Ростральные колонны — Санкт-Петербург

Как устанавливали Александровскую колонну?

Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.

Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.

12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.

Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.

Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса  (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»

День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.

Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.

Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”

Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.

В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.

Интересные факты

История колонн насчитывает более двух столетий. Она неотделима от истории города, одной из «визитных карточек» которого являются эти архитектурные сооружения. Но все же у колонн есть и собственная история, с ними связано множество необычных событий и интересных фактов. Вот некоторые из них:

– В начале 30-х годов XX века колонны были запечатлены на цветных слайдах знаменитым американским фотографом и путешественником Брэнсоном Деку.

– В 40-е годы XX века, в военное время, колонны сильно пострадали от обстрелов. Декор был пробит осколками и покрылся ржавчиной. В конце 40-х годов была проведена замена металлических украшений на дубликаты, которые были изготовлены из полированных листов меди. Серьезно пострадали и скульптуры у подножий колонн, эти части архитектурных памятников также были восстановлены.

– Изображение колонн можно увидеть на купюре достоинством в пятьдесят рублей. По этой причине многие гости столицы фотографируются на фоне этой достопримечательности, держа купюру в руках.

– Последняя реконструкция знаменитых колонн проводилась на рубеже XX и XXI столетий. Восстановлением архитектурных сооружений занимались специалисты высокого уровня, сотрудники Государственного Эрмитажа.

Лето 2011 года ознаменовалось двумя необычными происшествиями, связанными с Ростральными колоннами. В первую неделю лета дверь на лестницу одной из колонн была взломана несколькими хулиганами. Их целью было проникновение внутрь колонны. К счастью, их действия не причинили памятнику истории и архитектуры никакого ущерба. Спустя почти два с половиной месяца, в конце августа того же года, некий человек (имя которого неизвестно) проник на смотровую площадку одной из колонн и зажег фонарь, открыв газовый вентиль. На место происшествия немедленно выехали пожарные. Огонь был потушен, а инцидент — исчерпан. От хулиганских действий мужчины, самовольно зажегшего пламя знаменитой колонны-фонаря, никто не пострадал.

Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание

По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.

Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.

Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.

Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.

Фигуры у подножия и происхождение названия

По архитектурной концепции триумфальные скульптуры отождествляются с величием и мощью России. Сами статуи были творением французских скульпторов (Камберлена и Тибо).

Окончание скульптурных работ произошло в 1811 году, вскоре после завершения проекта колонн. Тот же автор архитектурного ансамбля заявил, что олицетворенные мужчины и женщины являются богами морей и торговли. Среди людей бытует мнение, что они символизируют русские реки, но пока это не получило научного подтверждения из-за отсутствия атрибутов, подтверждающих или опровергающих версию. Несмотря на это, гиды часто забавляют любопытство туристов рассказами о символике скульптур, олицетворяющих «Неву», «Волгу», «Днепр».

Ростральные колонны были созданы древнеримскими скульпторами. Почему так называются эти великолепные здания? В те времена триумфальные морские победы сопровождались дальнейшим возведением колонн, украшением которых становился нос побежденных кораблей.

Внешний вид и описание

В качестве опор колонн использовались ступенчатые гранитные фундаменты. Именно на них найдены каменные и известняковые изваяния Пудоста, представленные мужскими и женскими фигурами. К другим конструктивным особенностям относятся:

  • Гармоничное сочетание серого и терракотового тонов.
  • На вершинах колонн располагались заостренные элементы, имитирующие клювы (арки кораблей, ставшие своеобразным артефактом при потоплении кораблей противника во время морских сражений.
  • Носовые части кораблей расположены перпендикулярно друг другу в четырех порядках.
  • Между клювами расположены медные якоря, которые со временем приобрели зеленоватый оттенок.
  • Винтовые лестницы, расположенные внутри колонных конструкций, позволяют подняться на смотровые площадки.

Раньше их заливали конопляным маслом, что позволяло освещать сигнальные огни, которые были видны с большого расстояния. Такой пожар мог долго гореть, создавая проблемы для проезжающих мимо горожан, так как горячие брызги постоянно обжигали их. В конце 19 века сюда подали электричество, свет заменили на мощные лампы. Для подсветки колонн сейчас применяется более дешевый вариант — газовые горелки.

В чём секрет красоты Александровской колонны?

Красота любой колонны заключается в пропорциях. Соотношения верхнего и нижнего диаметров Монферран получил методом древнеримского архитектора Витрувия, а способ утонения колонны разработал свой и в этом его большая заслуга.

Размер верхнего диаметра — 3.19 м, а нижнего — 3,66 м. Они относятся как 8:9, при этом величина нижнего диаметра умещается в длину стержня 7 раз, а верхнего — 8.

Превосходно составленная композиция навершия, её отношение к высоте колонны, ступенчатый цоколь и стилобат под пьедесталом делают всю конструкцию более стройной и монументальной в сравнении с другими колоннами. Сравните сами.

Превосходно выполненные работы бронзового литья статуи и барельефов пьедестала поражают тщательностью проработки деталей.

В статье дзен канала проводится сравнительный анализ с аналогичной архитектурой Древнего Рима и Францией, описываются уникальные достоинства пропорций и деталей.

Описание достопримечательности

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — отдельно стоящие сооружения, которые действительно выполнены в виде колонн, но украшены не барельефами и росписью, а изображающими корабельные носы скульптурами.

Южная и северная колонны

Всего колонны две — южная и северная. Южная ориентирует на Большую Неву, а северная — на Малую.

Ствол каждой колонны украшают восемь корабельных ростр. Они расположены симметрично, в четыре ряда. Самые большие ростры находятся внизу колонн. Носы кораблей, в зависимости от расположения, указывают на воды Невы или на здание Биржи.

Каждая пара ростр оформлена по-своему. На них можно увидеть морских коньков, рыб, голову крокодила, водяного.Также стволы колонн украшены большими рельефными якорями.

Скульптуры у подножия колонн

Подножие каждой колонны украшают две скульптуры — мужчины и женщины. Сам автор архитектурного сооружения говорил, что они олицетворяют божеств коммерции и моря. Однако это заявление не помешало появлению в народе различных легенд.

Одни считают, что это муж и жена — старожилы Васильевского острова, которые стали бессменными стражами своей малой Родины. Другие олицетворяют эти фигуры с российскими реками — Волгой, Невой, Днепром и Волхвом.

Материалом для изготовления скульптур был выбран известняк. Он быстро твердеет на открытом воздухе и хорошо противостоит негативным факторам внешней среды.

Ростральные колонны внутри

Внутри Ростральные колонны полые и в каждой их них установлена лестница, чтобы можно было подняться до самого верха сооружения. Там находится смотровая площадка, где стоит большая чаша на металлической треноге.

Раньше в эту чашу наливали конопляное масло и поджигали. В результате колонны служили маяками для проплывающих мимо кораблей. В целях экономии, безопасности и простого удобства сейчас к площадке подведен газ, а вместо чаш используют горелки. Огромные фонари на вершине Ростральных колонн теперь зажигают только по поводу самых важных и торжественных событий.

600 тонн за считанные минуты: Гиннес нервно курит в сторонке

Для ее транспортировки было задействовано 600 солдат,  впоследствии  после удачной перевозки драгоценного груза,   граф Юлий ЛИтта был представлен к ордену святого Владимира.

Подъем 600-тонного монолита стал настолько уникальным явлением в мировой инженерии, что Монферрану пришлось разработать специальную инструкцию. Строительные леса  занимали почти всю Дворцовую площадь, а в работах задействовали множество технических приспособлений  и порядка 2 тысяч людей. Эта инструкция была настолько детальной, а механизм – продуманным, что вся операция по подъему Александровской колонны осуществилась в рекордные сроки – за 100 минут.

В наши дни установка Александровской колонны однозначно заняла бы страницы Книги рекордов Гиннеса, да и 30 августа 1834 года на сие чудо пришло посмотреть до 10 тысяч человек, среди которых были и иностранные гости. На специальном помосте были выделены 4 тысячи мест для VIP-персон: императорской семьи, представителей Высочайшего двора, дипломатического корпуса, Государственного совета и Сената, свиты, а также гвардейских генералов и кадетов.

История создания

Две знаменитые растровые колонны (СПб) находятся на Стрелке Васильевского острова по адресу Биржевая площадь, 4. Их спроектировал архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон для площади перед Биржей. Благоустройство этого района города началось после того, как в 1730 г. на Васильевский остров решено было перенести торговый порт. Название свое они получили из-за того, что в центральной части их стволов расположены изображения носовых частей кораблей — ростры. Как и Александровская колонна, расположенная на Дворцовой площади, они являются историческим и архитектурным символом города.

Растровые колонны органично вписаны в архитектурную планировку Стрелки наряду со зданием Биржи. Они были установлены в 1810 г. и сначала выполняли функцию маяков, служивших ориентиром для торговых кораблей, заходивших в порт Васильевского острова. Северная колонна показывала направление кораблям на Большую Неву, а южная – на Малую.

Ростральные красные колонны в Питере

Конструкция ствола стоит на металлической треноге. Внутри сооружения полые, в них располагается винтовая лестница, ведущая на верхнюю площадку, где стоит большая чаша с горящим огнем. В самом начале в эти чаши наливали масло и поджигали. Высокий столб пламени было видно на реке издалека. В 1896 г. царское правительство пыталось провести их электрификацию, но освещение с помощью электричества получилось слишком дорогим.

После революции 1917 г. колонны долго не освещались. В 1957 г. советское правительство провело их реставрацию к 250-летию Ленинграда и газифицировало. Впервые после реставрации их снова зажгли 23 июня 1957 г. Высота пламени в газовом сопле достигает 7 метров. Сегодня их обычно зажигают во время праздничных иллюминаций. Посмотреть на это зрелище туристы приезжают специально из других государств.

Интересно! Сегодня колонны стали не только символом Санкт-Петербурга, но и символом России. Именно Ростральные колонны нанесены на 50-рублевые купюры. 

Интересные факты

Ростральные колонны, которые все туристы в Санкт Петербурге обязательно посещают, имеют интересную историю. Экскурсоводы всегда рассказывают не только о том, как они возводились, сколько кирпичей, камня и меди было потрачено во время их строительства, но и разные исторические факты.

Факт! Удивительно, но эти монументальные сооружения в классическом стиле возвели по проектам иностранных архитекторов обычные русские мужики.

За время своего существования колонны ни один раз разрушались и снова восстанавливались. Историки не до конца понимают, для чего создавались такие монументальные сооружения. Одни считают, что они были маяками, другие опровергают эту версию, утверждая, что на реках не ставили маяков. Загадочным считается не только создание самих колонн, но и значение украшающих их скульптур и нижних ступеней, на которых так любят фотографироваться туристы.

По старой традиции, пришедшей из Древнего Рима, такие колонны возводили в память о крушении сильнейших врагов. В эпоху расцвета классицизма в Новое время такими сооружениями ознаменовывали великие морские победы, одержанные страной.

Достопримечательность на реке

Колонны пострадали очень сильно во время блокады Ленинграда, но были снова отреставрированы советскими реставраторами. Последнюю реставрацию этого памятника архитектуры начала 19 века проводили в 1999 г. специалисты Эрмитажа. В 2011 г. двери, ведущие вовнутрь сооружений и на верхнюю смотровую площадку, два раза пытались взломать. При попытке второго взлома был зажжен факел.

Реставрации

Ростральные колонны Петербурга за всю свою жизнь пережили 3 крупные реставрации:

  • 1926-1928 гг.;
  • 1947-1949 гг.;
  • 1998-1999 гг.

Несмотря на все свои положительные качества, такие как мягкость и податливость, пудостский камень является весьма капризным минералом. Он слаб по отношению к суровому петербургскому климату с его сыростью и перепадами температур. При реставрации скульптур у подножья была в 20-х годах 20-го века выявлена масса нарушений по поддержанию монумента в должном состоянии. Скульптуры были грубо ремонтированы путем нанесения различных намазок и шпатлевок. А многие детали пришлось восстанавливать с использованием новых крепежей и опор.

В ходе Великой Отечественной войны монумент значительно пострадал, от него были отколоты некоторые части. Как следствие колонны пришлось реставрировать.

Последняя реставрация была проведена в самом конце 20-го века. Для ее осуществления были призваны самые лучше мастера своего дела. Они провели сложную кропотливую работу по возвращению колоннам былого величия.

Лайфхак 1 – Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене – и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) –

Лайфхак 2 – Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на

Лайфхак 3 – Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .

Лайфхак 4 – Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.

Интересные факты

  • Летом 2011 года было совершено сразу две попытки взлома памятников. В одном случае мужчине удалось подняться на смотровую площадку и зажечь огонь, а во втором – попытка проникновения была остановлена сотрудниками полиции.
  • Внутри каждого сооружения находится лестница, ведущая на смотровую площадку.
  • После Великой Отечественной войны колонны сильно пострадали. В 1999 году колонны были реконструированы последний раз.
  • Подобные сооружения, помимо Петербурга, можно увидеть на въезде во Владивосток.
  • «Рострум» в переводе с латыни означает «клюв». Древние римляне нос корабля обивали железом и такой образный «клюв» оказывал дополнительную помощь во врем военных действий.
  • В 340 г. до нашей эры римляне одержали морскую победу и захватили Карфаген. Тогда и была возведена первая в истории ростральная колонна.
  • Расположение колонн у реки, а не у моря, даёт повод учёным сомневаться в том, что сооружения служили маяками. Скорее их можно назвать символом побед, а огонь в них зажигался во время памятных дат.
  • Помимо французского архитектора и русского каменотёса, над колоннами работал великий зодчий Захаров.
  • Изображение данных памятников архитектуры украшало 50 рублей 1997 года и 50 тысяч 1995 года.
  • Будьте уверены, что посещение Васильевского острова обязательно вас вдохновит, а величественные Ростральные колонны ещё раз напомнят о победоносных морских сражениях.

Интересные факты

Благодаря объединенным усилиям исследователей, реставраторов, сотрудников Эрмитажа и меценатов, финансировавших программу по восстановлению Ростральных колонн, это блестящее архитектурное наследие Санкт-Петербурга сегодня можно созерцать в его первозданном великолепии.
В 60-х годах прошлого века одним из экскурсоводов была высказана версия, что статуи Ж. Камберлена и Ж. Тибо символизируют великие русские реки: Неву, Волхов, Днепр и Волгу

С тех пор это утверждение стало приниматься за истину, в то время как реальных исторических доказательств ему до сих пор не найдено.
Величественные колонны привлекают внимание не только туристов, но и злоумышленников. Так, в июле 2011 года дверь одной из них была сломана неизвестными, в результате чего памятник стал доступен для посещения

Повреждения быстро устранили, дверь с дополнительными замками была установлена на место, таким образом, удалось избежать причинения памятнику вреда.
В августе того же года дверь снова взломали. Прибывшие на место спасатели обнаружили пылающий ярким огнем факел на смотровой площадке. Пламя погасили, перекрыв подачу газа.

  • Ростральные колонны неоднократно реставрировались. Перед реставрацией в 1928 году было обнаружено огромное количество слоев масляной краски самых разных цветов. Во время работ по восстановлению только с каменных фигур было сначала снято по 2-3 воза цемента и гипса, которых не было изначально. Несмотря на это, очередную реставрацию вновь провели не лучшим образом.
  • В 1997-1998 гг. была применена новая методика, включавшая в себя промывку скульптуры от атмосферных загрязнений, нейтрализацию биоповреждений и удаление множественных доделок из чужеродных материалов, которые способствовали разрушению. Очищенный камень укрепили, утерянные части восстановили из пудостского известняка, а поверх нанесли состав для защиты от воздействия влаги.

 

Неофициальная версия появления памятника

На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.

К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.

Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.

Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.

Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.

Ростральные колонны

Категория: Памятники Санкт-Петербурга

В 1733 году с Березового острова Петербурга был перемещен порт на остров Васильевский. Там же, на Стрелке, были возведены такие портовые сооружения, как Биржа, Таможня, пакгауза, а к концу 18 века там швартовалось около тысячи судов в год.

На теперешний момент морской порт Санкт-Петербурга раскинулся на острове Гутуевский, но Васильевский остров все также хранит на себе отпечаток былого величия. К нему относятся и Ростральные колонны.

Традиция отмечать морские победы возведением колонн восходит к Римской империи, где ростры (носы) поверженных кораблей служили украшением. Такие же Ростральные колонны, спроектированные Жаном Франсуа Томом де Томоном, установлены в Петербурге.

Высота этого величественного сооружения более тридцати метров. Ранее Ростральные колонны служили маяками, и к сигнальным огням, закрепленным на треногах, ведут винтовые лестницы. Примечательный факт состоит в том, что раньше в жаровнях наверху Ростральных колонн жгли конопляное масло, которое брызгало на всякого, проходящего мимо колонн. В 1896 году к сооружению было подведено электричество, но использовалось оно весьма недолго из-за своей высокой стоимости. И только лишь к двухсотпятидесятилетнему юбилею города к колоннам, наконец, подвели газ, и в них зажглись семиметровые факелы. На теперешний же момент огни в этой памятке морских побед зажигают только по особым случаям и торжественным поводам.

Изначально проект постройки Ростральных колонн предполагал отлив всех их деталей из бронзы, но выяснилось, что это весьма сложная работа, и было решено в качестве материала использовать пудостский известняк, добывающийся в каменоломнях неподалеку. Известняк был выбран в качестве материала потому, что его строительные свойства весьма удобны: сразу после добывания он поддается резке даже ножом, а на открытом воздухе быстро застывает. Украшения колонн морскими и коммерческими божествами выполняли французские мастера.

Увы, пудостский известняк на деле оказался весьма хрупким и подверженным всяческим внешним влияниям: атмосферным осадкам, плохой экологической обстановке, сырости, поэтому колоннам не раз требовалась реставрация, что привело к неутешительным результатам. Специалист по монументально-декоративной скульптуре И. Крестовский в 1928 г. писал, что в момент реставрации колонны оказались, окрашены каждый раз по-новому. К тому же, памятник довольно сильно измазан гипсом, цементом и прочими стройматериалами не только в местах, требующих реставрации, но и в принципе везде. А во время ускоренных реставраций в камень памятника даже были вбиты гвозди и арматура, причем разрушенные куски заменялись новыми, камнем из другой породы или из цемента, а потом все снова красилось.

Очень продолжительное время состояние Ростральных колонн было весьма плачевным, но в 97-98 гг. они наконец-то были отреставрированы мастерами из Эрмитажа. Строение было очищено от сажи, биологических загрязнений и шрамов предыдущих реставраций, которые лишь ускоряли процесс разрушения памятника. На места поврежденных частей были установлены копии из того же самого материала. Именно благодаря этому символ морских побед Северной столицы был спасен.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

Немного истории Ростральных колонн

В 1730-хх годах Петербургский порт был перенесён на место, где располагается по сей день – Васильевский остров. К востоку от него формировалась площадь, а со временем началось строительство здания Биржи. Одновременно в 1810 году строились и ростральные колонны по проекту Тома де Томона, архитектора из Франции. Он до мельчайших деталей продумывал внешний вид и пропорции колонн, а в реальность такую сложную идею воплотил искусный каменотёс С. Суханов.

 Возводить подобные колонны с носами кораблей (ростры) стали древние римляне после каждой одержанной битвы. Сегодня эти величественные сооружения напоминают о победах России в морских сражениях.

32 метровые колонны, как маяки указывали направление кораблям к Большой и Маленькой Неве благодаря огню, поддерживаемому горением конопляного масла в чаше. К 1896 году было подведено электричество, однако вскоре от такой роскоши пришлось отказаться из-за больших затрат электроэнергии и её высокой стоимости. В итоге самым оптимальным вариантом оказалось газоснабжение, подведённое в 1957 году и действующее до сих пор. Торжественные события в городе и большие праздники служат поводом зажечь яркие огни в виде факелов, создавая настоящее зрелище. 

Одно из распространенных преданий гласит: колонные сооружения объединяют самые могучие реки России. У подножия каждой из колонн располагаются 4 огромные скульптуры – двое мужчин, две женщины – символы реки Волхов, а также Днепра, Волги и Невы. Скульптура Днепра создана Камберленом, а остальные статуи – дело рук французского мастера Тибо. Также на колоннах расположены фигуры обитателей подводного мира и мифических морских божеств.

Строительные работы

Работы начались в 1805 году под патронатом Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А.Д. Захаровым. Согласно утвержденному проекту, на Неве был поднят уровень «Стрелки» для защиты побережья от наводнения. При этом «Стрелка» вошла в русло реки на 100 м и приобрела строго симметричную форму.

Ростральные колонны Петербурга располагались по обе стороны полукруглого спуска в сторону Невы, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и своим величием подчеркивая важность здания Биржи. Колонны были открыты в 1810 году

Как активные маяки, каждая из колонн освещала путь кораблям, направляя их в сторону Невы и Малой Невки. Факелы горели ночью и в тумане, пока в 1885 году гавань не была удалена с острова.

Технология создания колонн

Томас де Томон намеревался использовать бронзу для скульптурных элементов, считая этот металл прочным и годным для государства на роль, отведенную колоннам. Но у мастеров того времени не было технологий, позволяющих реализовывать столь грандиозные проекты.

На смену бронзе был предложен пудостский известняк, месторождения которого находились у Стрелки. Этот минерал обладает ценным свойством для скульпторов: при добыче в карьере он очень мягкий и с ним легко работать простыми инструментами.

Только воздействие воздуха и солнца укрепляет камень, после чего он становится очень прочным.

Но достоинства пудосийского известняка — это одновременно и недостаток, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображенных материалов.
Сами колонны выполнены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Предыстория появления колонны

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий