Как работает туалет в самолете

Как правильно воспользоваться туалетом в самолете

Эти простые советы помогут не растеряться, когда придет время использовать уборную.

  • Чтобы твердые отходы легче смывались — перед тем, как воспользоваться унитазом — нужно постелить туда бумагу.
  • Во избежание слишком громкого шума и неприятных ощущений (при вакуумном всасывании может возникнуть дискомфорт, если сидеть на унитазе при смыве)— сначала подняться, и только потом закрывать крышку, и только после этого смывать.
  • Для прокладок, тампонов, и прочего мусора вроде бутылок, пачек из-под салфеток и т.д в туалете есть урна.
  • Вода в раковине просто так не сливается — от нее можно избавиться только нажатием специальной кнопки. Сделано это для экономии воды, и для удобства, если вдруг необходимо застирать какую-то вещь.
  • Над дверью туалета есть светящаяся табличка. Когда она горит красным — кабина занята. Когда зеленым — свободна. Это сделано для того, чтобы пассажиры могли увидеть нужную информацию с любого конца салона.

Принцип действия унитаза в самолете

Многих интересует, как устроен унитаз в лайнере. Ведь он издает шум, вода и все ее содержимое быстро впитываются, а на поверхности практически не остается капель жидкости. На некоторых самолетах все содержимое отправляется в специальный резервуар. В него сбрасываются человеческие отходы под действием вакуума и давления — по этой причине слышен шум при нажатии педали стирки. Затем все хранится в цистернах до конца пути, надежно и герметично закрывается, чтобы в самолете не было неприятных запахов. Сливной коллектор находится под бортиком унитаза.

На ряде лайнеров резервуары оснащены фильтрами, не пропускающими крупные частицы. В воду добавляются специальные химические вещества, которые растворяют органические вещества и предотвращают появление запахов.

Есть самолеты, где используются сухие шкафы. Сегодня именно им оснащены самые современные корабли. На Airbus A320 баки рассчитаны на 170 литров, на Ту-154 могут использоваться 2 бака — на 115 и 280 литров.

Некоторые самолеты могут использовать другие системы с обратной связью. Жидкость в них может быть отфильтрована и переработана. Конечно, он также проходит необходимую дезинфекцию, чтобы никакие болезни не распространялись.

Что делать в туалетах самолета запрещено?

Чтобы не возникало проблем при перелете, следует придерживаться некоторых правил. Пренебрежение ими может не только ухудшить качество полета, но создать затруднения после него в качестве административной ответственности и даже запретов на пользование услугами авиакомпании.

При полете стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • нельзя пользоваться уборной при взлете и посадке воздушного судна. На этих этапах полета не разрешается вставать с кресел, расстегивать ремни и ходить по салону;
  • устройство унитаза не предназначено для больших твердых предметов, а также тех, что при контакте с водой увеличиваются в размерах и могут забить сливную систему. Поэтому запрещается бросать в унитаз средства женской гигиены и памперсы. Для этого предназначена урна;
  • на старых моделях туалеты в самолетах могут иметь пепельницы. Однако курить в салоне или уборной категорически запрещается. А также не следует использовать какие-либо дымообразующие вещества. Это может вызвать пожар на борту или способствовать возникновению паники при появлении дыма в салоне.

Придерживаясь правил полета, вы обеспечиваете себе комфортное и безопасное передвижение в воздухе.

В военных самолётах

Унитаз самолёта Ту-142М (на крышке лежит эксплуатационная ведомость).

Мочеприёмник писсуара, рабочее место к/к, с-т Ту-22М3

Военные самолёты производства СССР до 1980-х годов (даже с большой продолжительностью полетов), как правило, не имеют туалета: у каждого члена экипажа имеются герметично закрывающиеся ёмкости для мочи (т. н. «писсуар», «санбачок»). На случай необходимости дефекации каких-либо мер не предусмотрено.

Иногда бывают конструктивные отличия. Например, на Ту-22М два писсуара установлены в подполье кабины, к которым подведены четыре шланга с насадками, от каждого рабочего места членов экипажа.

Некоторые военные самолёты производства СССР (например, Ту-142) всё же имеют бортовые туалеты, однако их конструкция достаточно архаична, что затрудняет пользование ими.

Экипажи транспортных военных самолетов часто самостоятельно оборудуют туалетные места, если они не предусмотрены конструкцией. Например, на военно-транспортных самолётах типа Ан-12, для оправления надобностей пассажиров, на палубу грузовой кабины ставятся обычные хозяйственные, пластмассовые или оцинкованные 8-12-литровые вёдра с крышками и (или) пластиковые бутылки.

С 2000-х годов на борт старых транспортных самолетов стараются брать переносные туалеты. Изменение конструкции авиатехники категорически запрещено, поэтому на боевых машинах ничего не меняется.

Военные самолеты более поздних выпусков штатно оснащены туалетным оборудованием, конструкция которого зависит от класса машины и способа посадки членов экипажа. Так на Ил-76М и Ан-124 установлены полноценные туалетные комнаты от пассажирских лайнеров, на Ту-160 имеется небольшой туалетный модуль в гермокабине, на Су-34 применяются санбачки для каждого из членов экипажа.

Самый сложный и самый дорогой советский самолёт ДРЛО А-50 с лётным экипажем в 15 человек изначально был без санузла — ставилось обычное ведро в корме лайнера. Только после вмешательства Главного маршала авиации П. С. Кутахова воткнули бортовой туалет весьма непритязательной конструкции…

Как пользоваться туалетом в самолете?

Очень важно соблюдать правила эксплуатации, чтобы не допустить поломки. Ведь в воздухе, на большой высоте починить туалет будет довольно затруднительно, а неисправность одного элемента может привести к выходу из строя всей санитарной системы на борту

anews.com

Поэтому следует придерживаться определенных правил:

Если вы летите впервые и не знаете простых вещей, как открывается дверь, или как закрывается изнутри, или вас беспокоят какие-либо другие вопросы данного плана, лучше сразу уточните их у бортпроводников. Те с радостью вам помогут и всему научат. Не вставайте с места раньше времени. В момент взлета, набора высоты, при турбулентности и при посадке рекомендуется сидеть пристегнутыми в своем кресле. Поэтому в данные моменты туалет лучше не посещать. А если такая ситуация застала вас врасплох, следует быстро покинуть санитарную комнату и вернуться на место. Бортпроводники всегда объявляют, когда можно пользоваться туалетами и покидать кресло. Внимательно их слушайте

Очень важно не бросать различные вещи, даже небольшого размера, в унитаз. Например, гигиенические прокладки, тампоны, подгузники, салфетки и пр

Они забивают систему и выводят ее из строя. Поэтому для таких предметов всегда установлены урны. Пользуйтесь ими! Некоторых волнует вопрос, если покурить в туалете самолета, что будет. Лучше не испытывать судьбу и не пробовать подобных вещей. Курить на борту категорически запрещено, даже в санитарной зоне. На любое количество дыма среагирует система пожарной безопасности, что повлечет за собой серьезные проблемы
Обратите внимание на то, что если кабинка занята, то надпись над ручкой указывает на это или подсвечивается красным. Когда же туалет свободен, светится зеленый знак
Очень важно при входе внутрь закрывать ручку таким образом, чтобы другие вас не побеспокоили. Чтобы не попасть в очередь, рекомендуется воспользоваться санузлом за 10-15 минут до начала подачи еды или же через 15-20 минут после этого. Тогда не придется ожидать слишком долго и вы не помешаете бортпроводникам разносить обеды. Поскольку на большинстве современных авиалайнеров установлена система слива за счет сильного потока воздуха, нужно обязательно закрывать крышку унитаза перед тем, как вы нажмете кнопку смыва отходов. Пугливые пассажиры думают, что подобный сильный шум, который появляется при этом, означает частичную разгерметизацию борта. На самом деле это лишь внутренний поток воздуха в системе.

Видео: туалет в самолете.

Туалеты в самолете довольно удобные, поэтому дискомфорт в процессе путешествия вы испытывать не будете. Об удобстве пассажиров продумали разработчики авиалайнеров. С вашей же стороны остается лишь придерживаться установленных правил.

Как устроен санузел

Туалет в авиалайнере имеет небольшие габариты. Здесь находится следующее оборудование:

  • унитаз;
  • раковина;
  • специфический водопровод, подающий воду в кран умывальника и бачок унитаза;
  • отводы канализации;
  • мусорное ведро;
  • раскладной столик для пеленания.

Расположение туалета в самолете зависит от вида авиалайнера. В России перевозку пассажиров осуществляют транспортные средства импортного и отечественного производства. В первом случае это Боинг и Аэробус, во втором – Туполев и Ильюшин. В каждом из них санитарная комната расположена по-разному.

Иностранные авиалайнеры оборудованы туалетами, число которых составляет от 3 до 11. Больше всего санузлом размещено в двухпалубном Боинге марки 747. Здесь представлено 11 санитарно-гигиенических комнат.

Расположение такое:

  • на верхней палубе находится 3 санузла;
  • на нижней палубе – 4 туалета, расположенных в середине салона;
  • впереди и сзади салона – по 2 санитарно-гигиенические комнаты.

Боинг марки 767 оснащен пятью туалетами, располагающимися следующим образом:

  • в бизнес-классе – 1;
  • в середине салона – 2;
  • в переходе между бизнес и эконом-классом – 2.

Аэробус марки 330 на борту имеет 8 туалетов. Расположение:

  • в бизнес-классе – 2, по одному в начале и конце;
  • переход между двумя классами – 4 санузла;
  • в конце авиалайнера – 2.

Аэробус марки 320 оборудован тремя санитарно-гигиеническими комнатами. Расположение:

  • в конце авиалайнера – 2;
  • в начале самолета – 1.

В отечественных самолетах

Авиалайнер Туполев модификации 204-100 оснащен четырьмя санитарно-гигиеническими комнатами. Расположение:

  • впереди салона – 1;
  • посередине авиалайнера – 1;
  • в конце борта – 2.

Посмотрите на фото, как располагаются санузлы в авиалайнере Туполев 204-100.

Другие модели отечественных транспортных средств оборудованы тремя туалетами.

Как устроен туалет в самолете?

Туалет в самолёте

Беспокоиться о том, что выброс отходов из самолета происходит так как в поезде, не стоит. На борту самолета есть специальные баки, куда смывает туалет. К примеру, в Ту-154 предусмотрены баки для переднего туалета объемом на 115 литров и для второго – на 280 литров, а в А-320 есть всего лишь один бак, рассчитанный на 170 литров.

Очистка туалета самолёта

В различных самолетах есть отличия в принципах работы туалетов:

  • В А-320 вода для смыва поступает из системы водоснабжения самолета. С помощью вакуума отбросы засыпаются в специальный бак.
  • А в таких самолетах, как Боинг-737 и Ту-154, система канализации замкнутая и рециркуляционного типа. Вода берется из специального бака, который заправляется непосредственно перед полетом. Когда смываются отходы, фильтр не выпускает крупные частицы, а та жидкость, которая отфильтровалась, отправляется на повторный круг. В бак добавляют химикаты, чтобы избавиться от запаха и обеззаразить воду. После посадки самолета отходы сливаются и вывозятся.

Туалет в самолёте

Сколько туалетов в салоне самолета и где они находятся?

Количество ванных комнат на борту зависит от модели самолета, возраста, авиакомпании и количества пассажиров. Часто туалет располагается в начале и конце лайнера, на больших авиалайнерах они разбросаны по салону:

  • небольшие лодки, такие как Як-40, CRJ-200, ATR-72, имеют санузел, расположенный в хвостовой части;
  • Модели Boeing 737, A320, Ту-154, Як-42 оборудованы тремя уборными: один у входа и два в задней части самолета;
  • в Боинге 767 есть пять ванных комнат: одна выходит на бизнес-класс, одна — между бизнес-классом и эконом-классом, а две — в эконом-класс;
  • на А380 часто бывает семь санитарно-гигиенических блоков: два в носовой части, один между первым и бизнес-классом и четыре в корме;
  • у Boening 747 одиннадцать туалетов: два в носу и два в корме, четыре в центре самолета и три на втором этаже самолета.

В зависимости от модификации самолета и требований авиакомпании количество и размещение уборных может быть изменено.

Вы можете найти туалет рядом с проектором унитаза, который также показывает, занята ли ванная комната или свободна.

Вода в самолетах, что и как?

Уборная в самолёте

На воду есть паспорт соответствия и контрольный талон. Поверьте, она проходит тщательный контроль. На А-320 необходимо 200 л воды, и незадолго до вылета автомобиль заправляет ее в бак. Как правило, заправка происходит до конца, другими словами, до того момента, пока вода не начинает выливаться из бака через специальный дренажный шланг. Затем H2O распределяется на раковины, умывальники и кипятильник. Также в этой модели небольшое количество жидкости отводится на слив в туалете. В отличие от А-320, в самолете Ту-154 вода для смыва отдельная. Хотя этот факт и пытаются скрыть, но вода из раковины сливается за борт. Умылся или помыл руки – пустил в свободный полет немножко воды. Внизу фюзеляжа самолета располагается специальный сливной патрубок, при помощи которого этот процесс и осуществляется.

Баки для сбора отходов туалета самолёта

На более старых моделях Ту-154Б и Ту-154М есть три бака (передний – вестибюль, середина салона – кухня-буфет, задние – туалеты). Баки находятся под потолком, и жидкость туда поступает самотеком. Этот достаточно сложная система и доставляет множество неудобств. К примеру, в этих моделях баки нужно заправлять по отдельности. В более современных летательных аппаратах жидкость, направленная в бак, распределяется по кипятильникам, раковинам и другим пунктам под давлением, которое создается в баке при помощи воздушных компрессоров.

А теперь вернемся к теме туалета. Понятно, что с отбросами все состоит также неправильно. Например, в А-320 отходы поступают в отдельный бак на 170 л, а вот в Ту-154М немного другая картина.

Режим работы туалетов на борту авиалайнеров

Для использования туалета в самолете нужно соблюдать простые требования. В противном случае пассажирам грозит штраф за административное нарушение поведения на борту.

Когда можно пользоваться туалетом

Использование туалетной комнаты на борту допускается только во время полета или за 10 минут до предложенных обедов либо спустя 15 минут после. Во время взлета или посадки все пассажиры должны находиться на своих местах и быть пристегнутыми ремнями безопасности.

Чего нельзя делать в туалете

При посещении туалета на борту самолета пассажиры должны помнить, как себя в нем нужно вести. В помещении запрещается:

  • курить (это спровоцирует срабатывание противопожарной системы, соответственно люди, находящиеся в салоне, будут напуганы и начнется паника);
  • выбрасывать в унитаз твердые отходы, включая подгузники, салфетки, туалетную бумагу (для этих целей существуют специальные урны);
  • оставлять унитаз открытым – это не гигиенично;
  • смывать с поднятой крышкой (такое действие не позволит сработать вакууму, поэтому все отходы могут остаться в унитазе);
  • нельзя оставлять за собой лужи, мусор туалетную бумагу на полу.

Запретные действия в туалетной комнате на борту самолета

При соблюдении всех перечисленных требований, пассажир никогда не окажется инициатором конфликта с персоналом или людьми, находящимися в салоне.

Техника безопасности в туалете самолета

Чтобы войти в туалет нужно придерживаться правил этикета и требований безопасности. Например, неприемлемо дергать ручку и пытаться протолкнуть во внутрь дверь туалета, если на ней изображена красная полоска. В таком случае уборная занята. Зеленая полоса на ручке туалета сообщает о том, что помещение свободно.

Обращайте внимание на обозначения над туалетной комнатой, почти во всех самолетах они присутствуют

Запрещается бросать в биотуалеты (так называются туалеты) крупные предметы: игрушки, остатки еды и другие принадлежности. Во время полета — это может спровоцировать выход из строя канализационной системы.

Основы использования туалетной комнаты на борту самолета

Если пассажир внимательный, он заметит, что напротив каждого устройства, а также на двери туалета присутствуют специальные графические инструкции, которые помогут определить, что можно делать в санитарном помещении и куда поворачивать вентили при их эксплуатации. Закрываются створки специальными запорными устройствами.

Образец туалета с графическими указательными инструкциями

Запрещено создавать очереди возле двери туалета, поэтому всем без исключения рекомендуется посещать санузел за 20-25 минут до еды или после нее. Об этом предупреждают стюардессы. Лучше подождать пока люди разойдутся, ведь платные туалеты в самолете, в которых практически всегда свободно пока только в проекте.

>

Расположение санузлов в салоне

Первое, что интересует пассажира в этом вопросе — сколько уборных на борту и где они находятся. Эти параметры зависят от типа лайнера и числа посадочных мест. На внутренних и международных направлениях в основном летают авиалайнеры от Boeing и Airbus, из российских — гражданские модели Туполева и Ильюшина.

Удобства в импортных лайнерах

В зарубежных машинах количество туалетов — от трех до одиннадцати.

В этом отношении двухпалубный 747-й Boeing лидер комфорта — в нем 11 санузлов:

  • три на верхней палубе;
  • четыре в середине салона на нижнем уровне;
  • два в носовой части и столько же в хвостовой.

На борту его 767-й аналога всего пять уборных:

  • один в начале бизнес-класса;
  • два посередине экономичного класса;
  • два в переходе между ними.

Из самолетов Airbus лучше всего оснащен 330.

В его салоне предусмотрено восемь туалетов:

  • по одному в начале и в конце бизнес-класса;
  • четыре на переходе между экономом и бизнесом;
  • два в хвостовой части.

Менее удобная в этом отношении 320-я версия, где на 200 пассажирских мест предусмотрено три кабинки:

  • две из них в конце салона;
  • одна у кабины экипажа.

Отечественные машины

До недавнего времени в парке российских авиакомпаний дорабатывали свой срок самолеты советского производства, где требования к комфорту сводились к минимуму. Самые распространенные лайнеры этой категории — мало и среднемагистральные АН-24 и ЯК-42, но крупнейшие компании их не применяют. В первой модификации санузел всего один в начале салона, во второй их два — в начале и конце. Последнее время самолетный парк пополняется более комфортными моделями — ТУ-204-100, SSJ-100 и МС-21.

Первый вмещает четыре уборных:

  • один у кабины экипажа перед бизнес-классом;
  • еще один на переходе из бизнеса в эконом;
  • два в хвостовой части лайнера.

Один из самых комфортабельных российских самолетов — производства Росавиапрома SSJ-100 (Sukhoi Superjet или же Сухой Суперджет). Он перевозит до сотни пассажиров, на которых приходится три санузла — пара кабинок в хвосте, одна у кабины пилотов. Аналогичную схему расположения удобств имеет новинка от Иркутского авиационного завода Иркут МС-21.

Как работает туалет на борту воздушного лайнера?

На современных пассажирских лайнерах устанавливают биотуалеты. В канализационной системе есть баки, куда смываются все отходы. На разных моделях объем таких баков различается. На Аэробусе А320 он рассчитан на 170 л, а в Ту-154 один — на 115 л, а второй — на 280 л.

Баки заполняются во время рейса, а по прилету их удаляют.

В баки опускаются определенные химикаты или мешочки с ними для обезвреживания и удаления всех неприятных запахов.

Принципы работы отличаются от модели. Так в Аэробусе А320 отбросы засасываются в бак мощным потоком воздуха. Поэтому при сливе и производится такой сильный звук.

Схема канализиционой системы в Ту-154.

На других лайнерах отходы смываются водой в баки. Воду внутрь закачивают перед вылетом. Затем она под давлением, которое создается воздушными компрессорами, распределяется по всем потребителям.

Есть и другие системы замкнутого типа. Жидкость, которая фильтруется после смыва отходов, направляется затем на повторную очистку унитаза. Ее дезинфицируют для этого.

Когда лайнер прибывает в точку назначения, к нему подъезжает машина с огромным гофрированным шлангом. По этому шлангу все попадает в машину. Если к стенкам бака что-то прилипло или застряло внутри, то и баки, и туалеты промываются.

В машине отходы отвозят и сливают в огромные ямы, предназначенные для этих целей.

Сливное отверствие у самолета, к которому крепится шланг.

О том, как устроен туалет в самолете, вы теперь знаете. Для его использования существуют специальные рекомендации, которые следует соблюдать.

Где находится?

В зависимости от типа самолета, модели и комплектации количество таких комнат существенно различается. Но даже у самых маленьких есть хотя бы один или два туалета. Во всяком случае, это не похоже на привычные нам будки, которые везде устанавливают в общественных местах. Он намного меньше, компактнее и имеет ограниченное количество аксессуаров.

Обычно бывает только унитаз непосредственно с крышкой и специальной системой слива, небольшая раковина с минимальным набором моющих средств и урна. В некоторых моделях также есть пеленальный столик. Он прикреплен к стене и наклоняется. Но не на всех самолетах они есть, поэтому, если для вас важна их доступность, заранее поинтересуйтесь, на каких авиалайнерах они есть.

Чтобы не создавать длинные очереди и обеспечить максимальный комфорт полета для пассажиров, на многих самолетах одновременно установлено несколько туалетов. Таким образом, вы переходите к ближайшему к вашему месту, не выстраиваетесь в очередь и освобождаетесь в нужное время.

Так, в Боинге-737 или в лайнерах типа Ту-154, А-320 и других аналогичных размеров установлено всего три санитарные зоны. Один из них стоит у входа в самолет, остальные стоят в очереди. На более крупном транспортном средстве, например, в Боинге-767, их уже пять. Один — в начале зала, где оборудован бизнес-класс, два — в конце и такой же номер в коридоре между разными зонами комфорта.

Большинство туалетов расположено на огромных самолетах Боинг 747. Сам по себе он двухэтажный и рассчитан на большое количество пассажирских мест. Поэтому в нем оборудовано достаточное количество санузлов. Затем на верхней палубе, где расположен бизнес-класс, их три. В начале салона, на нижнем уровне, еще два, а в хвостовой части самолета еще пара туалетов. Большинство таких кабинок устанавливаются посередине, в количестве четырех штук.

Но, например, в старых советских авиалайнерах, особенно тех, которые предназначены для военных целей, нет специального места для летчиков. У них были индивидуальные писсуары для таких случаев, которые были герметичными. Перед приземлением пришлось пережить более серьезную потребность. Но такие варианты уже устарели, и на военных самолетах обычно есть небольшие туалеты или туалеты, в зависимости от модели.

Устройство туалета на борту

Принцип работы туалета на борту авиалайнера совершенно не похож на традиционные привычные человеку уборные. По типу помещение для личной гигиены похоже на биотуалет. В нем устроена канализация индивидуального типа. В таких маленьких уборных все органические отходы в процессе перелета перерабатываются с помощью минеральных веществ.

Также встречаются циркуляционные виды канализационных систем. Вся жидкость, которая заправлена в баки, после смывания попадается в специальные очистные сооружения, в которых проходит многоступенчатую фильтрацию и поступает обратно в специальный резервуар.

Такая вода предназначена строго для санитарных целей. В водопроводную магистраль она не поступает, так как система канализации устроена замкнуто.

Уборная на борту авиалайнера предназначена и для других целей. Их характеризуют следующие принадлежности:

  • умывальник;
  • унитаз;
  • водопровод;
  • канализационный отвод;
  • пеленальный столик;
  • урна для мусора.

Водоснабжение также имеет специальную магистраль. Вода для умывания поступает в смеситель через отдельные баки. Компрессорные установки обеспечивают хороший напор подачи жидкости из крана.

Это интересно: Механизация крыла самолета: рассматриваем детально

Да здравствует мыло душистое

Слава богу, мыло на борту пока еще не предоставляется за отдельную плату, так что пользуйтесь им по максимуму. Чем больше мыла контактирует с воздухом, тем лучше запах внутри кабинки и тем чище ваши руки. Работает простой алгоритм: как только вы закончили — встаете и моете руки. Затем смыв. Моете руки еще раз. Удаляете все улики своего присутствия в уборной, а после — вы угадали — моете руки в третий раз. Все. Будто вы со своими отходами жизнедеятельности никогда и мимо не проходили. Для особо просветленных: перед тем как смыть мыло с рук, совершите несколько плавных движений в воздухе, будто разбрасываете цветы преданным зрителям, представьте, что вы занимаетесь древней китайской гимнастикой.

Недооцененный герой: вакуумный туалет

Ванные комнаты большинства современных самолетов оборудованы так называемыми вакуумными ваннами, которые намного лучше своих аналогов с синим антисептиком. Механизм вакуумного разряда был запатентован инженером Джеймсом Кемпером в 1976 году. В 1982 году компания Boeing приобрела его и начала устанавливать на свои корабли.

С тех пор в этой области не было много инноваций, тем более что вакуумные туалеты работают так хорошо. В них по-прежнему используется антисептик, но его требуется гораздо меньше, чем в предыдущих моделях, а слив в резервуар гарантирован благодаря системе всасывания. Громкий шум, который слышен во время стирки, связан с разницей давления между внешней и внутренней частью самолета. При нажатии кнопки спуска открывается клапан, и давление воздуха сбрасывает содержимое унитаза в бак в задней части самолета. На малых высотах искусственно создается перепад давления.

Внутренняя поверхность контейнера для отходов по своим свойствам аналогична тефлону, который используется для покрытия кастрюль. К ней ничего не прилипает. Стул остается в резервуаре до тех пор, пока унитаз не будет промыт льдом и уксусом. Раз в неделю отходы с самолета сбрасывают в канализацию.

О туалетах в самолетах и связанных с этим проблемами

Очистка туалета самолёта

На протяжении всего полета отходы хранятся в специальном резервуаре. В А-320 отбросы из унитаза удаляются при помощи вакуума. Другими словами, они попросту засасываются в бак. Не стоит экспериментировать с этим, поскольку в теории можно присосаться к унитазу. В баке Ту-154 есть фильтр, который задерживает крупные частицы. Все остальное используется для слива. В течение полета постоянно увеличивается концентрация нечисти в воде. Чтобы данная субстанция не издавала неприятных запахов, в нее добавляют химические реагенты, а точнее небольшие мешочки, которые сбрасываются прямо в унитаз. У них схожий принцип действий с биотуалетами. В Boeing-737 система работает по тому же  принципу, и фекалии гоняются по кругу на протяжении всего полета. Жидкость в обязательном порядке заправляется перед каждым взлетом.

Вся эта система имеет одну общую проблему – человеческий фактор. К примеру, кто-то уронил в унитаз крупную вещь, и тогда у техников могут возникнуть серьезные проблемы. Если это крышка от чайника или косметичка, то самолет может выйти из строя на долгое время! Здесь не тот санузел, который можно разобрать за считанные минуты, поскольку к трубам в самолете достаточно сложно добраться. Если роняют нечаянно – это понятно, случиться может с каждым, но когда туда засовывают тампон или подгузник… Эти вещи впитывают воду и набухают, нанося огромный ущерб всей системе.

Спецтранспорт для очистки туалетов самолёта

Как только самолет прибывает в пункт назначения, к нему сразу подъезжает автомобиль с гофрированным шлангом, который подключается к специальному отверстию. Оно предназначается для опустошения бака. В любой момент шланг может порваться и содержимое вылиться. Уже бывали случаи, когда содержимое выливалось на людей.

В случае, если что-то не получилось, застряло по невиданным причинами или прилепилось к стенкам резервуара – содержимое туалетов и баков промывается.

В прошлом санузлы в самолетах были ужасны

В течение долгого времени туалеты в самолетах представляли собой очень сложную систему. Они использовали электрические насосы для циркуляции антисептика по всему предприятию, растворения твердых отходов и устранения неприятных запахов. Эта синяя жидкость знакома каждому, кто пользовался уличным туалетом.

Однако авиаперевозчики были против таких систем. Во-первых, полеты с большим количеством жидкости на борту были дороже. Во-вторых, трубы часто протекали, и грязная вода просачивалась сквозь обшивку самолета. На большой высоте смесь воды и антисептика может замерзнуть, образуя так называемый голубой лед, который может треснуть и упасть на землю при спуске. Это представляет определенную угрозу для людей и зданий. Бывают случаи, когда голубой лед пробивал крыши домов.

Сегодня устаревшие дренажные системы практически не используются в самолетах. Однако, по данным Федерального авиационного управления США (FAA), жители аэропортов О’Хара и Мидуэй в Чикаго по-прежнему жалуются на падающий голубой лед. Большинство жалоб приходятся на осень. В ведомстве говорят, что обломки самолета пока не пострадали. Однако угроза остается. «Самолеты, построенные в 1960-х и 1970-х годах, все еще находятся в эксплуатации, — говорит Миллер. В результате проблемы, связанные с их системами очистки, остаются актуальными.

Всему свой черед

Найти правильное время для посещения бортового клозета сродни высокому искусству. Слишком рано — и весь самолет будет знать, кто запукал кабину. Слишком поздно — и неприятно удивиться придется уже вам.

Лучшее время посещения — как только стюардессы выкатывают тележку с напитками. Большинство пассажиров будут спокойно сидеть, чтобы не застрять позади нее, так что очередей не предвидится, да и вряд ли по окончании кто-то будет ждать вас за дверью.

Если эта возможность уже упущена, идите в тот момент, когда у туалета скопится небольшая (ключевое слово — небольшая) очередь. Так будет сложнее установить, кто именно испортил всем вечер.

Как это устроено

К чему снится лететь на самолете

Конструкторы современных воздушных судов беспокоятся не только об их аэродинамике, маневренности, безопасности, но и о комфортности для пассажиров. В том числе продумывают новые системы хранения стоков. Ведь эта система – не только вопрос комфорта и удобства. Модернизация системы сбора канализационных соков экономит воду, а точнее, бережет самолет от перегруза, ведь все знают, как много значит в полете каждый лишний килограмм.

Поэтому сегодня используются на самолетах различные системы утилизации, с разными принципами действия:

  • туалеты со смывом водой – растворенные в воде продукты жизнедеятельности поступают в бак-накопитель;
  • вакуумная система смыва – из унитаза под действием напора воздуха и вакуума отбросы попадают в бак, унитаз промывается малым объемом воды. Именно за счет всасывания возникает в кабинке туалета специфический громкий звук, который пассажиры иногда принимают за секундную разгерметизацию самолета. Тем не менее, во всем остальном система хороша и комфортна;

Комфорт и удобство

системы замкнутые – этот тип канализационных систем рециркулирует жидкость, взятую изначально из бака с водой, а затем фильтруемую и очищаемую с применением химикатов дезодорации и обеззараживания. Очищенная вода вновь используется на смыв в унитазе.

Устройство канализационной системы лайнеров при всей разнице конструкции включает в себя баки, в них попадают стоки из раковины и унитаза, чтобы смешаться с химикатами – так стоки избавляются от запаха и обеззараживаются. Уже после прибытия самолета жидкие или отфильтрованные отходы откачивает машина-резервуар на колесах (одна из моделей, например, называется «МА-7»), чтобы вывезти и утилизировать.

Кстати, в зависимости от самолета, баки могут различаться по объему. Так, самолет А-320 оборудован лишь одним 170-литровым баком. А вот в лайнере Ту-154 есть передний туалет с баком на 115 литров и второй – на 280.

Так обслуживается канализационная система в аэропорту Мехико

Какие проблемы могут возникнуть?

Иногда ломаются туалеты в самолетах. Основная причина неприятностей — человеческий фактор. Кто-то по незнанию, специально или нечаянно может что-нибудь уронить в унитаз. Если эта вещь окажется крупной, то у авиатехников появляется много работы. Ведь это не домашняя сантехника, с которой можно быстро справиться и решить вопрос за несколько минут.

Это серьезная система, малейшая неисправность которой выводит ее из строя на длительный период времени. Поэтому в туалетах крупными буквами на табличках выведены слова о том, что необходимо быть предельно осторожными, а для использованных подгузников и средств женской гигиены стоит мусорный контейнер, которым настоятельно советуют пользоваться.

Когда самолет прибывает в место назначения, к нему без замедления подъезжает машина с большим гофрированным шлангом. Он подсоединяется к отверстию бака, в котором весь полет собирались отходы жизнедеятельности. В этот момент также может возникнуть неприятная проблема. При неправильном или некачественном подсоединении шланг может оборваться и все содержимое просто польется на работников аэропорта.

Еще одна проблема может возникнуть, если что-либо прилипает к стенкам бака или резервуара. В этом случае понадобится серьезная промывка всей системы. Поэтому прежде, чем отправлять в унитаз что-либо запрещенное, вспомните, как пользоваться туалетом в самолете. И подумайте, сколько неприятностей и неудобств может это причинить.

Принцип работы

Очевидно, что контент не загружается в открытом космосе на большой высоте. Сама система выполнена в виде сухих шкафов и имеет сложную конструкцию. Чтобы понять, куда уходят отходы, необходимо знать технические характеристики устройства.

Итак, вся схема предполагает наличие емкостей разного размера. В зависимости от размера самолета, его грузоподъемности, дальности полета, на которую он рассчитан, его общая вместимость также различается: от 115 литров до 280 литров на более крупных моделях. Постепенно по мере продвижения они заполняются отходами.

Эти резервуары также содержат дезинфицирующие средства для нейтрализации поверхностей и воздуха. В результате почти не ощущаются неприятные запахи. Принцип слива варьируется от модели к модели.

У некоторых это мощный поток воздуха, идущий снизу, от которого возникает очень сильный пугающий шум. Таким образом, отходы засасываются в резервуар без чрезмерного использования воды, что очень экономично. Но учтите, что из соображений безопасности нужно помнить, как смывать унитаз в самолете. Для этого сначала аккуратно закройте крышку унитаза, а уже потом прижмите слив.

В других самолетах тот же тип туалета остается, когда система очищается напором воды. Его накачивают в необходимом объеме перед полетом в том количестве, которого должно хватить на весь полет. В некоторых авиалайнерах могут использоваться и другие выхлопные системы, но сегодня эти две наиболее распространены.

В конце маршрута в аэропорту к самолету подъезжает специальная машина, которая соединяется с бортовой цистерной толстой гофрированной трубкой. В него сливают отходы, иногда еще его промывают струей воды, чтобы тоже все удалить со стенок системы. Только после этого машина отправляется в ящики на утилизацию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий