Классы обслуживания в поездах РЖД

Варианты обслуживания в составах «Гранд Сервис Экспресс»

ТК «ГСЭ», основанная в 2002 году, первая из частных компаний получила право перевозить пассажиров по российским железным дорогам. Специализация фирмы – чартерные рейсы для вип-клиентов в вагонах «Гранд де Люкс». Сотрудники «Гранд Сервис Экспресс» обслуживали поезда, следующие не только по территории России, но и СНГ и стран Балтии. Также составы этого перевозчика регулярно курсируют по маршруту Москва – СПб – Москва.

  • Москва – Симферополь – Москва;
  • СПб – Севастополь – СПб.

Вагоны СВ

В категории есть два разряда: 1Ф и 1Т. Общими для них являются система кондиционирования и современные туалеты в вагоне, а также предоставление чистого белья. Отличия в том, что в классе 1 Ф разрешено перевозить питомцев, а в 1Т – нельзя. Однако пассажирам 1Т выдают санитарно-гигиенические наборы, а питание входит в цену билета.

Купейные вагоны

В категории тоже 2 тарифа: 2Т и 2У. В вагонах есть кондиционер и биотуалеты, пассажирам выдают комплекты постельного белья. В вагонах 2У разрешено брать с собой живность, а в 2Т – нет, но там выдают пакетики с зубной щеткой, пастой и мылом, а также кормят по расписанию.

Плацкартные вагоны

Здесь только один класс обслуживания с маркировкой 3Э. Клиенты могут рассчитывать на общие биотуалеты и кондиционирование. Животных внутрь не допускают.

Уникальные комфортабельные вагоны серии «Гранд» своими интерьерами напоминают, скорее, уютный отель, а не поезд. Обслуживание на высшем уровне, включающее все необходимое для того, чтобы в поездке у вас не было никаких проблем. В рамках поезда «Гранд Экспресс» несколько типов вагонов с приставкой Гранд:

  • Империал – 1И;
  • Империал Сингл – 1Н;
  • де Люкс – 1А (4-5 купе);
  • Гранд – 1М (6 купе);
  • Сингл – 1Г.

Маркировка люксовых поездов этой серии указывает, скорее, не на класс сервиса, а оформление вагона, так как перечень сервисов во всех типах гранд-вагонов практически одинаков:

  • В купе имеются все удобства: личная туалетная комната с душем, раковиной и унитазом с биде, кондиционер, телевизор, сейф, Wi-Fi, розетки на 200 Вольт;
  • Широкое ложе шириной 110 см;
  • Пассажирам выдают постельное белье, тапочки, журналы на выбор, комплект для умывания, доступ к мультимедийному порталу.
  • В цену билета включено питание, блюда приносят в номер на фарфоровой посуде. Есть детское меню и специальные устройства для безопасности малышей. Также гость может заказывать чай, кофе, соки и воду без ограничения.
  • Особая услуга – трансфер на такси. Плюс по запросу проводник может подготовить деловой костюм к выходу.

Путешествуя в таких условиях, вы и не заметите, как пролетят часы в пути.

Серия «Премиум» 1Е и 1Л

Здесь вас ждут общие кондиционеры и туалеты в вагоне, уютный и комфортабельный интерьер. В каждом купе имеется:

  • Умывальник;
  • Розетки на 220 Вольт;
  • Телевизор.

Пассажирам премиум класса предоставляются тапочки, комплекты для умывания и чистки зубов, белье, пресса, доступ к мультимедийному порталу и Wi-Fi, трансфер на такси, горячее питание по установленному меню.

1 класс

В вагонах данной категории имеется общее кондиционирование, биотуалеты, розетки на 220 Вольт, Wi-Fi. Пассажирам Базового тарифа (1Д) полагается, белье, доступ к мультимедиа-порталу и возможность просмотра ТВ. На тарифе Стандарт (1У) к этому перечню услуг добавляются тапочки, питание и санитарно-гигиенический набор. В тариф Бизнес (1Б) входит все вышеперечисленное, плюс трансфер на такси.

Эконом

В вагонах эконом есть три варианта обслуживания:

  • Дополнительный (2Л) – общие туалеты и кондиционер, выдача постельного белья;
  • Базовый (2К) – к набору выше добавлен телевизор, доступ к медиа-порталу, розетки, Wi-Fi;
  • Комфорт (2Э) – кроме базового набора, пассажир получит горячее питание, тапочки, комплект для утренней гигиены, газеты.

Что входит?

Выбрать блюда из меню гарантированного питания могут обладатели оплаченных билетов, в стоимость которых входит эта дополнительная услуга, на сайте сервисов фирменных поездов РЖД. Для этого необходимо будет на них авторизоваться.

Во время оформления заказа пассажир заполняет в предложенной перевозчиком на его сайте форме поля с именем, отчеством и фамилией.

Для адресного предоставления еды во время поездки указывается вид и номер проездного документа пассажира, а также занимаемое им место в купе.

В зависимости от длительности поездки, а также времени отбытия и прибытия состава, пассажиру могут быть предложены горячий завтрак или ужин.

При поездке, продолжительность которой превышает 24 часа, пассажиру предоставляется обед.

Единые стандарты обслуживания и предоставления пассажирам гарантийного питания были введены РЖД в 2012 году. Соответствующее распоряжение зарегистрировано под № 2666. Гарантированная еда поездов РЖД состоит из стандартных завтраков, бизнес-ланчей, ужинов и фирменного меню.

Стандартный завтрак

Итак, что входит в питание в купе поезда РЖД? Стандартный завтрак состоит из двух вариантов:

  • с кашей. На выбор пассажира предлагаются по два вида молочной каши и бутербродов, хлеб ржаной и пшеничный, чай, кофе, сливочное масло и сливки. Как правило, в меню включается каша овсяная и рисовая, бутерброды с колбасой и сыром с маслом. Пассажир самостоятельно выбирает вариант комбинации блюд.
  • С яичницей. Отличается второй вариант завтрака отличается от первого тем, что два вида каш заменяются в нем на яичницу глазунью с ветчиной и помидорами.

Стандартный бизнес-ланч

Стандартный бизнес-ланч включает в себя:

  • 1 вариант. Салат, борщ с говядиной, эскалоп с гарниром из риса, белого и ржаного хлеба. В качестве горячих напитков можно выбрать чай или кофе со сливками.
  • 2 вариант. Салат, суп-лапша, котлета в картофельным пюре. Горячие напитки: чай или кофе со сливками. Хлеб ржаной и белый.

Стандартный ужин

Стандартный ужин включает в себя:

  • 1 вариант. Салат, бифштекс с отварным картофелем, хлеб ржаной и пшеничный, чай или кофе.
  • 2 вариант. Салат, куриное филе с макаронами, хлеб ржаной и пшеничный, чай или кофе.

Периодически меню гарантированного питания РЖД обновляется.

Фирменное меню пассажирских поездов включает в себя различные блюда, но не входит в состав гарантированного питания.

Горячие блюда

Представлены в фирменных меню супами, блюдами из рыбы и мяса.

ВНИМАНИЕ: Вместе со стандартным гарантированным питанием пассажир получает минеральную воду, а также столовую посуду, приборы и бумажные салфетки. В вагонах бизнес-классах в меню дополнительно включаются десерт, 3 вида безалкогольных напитков, 2 вида минеральной воды, 6 типов алкогольной продукции по 2 наименования каждый и 2 вида пива

В отличие от стандартного набора посуды, в бизнес-класс предоставляется фарфоровая или фаянсовая посуда вместо одноразовой и тканевые салфетки. Подачу обеда, ужина и завтрака можно заказать в купе или получить их в вагоне-ресторане.

Как расшифровываются по классификации?

Для СВ, использующихся в пассажирских перевозках внутри страны, введено разделение по классам обслуживания. Оно определяет не только перечень предоставляемых услуг, но и компоновку.

Расшифровка аббревиатур:

  • 1Б – бизнес, включает кондиционирование и дополнительные услуги;
  • 1Е – СВ (VIP);
  • 1Э – вариант 1Б или 1Е со сниженной стоимостью;
  • 1У – уровень комфорта 1 класса, но с минимальным набором дополнительных услуг;
  • 1Л – СВ без дополнительных услуг.

Покупка билетов касса 1Б предполагает выкуп всего купе целиком (из этого расчета устанавливается стоимость билета). Параметры микроклимата поддерживаются системой кондиционирования. В пакет дополнительных услуг включены питание и напитки, свежая пресса, выдача гигиенических принадлежностей. Предусмотрена перевозка контейнера с мелкими домашними животными.

Места 1Б предоставляются и в фирменных поездах российского пассажирского железнодорожного перевозчика ЗАО «ТКС». Тарифный план 1Б «Бизнес ТК» подразумевает предоставление комплекса услуг, включающего:

  • питание на всем пути следования (завтрак и ужин);
  • горячие напитки (чай, кофе, шоколад) и минеральную воду;
  • свежие печатные издания;
  • постельное белье;
  • тапочки;
  • дорожный набор – салфетки (гигиенические и бумажные), расческа, зубная паста и щетка, крем и рожок для обуви.

В купе установлены телевизор, работает бесплатный Wi-Fi. Имеется сейф и индивидуальные розетки для питания мобильных устройств и ноутбуков. Для доступа используется магнитная карта.

Места 1Е предоставляются в скоростных поездах «Стриж» на маршрутах Москва – Нижний Новгород и Москва – Берлин. В них осуществляется кондиционирование воздуха. Для безопасности пассажиров предусмотрена охрана, контроль ведется с использованием видеомониторов.

Что есть в 1Е? Биотуалет, душ и умывальник находятся непосредственно в купе. Кроме того, установлены индивидуальные розетки, телевизор, сейф.

В стоимость проезда включено питание, напитки, питьевая вода, постельное белье и набор путешественника (санитарно-гигиенические средства и средств ухода за обувью).

Билет 1Е подразумевает выкуп купе целиком (на 1 или 2 пассажиров).

1э — включает весь набор услуг 1Е или 1Б. Различие состоит только в том, что пассажир выкупает не все купе, а одно место в нем.

Условия обслуживания 1У соответствуют первому классу, однако все дополнительные услуги (кроме постельного белья) приобретаются пассажиром отдельно. Те же условия получают и лица, которые приобрели билет 1Л. Основное отличие – отсутствие биотуалета.

К сведению! Для всех пассажиров разрешен провоз мелких домашних животных в специальных контейнерах.

На международных маршрутах можно приобрести билеты в вагоны компоновки РИЦ. По условиям первого класса (аналог СВ) в нем расположено 10 двухместных купе с верхней и нижней полками, креслом, санузлом и умывальником.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВАГОНОВ ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ

Класс вагонов повышенной комфортностиКатегория вагонов повышенной комфортностиКомплекс предоставляемых пассажирам услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда
Экономический классК, С1. Предоставление питания
 2. Предоставление печатной продукции (не менее двух наименований)
  3. Предоставление набора предметов первой необходимости и гигиены:
  обеспечение комплектом постельных принадлежностей <*>;
  обеспечение санитарно – гигиеническим набором из трех предметов
  4. Осуществление дополнительных мер по обеспечению личной безопасности пассажиров (сопровождение поезда сотрудниками охранных подразделений)
Бизнес – классСВ, С*1. Предоставление питания
 2. Предоставление печатной продукции (не менее пяти наименований)
  3. Предоставление набора предметов первой необходимости и личной гигиены: обеспечение комплектом постельных принадлежностей <**>;
  обеспечение санитарно – гигиеническим набором (не менее пяти предметов)
  4. Осуществление дополнительных мер по обеспечению личной безопасности пассажиров (сопровождение поезда сотрудниками охранных подразделений)
   5. Обслуживание пассажиров с применением предметов сервировки улучшенного качества

<*> Кроме вагонов с местами для сидения.

<**> Кроме вагонов с местами для сидения, соответствующих требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес – класса.

Примечание:

СВ – вагоны с 2-местными купе;

К – вагоны с 4-местными купе;

С – вагоны с местами для сидения;

С* – вагоны с местами для сидения, соответствующие требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес – класса.

Приложение N 2 к Приказу МПС России от 01.10.2001 N 32

Достоинства и недостатки вагона 3Л

Основными достоинствами подобного плацкарта являются:

  • Невысокая стоимость билета. Доступная цена является залогом перевозки значительного количества пассажиров. Особенно выгодно путешествовать большой семьей.
  • Возможное увеличение числа мест. Здесь, в отличие от купе, дверь отсутствует. Возможно добавление двух боковых мест. Данный момент очень актуален особенно в летний период, когда число путешествующих увеличивается в разы и появляется нехватка ж/д билетов.
  • Хранение багажа больших объемов. Предусмотрено поднятие нижних полок, что позволяет размещать груз внутри.
  • Наличие двух туалетов.

Однако плацкартный вагон не лишен недостатков. К ним относятся:

  • путешествие в вагоне без разграничивающих дверей, наличие общего коридора;
  • частое отсутствие биотуалета и кондиционера;
  • отсутствие возможности уединения;
  • бесплатные дополнительные услуги не предусмотрены;
  • определенный дискомфорт доставляет пребывание человека в сидячем положении на верхней полке;
  • наличие дополнительной полки для перевоза багажа значительно ограничивает пространство.

На видео об услугах РЖД

Проезд в плацкарте 3Л особенно выгоден малообеспеченным людям и студентам из-за доступной стоимости билета. Во время каникул для учащихся действуют специальные скидки.

СОСТАВ РАЦИОНОВ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В КОМПЛЕКС УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ВАГОНАХ ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА И БИЗНЕС – КЛАССА

Класс вагонов повышенной комфортностиСостав рациона питания (завтрак, обед, ужин)Предметы сервировки
Экономический классХолодная закуска, суп быстрого приготовления (обед) <*>, основное горячее блюдо (2 варианта), минеральная вода, горячие напитки (2 наименования)Столовая посуда и столовые приборы одноразового использования, бумажные салфетки
Бизнес – классХолодная закуска, суп (обед) <**>, основное горячее блюдо (2 варианта), десерт, безалкогольные напитки (3 наименования), минеральная вода (2 наименования), соки (3 наименования), винно – водочные изделия в ассортименте (6 видов по 2 наименования, пиво (2 наименования)Столовая фарфоро – фаянсовая посуда, столовые приборы из нержавеющей стали, сортовая стеклянная посуда, льняные салфетки

<*> Кроме вагонов с местами для сидения.

<**> Кроме вагонов с местами для сидения, соответствующих требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес – класса.

Приложение N 3 к Порядку предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда, в вагонах повышенной комфортности экономического класса и бизнес – класса

Класс обслуживания

Класс обслуживания обозначается номером и буквой. Это зависит от категории поезда и отмечается в билете. Расшифровка разная. Например, принята следующая классификая:

  • 1А (VIP) — при кондиционере;
  • 1Б — бизнес-класс — купе с предложением услуг и кондиционером;
  • 1Л — люкс — купе без услуг;
  • 1М — купе на 1−2 пассажира с условием одновременного бронирования;
  • 1Е — купейный вагон;
  • 1С — бизнес-класс в сидячем вагоне с предложением услуг;
  • 2Е — эконом-класс в сидячем вагоне с кондиционером и услугами;
  • 2К — купе без услуг;
  • 2С — сидячий вагон без услуг;
  • 3О — общий вагон без услуг;
  • 3П — плацкарт без услуг;
  • 3Э — эконом-класс без услуг;
  • 2Э — эконом-класс с предложением услуг и кондиционером;
  • Э — эконом-класс;
  • Б — бизнес-класс.

СОСТАВ КОМПЛЕКТОВ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В КОМПЛЕКС УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ВАГОНАХ ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА И БИЗНЕС – КЛАССА

Класс вагонов повышенной комфортностиКатегория вагонов повышенной комфортностиПечатные издания, входящие в комплект печатной продукции
Экономический классКжурнал (одно наименование) газета (два наименования)
Сжурнал (одно наименование) газета (одно наименование)
Бизнес – классСВжурнал (два наименования) газета (три наименования)
С*журнал (одно наименование) газета (четыре наименования)

Примечание:

СВ – вагоны с 2-местными купе;

К – вагоны с 4-местными купе;

С – вагоны с местами для сидения;

С* – вагоны с местами для сидения, соответствующие требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес – класса.

Всё о схеме расположения

Нумерация мест в плацкарте установлена много лет назад, и не меняется на протяжении нескольких десятилетий. Для пожилых людей и тех, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нумерация важна для того чтобы приобрести билет с учетом возможных неудобств при поездке.

Пассажиры меньше всего отдают предпочтения таким местам как:

  • находящиеся около туалета, из-за того что опасаются неприятных запахов оттуда;
  • боковые полки тоже довольно неудобны тем, что через них постоянно ходят люди в поисках туалета и при желании посетить тамбур.

Важно! Места нумеруются по порядку. В общей сложности получается 54 места. Порядок мест начинается от купе проводника.

Порядок мест начинается от купе проводника.

Места, расположенные под номерами от 37 до 54, относят к категории боковых полок. Все места в диапазоне от номера 1 до 36 относят к купейным

Для того чтобы проще было определить верхние и нижние полки, в билете нужно обратить внимание на тот факт, что нижние места всегда обозначаются четными цифрами, а верхние, напротив, обозначаются нечетными (подробно о том, как определить нижние места в плацкартном вагоне, а также каковы размеры и габариты этих полок, мы рассказывали в отдельном материале)

Часто места, находящиеся с первого по четвертое и с 53-54, занимаются проводниками для рабочих потребностей

Также важно знать, что в купе с девятого по двенадцатое, с двадцать первого по двадцать четвертое и с тридцать третьего по тридцать восьмое отсутствует возможность открытия окон. Это обусловлено тем, что эта категория мест относится к аварийным выходам. В современных плацкартных ж/д вагонах розетки находятся в каждом купе, но в том случае, если билет был приобретен на старый поезд, воспользоваться электричеством можно в коридоре

Розетки там расположены между третьим и четвертым купе, а также между седьмым и восьмым. Помимо этих мест розетки всегда есть в туалетах и у проводника (больше об особенностях расположения розеток в плацкартном вагоне читайте здесь)

В современных плацкартных ж/д вагонах розетки находятся в каждом купе, но в том случае, если билет был приобретен на старый поезд, воспользоваться электричеством можно в коридоре. Розетки там расположены между третьим и четвертым купе, а также между седьмым и восьмым. Помимо этих мест розетки всегда есть в туалетах и у проводника (больше об особенностях расположения розеток в плацкартном вагоне читайте здесь).

Типы поездов, категории вагонов, классы обслуживания

Пассажирские поезда дальнего следования делятся на скорые и пассажирские (в зависимости от скорости движения).

Скорые поезда, по сравнению с пассажирскими, в пути следования меньше останавливаются, а остановки — короче. В скорых поездах в стоимость включена доплата за скорость. Уровень комфортности пассажирских и обычных скорых поездов одинаков.

Скорый поезд может иметь собственный стиль (уникальное оформление) и название, — тогда он называется фирменным. Фирменные поезда отличаются от остальных более  удобным расписанием, повышенным сервисом и комфортом.

Скорость обычного скорого поезда в среднем составляет 55–60 км/ч, ускоренного – до 140 км/ч. Скоростной поезд движется со скоростью до 200 км/ч.

Пассажирские поезда имеют следующую нумерацию:

  • скорые пассажирские (круглогодичного обращения): 1—150;
  • скорые сезонные и разового обращения: 151 – 298;
  • пассажирские круглогодичного обращения: 301 – 450, 601 – 696;
  • пассажирские сезонные и разового назначения: 451 – 598;
  • скоростные:  701 – 750;
  • высокоскоростные: 751 – 788;
  • скорые, обслуживаемые мотор-вагонными составами: 801 – 898;

На север и восток поезд движется под четным номером, под нечетным — на юг и запад. Когда поезд меняет направление движения, номер меняется на парный, т.е 1/2, 123/124 и т п. Поезда с одинаковыми цифрами не встречаются на одной станции и не идут по одному маршруту.

Уникальность номера поезда обеспечивается присоединением буквы к номеру поезда.

Обычно дают букву, соответствующую дороге отправления или прибытия. Пассажиру обычно достаточно знать только номер поезда. Но на вокзале на табло отправления/прибытия всегда присутствует полный номер поезда: три цифры и одна буква.

Категории вагонов

  • СВ (Л) – мягкий с 2–х местными купе;
  • Люкс (М) – мягкий с 2-х местными купе с ванной комнатой;
  • К (К) – купейный с 4–х местными купе;
  • ПЛ (П)  – спальный пассажирский вагон открытого типа (плацкартный);
  • О (О) – вагон открытого с местами для сидения (общий);
  • С (С) – вагон с местами для сидения;

Классы обслуживания

  • 1А – VIP (с кондиционером);
  • 1Б – бизнес–класс (вагон СВ с услугами, кондиционером);
  • 1Л – люкс (вагон СВ без услуг);
  • 1М – продается только целое купе (на одного или двух пассажиров);
  • 1Е – вагон СВ;
  • 1С – бизнес–класс в сидячих вагонах (с услугами, кондиционером);
  • 2Е – эконом–класс в сидячих вагонах (с услугами, кондиционером);
  • 2К – купейный (вагон без услуг);
  • 2С – сидячий вагон (без услуг);
  • 3О – общий (без услуг);
  • 3П – плацкартный (без услуг);
  • 2Э – эконом–класс (с услугами, кондиционером);
  • Э – приравнивается к эконом–классу;
  • Б – приравнивается к бизнес–классу;

Некупейные вагоны имеют 54 спальных места (в плацкартном режиме) и 81 место (в общем режиме).

В купейных вагонах в каждом купе 4 спальных места (всего 36 мест). В купейных вагонах нижние места нечетные.

В пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников.

В некоторых купейных вагонах пассажирам могут отдать купе проводников, а проводникам — первое пассажирское купе. В этом случае, билеты в купе для проводников под номерами 37 и 38, места в вагоне нумеруются начиная с пятого, продается 34 места в вагоне.

В вагонах типа «Люкс» (СВ) – 16 или 18 мест (обычно все нижние). Крайнее одноместное купе предназначено для проводника.

В вагонах международного сообщения — 22 места при двухместных купе или 33 — при трехместных (в зависимости от класса).

Места рядом с туалетом:

  • в вагонах «Люкс» — места 17 и 18;
  • в купейных вагонах — 33–36;
  • в плацкарте — 33–38 (37 и 38 боковые);
  • в общем вагоне — 49–57 (55–57 боковые).

Купе рядом с туалетом всегда под номером 9 во всех категориях вагонов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий