Модель швейцарского сыра
В соответствии с данной моделью, ломтики швейцарского сыра складываются друг на друга, и каждый из них представляет собой один из слоев защиты от происшествия. В каждом ломтике имеются дырки, которые представляют собой слабые места в защитном уровне. И если эти дырки складываются вместе, образуя сплошной канал, можно говорить о происшествии. Если использовать эту модель в случае с тем, как турбулентность стала бы причиной крушения самолета, понадобилось бы очень много дырок или полностью отсутствующих ломтиков сыра, чтобы сложились условия, необходимые для такого происшествия.
Почему возникает турбулентность?
В основе возникновения турбулентности лежит сложное взаимодействие природных процессов. Изменение давления, скорости и направления ветра – каждый этот фактор по отдельности, либо их взаимовлияние и могут спровоцировать «болтанку». Это может случиться в абсолютно чистом небе: самолет может просто попасть под действие воздушных потоков разной направленности и подвергнуться определенным колебаниям. Однако многие считают, что «болтанка» возникает чаще всего в непогоду, но они правы лишь отчасти. Действительно, при прохождении грозовых туч данное явление может иметь место, но это вовсе не обязательно. Сильные порывы ветра оказывают аналогичный эффект, хотя для больших бортов, используемых для гражданской авиации, даже сильная скорость ветра не имеет риска.
Турбулентность нередко возникает при прохождении через кучевые облака, особенно, если область их расположения достаточно затяжная. Впрочем, скопления кучевых облаков легко отслеживаются локатором, поэтому пилот всегда имеет возможность обойти данную зону.
Турбулентность не расценивается как внештатная ситуация, поскольку возникает практически во время каждого полета. На «болтанку» средней степени пилоты могут даже не обратить внимания и вряд ли допустят отклонения от курса. Больше вероятности, что экстренная посадка может случиться из-за внештатной ситуации на борту, а не по причине даже самых сильных колебаний воздуха.
Современные воздушные судна оснащены специальными датчиками, которые помогают «предвидеть» турбулентность и заранее оценить ситуацию. Как правило, если речь идет о коротких рейсах (3-4 часа), метеоусловия на маршруте известны задания, и кардинальных погодных сюрпризов попросту не может быть. С долгими полетами – почти то же самое: могут наблюдаться лишь незначительные отклонения от прогноза. Из данной ситуации также есть выход. Как известно, пилоты всегда находятся на связи как друг с другом, так и с диспетчерами, поэтому об изменении метеоусловий также узнают заранее. Если на каком-либо участке пути погода значительно изменилась в удушит сторону, пилот может принять решение немного отломиться от курса. такое происходит крайне редко: а практике известно лишь несколько подобных ситуаций.
Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?
Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.
Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.
Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.
Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.
Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.
Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.
Турбулентность ясного неба
Отсутствие на небе каких-либо облаков не говорит о том, что турбулентности не будет. На высоте от 5000 м может возникнуть так называемая турбулентность ясного неба. Такое явление характерно для горной местности с подветриваемой стороны склона. При обтекании гор воздушны поток отклоняется от прямолинейного направления, деформируется и образует зоны повышенной турбулентности. Распределение зон меняется по высоте: в нижней и верхней частях — максимальна, а в средней минимальна.
При невозможности изменить курс полета, воздушные судна должны в строгом порядке выдерживать определенное расстояние, чтобы избежать столкновения.
Турбулентность в горах
Может ли самолет упасть из-за турбулентности? За все время по причине турбулентности ясного неба произошло пять крупных авиакатастроф. При условиях полного отсутствия облаков произошло разрушение самолета, совершавшего рейс из Токио в Гонконг. Специалисты установили, что виной гибели всех пассажиров рейса и экипажа стала необычно высокая турбулентность у склонов Фудзи.
Другим примером является крушение авиалайнера, совершавшего посадку в одном из аэропортов Аляски. Версию трагедии из-за турбулентности сразу не рассматривали, поскольку она противоречила прогнозам гидрометеоцентра. Однако впоследствии был зафиксирован отток арктических масс, что послужило образованию аномальной воздушной волны и зоны турбулентности.
1 мая 2017 года по всем отечественным новостным каналам прошло сообщение о попадании боинга 737, совершавшего рейс из Москвы в Тайланд, в зону турбулентности ясного неба. Установить факт приближения воздушной ямы и избежать попадания в нее судна было невозможно, поскольку ни один прибор ее не зафиксировал. В результате резкого прыжка боинга на 200 м пассажиры получили множественные травмы и переломы.
Согласно статистическим данным, за год возникает в среднем около 1000 случаев прецедентов, связанных с неустойчивостью атмосферы в ясном небе. В основном они приводят задержкам рейсов, что наносит большой материальный ущерб авиакомпаниям-перевозчикам.
Опасна ли турбулентность для пассажиров
Пролет сквозь зону турбулентности и воздушные вихри приводит к сильной вибрации авиалайнера. Тряска может стать причиной открытия замков верхних полок, где хранится салонный багаж путешественников. Объемные и тяжелые объекты могут выпасть в салон и нанести травмы людям, находящимся в воздушном судне. В истории авиации зарегистрировано несколько случаев, когда упавшие сумки ломали пассажирам конечности.
Турбулентность представляет опасность для здоровья и жизни пассажиров в тех ситуациях, когда они не успели воспользоваться ремнями безопасности. Падение с кресла может иметь катастрофичные последствия и стать причиной получения травм, несовместимых с жизнью
Именно поэтому очень важно своевременно выполнять все рекомендации бортпроводников
Многие пассажиры, столкнувшиеся с подобной ситуацией, чувствуют сильную панику. Это объясняется тем, что организм человека чувствителен к перепадам давления. Сброс высоты и изменение положения судна ощущаются как падение и вход в штопор. Эти чувства объясняют возникновение страха, который практически невозможно контролировать. Для того чтобы предупредить развитие всех вышеперечисленных ситуаций, необходимо тщательно исполнять все требования стюардесс и бортпроводников, посвященные технике безопасности. Представители авиакомпаний не рекомендуют путешественникам покидать свои места при вибрации салона.
Инструкция для пассажиров
Зона турбулентности в самолете, что это такое мы выяснили, поэтому следует перейти к вопросу о технике безопасности. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что попадание в подобную зону не несет опасности для самого лайнера. Однако, пассажиры, нарушившие технику безопасности, могут получить довольно опасные травмы. Для того чтобы минимизировать подобные действия, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- При попадании в зону сильной вибрации пассажирам запрещается покидать свои места.
- При возникновении сильной вибрации путешественникам нужно использовать ремни безопасности.
- Отстегивать ремни можно только после того, как лайнер покинет опасную зону.
Путешественникам очень важно постараться взять под контроль свои чувства и устранить нарастающую панику. Справиться со страхом можно благодаря использованию дыхательной гимнастики
Глубокие вдохи помогут нормализовать работу сердечной мышцы, что позволит успокоить бунтующий организм. При попадании в зону турбулентности рекомендуется отключить все электронные приборы и убрать их в карманы. В противном случае электроника может выйти из строя. В случае открытия отделений, где хранится ручная кладь, строго запрещается покидать свое место, чтобы закрыть полки. Вместо этого необходимо прикрыть свою голову руками.
Следует понимать, что человек не в силах контролировать данную ситуацию. Приступы паники могут усугубить происходящее и нанести вред остальным пассажирам. Поэтому нужно расслабиться и довериться профессионализму пилотов, которые знают, что делать в подобных случаях. Согласно статистическим данным, вибрация и тряска практически не представляют угрозы для жизни экипажа и пассажиров. За последние несколько десятилетий не было зарегистрировано ни единого случая крушения самолета по причине попадания в зону турбулентности. Несмотря на это, многие люди боятся подобных явлений и отказываются пользоваться воздушным транспортом.
При проектировании летательных аппаратов всегда учитывается тот факт, что они могут попасть в зону турбулентности
Чем опасна турбулентность для пассажиров
А вот чем действительно опасна сильная «болтанка», так это паникой пассажиров. Вестибулярный аппарат воспринимает небольшие крены и снижение высоты на пару метров, как перевороты машины вокруг своей оси и падение. Вкупе с непониманием причин, это вызывает у человека приступ панического страха.
Статистика падений самолетов за последние годы
Сильная тряска, в основном, опасна для пассажиров, пренебрегающих техникой безопасности во время полета. Перед прохождением зоны турбулентности всегда предупреждают о необходимости пристегнуться и не покидать своих мест. Эти правила необходимо четко соблюдать, иначе можно сильно покалечиться о передние сидения или полетать по проходу
Обратите внимание на стюардов, если они заняли свои места, то ожидается тряска. Лучше спрячьте телефоны и другие гаджеты, а то могут улететь
Как видите, у страха глаза велики. Следуя рекомендациям бортпроводников, вы безопасно переживете небольшой дискомфорт, который доставляет «болтанка». Надеемся, теперь полеты станут для вас более приятными.
https://youtube.com/watch?v=g9Pp9aiLOmE
27.03.2019
Как вести себя при турбулентности
Самое главное правило — сохраняйте спокойствие. Вы должны понимать, что для самолета это абсолютно штатная ситуация, которая происходит практически в каждом рейсе
Обратите внимание на экипаж: как правило, при сильной «болтанке» бортпроводники садятся на свои места и пристегиваются, сохраняя при этом совершенно невозмутимый и даже скучающий вид. Более того, при турбулентности средней степени экипаж может даже не приостановить свою работу
- Займите свое кресло и пристегните ремни. Закройте откидной столик или хотя бы постарайтесь убрать с него все, что может рассыпаться, пролиться, упасть.
- Помогите ребенку зафиксироваться в кресле. Если с вами маленькие дети, дополнительно придерживайте их руками. Во время турбулентности самолет может шатать и трясти даже больше, чем при посадке, поэтому ребенок может удариться о впереди стоящие сиденья или стенки.
- Старайтесь не читать и не смотреть фото/видео. Если ваш взгляд будет фокусироваться на тексте или изображении, во время тряски может возникнуть головокружение.
- Закройте глаза и расслабьтесь, дожидаясь окончания турбулентности.
- Если вы отличаетесь излишней нервозностью, и уж тем более — страдаете от аэрофобии, целесообразно заранее принять успокоительное, чтобы турбулентность не застала вас врасплох. Если рядом нервничают ваши соседи или близкие, попробуйте успокоить их, объяснив, что данное явление не представляет никакой опасности.
Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?
Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.
Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.
Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.
Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.
Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.
В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.
В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.
Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.
Прочность самолетов
В действительности самолеты созданы таким образом, чтобы выдерживать невероятные объемы нагрузки. Конструкция самолета имеет огромный запас прочности, который не будет превышен даже при крайне сильной турбулентности. Например, чтобы согнуть крыло самолета хотя бы немного, потребуется столько турбулентности, сколько не испытывает ни один пилот за всю свою карьеру. Крылья спроектированы таким образом, чтобы они могли выдержать в полтора раза больше нагрузки, чем та, которую они испытывают при обычном полете. Это значит, что в ходе тестирования самолета крылья сгибаются вплоть до девяноста градусов, так как в процессе полета вполне естественно, что они будут сгибаться под действием определенных сил, и более жесткое крыло могло бы сломаться в полете. На самом деле, даже небоскребы создаются подобным образом – они могут немного покачиваться, иначе они бы очень легко могли «сломаться».
iPhone 13 может получить поддержку Wi-Fi 6E: что это означает
Клеточное старение может быть обращено вспять с помощью кислорода
Когда занимаешься любимым делом: Тодоренко о воспитании и своем детстве
Насколько опасна «болтанка» самолета?
Как видите, обойти турбулентную зону стороной получается не всегда. Клиенты poehalisnami.by часто задают вопрос: опасна ли турбулентность? Все зависит от ее силы. Слабая тряска практически неощутима, средняя по силе доставляет дискомфорт пассажирам авиалайнера, а сильная может привести к получению травм у тех, кто не пристегнул ремни безопасности. Нанести увечья может и плохо закрепленная сумка, упавшая на голову. Но стюардессы обычно проверяют, плотно ли закрыты дверцы на полках для ручного багажа.
Самому лайнеру «болтанка» не страшна. Современные воздушные машины крепкие, их создают с учетом гораздо больших нагрузок. Теоретически риск повреждений существует при взлете или посадке борта во время шквальных порывов ветра. Но командиры экипажей проинструктированы насчет маневров в подобных условиях, и смогут провести машину через опасную зону невредимой.
Из-за чего возникает турбулентность?
Причин возникновения турбулентности очень много: завихрение от торцов крыльев, неравномерное прогревание воздуха, встреча воздушных масс, температура которых различается, и многое другое.
Опасные завихрения воздуха зачастую возникают в грозовых облаках. Они хорошо видны на специальном локаторе в кабине пилота, и, если есть возможность, их облетают. Однако по краям грозового фронта тоже есть завихрения, их на локаторе не видно. Поэтому облететь зону турбулентности не всегда возможно.
В ясном небе болтанка тоже возникает, но самолёт не всегда может изменить эшелон полёта из-за плотного трафика в небе. Между самолётами нужно строго выдерживать определённые интервалы во избежание столкновений.
С сильными вихрями ветра самолеты также часто сталкиваются при снижении. Для экипажа разработаны нормативы параметров полёта при болтанке, и, если они выходят за пределы, пилот вынужден уходить на запасной аэродром.
Ещё одной причиной турбулентности могут послужить струйные течения. Это течения, скорость которых резко меняется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Особенностью таких течений является то, что они могут тянуться на несколько сотен тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у востока США.
Большим заблуждением является то, что болтанка зависит от квалификации и навыков пилота. Самолёт идёт на автопилоте, и только при очень сильной тряске, когда нужна реакция пилота, начинают пилотировать вручную. То, с какой силой будет трясти самолёт, больше зависит от его конструкции. Чем он больше и тяжелее, тем меньше ощущается турбулентность.
Полет в зоне турбулентности
В некоторых случаях турбулентность может стать причиной складывания купола или неожиданной потери его нормальной формы
Поскольку это может оказаться самым заметным её проявлением, парашютисты часто уделяют особое внимание необходимости поддержания внутреннего давления в куполе в условиях турбулентности. К сожалению, эта философия может иметь нежелательные последствия
Например, многим спортсменам говорили, что в случае попадания в зону турбулентности, им следует прибрать СУ на 25–50%, чтобы избежать складывания. Похоже, это работало при пилотировании старых куполов, но современные крылья лучше справляются с турбулентностью в полном режиме и, более того, могут быть подвержены ей сильнее при натянутых клевантах.
Очень важно понимать, что купол может быть подвержен значительной турбулентности, не испытывая при этом складывания или каких-либо искажений формы купола. Турбулентность может привести к неожиданной и нежелательной смене направления полета или потере высоты, даже не имея видимых проявлений на куполе
В сущности, большинство явлений, которые мы испытываем под куполом при турбулентности, идентичны воздействиям аналогичных условий на жесткое крыло самолета. Последствием турбулентности можно назвать не столько потерю внутреннего давления крыла, сколько внезапные изменения скорости или угла атаки, затрагивающие его или его секцию.
Как и в любой другой ситуации, полет купола должен быть вашим главным приоритетом в турбулентных условиях. Если купол неожиданно начинает вращаться, нырять вниз или резко снижаться (падать), вы должны быть готовы отреагировать на эти изменения и сохранить следование по выбранной траектории, особенно на низких высотах. Даже если купол начал складываться, а в большинстве случаев это происходит не по всей его площади, и поэтому он способен очень быстро восстановиться. Предотвращение ныряния или вращения купола позволит сохранить время для восстановления
Попытка сохранить внутреннее давление купола или вновь наполнить секции, подверженные складыванию, может отвлечь вас от более важного — контроля вашего направления и скорости снижения
Если турбулентность стала причиной вращения или пикирования на низкой высоте (у земли), примените мягкие, но точные (решительные) вводы клевант, чтобы:
Остановить или уменьшить любую внезапную потерю высоты.
Сохранить положение купола параллельно земле и в выбранном направлении, предотвращая разворот (поворот) или крен (снос).
Вести купол в чистую безопасную зону.
Например, если купол резко (стремительно) накреняется или вращается в правую сторону в момент, когда вы уже на финальной прямой, мягко, но быстро натяните противоположную (левую) клеванту настолько, насколько это необходимо для восстановления ровного положения купола и остановки вращения. Если у вас достаточно высоты, чтобы сделать это безопасно, плавно вернитесь на свою исходную траекторию.
Если купол внезапно ныряет или клюет в течение, по крайней мере, нескольких секунд на финальной прямой, вам следует начать выполнение подушки немного раньше, чтобы остановить эти явления и минимизировать потерю высоты. Если вы почувствуете резкий поворот или падение (снижение) после начала выполнения подушки, продолжайте работать клевантами. Сконцентрируйтесь на безопасной зоне приземления впереди и постарайтесь вести купол по прямой, опуская обе клеванты вниз.
Если купол начинает подниматься во время выполнения подушки, также следите за площадкой приземления впереди и продолжайте натягивать клеванты.
Всегда будьте готовы к жесткому приземлению и выполнению переката при пилотировании в зоне турбулентности. В таких условиях ваше приземление может оказаться гораздо более жестким, чем вы ожидали, поэтому перекат может стать необходимостью.
Следует быть готовым выполнить любые из этих действий в случае сильной турбулентности вблизи поверхности земли; однако, конечно же, не является необходимостью реагировать таким образом на каждый незначительный скачок, который почувствуете. Полет в полном режиме обычно уменьшает воздействие турбулентности, которую вы главным образом почувствовали, и делает эти воздействия менее серьезными. Во время выполнения поворотов в условии турбулентности, особенно на низкой высоте, обеспечьте их плавность и стабильность. Резкие, оборванные повороты делают купол более чувствительным к турбулентности.
Аварии с турбулентностью в следе
Фатальная катастрофа XB-70 и F-104.
8 июня 1966 г. : прототип североамериканского бомбардировщика XB-70 Valkyrie столкнулся с истребителем F-104, который застрял в турбулентном кильватере большого самолета. Это привело к остановке программы бомбардировщика.
- 30 мая 1972 г. : Рейс 9570 авиакомпании Delta Airlines на конечном этапе захода на посадку позади самолета DC-10 врезался в международный аэропорт Большого Юго-Запада в Форт-Уэрте, штат Техас. Именно эта авария привела к разработке FAA новых правил расстояния для больших самолетов.
- 15 декабря 1993 г. : легкий самолет с 5 людьми на борту на конечном этапе захода на посадку позади Boeing 757 терпит крушение в аэропорту Джона Уэйна в Лос-Анджелесе.
- 20 сентября 1999 г. : JAS 39 Gripen проходит через турбулентный след другого самолета во время военных маневров и терпит крушение. Пилоту удалось катапультироваться.
- 12 ноября 2001 г. : Airbus A300 из American Airlines рейс 587 аварии вскоре после взлета из Джона Ф. Кеннеди аэропорт в Нью – Йорке. Он пролетел вслед за Боингом 747 Japan Airlines, что привело к потере руля направления из-за чрезмерной реакции второго пилота.
- 4 ноября 2008 г. : Самолет правительства Мексики Learjet 45 при заходе на посадку на развороте терпит крушение в международном аэропорту Мехико. Самолет слишком близко следовал за Boeing 767 мексиканских авиалиний.
- 7 января 2017 г. : Canadair Challenger 604 пересекает дорогу Airbus A380 с нормой 1000 футов на крейсерской высоте 34 000 футов. Две минуты спустя «Челленджер» потерпел неконтролируемое снижение на 10 000 футов, сопровождавшееся несколькими перекатами. Высокие коэффициенты нагрузки вызвали неисправность топливных насосов, в результате чего были остановлены два двигателя, что привело к значительному повреждению планера и серьезным травмам 2 из 9 пассажиров . Challenger 604 смог отбракованный после принудительного перезапуска его два двигателя, и приземлился без каких – либо потерь. Самолет объявлен списанным (ремонту не подлежит).
Стоит ли бояться летать
Мой страх полетов прошел после детального изучения информации. Пришлось перерыть немало профессиональных форумов, изучить множество статей. Зато теперь я знаю про турбулентность в самолете, что это не так страшно. Однако необходимо правильно себя вести во время полета.
- Естественная тряска борта не способна сильно навредить пассажирам, а тем более самому борту. Главное – соблюдать правила безопасности: пристегнуть ремни, не передвигаться по лайнеру. Лучше всего выключить звук в наушниках, чтобы слышать инструкции, которые дают бортпроводники.
- Зоны с сильной болтанкой, как например, грозовые фронты, пилоты заблаговременно обходят стороной. Для этого у них есть метеорологические иллюстрации с прогнозами погоды. Если случается форс-мажор, лайнер уходит на запасной аэропорт. Намеренно в зону сильной болтанки борт никогда не направляют.
Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией с друзьями. Спокойных вам полетов!
Как вести себя при турбулентности
Самое главное правило – сохраняйте спокойствие. Вы должны понимать, что для самолета это абсолютно штатная ситуация, которая происходит практически в каждом рейсе
Обратите внимание на экипаж: как правило, при сильной «болтанке» бортпроводники садятся на свои места и пристегиваются, сохраняя при этом совершенно невозмутимый и даже скучающий вид. Более того, при турбулентности средней степени экипаж может даже не приостановить свою работу.
- Займите свое кресло и пристегните ремни. Закройте откидной столик или хотя бы постарайтесь убрать с него все, что может рассыпаться, пролиться, упасть.
- Помогите ребенку зафиксироваться в кресле. Если с вами маленькие дети, дополнительно придерживайте их руками. Во время турбулентности самолет может шатать и трясти даже больше, чем при посадке, поэтому ребенок может удариться о впереди стоящие сиденья или стенки.
- Старайтесь не читать и не смотреть фото/видео. Если ваш взгляд будет фокусироваться на тексте или изображении, во время тряски может возникнуть головокружение.
- Закройте глаза и расслабьтесь, дожидаясь окончания турбулентности.
- Если вы отличаетесь излишней нервозностью, и уж тем более – страдаете от аэрофобии, целесообразно заранее принять успокоительное, чтобы турбулентность не застала вас врасплох. Если рядом нервничают ваши соседи или близкие, попробуйте успокоить их, объяснив, что данное явление не представляет никакой опасности.
Явление
Данный процесс сопровождается колебаниями самолета, которые возникают из-за смешивания воздушных потоков. Они бывают нисходящими и восходящими. Другие названия этого явления — болтанка или воздушная яма.
Чаще всего авиалайнеры попадают в зону слабой и умеренной болтанки. При слабой колебания незначительны, поэтому у пилотов не возникает проблем во время управления самолетом.
Сильная тряска может стать причиной авиакатастрофы. Это связано с ухудшением управляемости и устойчивости воздушного судна, выхода из строя бортовой навигации. Мощная вибрация может вызвать серьезные неполадки оборудования.
Такое возможно при попадании самолета в грозовые облака, но пилоты всегда стараются облетать подобные зоны. Однако завихрения воздушных потоков происходят и по краям грозового фронта. Они не отображаются на навигаторах, поэтому облететь зону тряски не всегда возможно. К тому же лайнер не может кардинально сменить направление полета, поскольку между суднами необходимо выдерживать безопасную дистанцию.
Некоторые пассажиры уверены, что при попадании лайнера в зону турбулентности, пилоты ничего не предпринимают. Но это не так. Для таких случаев существуют инструкции, к примеру, пилоты снижают скорость для уменьшения сопротивления.
Большинство также интересуется тем, может ли произойти падение самолета в такой ситуации. Переживать по этому поводу не стоит, поскольку конструкция современных суден выдерживает самые сильные порывы ветра. Но в теории такое возможно, поэтому системы безопасности авиалайнеров с каждым годом усовершенствуются.
Должен ли я бояться?
На этот вопрос можно ответить коротко: “нет”. Но если он вас не успокоил, то знайте, что цифры стоят на стороне вашей безопасности.
Профессор Шерман говорит, что вероятность попадания самолета в зону сильной турбулентности составляет один шанс на миллион. Реальная встречаемость таких опасных зон в атмосфере выше, но пилоты стараются обходить их.
Но не забывайте следовать рекомендациями бортпроводников. Застегивайте ремни, когда слышите соответствующую просьбу, и старайтесь не расстегивать их без необходимости. Так вы останетесь невредимым даже при попадании в турбулентность чистого неба.
Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.
Самое безопасное положение во время полета – расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Дышите ровно и глубоко. Помните: турбулентность – это нормально. Современные самолеты очень надежные. Вы в полной безопасности.
Турбулентность в авиации
Особое значение турбулентность имеет при полете воздушных судов. Что такое турбулентность в самолете знает не каждый. При наложении вихрей друг на друга самолеты подвергаются воздействию разнонаправленных ветров, в результате чего меняется подъемная сила и углы атаки крыльев. Подобная ситуация за бортом приводит к тряске и вибрации — так называемой «болванке».
Явление турбулентности в небе
Различают умеренную и сильную болванку. При первой толчки, изменения высоты полета и покачивания воздушного судна не столь значительны, и пилоты не испытывают трудности в управлении самолетом.
Сильная болванка — более серьезная ситуация, заключающая в частых кренах и рысканьях, сопровождающаяся ухудшением управляемости и устойчивости в полете, а также искажением показаний бортовых приборов. Подобное явление при непринятии соответствующих мер может создавать напряжения в деталях и отдельных узлах, приводя значительным поломках и деформациям оборудования и воздушной болезни у членов экипажа и пассажиров.
При попадании в зоны турбулентности пассажиры нередко испытывают беспокойство, справится ли пилот со сложившейся ситуацией. Однако квалификация и навыки пилота могут пригодиться только в случае очень сильной болванки. В остальных случаях зона турбулентности не оказывает сильного влияния на полет — он совершается на автопилоте.
В настоящее время практически любой пассажир может определить, когда и где в период перелета судно будет трясти. Это стало возможным в результате создания карт турбулентности, где более светлым цветом отмечены более спокойные зоны и наоборот. Карта турбулентности онлайн создана для уменьшения беспокойства пассажиров и экипажа, позволяет предугадать и подготовиться, если самолет попал в турбулентность.
Габариты воздушного судна играют не последнюю роль в ощущении тряски при турбулентности. Чем крупнее самолет, тем неудобства менее ощутимы. Каждый рано или поздно задается вопросом о том, где в самолете меньше всего трясет при турбулентности? При выборе места следует ориентироваться по интенсивности тряски в салоне: самая сильная — в хвостовой части.