Сегодняшнее развитие
Музей музыки в СПб по-прежнему остается одним из самых интересных для посетителей мест, в котором царит непревзойденная атмосфера. Каждого гостя приветствуют колокола, которые раньше звенели в Гатчине порядка века назад. Особенной гордостью музея является коллекция флейт, которая насчитывает порядка 400 штук, и они относятся, как к классическим, так и к народным типам музыкальных инструментов. Точно так же различается и материал, из которого изготовлены инструменты – дерево, слоновья кость, фаянс или металл. Такое разнообразие попросту не оставляет равнодушных.
Огромное количество ценных, раритетных материалов располагается и на 2 этаже здания. К примеру, там вы сможете увидеть квартет струнных инструментов, изготовленных самим мастером Батовым, или старинный спинет, произведенный руками немецкого мастера. Среди инструментов нельзя не заметить и трехмануальный клавесин, датируемый 19-20 веками. Главное же место занимают вещи, которые хранят в себе историю о самых популярных отечественных композиторах. К примеру, рояль, принадлежавший лично Глинке, а также его скрипка теперь доступны для глаз всех окружающих. К слову, с этими инструментами композитор не расставался практически никогда.
Тема роялей дополняется и личным иснтрументом Рубинштейна, который стоял на его легендарной даче, и долгое время радовал гостей своим превосходным звуком и игрой настоящего профессионала. Пианино Шостаковича, на котором была придумана легендарная композиция под названием «Ленинградская симфония», также стоит в стенах музея. И этот список можно продолжать практически бесконечно, но лучше самостоятельно увидеть эти инструменты, от которых, буквально, веет творческой атмосферой, и погружает в былые времена. Каждый экспонат здесь звучит, и раз в неделю радует посетителей.
Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
Вам понравится
Экскурсии в Шереметьевский дворец
Обилие экскурсий, которые проводятся во дворце Шереметьевых на Фонтанке в Петербурге, не может не радовать. Среди них наибольшей популярностью пользуются обзорные экскурсии по дворцу, посещение усадьбы Шереметевых, обзор музыкальных инструментов дома, а также множество тематических экскурсий, таких как «Фонтанный дом – родовое гнездо Шереметевых», «Взгляд сквозь столетия» и многие другие. Посещение экспозиции «Открытые фонды» сопровождается аудиогидом.
Экскурсионные программы здесь заинтересуют не только взрослых посетителей, но и детей. Для них существует интерактивная экскурсия под названием «Фонтанный дом – ровесник Питера», в ходе которой детям поведают о жизни рода Шереметевых, истории возникновения особняка. Также каждый ребёнок будет иметь возможность создать собственную каллиграфическую открытку.
В Шереметевском дворце
Сегодня в стенах дворца можно посетить постоянные экспозиции Музея музыки: экспозицию «анфилада парадных залов» (2 этаж дворца) и экспозицию музыкальных инструментов «открытые фонды музея» (1 этаж дворца).
В основе коллекции музея лежит крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов со всего света, которое насчитывает более трех тысяч инструментов. В состав коллекции входят инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами 16-20 веков; мемориальные инструменты композиторов русской школы 19–20 столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр и музыкальные инструменты всех континентов мира. Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М.И. Глинке, коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II работы мастера А. Жако, квартет корнетов, принадлежавших Императору Александру III, скрипка работы итальянского мастера Франческо Страдивари, олифанты, подаренные Императрицей Александрой Федоровной Императору Николаю I, рояли А.Г. Рубинштейна и Д.Д. Шостаковича.
Также во дворце можно видеть отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа с предметами шереметевских коллекций, а также произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства 18-19 веков.
Во дворце также проходят концерты, выставки, лекции, семинары, фестивали и прочие мероприятия.
В Белом зале дворца проводятся концерты классической музыки.
Вход во дворец и на экскурсии платный.
Шереметевский дворец входит в состав Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Всю информацию об экспозициях, часах работы музея, приобретении и стоимости билетов, экскурсиях, а также афишу концертов и прочих мероприятиях во дворце, рекомендуем уточнять на официальном сайте музея: theatremuseum.
История
Всё началось в 1712-м году, когда Пётр I пожаловал своему сподвижнику Борису Шереметеву участок для строительства дома на берегу Фонтанки. По первоначальной задумке это была одноэтажная летняя усадьба, строительство которой завершилось через 30 лет, а в 1750-х надстроили второй этаж дворца. Так появился один из ярких образцов богато украшенного архитектурного стиля, который позже назовут русским или петровским барокко.
Уже в XVIII веке Фонтанный дом стал центром культурной жизни Петербурга. Внук основателя поместья, Николай Петрович Шереметев организовал здесь крепостной театр и оркестр, лично отбирая талантливых крестьян для певчего хора и даже оперных постановок. Само же здание неоднократно перестраивалось — появлялись флигели для прислуги, садовые павильоны, а интерьеры и внешнюю отделку дополняли лучшие мастера — Кваренги и Воронихин.
Спустя столетие дворец продолжал оставаться вотчиной Шереметевых, а слава его гремела на всю Европу. Сюда захаживали иностранные послы, в гостиных давали концерты Лист, Глинка, Берлиоз и другие видные композиторы. Так продолжалось вплоть до 1871-го года, когда наследники графского рода поделили участок, и со стороны Литейного проспекта начали строиться доходные дома, и почти десяток строений внутри сада, включая оранжерею и садовые флигели, решили снести.
Ассоциация музыкальных музеев и коллекционеров
Непростые времена продолжились и после Октябрьской революции. Последний собственник дворца Сергей Шереметев добровольно отказался от имения в пользу национализации, и вся территория усадьбы перешла под ведомство большевиков. Учитывая огромный вклад его семейства в историю города, новая власть открыла здесь Музей дворянского быта, который просуществовал вплоть до 1931-го года, пока его не закрыли по идеологической линии.
После войны в залах открыли детско-юношеский Дом занимательной науки, а несколько лет спустя сюда переехал Институт Арктики и Антарктики, занимавший большую часть помещений почти 40 лет. За это время дореволюционные интерьеры были практически полностью утрачены, и только в 1989-м власти задумались о реставрации исторического наследия. Год спустя дворец стал филиалом Государственного музея театрального и музыкального искусства.
Сегодня Фонтанный Дом — это не просто музейное собрание, а полноценный культурный и образовательный центр. Для детей и студентов тут проводят тематические экскурсии, посвящённые истории Петербурга, также проходят сезонные выставки и концерты. Из интересных событий высоко ценятся ярмарки музыкальных инструментов, где ведущие мастера России и мира представляют свои творения, которые всегда можно приобрести.
Шереметевский дворец официальная группа Вконтакте
Шереметевский дворец — Музей музыки: Афиша
Фото и описание
Бывшее имение графов Шереметевых является уникальным культурно-историческим
памятником и редким для Петербурга образцом постройки усадебного типа. В 1712
году Петр I пожаловал графу Б.П. Шереметеву землю возле Фонтанки (Безымянный
Ерик). Каменный 2-ухэтажный дворец, существующий в настоящее время, был возведен
в 1750 году архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским. Есть предположение, что
в проекте использовались чертежи Ф.-Б. Растрелли. На протяжении 2-ух веков
продолжалось освоение усадьбы. В создании внутренней обстановки дворца и
усадебных построек в разные годы принимали участие архитекторы И.Д. Старов, Ф.С.
Аргунов, А.Н. Воронихин, Х. Мейер, Д. Кваренги, И.Д. Корсини, Д. Квадри, Н.Л.
Бенуа и другие. До 1917 года Шереметевский дворец принадлежал 5-ти поколениям
графской ветви знаменитого русского рода Шереметевых.
После революционных событий дворец был превращен в музей дворянского быта,
который просуществовал до 1931 года. Основой музейных фондов стала
формировавшаяся в течение 2-ух веков частная коллекция Шереметевых,
представлявшая собой сложный комплекс разного рода наслоений, состоящий из
живописной картинной галереи, собрания скульптуры, оружия, нумизматики,
библиотеки (книжное и нотное собрание, открытки, рукописные материалы),
предметов декоративно-прикладного искусства (включая коллекции бронзы, серебра,
фарфора, мебели) и т.д.
Позднее и до 1984 года Шереметевский дворец представлял собой
научно-исследовательское учреждение. Дворцовые интерьеры погибли, а коллекции
попали в ведущие музеи Москвы и Ленинграда, за исключением некоторых предметов
интерьеров, которые остались в здании. В 1989 году Шереметевский дворец передали
музею театрального и музыкального искусства для образования в нем Петербургского
музея музыки и размещения государственного собрания музыкальных инструментов.
Экспозиция дворца имеет 3 направления: история знаменитого рода Шереметевых и
дворянский быт XVIII – XX столетий, уникальная коллекция музыкальных
инструментов и выставка частных собраний. В музее организована постоянная
выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII – начала XX столетий»,
которая была открыта в 1995 году. В 4-ех залах дворца восстановлены интерьеры
дома В.В. Стрекалова-Оболенского, которые представляют собой благородную
коллекцию уникальных произведений изобразительного и декоративно-прикладного
искусства XVII-XX веков, отражающую духовную жизнь интеллигенции нашей страны.
Это собрание, состоящее примерно из 700 предметов, передала Шереметевскому
дворцу его жена А.М. Сараева-Бондарь.
Музей музыки демонстрирует собрание музыкальных инструментов, насчитывающее
более 3000 экспонатов. Здесь представлены русские колокола, звучание которых
можно послушать, копии античных инструментов. Барочная оригинальность форм
европейских инструментов XVII-XVIII веков – старинных арф, клавесинов, виол –
гармонично вписывается в стиль дворца, ажурный узор чугунной ограды, лепное
украшение интерьеров.
Помимо временных выставок в музее организована постоянная выставка
«Возращённое наследие», в которой нашла отражение последняя зарубежная стадия
жизни русского композитора, дирижёра, педагога Александра Константиновича
Глазунова. Благодаря его приемной дочери Елене Александровне Глазуновой-Гюнтер
наследие удалось сохранить и передать его в Петербург. Когда отец был жив, она
участвовала в концертах как пианистка, и музыка Глазунова постоянно
присутствовала в её репертуаре. После смерти отца ею был основан Фонд Глазунова,
который в 2003 году вернул в Россию наследие композитора. В экспозиции
представлен интерьер парижской квартиры, где Александр Константинович провёл
последние годы жизни. Здесь можно увидеть документы семьи Глазуновых,
фотографии, мебель, письменный стол, дирижёрскую палочку, рояль, личные вещи,
автографы и ноты композитора, его посмертную маску.
Дворец является известным местом проведения концертов.
Архитектура
Еще в 1712 году фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву Петр I пожаловал участок на берегу реки под строительство. Тогда река называлась Безымянный Ерик, теперь она известна как Фонтанка. Вдоль ее берега в середине 1750-х годов был возведен двухэтажный с мезонином каменный дворец, получивший название Фонтанного дома. Автором проекта стал архитектор Савва Чевакинский в сотрудничестве с Федором Аргуновым. Это был нетипичный для Санкт-Петербурга вид усадебного строения в стиле барокко.
Здание обращено фасадом к Фонтанке и разместилось в глубине усадебного двора. Фронтон дворца украсил герб Шереметевых. Уже в конце 1830-х годов со стороны набережной были установлены ворота с графским гербом владельцев и ограда с чугунным узором по проекту Доменико Квадри.
С тех пор во дворце сменилось несколько поколений графской семьи. За два столетия внутренние интерьеры дворца и усадебные постройки несколько раз перестраивались трудами известных архитекторов Андрея Воронихина, Джакомо Кваренги, Иеронима Корсини, Николая Бенуа и других.
Здесь появились флигели:
- Фонтанный
- Певческий
- Больничный
- Летний дом
- Садовый павильон
- Каретные сараи
Многие усадебные постройки были утрачены в самом начале 20-го столетия, это Эрмитаж, оранжерея, многие другие уникальные постройки.
Останкино сегодня
В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.
Смотреть галерею
В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.
Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, – Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.
Снаружи и изнутри
Комплекс дворцовых построек на Фонтанке, 34 выполнен в редкостном для северной столице типе дворянской усадьбы. Пышный фасад в стиле барокко скрывается за изящной чугунной оградой с позолоченными элементами работы Д. Квадри. На фронтоне дворца находится герб Шереметевых.
В двухэтажном здании, помимо Музыкального музея Санкт-Петербурга и коллекций второго этажа, посвящённых жизни Шереметевых, находится музей Анны Андреевны Ахматовой.
Экспозиции
Музыкальный музей на Фонтанке является частью Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга. Перед созданием экспозиции внутренние помещения дворца воссоздавались в том виде, какими они были в 19 в. Душой первого этажа, конечно же, остаётся огромная коллекция различных музыкальных предметов. Здесь можно увидеть знаменитые русские колокола, музыкальные инструменты, принадлежавшие великим композиторам, членам императорской семьи, а так же инструменты, вышедшие из обихода много лет назад и восстановленные по описаниям и рисункам.
В ходе экскурсии можно самостоятельно извлечь звуки из некоторых экспонатов или послушать их звучание в записи, а в последнем зале – увидеть фильм о коллекциях музея. В залах учреждения периодически проходят концерты камерной музыки. Для маленьких посетителей предусмотрены специализированные программы и творческие мастер-классы.
На втором этаже экскурсантам предлагают посетить отреставрированные комнаты Шереметевых, самыми знаменитыми и интересными из которых являются Белый концертный зал, Этрусская и Красная гостиные. Одним из наиболее популярных экспонатов второго этажа можно назвать Крест «Монте-Дженерозо» – подарок музею от шведского ювелира и сказочника, Вилли Инауэна. Автор работал над композицией более 40 лет.
Интересные факты
Шереметевский дворец всегда был популярен у художников, и изображали они не только его внешний облик. Именно здесь легендарный живописец Кипренский работал над портретом Пушкина, перед этим написав с натуры множество его современников. Оригинал известного всем со школьной скамьи полотна можно увидеть в залах Третьяковской галереи.
Один из флигелей Фонтанного Дома со стороны Литейного проспекта занимает музей Анны Ахматовой. Квартира поэта расположена на третьем этаже, в ней несколько экспозиционных залов с личными вещами, документами и редчайшими архивными фото. Здесь же находится единственная в Петербурге постоянная экспозиция, посвящённая Иосифу Бродскому.
На входе в дворцовый сад можно увидеть скромный обелиск с женским портретом — это памятник оперной певице Прасковье Жемчуговой, бывшей крестьянке крепостного театра. Её красота и талант покорили сердце Николая Шереметева, который женился на артистке, дав вольную всей её семье. Брак продлился меньше двух лет — Прасковья умерла при родах.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Есть в коллекции музея вещи с невероятной историей, например, знаменитая «блокадная виолончель» ленинградского мастера Алексея Ушакова. Он работал над ней без малого 15 лет, о чём гласит короткая, но трогающая сердце карандашная записка, найденная внутри деки: «Инструмент начат в 1941-м. Закончен в 1956-м. Помешала война. Блокада».
Эксклюзивными экспонатами считаются часы XVIII–XIX века — «Музицирующие», «Амур на дельфине» и «Читающая девушка». Реставраторам удалось добиться восстановления механизма, и циферблаты теперь показывают точное время, но, к сожалению, у некоторых часов навсегда утрачены элементы, отвечающие за исполнение мелодий.
В витринах «Открытых фондов» можно обнаружить уникальные коллекции медных корнетов и альтгорнов Александра III — вплоть до коронации самодержец много лет играл в придворном оркестре. Помимо них регулярно выставляются тысячи инструментов, принадлежавших знаменитым творческим и государственным деятелям.
Ассоциация музыкальных музеев и коллекционеров
История «Фонтанного дома»
С 1712 по 1917 гг. участок, ограниченный набережной Фонтанки и современной линией Литейного проспекта принадлежал пяти поколениям рода Шереметевых. С первой четверти 18 в. здесь располагаются последовательно деревянные постройки загородного поместья, одноэтажные палаты по проекту Георгия Дмитриевича Дмитриева, достроенные вторым этажом в середине 18 в. под руководством Саввы Ивановича Чивакинского.
С 1750 по 1850 гг. над внешним и внутренним обликом дворца-усадьбы трудились такие знаменитые архитекторы, как И. Старов, Дж. Кварнеги, А. Воронихин, Х. Мейер и другие. Дом Шереметевых был одним из культурных центров северной столицы. При дворце действовали театральная труппа и оркестр, сформированные из крепостных крестьян Шереметевых. В усадьбе проходили музыкальные собрания с участием известнейших композиторов – М.И. Глинки, Л.-Э. Берлиоза, Ф. Листа. В Шереметевском дворце пели Полина Виардо, Прасковья (Полина) Бартенева, Джованни Рубини.
При последнем владельце из рода Шереметевых в Фонтанном доме на регулярной основе собирались члены исторических обществ. В 1900 г. в одном из флигелей усадьбы создан музей музыкальных инструментов под руководством барона Штакельберга.
От СССР до наших дней
После национализации дворца-усадьбы Советами, в его стенах расположился Музей, посвящённый быту дворян и крестьян 18-20 вв. На протяжении нескольких лет коллекции семьи Шереметевых: скульптуры, мебель, картины, религиозные артефакты и другие, принадлежали фонду Русского музея. В 20-е годы Шереметевскую усадьбу постигла судьба многих особняков Ленинграда: музей был расформирован, помещения перестроены и приспособлены для нужд различных учреждений. Часть экспонатов удалось сохранить, присовокупив их к фондам Эрмитажа, Русского музея и Российской национальной библиотеки.
Здание и прилегающие территории получили значительные повреждения при артобстрелах во время Великой Отечественной Войны. В 1945 г. задача по восстановлению и поддержанию работоспособности Шереметевского дворца поручена расположившемуся в его стенах Исследовательскому институту Арктики и Антарктики.
В последнее десятилетие 20 в. принято решение перевести учреждение ААНИИ, восстановить здание и реконструировать интерьеры Фонтанного дома. Помещения первого этажа были отведены под восстановленный Музей музыки, а в анфиладе второго этажа разместились коллекции произведений живописного и прикладного искусства 18-19 вв.
Сегодня посетители Шереметевского дворца могут увидеть и услышать раритетные инструменты минувших эпох и окунуться в атмосферу великолепного особняка древнего графского рода, пропитанного любовью к искусству и музыке.
Интересные факты:
Участок под дворец на левом берегу Безымянного Ерика (ныне Фонтанки) был подарен фельдмаршалу графу Б. П. Шереметеву самим Петром I еще в 1712 году. Сначала здесь построили простой деревянный дом, а нынешний каменный дворец возвели только в середине XVIII века. Своим фасадом зданием было обращено к реке, состояло из главного корпуса и двух флигелей по его краям. Самое заметное украшение фасада — лепнина, балкон с шестью пилястрами и небольшой мезонин с лучковым фронтоном. Позади дворца обустроили большой регулярный сад с фонтанами, античной скульптурой и несколькими беседками-павильонами. В последствии на прилегающей территории было построено несколько флигелей.
В XIX веке вдоль набережной перед дворцом появилась чугунная ограда по проекту И. Д. Корсини, она была щедро декорирована бронзовыми элементами и изображением фамильного герба Шереметевых.
Отличительная особенность дворца Шереметевых — богатое внутреннее убранство: стены украшены золотом, живописью, художественными панно и декоративными тканями, на полу уложен цветной паркет. Многие предметы интерьера были привезены из Европы. Самые известные помещения — Этрусская, Малиновая, Зеленая и Желтая гостиные, Белый зеркальный зал, Домовая церковь Святой Варвары.
Дворец Шереметевых имеет тесные связи с историей русской культуры. Здесь был открыт частный театр, а хозяйкой дворца одно время была известная актриса Прасковья Ковалева (Жемчугова), ставшая после замужества графиней Шереметевой. В интерьерах дворца был написан знаменитый портрет А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского. В доме на музыкальных вечерах часто бывал композитор М. И. Глинка. А в середине XVIII века дворец Шереметевых стал широко известен благодаря своей «Капелле», считавшейся лучшим хором России.
С 1924 по 1952 годы в одном из дворцовых флигелей проживала А. А. Ахматова, именно она дала дворцу второе название — Фонтанный дом.
После революции 1917 года во дворце располагались Музей дворянского быта и Дом занимательной науки, после окончания Великой Отечественной войны — Научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики. В 1990 году здание было передано Музею театрального и музыкального искусства, а в одном из флигелей был открыт музей поэтессы Анны Ахматовой.
Шереметевский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 34. | |
Шереметевский дворец на карте: | Как добраться: Дворец находится на Безымянном острове вдоль набережной реки Фонтанки вблизи улицы Белинского. Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Маяковская». Наземный транспорт — остановки «Улица Жуковского», «Литейный проспект». |
История
Шереметевский дворец в СПб начал свою историю еще в 1712 году, когда Б. П. Шереметев был удостоен земельным участком на одном из берегов реки Фонтанки. По прошествии нескольких десятилетий именно здесь было возведено величавое здание в популярном тогда стиле барокко, который в итоге и стал родовым поместьем одной из самых известных семей в России. Стоит отметить, что с каждым новым хозяином внешний вид строения изменялся, поэтому изначальный проект архитектора Чавакинского был сильно видоизменен с годами. Но единственное, что здесь было постоянным – это музыка, почти круглосуточно звучащая из уютных комнат дворца.
С середины 19 столетия здесь частенько организовывались совершенно бесплатные музыкальные концерты хоровой капеллы, о которой речь зашла чуть выше. В этих же стенах частыми гостями были такие выдающиеся исполнители, как Глинка или Бартенев. Из иностранных артистов можно выделить Берлиоза и Вирдо. Музей музыки в Санкт Петербурге открыл новую веху в истории собственного развития на момент конца прошлого века, когда в стенах было увековечено огромное количество уникальных инструментов, не имеющих аналогов по всему свету. Какие это инструменты?
- К примеру, К. К. Штакелбьерг лично получил скрипку ручной работы, принадлежавшей самому Страдивари от Александра третьего. А еще, в качестве дополнения, основателю коллекции было передано 8 флейт, которые ранее принадлежали самому императору
- Своеобразной частью коллекции являются не только музыкальные инструменты, но и творения передовых отечественных композиторов. К примеру, Мусоргский, Чайковский, Чехов и Островский нередко приносили сюда собственные творения, предназначенные для исполнения на сцене