для этого нужно тщательно изучить маршрут и ознакомиться с различными вариантами проезда.

Поезда в Грузии

Поезда в Грузии более комфортный и зачастую более дешевый способ перемещения, чем автобусы и маршрутки.  Хотя сеть не сильно развита в силу сложного рельефа, да и состояние ж/д инфраструктуры оставляет желать лучшего, тем не менее путешествовать на поезде можно и нужно.

Классы поездов

Всего в стране несколько типов поездов:

  • международные (из Баку и Еревана),
  • ночные пассажирские поезда (из Тбилиси в Зугдиди и Озургети),
  • дневные пассажирские поезда (в Батуми, Зугдиди, Поти, Кутаиси и др),
  • пассажирские электропоезда (Кутаиси -Зугдиди, Тбилиси -Боржоми, Кутаиси -Батуми и др),
  • электрички (например, Боржоми-Бакуриани)

Поезда в Грузии

Сидячий вагон

Первые две категории — это привычные нам вагоны, плацкарты и купе с лежачими полками. Остальные — это поезда с сидячими местами. Ночные удобно использовать, чтобы сэкономить еще и на отеле 😉 Популярный вариант — ехать ночь из Тбилиси в Зугдиди, чтобы там сразу же загрузиться в маршрутку до Местии (в Сванетии), так делает много туристов просто потому, что это оптимальный способ добраться в Сванетию.

Из Тбилиси в Батуми ходят новые поезда Stadler (с сидениями двух классов) — у них удобное расписание, в пути 5 часов. Очень часто в сети можно встретить старую информацию, что ж/д станция в Батуми — это Махинджаури. Так вот, уже построили новый ж/д вокзал (в системах бронирования он и называется «Батуми»), он находится в паре километров северней центра города.

Поезд Stadler из в Тбилиси на ж/д вокзале в Батуми

Маршруты

На поезде можно доехать в популярные туристические города, такие как Тбилиси, Батуми, Боржоми, Зугдиди, Бакуриани, кроме этого — в Баку и Ереван.  Как видите, Грузия совсем небольшая страна, за 5-8 часов ее можно проехать насквозь.

Популярным развлечением стала электричка Боржоми — Бакуриани.

Расписание поездов в Грузии

Стоимость проезда

Приведу примеры цен на популярных направлениях:

  • Тбилиси — Батуми: 19 лари (сидячий 2 класс), 24 лари (сидячий 1 класс)
  • Тбилиси — Зугдиди: 8,5 лари (плацкарт), 18 лари (купе), 26 лари (СВ), 14 лари (сидячий 2 класс), 24 лари (сидячий 1 класс).
  • Тбилиси — Кутаиси: 9 лари (общий).
  • Боржоми — Бакуриани: 1/2 лари (обычный/повышенной комфортности).
  • Батуми — Кутаиси: 2 лари

Билет на грузинский поезд (Озургети-Тбилиси)

Распада не выдержали даже железные дороги

Распад СССР и связанные с ним региональные конфликты парализовали железнодорожное сообщение в Закавказье. В первую очередь из-за территориальной чересполосицы, сложившейся исторически. Географически Нахичеванская АССР была отрезана от основной территории Азербайджана армянскими землями, и получение независимости закавказскими республиками, армяно-азербайджанские войны привели к полному прекращению движения поездов между двумя постсоветскими республиками. Помимо этого, прекращено сообщение Азербайджана со Степанакертом, столицей объявившего себя независимым Нагорного Карабаха, а также прекратили ходить поезда в Иран по построенной в 1941 году железной дороге.

Прекращению сообщения Азербайджана с Нахичеванью и Ираном способствовали и действия самого Ирана. Ещё в 1977 г. советско-иранским соглашением предусматривалась прокладка обходной ветки из-за планов постройки ГЭС на пограничной реке Аракс. После 1992 г. часть железной дороги, ведущей в Нахичеванскую автономию, попала под карабахский контроль, была разобрана армянской стороной, а само полотно на протяжении 15 километров оказалось на дне водохранилища построенной иранцами Худаферинской ГЭС. Но даже восстановление азербайджанского контроля на границе с Ираном не позволит возобновить движение на участке от г. Горадиз до армянского г. Мегри: подтопленное железнодорожное полотно из-за горного рельефа попросту некуда переносить, нужно заново пробивать трассу по горам.

wikipedia.org/Abdossamad Talebpour
Плотина Худаферинской ГЭС на Араксе.

В настоящее время действуют железные дороги Баку-Тбилиси и Ереван-Тбилиси. Кроме того, железнодорожное полотно на направлении Ереван-Нахичевань отсутствует лишь на участке 500-600 метров (непосредственно на границе Армении с этим азербайджанским эксклавом) и восстановить его возможно очень быстро. Есть ещё один вариант, хотя несколько более затратный: восстановление сообщения между азербайджанским Казахом и армянским Иджеваном. Он позволил бы сократить транспортные расходы и время перевозки, исключив из транспортной цепочки грузинскую территорию и, соответственно, таможенное оформление при пересечении грузами дополнительной границы.

Только нужно ли кому-нибудь восстановление международного железнодорожного сообщения через Армению?

Как доехать в Грузию на поезде?

Люди часто задают вопрос «Как доехать до Грузии на поезде?» и сейчас я постараюсь ответить на него.

Как видно из схемы выше, напрямую из России в Грузию нельзя попасть на поезде (между странами есть только один пограничный переход Верхний Ларс — он автомобильный, высоко в горах). Из России можно въехать на поезде в Абхазию, а дальше путь в Грузию закрыт из-за давнего конфликта.

Но можно поехать в объезд — через Азербайджан. Такой путь я советую выбирать только если вы собираетесь еще посмотреть соседнюю страну, а просто для перемещения в Грузию рекомендую самолет — выйдет дешевле и быстрее.

Если все же решили добраться до Грузии поездом, то действовать надо так:

1. Попасть в Ростов-на-Дону. Только из Ростова-на-Дону есть поезд №392С в Баку (ходит летом один раз в 4 дня). Он идет через Мин. Воды, Махачкалу, Дербент, выезжает из начального пункта вечером, а рано утром прибывает в Баку.

2. Из Баку есть ежедневные ночные поезда в Тбилиси. Отправление в 21:10, прибытие в 10:25. Таким вот нехитрым способом можно попасть в Грузию на поезде.

История

Основанная в 1865 г., операции начались в 1871 году между Поти и Квирила (ныне Зестафони ). Первый пассажирский поезд прошел 10 октября 1872 г. по маршруту Поти – г. Центральный вокзал Тбилиси.

От этого центрального хребта железнодорожная сеть расширилась до: Риони к Кутаиси (1877), РиониТкибули (1887), Зестафони к Чиатура (1895). Тбилиси в Баку линия была введена в эксплуатацию в 1883 году и позволила транспортировать Азербайджанский нефть через порт Батуми. В 1899 г. Карс – Гюмри – Тбилиси железная дорога связь между Грузией и Армения был основан. В Хашури к Боржоми звено построено в 1894 г., 900 мм (2 футов117⁄16 в) Узкоколейная линия Боржоми – Бакуриани действующий с 1902 года, для обслуживания более высокого уровня горные лыжи сообщество. В Кахетия Железнодорожная ветка была построена в 1915 году.

Второе крупное развитие грузинских железных дорог было связано с быстрой индустриализацией и необходимостью лучшего распределения сельскохозяйственной продукции, в том числе чай, цитрусовые и вино производить. В результате были построены ответвления к: Натанеби -Озургети (1924); Brotseula -Цхалтубо (1934), Сенаки -Ингири -Гали (1930), Гали-Очамчире -Сухуми (1938), Гори -Цхинвали (1940). Строительство Сухуми -Адлер возможность прямого подключения к сети железных дорог России началась в Вторая Мировая Война, и к 1949 году он уже полностью работал.

Новый Марабда к Ахалкалаки линия открыта 31 декабря 1986 года. В настоящее время разрабатываются планы по реабилитации этой линии и ее продлению через турецкую границу до Карс, таким образом воссоздавая прямую Карс – Тбилиси – Баку маршрут. (В период с 1899 по 1993 годы железнодорожное сообщение между Карсом и Тбилиси было возможно. через Гюмри (Александрополь, Ленинакан), но этот маршрут был прерван в 1993 году с закрытием турецко-армянской границы.)

Инфраструктура

Сохранившийся локомотив класса СС 1933 года постройки для Сурамского перевала

Из-за сложной горной географии Грузии инженеры-железнодорожники часто сталкивались с некоторыми трудными проблемами. В 1890 г. двойное слежение за Ципа туннель был завершен, что позволило ускорить движение транспорта с востока на запад.

16 августа 1932 г. впервые в СССР, в г. Сурами проходить. В Компания General Electric произвела первые восемь электровозов класса S для обслуживания, а затем еще 21 электровоз класса S. Коломна и Динамо работает с 1932 по 1934 год. К ноябрю 1967 года была электрифицирована вся Грузинская железная дорога, в том числе и Узкоколейная линия Боржоми-Бакуриани. (На некоторых линиях больше нет электричества из-за политической и экономической нестабильности и войны, особенно в Абхазии и Южной Осетии.)

Почтовый Вторая Мировая Война, с 1946 года инженеры армии СССР с перспективой подключения к своей системе внедрили современные средства связи, автоматизацию и Автоматическая сигнализация блока системы. За этим последовало внедрение систем радиосвязи поездов и охраны, и этот процесс был завершен к 1949 году.

Парк подвижного состава

После обретения Грузией независимости Грузинская железная дорога эксплуатировала советский парк поездов. Техническое обслуживание, ремонт и модернизация производились на заводах «Эльмавалмшенебели» в Тбилиси и «Вагоностроительной компании» в Рустави. В его составе 139 локомотивов, 8 122 грузовых и 114 пассажирских вагонов.

Свежие новости о состоянии дороги

Грузия свободно впускает иностранцев через воздушные и сухопутные границы БЕЗ вакцины и ПЦР теста.
Сегодня дорога через Верхний Ларс, соединяющая Россию и Грузию, открыта для движения всех видов транспортных средств в обоих направлениях, включая легковые автомобили, фуры и пассажирские автобусы. Наличие противоскользящих цепей на колёсах не обязательно, но лишним не будет.

️Ситуация со снегом нормализовалась, поэтому на сегодняшний день можно спокойно ехать из Владикавказа в Степанцминду, Тбилиси и Гудаури (и наоборот) в любое время суток.

Время работы погранперехода Верхний Ларс, на данный момент, осуществляется в круглосуточном режиме.

Грузинские поезда

Поезда в Грузии достаточно комфортные. Их использование обойдется дешевле, чем автобусы и маршрутки. Хоть развитие этого способа перемещения не очень сильное, так как страна отличается сложным рельефом. Состояние инфраструктуры требует улучшений и расширений, но путешествовать таким способом можно смело.

Классы составов:

  1. Международные. Они направляются из Баку и Еревана.
  2. Пассажирские варианты, которые перемещаются ночью. Они едут из столицы в Зугдиди и Озургети.
  3. Пассажирская транспортная сеть, которая перемещается днем. Направления разные, практически во все мегаполисы.
  4. Электрические сети. Направления разные и могут меняться.
  5. Пригородные электрички.

Международные и ночные поезда имеют привычные вагоны с плацкартом и купе. В других вариантах используются сидящие места. Преодолев длительную дорогу в ночном вагоне – отличный способ для туристов.

Можно воспользоваться поездами Stadler, где есть сидения двух классов. Обычно их маршрут – Тбилиси-Батуми. Расписание достаточно удобное. Турист проводит в пути 5 часов. Раньше ж/д станция называлась «Махинджаури». Но эта информация устарела и сейчас вокзал носит название города.

Маршруты обычно рассчитаны на популярные курорты. Грузия – маленькая страна и достаточно 8 часов, чтобы ее объехать, начиная с Тбилиси и двигаясь к Батуми. Настоящее развлечение – электричка. Она направляется с Боржоми в Бакуриани.

Откуда ходят поезда в Грузию

В настоящее время отсутствует прямое ж/д сообщение Москва — Тбилиси. Вместе с тем варианты, как поездом доехать до Грузии, существуют. Поездка на поезде годится тем, кто любит размеренность и не любит спешить. Езда на поезде рекомендована людям преклонного возраста, семьям с детьми. Поездка предоставляет полноценный сон и отдых, новые знакомства, и не только с пассажирами, но и с окружающей природой, которой можно любоваться из окна вагона.

Возможные варианты:

  1. Доехать существующими способами до Еревана или Баку.

Оттуда прямым ж/д сообщением до Тбилиси. Такая дорога длительная и не из дешевых. Зато есть два преимущества: не понадобится лететь на самолёте, особенно тому, кто опасается перелетов. Попутно предоставляется возможность за одну поездку посетить две страны и сопоставить красоты обеих столиц. Необходимо осознавать что на поездки с вынужденными пересадками, расходы увеличиваются:

  • питание;
  • непредвиденные покупки;
  • отели;
  • дополнительные билеты.

Яндекс.картинки

Много моментов подчиняется расписанию движения поездов — если поезд нарушит установленный график, то прибудет на станцию пересадки с опозданием. В связи с этим транзитный пассажир опоздает на поезд и застрянет на вокзале.

  1. Попасть в Грузию через Владикавказ.

Прямое железнодорожного сообщения с Владикавказом осуществляется из Москвы и Санкт-Петербурга. Поезда курсируют через день. В зимний период интервал движения увеличен. Время в пути от Москвы около 1,5 суток, от Санкт-Петербурга — 2 суток.

От ж/д вокзала на такси или маршрутном автобусе нужно доехать до пункта пропуска через границу Верхний Ларс. Перед пересечением границы нужно обязательно поймать попутный транспорт — переходить границу пешим ходом строго запрещено. Можно только на транспортном средстве или велосипеде. Перейдя границу, нужно добраться до маленькой деревушки Степанцминда, а уже оттуда безо всяких проблем можно доехать до Тбилиси на автобусе, попутным транспортом или поймать такси.

  1. Из Ростова-на-Дону один раз в 4 дня ходит поезд в Баку. Отправление с Ростов-Главный в 18:14. В Баку — пасс. прибывает в 03:15. Время в пути — 1 д., 7 ч., 01 м.

Из Баку до Тбилиси ежедневно отходит поезд в 21:10. Время прибытия на конечный пункт в 10:25.

Вот так легко и просто можно добраться до Грузии на поезде.

Яндекс КартыБатуми: как доехать на автомобиле, общественным транспортом или пешком – Яндекс Карты

Невзирая на отсутствие между Россией и Грузией прямого ж/д сообщения, всё-таки добраться до Грузии на поезде можно. Стоит только подобрать для себя самый удобный вариант.

Коридоры и заборы

Ни для кого не секрет, что закончившаяся в ноябре прошлого года война за Нагорный Карабах, в значительной степени, была выиграна за счёт турецкой помощи. И теперь перед Ильхамом Алиевым стоит вопрос о том, как он расплатится за оказанную помощь, придётся ли ему поступиться принципами, которых раньше он придерживался, позиционируя свою страну как внеблоковую, «равноудалённую» от центров политического влияния в мире и регионе. Ведь планы Эрдогана в отношении Закавказья весьма амбициозны. Помимо желания закрепиться в регионе, тем самым уменьшив в нём влияние России, Турция надеется «пробить» прямой коридор к Каспийскому морю. Учитывая же действующий со времён Гейдара Алиева принцип азербайджано-турецких отношений «Один народ – два государства», это позволит Анкаре руками Баку, но в интересах Турции инициировать пересмотр сложившегося баланса интересов на каспийском нефтяном шельфе, гарантом которого ныне выступает Москва. Журавль в небе очень велик: доказанные запасы нефти и газа на Каспии – 4 млрд тонн условного топлива, а прогнозируемые – и вовсе около 18 млрд. Больше лишь в Персидском заливе.

lukoil.ru
Доказанные запасы нефти и газа на Каспии – 4 млрд тонн условного топлива, а прогнозируемые – около 18 миллиардов.

Есть интересы и к транспортным коридорам. Анкара уже давно продвигает проект «Центрального коридора» (Middle Corridor, MC), соединяющего её территорию со Средней Азией. И вот уже в этом году по маршруту Стамбул-Сиань прошёл первый грузовой поезд, который добрался из Турции до китайско-казахстанской границы за рекордные 10 дней, что на два дня раньше запланированного времени в пути. Этим самым Турция фактически подала заявку на присоединение к китайской инициативе «Один пояс – один путь».

В китайско-турецких отношениях вообще наметился серьёзный сдвиг в сторону улучшения. Причём не только на фоне совместных и чисто китайских бизнес-проектов, действующих на территории Турции. Как констатирует издание Yeni Safak, «идея ориентированного на Запад мира рухнула», и описывает китайский проект как «новый торговый путь, куда вход США запрещён». Но не запрещён Турции. Причём с того момента, когда она ради своих экономических и политических интересов перестала замечать «уйгурскую проблему».

youtube.com
Карта транспортного коридора «Север-Юг».

Но даже без прокладки ветки из Ыгдыра в Нахичевань, по достраиваемой сегодня железной дороге до Астары, а потом в обход Армении через Грузию, доставка грузов из Индии составит всего 14 суток против нынешних 40 дней через Суэцкий канал.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий