Загадочный Ладакх в Индии и Тибете

Священная земля буддизма

Храмы и священные места в этом регионе существовали еще до прихода сюда буддизма. Первые буддийские культовые сооружения появились во 2-ом веке при императоре Канишке. В 9-10 веках в Ладакхе стал укореняться буддизм Ваджраяны, стали возникать буддийские монастыри-гомпы. Становление Ладакха неразрывно связано с Великим шелковым путем, проходившим по этим землям.

Здесь живут потомки арийцев и монголов, жизнь у которых по причине экстремального климата трудная. Тем не менее, они сумели приспособиться к таким тяжелым условиям и выработали свой уникальный образ жизни.

Сегодня Ладакх — земля буддизма, хотя здесь обитают и мусульмане, и христиане. Буддизм помогает местным жителям жить в полной гармонии с природой, несмотря на различие религий. Все искусство и архитектура Ладакха носят отпечаток философии буддизма.

Буддийские монастыри построены в своеобразном стиле, богато обставлены и украшены изнутри прекрасными скульптурами, резьбой по дереву, бронзой, золотом и серебром, настенными росписями, росписями на шелке и т. д. Здесь верующие молятся за мир во всем мире.

Духовенство в Ладакхе можно разделить на две основные школы. Одну из них составляют другпа-кагъю, «красношапочники», священники, проповедующие первоначальный буддизм. Их так называют, потому что они во время церемоний носят красные шапки. В XV веке в монастырях были проведены реформы. Ламы, принадлежащие к реформированному ордеру, стали известны как гелугпа, «желтошапочники». Помимо других обетов, они соблюдают безбрачие. Различные гомпы в Ладакхе принадлежат в основном к этим двум группам.

Разноцветные Гималаи Ладакха

Горы здесь необыкновенные. Они разноцветные, потрясающей формы и окраски – желтые, сиреневые, фиолетовые, розовые, коричневые, серые, лимонные… Как на картинах Николая Рериха. Оказывается, он почти не преувеличивал! Дорога тянется среди Гималаев – ровная, красивая, с редким транспортом, местами вообще пустынная. Хочется каждые 5 минут останавливаться и фотографировать эти нереальные пейзажи, похожие на декорации фильма.

Так рисовал Ладакх и его камни Николай Рерих     

Разноцветные горы

Ом мани падме хум – главная мантра в тибетском буддизме

Зеленая трава в Ладакхе – редкость, встречается только по берегам водоемов

Здесь в горах множество монастырей, которые живописно прилепились к скалам на краю ущелий и в сочетании с марсианскими ландшафтами придают Ладакху неповторимый облик.

Н.К.Рерих называл Ладакх “перекрестком Будды и Христа”. “Особенно значителен Ладак, – писал он в Трансгималайской экспедиции, – по которому когда-то ступала нога Христа, где проповедовал Будда, где высятся развалины, овеянные героическим прошлым, и стоят монастыри – хранители ценных реликвий…”

Священная гора в Тибете Кайлас – интересные факты

Большинство паломников приходят на Кайлас, чтобы совершить ритуальный обход, все расстояние в 53 километра они проходят за один день. Гору Кайлас еще никто не покорял из альпинистов, т.к. это священное место, и словно кто-то из невидимых богов защищает его. То туман или снежная буря не даёт покорить эту вершину, то ещё какая-нибудь погодная напасть. Гора Кайлас занесена ООН в список охраняемых мест планеты. Какие же интересные факты будоражат воображение туристов?

  • Кайлас имеет множество имен, китайцы называют ее Гандисышань, европейцы – Кайлаш, на Тибете – Канг Ринпоче, что значит “Драгоценная снежная”;
  • Гора – центр 4 религий, сюда мечтает приехать каждый сторонник буддизма, религии Бон, джайнизма, индуизма;
  • В древних преданиях сказано, что на горе пребывало космическое создание Шива, а место является сосредоточением силы;
  • На склонах берут начало 4 главных тибетских реки – Инд, Брахмапутра, Карнали, Сатледж;
  • В вечернее время на южном склоне проявляется символ свастики, благодаря особому расположению трещин. Для многих народов он олицетворяет солнце и жизнь;
  • Кайлас в форме пирамиды расположен строго с ориентацией на стороны света. Люди утверждают – постройка имеет неприродное происхождение, это дело рук древней цивилизации;
  • Совершив кору (обход вокруг горы) хотя бы 13 раз, человек искупит свои грехи и не попадет в Ад.

Паломники со всего мира едут к Кайласу, чтобы достичь просветления. Особенно ценится кора, совершенная в полнолуние – один круг считается за два.

Гора Кайлас – тайны и загадки планеты, по мнению ученых

Если паломники привыкли верить во все таинственное и неизведанное, то как быть с учеными – как сведущие в науке люди объясняют особенности горы Кайлас? Даже специалисты уверены – местность вокруг горы обладает уникальной способностью изменять время. С чем связан этот феномен?

  • Возле Кайласа находится множество скал с гладкой или вогнутой поверхностью – их происхождение не изучено;
  • Эти скалы называют “зеркалами времени”, фокус которых изменяет течение времени;
  • Так, человек, попавший в фокус, испытывает аномальные ощущения, а процессы в организме протекают с повышенной скоростью;
  • Например, группа ученых, находившаяся у подножия горы в течение дня, отметила, что борода и ногти у них за это время отрасли, как за пару недель.

С чем связано уникальное явление – пока непонятно, но тот факт, что время здесь протекает по-особенному, является подтвержденным. Человек здесь стареет быстрее.

Ладакх – уникальный регион Индии

Это совершенно уникальный регион, не похожий на всю остальную Индию. Вообще, в Индии все регионы не похожи друг на друга, но Ладакх не похож на них на всех. Почти по-Бродскому: «Все люди друг на друга не похожи, но он был не похож на всех других». Во-первых, Ладакх – регион буддийский, со всеми вытекающими атрибутами – монастырями, ступами, молитвенными барабанами, огромными Буддами… (в отличие от остальной Индии, где преобладает индуизм); во-вторых, народности, населяющие Ладакх, даже внешне не похожи на индийцев (в основном это тибетцы), и ладакский язык – ветвь тибетского языка; в-третьих, совершенно другая культура, другая архитектура… В общем, это совсем другая Индия. Ну и самое главное, конечно, это ГИМАЛАИ. Здесь они без растительности, ландшафты не похожи ни на Химачал, ни на Уттаракханд.

Монастыри Ладакха

Осмотреть все монастыри Ладакха практически невозможно. На это уйдут месяцы. Однако есть несколько самых известных монастырей, без которых не обойдется ни одна поездка. Они расположились на отрезке пути Шринагар-Ле: Алчи, Ламаюру и Ризонг.

Монастырь Алчи расположен примерно в 70 км от Ле, несколько в стороне от основной дороги. Автомобильная дорога, проходя сквозь одноименное село, разбивается на узкие дорожки и теряется среди абрикосовых деревьев и стен, упираясь в гестхауз, который стоит просто по соседству с монастырем.

Алчи – древнейший из сохранившихся монастырей Ладакха. Он уникален по нескольким причинам. Во-первых, он построен в селе на берегу реки, а не на скале, как все другие гонпы. Именно спрятан среди обычных домов, и это расположение спасло монастырь от разрушения завоевателями и противниками буддизма. Формально в Ладакхе есть старые монастыри, но на самом деле они восстанавливались (часто по несколько раз!). И только этот, построенный в 11 веке, стоит, как и стоял, камень в камень. Кроме того, Алчи является уникальным образцом индийского буддизма, который сейчас перестал существовать как явление. Все росписи, а также архитектура, отличаются от «тибетского» стиля других монастырей. Здесь все, даже способ изложения балок на потолке, заимствованно из Кашмира, часто деланное кашмирскими мастерами. Монастырь уже не действует, здесь только музей и несколько дежурных монахов, которые продают билеты и иногда рассказывают что-то о святыне.

Монастырь Алчи. Ладакх (Youtube channel prsw100)

Не менее интересной представляется прогулка по древнему Алчи, который живет своим «этнографическим» бытом, где косят и жнут, носят воду и дрова. Здесь сохранились очень древние улочки и дома, на которых грибами ютятся новые здания. Здесь же, прислонившись к скале, возвышается заброшенный дворец местного князя.

Следующий монастырь – Ламаюру, это в 120 км от Ле. Он живой и интересный, здесь находится древняя библиотека с архаичными собраниями Трипитаки и письменными свидетельствами пребывания в Ладакхе Христа.

Гора Кайлас на карте

Гора Кайлас на карте

К оординаты горы Кайлас: 31°04′01″ с. ш. 81°18′46″ в. д.

Где находится гора Кайлайс на карте?

Эту окутанную мистикой гору на карте нам следует искать западнее Индостана в районе гималайского нагорья. Среди Гималайских гор Кайлас не самая высокая. Гора Кайлас (из Википедии) — «гора в хребте Кайлас горной системы Гангдисе на юге Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе Китайской Народной Республики.

Это самая высокая гора в своём районе, её дополнительно выделяет среди других четырёхгранная пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, ориентированными почти точно по сторонам света.

Высота горы Кайлас до сих пор остаётся спорным вопросом — так широко распространено утверждение, что Кайлас имеет высоту 6666 м; учёные расходятся во мнениях от 6638 до 6890 м, что обусловлено способом измерения высот гор. К тому же Гималаи считаются молодыми, так что высота их увеличивается в среднем, с учётом обветривания породы, на 0,5–0,6 см в год».

Монастыри Ладакха

Осмотреть все монастыри Ладакха практически невозможно. На это уйдут месяцы. Однако есть несколько самых известных монастырей, без которых не обойдется ни одна поездка. Они расположились на отрезке пути Шринагар-Ле: Алчи, Ламаюру и Ризонг.

Монастырь Алчи расположен примерно в 70 км от Ле, несколько в стороне от основной дороги. Автомобильная дорога, проходя сквозь одноименное село, разбивается на узкие дорожки и теряется среди абрикосовых деревьев и стен, упираясь в гестхауз, который стоит просто по соседству с монастырем.

Алчи – древнейший из сохранившихся монастырей Ладакха. Он уникален по нескольким причинам. Во-первых, он построен в селе на берегу реки, а не на скале, как все другие гонпы. Именно спрятан среди обычных домов, и это расположение спасло монастырь от разрушения завоевателями и противниками буддизма. Формально в Ладакхе есть старые монастыри, но на самом деле они восстанавливались (часто по несколько раз!). И только этот, построенный в 11 веке, стоит, как и стоял, камень в камень. Кроме того, Алчи является уникальным образцом индийского буддизма, который сейчас перестал существовать как явление. Все росписи, а также архитектура, отличаются от «тибетского» стиля других монастырей. Здесь все, даже способ изложения балок на потолке, заимствованно из Кашмира, часто деланное кашмирскими мастерами. Монастырь уже не действует, здесь только музей и несколько дежурных монахов, которые продают билеты и иногда рассказывают что-то о святыне.


Монастырь Алчи. Ладакх (Youtube channel prsw100)

Не менее интересной представляется прогулка по древнему Алчи, который живет своим «этнографическим» бытом, где косят и жнут, носят воду и дрова. Здесь сохранились очень древние улочки и дома, на которых грибами ютятся новые здания. Здесь же, прислонившись к скале, возвышается заброшенный дворец местного князя.

Следующий монастырь – Ламаюру, это в 120 км от Ле. Он живой и интересный, здесь находится древняя библиотека с архаичными собраниями Трипитаки и письменными свидетельствами пребывания в Ладакхе Христа.

Ритуальные обходы вокруг горы Кайлас

Обход вокруг горы — это священный ритуал. Его называют кора или парикрама. После проведения этого ритуала человек обретает особую божественную силу. Небольшое количество буддистов, джайнистов и представителей религии бон съезжаются сюда в полнолуние четвертого тибетского месяца. Считается, что тот кто совершит данный обряд 13 раз, навсегда избавится от земных страданий. Кому удастся обойти Кайлас 108 раз, тот сможет приблизиться к душевному состоянию Будды. Многие пилигримы совершают омовение в „Озере Сознания и Просветления“, расположенном неподалеку озера Манасаровар.

Сам процесс обхода занимает в среднем три дня. Длина маршрута составляет 52 км. Дорога усыпана камнями, каждый из которых обладает особенной энергетикой. Паломники верят, что в них живут души богов. В первый день человек ощущает легкость и душевный подъем. На следующий день обхода наступает сложный период. Говорят, можно почувствовать присутствие смерти. Многие впадают в транс и ощущают свое тело на вершине Кайлас.

Как правило, буддисты и джайнисты совершают обход в сторону солнца, а сторонники религии бон всегда идут в противоположную сторону. Среди альпинистов ходят легенды, что их коллеги, которые притворились паломниками через некоторое время потеряли рассудок, а затем скончались в психиатрической больнице. В процессе совершения ритуального обхода пика, они тайно свернули в другую сторону для восхождения на Кайлас.

Пьянг гомпа (монастырь Пьянг), монастыри Ладакха

Пьянг гомпа принадлежит к школе Дрикунг Кагью и расположен в 17 километрах к западу от Ле. Монастырь был основан в 1515 году Таши Намгьялом на холме Пьянг. Внутри монастыря Пьянг находится множество святилищ, украшенных разнообразными картинами и фресками, датируемыми царским периодом. В монастыре есть большая коллекция скульптур и тханок, а так же большая коллекция оружия, отобранного царем Ладакха у монголов. Протектор монастыря – Апчи Чоски Долма.

Фестиваль проходит в монастыре каждый 2 и3 день 6-го месяца по тибетскому календарю.

Нам удалось попасть в Пьянг во время проведения там фестиваля с танцами Цам. О танце  Цам я писал здесь.

Стакна Гомпа (монастырь Стакна), монастыри Ладакха

Монастырь Стакна расположен в 25 километрах от Ле, на левом берегу Инда.  Он принадлежит школе Другпа Кагью и является одним из множества монастырей буддизма, связанных в ученым и святым из Бутана Чосдже Джамайанг Палкар. В 16-ом веке он был приглашен в Ладакх царем Дхармараджей Джамьянгом Намгьялом.

Название монастыря буквано переводится как нос тигра, потому что он построен на холме в форме носа тигра

Наиболее важной достопримечательностью Стакна является статуя Арья Авалокитешвары из Ассама

В монастыре проживает около 30 монахов.  К ордену Другпа так же пренадлежат монастыри Мад, Кхару, Стакримо, Бардан и Сани в Кашмире.

Долина Занскар/Zanskar Valley:

Долина Занскар/Zanskar valley, одно из самых отдаленных и труднодоступных мест в Индии. Сплав по свирепой реке Занскар с потрясающими видами обещает высокий уровень адреналина летом, в то время как поход по замерзшей реке Чадар/Chadar river зимой-это также большой жизненный опыт и незабываемое приключение.

Перевал Пенси

Пенси/Pensi La – горный перевал, известный как “Ворота в Занскар”. Пенси Ла находится на высоте 4400 м н.у.м. и соединяет регион долины Суру/Suru Valley с регионом долины Занскар. Перевал находится примерно в 25 км от монастыря Рангдум.

Монастырь Пхуктал/Пхуктал Гомпа

Монастырь Пхуктал или Пхуктал Гомпа/Phuktal Monastery or Phuktal Gompa (часто транслитерируется как Пхугтал или Фугтал)- буддийский монастырь, расположенный в отдаленной долине Лунгнак/Lungnak Valley на юго-востоке Занскара. Это единственный буддийский монастырь в Ладакхе, до которого до сих пор можно добраться только пешком. Припасы в монастырь доставляются на лошадях, ослах и мулах в теплое время года, а в морозные зимы их перевозят через замерзшую реку Занскар. В монастыре есть четыре молитвенные комнаты, библиотека, учебные помещения, кухня, гостевые комнаты и жилые помещения для проживания примерно 70 монахов.

Издали монастырь похож на гигантские соты. Пхуктал Гомпа был основан в начале 12 века Гангсем Шерапом Сампо, учеником основателя Гелуга Сонкапы. Хотя монастырь был построен в 12 веке, он был скрытым сокровищем для многих, пока венгр Александр Космо де Корос не посетил это место и не остановился в нем в период с 1826 по 1827 год.

Рангдум

Рангдум/Rangdum- деревня, расположенная примерно в 100 км от Каргила, в изолированном районе долины Суру/Suru Valley. Отсюда открывается захватывающий вид на красочные холмы с одной стороны и скалистые горы с ледниками с другой. Рангдум с её гомпой и прилегающей деревней Юлиодок является последним населенным регионом в долине Суру; она также является местом назначения кочевых стад, называемых бакарвалами, которые каждый год поднимаются с гималайских предгорий близ Джамму, приводя свои стада овец и коз откормиться на богатой летней траве.

Ледник Дранг-Друнг

Дранг-Друнг или Дурунг Друнг/Drang-Drung Glacier- горный ледник вблизи перевала Пенси Ла на дороге Каргил-Занаскар.

Ледник Дранг-Друнг представляет собой длинную реку льда и снега, исток реки Стод, которая является притоком реки Занскар, а река Занскар является притоком реки Инд. С ледника поднимается Пик Дода/Doda Peak высотой 6550 м н.у.м.

Долина Нимму/Нимо

В захватывающей дух долине Нимму/Nimmu/Nimo Valley происходит слияние рек Занскар и Инд. Прекрасный пейзаж-настоящий рай для фотографов. Долина является отправной точкой для всех групп по рафтингу.Температура здесь колеблется от 40 °C летом до -29 °C зимой. Из-за такого сурового климата и экстремальных условий в этой местности очень мало растительного покрова.

Карша, долина Занскар

В деревне Карша расположен монастырь Карша или Карша Чамспалинг/Karsha Monastery/Karsha Gompa,находящийся под руководством младшего брата Далай-ламы.В монастыре находится множество святынь и несколько изысканных настенных росписей ламы Дзадпы Дордже. Коллекция этого монастыря также включает костные останки Дордже Ринчена. Здесь проживает около 100 монахов. Каждый год, 28 и 29 числа шестого месяца тибетского лунного календаря, в монастыре Карша проходит фестиваль Густора.

Падум, долина Занскар

Главный город Занскара – Падум/Padum|Padam, который когда-то был столицей древнего королевства, сейчас является административным центром этого региона. С населением в 1500 человек, Падум можно оназвать самым населённым местом Занскара.

Здесь проживают как буддисты, так и мусульмане. Сообщество мусульман составляет половину населения городка. Недалеко от Падума, около берега реки, на огромном валуне, можно увидеть древние надписи, вырезанные на камне. Они датируются 8 веком н.э. и свидетельствуют о том, что этот регион уже тогда был под влиянием северо-индийского буддизма.

Продолжение следует.

Спасибо, что дочитали! Всем Добра и Любви!

Другие предания о Кайласе

Если взглянуть на спутниковые снимки Кайласа, то можно заметить, что гора располагается в центре каменной гряды. Учёные выяснили, что это не просто валуны, а небольшие строения, своего рода пирамиды и монументы. Зачем же они были возведены? 

Об этом рассказывают легенды о Городе Богов, распространённые у племён, живущих в Гималаях. Эти мифы утверждают, что некогда наша планета резко развернулась, затопив священные города и участки суши (возможно, имеется в виду Атлантида). 

Из-за смены полюсов люди вынуждены были переселиться на другие территории. Таким местом и стали окрестности Кайласа. С тех пор жителей Тибета называли «детьми богов», а сама гора получила название Города Богов.

В преданиях буддистов Кайлас предстаёт как дом Будды в воплощении Самвары. Место это считается вместилищем великой силы. Праздник Дончод-хурал буддисты проводят у Кайласа, молясь Будде, который в этот день покровительствует своим последователям, очищая души и одаривая счастьем и душевной гармонией. 

Джайны уже много веков хранят предания о пророке Махавире. Эти сказания переносят нас в мир прошлого, священных открытий и истин. Согласно легендам, Махавира на Кайласе прозрел, после чего стал передавать свои знания ученикам и последователям.

Сторонники религии Бон и вовсе говорят о том, что их вера зародилась на горе. В их мировоззрении Кайлас выступает центром священной энергии, жизни и царства света. На нём и появилась древнейшая империя Шангшунг, что стала колыбелью верований Бон.

Ямантака

Ямантака (санскр. – одолевший Яму; Ваджрабхайрава) — идам и дхармапала, гневная ипостась бодхисаттвы Манджушри.

Один из главных идамов тибетского буддизма, наряду с Хеваджрой, Гухьясамаджей, Чакрасамварой и Калачакрой, чья практика наиболее распространена в школе гелуг.

На тибетских танка Ямантаку изображают с 16 ногами, с 34 руками, с 9 головами (одна из голов – бычья). Все головы снабжены 3-мя глазами. Его тело синего цвета с эрегированным членом. Он одет в окровавленный плащ из слоновой кожи.

Значение имени – «Ямантака» («Убийца Ямы»), либо же в более пространной титулатуре «Шри Бхагаван Ямантака» («Славный Блаженный убийца Ямы») — это более распространённое имя Ваджрабхайравы (санскр. «Ваджрноужасающий»; монг. Очир-Аюулгагч).

из Википедии

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ

Ладакх — одно из самых популярных мест в Индии для проведения фототуров. Фотографы в экстазе, так же как и медитаторы. Здесь сама медитация тебя медитирует.

Походники и альпинисты в восторге, поскольку в Ладакхе множество живописных, и при этом не самых сложных маршрутов и даже сравнительно доступный шеститысячник (Сток Кангри).

Йога. Регулярных Йога-классов там я не нашла и начала вести сама. В основном, ко мне приходили ребята после треков с деревянными ногами и плечами. Йогов особо не видела. Ну, и честно говоря, это не самое подходящее место для динамичных практик (например, АВЙ и сукшма-вьяяма). Зато в большом количестве встречала волонтеров из Европы, приезжавших на раскопки или реставрационные работы. Находили зубы ринпоче и прочие артефакты. Жили при монастырях, собственно, там, где и копали.

Как выглядит Кайлас

Кайлас имеет четырехгранную форму, чем внешне напоминает древнегреческую пирамиду, грани которой направленны на стороны света. Кайлас и горы, которые расположились по соседству образуют систему природных пирамид. Они значительно крупнее древних пирамид Египта, Китая, а также подводных пирамид Йонагуни.

Вершина возвышенности укрыта толстым слоем снега. Он не тает даже летом. Трещины, образованные с южной стороны горного массива — сами по себе загадка. Возможно, они образовались в процессе землетрясений, но выглядит так, как будто кто-то искусственно их создал по собственному воображению.

Монастыри Ладакха: Ликир Гомпа

Монастырь Ликир расположен в 62 километрах к западу от Леха, на невысоком холме в долине Инда. Во времена Лхачена Гьялпо, пятого царя Ладакха, эта земля и владения были переданы ламе Дуванг Чосдже, великому практику медитации. Лама благословил землю, и на ней был построен монастырь. Дата основания гомпы относится к 11 веку. Ликир Гомпа был отреставрирована в 18 веке.

Согласно легенде, монастырь был окружен телами двух огромных змей, королей нагов Нандой и Таксако. Из-за этого его прозвали Ликир (окруженный нагами). Рассвет монастыря пришелся на 15 век при Кхадсдубже, получившем известность, как Лхаванг Сангпху.

Монастырь был передан школе гелуг под руководством ламы Цонкапы, и до сих пор в нем практикуются ритуалы и обряды этой школы. В былые времена Ликир Гомпа стоял на оживленном торговом пути через Тингмосганг в Лех.

Ликир Гомпа, зал молитв

В монастыре содержится множество позолоченных статуй и тханок. Также здесь есть музей с коллекцией буддийских фолиантов, написанных золотой краской на серебряных страницах. Рядом с монастырем находится здание одного из лучших в Ладакхе института, преподавание в котором ведется на трех языках — хинди, санскрите и английском.

Ликир Гомпа, мандала Ямантаки

Фестиваль здесь проходит здесь каждый год в 27-29 день 12-го месяца тибетского календаря.

Ликир Гомпа, Будда Майтрейя

ЛОКАЦИЯ

Ладакх граничит с Пакистаном и Тибетом, из–за схожести культур и ландашфтов с последним его называют «Малым Тибетом». Да, в Ладакхе господствует буддизм, что отличает его от остальных регионов Индии. Здесь находятся самые основательные буддийские монастыри, которые я видела. К слову, мечетей тоже много. Ведь официально Ладакх относится к мусульманскому штату Джамму и Кашмир. В Лехе (столице) трогательно наблюдать, как в храме у центральной площади барабанят в свои барабаны буддисты, и тут же через дорогу собираются на намаз мусульмане.

В 1947 году Ладакх в составе Джамму и Кашмира был отдан Индии, когда как большинство мусульман-кашмирцев хотели присоединиться к Пакистану.

Некоторая напряженность в регионе сохраняется до сих пор, хотя в Ладакхе дела обстоят гораздо лучше, чем в Кашмире, поверьте. Сказывается ли это на иностранных туристах? Сказывается. Но не очень ощутимо. Разве что приграничные территории с Пакистаном и Китаем для них (для нас,  то есть) закрыты, а для посещений некоторых районов нужны специальные пропуска (permits). Но стоят они дешево, и сделать их не составляет труда в любом турагентстве.

Ах да, еще могут возникнуть сложности с сотовой связью. Симки, купленные в других штатах, чаще всего не работают, а иностранцу местную сим-карту не продадут. Если очень нужно, то за помощью всегда можно обратиться к хозяину геста и взять sim в аренду. Но будьте готовы, что сотовая связь будет лишь в Лехе и Каргиле, а интернет — более чем слабый.

Мир в себе: образ жизни ладакхцев

Отношение к женщинам здесь значительно лучше, чем в Индии. Еще недавно в Малом Тибете практиковалась полиандрия, что безумно раздражало представителей абсолютно всех религий, которые только попадали на эти земли. Полиандрия была продиктована необходимостью снизить темпы прироста населения, которому трудно было выжить в жестких условиях гор. Однако мужчин уже мозолила такая женская привилегия, и в 1941 году «многомужество» в Тибете было запрещено. Однако сильные позиции женщин остались, и сейчас они заправляют туристическим бизнесом наравне с мужчинами. Но все равно культурные традиции этого места заставляют держать межполовую дистанцию, и европеек удивят (а может, и порадуют!) отдельные залы в кафе для женщин и отдельные очереди.

Отношение к детям в Ладакхе очень положительное. Невозможно пронести по улице ребенка, чтобы каждый не улыбнулся. Родители не против общения детей с чужими. Скажем, бывало, что старшие сами подбадривали малыша, чтобы он подошел к туристу познакомиться.

Младенцев мамы кормят грудью достаточно свободно, не таясь, но и не выставляя весь процесс напоказ. Всех маленьких детей женщины носят за спиной, используя для этого элемент национальной одежды. Индуски сажают детей в шаль от своего сари, а тибетка – в плотной шали горянок. Носят только за спиной, если шаль короткая – то завязывают на груди, расправляя “лямки” на плечах. Если же длина позволяет, то перекрещивают “уши” на груди и завязывают узел за спиной, под попой у ребенка. Детей носят или в положении сидя или стоя (ноги стоят на ткани). “Продвинутые” и состоятельные женщины используют переноски, к которым приделана специальная ножка, позволяющая рюкзачок легко трансформировать в стульчик.

Младенцев учат, красиво одевают и умывают. Но как только ребенок достигает определенного возраста, как его выпускают “в свет” и, похоже, напрочь забывают о гигиене. Дети ползают грязные, неумытые, нечесаные, почти целыми днями сидят и роются в грязи. Игрушек у них практически нет.

На кухне Ладакха держат все самое ценное, демонстрируя гостям свои пожитки: медная посуда, красивые резные столы и “алтарь” с Далай Ламой на верхушке и “сокровищами” внизу.

Дети играют “стаями”, своими отдельными детскими общинами. Абсолютно естественным выглядит забота старших о младших. Совсем не похоже на то, что эта роль старших напрягает. Они заботятся о малых, а не смеются над ними и не обижают.

Малышей мамы везде берут с собой, в том числе и на работу: то киоск, или сбор урожая. Дети спокойно к этому относятся, не капризничают. Вообще детей не одергивают, не кричат на них, но и нет такого, что мама все бросила и себя посвящает только ребенку. Она продолжает полноценную жизнь (работа, хозяйство), а малыш воспринимает это как должное. Удивительное дело: ребенок не чувствует себя пупом земли, но в то же время значительно спокойнее и уравновешенней, чем наши дети!

Когда ребенок достигает школьного возраста, его отмывают и одевают в чистую одежду. Дети-школьники выглядят, как все нормальные школьники мира. Однако им приходится тяжело, потому что в условиях суровых гор в ближайшую школу нужно идти многие километры. Школы часто функционируют при монастырях. Действует система двенадцатилетнего образования.

Ладакх многогранный и необычно-интересный. Он невероятно богат не только на историю, традиции или искусство, но также идеально подходит для падких на еду, ведь предлагает интересную и своеобразную кухню, как вегетарианскую, так и мясную. Кроме знаменитых момо, здесь множество чаев (заваривают абсолютно все), коржей и хлебов, овощных блюд и, что главное, несравненно вкусных супов.

Ладакх можно и нужно познавать долго, за шагом, смакуя каждую его грань. Приехать туда на две недели – это лишь пробудить в себе неописуемый интерес и желание погружаться в эту культуру все глубже и глубже. Стоя где-то на горе, или спускаясь по узким улицам, или кутаясь в шерстяную шаль от прохладного ветра, или облизывая потрескавшиеся губы, или греясь душистым чаем, вы каждый раз будете обещать себе: я обязательно вернусь. Ведь Мечта может сбываться не раз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий