Музей кукол в Санкт-Петербурге

Экскурсии

Музей можно осмотреть самостоятельно или воспользоваться услугами гида. Экскурсии организуются как индивидуальные, так и групповые.

Экскурсионное сопровождение делает посещение музея незабываемым. Грамотные специалисты владеют всей информацией о каждом экспонате. Они увлекательно рассказывают историю отдельно взятой куклы и экспозиции в целом, приводят интересные факты из жизни музея, делятся легендами и преданиями.

Среди видов экскурсий особенным спросом пользуются:

  1. Обзорная – позволяет в короткий срок познакомиться с музеем и экспонатами, узнать главные факты, увидеть уникальные коллекции.
  2. Литературная – посвящена литературным персонажам, выставленным в музейных залах.
  3. Праздничная – проводится накануне праздников, имеет специфическую направленность в зависимости от события.
  4. Православная – рассказывает о куклах религиозной направленности, обрядах, обычаях.
  5. Интерактивная – во время экскурсии применяются современные разработки: проекторы, аудиопроигрыватели, сенсорные экраны с информацией.
  6. Стихотворная экскурсия понравится книголюбам. О куклах рассказывается в коротких, познавательных стихах. Подойдет для маленьких гостей музея.

Виды экскурсий время от времени обновляются, появляются новые варианты, посвященные тем или иным событиям.

Фотографии из Санкт-Петербургского Музея Игрушки

Фарфоровая кукла фабрики Журавлева и Кочешкова (Россия) начала XX века и немецкий шкаф с кукольной посудой конца XIX – начала XX века

Поваренная книжка для кукол. Москва, 1907

Немецкий медведь 1920-1930 годов

Немецкие куклы и теневой театр конца XIX – начала XX века

Японские куклы из древесной массы: кукла-девочка 1930-1950-х, кукла мальчик 1950-х и маленькая кукла 1870 годов. Мебель – первая треть XX века

Маджонг, Китай. Начало XX века

Немецкий кукольный дом изготовлен в начале XX века и содержит более 200 предметов кукольной мебели и аксессуаров, а также 13 фарфоровых кукол.

Набор “Школа вышивания” и книга “Усердная кукольная портниха”, Германия, начало XX века

Предметы обстановки кукольного дома. Россия, XIX век

Бумажные куклы. США, Япония, Германия, Франция

Набор “Детская почта”. Германия, 1950-е

В музее хранится богатая коллекция жестяных механических игрушек таких фирм, как Schuco, Maerklin, Lehmann, Bing

Фарфоровая кукла “Simon & Halbig. Kaemmer & Reinhardt”. Начало XX века

Фарфоровая кукла Simon & Halbig. Начало XX века

Кукла Walkure от Kley & Hahn. Ордруф, Германия, 1903. Корзиночка – Германия, 1930-е, Лейка – Неаполь, Италия, конец XIX – начало XX века

Конструктор, Германия, 1930-е

Кот на колесиках. Steiff, Германия, 1904

Кукла Bahr & Proschild. Германия, 1905

Немецкие куклы первой половины XX века

Винтажные немецкие кукольные дома (ГДР)

Кухонные плиты и утварь. Россия, Великобритания, Германия. Конец XIX – первая четверть XX века

Маленькие фигурки – заводные игрушки Schuco, Германия. Конец 1920-х – начало 1950-х

Немецкие винтажные заводные игрушки 1950-х и японский барабанщик

Жестяная игрушка “Собака с кошкой”. J.Ph.Meier, Германия

Заводная игрушка – трактор. Индия, конец XX века

Солдатики Peter Rosenkranz. Германия, 1930-е

Дымковские игрушки. 1930-1950-е годы XX века

Деревянные игрушки села Богородское. 1950-2000 годы

Набор для игры в бирюльки

Глиняные тульские игрушки. 1990-е, копии с оригиналов начала XX века

Матрешки семеновские. 1960-е годы

Матрешки из Сергиева Посада. На заднем плане – первая половина XX века (дерево, выжигание, цветные карандаши), на переднем плане середина XX века (дерево, клеевые краски)

Игрушки русского Севера

Украинские игрушки. Вторая половина XX века

Кукла в японском костюме. 1990-е

Японские бумажные игрушки

Традиционные японские кокэси и Дух Огня. 1970-2000-е

Китайские игрушки – обезьяна с персиком и козел. Фэнсян / Шэньси, конец XX века

Итальянские игрушки

Немецкие домики из Эрцгебирге. 1910-1930 годы

Шарманка, конец 1930-х, артель Музигрушка (Ленинград)

Театры теней – Полиграфическая фабрика Москворецкого райпромтреста и Художественная мастерская центрального дома работников искусств СССР

Фото датированы 2010 годом – в экспозиции могли произойти изменения

Как все начиналось

Стоит отметить, что милые и забавные кукольные мордашки, выставленные в крошечном московском музее, составляют одну из крупнейших коллекций антикварных кукол в мире (самые молодые экспонаты датируются началом XX столетия). При этом появилась она совершенно неожиданно – первая антикварная кукла была найдена талантливой театральной художницей посреди всеми забытых вещей в старом сундуке.

Впечатлившись находкой, Юлия всерьез увлеклась коллекционированием. В течение долгих пятнадцати лет она сумела отыскать около 6000 экспонатов, выполненных ведущими мастерами XVII – XX столетий из дерева, воска, фарфора, текстиля, пластмассы, жести и целлюлозы.

Сегодня же, тайная жизнь старинных кукол неразрывно связана с бесконечными витринами, установленными в небольшом зале, визуально расширенном обилием зеркал. Единственное, что разочаровывает – малое количество отечественных уникальных кукол, практически полностью уничтоженных за так называемую буржуазность в двадцатых годах.

Фото и описание

Рядом с часовней, посвященной покровительнице Петербурга Ксении Блаженной, находится еще одно примечательное место – это музей, где в качестве экспонатов выставлены куклы. Он так и называется Музей кукол.

Музей был открыт в 1998 году (является негосударственным), его базой стал Российский Этнографический музей, им же ведется и научно-методическое руководство. Основой фондов музея изначально были экспонаты, ранее принадлежавшие частным коллекционерам. Впоследствии фонды музея стали пополняться за счет современных авторских и антикварных кукол. Этот музей дает возможность познакомиться с историей кукол с самого начала их появления (архаичные времена) и по настоящий момент.

Экспозиция размещена в восьми залах, в которых собраны разные виды: интерьерная кукла; сказочная кукла; кукла русского фольклора; праздничная кукла; традиционно-обрядная кукла; театральная кукла; маскарадная кукла и «Лесное царство». Кроме залов экспозиции посетителям предоставляют возможность осмотреть мастерские, в которых изготавливается сувенирная кукла и где можно узнать мир кукол изнутри.

Большой вклад в экспозиции музея внесли и продолжают вносить студенты, учащиеся на постановочном факультете (Академия театрального искусства). Их работы, представляющие собой маски, куклы, театральные коллажи, созданные под руководством наставников Л.В. Лудиновой и Т.В. Слезиной (ведущие преподаватели Театральной Академии), занимают достойное место в музейных экспозициях.

Взаимодействие Театральной Академии дало толчок к началу использования ультрасовременной позиции в экспонировании. В отличие от прежних наработок, каждая витрина рассматривалась как отдельная театральная сцена. Персонажи, ее составляющие, представлялись куклами – это производило неизгладимое воздействие на человека-зрителя и полностью погружало его в сказочную атмосферу полную волшебства.

В настоящий момент количество экспонатов музея перевалило за пять тысяч. Самые лучшие авторские, сувенирные и традиционные куклы постоянно выставляются в экспозиционных залах. Авторы кукол – лучшие современные художники.

Осмотр начинается с аванзала. Экспонаты, собранные в нем посвящены русским традициям. Тут можно увидеть кукол, украшавших собой русскую ярмарку, кукол, без которых немыслимо представить себе святочные игры, колядки, праздники Пасхи и светлого Рождества.

В следующем зале собраны восточнославянские традиционные куклы. Тут и деревянные куклы; куклы, игравшие роль оберегов; куклы, использовавшиеся в обрядах. Они созданы из материалов, которые дала сама природа. Стиль их выполнения – архаический. Все они выполнены согласно образцам, собранным когда-то этнографами. Эти куклы играли большую роль в жизни древних славян, и сопровождали их во всех сферах жизненной деятельность, будь то повседневность или праздность.

Куклы, известные нам по сказочным литературным произведениям, представлены в следующем зале. Тут можно увидеть царя Дадона, золотого петушка и коварного мудреца. Чуть дальше – царя Салтана и Царевну. Это и есть авторская кукла, которую создали наши современники.

На этом сказка не кончается, в «Лесном царстве» собраны разные необычные персонажи, рожденные театральным художником Мариной Орловой. Волшебная атмосфера тайны окутывает посетителей со всех сторон. Кракодрак, Кикимора, Дракодил, Леший – всех просто не перечесть.

Карнавальная атмосфера – маски, композиции из многих фигур, панно, куклы, аксессуары – ко всем этому в театральном зале приложили руку студенты и их руководитель Т.В. Слезина (Государственная Академия театрального искусства).

В музее есть еще зал, куда пускают только взрослых посетителей. В нем собраны куклы, которые воспевают самое прекрасное чувство на земле. Они воспевают любовь между мужчиной и женщиной.

Четвёртый зал — Лесное царство

Из третьего зала можно попасть в два закутка, один из которых назывался «Залом фривольной куклы», но почему-то был закрыт на ключ, а второй — «Лесное царство».

Лесная чаща. Слева – леший по имени Вася и Озёрная дева. Справа – волшебница. Работала Наталья Меренцева. В зале нет оградительных стёкол.

Далее поднимаемся на второй этаж. Там представлены исторические макеты (уменьшенная копия кареты Александра III и его жены Марии Фёдоровны, а также макетами двух домов, один принадлежащий дворянству  петровского времени и доходного петербургского дома второй половины XIX век) и современные макеты.

Интерьерная кукла. Собирательные образы. В правой верхней части – фигурист Евгений Плющенко, чья звезда вспыхнула и закатилась в феврале 2014 года, рядом – Николай Валуев. Сотрудник ДПС. Рокер.

Уменьшенная копия кареты Александра III и его супруги Марии Фёдоровны демонстрируют выезд императорской семьи на прогулку.

Макет петербургского дома начала XVIII века, то есть петровского времени. Это не какой-то конкретный дом, а собирательный образ. В интерьерах комнат присутствует характерная эпохе мебель и декор.

Вот печь в кабинете. Она обложена голландской плиткой XVII века.

Макет петербургского доходного дома второй половины XIX века. Квартиру в таких домах можно было только снять, но нельзя купить. Причём стоимость ренты за верхние этажи была ниже.

В последнем зале выставлены куклы, обряженные в национальные костюмы разных народов.

Наконец, вы снова спускаетесь по лестнице на первый этаж и попадаете в зал, где выставлены марионетки из Индии, Бирмы и Непала. Из всех залов этот оказался самым интересным и запоминающимся.

В этом зале хранятся настоящие куклы, а не новодельные. То есть конкретно они провели свою жизнь в дороге, участвовали в уличных спектаклях. Многие из них видели больше городов, чем я.

Заклинатель змей, воин с мечами в руках, танцовщица в бирюзовом платье.

Кукла Ганеша – индуистский бог мудрости и благополучия. Эти куклы относятся к 1970-1990 годам.

Перчаточные куклы. Этому экспонату уже более ста лет и родился он под рукой мастер в конце XIX века.

Марионетки на ваге и нитях.

Механическая кукла – кот со связкой сосисок в лапах. Её управление осуществляется системой тяжей, проходящих через весь корпус, и выводящихся на гапит. В данном случае гапит представляет собой деревянную ручку, соединённую с внутренним механизмом. При помощи гапита мы можем заставить кота двигаться по поверхности, шевелить лапами, моргать глаза и открывать рот.

Зал индустриальной игрушки

Зал индустриальной игрушки.

В этом зале выставлены российские и зарубежные игрушки фабричного производства.

Заводные и механические игрушки, куклы, поезда и машинки, животные, предметы домашней утвари и кукольные дома. Они как-бы копируют в миниатюре предметы реальной жизни.

В отличие от народных, эти игрушки производились массово и в них нельзя рассмотреть отражение именно национальной культуры. Они скорее отражали новинки и достижения конкретной эпохи, во время которой появлялись.

Но эти игрушечки очень красивые, аккуратные, и тоже вызывали невероятное желание их потискать.

Здесь в основном немецкие игрушки 20-го века.Техника, конструкторы, настольные игры.Похоже на мини-город.

Андрея, понятное дело, привлек именно этот стенд.

Но как по мне, так все в этом зале было невероятно милым.

Итальянская кукла 50-х годов.Кухонные плиты разных национальностей.Умудрился же кто-то сохранить и не растерять такую мелочевку! :))Миниатюрная мебель.Мини-столовая.Ложечки и вилки — не больше сантиметра.

Большой немецкий кукольный дом — настоящая гордость музея. Ему больше ста лет. Внутри живут фарфоровые куклы, и в обиходе у них около двухсот предметов мебели и аксессуаров.

Столетний кукольный дом.Кукольный дом.Каждая мелочь выполнена ну очень реалистично.Миниатюрная кухня.

В общем, понятно, что в этом зале мы застряли дольше всего. Удивительная выставка!

В музее есть еще четвертый зал. Он приспособлен для проведения мероприятий: различных мастер-классов, временных выставок, презентаций и т.д.

Экспозиция меняется примерно раз в два месяца, устраиваются сезонные и тематические выставки.

Когда мы были там, в этом зале была организована барахолка. За символическую плату, которую, кстати, сами же и назначаете, можно было выбрать какую-нибудь ерундовинку.

Здесь лежали старый дневник, коробка из под новогоднего подарка годов 80-х, Санта-Клаус с барабаном из 90-х, заколочки, бутылочки, старый кнопочный телефон с трубкой и прочее. Все б/у разумеется, и, конечно, ничего особо ценного или уникального там нет.

Но, может быть, для некоторых взрослых что-нибудь из этих предметов могло оказаться символичным. А дети такую «дребедень» вообще способны воспринимать как «сокровища». Демид, например, решил, что ему совершенно необходимы старые счеты.

Зал временной выставки.Барахолка.Дёма «купил» себе старые счеты.

Я встречала название этого музея во всяких списках вроде «куда пойти с ребенком». Но я бы не назвала музей исключительно детским местом.

Во-первых, взрослым без детей здесь тоже может быть интересно: игрушки красивые, старинные и просто старые, которые в обычной жизни уже, может быть, и не встретишь. Многие из них сто процентов заденут ностальгические чувства.

Даже мой далеко не сентиментальный муж был в полном восторге от миниатюрной техники из зала индустриальной игрушки. А в советской игрушке с блеском в глазах узнал солдатиков и танки, которыми играл в детстве. Даже загорелся идеей разыскать их дома у родителей.

А во-вторых: все-таки это музей, все экспонаты за стеклом. Я даже боялась что Дёмику будет скучно. Но он очень даже увлекся разглядыванием, причем не только типично «мальчишеских» игрушек. И куклы, и звери. Все было необычно и непривычно, а значит интересно. Даже дома потом вспоминал.

Андрей узнал «родных» солдатиков.И Демида от витрин было иногда не оттащить. Мальчики такие мальчики — конечно солдатики!

Народу в музее немного. Мы были в разгар выходного дня — там от силы было человек 5-7.

Зал советской игрушки

Зал советской игрушки.Зал советской игрушки.

Я его про себя назвала — зал ностальгии.

Здесь собраны игрушки нескольких поколений советских детей. Советским ребенком я была совсем недолго, но узнала и те, что были куплены и в нашем детстве, и те, что остались от предыдущих поколений. Игрушки, в которые играли наши родители, а может быть и бабушки с дедушками.

Всевозможные пупсы, куклы, машинки, ракеты, паровозики. Настольные игры и конструкторы с такими прям конкретными советскими надписями на коробках! Если уж конструктор, так конструктор. А не мозаика с названием «Тачки» там, или «Лунтик».

Мне кажется, такой конструктор был у всех.

Разброс по датам производства игрушек в зале большой. Даже на одном стенде могут находиться игрушки и 20-х годов, и 80-х.

На предыдущей фотке, например, шашки — это 30-е годы, а конструктор — уже почти 60-е.

Такие кубики я тоже хорошо помню, хотя выпущены они были, когда моя мама была маленькой.Мальчишеский рай.:)Дёмка ну очень хотел оседлать лошадку.Плюшевые игрушки.Целлулоидные пупсы и неваляшка.Ну прелесть же!Девочкино счастьеКуклы и машинки.Парню явно стало интересно.Узнаете что-нибудь?

Конечно, зал понравился. Повспоминали, поузнавали, а с чем-то запоздало познакомились. Видимо, для создания соответствующего настроения и передачи духа советской эпохи на стене в качестве декора висят вот такие портреты советских малышей в обнимку с любимыми игрушками.

Портрет ребенка в музее игрушек.

Интересные факты

  • Здесь представлена одна из богатейших кукольных коллекций мира.
  • Посетителю предоставляется возможность создать собственную игрушку на мастер-классе.
  • Регулярно организуются кукольные представления.
  • Экспонаты охраняют необычные стражники – коты. Эта необходимая мера, многие куклы сделаны из папье-маше, грызуны могут испортить экспонаты.
  • Познакомиться с экспозициями можно виртуально, не выходя из дома. Но настоящего красочного рассказа экскурсовода такое знакомство с музеем не заменит.
  • Первые экспонаты кукол были созданы студентами в конце 90-х годов, с тех пор коллекции пополняются. Немалый вклад в развитие музея вносят частные коллекционеры.
  • Прямо в здании работает мастерская кукол, за созданием шедевров наблюдают посетители. Приглянувшиеся экземпляры можно купить для личного пользования.

Первый зал — «Русь ушедшая. Идолы и тотемы»

  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург

Первый зал, то есть комнатка, называется «Русь ушедшая. Идолы и тотемы». То, что мы здесь увидим, является не чем-то аутентичным, а созданным по вдохновению художником Сергеем Михайловичем Кулаковым.

Все фигурки связаны из соломы, а потому отсылают к птицам счастья и соломенным козликам.

Сергей Кулаков мощно использует общенародные мифологемы. Например, образ мирового древа — мировой оси. Вокруг него всё вращается, что символизирует надетое на него колесо.

Вот богатырь Добрыня Никитич пашет землю на трёхглавом Змее Горыныче, а вот самоходный корабль с парусами и на колёсах. Символ восходит к знаменитому Кораблю Дураков. Его рисовал ещё Иероним Босх, а гравюры делал Альбрехт Дюрер. Есть и поэма на эту тему гуманиста Себастьяна Брандта.

Особую гордость составляет экспонат «Тотем Аляски», представляющий собой ворона, прилетевшего на пустынные земли Севера и принесшего с собой плодородную почву, растения, животных, людей и даже богов.

  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург
  • Экспонаты первого зала, Музей игрушек, Васильевский остров, Санкт-Петербург

Зал народной игрушки

Зал народной игрушки.

Здесь выставлены те самые не столько детские игрушки, сколько образцы народного творчества, самовыражения и самобытности разных народов и культур.

Зал небольшой, но предметов много. В основном, это игрушки 19-20 веков: русские, немецкие, датские, японские, испанские и др. Есть даже африканские.

Игрушки сделаны из дерева, глины, бумаги, и даже теста.

Русские, кстати, представлены аж 16-ю регионами.

Дымковская игрушка. Помнится, в детстве на лепке мы пытались изобразить нечто подобное.Деревянные игрушки, вроде бы Московская область.Вот они какие — бирюльки.Народные игрушки Тульской, Пензенской, Ленинградской областей.Деревянные немецкие игрушки. Европа как-то сразу видна своими красными крышами.:)Игрушки из теста и самая настоящая выпечка. Те, что помельче — чехи середины прошлого века. Большой человек — это уже почти современник: 2007 год, Германия, рождественская выпечка.А это — японская красота, век 20-й.

Конечно, я нашла и родные архангельские туески, козули, птицы счастья.

Северные деревянные игрушки и прянички-козули.Попыталась сфотографироваться с земляками.

Я вам признаюсь, для меня этот зал стал менее интересным, чем остальные. Я не говорю, что не интересным вовсе, все игрушки я посмотрела с удовольствием. Да и сама по себе народная игрушка — явление очень любопытное и многозначительное. Просто в тот момент мне хотелось посмотреть то, что ближе не к творчеству, а к обычным детским играм.

Так что велкам в остальные залы.

История открытия и основательница музея

Ольга Юрьевна Лобачева давно начала коллекционировать произведения искусства современных авторов. Особый интерес у нее всегда вызывали куклы ручной работы. Такие пристрастия сформировались из-за детского опыта: у бабушки Ольги была редкая немецкая кукла, к которой нельзя было даже прикасаться. Это стало началом любви к куклам.

Ольга долгие годы мечтала об игрушках такой же красоты. В 2008 г. она увидела и без колебаний купила Мэри Рождественскую, выполненную мастером Хильдегард Гюнзел. Ольга решила сосредоточиться на творчестве этой немецкой художницы. В 2013 г. произошла личная встреча коллекционера и мастера: Ольга Юрьевна посетила мануфактуру, по которой фрау Гюнзел провела для нее персональную экскурсию.

Выставка 2015 г. имела успех у широкой аудитории, что навело хозяйку мероприятия на мысль о создании постоянной экспозиции. Весной 2018 г. коллекция разместилась в галерее под названием «Хрупкие мечты» и приняла первых гостей. По утверждению хозяйки музея, название призвано напоминать посетителям о тонкости, уязвимости красоты и о том, что даже самые нереальные мечты можно осуществить.

С каждой из кукол связана своя история.

Уникальные куклы ушедших эпох

Современные малыши вольны выбирать себе любую понравившуюся куклу и играть ей в свое удовольствие, о чем их сверстники, жившие несколько веков назад, могли только мечтать. Ведь уникальные куклы того времени не были игровыми. Дети же допускались к ним только под присмотром старших и то лишь в качестве поощрения. Если же ребенок позволял себе даже самый незначительный проступок, его лишали и этих редких минут (играли строго ограниченное время и только по выходным). Впрочем, были и другие куклы – предназначенные исключительно для украшения гостиных. Их так и называли интерьерными.

Нелишним будет упомянуть, что старинные кукольные мастера использовали в своем промысле самые разные материалы. Вот почему в музее уникальных кукол можно увидеть:

чудом сохранившиеся восковые экземпляры, созданные английскими умельцами XVIII столетия;

  • английскую колышковую куклу (датируется XVII столетием) – неподвижная деревянная фигура, олицетворяющая собой новорожденного Иисуса;
  • будуарные текстильные куклы, с которыми юные барышни выходили в свет (не играть же замужним 14-17 летним девушкам в куклы). Такие «художественные куклы» предназначались специально для молодых женщин. Их искусно раскрашивали и изящно одевали (в числе самых известных модельеров следует выделить мадемуазель Ланвен или Пакен);
  • алебастровые куклы с удлиненными телами и изящными ножками, обутыми в модельные туфли;
  • фарфоровых «постояльцев», составляющих львиную долю всей коллекции уникальных кукол.

Подобная популярность связана с открытием богатых залежей глины (Австрия, Германия), пригодной для получения наиболее качественно фарфора.

Особого внимания заслуживают заводные куклы, которых мастера научили подмигивать, танцевать и музицировать, надувать мыльные пузыри и выполнять хитрые акробатические этюды.

Взять, к примеру, всеми любимую сказочную канатную плясунью Суок, которая гораздо больше похожа на настоящую девочку, чем на куклу.

Не меньшей популярностью пользуются:

  • трехликая кукла, умеющая одновременно радоваться, спать и грустить (для смены настроения достаточно повернуть голову на определенный угол);
  • целлулоидная кукла, купленная обычной советской девочке Ларисе на ВДНХ 22 июня 1941 года (в момент объявления о начале военных действий);
  • голландская кукла-цветочница и куклы-близнецы, история которых весьма необычна;
  • раритетные игрушки фабрик Дунаева, Федосеева, «Журавлева и Кочешкова», уничтожаемые за «излишнюю буржуазность»;
  • нестандартные пупсы – негритята и японцы;
  • тряпичная старушка с выразительной внешностью;
  • коллекция исторически одетых кукол – представляют народности пятнадцати республик СССР;
  • грациозные куклы-танцовщицы с таинственными предметами в руках;
  • французские музыкальные автоматы (середина XIX столетия).

Есть здесь и просто памятные экземпляры, «прошедшие» войну или сохраненные в память о расстрелянных «врагах народа».  Хотя порой встречаются самые настоящие «звезды» посетившие космос (плюшевый мишка), снявшиеся в фильмах или клипах (кукла Маша).

Здесь не сыскать низкосортных современных игрушек, поставленных на поток. Музей уникальных кукол открыт лишь для «человечных и живых» кукол прошлых лет и этим все сказано.

Экспонаты галереи кукол

Экспозиция музея «Хрупкие мечты» включает:

  • 45 фарфоровых кукол ручной работы, выполненных Хильдегард Гюнзел;
  • куклы других авторов;
  • работы нижегородских художников;
  • коллекцию плюшевых мишек немецкой марки Steiff.

Среди экспонатов есть ценные копии, раритетные игрушки, куклы, выполненные ограниченном тиражом или даже в единственном экземпляре специально для нижегородской галереи. Одна из самых необычных кукол музея — Танцовщица, созданная по мотивам картин и скульптур Эдгара Дега. Как и скульптура Дега «Четырнадцатилетняя танцовщица», кукла одета в балетную пачку, предназначенную для учениц балетной школы. Наряд создан руками мастерицы Большого театра, одевающей танцовщиц.

Коллекция кукол постоянно пополняется, многие игрушки были подарены музею

Один из залов галереи посвящен сказочным сюжетам. Здесь можно увидеть героинь народных и авторских сказок: Красную Шапочку, Белоснежку, Рапунцель, Герду, Пеппи Длинныйчулок. Последнее пополнение музея — Принцесса на белой лошади из сказки о Короле-лягушонке. У этой куклы есть сестра — девочка на черной лошади, хранящаяся в коллекции Деми Мур.

Наряды кукол — тонкой ручной работы. Белоснежка облачена платье с фламандскими кружевами 19 в., подвязанной черной бархатной лентой. Эта кукла была выпущена ограниченным тиражом в рамках серии «Стремление к красоте»: в мире всего 7 таких экземпляров. На Герде, смелой девочке из сказки «Снежная королева», — платье с элементами тонкого шерстяного плетения, которое независимо друг от друга изобрели вязальщицы Германии и России. В музее эту деталь считают символом дружбы 2-х стран.

Раритетные плюшевые медведи органично дополняют экспозицию. Они произведены немецкой компанией Steiff, основанной в 1880 г. швеей Маргарет Штайф. Дизайн медвежонка Тедди был придуман ее племянником, Ричардом. Медвежата Steiff стали эталоном качественных игрушек и символом счастливого детства, узнаваемым во всем мире. Уже более 100 лет девиз компании звучит так: «Для детей хорошо только лучшее».

Посетители музея могут заказать групповые и индивидуальные экскурсии по музею, записаться на мастер-классы и покататься по улицам города на карете. Возможно проведение экскурсий в форме мини-спектакля. В музее разработаны программы для детей и взрослых, для любителей живописи и специалистов по дизайну. Продолжительность экскурсий — 60-90 минут. В галерее работает кафе и сувенирная лавка.

Билеты

Билеты продаются на кассе, есть возможность забронировать их на официальном сайте.

Для школьных экскурсий, детей-сирот, ветеранов предусмотрены скидки.

Цена

Цены достаточно скромные для такого заведения. Если хочется удивить гостей города или доставить детям приятные впечатления, непременно побывайте в этом музее.

Стоимость билетов:

  • взрослый – 300 рублей
  • студенты и пенсионеры – 150 рублей
  • школьники с 3 лет – 100 рублей
  • дети до 3 лет посещают музей бесплатно

О скидках для групп посетителей можно узнать на официальном сайте.

Музей кукол в Санкт-Петербурге имеет собственный сайт: http://museumdolls.ru/

Контакты

На сайте представлена вся необходимая информация для посетителей. В случае необходимости есть возможность связаться с сотрудниками музея по телефону: 327-72-24.

Иногородние посетители должны добавочно набрать код Санкт-Петербурга — 88123277224

Архитектура

Музей располагается в красивом, двухэтажном здании. Состоит из 12 залов, каждый оформлен тематически.

В залах представлены не только кукольные экспозиции. Например, в зале «Лесное царство» собраны сказочные и мистические животные, а в театральном зале разместились марионетки – куклы, которые раньше участвовали в спектаклях.

Есть галерея, посвященная истории славного города на Неве. Она называется «Петербургская першпектива».

Здание возведено в чудесном садике, где посетители прогуливаются и наслаждаются видами города.

По соседству расположились достопримечательности города: храм Смоленской Божьей Матери и Смоленское кладбище.

Экспозиция Музея игрушки

Музей молодой даже по человеческим меркам, а по «музейным» уж и подавно. Ему всего 17 лет. Игрушки покупаются у коллекционеров, в антикварных лавках, аукционах. В дар их приносят и сами жители города. В общем, коллекция пополняется постоянно, и сейчас здесь около 13000 экспонатов.

По масштабам музей небольшой, игрушки расположены компактно. Так что если вы привыкли экспозиции оглядывать мельком, то минут за пять управитесь.

Мы же провели там около полутора часов, разглядывая все детальки. Интересно было почитать описания к игрушкам. Почти везде указаны страны, примерные годы выпуска, кое-где имена кукол и фабрики, их производившие.

Каждая витрина сопровождается такой табличкой. Немного неудобно каждый раз соотносить номер игрушки и подпись, но что поделать? У каждого экспоната отдельную подпись не поставить.

В музее всего четыре зала. У каждого свое назначение и экспозиция.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий