Новые линии и решения
В 1925 году конструктор Николай Поликарпов построил пятиместный ПМ-1. Он совершал перелеты на линии Москва-Берлин.
Конструктор Каменев создал в 1925 году К-1, поставленный в парк самолётов. Позже появились К-2, К-3 и К-4. Эти модели могли перевозить на своём борту только четырёх пассажиров. Самым популярным самолетом того времени стал К-5, вместимостью до восьми пассажиров и способностью преодолевать расстояние в восемьсот километров.
До 1928 года советские лётчики перевезли около семисот человек, налетав почти восемь миллионов километров.
В 1932 году в Советском Союзе создаётся Главное Управление гражданского Воздушного флота «Аэрофлот».
Реактивный самолет
Работы по конструированию реактивного самолета в одно и то же время начали немецкие и советские ученые. В 1937 году талантливый молодой конструктор А.М. Люлька живший в СССР, предложил создать первый турбореактивный двигатель, который по прогнозам, помог бы достичь скорости полета до 900 км/ч. В этом же году стартовали работы по его созданию, однако начавшаяся внезапно война, вынудила приостановить работу.
Возможно, поэтому Германии удалось опередить всех, и в июле 1942 г. в воздух поднялся Ме.262. Благодаря тому, что самолет выполнял функции штурмовика, разведчика и истребителя, он быстро обрел популярность. Долгое время боевые единицы производились на заводах, которые располагались в лесу. Крыши цехов были окрашены в зеленый цвет, что делало невозможным поиск заводов с воздуха. Всего за период 1944-1945 годы было выпущено около полутора тысячи боевых машин. Разгоняясь до скорости 870 км/ч, самолет в среднем пролетал около 1050 км с максимальной массой подвесных ракет в 1500 кг.
Модели Ме.262 за все время военных действий сбили около 150 самолетов, а потери составили 100 боевых единиц. Однако, несмотря на превосходство данной модели над остальными воздушными судами того времени, Me.262 имел сложную систему управления для неподготовленных летчиков, а условия военного времени не давали возможность доработать двигатель. Частые поломки и неконтролируемое пикирование при достижении скорости в 800км/ч, заставили Гитлера пересмотреть свое отношение к новым машинам, и программа по их производству была свернута.
Технические характеристики самолета Ме.262
Размах крыла, м | 12.50 |
Длина, м | 10.60 |
Высота, м | 3.80 |
Площадь крыла, м2 | 21.80 |
Практическая дальность, км | 1040 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 1200 |
Практический потолок, м | 11000 |
Описание самолета De Havilland DH-106 Comet
Максимальная скорость | 500 миль/ч |
Длина | 112 футов |
Начало эксплуатации | 22 января 1952 г. |
Окончание эксплуатации. | 14 марта 1997 г. |
Стоимость | 275 000 GBP (1952 г.) |
Тип двигателя | Турбореактивный двигатель |
Первые самолеты СССР
Революции и последовавшие за ними Гражданская война и иностранная интервенция не способствовали развитию промышленности в целом и авиационной промышленности в частности. Многие талантливые авиационные специалисты эмигрировали за границу, некоторые были расстреляны как «контрреволюционные элементы». К 1920 году и так не слишком высокая производительность российских авиазаводов упала в 10 раз по сравнению с 1917 годом. По сути, советское правительство было вынуждено начинать самолётостроение с нуля. Особые надежды возлагались на сотрудничество с Германией. Версальский договор, завершивший Первую мировой войну, запрещал этой стране иметь собственную боевую авиацию, а грузоподъёмность пассажирских самолётов была ограничена 600 килограммами (включая вес членов экипажа). Поэтому сотрудничество между германскими авиапромышленниками и Советской Россией было выгодно обеим сторонам. Немцы получали возможность строить самолёты, а русские — доступ к современным технологиям и авиапредприятия на своей территории.
В 1922 году СССР заключил договор с фирмой Junkers об участии немецких специалистов в развитии советской военной авиации. Предполагалось, что немецкие инженеры наладят в Советском Союзе производство металлических самолетов различного назначения, авиамоторов, окажут помощь в освоении производства авиационных материалов. В 1923–1925 годах на авиазаводе в Филях немцы наладили сборку самолётов-разведчиков Ju-20 и Ju-21. В целом сотрудничество с Junkers не оправдало возлагаемых на него надежд. Самолёты, построенные в Филях, обладали невысокими лётными характеристиками; по этой причине уже в марте 1926 года советское правительство приняло решение о расторжении договора с Junkers и усиленном развитии собственного авиастроения.
История советских самолетов
Тем не менее, благодаря сотрудничеству с немецкой стороной у советских специалистов появился первый опыт металлического самолётостроения. Ведь первый в мире цельнометаллический самолёт был спроектирован Хуго Юнкерсом еще в 1915 году. В 1922 году в Советском Союзе была получена первая партия металла, необходимого для создания самолётов, — кольчугалюминия, аналога немецкого дюралюминия, а 26 мая 1924 года в воздух поднялся первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 конструкции Андрея Туполева. Спустя год русские ученики превзошли немецких учителей: под руководством Туполева в Советском Союзе был построен первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан ТБ-1 (АНТ-4) с двигателями, расположенными вдоль крыла. Именно эта схема стала классической и впоследствии легла в основу всех «летающих крепостей» Второй мировой войны. В 1932 году в качестве продолжения ТБ-1 был построен четырёхмоторный ТБ-3 (АНТ-6), прослуживший в советских ВВС вплоть до Великой Отечественной войны. Справедливости ради надо отметить, что ещё в 1920 году немецкий инженер Адольф Рорбах построил многомоторный пассажирский моноплан с двигателями на крыле. Но эта машина совершила всего несколько полётов и не оказала заметного влияния на развитие авиации.
Самым слабым местом советской авиапромышленности оказалось отсутствие собственных двигателей. На первых советских самолётах Ил-400 (в серии И-1) Николая Поликарпова И-1 (в серии И-2) Дмитрия Григоровича, построенных в 1923 году, стоял американский трофейный мотор водяного охлаждения Liberty (советское обозначение М-5) мощностью 400 л.с., разработанный в конце Первой мировой войны. Liberty был неплох для своего времени, однако весил слишком много для установки на истребителях. Моноплан Ил-400 летал быстрее, чем биплан И-1, но был менее надёжен. Поэтому в середине 1920-х годов было выпущено всего 14 Ил-400 и 209 И-1.
Однако первым массовым советским самолётом стал не истребитель, а разведчик Р-1 конструкции Поликарпова. До конца 1920-х годов разведчики были одним из самых распространённых классов самолётов во всём мире, составляя 82% от численности военных самолётов в СССР, 60% в Польше, 44% во Франции и 40% в Италии. Р-1, созданный в 1923 году, был построен на базе английского самолёта-разведчика времён Первой мировой войны DH-9 с мотором Liberty. Конечно, к моменту своего появления Р-1 мог считаться устаревшей машиной, но Советский Союз слишком нуждался в надёжном и простом образце авиационной техники для массового производства. К тому же двухместный разведчик мог применяться как многоцелевой самолёт, например, Р-5 и Р-Z, сменившие Р-1 в начале 1930-х годов, активно использовались в ряде конфликтов как лёгкие бомбардировщики и штурмовики.
Достижения братьев Райт
Одним из главных достижений братьев Райт считается рекордная величина продолжительности полета, составившая 12 секунд. В экспериментальном запуске машине удалось преодолеть дистанцию более, чем в 3 десятка метров. Уилбур и Орвилл Райт (Wright) с третьей попытки успешно запустили самолет, дальность полета которого составила 278 метров на высоте более 13 метров. Биплан был оснащен рядным четырехцилиндровым двигателем и рассчитан на одного члена экипажа в лице пилота.
Братья подписали контракт с американским Министерством обороны и рядом частных французских компаний. В 1909 году они официально зарегистрировали собственный авиастроительный завод, занимавшийся выполнением заказов для военных структур и инвесторов, вкладывавших средства в развитие гражданской и коммерческой авиации. В октябре того же года Уилбур совершил получасовой облета Статуи Свободы и центральной части Нью-Йорка.
Краткая биография
Биография Орвилла и Уилбура Райта начиналась в семье епископа, воспитывавшего семь детей. Отец мальчиков много времени проводил в поездках, и однажды привез им необычный подарок в виде игрушки-вертолета. Игрушечный летательный аппарат был выполнен из пробки, бамбука и бумаги, поэтому довольно быстро вышел из строя. Недолго думая, братья сделали похожее устройство, которое положило начало их гениальному тандему. Братьям не суждено было получить аттестаты о завершении средней школы, и некоторое время Уилбур и Орвилл предпринимали попытки наладить собственный бизнес, связанный с издательским делом.
Позднее, на волне велосипедного бума, они решили открыть магазин с мастерской по ремонту двухколесного транспорта. Когда дела пошли в гору, братья наладили производство качественных велосипедов, пользовавшихся высоким спросом. Это детище братьев Райт в дальнейшем обеспечило их средствами для проведения первых опытов в деле самолетостроения. Весной 1986 года был совершен дебютный запуск летательного аппарата, функционирующего на паровом двигателе. Летом того же года известным авиатором Октавом Шанютом были проведены испытания планеров разных типов, часть из которых закончилась трагически. Цепочка событий впечатлила братьев, твердо решивших связать свою дальнейшую жизнь с самолетами.
Изобретение
История изобретения первого самолета началась с детального изучения братьями планера-биплана, созданного по проекту Херринга-Шанюта, удачно прошедшего испытания в 1896 году. Братьями Райт были внесены следующие изменения в конструкцию планера: руль высоты стал расположен спереди, а не сзади крыльев, что увеличило безопасность летательного аппарата. На испытаниях в 1990 году роль пилота выполнял груз из мешка, набитого песком. Планером управляли братья с поверхности земли. В следующем году они усовершенствовали существующий прототип, обладавший слабой подъемной силой.
Двигатель на первом самолете братьев Райт работал на четырех цилиндрах. Биплан развивал скорость до 47 км/час благодаря крутящему моменту, толкающие винты которого вращались в разных направлениях. Детище братьев Райт под названием «Flyer» сумело подняться в воздух на тягах собственного силового агрегата, выполненного на 80% из высококачественного алюминия. Мотор самолета представляет собой примитивный вариант современного инжекторного двигателя.
«Flyer» братьев Райт
Рождение авиации
Бразилец Альберто Сантос-Дюмон 13 сентября 1906 года совершил первый публичный полет над Парижем. В отличие от братьев Райт с их «Флайером-2», ему не нужны были ни катапульта, ни встречный ветер для разгона, поэтому именно его полет иногда называют первым в истории современной авиации. В моду начали входить разного рода авиашоу и соревнования в воздухе.
Луи Блерио — человек, первым перелетевший на самолете через Ла-Манш
В январе 1908 года французский авиатор Анри Фарман победил в состязании на дальность полета, установив рекорд в 1 км (судьи не знали, что тремя годами ранее Орвилл Райт уже пролетел над просторами прерий почти 39 км). В это время желание заполучить летательный аппарат тяжелее воздуха вновь выразили британские военные. Теперь за дело взялся конструктор Джон Уильям Данн. В декабре 1908 года его аппарат D5 показал гораздо более высокую стабильность полета, чем даже та, которую демонстрировали творения братьев. Последние, впрочем, в необъявленном состязании двух континентов в мае того же года впервые взяли на борт пассажира, некоего Чарли Фёрнаса.
В июле 1908 года Леон Делагранж, желая превзойти их достижение, пролетел в Милане 200 м с женщиной на борту, а 17 сентября 1908 года случилась первая авиакатастрофа, повлекшая человеческие жертвы. При крушении самолета, которым управлял Орвилл Райт, демонстрируя его качества перед американскими военными, погиб Томас Селфридж, находившийся на борту. Мир точно замер в ожидании какого-то значимого события, которое дало бы понять, что авиация как новый род человеческой деятельности состоялась.
Биплан D5 Джона Уильяма Данн
В том же 1908 году издатель английской газеты «Дейли Мэйл» лорд Нортклифф объявил о премии в 1000 фунтов стерлингов тому, кто первым перелетит Ла-Манш на самолете. Райт не стал участвовать в гонке и вернулся к своему бизнесу в Соединенных Штатах.
В июле 1909 года в воздух поднялся молодой француз Юбер Латам, но мотор его машины заглох на полпути, и пилот упал в пролив. Беднягу вытаскивали из воды французские моряки.
Следующим 25 июля 1909 года стартовал летательный аппарат 37-летнего Луи Блерио. Поначалу ветер отнес его на север, и пилоту пришлось выравнивать курс. В итоге, проведя в полете 37 мин и преодолев 23 мили, Блерио благополучно приземлился в Англии. После этого все сомнения в способности авиации справляться с серьезными задачами исчезли.
Ценность победы Блерио состояла еще и в том, что была одержана на моноплане, любимом детище французских авиаторов, в то время как англичане и американцы предпочитали биплан. За последующий месяц Блерио получил сотню заказов на производство машины, которая была его 11-й по счету моделью. Если братья Райт годами совершенствовали свои самолеты, то французский пилот предпочитал их менять.
Плакат, выпущенный в честь достижения Блерио
«Блерио XI» стал самым знаменитым из них. В следующем году пилот установил на нем два мировых рекорда скорости, развив вначале 74 км/ч, а затем 77 км/ч. Последний результат Луи Блерио продемонстрировал на глазах полумиллиона зрителей в ходе показательных выступлений в Реймсе, одержав верх над Гленом Кертисом. Еще через год скорость «Блерио» превысила 100 км/ч. Самолет становился самым быстрым транспортным средством, известным человеку.
В России следующим после А. Ф. Можайского сконструировать самолет попытался Е. П. Сверчков в 1909 году. Испытания прошли неудачно: аппарат не то что не смог оторваться от земли, а даже не сдвинулся с места. В 1912-1913 годах И. И. Сикорский создал первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь», предназначенный для стратегической разведки. В возможность полета такой машины не верили даже специалисты, однако 23 июля 1913 года самолет с четырьмя двигателями, установленными в один ряд и вращавшими каждый свой винт (абсолютное техническое новшество того времени), поднялся в воздух и показал прекрасную управляемость.
Поделиться ссылкой
Интересные факты о самолетах
- Одним из самых крупных в мире пассажирских летательных аппаратов был Airbus A380, который в некоторых модификациях мог размещать на борту больше 850 пассажиров совместно с экипажем.
- Если верить статистике, то самолёты считаются самым безопасным видом транспорта на Земле.
- В среднем, каждый самолёт приблизительно раз в год или около 1 раза за 1000 часов полёта, атакуется молнией. В действительности же это не опасно, потому что каждый современный самолёт надёжно защищён от этого природного явления.
- Загрязнение воздуха способно повлиять на безопасность перелета в самолете. Чем больше в воздухе содержится двуокиси углерода, тем выше будет шанс проявления турбулентности.
- Современные технологии позволили самолётам летать вообще без лётчиков, но по правилам безопасности экипаж обязан иметь опытного пилота, чтобы не слишком полагаться на искусственный интеллект.
- Воздух на борту самолёта сухой, и из-за этого понижается чувствительность вкусовых рецепторов, а еда кажется безвкусной.
- Самым длинным в истории беспосадочным перелётом считается тот, который совершился в 2005 году. Это произошло на самолёте «Боинг 777», преодолевшем 21602 км за 22 часа 40 минут.
- Лишь 5% людей на земном шаре летало на самолете. Многие представители населения Земли, проживающие в неразвитых государствах, никогда не летали на самолетах. И лишь небольшая часть использует авиатранспорт постоянно.
- Максимальная высота, которая когда-либо была набрана самолетом – 37650 м.
- Если верить статистике, то самый длинный перелет составляет 18600 км.
- Если на огромной высоте внезапно открывается дверь в салон самолета, то это обязательно приводит к тому, что люди буквально “высасываются” наружу из-за различия давления в салоне и снаружи. Но в летящем самолете дверь открыть почти невозможно, как раз по той самой причине разницы давления.
- Любой самолет летает не по прямой линии из одной воздушной гавани в другую, а по траектории зигзага или дуги. Это связано с тем, что воздушное судно всегда должно располагаться в пределах времени подлета к близлежащему аэропорту, где в случае экстренной необходимости удастся с легкостью приземлиться. Иногда подобные траектории обуславливаются и погодными условиями.
- Одна из самых безопасных авиакомпаний – австралийская Qantas. Её авиалайнеры в катастрофы с человеческими жертвами не попадали с периода 1951-ого года. А все происшествия происходили с двухмоторными воздушными судами.
- В самолете самым безопасным местом считается зона на хвосте лайнера. Так при катастрофе шанс выжить, если сидеть сзади, возрастает на 40%.
- Ежедневно в Соединенных Штатах Америки летает приблизительно 2 миллиона человек. Эти люди пользуются 30000 рейсами. Самым загруженным аэропортом тоже считается тот, что расположен в США. Называется он Хартсфилд-Джексон и находится аэропорт в Атланте. За год он перевозит 96 миллионов пассажиров.
- Самая старая авиакомпания в мире – голландская KLM. Ее основали 7 октября 1919 года.
- Во время полета согласно исследованиям каждый третий пассажир имеет боязнь перелетов.
- Самым раздражающим фактором в момент перелета на самолете для пассажиров считается стук соседа сзади по спинке кресла.
- Во многих пассажирских самолетах на Западе нет 13-ого ряда.
- В аварийных кислородных масках на борту самолетов кислорода хватает приблизительно на 15 минут.
- Самолеты почти всегда летают на высоте примерно 10 000 метров. Если бы Земля имела размер настольного глобуса, то самолет на такой высоте находился бы в 2,5 миллиметрах от его поверхности.
Мне нравитсяНе нравится
Интересные факты о белке-летяге, внешний вид, ареал, значение для биосферы
20 фактов о Михаиле Илларионовиче Кутузове, полководце, который победил Наполеона
У большеухой лисицы около 50 зубов – она самая зубастая в семействе псовых
Интересные факты о кофе, полезные и вредные свойства
В прошлом веке детей выгуливали в оконных клетках
В США закон разрешал отправлять маленьких детей по почте
Интересные факты о кроссовках: чего вы не знали
Молния, как образуется, виды молний, опасность, интересные факты
Германия: история Messerschmitt Bf.109
Вилли Мессершмитт был «на ножах» со статс-секретарем министерства авиации Германии генералом Эрхардом Мильхом. Поэтому конструктор не был допущен к конкурсу на разработку перспективного истребителя, который должен был заменить устаревший биплан Хенкеля — He-51.
Мессершмитт, дабы не допустить банкротства своей фирмы, в 1934 году заключил с Румынией договор на создание новой машины. За что тут же был обвинен в предательстве. За дело горячо взялось гестапо. После вмешательства Рудольфа Гесса Мессершмитта все же допустили к участию в конкурсе.
Конструктор решил действовать, не обращая внимания на техническое задание военных на истребитель. Он рассудил, что иначе получится истребитель-середнячок. И, учитывая предвзятое отношение к авиаконструктору могущественного Мильха, конкурс выиграть не удастся.
Расчет Вилли Мессершмитта оказался верным. Bf.109 на всех фронтах Второй мировой войны был одним и лучших. К маю 1945 года Германия произвела 33984 этих истребителей. Однако коротко рассказать об их тактико-технических характеристиках весьма затруднительно.
Во-первых, было выпущено почти 30 существенно разнящихся модификаций Bf.109. Во-вторых, характеристики самолета постоянно улучшались. И Bf.109 конца войны был существенно лучше истребителя образца 1937 года. Но все же существовали и «родовые черты» всех этих боевых машин, которые и определяли почерк ведения ими воздушного боя.
Достоинства:
- — мощные двигатели компании Даймлер-Бенц позволяли развивать высокую скорость;
- — значительная масса самолета и прочность узлов позволяла развивать на пикировании скорости, недостижимые для других истребителей;
- — большая полезная нагрузка позволяла добиваться повышенной вооруженности;
- — высокая бронезащита повышала безопасность пилота.
Недостатки:
- — большая масса самолета снижала его маневренность;
- — расположение пушек в пилонах крыльев замедляло выполнение виражей;
- — самолет был малоэффективен для поддержки бомбардировщиков, поскольку в этом качестве не мог использовать скоростные преимущества;
- — для управления самолетом требовалась высокая подготовка пилотов.
Первые модели
С 1880-го по 1910 год в мире построили 200 прототипов самолетов, которые не смогли взлететь, но оказали решающее значение для развития сферы. Изобретатели предлагали десятки идей, которые использовали последователи при разработке новых решений.
До полетов братьев Райт четыре независимых изобретателя заявляли, что создали летательные аппараты с механическими двигателями, поднявшиеся в воздух. 27-летний американец Лиман Гилмор совершил полет 15 мая 1902 года, но авторитетных свидетельств успеха нет. Новозеландец Ричард Пирс собрал самолет-моноплан, который взлетел 31 марта 1903 года – за восемь месяцев до братьев Райт, но полет не зафиксирован официально. Удачный взлет летом 1903-го совершил немец Карл Ято. Аналогичное достижение приписывают шотландцу Престону Уотсону, который опередил Райтов на четыре месяца.
В XIX веке были изобретатели, которые строили самолеты с механическими двигателями, но факт полета также не задокументирован. В 1874 году француз Феликс дю Тампль, по неподтвержденной информации, совершил кратковременный полет. Технические характеристики самолета Тампля разнятся:
- размах крыла: 12,2 м / 30 м;
- взлетная масса: 260 кг / 1000 кг;
- мощность двигателя: 3–4 л. с. / 6 л. с.
В России пионером авиастроения считается морской офицер Александр Можайский, который совершал полеты между 1882-м и 1885 годами. Доподлинно неизвестно, смог ли самолет конструктора подняться в небо.
Самолет Можайского:
- длина: 23–25 м;
- взлетный вес: 820 кг/935 кг;
- двигатель: паровой, два цилиндра, 20 л. с., 300 оборотов в минуту.
Изобретение Можайского оценил Дмитрий Менделеев, который убедил комиссию Главного инженерного управления проспонсировать эксперименты Александра Федоровича. Русское научное сообщество скептически смотрело на попытки Можайского создать летательный аппарат на механическом двигателе.
Интенсивное развитие самолетостроения началось, когда слухи об успешном полете братьев Райт разошлись по США и Европе. Инженеры, которые вели разработки воздушных аппаратов, учли опыт Уилбера и Орвилла.
Альберт Сантос-Дюмон в 1906 году испытал самолет 14-bis («Хищная птица») при десятках свидетелей. Инженер пролетел 60 м и благополучно приземлился, что было зафиксировано представителями «Французского аэроклуба». Через месяц после успеха, в ноябре 1906-го, Сантос-Дюмон установил первый мировой рекорд в истории авиации. Самолет изобретателя преодолел 220 м за 21 секунду.
14-bis Сантос-Дюмона:
- мощность двигателя: 50 л. с.;
- размах крыла: 12 м;
- масса: 400 кг;
- скорость: 50 км/ч.
В России первые самолеты появились в первой половине 1910-х годов. Александр Кудашев испытал воздушное судно в Киеве.
«Кудашев-1»:
- длина самолета: 10 м;
- размах крыльев: 9 м;
- двигатель: 35 л. с.;
- вес: 420 кг.
Опыт Кудашева перенял конструктор Игорь Сикорский, который придумал первый пассажирский самолет, получивший название «Илья Муромец». Воздушное судно подняло в небо 16 человек в 1914-м. Модели Игоря Ивановича стали основой развития тяжелой, грузовой и военной авиации.
«Илья Муромец» Сикорского:
- длина: 19 м;
- размах крыла: 30,9 м;
- вес: 3,1 т;
- масса с загрузкой: 4,6 т;
- скорость: 105 км/ч;
- двигатели: 140 л. с.
История авиации
В истории авиации известны первые попытки строительства летательного аппарата, который мог поднять человека в воздух. Это произошло в конце 18 века. История создания летательного аппарата началась в Англии, когда Джордж Кейли решил серьезно заняться данным вопросом и издал несколько научных трудов, где подробным образом изложил технологию строительства и функционирования прототипа современного самолета. Собственные работы изобретатель начал с наблюдения за пролетающими птицами. Ученый долгое время измерял скорость полета птиц и размах крыла. Такую информацию он впоследствии взял за основу создания нескольких публикаций, которые и дали толчок к развитию авиации.
Первооткрыватель авиации в современном ее понимании – это еще один англичанин, Уильям Хенсон. Именно ему в 1842 году дали заказ на создание проекта летательного аппарата. Тот проект, который предложил реализовать Хенсон, описывал ключевые элементы винтомоторного самолета. В качестве устройства, которое осуществляет движение всей конструкции, изобретатель предложил использовать воздушный винт. Если прочесть интересные факты, то множество идей, предложенных этим изобретателем, впоследствии применялись при создании ранних моделей самолетов.
В начале 19 столетия были созданы и первые безмоторные планеры. Подражая птицам, изобретатели придавали творениям похожую форму. Но первые летательные аппараты не сумели закрепиться в применении, потому что желание поднять ввысь невероятные для того момента изобретения не удалось.
В гражданской российской авиации есть повод для гордости. Адмирал царского флота сумел сконструировать первый самолёт, оснащенный паровым двигателем. Он оторвался от поверхности земли с человеком, находящимся на его борту. Изобретатель назвал его как «воздухолетательный снаряд». Габариты данного самолёта в то время сильно впечатляли: длина крыльев составляла примерно 24 метра, а фюзеляж – порядком 15 метров.
Кто же был первым
Братья Райт
Чаще всего создателями первого самолёта в мире называют американцев братьев Уилбура и Орвилла Райт. Существует много свидетельств о том, что уже до полёта Орвилла Райта 17 декабря 1903 года другие пилоты совершали успешные полёты. Но братья Райт хорошо задокументировали и сфотографировали свои полёты. Кроме того, они подходили к делу конструирования самолётов с большой тщательностью, тщательно фиксируя все результаты своих работ.
Главной движущей силой в дуэте братьев Райт был Орвилл, хотя первым интересоваться авиацией начал Уилбур. Именно он в 1899 году после гибели известного воздухоплавателя Отто Лилиенталя начал собирать литературу об авиации. Когда же к делу подключился Орвилл, братья начали свою дорогу к славе.
Создавая свой самолёт (они без затей назвали его «Флайер», от английского глагола fly — «летать»), братья Райт попутно проделали огромную исследовательскую работу. Проведя расчёты, они решили, что мощности имеющегося двигателя и прочности материалов для полёта хватит. А вот над управлением самолёта в полёте до братьев особо никто не задумывался, что часто приводило к травмам и смертельным случаям. Ключевым стало изобретение братьев системы управления, которая позволяла самолёту не только совершать небольшие манёвры, но и противостоять боковому ветру. Лишь проведя испытания системы управления на собственноручно построенных воздушных змеях и планерах, они решились на пилотируемый полёт.
14 декабря 1903 «Флайер», пилотируемый выигравшим это право в орлянку Уилбуром рухнул на землю сразу после отрыва от направляющих рельсов из-за ошибки лётчика. Через три дня Орвиллу повезло больше, и полёт на 36,5 метра теперь считается первым в истории авиации.
Впоследствии братья Райт продолжали работу над самолётами, одновременно пытаясь получить финансирование от правительств США и других стран. Не получив денег от властей, они запатентовали свою систему управления самолётом, привлекли к продажам фирму, занимавшуюся военной техникой, и их дела резко пошли в гору. Их самолёты продавались по невиданным ценам в 25 и 30 000 долларов. Миг триумфа наступил в октябре 1909 года. На глазах у миллионной публики, праздновавшей юбилей открытия реки Гудзон, Уилбур Райт пролетел вдоль реки в границах Нью-Йорка, а затем облетел статую Свободы.
Александр Можайский
Самолёт русского инженера Александра Можайского поднялся в воздух на двадцать с лишним лет раньше «Флайера». Причём летающая машина Можайского была куда как больше похожа на современные самолёты, чем плод трудов братьев Райт. 20 июля 1882 года механик И. Голубев, пилотировавший самолёт, смог оторваться на нём от земли и совершить короткий полёт.
Однако первенство Можайского не было должным образом зафиксировано сразу по двум причинам. Сам инженер считал полёт лишь рядовым испытанием, не стоящим фанфар. А позже он исчерпал финансирование и не смог продолжить работу над летательным аппаратом. Тем не менее, научное сообщество признаёт, что технически самолёт Можайского был разработан на очень высоком уровне.
Интересно, что в конце 20-го века учёные провели аэродинамические испытания модели самолёта Можайского. Они показали, что для полноценного полёта правильно сконструированному аппарату не хватило только мощности имевшихся двигателей.
Альберто Сантос-Дюмон родился и умер в Бразилии, но основных успехов в воздухоплавании и авиации добился во Франции. Сторонники того, что именно Сантос-Дюмон был создателем первого самолёта, аргументируют свою версию тем, что его летательный аппарат для старта не использовал сильный встречный ветер (как самолёт братьев Райт), разгонную плоскость (как самолёт Можайского) или катапульту. Соответственно, считают они, годом изобретения самолёта нужно считать 1906-й, когда Сантос-Дюмон совершил свой первый полёт.
Сантос-Дюмон приобрёл огромную популярность, летая на воздушных шарах и дирижаблях. Он создал себе имидж легковесного денди-спортсмена. Собрав целую коллекцию денежных и других призов за установление рекордов, миниатюрный бразилец стал вхож в высший свет. С ним с удовольствием встречались и поддерживали дружбу богачи и власть имущие.
Однако за лощёной внешностью Сантос-Дюмона скрывался глубокий ум. Для своего самолёта «14-бис» он создал систему управления с предшественниками совершенных элеронов. Он постоянно работал над технологичностью сборки самолётов и повышением удельной мощности двигателей.
23 октября 1906 года он совершил полёт на 60 метров в присутствии десятков зрителей. Самолёт Сантос-Дюмона взлетел и сел самостоятельно, не сбрасывая шасси, что до сих пор позволяет считать именно его пионером авиации.