Успенский Кафедральный Собор

Достопримечательности Успенского собора

Архитектура и интерьер Успенского собора

Архитектура и особенно внутренне убранство храма – очень праздничны и торжественны. В соборе гармонично сочетаются романский, византийский, готический и русский стиль архитектуры.

Знаете ли вы? Собор строился по подобию Успенского собора во Владимире и во многом его напоминает.

Успенский собор является трехнефным пятиглавым храмом, выполненным из монолитных белых каменных блоков, что создает впечатление целостного строения. Внутри него очень просторно и светло.Роспись стен и фрески являются не только прекрасным украшением храма, но и старинными неповторимыми произведениями искусства, особенно прославившими Успенский собор Московского Кремля на весь мир. Первые росписи здесь были выполнены в конце XV – в начале XVI века. Потом поверх них храм был заново расписан в 40-х годах XVII века. Потолок собора напоминает небесный свод, а на его стенах мы можем увидеть прекрасные изображения различных библейских сюжетов – иллюстрации из Евангелия, Житие Божьей матери, Страшный Суд, Вселенские Соборы и истории из жизни мучеников.

Знаменитые росписи Успенского собора. Особую ценность представляет также и царское моленное место (Мономахов трон), которое было сооружено для Ивана Грозного в 1551 году. Это прекрасное произведение искусства, сочетающее в себе различные элементы резьбы.

Моленное место Ивана Грозного. Также в соборе хранятся ценные памятники декоративного-прикладного искусства:

  • Изящное паникадило, выполненное из серебра, украшенное гирляндами и цветами и достигающее веса в 328 кг;
  • Шатер для хранения церковных святынь 1624 года;
  • Корсунские ворота – входные храмовые двери, занимающие южную сторону храма и украшенные золотом.

Усыпальница

Помимо всего прочего, Успенский собор, начиная с 1327 года, когда здесь был похоронен основатель храма – митрополит Петр, является также и усыпальницей, в которой в данное время находится 19 гробниц. Здесь похоронены Чудотворцы Иоан, Петр, Филипп, Ергомен и многие другие великие церковные подвижники.

Описание архитектуры

Собор является крестово-купольным сооружением с прямоугольным планом. Он имеет пять куполов, а его размещение на холме создает впечатление вознесения ввысь. Если издалека он может показаться летящим, то с близкого расстояния в полной мере проявляется его монументальность, значительная толщина стен храма.

С трех сторон храма расположены паперти, обозначающие входы в здание. В центре размещен главный барабан, на всех куполах стоят золоченые кресты. Собор является прекрасным образцом древнерусских строительных традиций. Автор проекта не стал нагромождать композицию лишними деталями и украшениями.

У собора нет отдельной колокольни. Она заменена небольшой звонницей, размещенной сверху на уровне куполов над западным входом. Над центральными дверями помещены две иконы: Воскресения Христова и св. Жен-Мироносиц.

С восточной стороны расположены три апсиды полукруглой формы. Они являют собой число алтарей, и глядя на них, становится понятно, в чью честь освящены престолы собора.

Архивное фото собора

История возникновения храма

Пенза была основана в середине XVII ст. Успенский кафедральный собор возвели значительно позже. До того как он был построен, на этом месте – Мироносицком кладбище – стояла маленькая церковь, освященная в честь св. Жен Мироносиц. К сожалению, она была полностью уничтожена огнем, что часто случалось с деревянными постройками в тот период. После этого встал вопрос о необходимости возведения нового храма на пустующей поляне.

Успенский кафедральный собор в Пензе

Авторство проекта будущего собора принадлежало инженеру Старжинскому. Средства на строительство были пожертвованы прихожанами. В 1905 году новый величественный собор открыл свои двери для православных. Этого события с нетерпением ждал весь город. В соборе было устроено и освящено три престола:

  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • св. Жен-Мироносиц;
  • митр. Алексия Московского.

После революции в 1922 г. советская власть передала здание обновленцам для совершения своих служб. В 1931-1937 гг. в стенах собора размещалась кафедра архиерея обновленцев. Предполагается, что в тот же период там хранилась чудотворная Пензенская-Казанская икона Пресвятой Богородицы.

В 1937 г. обновленцев арестовали, а храм заперли. Некоторое время спустя там был организован склад, на котором хранились армейские лыжи. После завершения ВОВ храм был открыт, и в нем стали проводить богослужения. Имея духовную поддержку, начал возрождаться и весь город. В стенах храма была помещена кафедра архиерея. В конце 70-х годов был создан нижни придел, который освятили в честь прп. Серафима Саровского.

Гибель уникального памятника старины

Пожар в Успенской церкви в Иваново произошёл в период проводившихся в ней реставрационных работ, начатых ещё в 2013 году. В процессе восстановления интерьера помещения под слоями старой штукатурки мастера обнаружили фрагменты древней росписи, о существовании которой ничего не было известно. Для детального изучения находки работы были приостановлены, и продолжить их предполагалось не ранее 2021 года. Однако трагедия, разыгравшаяся вечером 18 ноября 2015 года, перечеркнула все планы.

Пожар в Успенской церкви в Иваново полностью уничтожил постройку, исключив возможность её восстановления. Сегодня городские власти совместно с руководством РПЦ планируют возведение на прежнем месте точной копии утраченного храма. Предполагается даже использовать при её строительстве сохранившиеся фрагменты сгоревшей церкви, а те, что по своему состоянию негодны для монтажа, оставить как святыни будущего храма.

Следствие, проведённое специалистами МЧС, пришло к заключению, что Успенская церковь (Иваново) сгорела ввиду замыкания электропроводки, но не исключается и версия умышленного поджога. Работа комиссии ещё не завершена, и окончательные результаты расследования не опубликованы. Однако, независимо от её выводов, следует с горечью констатировать, что невосполнимый урон историческому и культурному наследию России нанёс происшедший в Иванове пожар. Успенская церковь являлась не только культовым сооружением, но и уникальным историческим памятником федерального значения.

2. Величие.

Самый большой из храмов России это Смоленский Свято-Успенский собор. 69 метров у него высота с крестами. Ширина 43 метра. Фасадная длина у него 52 метра. Внутри 2000 квадратных метров пространства. Хор расположен на высоте 19 метров. Хор в соборе не один. В нем есть декорации древнего барокко и традиции древнерусских городских соборов. Детали здания имеют большие размеры. Храм гордится деревянным золоченым иконостасом. Высоту он имеет 30 метров. Иконостас сделал был с 1730 года по 1740 год. Делал его украинский резчик Силой Трусицкий. Делал он его не один, а с помощниками. Они написали очень интересные иконы. Получился он в стиле украинского барокко. Все покрыто резьбой в виде листьев дуба, клена и виноградной лозы.

Рядом с собором возвели колокольню. У нее два яруса. В 1791 году достроили к ней пристройку для часов. Тогда же и вмонтировали в пристройку и часы. Сделал их Соколов Василий.

Также был очень красиво сделан центральный вход в соборный ансамбль. Это парадная лестница с оригинальным гульбищем. Она была деревянной. Построена она с улицы Большая Советская. Эта улица находится с западной стороны. А в девятнадцатом веке построили новое здание консоли. И новую ограду на гульбище тогда тоже соорудили. А в двадцатом веке деревянную лестницу заменили каменной лестницей.

Вам будет интересно: Путешествие в сказочную страну — Грузию

Современное состояние и режим посещения

В церкви и её подворьях живут больше 25 насельников. Сегодня её основным направлением деятельности является активное служение. Монахи занимаются помощью нищим жителям города и переселенцам, постоянно посещают городские больницы и ездят к детям-сиротам. Помимо всего этого, в монастыре работают курсы для прихожан, скаутское движение, создан архиерейский хор, активно развивается молодёжное движение.

Площадь территории монастыря, больше 3 га. Вся территория монастыря обнесена высоким кирпичным забором. Ежедневно с 10 утра и до 17 вечера она открыта для посещений. Там, где много лет назад было кладбище в память о погибших стоит поклонный крест. Вместо разрушенной колокольни, в монастырском дворе с 2002 года стоит поминальная часовня. Пару лет назад закончилось строительство братского корпуса, занимающего целых четыре этажа.

23 октября 2021 года митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф торжественно встретили ковчег с поясом пресвятой Богородицы в Успенском соборе в г. Иваново.

Усыпальница

С года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей.

Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Ермогена (+ 1612), покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

В усыпальнице собора были погребены :

Митрополиты Московские

  • Феогност (+ 1353)
  • Киприан (+ 1406)
  • Фотий (+ 1431)
  • Филипп I (+ 1473)
  • Геронтий (+ 1489)
  • Симон (+ 1511)
  • Макарий (+ 1563)

Патриархи Московские

  • Иов (+ 1607)
  • Филарет (+ 1633)
  • Иоасаф I (+ 1640)
  • Иосиф (+ 1652)
  • Иоасаф II (+ 1672)
  • Питирим (+ 1673)
  • Иоаким (+ 1690)
  • Адриан (+ 1700)

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Внутреннее убранство

Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены. В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана. Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.

В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

Иконостас занимает всю ширину Собора. Рядом с иконостасом находится царское молитвенное место, примечательно, что место это использовал только Цесаревич Павел Петрович. В Храме также храниться посох Святителя Петра и Мономахов престол, украшенный пластинами с изображением получения князем Владимиром Шапки Мономаха.

1. История.

Находится он на соборной горе. История собора начинается с двенадцатого века. А именно в 1101 году князь Владимир Мономах заложил первый камень в стены будущего собора. В то время это была первая постройка из камня. В честь князя его назвали Мономахов собор. Рядом с собором построили домовую церковь для князей и терем на подклети, который имел два этажа. А в 1611 все было разрушено. В город вошли с боем польские войска. Ими правил король Сигизмунд третий. Даже в разрушенном состоянии он был величествен и красив. В 1654 году Смоленск вернули в московское государство. И начали задумываться о новом соборе. Начали строить новый собор в 1677 году.

На месте старого разрушенного собора построили новый. Назвали его собор Успенской Божьей Матери. Камень заложил подмастерье Корольков Александр. По указу царя Алексея Михайловича. Строился он долго. Закончил строительство в 1732-1740 годах Шедель Антон. Он был зодчим из Москвы. А в 1760 году западные стены рухнули. Тогда архитектор Обухов занялся его ремонтом и реконструкцией. И наконец-то 22 сентября 1772 году собор освятили повторно. Сохранился он до сегодняшнего времени. Хранит в себе величие и трудный путь.

3. Соборный ансамбль архитектуры.

Это не просто обычный собор. Это ансамбль архитектуры. В 1787 году построили Богоявленский собор. Он находится над въездом в сам собор. Архиерейские палаты соединяются с собором двухъярусной переходной галереей. Значительным памятником гражданской архитектуры. Был он выполнен в стиле барокко. И является дом Архиерейский. Так как строился он с середины восемнадцатого века. В соборе есть еще постройки восемнадцатого века. Это здания келий, хлебная и епископская библиотека.

Церковь Иоанна Предтечи была построена на восточном склоне Соборного храма в 1703 году. Строили ее в традициях московской школы архитектуры. Там до сих пор сохранилась печь с уникальными расписными изразцами. Палаты архиепископа примыкали к алтарю церкви. После в 1799 году они вошли в состав здания консистории.

Благовещенская церковь дополняет Соборный холм. Ее помог построить полковник Лесли. Он был родом из дворян. Помог он своими пожертвованиями. Хранилась здесь икона » Одигитрия». Очень древняя икона. Она путешествовала по многим городам и странам. Написана она на деревянной доске. Прошло столько времени, что сейчас трудно определить из какого именно дерева ее сделали. Дерево просто со временем очень почернело. Ее подарили Борису Годунову для крепостной стены. А именно для ворот Днепровских. Из этой церкви икона Божьей Матери отправилась на Бородинское поле. Может именно она помогла противостоять врагам.

В северно-западном углу была построена колокольня. Это было в 1772 году. Когда происходит звон колоколов, их слышно по всему городу. Это происходит за счет того, что соборный ансамбль стоит на возвышенности.

Кстати сам ансамбль обнесен каменной стеной и имеет только три входа. На соборной площади есть смотровая площадка. С нее открывается прекрасный вид на крепостную стену. Можно увидеть величественный Днепр. Открывается красивый вид на город. Можно оценить красоту современного Смоленска. Кстати в Смоленске множество храмов и церквей. Когда Смоленск вернулся в Московское государство, началось полномасштабное строительство каменных храмов и церквей.

Находится он в центральной части города, на улице Соборный двор. Работает в пятницу и субботу с восьми утра до восьми вечера. А в воскресенье с семи утра до восьми вечера. В храме есть юбки и платки. Они там лежат на всякий случай. Ведь женщинам с непокрытой головой и в брюках в храм входить нельзя. Между улицами Соборной и Большой Советской стоит памятник М. Кутузову. Возле него есть хорошее место для парковки. В храме нельзя фотографироваться.

Вот теперь все известно про Соборный холм. Можно смело отправляться на экскурсию. Даже можно побывать на службе. Помните, что в собор женщинам нужно входить в юбках и с покрытой головой. Туристам очень понравится весь соборный ансамбль. Можно оценить город почти с высоты птичьего полета. Этот памятник архитектуры выстоял во время войн. Даже сам Император Наполеон был покорен красотой этого храма. Не дал его разрушить. И даже выставил охрану. А в годы Великой Отечественной войны немецкое командование тоже не позволило разрушить храм. Они даже там прятались. И русским солдатом не разрешали ее осаждать. Поэтому даже самый обычный человек не будет равнодушен к красоте собора.

Иконостас

Иконостас собора был создан в году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий – ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Современная деятельность

После перестройки в 1996 г. возле храма был построен дополнительный административный корпус. В нем находится общежитие, рабочее помещение настоятеля, воскресная школа и пр.

Воскресная школа

На базе кафедрального собора проводится масштабная просветительская деятельность. В настоящее время функционирует сразу несколько учреждений. В течение более 20 лет проводятся занятия в воскресной школе, которая была освящена в честь свт. Иннокентия Пензенского. Ученики школы распределены в классы по возрасту:

  1. 3–6 лет. Занятия проходят в присутствии родителей. Большая часть времени посвящается творчеству. Детям отводится около 1, 5 часов на одно занятие.
  2. 7–9 лет. Урок длится до трех часов. Ученики принимают участие в различных постановках, организовывают совместные мероприятия. Им поручаются несложные задания.
  3. 9–12 лет. С этого возраста детей знакомят с Законом Божьими, проводятся занятия по церковнославянскому языку и пению. Некоторые из учеников получают возможность принять участие в богослужении на клиросе. Детские литургии в соборе проводят только для учеников этой школы.
  4. 13-15 лет. Кроме стандартных для школы уроков, дети изучают историю церкви, которая затрагивает весь период от первых христиан до новомучеников ХХ ст. Ученики оказывают помощь в проведении благотворительных мероприятий. Мальчики могут по желанию помогать священникам во время богослужений.

В детях воспитывается нравственность. Занятия позволяют им расширить кругозор и воцерковиться.

Внутреннее убранство и иконостас

Молодежное общество

Созданное на базе собора молодежное общество ведет деятельность в нескольких направлениях:

  1. Социальная работа. Участники оказывают помощь одиноким, больным, престарелым людям, посещают детские приюты, организовывают благотворительные мероприятия.
  2. Миссионерство. Сюда входит посещение школ и проведение бесед с детьми, распространение литературы.
  3. Трудничество. Участники помогают собору, посещают с этой целью монастыри и другие храмы.

Культурное, историческое, духовное наследие

Когда собор строился на землях кладбища, это место было окраиной города. Но Пенза разрослась, и теперь кладбище и храм находятся в его центре. Погост был предназначен для простых обывателей, но здесь покоятся останки многих крупных купцов города. Выделяются старинные надгробия, выполненные в былых традициях, урны, часовни-усыпальницы.

В перечень объектов культурного наследия РФ входит сам собор и еще восемь сооружений, расположенных на кладбище. Там же расположены братские могилы солдат, которых не смогли спасти в городских госпиталях во время ВОВ. Уход за могилами осуществляет приход храма, волонтеры и общественные организации.

Мощи Святителя Иннокентия – главная святыня обители

Службы и престольные праздники

В соборе освящено несколько престолов. Поэтому престольные праздники здесь празднуются несколько раз в год:

  • Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа;
  • Святых Жен-Мироносиц – второе воскресенье после Пасхи;
  • Свт. Алексия Московского – 25 февраля, 2 июня;
  • Прп. Серафима Саровского – 15 января, 1 августа;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.

Каждый престольный праздник – это особое событие в жизни храма. Он сопровождается торжественным богослужением. В этот день храм спешат посетить не только прихожане, но и многие гости, паломники из других городов.

Как доехать

Монастырь расположен на ул. Смирнова, 76, в Ленинском районе Иваново.

На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города нужно ехать по улицам Лежневская и Бубнова, а затем повернуть направо на ул. Смирнова, на которой и находится обитель.

Монастырская колокольня

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново работает в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до монастыря ходят автобус № 8 и троллейбус № 5 — остановка «Мужской монастырь» («Соц. городок»).

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 4.00

← ИВАНОВОИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬРОССИЯ →

Краткое описание истории создания Успенского собора Московского Кремля в Москве

  • История этого удивительного места началась в 1326 году по идее митрополита Петра и приказу князя Ивана Калиты. Знаете ли вы? В этом году здесь был воздвигнут первый в Москве каменный храм, хотя согласно археологическим находкам деревянная церковь существовала здесь и раньше.
  • Просуществовав около 150 лет, к 1472 году каменное строение сильно обветшало, и было принято решение о строительстве нового храма. Как ни странно, строительство не было завершено, поскольку храм снова обрушился.
  • Тогда в 1475 году царь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, с помощью которого в течении 4 лет был построен красивый белокаменный храм, который существует и поныне. С тех пор он стал местом проведения многих торжественных мероприятий. Здесь проводились венчания на царство, посвящения в митрополиты, епископы и патриархи, здесь также была устроена усыпальница для многих великих церковных деятелей. С приходом Советской власти в соборе был устроен музей. Его строение и богатое внутреннее убранство подверглось научной реставрации, которая была завершена в 50-х гг. XX века.
  • С 1990 года здесь возобновились церковные богослужения, но они проводятся редко, лишь в честь великих праздников.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя “Богоматерь Одигитрия” и “Святой Георгий”, “Спас Ярое око”, “Троица”, два списка “Богоматери Владимирской”, храмовый образ “Успение”, “Предста царица”, “Апостолы Петр и Павел”, “Митрополит Петр в житии” и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая “Богоматерь Петровская,” которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Восстановление и реставрация собора

Уже давно пронёсся над Россией свежий ветер перестройки, и правительство конкретными делами подтвердило свой новый подход к вопросам, связанным с религией, а ивановские электрики упорно продолжали держаться за своё помещение. Лишь в 2003 году удалось их вынудить освободить его. К этому времени распоряжением Священного Синода на территории бывшего кладбища был открыт мужской монастырь, и храм, таким образом, оказался в его владениях.

Однако впереди ещё предстояло много дел. Собор был возвращён верующим в ужасном состоянии. Восстановительные и реставрационные работы начались в 2007 году и проводились не только на средства, отпущенные Патриархатом, но и на добровольные пожертвования граждан – жителей Иваново и других городов России. Когда их основная часть была завершена, было принято решение о придании храму статуса городского кафедрального собора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий