Петропавловский собор Санкт-Петербург

Назначение здания в наши дни

Сейчас объект служит усыпальницей всех российских императоров и императриц, а также великих князей и считается главной достопримечательностью города. На территории были погребены:

  • Петр Великий;
  • Елизавета Петровна;
  • Екатерина Вторая;
  • Александр III;
  • Мария Федоровна;
  • и все остальные императоры и императрицы

Прах некоторых князей был перемещен на территорию в последние годы (например, в 2006 году исполнили указание матери Николая II, которая хотела быть погребенной рядом с мужем).

В настоящее время музей открыт для посещения по договоренности, в нем проводятся службы и важные мероприятия по праздникам. Мы поможем вам попасть в историческое место на выгодных условиях, организуем комфортный отдых во время поездки. Обращайтесь!

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Точный адрес собора: Санкт-Петербургский проспект, 32/4, берег Ольгина пруда, Петергоф. Храм возвышается на берегу Красного пруда. Из верхних окон здания, которые сегодня эксплуатируются как смотровые площадки, есть возможность насладиться изумительным видом на все окрестности: Финский залив, Кронштадт, Бабигон и сам Петербург.

Доехать до собора можно на такси или же общественном транспорте. Неподалёку от святыни расположена остановка под названием «Торговая площадь», на противоположной стороне от которой и стоит храм. Подъехать сюда можно на автобусе № 200 или 210. Либо же воспользоваться автобусами 344, 351Б, 351А, 352, 355, 356, 356Б и выйти на остановке «Правленская».

Как добраться до Петропавловской крепости

Крепость расположена в центре Петербурга, на острове Заячий, в нескольких сотнях метрах (5-7 минут ходьбы пешком) от станции метро Горьковская.

Самый простой способ: доезжаете на метро до станции Горьковская, выходите из нее (выход один) и двигаетесь ровно противоположно тому направлению, в котором вышли, через парк. Через несколько минут вы придете как раз ко входу в крепость.

Или вариант попроще для понимания: после выхода на улицу посмотрите направо, увидите проспект (Каменноостровский). Выйдите на него и идите в сторону моста через Неву (определить направление не составит труда). По правую руку увидите крепость и вход в нее.

Возле крепости останавливается следующий транспорт: — трамваи №6 и №40 прямо напротив метро Горьковская; — автобус №46, маршрутки К-30 и К-76 на Каменноостровском проспекте.

Всего на крепость ведут два небольших деревянных моста. Первый, Иоанновский, вы найдете, если воспользуетесь вариантом, описанным выше. Второй, Кронверкский, расположен немного поодаль, им стоит воспользоваться, если вас занесло пожить в районе Стрелки Васильевского острова или станции метро Спортивная. Оба моста обозначены на карте.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами

Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие — флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему — император задумывал храм как памятник победам русского оружия. Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Стоимость билетов в Петропавловский собор

Так как Петропавловский собор является музеем, вход на его экспозиции платный. Стоимость посещения собора и усыпальницы:

  • для взрослых — 550 руб.
  • для учащихся — 300 руб.
  • для пенсионеров — 250 руб.

Также есть возможность приобрести комплексный билет, охватывающий 8 экспозиций, 2 из них — Петропавловский собор с усыпальницей и тюрьмы Трубецкого бастиона посещаются с экскурсией.

Стоимость комплексного билета:

  • для взрослых — 750 руб.
  • для учащихся — 400 руб.
  • для пенсионеров — 300 руб.

Также можно подняться с экскурсией на колокольню, цена билетов — 250/150/150 руб. для соответствующих категорий.

Перед посещением Петропавловского собора стоит ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музея истории Петербурга.

Константин

Интересные факты:

Первая деревянная церковь Святых Петра и Павла была построена на территории Петропавловской крепости в 1703-1704 годах одновременно с закладкой самого форта. Каменный собор в стиле петровского барокко был возведен прямо на ее месте в 1712-1732 годах архитектором Доменико Трезини. При этом отдельные элементы храма выполнялись различными мастерами — 40-метровый шпиль на здание установил голландец Харман Ван Болос, часы тоже были привезены из-за границы, позолоченный резной иконостас изготовил в Москве Иван Зарудный, также в отделке и росписи парадного интерьера храма принимали участие художники Меркульев-Поспелов, Артемьев-Протопопов, Воробьев, Негрубов, Зыбин, Матвеев, Гзель, Ярошевский, Захаров и многие другие. Внутри собора было оборудовано особое царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом.

Внешний вид Петропавловского собора не похож на прочие русские церкви и более напоминает западный храм — стенами, окнами, отсутствием пятиглавия. И одно время он даже задавал новую церковную моду, но в середине XVIII века традиция строить в России подобные храмы прекратилась.

Высокая колокольня собора имела и вполне прикладное военное значение, с нее было удобно наблюдать за вероятным приближением вражеских войск к стенам крепости.

До освящения нынешней версии Исаакиевского собора в 1858 году Петропавловский собор имел статус кафедрального при Санкт-Петербургской епархии.

При Петре I собор стал местом захоронения членов царской фамилии. Первой здесь погребли малолетнюю дочь Петра и Екатерины — Наталью, а позже стали хоронить и остальных венценосных особ. Начиная с Петра I здесь покоятся все императоры и императрицы до Николая II включительно, за исключением Петра II и Ивана VI. Почти все надгробия оформлены беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами, а императорские — дополнительно украшены двуглавыми орлами.

Собор также является памятником русской воинской славы, здесь находятся многие военные трофеи, например, такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны и прочих войн.

После революции 1917 года Петропавловский собор закрыли, в 1924 году он стал музеем, но с 2000 года в соборе возобновилась богослужения — сначала только по праздничным дням, а потом и более регулярные.

Изображение Петропавловского собора находится на заднем плане 50-рублевой российской банкноты.

Золотой шпиль собора с фигурой летящего ангела считается одним из главных символов и архитектурной доминантой города, и вплоть до 2012 года Петропавловский собор с высотой 122,5 м оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, пока не уступил пальму первенства двум новым жилым небоскребам.

Здание Петропавловского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 7.

Петропавловский собор на карте:

Как добраться:
Собор находится на Соборной площади внутри Петропавловской крепости.

Ближайшая станция метро — «Горьковская». Наземный транспорт — остановки «Проспект Добролюбова», «Введенская улица», «Сытный рынок», «Станция метро Горьковская», «Троицкая площадь».

Практическая информация

Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница ныне являются музеем, вход в который платный.

Можно приобрести отдельный билет в собор и усыпальницу, или комплексный билет, в который, помимо данных двух объектов, будет входить возможность посещения и других музеев на территории Петропавловской крепости.

Посещение смотровой площадки в башне-колокольне собора также платное. Для этого следует приобрести отдельный билет, который не входит в комплексный или в билет на посещение собора и усыпальницы. Билет на посещение колокольни носит название «Билет на экскурсионный маршрут: “Три века над городом” с посещением Колокольни Петропавловского собора».

Посетить собор и усыпальницу, равно как и другие музеи крепости можно круглогодично.

Посещение колокольни собора возможно по сеансам в определенное время с 01 мая по 30 сентября. В другое время года посетить колокольню могут только организованные группы по предварительным заявкам.

Все билеты можно приобрести в кассах музея, расположенных непосредственно на территории Петропавловской крепости – в Ботном доме Петропавловской крепости, расположенном рядом с собором или в информационном центре, расположенном в Иоанновском равелине – вблизи Иоанновских ворот и Иоанновского моста.

Вход на территорию самой Петропавловской крепости свободный (бесплатный). Оплачивать необходимо, при желании, только посещения отдельных объектов (музеев) крепости.

Всю необходимую информацию, в том числе часы работы крепости и музеев, цены билетов, расположение касс и условия посещения объектов на территории крепости, рекомендуем уточнять на официальном сайте Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Посетить Петропавловскую крепость можно также с одной из экскурсий

Необычная архитектура Петропавловского собора

Архитектурный стиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге специалисты относят к петровскому барокко. Фактически это смешение разных европейских направлений: ренессанса, классического барокко, маньеризма, классицизма и даже некоторых элементов готики.

Очертания Петропавловского собора мало походили на традиционный православный храм, как снаружи, так и внутри. На ленточном фундаменте глубиной 2 метра возвели базилику в виде строгого прямоугольника. Такая форма храма характерна для католических и лютеранских культовых зданий.Единственный купол расположен прямо над иконостасом.

Снаружи ее украшают пилястры (плоские полуколонны) и головки херувимов над окнами. Только в алтарной части была установлена большая картина «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом», позднее замененная фреской в православных традициях.

Окончательный вид колокольни

Три четырехгранных яруса плавно переходят в восьмискатную крышу, под которой спрятан механизм курантов. Над ней поочередно расположены барабан с куполом-короной, маленькая башенка-основание и сорока метровый шпиль. Все эти детали восьмигранные, их металлические части позолочены. Этот каркас крепко держит ангела с крестом, вес сложной фигуры составляет 250 кг.

Несмотря на нехарактерные для православия внешние формы и интерьеры собора, его благословил сподвижник Петра архиепископ Феофан Прокопович. Храмы, копирующие очертания Петропавловского собора, позднее строились по всей России почти до конца XVIII века.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Внутри Петропавловского собора

Необычен и интерьер Петропавловского собора, в первую очередь своей скромностью. Его стены украшают 18 картин на сюжеты Нового Завета, выполненные в новой, реалистической манере. Стены, своды и пилоны расписаны, в основном, под мрамор и украшены ордерными элементами – коринфскими пилястрами и антаблементом. Важную роль во внутреннем убранстве храма играет скульптура, которую Древняя Русь почти не знала: лепные фигурки ангелов и головки херувимов смотрят из-под сводов. Главная достопримечательность собора – иконостас, подаренный лично Петром I. Со времени Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, составленной из икон и почти полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной: он сделан в виде нарядной триумфальной арки, и украшает его не живопись, а скульптура. В средней части иконостаса, на месте Царских врат, помещен барельеф с изображением Тайной вечери. Над апостолами возвышается нарядная беседка круглой формы – ротонда. Ее венчает императорская корона со скрещенными ключами – символом апостола Петра. Под куполом установлен стол, над которым парит скульптура богоматери. Слева и справа от апостолов на высоких тумбах стоят объемные фигуры архангелов Михаила и Гавриила.

Спроектирован иконостас был, видимо, самим Доменико Трезини, а изготовлен в мастерской известного московского архитектора и резчика Ивана Зарудного, строителя Меншиковой башни. Под его руководством над царским заказом трудилось сорок опытных резчиков. Готовый деревянный иконостас из Москвы в Петербург везли по частям и собирали уже на месте. За иконостасом в алтаре установлена золоченая резная надпрестольная сень, (еще один подарок Петра I) прототипом которой стала знаменитая сень собора святого Петра в Риме – те же витые колонки, высокое навершие, богатое убранство.

У одного из ближайших к алтарю пилонов поставили нарядную резную кафедру. Ее сень венчает скульптурная группа: четыре сидящих евангелиста, над которыми парит голубь – символ Святого Духа. По сторонам кафедры, прислонившись к пилону, стоят фигуры апостолов Петра и Павла. Интересно, что в русских церквах кафедр не было – она является атрибутом католических храмов. Необычны для православного собора и пять больших хрустальных люстр вместо традиционных для Руси церковных паникадил.

Описание Петропавловского собора

Первоначально в Петропавловской крепости построили деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая простояла без малого 10 лет. Со временем было принято решение возвести каменный собор, его проект разработал Доменико Трезини. Деревянную церковь сохранили, каменный собор строился вокруг нее, работы заняли 20 лет. Этот собор отличается от традиционных русских религиозных построек, его архитектура тяготеет к западноевропейской. Фасад здания украшают пилястры, на восточном размещается фреска, собор имеет один большой купол на барабане.

Необычным решением также является высокая колокольня со шпилем и курантами. В интерьере собора выделяется резной иконостас, покрытый золотом. Как известно, Петр I был великим реформатором, его преобразования коснулись и религии. При нем появилась традиция чтения проповедей, перед соборным алтарем размещается кафедра, с которой произносились проповеди. Для самого же императора был создан помост так называемое царское место, на котором стоял правитель во время службы.

Константин

По велению императора в Петропавловском соборе стали хоронить императоров и императриц, позднее была построена Великокняжеская усыпальница для некоронованных членов императорского дома. Собор соединяется с усыпальницей посредством галереи. После свержения монархии по приказу Временного правительства из собора в Москву были вывезены ценности и предметы убранства. В 1919 году советская власть распорядилась о закрытии собора, который через несколько лет стал музеем. В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки Николая II и его семьи. В соборе были возобновлены богослужения.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

История Петропавловского собора

Постройка была возведена во времена правления Петра I. После создания крепости в 1703 году император решил, что обновленная местность должна быть украшена религиозным сооружением. По задумке Петропавловский собор сделали очень высоким, чтобы он превзошел уже существующие достопримечательности.

Здание стало сердцем Санкт-Петербурга. Название сформировалось по аналогии с крепостью, которая находилась рядом. Строительство началось в знаменательный день (праздник, посвященный двум апостолам, Петру и Павлу). Дата выпала на 29 июня (10 июля).

Весной 1704 года объект освятили и провели торжественное служение в связи с победой Шереметева в сражении со шведскими судами, которое происходило на Чудском озере. В первоначальном виде собор был деревянным, но даже тогда он выглядел изумительно. Место стало очень символическим для жителей Петербурга.

В 1712 году появилось каменное здание, внутри которого располагалась деревянная постройка. Работа проходила под руководством известного архитектора Трезини. Шпиль устанавливался по задумке голландского мастера (Харман ван Болос). В процессе строительства была создана колокольня, а затем выполнение работ затянулось на несколько лет из-за отсутствия достаточного количества рабочих.

Оформление собора завершилось в 1720 году. Некоторые элементы (например, украшение шпиля) появились позднее, после того, как погиб Петр I. Высоту сооружения измерили, она составляла 112 метров. До 1742 года собор считался кафедральным, а в дальнейшем был отдан придворному ведомству.

История строительства

Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор. Через 8 лет были завершены наружные работы. Из Голландии за огромные деньги были выписаны часы с курантами. Над созданием иконостаса архитектор Зарудный и художники Т.Иванов и И.Телега трудились 4 года. 28 июня 1733 года накануне праздника св. апостолов Петра и Павла, храм был торжественно освящен. Строился он в течение 19 лет (1712–1733) при внимательном участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

Первая деревянная

В день святых Петра и Павла, 29 июня, на территории крепости была заложена будущая жемчужина столицы – Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Изначально, как это часто бывало при строительстве крупных храмов, возводилась небольшая деревянная церковь, которая была освящена митрополитом Новгородским Иовом уже в 1704 году, 1 апреля. В мае, через год после основания, здесь была проведена праздничная служба в честь очередной победы русских войск – фельдмаршал Б. П. Шереметьев разбил шведский флот на Чудском озере. Сама церковь была очень красива. Вокруг активно возводился каменный город, которому деревянная церковь служила 8 лет. Но и над ней, стали возводить каменные стены будущего храма. Заслуженную церковь аккуратно разобрали, и на Городовом острове поставили на каменный фундамент. Со временем все деревянные здания Санкт-Петербурга были перестроены в каменные. Бывшую Петропавловскую церковь переименовали в храм Апостола Матфея, и в таком виде он дожил до Великой Отечественной войны. Есть предположение, что возведена первая церковь будущей столицы была по проекту самого Петра I, потому как он принимал участи в проектировании самой крепости наряду с французским генералом-инженером Жозефом Гаспаром Ламбер де Гереном. Церковь имела колокольню с курантами и смотровой площадкой, на которой часто бывал царь. Над ней по праздникам развевались государственные флаги.

Замечательный архитектор

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге строился под неусыпным и дотошным руководством итальянского зодчего Доменико Терезини, вникающего в любую мелочь. Он был назван первым архитектором Северной столицы и основателем стиля «петровское барокко». Олицетворение этого архитектурного направления, большой просторный каменный храм был заложен 8 июня 1712 года. Уникальность собора начала проявляться уже в момент закладки здания. Впервые были вырыты сотнями рабочих глубокие рвы, в которые был заложен ленточный фундамент глубиной 2 метра, хотя до этого строения возводились только на сваях. И очередность строительства была нарушена – поднимать собор начали с колокольни. Что вполне объяснимо – смотровая площадка оставалась жизненно необходимой для Санкт-Петербурга, так как Северная война закончилась только в 1721 году. Город должен был знать о перемещении шведского флота.

Внутреннее убранство Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Единый зал Петропавловского собора в Санкт-Петербурге разделен двумя рядами пилонов (колонн) на 3 нефа. Его оформление больше напоминает парадный зал дворца. К этому и стремился Петр I. В период строительства завершилась Северная война, Россия превратилась в империю. Новый храм должен был стать главным памятником победы.

Для украшения интерьеров использованы различные виды мрамора, яшма, родонит. Своды оформлены лепниной, звездными и цветочными орнаментами. Чуть ниже по стенам расположены не иконы, а картины с библейскими сюжетами. Собор освещается пятью огромными паникадилами (люстрами) из венецианского стекла и горного хрусталя. Из них только ближнее к алтарю – подлинное, XVIII века. Остальные – копии, восстановленные в послевоенное время.


Царское место

При оформлении собора использованы не только иконы, но и многочисленные скульптуры, что тоже относится к традициям католической церкви:

  • архангелы Михаил и Гавриил по бокам царских врат;
  • Давид и Соломон:
  • Ангелы и Господь Саваоф;
  • Святой дух в виде голубя;
  • Апостолы в иконостасе и украшении кафедры.

Царское место перед иконостасом у южной стены – возвышение, покрытое пурпурным бархатом под золотой сенью в виде короны, – кресла не предполагало. Императоры и императрицы молились стоя, как обычные прихожане.

Кафедра

Кафедра для проповедей напротив царского места по северной стене –из католических традиций (православные священники обычно проповедуют с амвона). Она выполнена в виде лестницы. В ее ограждении – картины на тему «Сначала было слово».

Особенности иконостаса Петропавловского собора

Царские врата иконостаса собора

Иконостас высотой 20 м выполнен в форме триумфальной арки. Он не закрывает алтарь от молящихся, как это принято в православии. Его легкие, ажурные контуры устремляют взгляды вперед и вверх. Царские врата скопированы с входной группы в Версальский парк.

Изготовление иконостаса было заказано мастерам Грановитой палаты. Каркас его деревянный. В покрытии использовано матовое и глянцевое сусальное золото, что при солнечном свете создает фееричное мерцание. При реставрации 2011 года этот эффект сохранен.
Иконы выполнены русскими мастерами, но в западных традициях. Богородица изображена Всецарицей: на троне, в торжественном облачении, с короной Екатерины I. Говорили, что и лицом она похожа на супругу Петра.Иисус – в облачении царей допетровского времени, в митре московских патриархов. Обе главные иконы символизируют не только мир горний, но и величие российских правителей.

https://youtube.com/watch?v=EiOMPbJzFXI

Храм славы

В Петропавловском соборе хранились захваченные шведские знамена и штандарты. После Октябрьской революции их передали в Эрмитаж. В настоящее время восстановлены их копии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий