Национальный музей Республики Татарстан

Деятельность музея

В музее работают 348 сотрудников, из них 79 научных. Научно-исследовательская деятельность музея осуществляется, главным образом, в области истории, естествознания, этнографии и литературы.

С 1939 года в музее действует Учёный совет. Кроме того, в музее работают научно-методический, экспозиционный советы, Совет объединения и другие структуры, позволяющие координировать различные виды деятельности музея и объединения. Под их эгидой проводятся традиционные научно-практические конференции, чтения, «Краеведческие среды».

В 2001 году Кабинетом Министров РТ была утверждена концепция, согласно которой на базе музея предполагается создание крупного культурно-педагогического центра, который предусматривает объединение деятельности музейных клубов и кружков. Реализуемый проект реконструкции НМ РТ предусматривает создание экспозиции на площади, превышающей 6000 м².

В 2006 году проект «Музыка музея», представленный НМ РТ, стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Музейные исследования».

Ежегодные музейные мероприятия

  • 7 января — «Светлое Воскресение»
  • c 8 по 15 февраля — Празднование Масленицы в НМ РТ
  • 15 февраля — День подлинника
  • 8 марта — Международный женский день в НМ РТ
  • c 1 по 5 апреля — Дни дарений в НМ РТ
  • 5 апреля — памятная дата открытия музея
  • 18 мая — Международный день музеев
  • 1 июня — Международный день защиты детей в НМ РТ
  • c 2 по 23 июня — Музейное занятие «Сабантуй»
  • 30 августа — День Республики Татарстан

Экспозиция Национального музея Республики Татарстан

На данный момент в фонды музея хранят более 800 тысяч экспонатов, которые демонстрируют природные богатства и историю края, краеведческую тематику. Стенды демонстрируют редкие коллекционные предметы, принадлежавшие к Волжской Булгарии. Некоторые экспонаты рассказывают о булгарской царице Сююмбике, другие отображают моменты создания Казанского ханства, особенности ананьевской эпохи и развития края.

Национальный музей Татарстана владеет ценными коллекциями — ценностями античной эпохи, египетскими древностями, монетами из настоящего золота, рукописными книгами и древнейшими свитками. Все элементы декоративно-прикладного искусства выполнены в разное время и в разных традициях. Большая часть экспозиций рассказывает о развитии местных земель, представлены скульптуры и иллюстрации.

Посетители очаровываются интерьерами самого здания. Необычные мраморные парадная или «чёрная» лестничные проёмы приводят на второй этаж здания, где наиболее необычным экспонатом считается уцелевшая чудом настоящая карета Екатерины II, которую она когда-то оставила в Казани. Не менее уникальна и галерея фотографий «Тверь» — оттуда императрица отправилась в известный круиз по Волге.

Отдельные экспонаты рассказывают о послереволюционных событиях, есть тематические стенды, посвящённые советской эпохе. Например, в музее можно ознакомиться даже с документацией об образовании СССР. В новых отделах представлены достижения и события, происходящие в Республике Татарстан. Стенды содержат разные предметы быта советской эпохи, ценные вещи и историческую документацию.

Например, посетители любят рассматривать коллекцию отечественных мотоциклов, первых радиоприёмников и проигрывателей. Не менее интересны особенности советского быта — квартир с интерьерами и мебелью периода СССР. Имеются экспонаты, посвящённые подвигам советских медиков в период Великой Отечественной войны. Весь музей — это настоящее путешествие во времени, охватывающее сотни лет развития татарского края.

История Национального музея Республики Татарстан

Нарядно оформленное красивое здание, находящееся вблизи Казанского кремля рядом со Спасской башней, — это Национальный музей Республики Татарстан. Экспозиции формировались с 1870-х годов — изначально это было собрание исторических ценностей, недоступное для посещения. В состав коллекций входили археологические и этнографические редкости. Создателем собрания ценностей является известный казанский историк Николай Загоскин.

Собранные артефакты не были рассортированы. К концу XIX века директор Казанского училища Александр Орлов высказал идею о создании музейного комплекса. Так, в 1891 году было решено сформировать Казанский городской музей. Соответственно, объявили сбор средств и создали специальную комиссию для проведения учёта собранных коллекций. К формированию экспозиций привлекли общественных деятелей и местное население.

Большую часть средств на создание городского казанского музея выделялось местным купечеством — это были основные спонсоры. Одной из главных меценатов была Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс — её пожертвование составило 500 серебряных рублей, что являлось очень большой суммой для того времени. Она давала деньги с одним условием — музей должен располагаться на нынешней Кремлёвской улице.

Александрова-Гейнс была потомком купеческого казанского рода, впоследствии получила титул почётной горожанки Казани. Практически всю жизнь она финансировала различные благотворительные проекты — была попечителем местного сиротского приюта, помогая детям в создании домашних условий в казённой среде, преподнесла городу в дар доставшийся ей от родственников Александровский пассаж.

Ольга Сергеевна посвятила себя городу — её благотворительность охватывала разные сферы, полученное наследство от умерших родственников она полностью тратила на благотворительность. Сейчас её портрет украшает зал казанского музея изобразительных искусств. Прах Александровой-Гейнс покоится в семейном склепе Зилантова монастыря, её имя напрямую связано с историей казанского национального музея.

Лихачёв придерживался теории преемственности древней булгарской культуры татарами. Большую часть исследований он посвятил памятникам бронзового века и неолитическим стоянкам, которые находились на территории современной Республики Татарстан. Изучение Билярского и Булгарского городищ дополнили его коллекцию древностей редкими ценными экспонатами.

Коллекция Андрея Лихачёва стала собственностью музея уже после его смерти — более 40000 редких экспонатов были подарены музею братом историка. Его имя увековечено на входе в Национальный музей — над дверным проёмом выполнена лепнина, увенчанная картушем с вензелем АЛ (Андрей Лихачёв). Множество переданных музею предметов относятся к периоду Волжской Булгарии — это редкие древние артефакты.

После революции музейный комплекс пополняли ценными предметами, которые насильно изымались у зажиточных местных жителей, из особняков сбежавшей за границу или арестованной знати. Не обошли стороной и церкви — например, редкие вещи из полностью разобранного большевиками Благовещенского собора сохранились благодаря музею. В этот период экспозицию пополнили редким фарфором, картинами, и другими ценностями.

При создании музей назывался Научно-Промышленным, в 1912 году название сменили на Городской. Национальным музеем Республики Татарстан он стал только в 2001 году. Сейчас это крупный краеведческий комплекс Поволжья, постоянно дополняемый новыми реликвиями и историческими артефактами. Музей находится всё в том же месте — на территории Гостиного двора, имеет филиалы и открыт для посещения.

История

Идея создания в Казани публичного музея возникла в среде преподавателей Казанского университета, имеющем обширные краеведческие и научные коллекции. В конце 1870-х годов профессором Н. П. Загоскиным на заседаниях Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете (ОАИЭ) поднимался вопрос о создании городского музея.

Однако музей, созданный Обществом, не стал публичным:

При проведении Казанской ремесленной и сельско-хозяйственной выставки 1886 года, членами организовавшего её Казанского отделения Русского Технического общества на заседании 31 августа 1886 года обсуждался музейный проект А. П. Орлова, директора Казанского реального училища. При участии гласного губернского Земства и Городской думы, члена ОАИЭ, профессора Казанского университета Н. А. Осокина проект Городского педагогического музея был одобрен Городской думой.

Всероссийская научно-промышленная выставка, прошедшая в Казани с 15 (27) мая по 16 (28) сентября 1890 года, значительно окупилась и дала городу ряд уникальных экспонатов. Казанский городской голова С. В. Дьяченко в своей речи на торжественном её закрытии обратился с призывом оказать помощь делу организации городского музея. Горожанам представилась возможность представить музею частные, университетские и общественные собрания исторических древностей.

Новый проект и устав музея написал Р. В. Ризположенский. В мае 1891 года на заседании казанской Городской думы избрали Комиссию по организации музея. Была проведена подписка по сбору денежных средств на устройство музея, которая дала более 5000 рублей. Средства предоставили известные в Казани купцы и промышленники И. И. Алафузов, П. В. Щетинкин, Я. Ф. Шамов, И. В. Александров, М. Т. Атлашкин, В. Е. Соломин, М. С. Королькова и другие. Благодаря крупному дару О. С. Александровой-Гейнс (500 000 рублей серебром, с требованием, чтобы музей располагался на Воскресенской улице) было решено обустроить для музея здание Гостиного двора.

Основу музейной коллекции составило обширное 40-тысячное собрание казанского археолога, историка, коллекционера А. Ф. Лихачёва, переданное городу для будущего музея его братом — вице-адмиралом И. Ф. Лихачёвым в 1891 году.

Устав музея был утверждён в 1894 году, а его торжественное открытие состоялось 5 апреля 1895 года.

На открытии городского музея присутствовали профессора, преподаватели и студенты Казанского университета и ветеринарного института, члены Городской думы, губернатор Казанской губернии П. А. Полторацкий, попечитель Казанского учебного округа В. А. Попов и многие другие чиновники, архимандрит Филарет и другие священники, представители многих городских средних учебных заведений и сами создатели музея.

У истоков формирования первых музейных коллекций также стояли учёные Казанского университета: А. А. Штукенберг, Н. П. Загоскин, П. И. Кротов, Н. Ф. Высоцкий, Н. Ф. Катанов и другие. Активно пополняли фонды музея казанские коллекционеры и меценаты: В. И. Заусайлов, О. С. Александрова-Гейнс, Г. Галеев (Баруди), Д. И. Образцов и другие.

Музей располагался на первом и втором этажах Гостиного двора и первоначально состоял из четырёх отделов: учебного, историко-этнографического, естественно-исторического и Музея имени А. Ф. Лихачёва (для «Музея А. Ф. Лихачёва» было создано особое попечительство, в которое входили городской голова, гласные городской думы и представитель рода Лихачёвых). Директорами отделов стали профессора Казанского университета, а первым председателем Совета музея (директором музея) был избран городской голова С. В. Дьяченко.

За годы существования музея неоднократно менялось его название: с 1918 года — Губернский музей, с 1921 года — Центральный музей АТССР (ТАССР), с 1944 года — Государственный музей ТАССР, с 1982 года — Государственный объединённый музей ТАССР (РТ), с 2001 года — Национальный музей Республики Татарстан.

История

К середине 1920-х гг. в музее были созданы отделы:

  • историкоархеологический,
  • этнографический,
  • восточных рукописей,
  • естественноисторический,
  • историкобытовой,
  • художественный,
  • древнерусского искусства.

В 1930-е гг. в связи с гонениями на краеведение научная деятельность музея была ограничена, в конце 1930-х гг. действовали отделы природы, истории местного края дореволюционного периода, истории советского общества, массовой работы.

Уже в 1920-е гг. Государственный музей Татарстана начал выполнять роль координирующего методического центра для музеев региона.

В 1981 г. в результате централизации большей части музеев республики был создан Государственный объединенный музей ТАССР. Первоначально в его состав вошло 17 музеев, новые музеи открылись в 1980–1990-е гг.

В 2006 г. в состав объединенного музея входило 75 музеев-филиалов. С 2007 г. большинство музеев стали самостоятельными.

Архитектура

Здание было построено в начале XIX столетия. Уже к концу века архитектору Емельянову удалось завершить работу над большим и важным проектом. Для строительства этого сооружения пришлось потратить 15 лет. Главной ценностью сооружения является уникальность самой конструкции. В данном комплексе хранится древняя золотая монета. Это главный музейный экспонат.

1895 год — это период, когда было запланировано открытие усадьбы. Реставрационная работа всего здания была осуществлена под руководством известного архитектора Колмакова. В основном пришлось улучшить часть северо-западной конструкции

Важно отметить, что огромный комплекс занимает целый квартал. Благодаря своим масштабным габаритам здание Гостиного двора тогда в народе и получило название «бегемот»

В 1987 году произошел сильный пожар. Конструкция полностью сгорела и поэтому пришлось провести новые реконструкционные работы. Кроме музея в этом комплексе располагались и другие учреждения, которые полностью сгорели. На сегодняшний день кремлевский комплекс можно найти по следующему адресу: улица Кремлевская и площадь 1 Мая. Для гостей доступна экскурсия с профессиональным гидом.

Важно! Здание теперь занимает практически всю историческую часть комплекса Гостиного двора. Конец 1980-х — начало 1990-х гг

связаны с осуществлением реконструкции комплекса. Инженерам и архитекторам пришлось провести поэтапное строительство стационарной экспозиции

Конец 1980-х — начало 1990-х гг. связаны с осуществлением реконструкции комплекса. Инженерам и архитекторам пришлось провести поэтапное строительство стационарной экспозиции.

В 1995 году Татарстан готовился к празднованию столетия усадьбы. В скором времени была проведена реконструкция фасада под руководством архитектора С. А. Козловой. Работы были завершены в 2002-2005 гг.

На сегодняшний день здание занимает большую часть, более 3400 кв. м. В этом заведении обычно проводятся выставочные мероприятия.

Другие музеи, расположенные на территории

Экспозиции

До декабря 1987 г. в музее ежегодно открывались новые выставки и функционировали старые. Экспозиция площадью 5 тысяч кв.м отражала природные особенности края, его прошлое и настоящее.

В 1987 г. здание музея пострадало от пожара, постоянная экспозиции были демонтированы.

С 2004 г., после реконструкции здания по улице Кремлевская, началось открытие разделов постоянной экспозиции: «Древняя история Татарстана», «Казанская губерния в XVIII веке» и др.

Площадь постоянной экспозиции составляет около 2,5 тысяч кв.м, выставочных залов – около 1 тысячи кв.м.

Здесь проходят разнообразные по своей тематике выставки. Общественный интерес вызвали выставки: «Окно в природу» (с 1991 г., представлен растительный и животный мир Татарстана); «Первый флаг республики» (1998 г., отражает период истории Татарстана с конца XIX в. до 1920-х гг.); «Неизвестная страна» (1997–2001 гг., знакомит с археологическими материалами по истории племен, населявших Волго-Камье в добулгарский период); «Возвращение Г.Исхаки на родину» (1998); «Это наша с тобой биография» (1999 г., к 80-летию комсомола); «Все струны сокровенные сердец» (1999–2000 гг., представлены традиционные, профессиональные, мемориальные музыкальные инструменты народов мира); «Афганский реквием» (1998, 1999, 2000); «Во имя сыновнего долга» (1999–2000); «Мы были, есть и будем всегда» (1999–2000 гг., посвящена С. Максуди); «Казань в годы Великой Отечественной войны» (2000); «Сокровища Татарстана: реликвии Государственного объединенного музея» (2000); «Казанское чаепитие» (2001); «Диковинки естественного фонда» (2003); «Я памятник себе воздвиг, чудесный, вечный…» (2003 г., к 260-летию со дня рождения Г.Р.Державина); «Погибая, не умрет герой» (2004 г., к 60-летию гибели Мусы Джалиля и джалильцев); «Музейные раритеты – тысячелетию Казани» (2005); «Магия театра» (2006); «Неизвестная великая война. 1914–1918» (2014); «Татарские народные ремесла» (2016) и др.

Музей является одним из ведущих научно-исследовательских и просветительских центров региона, вносит заметный вклад в изучение истории народов Татарстана.

Успехи музея во многом связаны с деятельностью таких ученых, как П.М.Дульский, П.Е.Корнилов, Н.Ф.Калинин, М.Г.Худяков, Г.Губайдуллин, Е.П.Бусыгин, Е.Г.Бушканец, Г.Н.Вульфсон, М.К.Мухарямов, И.Р.Тагиров, А.Х.Халиков, Р.И.Нафигов, Б.Ф.Султанбеков, А.Л.Литвин, М.А.Усманов и др.

В 1920-е гг. с целью исследования культуры и быта татарского народа и пополнения фондов музея были организованы первые этнографические экспедиции в районы республики. В 1938 г. институт материальной культуры Академии наук СССР, Государственный Исторический музей, Центральный музей ТАССР начали совместное плановое изучение столицы Волжских Булгар.

В 1895–1917 гг. издавался Ежегодник Казанского городского научно-промышленного музея, в 1921–1924 – журнал «Казанский музейный вестник»; в 1995 г. возобновлено издание ежегодников.

Директора музея: С.В.Дьяченко (1895–1901), А.А.Штукенберг (1901–1905), Н.П.Загоскин (1905), П.И.Кротов (1905–1906), Н.Ф.Катанов (1906–1912, 1914–1917), М.Д.Рузский (1912), Г.П.Кириллов (1913), Б.Ф.Адлер (1918–1922), Н.И.Воробьёв (1922–1930), М.И.Борисов (1930–1933), Е.И.Медведев (1933–1934), Л.А.Ахметшин (1934–1935), Г.Н.Республиканец (1935–1937), Г.Б.Вахламов (1937–1941), В.М.Дьяконов (1941–1977), Л.Г.Валеева (1978–1987), Г.С.Муханов (1987–2006), Г.Р.Назипова (с 2006 г.).

Гордость республики

Национальный музей Республики Татарстан – не просто знаковое научное учреждение. Он имеет национальное значение и берет свое начало еще с 1895 года. Изначально он был организован как научно-промышленный музей.

В основе этого учреждения, так сказать, фундамент музея – это огромная индивидуальная коллекция Андрея Лихачева. Он был не только известным коллекционером, но еще археологом и исследователем. Музей величественно расположился на площади, некогда бывшей Гостиным двором, относящегося к памятникам архитектуры России и Татарстана. Внешний вид сооружения дополнен уникальными сводчатыми перекрытиями и формировался этот «облик» на протяжении нескольких десятков лет. В создании культурной базы также активно принимали участие многие ученые Казани, знаменитые меценаты, коллекционеры (Загоскин, Штукенберг, Галеев, Образцов и другие).

Сегодня фонды музея насчитывают больше 800 000 экспонатов, каждый из которых позволяет знакомиться с классическим и современным искусством. Они охватывают краеведческую тематику, природные особенности края, рассказывают о культурной истории народа. Изучая их, можно узнать не только о местном колорите, но и самобытности других регионов страны и мира.

Особое место в коллекции занимает булгарская коллекция. Это экспонаты, полученные в раскопках Ананьинских могильников, редчайшие золотые монеты и интереснейшие древние свитки, египетские и античные коллекции. Кроме того, здесь представлены мемориальные вещи знаменитых татарских деятелей, образцы рукописных книг и декоративного искусства, экспонаты различной исторической таксидермии, а также другие важные и ценные вещицы.

До 2005 года музей был центром объединения, где состояло не менее 80 музеев. После реформирования У музея есть больше десятка филиалов по всей Казани, и двух районах республики.

Сегодня производится масштабная реконструкция, которая предполагает создание специальной экспозиции величиной 6000 метров. Уже действует несколько завершенных выставок.

На базе музея планируется создать один из крупных педагогических центров. Здесь будут объединены деятельность клубов, кружков и сообществ музея. В соответствии с концепцией, НМРТ станет крупнейшим центром с единой системой экспозиции, современным хранилищем фондов, инновационной мастерской для проведения реставрационных работ и залом для художеств, музейным центром и тщательно спланированной инфраструктурой. В 2006 году музей стал победителем престижного конкурса.

Что посмотреть в музее с детьми?

@kseni_abramova

Для юных посетителей в музее предусмотрены специальные экскурсии, которые помогут познакомиться с историей и бытом Татарстана в интересной и увлекательной форме. Самым маленьким гостям понравится «Ожившая экспозиция»: профессиональные аниматоры и актеры в исторических костюмах общаются с детьми и рассказывают им о прошлом края.

Экскурсия «Времена года» расскажет детям о том, как меняется погода в Татарстане от сезона к сезону. Рассказ гида иллюстрируют таксидермические чучела животных и гербарии, демонстрирующие разнообразие флоры и фауны региона.

Во время школьных каникул в музее проводятся дополнительные экскурсии и мастер-классы для детей. Ознакомиться с их расписанием можно на официальном сайте музея.

Базовая информация про Татарстан

Татарстан расположен на слиянии двух крупных рек — Волги и Камы, являясь своего рода мостом, соединяющим европейские и азиатские части России.

Обратите внимание! По площади 67 800 км² республика больше, чем некоторые европейские страны, такие как Бельгия и Нидерланды, и примерно равна Ирландии. На протяжении многих веков татары (53,2 %) и русские (39,7 %), чуваши и удмурты, мордовцы и марийцы, украинцы и башкиры — всего более 173 этнических происхождения — жили в Татарстане в мире и согласии

Сегодня население города составляет 3,8 миллиона человек

На протяжении многих веков татары (53,2 %) и русские (39,7 %), чуваши и удмурты, мордовцы и марийцы, украинцы и башкиры — всего более 173 этнических происхождения — жили в Татарстане в мире и согласии. Сегодня население города составляет 3,8 миллиона человек.

Описание Республики Татарстан

Татарстан является динамично развивающимся регионом, его успех основан на прочном фундаменте экономической стабильности. Республика является нефтедобывающим и нефтехимическим центром. В республике производят самосвалы КАМАЗы и вертолеты Ми.

В качестве места встречи цивилизаций, символического перекрестка восточных и западных религиозных и культурных традиций, Татарстан накопил большой опыт поддержания межэтнического и межконфессионального согласия. Этот опыт служит прекрасным фоном для того, чтобы республика могла развивать свои контакты с миром, строить торговые, научные и культурные связи.

В некоторых регионах России местные главы Татарского общественного центра сотрудничают с местными чиновниками и в основном концентрируются на культурных мероприятиях в местных татарских диаспорах. Однако в Башкортостане АТПК сыграла важную политическую роль в качестве оппозиционной силы против режима президента Муртазы Рахимова.

Особенности здания

Здание Национального музея Республики Татарстан

Нынешняя площадь 1 Мая во времена Казанского ханства являлась главной торгово-общественной площадкой. Её расположение было удачным для всех жителей Казани — между посадскими поселениями и центральной частью города. Здесь собирались и торговали купцы. Соответственно, вокруг начали возводить различные хозяйственные постройки — так на центральной площади появились бани, избы, склады, амбары.

Впоследствии Казань присоединили к Российскому государству, предназначение площади в качестве торгово-общественной площадки сохранилось. В конце XVI века на месте сегодняшнего Национального музея, стояло срубленное из дерева здание Гостиного двора. Объект предназначался для купеческой торговли. В конце XVII века здание перестроили — в результате получилось одноэтажное каменное строение с тяжёлыми арочными сводами.

Гостиный двор неоднократно перестраивали и восстанавливали из-за довольно частых пожаров. Самый большой произошёл в 1989 году, при котором погибло много экспонатов. После него Гостиный двор полностью восстановили, придав ему вид строения XIX века. Здание признали памятником градостроительства и взяли под охрану. В архитектуре обновлённого здания сохранили своды, которые украшали здание в XVI веке.

Что посмотреть в музее?

@nadejda_tsss

Первый этаж музея посвящен жизни древних людей, обитавших на территории нынешнего Татарстана. Вы узнаете о промысле местных жителей: в одном из залов представлена лодка-долбленка (в натуральную величину), а также крючки для ловли рыбы. По соседству расположились ткацкий станок и выполненные с его помощью изделия. Среди экспонатов первого этажа – оружие, кольчуги и шлемы воинов

Обратите внимание и на конную статую хана Улу-Мухамеда. Особый интерес представляют воссозданные домики и интерьеры жилищ, зайдя в которые вы окунетесь в прошлое

В глубине первого этажа расположена кладовая со старинными монетам, некоторые из которых настолько древние, что уже потеряли первоначальный вид и даже форму. Посреди комнаты вы увидите карту, показывающая, где какие деньги использовали. В этом же зале представлены весы, использовавшиеся при оплате на вес.

Чтобы подняться на второй этаж, надо пройти по одной из двух лестниц: парадной или более простой, из черного мрамора. Иногда в холле около последней выступает камерный оркестр, исполняющий классическую музыку.

Центральное место в экспозиции второго этажа занимает так называемая «Золотая татарская кладовая». В ней вы увидите женские и мужские парадные костюмы XIX века, украшенные вышивкой из золота и серебра.

Один из залов посвящен эпохе Екатерины Великой, которая оставила в Казани свою карету. В музее представлена настоящее транспортное средство императрицы, а не её копия. Одному богу известно, как экспонату удалось так хорошо сохраниться и пережить войны и революции.

Филиалы

Приехав в этот регион, туристы могут посетить и другие не менее популярные музеи Татарстана.

Краеведческий музей Казань

Обратите внимание! Национальный музей в городе Казань располагается в двухэтажном каменном особняке. Этот комплекс был построен в 1908 году

На данном этапе необходимо провести реставрационные работы.

Региональный комплекс А. М. Горького

В с. Красновидово он является главной достопримечательностью. Историческая находка состоит из мемориальной части, и к тому же является торговой лавкой Ромася. В этом здании жил А. М. Пешков. Также в этом комплексе находится литературная экспозиция начала 70-х гг. ХХ в.

Туристы, приезжающие в этот город, обязательно должны посетить местные музеи и познакомиться с культурным наследием Татарстана.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий