Особенности «Невского экспресса»
Экспресс относится к фирменным высокоскоростным поездам и курсирует под двумя номерами: 747А и 748А. Он принадлежит АО «ФПК», входящей в состав РЖД, и призван удовлетворить большую часть спроса на поездки между двумя российскими мегаполисами в лице Москвы и Санкт-Петербурга.
Общий пассажиропоток, проходящий через «Невский» железнодорожный экспресс, достигает 400 тыс. человек ежегодно.
История
К 1984 году на линии, соединявшей Москву с Санкт-Петербургом, был запущен скоростной поезд ЭР200. Изначально он полностью удовлетворял основной спрос на поездки, но позднее возникла необходимость расширения действующих рейсов.
К середине 2001 года РЖД запустили новый электропоезд, который стал называться «Невским экспрессом» и получил номера 165 и 166.
Производили вагоны для состава на трех заводах: иностранном Skoda, а также российских Новочеркасском электровозостроительном и Тверском вагоностроительном.
Восемь лет высокоскоростной поезд выполнял рейсы, но с появлением «Сапсана» его дальнейшая судьба стала неоднозначной. Сначала было решено сократить частоту отправлений «Невского экспресса», из-за чего он начал ездить заметно реже.
Однако уже через год поезд вернулся к прежнему расписанию и продолжил выполнять рейсы. При этом в 2007 и 2009 годах «Невские экспрессы» становились объектами внимания для террористических организаций, что привело к жертвам среди пассажиров.
В 2008 году РЖД планировало полностью отказаться от «Невского экспресса», заменив его современными «Сапсанами». Объяснялось это отсутствием необходимости в таком поезде.
С 2010 года экспресс выполнял рейсы в стандартном режиме. А летом 2014 года сменил номера на 747А/748А, так как все скоростные электропоезда должны были перейти к новому типу нумерации. В 2021 году вновь встал вопрос об отмене «Невского» поезда, и все рейсы вскоре были приостановлены. Однако с весны 2022 года экспресс снова запущен на линии.
Специалисты называют поезд хорошим вариантом для импортозамещения, что стало особенно актуальным после приостановки контракта компании Siemens, подразумевающего поставку РЖД нескольких «Сапсанов».
Запуск «Невского экспресса» в будущем может иметь периодичный характер и проводиться в сезон повышенного спроса на поездки у пассажиров.
Достоинства и недостатки
Регулярно путешествующие россияне детально оценили поезда «Невского экспресса» и выделили ряд неоспоримых преимуществ. Для многих этот маршрут стал незаменимым способом добраться из одного города в другой.
Достоинства экспресса:
- питание – на поезде можно поесть очень вкусные бесплатные блюда, хотя и в виде холодных закусок, а также горячее за отдельную плату;
- скорость – на «Невском экспрессе» можно быстро преодолеть путь между двумя крупнейшими городами страны;
- набор аксессуаров – всем пассажирам выдают набор для поездки, включающий маску, тапочки, ложку для обуви и другие приборы;
- чистота – внутри вагонов всегда чисто, в том числе в сантехнических зонах, а персонал регулярно проводит уборку;
- персонал – все сотрудники прошли специальное обучение и стараются обеспечить максимальный комфорт пассажирам;
- комфорт – пассажирские места достаточно удобны и не вызывают дискомфорта во время поездки;
Единственным недостатком, упомянутым многими пассажирами, стала нехватка розеток. Иногда приходится делить всего одну на три места. Поэтому не исключены проблемы с доступом к электричеству, из-за чего придется экономить заряд на используемых устройствах.
Отправление в 5:40 утра – это жестоко
Первый рейс был назначен на 29 апреля отправлением из Петербурга в 5:40 утра. Как я понимаю, поезд вводили в расписание экстренно и «по готовности», поэтому дали ему те «нитки» (расписания), которые были свободны. Свободна была «нитка», которую готовили для «Сапсана» из новой партии (ее поставка отменена из-за санкций).
С одной стороны, получилось негуманно – отправление в 5:40 вряд ли многим понравится, общественный транспорт в Петербурге еще не ходит и добраться до вокзала можно только на машине. А с другой стороны – первый «Сапсан» из Петербурга традиционно отправляется в 5:30 и всегда хорошо заполняется. К тому же в период майских праздников все билеты уходят влет.
Я приехал на вокзал чуть раньше – минут за 20 до начала посадки, чтобы сфотографировать пустую платформу с поездом. С удивлением обнаружил, что, оказывается, теперь платформы на Московском вокзале перекрывают на вход, когда нет посадки. Страна заборов в действии.
Зато удалось посмотреть на поезд с другой платформы. В первый рейс мы поедем с электровозом ЭП20.
Я знал, что специально для работы с «Невским экспрессом» в специальную ливрею красили электровоз ЧС200, но его я увидел в этот день позже.
Поезд «Невский экспресс» с электровозом ЭП20 готовится к первому после ремонта рейсу в 2022 году
Платформа долго не заполнялась людьми. Все стараются прийти непосредственно к отправлению.
Электровоз ЭП20 с поездом №747 «Невский экспресс» на Московском вокзале Петербурга
Вагоны «Невского экспресса» остались прежними. По краям состава – два вагона с салонами открытого типа – как в самолетах, «Сапсанах» или автобусах. Они ходят под номерами 1 и 8 и считаются вторым классом, билеты туда стоят дешевле, чем в первый класс. Со второго по седьмой – вагоны первого класса с шестиместными купе.
Поезд «Невский экспресс»
Услуги для пассажиров
Вагоны поезда оборудованы раскладывающимися ортопедическими просторными креслами, биотуалетами, системой кондиционирования воздуха.
В пути пассажиры могут посмотреть видеофильм или послушать музыку. В стоимость билета входят холодные закуски, дорожный набор и свежая пресса.
В вагоне-ресторане пассажирам доступен широкий ассортимент горячих блюд, закусок, горячих и прохладительных напитков. При необходимости проводник вагона поможет вызвать официанта и заказать блюдо из вагона-ресторана с доставкой пассажиру.
В вагоне-ресторане можно скоротать время и насладиться хорошей кухней от профессионального шеф-повара. Вагон оформлен в стиле хай-тек, оборудован мягкими диванами, плазменными экранами и бегущей строкой над входом, на которой отображается информация о движении поезда.
Ресторан фирменного поезда, уровень сервиса
В вагоне-ресторане каждый желающий может пообедать во время перемещения поезда. Укомплектован мягкими диванчиками на 4 персоны и столиками, имеется плазменный экран и бегущая строка над входом. Возможен вызов официанта из ресторана в вагон, где едет пассажир.
Вагон-ресторан
Обратите внимание! В меню большое количество горячих блюд, холодных закусок. Также путешественник может воспользоваться баром ресторана
Ассортимент алкогольных и безалкогольных напитков. Цены довольно высокие, как в дорогом ресторане.
Официанты всегда помогут путешественнику с выбором блюда, объяснят, из чего оно состоит. Среднее время ожидания — 15-20 минут.
Схема вагонов и расположение мест
«Невский Экспресс» имеет схему вагонов и направление движения, изображенную ниже. Места с нечетными номерами расположены у окна.
Схема вагонов
Вагон-ресторан находится в седьмом вагоне. Для маломобильной группы населения предназначен пятый вагон. Купе расположены в 2-6 и 8-11 вагонах.
Обратите внимание! Места в вагонах с открытым обзором располагаются так же, как в салоне самолета или автобусе дальнего следования. В салоне 68 мест
Около окна — нечетные места, четные — со стороны прохода. В вагоне два ряда сидений по два кресла. Для удобства пассажиров к спинке впередистоящего кресла прикреплен столик, который можно убрать.
Расположение в купе для шестерых туристов — два мягких дивана, стоящие друг напротив друга. С одной стороны могут сесть три пассажира. Всего в вагоне 48 мест. Также в купе имеется столик для туристов, который при необходимости можно раздвинуть. Для удобства пассажиров диваны регулируются, путешественник может откинуть спинку.
Услуги, включенные в стоимость билета
В билеты на Невский поезд входит ряд услуг, за которые пассажирам не требуется доплачивать. В некоторых других экспрессах за подобное требуется внести дополнительную оплату либо изначально приобрести проездной повышенного класса.
Услуги по билету:
- питание для пассажира, бесплатно доступны только холодные закуски;
- основные санитарно-гигиенические предметы;
- свежие выпуски газет или журналов, запросить их можно у проводника;
- просмотр телевизора, размещенного внутри вагона;
- регулировка кресла по своим предпочтениям;
- плед, если внутри вагона стало слишком прохладно.
В каждом вагоне «Невского экспресса» пассажирам гарантируется работа кондиционера, кроме случаев технической неисправности или климатической нецелесообразности применения подобного оборудования. Также поезд оборудован биотуалетами, размещенными в крайней части салона.
Во время просмотра телевизора пассажиры могут бесплатно воткнуть наушники в специальный разъем, чтобы слушать транслируемые передачи напрямую.
Вагон-ресторан не относится к списку услуг, включенных в стоимость билета, и за многую еду придется доплачивать. Однако здесь для пассажиров доступен большой ассортимент горячих блюд, закусок и напитков. Каждый может поесть за столом, сидя на мягком диване, либо попросить принести заказанное блюдо в купе. Внутри вагона-ресторана тоже имеется телевизор, который можно посмотреть за приемом пищи.
Характеристики поезда
Скоростной поезд изначально выполнял рейсы под тягой чехословацкого электровоза ЧС200, появившегося еще в 1979 году. Он был единственным доступным вариантом, способным развивать необходимую для «Невского экспресса» скорость, равную 200 км/ч.
В 2012 году электровоз заменили отечественным ЭП20. Однако с 2020 года РЖД пришлось вернуться к эксплуатации ЧС200, так как российские модели получили ограничение скорости на отметке 180 км/ч, чего было недостаточно для «Невского» электропоезда.
Оба электровоза работают на постоянном токе на уровне 3 кВ. При этом ЭП20 способен переключаться на переменный режим с 25 кВ. Поэтому российский электровоз считается более универсальным для эксплуатации внутри РФ. В обоих случаях ширина колеи одинакова и равна 1520 мм. Идентичными остаются и остальные вагоны состава.
К 2022 году поезд прошел капитальный ремонт. Теперь на нем используются российские комплектующие, а иностранные компоненты были заменены настолько, насколько возможно. Также обновления получил интерьер, где изменились окна с обивкой кресел.
Состав поезда
Скоростной электропоезд состоит из электровоза и 12 вагонов, один из которых отведен под ресторан, расположенный под седьмым номером. При этом пассажирские салоны делятся только на два основных типа, но классы бизнес или эконом в них не выделяют, хотя по описанию они имеют ряд серьезных различий.
Типы пассажирских вагонов «Невского экспресса»:
- купе 2 класса – вагон имеет 48 мест, разделенных по 6 купе, в каждом находятся комфортные регулируемые диваны, расположенные лицом к лицу, также присутствует раздвижной стол;
- плацкарт 2 класса – внутри вагона выделено 68 мест для пассажиров с мягкими креслами. Они размещены в 2 ряда, как в больших пассажирских автобусах для межрегиональных или международных рейсов.
В купе установлены стандартные багажные отделения. В плацкарте сложить вещи можно на специальных полках, расположенных над пассажирами. Их размера достаточно для размещения чемоданов умеренных размеров или спортивных сумок.
Маршрут и расписание
Ранее поезд 747 выполнял рейсы ежедневно, кроме субботы, а 748 – за исключением воскресенья. Единственным маршрутом «Невского экспресса» стала линия между Москвой и Санкт-Петербургом. Время в пути занимает 4 ч 5 мин, общая протяженность составляет 650 км.
Под номером 747 поезд ездит из Санкт-Петербурга. Со станции он отправляется в 06:50 утра. Из столицы же экспресс следует под номером 748. А отбывает он в 19:40. Расписание может корректироваться, если спрос на маршрут будет повышаться или снижаться.
Остановок по ходу движения «Невский» скорый не делает. С июня 2022 года поезд переведен на особый режим работы. Рейсы на ЖД линии выполняются по нечетным дням: понедельник, среда, пятница, воскресенье.
Позднее предполагается дополнительно ставить экспресс на маршрут, связывающий Санкт-Петербург с Самарой. При этом «Невский» потребуется оборудовать лежачими местами и всеми элементами, позволяющими выходить на станциях с низкими платформами. Точная информация о запуске такого рейса со стороны РЖД не сообщалась.
Из Москвы поезд отбывает с Ленинградского вокзала, а из Санкт-Петербурга – с Московского.
Покупка билета
Купить билет можно за 45 дней до предполагаемой даты поездки. Стоимость зависит от нескольких факторов:
- дата покупки — чем раньше, тем дешевле;
- класс обслуживания — сидячие места в шестиместном вагоне и в салоне открытого типа;
- количество проданных мест.
В цену тикета включена свежая пресса, холодные закуски и дорожный набор.
Обратите внимание! Минимальный тариф жд начинается от 2000 рублей*. За такую цену можно купить тикет в сидячий вагон с кондиционером
За билет в СВ или купе пассажир должен заплатить 3500-4000 рублей*.
Купить или забронировать билет можно в кассе РЖД или через онлайн-форму на сайте . В последнем случае требуется выбрать дату поездки. Система откроет страницу со всеми проходящими поездами. Необходимо выбрать «Невский экспресс».
Далее выбирается тип вагона и класс обслуживания. Вводятся данные о пассажирах. Билет оплачивается картой или посредством электронного кошелька. Распечатанный электронный билет требуется предъявить перед посадкой. На нем имеется специальный код, который считывается устройством на турникете.
Не требуется покупать билет на ребенка до 5-ти лет. Он может ехать бесплатно без предоставления отдельного места. С 5 до 10 лет распространяется скидка на покупку тикета в 50%. Для школьников, ездящих по социальному тарифу, требуется иметь справку из школы с указанием личных данных, номера школы и срока действия справки, обязательно должна стоять гербовая печать.
Билет на «Невский экспресс»
Возврат билета осуществляется по общим правилам РЖД. Пассажиру необходимо предъявить удостоверение личности, которое указывалось при покупке тикета, и собственно билет в кассу. Оформление на возврат происходит сразу, однако, денежные средства в некоторых случаях приходится ждать.
Внимание! Комиссия, которая взимается при покупке, не возвращается. Страховые сборы подлежат возврату
Если возвращает третье лицо, помимо перечисленных документов, требуется нотариально заверенная доверенность. Однако, как показывает практика, никто в кассе не спрашивает этот документ.
Сроки возврата денежных средств:
- если путешественник покупал билет в кассе и платил наличными банкнотами — сразу же в момент обращения, так же наличными средствами;
- банковской картой — в течение календарного месяца от момента подачи заявления;
- WebMoney, PayPal или «Яндекс.Деньги» — зачисление происходит в течение 60 дней, но, как правило, пассажир получает обратно деньги на счет уже через 10 дней.
«Невский экспресс» — это именно тот поезд, воспользовавшись услугами которого каждый останется довольным. Вагоны чистые и уютные. Многие пассажиры отмечают комфортные ощущения при поездке на электричке и скорость поезда.
*Цены актуальны на июль 2018 года.
Направление движения, расписание маршрутов и остановок
«Невский» комфортабельный поезд, как говорилось ранее, следует без остановок. Это дневной поезд, курсирующий между городами два раза в день по расписанию — туда и обратно. Так до Санкт-Петербурга можно добраться из Москвы с Ленинградского вокзала в 13:40. При этом, туристы будут в культурной столице в 17:45 на Московском вокзале. С июня запускается дополнительный поезд, который отправляется из Москвы в 14:14, также с Ленинградского вокзала. В Питер он пребывает в 18:32.
Из Санкт-Петербурга «Невский экспресс» отправляется в 13:10 с Московского вокзала. В столицу пребывает – в 17:05.
Электровоз в цвет поезда
«Невский экспресс» прибыл на Московский вокзал в 9:47, а на 13:30 было назначено отправление обратного рейса. Это более интенсивное использование подвижного состава. До ремонта поезд совершал по одному рейсу в день, а теперь по два. В обратную сторону поезд шел уже с обновленным электровозом ЧС200 в той самой новой ливрее.
Электровоз ЧС200-009 в ливрее для «Невского экспресса»
Новый электровоз, очевидно, станет предметом «охоты» железнодорожных фотографов. А у пассажиров появится своеобразная лотерея – повезет поехать с ЧС200-009 или нет. В ночь на 29 апреля из Петербурга в Москву он ехал, кстати, с двухэтажкой.
Электровоз ЧС200-009 с поездом «Невский экспресс» на Ленинградском вокзале Москвы 29 апреля 2022 года
На церемонии запуска поезда присутствовали замглавы РЖД Дмитрий Пегов и директор ФПК Владимир Пястолов. Пегов рассказал, что пока отремонтированы десять вагонов (всего их, кажется, 28 штук). Что будет, когда доделают остальные, неясно. Может, сформируют два состава «Невских экспресса» и они, как раньше, будут делать по одному рейсу в день. А, может, запустят по две пары ежедневно? Но это мои домыслы.
По словам Пегова, нынешним расписанием поезд проходит до 10 мая. Затем до начала июня будет перерыв в его курсировании из-за «технологических окон» (ремонт пути), а позже поезд вернется в строй.
Пястолов, в свою очередь, заметил, что на первые рейсы было продано все 408 билетов, «то есть пассажиры рады, что поезд вернулся в расписание». Это, конечно, небольшая подмена понятий: накануне майских праздников был колоссальный дефицит мест и сметалось всё, в том числе билеты на поезда, которые шли из Москвы в Петербург по 16 часов. Так что «Невский экспресс» ушел «на ура».
И что в сухом остатке? То, что «Невский экспресс» вернулся, – это хорошо. Это единственный поезд, составленный из российских вагонов, который может развивать столь высокую скорость. И сам факт того, что он продолжает курсировать через 20 лет после начала эксплуатации, весьма символичен. Но лично для меня едва ли он станет излюбленным поездом между Петербургом и Москвой. «Сапсаны» и обычные ночные поезда все же удобнее. И дешевле. И сервис там лучше.
Что внутри вагона второго класса «Невского экспресса»
Снаружи вагон выглядит очень уютно.
Вагон второго класса поезда «Невский экспресс»
Оказалось, что это действительно самая обычная – я даже сказал бы, что примитивная – сидячка.
Сидячий вагон второго класса поезда «Невский экспресс»
Здесь нет ни откидных спинок кресел, ни выдвигающихся вперед сидений (как в «Сапсанах»), ни розеток (две на вагон – возле мест 15, 16 и 51, 52 – видимо, как компенсация за отсутствующее окно).
Места с розетками в вагоне второго класса поезда «Невский экспресс»
Честно говоря, я думал, что модернизация предполагает обязательное размещение розеток. Это вроде настолько очевидная мысль в 2022 году, что даже не требует пояснения. Но нет!
Зато были телевизоры, в которых показывали третью и четвертую часть фильма «Освобождение» (1968–1972, СССР). Показывали не с начала и не до конца. И вроде звук был фоновый, но такой, что ничего не было слышно (кроме стрельбы). При отправлении включили еще стандартные аудиообъявления от ФПК. Получилось так.
А потом все затихало, но периодически, когда по сюжету кто-нибудь стрелял или вскрикивал, это вновь было слышно. Между кресел есть разъемы для наушников, но наушники не выдают. А если у вас есть свои, то в них все равно звук выводиться не будет. В общем, ерунда какая-то с этими телевизорами.
Поезд отправился ровно в 5:40. Через несколько минут пришел проводник для повторной проверки документов и потом предложил чай. Вагона-ресторана в составе нет, поэтому пришлось довольствоваться стандартным набором, который бывает у проводников – «Сникерс», печенье, вафли. И тут, конечно, «Невский экспресс» сильно проигрывает «Сапсану», где можно заказать доставку прямо к месту любого блюда из вагона-бистро и прилично поесть прямо в пути.
Зато тут все дешево – можно пить стандартный чай из подстаканника за 50 рублей, а не из пластикового стаканчика как в «Сапсане» (кажется, там он стоит 100 или даже 150 рублей). «Болезнь» создателей современных вагонов в России – они всегда пытаются вырезать углубление под подстаканник, но он никогда туда не помещается. Даже после капитального ремонта вагонов.
Шпингалет в вагоне «Невского экспресса»
Погода за окном постоянно менялась. Отъехали – светило солнце. Ближе к мосту через Волхов стало мести, как будто это не конец апреля, а суровый январь.
По видео заметно, что «Невский экспресс» идет, конечно, не так мягко, как «Сапсан» – у него другие тележки. Поэтому потряхивает и укачивает. Я несколько раз пытался поспать, прислонившись к окну, но встречные «Сапсаны» создавали такую ударную воздушную волну, что я всякий раз просыпался и «подпрыгивал», когда они попадались на встречу.
Меня приятно обрадовало, что «Невскому экспрессу» сделали время в пути – четыре часа семь минут. Это почти как у «Сапсанов». Я посматривал в приложении «РЖД Пассажирам» на график движение поезда и отмечал, что мы следуем четко по расписанию.
Wi-Fi, кстати, в поезде нет никакого. Совсем.
Не изменились после ремонта и санузлы. В релизе на сайте РЖД писали, что в вагонах вместо импортных комплектующих поставили отечественные. В перечне узлов были экологически чистые туалетные комплексы (а также статический высоковольтный преобразователь и боковые и торцевые тамбурные двери). Возможно, им и поменяли «начинку», но внешне они остались такими же, как раньше.
Туалет в вагоне поезда «Невский экспресс»
Перед прибытием в Москву проводник раздал пассажирам первого рейса магниты и шоколадки в память об этой поездке. Приятно.
Сувениры из «Невского экспресса»
Покупка билетов на поезд
Билеты на «Невский» скоростной поезд появляются в продаже за 90 дней до даты отправления. Их стоимость динамична и зависит не только от выбранного типа вагона. На нее также влияют: общий спрос на конкретный рейс, оставшиеся места, количество дней до отбытия поезда.
Чтобы сэкономить, лучше приобрести билеты заранее. А максимально дешевыми они бывают по будням, когда другие люди покупают их в меньших объемах.
Где можно купить билет на «Невский» электропоезд:
Если пассажир путешествует с ребенком, не достигшим пятилетнего возраста, то он может воспользоваться льготой от РЖД. Она подразумевает полностью бесплатный проезд для детей, но без выделения для них отдельного места.
Если ребенку уже больше 5, но меньше 10 лет, то за билет можно получить скидку в размере 50%. На «Невском экспрессе» действуют и другие льготные предложения.
Можно ли вернуть билет
Возврат билетов с «Невского экспресса» производится по стандартным правилам РЖД. Если попасть на поезд не получается, то нужно заранее обратиться в кассу вокзала, откуда планировалось отправление. Чем позднее приехать, тем меньшую сумму удастся вернуть обратно.
Избежать потерь получится, если сдать билет за 8 часов или более до отбытия «Невского экспресса». Возврат производят в течение месяца, если оплата произведена картой. Когда использовались электронные кошельки, сроки возрастают до двух месяцев.
Проще всего будет тем, кто платил наличными – деньги получится забрать сразу после обращения в кассу вокзала.
Невский скоростной экспресс – один из наиболее комфортных для пассажиров поездов, курсирующих между столицей и Санкт-Петербургом. Он остается крайне востребованным, несмотря на появление «Сапсанов» с «Ласточками», что только подтверждает все удобства такого популярного маршрута.
Характеристики скоростного пассажирского поезда «Невский экспресс»
Курсирует круглогодично, ежедневно (за исключением суббот из Санкт-Петербурга, воскресений из Москвы). В пути «Невский экспресс» находится 4 часа 5 минут. Из Москвы в Санкт-Петербург поезд едет без остановок.
Важно! В каждом вагоне находится мягкое кресло, биотуалет и сплит-система. В стоимость билета входит:
В стоимость билета входит:
- персональный плед;
- один прием пищи;
- гигиенический набор.
Среди дополнительных услуг можно выделить обслуживание в вагоне-ресторане по ходу передвижения поезда, где каждый пассажир может приобрести горячие блюда, холодные закуски и напитки. В случае необходимости официанта можно вызвать в вагон, где находится путешественник.