Брахма
По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма – это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с сотворением мира здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.
Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.
Пусть каждый занимается своим делом
Конечно, каждый на наших широтах знаком с индуизмом в первую очередь не по тем признакам, о которых мы до сих пор говорили, а, так сказать, по красочной, обрядовой стороне культа. Индуистская экосистема, развиваясь, плотно заселила мир разнообразнейшими богами, полубогами, демонами, духами многорукими и многоликими, зверомордыми, слоноголовыми и птицеклювыми, обворожительными и отвратительными, простодушными божками и грозными громовержцами К такому пантеону примыкают и собственно животные пресловутая священная корова, многочисленные транспортные средства небожителей: Гаруда мифическая птица Вишну, бык Нанди, на котором передвигается Шива, тигр (этот «возит» яростную Дургу, воплощающую стихийное женское начало), змеи, обезьяны Весь священный зоопарк не поместится и на нескольких страницах.
Соответственно многообразны и формы почитания этой пестрой компании и красочные шествия с пением и плясками, и суровые посты с обетами, и оргиастические ритуалы, и долгие паломничества к святым местам, которых в Индии великое множество Но какая-то иерархия, конечно, нужна. Есть она и тут: особое и главенствующее положение в индусском мире занимает триада-тримурти верховных богов Брахмы, Вишну и Шивы.
Брахма хоть и созидатель мира, и перечисление тримурти обязательно начинается с него, не имеет особого культового значения. Его имя сопровождается уймой высокопарных эпитетов, а храм ему поклонники удосужились посвятить всего один, в Аджмере. Фигурами же первого плана в повседневной культовой жизни, безусловно, являются Вишну охранитель Вселенной, и Шива ее разрушитель. Причем из этих двух значительно активнее действует второй: в соответствии с функцией это естественно. Вишну, вообще, «мало двигается». Точнее говоря, он попросту спит в Мировом океане на тысячеголовом змее Шеше. А когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в котором появляется Брахма и вместе с ним новый мир. Ну и еще, как охранитель, этот бог время от времени отправляется на землю в облике разных земных существ, дабы спасти ее от конкретной опасности. Первым его воплощением была рыба она выручила людей при Потопе. Потом он нисходил в мир в виде черепахи, вепря, а затем и людей любимых героев Индии, Рамы и Кришны. Всего ему предстоит воплотиться десять раз последней аватарой будет Калки, судия и спаситель, который наведет итоговый порядок на свете.
Гораздо менее величавый образ жизни ведет Шива. Впрочем, его облику присуща как раз парадоксальная двойственность. Он ненасытный любовник, и он суровый аскет, восседающий в Гималаях в йогической позе. Он разоритель, и он покровитель плодородия, которому поклоняются в виде лингама. Всего у него шестьдесят четыре ипостаси, что свидетельствует и о древности образа, и о том, что он объединил в себе множество ранних божественных фигур. Вдобавок, подобно тому, как Вишну на время передает свою власть аватарам, Шива делегирует ее своей шакти, энергии, которая является в женских обличьях. Опять-таки во многих это может быть и преданная Сати, и прекрасная Парвати, но чаще страшная Дурга или Кали, воительница в ожерелье из черепов, с жертвенным ножом в руках и с высунутым языком, окрашенным кровью жертв!.. Ипостаси трех верховных богов образуют женскую триаду. Это супруга Брахмы богиня наук и искусства Сарасвати, супруга Вишну Лакшми, богиня богатства и красоты, и супруга Шивы неистовая Дурга.
Книга Мормона и библейское откровение
Еще одной попыткой вывести свое вероучение из Моисеева источника отличился мормонизм. Он признает в качестве священных и Ветхий, и Новый заветы, однако наивысший авторитет приписывает так называемой Книге Мормона. Адепты этого учения верят, что оригинал их священного текста был написан на золотых пластинах, затем скрыт на холме близ Нью-Йорка, а впоследствии открыт ангелом пророку Джозефу Смиту, жителю Америки XIX века. Последний выполнил под божественным руководством перевод пластинок на английский язык, после чего те были вновь сокрыты ангелами в неизвестном месте. Священный статус этого произведения признает в настоящее время более 10 миллионов последователей церкви мормонов.
Примечания
- see e.g. , p. 29-39; Sanskrit literature (2003) in Philip’s Encyclopedia. Accesed 2007-08-09
- see e.g. , p. 3; Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads?», in: , p. 68
- Apte, pp. 109f. has «божественного происхождения, не написанные человеком»
- , p. 887
- , p. 17-18
- , p. 82
- Swami Nikhilananda, The Upanishads: A New Translation Vol.I, at 3-4 (5th Ed. 1990) ISBN 0-911206-15-9
- ↑ Swami Nikhilananda, The Upanishads: A New Translation Vol.I, at 3-7 (5th Ed. 1990) ISBN 0-911206-15-9
- Wilson Н. Н., Puranas or an account of their contents and nature, Calcutta, 1911
- Pusajker A. D., Studies in the epics and Puranas, Bombay, 1955
- An anthology of the epics and Puranas, ed. by S. K. De and R. C. Hazra, New Delhi, 1959
Религиозные практики
Практики индуистов направлены на осознание Бога или получение благословений от небесных существ (дэвов). Регулярная практика именуется пуджа. Проводится как в храме, так и на дому. Для ее совершения необходим алтарь с мурти – статуей бога, дэва. Через мурти человек создает более глубокие личностные взаимоотношения с божеством.
Для индуистов нет обязательного правила посещать храмы, поэтому многие приходят туда их только во время религиозных праздников.
18
Большая часть последователей индуизма ежедневно совершает такие религиозные обряды и ритуалы:
- пуджа, проводимая на восходе солнца после омовения или в конце дня, которая заключается в предложении мурти зажженной лампады, благовоний и еды, которая становится прасадом;
- совместное чтение священных писаний;
- киртан и бхаджан – обряды воспевания молитв, мантр и религиозных песен;
- медитации (например, чтение мантр на четках “джапа-мала” – это ритуал джапа).
Немалое значение в индуизме имеет ритуальное повторение или воспевание мантр, как индивидуально, так и в группе. С помощью определенного способа повторения мантр и молитв, их смысла и звука, практик настраивается на свое духовное начало, а также выражает свою преданность богу или дэвам.
В практиках четко разграничивается чистота и оскверненность, поэтому верующий должен очиститься до начала ритуала или в процессе его совершения. Обычно, проводится очищение водой. Ритуалы огненных жертвоприношений (“яджна”) – один из важных элементов в обрядовой практике индуизма, используемый во время свадеб, похорон, посвящения в ученики и др.
Индуисты также верят в то, что пожертвования способствуют “хорошей карме” (пуньи), для достижения которой нужно заниматься благотворительностью и совершать “добрые дела”. Такие поступки накапливаются в течение всей жизни и обеспечивают защиту и благосостояние в следующем перевоплощении.
Индуизм часто относят к национальной, а не мировой религии. Но, поскольку индуистские общины разбросаны почти по всему миру, это делает его глобальной религией. К концу XX в. религия индуизм стала популярной в странах Европы, а также Северной и Южной Америке, Австралии и России.
2. Смрити
Тексты, которые дополняют изначальные ведические писания шрути, называют смрити. К литературе смрити относятся эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», а также Пураны и Агамы.
2.1. «Махабхарата» и «Рамаяна»
Для философии индуизма, отражённой в эпосах, характерна концепция аватар (воплощений Бога в человеческой форме). Две основные аватары, которые описываются в эпосах, это Рама, который выступает как протагонист «Рамаяны», и Кришна — один из главных героев «Махабхараты». В отличие от девов, которым посвящены гимны ведических Самхит и более философской и мистической концепции всепроникающего, бесформенного и безличного Брахмана Упанишад, в эпосах Бог предстаёт в своей личностной форме, являясь среди простых смертных в виде различных аватар.
2.2. «Бхагавад-гита»
Индуисты считают, что основная суть всей разнообразной философии индуизма заключена в «Бхагавад-гите». Она представляет собой микрокосм ведической, йогической, ведантической и даже тантрической мысли в индуизме. «Бхагавад-гита» (в буквальном переводе: «Песнь Бога») является частью эпической поэмы «Махабхараты». Хотя особое значение «Бхагавад-гита» имеет для последователей вайшнавизма, она изучается и почитается последователями всех течений в индуизме. «Бхагавад-гиту» принято называть «Гита-упанишадой» или «Йога-упанишадой» — это указывает на то, что Кришна в «Бхагавад-гите» излагает истины йоги и Упанишад.
В «Бхагавад-гите» Кришна провозглашает бхакти, любовь и преданность Богу, наивысшей формой религиозного выражения. Кришна говорит, что ради бхакти стоит отвергнуть все другие виды дхармы и провозглашает чистую и бескорыстную любовь к Богу высшим совершенством жизни. Возлюбя Бога, индивид непременно находит духовную гармонию и умиротворение как внутри себя, так и вовне. «Бхагавад-гита» представляет себя как «писание освобождения», универсальное в своём послании.
2.3. Пураны
Пураны представляют собой писания, относящиеся к категории смрити. По мнению учёных, они были записаны в послеведический период. Согласно традиции индуизма, Пураны, также как и «Махабхарата», были составлены Вьясой в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н. э. В Пуранах описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дев, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Особым авторитетом пользуется канон из восемнадцати Пуран, которые называют Маха-пуранами («Великими Пуранами»).
2.4. Дхарма-шастры
«Дхарма-шастры» («книги законов») также считаются многими частью писаний смрити. Время от времени, появлялись великие законоположники, такие как Ману, Яджнавалкья и Парашара, которые систематизировали существующие законы и заменяли устаревшие с целью обеспечения соответствия между индуистским образом жизни и меняющимися реалиями времени
Нужно однако заметить, что «Дхарма-шастры» не принимаются во внимание многими течениями в индуизме, в частности последователями веданты, бхакти, йоги и тантры
Священные писания
Как гласит одно из определений, основа индуизма сравнивается со сокровищницей духовных законов, которые установлены разными людьми в разные периоды времени. В течение многих столетий индуистские священные писания передавались устно в форме стихов, которые быстро и легко запоминались. Позднее тексты начали записываться, а в последующем – совершенствоваться и расширяться при участии древнеиндийских мудрецов.
Основная часть священных текстов написана на санскрите и подразделяется на две категории.
Шрути (буквальный перевод – “услышанное”). Многие индуисты считают, что Веды – это вечные богооткровенные писания, не сотворенные человеком, которые даны людям через святых мудрецов. Поскольку истины, изложенные в Ведах, вечны, их форма и трактовка изменяется и совершенствуется. Самая древняя и наиболее важная из Вед – Ригведа.
Веды состоят из Самхитов, Брахманов, Араньяков и Упанишад. Самхиты включают в себя священные мантры и считается основной частью каждой из Вед. Остальные части – это сборники комментариев более позднего периода, составленные в прозаической форме. Веды посвящены ритуальным практикам, а Упанишады – духовному самоосознанию и философии. В них говорится о природе Брахмана и реинкарнации.
Смрити (буквальный перевод – “запомненное”). Наиболее важными в этой группе являются эпические поэмы “Махабхарата” и “Рамаяна”. Широко известный и изучаемый священный текст индуизма – “Бхагавадгита”, посвященный философским наставлениям Кришны воину-принцу Арджуне накануне великой Битвы на Курукшетре.
В категорию смрити также входят Пураны – тексты, повествующие об индуистских верованиях и философии в легкой, доступной форме. В них содержится множество историй.
Существуют и отдельные писания, которых придерживаются конкретные индуистские направления (например, “Деви-махатмья”, Тантры, “Йога-сутры” и др.).
Происхождение[править | править код]
Индуизм восходит к религиозным воззрениям древних ариев, заселивших в начале II тысячелетия до н. э. Пенджаб и верховья Ганга. Религиозные взгляды ариев зафиксированы в Ведах, прежде всего — в Ригведе. Веды говорят о богах и о том, как им следует поклоняться.
Веды насчитывают 33 бога, хотя в одном месте Вед есть упоминание о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных.
Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвящённых другим богам. Такое почитание бога-воина обусловлено тем, что арии были кочевым народом, народом воинов.
Ещё один важный ведический бог — Варуна, божество ночного неба и небесных и земных вод.
Большим уважением пользовался Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов. Обращаются к нему в гимнах как к собственно огню. Вот отрывок одного из таких гимнов: «Тебя, Агни, нашли древние мудрецы Агнирасы, спрятанного, находящегося в каждом дереве
Ты рождаешься, добываемый трением, как великая сила…»
Важное место в ведах занимает также Сома — опьяняющий напиток и одноимённое божество, являющееся его олицетворением.
Некоторые исследователи называют Индру верховным божеством древнеарийского пантеона. Другие выделяют триаду верховных божеств: Индра, Варуна и Агни
Третьи полагают, что для ария в каждый данный момент главным был тот бог, к которому он в этот самый момент обращался. Существует также близкая к современным неоиндуистским сектам и интегралистским и националистическим течениям точка зрения, гласящая, что ведийские арии поклонялись Единому Богу, выступающему в различных воплощениях и под разными именами. Придерживающиеся последних двух точек зрения ссылаются на то, что практически каждое божество вед в посвященных ему гимнах называется «вседержителем», «царём всей вселенной» и т. д. Помимо представлений о богах и ритуальных формул веды содержат представления древних индийцев о пространстве: кроме вполне обычных для большинства религий понятий неба и земли, верха и низа, в ведах присутствуют такие понятия, как «беспредельность», «мировая иллюзия», «материя», «энергия» и т. д.
Cуществует точка зрения, согласно которой индуизм восходит к религии существовавшей в долине р. Инд Хараппской цивилизации, или цивилизации Мохенджо-Даро, Холма Мёртвых, памятники которой датируются археологами примерно XXIV веком до н. э. Однако скорее всего её следует считать ошибочной, так как хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав воздействия ни на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру дравидов, ни на пришедшую еще позже культуру ариев.
Локапалы, индуизм |
Агни | Варуна | Ваю | Индра | Кубера | Сома | Сурья | Яма |
Традиция шрути
Древнейшим источником и главной сокровищницей ведической мудрости считается Ригведа (время создания — приблизительно 1200 год до н. э.). Согласно преданию, несколько десятков тысячелетий тому назад Брахма передал ее великому риши (мудрецу) на берегу озера Мансоравара.
Развивают традицию шрути брахманы и араньяки, составленные в разные периоды многовековой истории брахманизма. Тексты брахманов регламентируют ритуальное поведение и дают разъяснения к ведам, различные наставления и практические «инструкции». Самое значительное из произведений этого ряда — Шатапатха-брахмана (примерно IX-VIII века до н. э.) — содержит сюжеты, важные для становления древнеиндийской философии. Его автор стремится уяснить глубинный смысл ритуальной деятельности, исследовать структуру ритуала в его мистическом аспекте.
В ранних брахманах вселенскую творческую энергию и первооснову всего сущего персонифицирует Праджапати. В более поздних текстах Праджапати или отождествляется с Брахмой, или упоминается как один из эпитетов-ипостасей последнего. Семантически примыкают к брахманам араньяки — «лесные книги». Эти тексты описывают практику духовного, «внутреннего» жертвоприношения, дают развернутое толкование различных ритуальных деталей, а также содержат сюжеты космологического характера и глубокомысленные теософские рассуждения о сущности обрядности.
Упанишады («тайное учение») создавались в течение длительного периода. Слово «упанишады» буквально означает «сидящий у ног» и указывает на особый характер отношений между гуру (мудрецом-брахманом) и его учеником. В Индии всегда считали, что передача подлинного знания представляет собой мистический процесс, немыслимый без личного контакта с Учителем. Живое общение с ним требовалось и при изучении священных книг.
К нашему времени сохранилось более 200 упанишад. Самыми древними и авторитетными из них признают Брихадараньяку и Чандогью — тексты-наставления, адресованные ученикам и построенные в форме диалога. Такая форма позволяла моделировать перестройку сознания тех, кто вставал на путь философского поиска. Как и другие произведения ведийского канона, упанишады анонимны, хотя некоторые из них освящены именем того или иного авторитета. Наиболее значительные из мудрецов — Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.
Упанишады рассматривают важнейшие для индуизма и индийской культуры в целом понятия Брахмана и Лтмапа, пуруши и пракрити, кармы и сансары, излагают учения о стихиях, о посмертной судьбе человека, исследуют понятие дхармы (закона) и т. п.
«Махабхарата»
«Махабхарата», самая длинная поэма в мире, содержит как мифологические истории, так и философские дискуссии, и иногда утверждается, что она вобрала в себя весь «классический индуизм». Определенно, она является средоточием большей части индуистской теологии, как сайвит-ской,так и вайснавитской. Герой «Махабхараты» — Юд-хишхитра, сын бога Дхармы, ведающего истиной и религиозным долгом. Одной из главных тем «Махабхараты» является конфликт между долгом, или дхармой Юдхишхитры, что выражено и в его социальной роли воина, и в прямых наставлениях Кришны, и его собственными моральными суждениями. Предполагается, что возраст «Махабхараты» составляет около 2000 лет, а ее авторство традиционно приписывается Вьясе, божественному поэту, который сам появляется в книге.
Поделиться ссылкой
Палийский канон – священная книга буддистов
История создания Трипитаки началась в седьмом веке до н.э., после достижения паринирваны Буддой Шакьямуни. Изначально сакральные знания буддистов передавались только в устном варианте, однако на Четвертом Буддийском Соборе было решено увековечить заветы Будды, и Трипитака была записана на папирусах, изготовленных из пальмовых листьев. Так как эта священная книга записывалась на языке пали, во всем мире она также известна под названием “Палийский канон”.
Данная священная книга состоит из трех основных частей – “трех корзин”:
1. Виная-питака – корзина правил поведения; в этой части Палийского канона обозначены правила и нормы поведения для монахинь и монахов, которые отреклись от мирской жизни и живут в буддийских монастырях
2. Суттанта-питака – корзина наставлений; в данной части Трипитаки записаны наставления Будды, которым должны следовать и молодые монахи, и миряне. Именно в Суттанта-питаке описаны ключевые догмы буддийской религии
3. Абхидхамма-питака – корзина доктрин; в нее входят не изречения самого Будды, а труды его учеников и последователей, посвященные искусству медитации. В этой части Палийского канона преобладают тексты, посвященные психологии, теориям мышления и познания, этике, философии.
Общие сведения
Священное Писание, к какой бы религиозной традиции оно ни относилось, представляет собой семантическое ядро вероучения. Сакральный миф может приписывать его происхождение богам, пророкам, мессиям и т. д. В любом случае его появление санкционировано свыше и представляет собой передачу божественного знания — непререкаемой истины, ниспосылаемой из области потустороннего. Такой взгляд на сакральные тексты делает их в глазах верующих источником откровения и в буквальном смысле словом Божьим.
Однако не все так однозначно — характер каждой отдельно взятой религии накладывает особенный отпечаток на восприятие текста, и священные книги религий мира имеют в интерпретации своих адептов неоднозначное истолкование.
Корпус текстов, признаваемых священными, в рамках традиции обыкновенно принято называть каноном или каноническим сборником. Зачастую ему дается собственное название, как то: Коран — священная книга мусульман, иудейская Тора или христианская Библия.
Направление используют
| Йога-студия Durga Loka (Москва), Ретритный центр “Светлый” (Москва), Студия развития личности и семьи Saros (Москва), Ансамбль индийского классического танца “Натараджа” (Ростов-на-Дону), Виктория Дмитриева (Санкт-Петербург), Воронежское Общество Ведической Культуры (Воронеж), Клуб цигун “Солнечный Феникс” (Казань), Образовательно-просветительский проект “Веды на Енисее” (Красноярск), Федерация Универсальной Йоги (Санкт-Петербург), Храм Шивы и Шакти (Екатеринбург), Школа духовных практик Татьяны Хрипанковой (Красноярск), SibYogaSadhana (Новосибирск). | ||
| Габриэль Прадиипака (Москва), Маниша (Москва), Олег Николаевич Ерченков (Москва), Андрей Дондуков (Москва), Имрам (Москва), Кристина Тищенко (Moonriver) (Москва), Татьяна Олешкевич (Москва), Эмилия Регис (Москва), Gauri Devi (Москва), Сатья Саи Баба (Индия), Элеонора Ивановна Уханова (Ростов-на-Дону), Шри Шримад Бхактиведанта Мадхава Махарадж (Индия), Свами Ванкханди Махарадж (Индия), Ангелина Александровна Уханова (Ростов-на-Дону), Ольга Ивановна Соломудрая (Севастополь), Нитьяшри (Одесса), Кабир (Индия), Игорь Александрович Пантюшев (Новосибирск), Иван Ланшаков (Красноярск), Дмитрий Мужиков (Челябинск). Ещё тренеры 1 | ||
| Андрей Дондуков (Москва), Имрам (Москва), Кристина Тищенко (Moonriver) (Москва), Татьяна Олешкевич (Москва), Эмилия Регис (Москва), Алла Алексеевна Овчаренко-Ширко (Крым), Амрита Даси (Новосибирск), Игорь Александрович Пантюшев (Новосибирск), Ольга Ивановна Соломудрая (Севастополь), Свами Ванкханди Махарадж (Индия). |
| Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону. |
Спасибо, за интерес к теме “что такое Индуизм”!
Палийский канон – священная книга буддистов
История создания Трипитаки началась в седьмом веке до н.э., после достижения паринирваны Буддой Шакьямуни. Изначально сакральные знания буддистов передавались только в устном варианте, однако на Четвертом Буддийском Соборе было решено увековечить заветы Будды, и Трипитака была записана на папирусах, изготовленных из пальмовых листьев. Так как эта священная книга записывалась на языке пали, во всем мире она также известна под названием “Палийский канон”. Данная священная книга состоит из трех основных частей – “трех корзин”: 1. Виная-питака – корзина правил поведения; в этой части Палийского канона обозначены правила и нормы поведения для монахинь и монахов, которые отреклись от мирской жизни и живут в буддийских монастырях 2. Суттанта-питака – корзина наставлений; в данной части Трипитаки записаны наставления Будды, которым должны следовать и молодые монахи, и миряне. Именно в Суттанта-питаке описаны ключевые догмы буддийской религии 3. Абхидхамма-питака – корзина доктрин; в нее входят не изречения самого Будды, а труды его учеников и последователей, посвященные искусству медитации. В этой части Палийского канона преобладают тексты, посвященные психологии, теориям мышления и познания, этике, философии.
Книга Мормона и библейское откровение
Еще одной попыткой вывести свое вероучение из Моисеева источника отличился мормонизм. Он признает в качестве священных и Ветхий, и Новый заветы, однако наивысший авторитет приписывает так называемой Книге Мормона. Адепты этого учения верят, что оригинал их священного текста был написан на золотых пластинах, затем скрыт на холме близ Нью-Йорка, а впоследствии открыт ангелом пророку Джозефу Смиту, жителю Америки XIX века. Последний выполнил под божественным руководством перевод пластинок на английский язык, после чего те были вновь сокрыты ангелами в неизвестном месте. Священный статус этого произведения признает в настоящее время более 10 миллионов последователей церкви мормонов.
Откровение нового пророка. Мусульманский канон
Священная книга мусульман называется Кораном. Она не содержит никаких значимых фрагментов из Нового Завета или Танаха, однако в значительной мере пересказывает содержание первого из них. К тому же упоминается в нем и Иса, то есть Иисус, но корреляции с новозаветными писаниями нет. Скорее, напротив, в Коране просматривается полемика и недоверие к христианскому Писанию.
Мусульманская священная книга — Коран — представляет собой сборник откровений, полученных Магометом в различное время от Бога и архангела Гавриила (Джабраэля — в арабской традиции). Откровения эти называются сурами, и располагаются они в тексте не в хронологическом порядке, а по длине — от самых длинных к наиболее коротким.
Такова позиция, которую в отношении иудео-христианских писаний занимает ислам: священная книга иудеев — Тора — истинна. Однако время ее руководства прошло, и Завет с Моисеем исчерпан. Так что Тора и весь Танах более неактуальны. Книги христиан — подделка, исказившая первоначальное благовестие пророка Иисуса, восстановленное и продолженное Магометом. Поэтому единственная священная книга — Коран, и другой быть не может.
Заключение
Выше были перечислены основные священные книги религий мира — наиболее яркие и актуальные для нашего времени. Разумеется, этим список текстов не ограничивается, как не ограничивается он и списком упомянутых религий. Многие языческие культы вообще не имеют кодифицированного писания, спокойно обходясь устной мифологической традицией. Другие, хотя и имеют авторитетные культообразующие сочинения, все же не инкриминируют им сакральной сверхъестественной природы. Некоторые каноны немногочисленных религиозных традиций остались за скобками и не были рассмотрены в данном обзоре, потому что даже кратко осветить священные книги религий мира без исключения может позволить только формат энциклопедии, но никак не небольшой статьи.