Музеи Ватикана

Музей Пио-Клементино

В Музее Пио-Клементино находятся одни из лучших образцов древнегреческих и римских скульптур, найденных во всем мире. Музей назван в честь двух Пап Римских, которые основали его в конце 1700-х годов: Климента XIV и Пия VI.

Пио-Клементино довольно большой и в нем много комнат, каждая из которых полна шедеврами искусства.

Этот музей легко пропустить, если вы спешите к Сикстинской капелле, поэтому чтобы увидеть Пио-Клементино, включите его в ваш план заранее.

Перед входом в музей вы увидите внутренний дворик под открытым небом, называемый восьмиугольным двориком.

Когда вы подойдёте к этим музеям, вы уже увидите множество скульптур в других частях Музеев Ватикана. Я знаю, что эти древнегреческие и римские статуи могут удивить любого… и, в конце концов, у вас может начаться «скульптурная усталость», когда уже не захочется смотреть ни на какие «шедевры».

Но, по крайней мере, на две известные работы в Пио-Клементино стоит посмотреть: «Лаокоон и его сыновья» и «Аполлон Бельведерский».

Скульптура «Лаокоон и его сыновья»

Это одна из лучших скульптур в мире по мнению многих искусствоведов

«Лаокоон и его сыновья» – скульптурная композиция, найденная в 1506 году на Эсквилинском холме в Риме. Скульптура, датируемая около 30 г. до н.э., изображает смертельную борьбу Троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей с двумя морскими змеями.

Последнее упоминание скульптуры нашли в трудах историка Плиния Старшего. Он описал статую как шедевр, сделанный тремя скульпторами из Родоса, и находящуюся во дворце римского императора Тита (который построил Колизей). Теперь и мы можем любоваться шедевром.

Сюжет Лаокоона взят из сказаний о Троянской войне. Я думаю, вы помните историю, как греки создали знаменитого Троянского коня, с помощью которого уничтожили Трою. Так вот Лаокоон, троянский священник, предупредил троянцев не принимать лошадь в качестве подарка. Боги Афина и Посейдон, которые помогали грекам, послали двух морских змеев, чтобы убить священника за это.


Историю Лаокоона также изображали и многие художники

А один из героев троянской войны, Эней, прислушался к предупреждению священника и бежал из Трои к берегам Италии с небольшим отрядом. Впоследствии Эней положил основание Римскому государству, став одним из предков Ромула и Рема, судя по римской мифологии.

Почему скульптура Лаокоона входит в десятку лучших шедевров музеев Ватикана?

Во-первых, как я уже сказал, здесь важную роль играет сама история, римляне верили в важность пророчества Лаокоона, без него не было бы Рима.
А во-вторых, эта скульптура особенная, учитывая, что она изображает настоящую человеческую агонию. Несмотря на то что бесполезность борьбы и неотвратимость гибели здесь очевидны, в скульптуре чувствуется сила и достоинство священника.

Статуя «Аполлон Бельведерский»

«Аполлон Бельведерский» – это мраморная греческая скульптура, датируемая I веком до н. э. Когда-то она считалась одной из величайших древних скульптур.

В левой руке Аполлона раньше был лук

Статуя была найдена в XV веке и принадлежала кардиналу Джулиано делла Ровере. Как только он был избран Папой Юлием II, статую перенесли в Бельведерский двор (отсюда и произошло название статуи). Это было первое произведение искусства в художественной коллекции Ватикана, скульптура была ещё до того, как появились сами Музеи Ватикана.

Скульптура изображает бога Аполлона, прекрасного юного парня, который стреляет из лука. Его лицо безмятежно, и даже расслабленное тело изображает бога, который находится в покое и не утруждает себя усилием стрельбы из лука. Аполлон демонстрирует «идеальное» мужское тело без единого изъяна – в то время это был эталон искусства.

В 18 веке, в разгар неоклассицизма, немецкий искусствовед Иоганн Винкельман сказал «Из всех произведений античности, которые избежали разрушения, статуя Аполлона представляет высший идеал искусства».

К сожалению, к концу 1800-х годов Аполлон Бельведерский начал разрушаться, и сегодня уже не считается вершиной художественной красоты.

Почему скульптура Аполлон Бельведерского находится в этом списке того, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана?

  1. Во-первых, это одна из лучших скульптур древности (хоть сейчас уже и не в лучшем состоянии).
  2. Во-вторых, именно с этого произведения началась вся коллекция Музеев Ватикана.
  3. В-третьих, это любимая работа Наполеона, которую он взял из Ватикана в Лувр (конечно, после падения Наполеона статую вернули).

Виза в Ватикан и где получить разрешение на вход

Карликовое государство-анклав окружено оборонительной стеной, по которой и проходит граница. Стена защищает Ватикан от незаконного проникновения. Туристы и паломники попадают в город через ворота, ведущие в музеи, либо через овальную площадь, расположенную перед собором Святого Петра.

В местах, где отсутствует стена, граница нарисована белой линией на тротуаре.

Для того чтобы получить право на вход в Ватикан, совершать прогулки по территории, делать фото, снимать видео, осматривать достопримечательности, достаточно итальянской шенгенской визы. Документы подвергаются проверке при въезде на территорию Италии.

Организованная экскурсия, в ходе которой туристы осматривают музеи и сады Ватикана, поднимаются на смотровую площадку собора Святого Петра, проходит без таможенных проверок. Точно так же и экскурсия в Ватикан самостоятельно не связана с какими-либо пограничными формальностями, кроме контроля внешнего вида. Гости свободно следуют через границы, тем не менее они должны иметь с собой паспорта, т. к. в любой момент могут быть проверены документы.

При входе в музеи тактично досматриваются личные вещи, рюкзаки предлагается сдать в камеру хранения.

Некоторым туристам очень хочется, чтобы на память о вояже в паспорте стояла виза, однако о посещении Ватикана отметка ставится лишь официальным лицам. Путешественники же обычно довольствуются тем, что сохраняют билеты, покупают яркие буклеты, где Ватикан, достопримечательности, фото и описание присутствуют во всех подробностях.

Кроме того, с почты можно отправить открытку или письмо в любую точку мира. Обратный адрес будет свидетельствовать о том, что вы действительно находились в центре христианства.

Где находится музей и как добраться

Ватикан и его музеи находятся в северо-западной части Рима на правом берегу реки Тибр в центре римского района Борго.

Попасть сюда можно легко во время нашего пешеходного тура по Риму от пьяццы Навона и Замка Святого Ангела.

Если же вам предстоит поездка из другой части Рима, к примеру от вокзала Termini, то можно воспользоваться общественным транспортом:

  • Метро – линия А с остановками Ottaviano и Cipro проходит мимо Ватикана. От обеих станций 10 минут ходу. Но, если билетов у вас нет, то к хвосту очереди ближе идти от 1-й станции.
  • Автобус – из центральной пешеходной части Рима можно уехать маршрутами 40, 62, 81 и 492 до Piazza del Risorgimento. До входа в музей там рукой подать.
  • Трамвай – до этой же площади ходит только 1 трамвай номер 19. Приехать им сюда можно из района Сан Лоренцо, что восточнее вокзала Термини или Пьяццы Дель Пополо.

Что брать с собой и как одеваться туристам в Ватикане

Каждый решает сам для себя, как добраться до Ватикана с наибольшим комфортом. Автомобилистам на время экскурсии в Ватикан транспорт придётся оставить на итальянской территории. Вам предстоит прогулка по стране площадью всего 0,44 кв. км, однако вы проведёте много времени на ногах в музеях и садах.

К тому же экскурсия в Ватикан без подъёма на смотровую площадку Basilica Sancti Petri, как свидетельствуют отзывы туристов, теряет половину очарования. На верхушку собора поднимаются пешком, и стоит удовольствие 5€. За 7€ можно прокатиться на лифте, но только половину пути: оставшиеся 320 ступеней внутри купола преодолеет лишь тот, кто не страдает клаустрофобией. Непередаваемый вид открывается с высоты. Словно на ладони виден не только Ватикан, но и Рим, при желании можно разглядеть многие достопримечательности, сделать фото и описание своих впечатлений.

Чтобы не отвлекаться на бытовые мелочи, нужна удобная обувь и соответствующая одежда. Принимая решение, как одеваться, всегда, даже в жару, надо учитывать, что Ватикан является в первую очередь центром католичества и лишь во вторую – экскурсионным объектом.

Для мужчин обязательны брюки (в шортах не пропустят), женщины могут быть в юбках либо брюках, главное, чтобы были закрыты колени, плечи, грудь.

Не берите с собой питьё, еду, ножи и другие острые предметы, а также рюкзаки и объёмные сумки.

Возьмите деньги на билеты и приготовьтесь внимательно слушать и смотреть во все глаза.

Этнологический музей Анима Мунди

Идея создания Этнологического музея пришла Папе Пию XI в 1925 году, базой для которого послужили предметы подаренные и приобретённые Ватиканом за его многовековую историю.

Комиссия во главе отца Вильгельма Шмидта, признанного одним из ведущих этнологов в мире, провела кропотливую работу, выбрав среди 40 000 предметов необходимые экспонаты.

Все предметы представленные на выставке отражают культуру и быт сотен народов и государств, часть из которых канули в лету, оставив после себя немногочисленные свидетельства в виде статуй, рукописей, и предметов быта.  

В настоящее время в Этнологическом музее находится более 80 000 выставочных экспонатов.


Этнологический музей.

Коллекция чрезвычайно разнообразна: она варьируется от тысяч доисторических артефактов со всего мира и датируется более чем двумя миллионами лет назад, до подарков, подаренных нынешнему понтифику.

 В музее представлены свидетельства от азиатских духовных традиций до доколумбовых и исламских цивилизаций, работы африканского населения, и предметы коренных народов Америки.


Этнологический музей 2.

Двор Сосновой Шишки

Дворик Сосновой Шишки назван в честь почти 4-метровой шишки, которая установлена на площадке около Бельведерского дворца. Гигантская шишка создана в I веке до нашей эры, она полностью вылита из бронзы.

Также интересная достопримечательность – бронзовая сфера современного искусства от Арнальдо Помодоро – один из самых фотографируемых объектов в музеях Ватикана

Два бронзовых павлина по обе стороны сосновой шишки являются копиями древних скульптур, обрамлявших вход в Мавзолей Адриана (сегодня Замок Святого Ангела). Оригиналы можно увидеть в Браччо Нуово – отдельном крыле Музеев Ватикана.

Двор Сосновой Шишки является частью обширного сада, дизайн которого спроектировал архитектор Браманте в 1506 году (именно он первым начал работу над проектом купола Собора Святого Петра, также Браманте построил Винтовую лестницу, о которой я говорил выше).

Этот двор, называемый Бельведерским двором, должен был объединить Ватиканский Дворец с виллой Бельведер (эту постройку возвели специально для осмотра прекрасного вида на Рим, отсюда и его название belle – красивый, vedere – смотреть). Сегодня Вилла Бельведер входит в состав Музеев Ватикана.

Бельведерский двор был первым в своём роде, его дизайн стал вдохновением для проектирования внутренних дворов во всём мире на века вперёд. Позже посередине была построена библиотека, которая уменьшила этот двор, и он стал таким, каким вы видите его сегодня. И библиотека, и вторая половина двора закрыты для посетителей.

А какая история шишки? Она была найдена рядом с Пантеоном в Термах Агриппы (термы названы в честь Агриппы, построившего Пантеон, он был другом и «правой рукой» императора Августа). Когда-то сосновая шишка была гигантским фонтаном, из верхушки и из чешуек которого струилась вода. Это было очень красиво!

Почему Двор Сосновой Шишки находится в этом списке?

  • Во-первых, я думаю, что такая работа ещё со времён Древнего Рима сама по себе является чем-то очень удивительным.
  • Во-вторых, потому что в центре этого двора расположен необычный золотой шар – шедевр современного искусства и один из самых фотографируемых объектов в Музеях Ватикана.
  • В-третьих, в этом месте вы отдохнёте, подышите свежим воздухом, приведёте свои мысли и впечатления от увиденного в порядок и настроитесь на осмотр других объектов в музеях.

Вы не пропустите это место, только если вы сразу не направитесь к Сикстинской капелле. Загляните во Двор Сосновой Шишки либо после посещения Пинакотеки, либо после посещения музея Пио-Клементино.

Визит может занять минут 10 или чуть больше, в зависимости от того, сколько времени у вас уйдёт, чтобы сделать фотографии и просто отдохнуть, а может даже и перекусить в кафе, которое находится в этом дворике.

Топ-5 шедевров музеев Ватикана

Чуть ниже мы с вами начнем наш «крестный ход» по галереям и залам Ватиканских музеев. Но хотелось бы предварить это событие небольшим описанием тех самых шедевров, ради которых сюда и приходят миллионы посетителей.

Конечно, их намного больше, но остановимся на 5 действительно грандиозных.

Статуя Аполлон Бельведерский

Копия древнегреческой статуи, выполненная в 1-м веке н.э. Это классическая скульптура, демонстрирующая грациозность человеческих форм.

Аполлон – сверхчеловек с великолепным телом застывший в естественной позе, слегка откинувшись на заднюю ногу после пуска стрелы во время охоты. Аполлон – мыслитель и атлет, поэт и воин.

Прямое олицетворение божественности в человеке и человечности в божестве. Заметили, чего не хватает скульптуре?

Статуя Лаокоон и его сыновья

Молодой Микеланджело и его компаньоны опознали скульптуры по сохранившимся античным записям Плиния Старшего.

Лаокоон – жрец Аполлона в городе Троя, отговаривает своих наивных собратьев от принятия деревянного коня в подарок от древних греков. Предвидя провал все операции, сообщники греков Афина и Посейдон, насылают двух гигантских морских змей, чтобы заткнуть рот несостоявшемуся оракулу и его сыновьям на всякий случай.

Агония, накал страстей и страх перед неминуемой погибелью. Здесь нет времени на самолюбование, как в случае с Аполлоном. Борьба в самом разгаре, но по напряжению в лицах исход борьбы предрешен.

Фигура была создана из 4-х блоков мрамора и искусно соединена воедино тремя мастерами с острова Родос. Интересно, что правая рука Лаокоона была найдена лишь в начале 20-го века.

Статуя произвела не только впечатление на всю папскую знать, но и на самого Микеланджело, задав, так называемый недосягаемый идеал, к которому он стремился всю свою жизнь.

Порфировая чаша

Невероятно огромная чаша диаметром в 5 м, которая некогда украшала Золотой Дом Нерона.

Ценность заключается в том, что она выполнена из цельного куска императорского мрамора «порфира». Добывает он только на одной горе Египта, которую Римские императоры застолбили только для своих нужд.

Чаша была настолько большая, что весь зал пришлось строить уже вокруг нее.

Фреска Рафаэля «Афинская школа» 1510 г.

Одна из лучших работа Рафаэля, которая, если бы не роспись Микеланджело, являлась бы триумфов Ватикана. Помимо того, что это просто шедевр живописи, это еще и групповой портрет современников мастера.

Присмотритесь к картине:

  • Платон с поднятым пальцем вверх с лицом Леонардо да Винчи
  • Гераклит, опирающийся на мраморную плиту в образе Микеланджело
  • Рядом с Диогеном чертит циркулем по доске Эвклид в роли архитектора Браманте
  • Чуть правее с глобусом стоит Птоломей, за которым спрятался юноша в черном берете – это сам Рафаэль.

Всего на фреске идеально прорисовано более 50 индивидуальных персонажей.

Сикстинская капелла

Кульминация визита в Музеи Ватикана и финальный аккорд — роспись потолка Сикстинской капеллы, в которой с 1484 г. на конклав собираются кардиналы для выбора нового папы.

Микеланджело настаивал, что у него нет дара художника, но отказать папе не смог. Работал без эскизов и рисовал на живую. Осматривать его работу стоит по частям и для этого существуют схематические карты. Не забудьте распечатать себе такую в дорогу.

Совсем другое впечатление вызывает последняя работа Микеланджело «Страшный суд», которую он создал также за 4 года 1537-1541 гг. Эта сильная и устрашающая картина Апокалипсиса (особенно для отрекшихся от папской церкви протестантов), призывающая людей не шутить с канонами церкви.

Иисус здесь не всепрощающий сын плотника, а глас отца небесного, сортирующий людей по делам их. Мария, спрятавшаяся за спиной сына, уже точно не в силах кому-либо помочь. У ног Иисуса справа на содранной коже со Святого Варфоломея портрет самого Микеланджело Буонаротти.

Режим работы в 2020 году

С помощью календаря ниже (картинка кликабельна) вы можете спланировать посещение музеев Ватикана в 2020 году. Режим работы: все дни, кроме воскресенья, с 08:30 до 17:00

Бесплатные дни

Зеленым выделены даты, последнее воскресенье месяца, когда в музеи бесплатный вход – в эти дни посещать их не рекомендуем из-за огромных очередей и толп внутри залов. 

Если вас не смущают толпы и очереди, то приходите занимать очередь в 08:00, за час до открытия в даты:

  • 26 января
  • 23 февраля
  • 29 марта
  • 26 апреля
  • 31 мая
  • 28 июня
  • 26 июля
  • 30 августа
  • 27 сентября
  • 25 октября
  • 29 ноября
  • 27 декабря

Последнего посетителя запускают в 12:30, кто не успеет, тот стоял в очереди зря.

В эти даты посещение музеев с профессиональным гидом команды “Италия для меня” невозможно.

Вечерние визиты по пятницам

Вечером по пятницам музеи будут открыты с 17 апреля до 30 октября 2020 года. Режим работы в пятницу вечером с 19:00 до 23:00. Мы уже принимаем заявки на 2020 год, не затягивайте, так как число желающих туристов попасть на экскурсию с лицензированным гидом вечером всегда превышает наши возможности.

Выходные дни

Помимо воскресений, в 2020 году музеи Ватикана не будут работать в следующие даты:

  • 1 и 6 января
  • 11 февраля
  • 19 марта
  • 13 апреля
  • 1 мая
  • 29 июня (День Петра и Павла)
  • 15 августа
  • 8 декабря

Также в 2020 году плохой идеей посетить музеи будет в даты  2,3,4 и 7 января, 18, 20 и 21 марта, 2 и 4 мая, 26-27 июня, 1 июля, 14 и 17 августа, 5 и 7 декабря, так как это даты соседние к большим религиозным праздникам в которые музеи не работают, а значит на них будет повышенный спрос. Будьте готовы к огромным толпам внутри и отсутствию билетов в кассах примерно за 4 недели.

Папские апартаменты

Раньше Папы жили в тех помещениях, которые сейчас принадлежат Музеям Ватикана. Сейчас эти залы называются «Папскими апартаментами», хоть и не имеют ничего общего с тем местом, где проживает нынешний Папа.

Два самых впечатляющих зала – это апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля. Их легко пропустить, если направляетесь сразу к Сикстинской капелле.

Апартаменты «Борджиа» в музеях Ватикана с фресками Пинтуриккьо

Апартаменты Борджиа, украшенные фресками Пинтуриккьо (современником Рафаэля), расположены этажом ниже станц Рафаэля. Так что если в свой визит по Музеям Ватикана вы включите посещение станцов Рафаэля, то сможете увидеть ещё один шедевр – апартаменты Борджиа.

Станцы Рафаэля и его фреска «Афинская школа»

Хоть в Папские апартаменты есть на что посмотреть, мы сосредоточим наше внимание на самых жемчужинах музея. И такой является известная фреска Рафаэля «Афинская школа»

Это одна из самых известных работ в Музеях Ватикана, конечно, за исключением картин Микеланджело в Сикстинской капелле

И такой является известная фреска Рафаэля «Афинская школа». Это одна из самых известных работ в Музеях Ватикана, конечно, за исключением картин Микеланджело в Сикстинской капелле.

Папы Юлий II и Лев X, возглавлявшие Ватикан во времена эпохи Возрождения, приглашали лучших художников того времени, чтобы они украсили их дома. Так, в 1508 году Папа Юлий II нанял Рафаэля для росписи комнаты под названием «Станца делла Сеньятура». И это было сразу после того, как он поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской Капеллы.

Только представьте, какая власть и сила была у Пап Римских, что они могли позволить себе нанять таких мастеров, причём одновременно!

На этом произведении собраны величайших философы, математики и мыслители классической древности. Они объединены все вместе, хотя пришли из разных мест и разных времён. Это уже причудливо само по себе.

Но то, что сделал Рафаэль, было ещё веселее. Он поместил туда лица своих приятелей:

Платон, в центре разговаривающий с Аристотелем, имеет лицо Леонардо да Винчи;

Донато Браманте (о котором мы говорили выше, и кто первый спроектировал купол для Собора Святого Петра), появляется в виде Евклида, который чертит что-то на доске;

Сам Рафаэль тоже там, в правом нижнем углу, смотрит на нас.

Однажды во время работы над своим шедевром, Рафаэль заглянул в Сикстинскую капеллу и был поражён, увидев, какое грандиозное полотно создаёт Микеланджело…

После этого он решил поместить Микеланджело на свою картину, представив его в образе греческого философа Гераклита (он тот, кто сидит в сапогах на ступеньках, положив голову на руку) и расположив его одновременно впереди и в центре Афинской школы.

Подробнее про «школу» и об остальные шедевры в этих залах вы можете прочитать в полной статье про станцы Рафаэля.

Так что же особенного в «Афинской школе» и почему она входит в список, что нужно обязательно посмотреть в музеях Ватикана?

Многие искусствоведы и эксперты считают «Афинскую школу» одной из величайших картин эпохи Возрождения. То, как Рафаэль использовал цветовую палитру, смешение античных и современных римских фигур, сама тема произведения, все это превращает картину в величайший шедевр эпохи Возрождения.

Советы и лайфхаки для посещения Ватикана

Какой бы ни была ваша программа посещения Ватикана, эти советы пригодятся всем:

  1. Соблюдайте дресс-код. Плечи и колени должны быть закрыты.
  2. Не пропускайте свой временной интервал для входа. Опоздавших могут не пустить.
  3. Возьмите с собой воду.
  4. Фотографировать без вспышки можно, но не в Сикстинской капелле.

Музеи Ватикана

  • Часы работы музеев Ватикана — с понедельника по субботу: 9:00-18:00. Вход в музей доступен до 16:00.
  • Воскресенье – выходной, самые посещаемые дни – понедельник и суббота. По средам Папа проводит аудиенцию на площади Святого Петра, поэтому внутрь собора вы попасть не сможете. Из этого следует, что самые удачные дни для посещения сразу всех достопримечательностей Ватикана – вторник, четверг и пятница.
  • Лучше всего приходить в музеи либо с самого утра, либо после обеда (около 14:30). Многие туристы планируют посещение достопримечательностей утром, и от этого в районе полудня в Ватикане наиболее многолюдно.

Сикстинская капелла

  • Пожалуй, самая важная часть музеев Ватикана – это Сикстинская капелла. Она же — финальная точка официального маршрута, поэтому вы в любом случае должны насладиться всеми основными залами.
  • В Сикстинской капелле нельзя находиться долго. На осмотр отводится около 15 минут, по истечении которых всех попросят покинуть помещение, чтобы впустить следующую группу. Рассмотреть каждую фреску за это время невозможно. Тут особенно полезным будет аудиогид, а лучше экскурсовод, который покажет, куда нужно смотреть. По этой ссылке можно забронировать индивидуальный тур на русском языке по музеям Ватикана и капелле.
  • Фотографировать нельзя!
  • Из Сикстинской капеллы мы советуем выходить через правую дверь, это позволит тут же оказаться у входа в собор. Выход через левую дверь ведёт обратно в музеи Ватикана.

Собор Святого Петра

  • Собор Святого Петра работает с 7:00 до 18:30, а с 1 апреля по 30 сентября — до 19:00.
  • Если вы забронировали посещение некрополя в гротах Ватикана, возьмите с собой теплую одежду. В подвалах собора повышенная влажность и пониженная температура, как в пещере.
  • Подняться на купол собора Святого Петра можно с 7:30 до 17:00, а с 1 апреля по 30 сентября — до 18:00. За час до закрытия новых посетителей перестают пускать.
  • Чтобы избежать очереди, можно начать посещение Ватикана с подъема на купол. Учтите, что посещение смотровой площадки займет у вас не меньше часа.
  • Подъем довольно сложный, поэтому детей и пожилых людей рекомендуем поберечь. В Риме достаточно других более доступных обзорных площадок, с которых открываются не менее волшебные виды на Вечный город.
  • Рекомендуем планировать прогулку в Ватикан под конец поездки, потому что намного интереснее разглядывать сверху уже знакомые здания и улицы, среди которых вы прошли не один километр.

Желаем вам незабываемых впечатлений!

Девять музеев Ватикана

В Бельведерском дворце расположился скульптурный Museo Pio Clementino, названный в честь двух Пап, стоявших у истоков ватиканских музеев. Среди экспонатов выделяются мраморные копии древнегреческой статуи Аполлона Бельведерского и скульптурной группы Лаокоона. В зале Ротонда с мозаичным древнеримским полом можно увидеть римскую мозаику и порфировую ванную Нерона из его бывшего Золотого дома. В нише близ зала выставлена бронзовая статуя Геркулеса, датируемая II в. до н. э. В Галерее Статуй выделяется скульптура спящей Ариадны.

Museo Chiaramonti был основан папой Пием VII, давшем ему свою светскую фамилию. В этом музее расположен закрытый для обычный посетителей Лапидарий (собрание каменных надписей). В разноплановой коллекции – гигантская статуя лежащего на боку речного бога Нила, скульптура императора Августа, бюсты знатных римлян, римские напольные мозаики.

Три ватиканских музея носят имя папы Григория XVI, стоявшего у их истоков. Наиболее ценные экспонаты египетского Museo Gregoriano Egizio – древние стелы с иероглифами XXV в. до н. э., мумии, а также римские копии древнеегипетских скульптур II в. до н. э.

В Museo Gregoriano Etrusco (этрусков) демонстрируются вазы и амфоры, на самой известной из которых изображены Ахиллес и Аякс. Среди других экспонатов – деревянный трон и носилки VII в. до н. э. и бронзовая статуя Марса V в. до н. э.

В Museo Gregoriano Profano (светского искусства) также представлены греко-римские скульптуры. Самый известный экспонат – копия бронзовой скульптуры известного греческого мастера Мирона «Афина и Марсий», датируемая V в. до н. э. Здесь же можно увидеть саркофаги и надгробные статуи.

В Museo Pio-Cristiano, основанном папой Пием IX, демонстрируются раннехристианские произведения искусства – саркофаги, барельефы, скульптуры II–VI вв. Многие из них были обнаружены в римских катакомбах. Самый известный экспонат – скульптура IV в. «Добрый пастырь» на одноименном саркофаге.

Museo missionario etnologico содержит религиозные объекты, вывезенные миссионерами из Азии, Океании, Африки и Америки. Это – статуи, маски, культовые предметы, изображения местных божеств.

Музей современного религиозного искусства в 55 комнатах содержит произведения модернистских художников на религиозную тематику. Среди авторов Collezione d’Arte Religiosa Moderna – Кандинский, Матисс, Дали, Пикассо, Ван Гог, а также скульптор Роден.

Исторический музей Museo Storico, обособленно расположенный в Латеранском дворце вне территории Ватикана, посвящен многовековой истории Папской области. Здесь можно видеть портреты Пап, оружие и обмундирование вавского войска, папамобили.

Другие категории билетов

Для ранних пташек и без туристов

Предложение Breakfast at the museums – отличный вариант попасть в Ватикан без очереди и побывать внутри без толпы туристов. А все это благодаря раннему входу до 9 утра. В стоимость включены аудиогид и волшебный американский завтрак по системе «шведский стол», который проходит в атмосферном дворике Сосновой шишки. Также билет дает право на посещение капеллы и музеев государства.

Есть два варианта визита. Вход в 07-15 обойдется в 68 евро для взрослых и в 59 – для детей. С 08-00 утра входной билет будет стоить 38 евро взрослым и 29 – детям.

Ватикан для влюбленных и для тех, кто любит поспать

Если вы не любите рано вставать, вечерний Ватикан с аперитивом – специально для вас. Это уникальное предложение для туристов, когда государство принимает посетителей с 19-00 до 23-00 вечера каждую пятницу в летнее время. Последний вход осуществляется в 21-30. Категория Night openings будет стоить 21 евро для взрослых, 12 – для ребенка 6-18 лет.

Вечерние билеты Admission tickets and happy hour также предлагают аперитив в кафе все в том же чудесном дворике Сосновой шишки. После этого можно посетить музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу. Все это обойдется в 38 евро для взрослых, 29 – для детей 6-18 лет.

Для тех, кто хочет всё: полный день с обедом в Ватикане

Вы можете насладиться не только завтраком или вечернем аперитивом, но и пообедать по системе “Шведский стол” в настоящем итальянском ресторанчике. Кстати, попасть туда можно только по билету Lunch to the museums. Прекрасный вариант для тех, кто хочет экскурсию на полный день. Он включает вход в музеи и Сикстинскую капеллу, а также прекрасный ланч на территории этой маленькой страны. Успеете все посмотреть и не останетесь голодными.

Выбирая этот билет, учитывайте, что бронируется время обеда, а не входа! Зайти же в музей можно в любое подходящее время с момента открытия, т.е. с 09-00. А к бронируемому времени вас уже будет ждать вкусный обед в ватиканском ресторанчике.

Стоимость для взрослых составляет 39,5 евро и 30,5 евро – полное меню для детей или 20 евро – детское меню. Для маленьких гостей ресторан предлагает н только специальное меню, но и детские стулья. В меню представлены блюда традиционной итальянской кухни, в т.ч. пицца, мясо и рыба, сезонные свежие овощи, десерты.

Полный день

Часто стандартной экскурсии на три часа бывает недостаточно, чтобы осмотреть весь Ватикан. Тогда лучше брать тариф на целый день.

Существует 3 варианта билета:

  1. Vatican full day: ранний вход в 8 утра и посещение местных музеев, прогулка по садам Ватикана, отправление с железнодорожного вокзала Ватикана (да, у карликового государства есть свой ж/д вокзал, собственная станция метро и даже вертолетная площадка) до виллы Римского Папы и экскурсии по ее садам с аудиогидом и обратным трансфером. Цена: взрослый – 41 евро, детский 6-18 лет – 36 евро.
  2. Vatican full day plus помимо стандартного набора предлагает визитв летнюю резиденцию Папы Римского (Апостольский дворец). Цена: взрослый – 52 евро, детский 6-18 лет – 41, специальный семейный тариф (для семьи 2 взрослых+2 и более ребенка) – 52 евро за 2 взрослых, 41 евро за первого ребенка, бесплатно для второго ребенка и следующих.
  3. Castel Gandolfo Palace подразумевает посещение Апостольского дворца, поездку на поезде и обратный трансфер. Цена: взрослый – 18 евро, детский 6-18 лет – 12 евро.

За особой атмосферой – в Ватиканские сады

Сады Ватикана представляют отдельный интерес. Это целый комплекс, который состоит из роскошных дворцов и растений, фонтанов и статуй, ухоженных лужаек, декоративных клумб из агавы и кактусов. Здесь в изобилии растут пальмы и кипарисы, каштаны и сосны.

Кстати, парки занимают половину территории маленькой страны. Посещение садов входит в категорию Vatican full day. Но вы можете приобрести только экскурсии по паркам. Эти билеты также подразумевают несколько категорий, но все включают не только прогулки по саду, но и вход в музей.

Пешая экскурсия по садам Ватикана проходит группой, с русскоязычным гидом – только раз в неделю, в субботу, и длится два часа. Начало в первой половине дня и может варьироваться в зависимости от сезона. Стоимость – 33 евро. В цену включен вход в музеи.

Путешествие на панорамном микроавтобусе – подходящий вариант для тех, кто хочет полюбоваться садами в комфорте. Экскурсия длится всего 45 минут, поэтому поездка не покажется утомительной. Но остановок и возможности выхода из автобуса не будет.

Время отправления на мини-автобусе уточняйте на сайте. После экскурсии на автобусе вы можете посетить музеи и капеллу. Все это, а также аудиогид на русском языке входят в цену – 37 евро для взрослых и 23 евро для детей 6-18 лет.

Площадь св. Петра

В I в. в местности на месте нынешней площади располагался окруженный садами цирк, в котором по приказам Нерона были казнены первоверховные апостолы Петр и Павел, а также многие другие христиане. К XVI в. сады и цирк сменила грунтовая местность, на которой сохранялся обелиск из розового гранита, в I в. привезенный из Египта императором Калигулой. В начале XVI в. на месте распятия апостола Петра вместо разрушавшейся церкви еще IV в. было решено построить величественный собор. Благоустройство прилегающей к нему территории было поручено выдающемуся архитектору и скульптору Джованни Бернини.

Зодчий блестяще справился со своей задачей. Реализация его проекта позволила скрыть имевшийся 10-метровый перепад рельефа местности.

Площадь стала единым целым с собором, фонтанами и обелиском и одним из лучших архитектурных ансамблей планеты

Piazza San Pietro – гигантская площадь в форме двух симметричных полукругов, как бы притягивающая очерчиваемое ими пространство к расположенному на ней собору св. Петра. Колоннады полукружий похожи на две огромные руки, влекущие находящихся на площади людей к собору. С высоты птичьего полета собор, колоннады и площадь похожи на замочную скважину, в которую вставлен ключ – собор. Эффект вовсе не случаен: ведь ключи от Царствия Небесного Иисус решил дать именно Петру.

Длина Пьяцца Сан Пьетро – 340 м, ширина – 240. Трапециевидная часть площади обращена к собору, а овальные полукружия – к городу. Они состоят из 284 колонн, поверх которых установлены 140 статуй христианских святых.

Статуи христианских святых

В центре площади установлен тот самый египетский обелиск. В конце XVI в. его переосвятили, а первоначальный золоченый шар на вершине заменили христианским крестом. После этого 300-тонную громадину передислоцировали в центр строящейся площади.

По сторонам от обелиска находятся два идентичных фонтана. Любопытно, что они созданы в разное время и разными архитекторами. От обелиска, ранее игравшего роль и астрономических часов, к колоннадам как бы расходятся лучи. За колоннадами видна неприметная белая линия – граница Ватикана.

Во время обращений папы Римского в дни церковных праздников на площади св. Петра собирается до 400 тысяч человек. А еженедельные проповеди понтифик читает по средам в 11 часов. Около обеих колоннад действует отделения так называемой «Почта Ватикана», дающей возможность туристам отправить письмо или открытку с обратным ватиканским адресом. Другая туристическая хитрость – запрограммированная Бернини оптическая иллюзия при нахождении на белом круге недалеко от обелиска: при взгляде на колонные полукружия они кажутся прозрачными и одно из них исчезает.

Сикстинская капелла

Один из самых популярных памятников культуры, которые предлагает посетить Музей Ватикана, – Сикстинская капелла. Это древнее сооружение, возведенное в 15 веке по инициативе Сикста VI. В честь этого Папы и получила свое знаменитое на весь мир название капелла. Скромное внешне здание поразительно красиво изнутри, у посетителей часто отнимается дар речи при виде всего этого великолепия. Здесь начиная с конца 15 века и по сегодняшний день проходят Конклавы, то есть собрания кардиналов. Когда умирает действующий Папа, они собираются в этом месте для избрания нового, о чем извещает Белый дым над капеллой. Интересное и простым обывателям, и людям, занимающимся историей, сооружение действительно стоит посетить. Впечатления поистине незабываемые! Фрески, сделанные рукой таких знаменитых художников, как Микеланджело и Боттичелли, хранятся крайне бережно, поэтому фотографировать их строго запрещено. В зале царит тишина, даже экскурсоводы говорят очень тихо, в знак уважения к историческому месту. Широко известна Сикстинская капелла по книге «Ангелы и Демоны», по мотивам которой был снят одноименный фильм. Стоит ли говорить, что съемочной группе не разрешили работать в здании, представляющем такую историческую ценность, поэтому все красоты были просто нарисованы на компьютере.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий