Музей подводная лодка в Санкт-Петербурге

Коллекции

Корабельный фонд

Корабельный фонд насчитывает около двух тысяч уникальных моделей кораблей, а один из самых ценных музейных экспонатов — знаменитый ботик Петра I, который часто называют Дедушкой русского флота.

Ботик Петра Великого

Большой интерес представляют также подводная лодка конструктора Степана Карловича Джевецкого 1881 года.

Подводная лодка конструктора С. К. Джевецкого

Модели кораблей и уникальные модели кораблей неосуществленных проектов.

Здесь можно увидеть модель эскадренного броненосца конструкции Эраста Гуляева, в которой впервые в мире детально проработана защита корабля от подводных взрывов.

Модель императорской яхты «Ливадия»

Коллекция кораблей является одной из самых богатых в мире и не уступает собранию Британского Национального морского музея в Гринвиче.

Эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический»

Кормовой фонарь турецкого корабля «Мелеки-Бахри»

Оружейный фонд

Коллекция оружия представляет собой предметы вооружения разных времен и разных стран. Среди ценных экспонатов — старинные русские пушки, отлитые из меди Семеном Чугункиным в 1618 году и мастером Иосифом Балашевичем в Глухове в 1692 году, среди экспонатов также — личное оружие императорской семьи.

75 мм корабельная пушка

Вы сможете увидеть шпагу русского флотоводца Павла Нахимова и золотую саблю адмирала Степана Макарова, личное оружие адмиралов Нельсона и Великого князя Константина Николаевича, а также адмиралов Флота СССР Николая Кузнецова и Сергея Горшкова.

Изо фонд

Коллекция насчитывает более 59000 произведений живописи, графики и скульптуры таких известных мастеров как Иван Айвазовский и Петр Клодт, Александр Брюллов и Марк Антакольский, Михаил Микешин и других русских и зарубежных художников и скульпторов.

Я. Ромас «Зимние залпы Балтики»

Знаменный фонд

Кроме коллекции медалей, флагов и знамен, Вы увидите форму моряков XVII–XVIII веков, когда Русский флот только зарождался и современную униформу. Представлена коллекция фалеристики — воинских знаков отличия и нумизматики — редких монет и денежных знаков

Знамена советского флота

Документальный фонд

Здесь хранятся подлинные документы с автографами русских императоров, в том числе Петра Первого, а также Морской Устав 1724 года и петровские жалованные грамоты, документы периода Великой Отечественной войны и уникальные материалы с записями русских флотоводцев.

Документы фонда расскажут нам о жизни и службе русских моряков в XVIII–XX веках.

Стенд в зале дореволюционного флота

Фотонегативный фонд

Экспозиция этого фонда представляет посетителям фотографии и фотоальбомы, открытки и негативы, начиная с середины XIX века и до наших дней.

Чертёжный фонд

Чертёжный фонд насчитывает около 20 000 чертежей кораблей и судов, книг по истории кораблестроения, документы с проектами кораблей, чертежи кораблей с автографами Петра Великого и других выдающихся деятелей государства и флота.

Специальный фонд

Специальный фонд представляет собой коллекцию наград, ювелирных украшений и сувениров из офицерских кают-компаний, изготовленных из драгоценных металлов и камней, выполненных такими известными мастерами, как Карл Фаберже и Павел Овчинников, Александр Любавин и другими талантливыми ювелирами. В коллекции находятся ордена, медали и памятные знаки.

Фонды ЦВММ пополнялись в течение трёх веков и сейчас насчитывают около 800 тысяч предметов.

Украшения на корме судна

Русские путешественники Иван Федорович Крузенштерн и Михаил Петрович Лазарев, Фердинанд Петрович Врангель и многие другие после каждого возвращения пополняли этнографические, зоологические и геологические коллекции привезенными экспонатами.

Имеется богатая библиотека, многие материалы которой были получены из библиотеки Адмиралтейств-коллегии.

Экспозиция музея: описание и фотографии

У вас есть возможность побывать внутри субмарины и почувствовать себя в роли подводника. Самое приятное во всем осмотре – то, что за вами никто не следит, как например бдительные бабушки в Эрмитаже. Вы можете вдоволь нагуляться по подлодке, все посмотреть и потрогать.

Краткая историческая справка. Д2 «Народоволец» был заложен в марте 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде, на воду его спустили в 29-м, в 31-м субмарина в состав Балтийского флота. В 1933 году «Народоволец» прошел по Беломоро-Балтийскому каналу и влился в состав уже Северного флота. Война застала подлодку на ремонте в Ленинграде после трансконтинентального перехода в США в качестве базы, обеспечивающей связь для перелета авиации. 23 сентября 1942 года «Народоволец» вышел в своей первый боевой поход после модернизации. Начался поход не самым приятным образом: подлодка запуталась в противолодочной сети, выставленной нацистами. Освободиться ей удалось только спустя двое суток. После окончания войны, отмеченной как минимум одним потопленным и одним поврежденным транспортом, подводная лодка «Народоволец» продолжила служить на Балтийском флоте в качестве учебного судна. Музейная экспозиция в честь подводников открылась в 1994 году.

Здесь можно увидеть, в каких условиях жили и воевали наши деды и прадеды. И условия эти, скажем вам, очень суровые: узкие проходы, кругом различные механизмы и оборудование. Места очень мало. Чтобы перейти из одного отсека в другой, необходимо спуститься в специальное отверстие в виде круга.

Кают, где спали матросы, как таковых нет. Засыпали они на жестких подвесных кроватях, расположенных друг над другом, под гул оборудования. Не очень-то удобно. Зато экономично.

Также в подлодке размещены: камбуз, рубка командира, уборная (гальюн). Чтобы было нагляднее и интереснее, во многих комнатах стоят манекены.

Помимо самой подводной лодки можно осмотреть музей, посвященный военно-морскому флоту России. Здесь и фотографии матросов, и картины, связанные с морскими сражениями, и оружие.

В одном из залов музея на небольшом ТВ-экране демонстрируется фильм о «Народовольце».

Любознательным детям особенно понравится в подлодке то, что все можно трогать и крутить. От нажатия на определенные кнопки может последовать включение каких-нибудь лампочек или даже звуковой сигнал. Это как игрушка, только большая и – настоящая. К слову, мы видели и взрослых, которые с таким же удовольствием и детским азартом переключали разные кнопочки. В лодке каждый может почувствовать себя подводником и окунуться в атмосферу времен Великой Отечественной войны. Тем, кто интересуется историей, военной техникой и морским флотом в подводной лодке «Народоволец» нужно побывать обязательно.

Дальше смотрите фотографии, они кликабельные.

Вид из начала подлодки в конец

Главная станция

Дизельный отсек

Аккумуляторный отсек

Электродвигатель

Кормовой отсек

Торпедный аппарат

Боевая рубка

Спальные места. Места немного

Тоже спальные места

Камбуз

Гальюн

Экспонаты выставки на подлодке

Экспонаты

Фотографии служивших на `Народовольце`

Стенд с макетами подводных лодок

Екатерина Петрова

P.S. На метро Приморская есть еще один небольшой музей, в который можно зайти по пути. Это музей метро, о нем мы писали здесь.

Экскурсия по ПЛ.

Экскурсию проводят люди послужившие на лодках, поэтому рассказывают интересно с юмором ( на лодке без юмора нельзя-психика пострадает), стараются заинтересовать всю разновозрастную аудиторию. Рассказывают доходчиво, чтобы было понятно каждому.

ПЛ семиотсечная, двухкорпусная (прочный и легкий корпус)

носовой (первый)

в отсеке манекен в КЗМ (костюм защитный морской) используется при радиационной опасности и химической тревоги

и кормовой (седьмой)

В отсеке манекен в СГП ( спасательный гидрокостюм подводника), используется при аварийном выходе из затопленной ПЛ

торпедные (4 аппарата в носу, 2 в корме).

второй- аккумуляторный и жилой

третий- центральный пост

четвертый-аккумуляторный и жилой старшин

пятый-дизельный

шестой-электромоторный

первый, третий, седьмой-отсеки-убежища,переборки рассчитаны на 10 кг.

Длина 76 м, ширина-6,64 м, водоизмещение: надводное/ подводное-1055/1347 т.  Надводный ход до 18,2 узлов обеспечивают 2 дизеля по 2000 л/с, подводный-13,6 узлов, 2 главных электродвигателя мощностью 50 л/с и экономход-два двигателя экономхода (до 2-х узлов). Питание двигателей от двух групп аккумуляторных батарей по 112 элементов. Глубина погружения рабочая-170 м, предельная – 200 м. Экипаж -52 человека, автономность до тридцати суток. Вооружение: 6 торпедных аппаратов( 4 в носу, 2 в корме). До 1956 г на верху стояла 57 мм пушка, потом ее за ненадобностью убрали. 

Тут надо отметить неудобство: отсеки лодки небольшие, поэтому заполнены экскурсантами, и фотографировать проблематично, экскурсоводы стараются при переходе из отсека в отсек дождаться всех чтобы кто-нибудь случайно не получил травму находясь один в отсеке. Вот эта скученность мешает предметно что-либо рассмотреть. Понятно, что экскурсия рассчитана на общее беглое знакомство с устройством лодки и бытом подводников, и для первоначального ознакомления достаточно, но мне хотелось узнать некоторые вопросы непосредственно по этому проекту, получилось узнать не все. А вообще интересно, особенно тем  кто попал на ПЛ впервые.

Почему именно “С-189”.

Давно собирался посмотреть подводную лодку-музей решил сходить на “С-189”( на Васильевском есть еще лодка-музей “Декабрист”), я служил на атомоходе, причем третьего поколения и условия жизни на корабле ( так называемая “обитаемость”) у нас были вполне приличные, хотелось посмотреть как на”дизеле”. В училище еще будучи курсантом был на экскурсии на “641-Б”, но экскурсия была галопом, лодка была действующая, поэтому чтобы не мешать нас быстро провели по отсекам, надо сказать впечатления были не очень, хотя я уже плохо помню, 35 лет прошло, но общее невеселое ощущение сохранилось. Весной выбрал время и пошел.

Экспозиция

Интересно!Экспозиция музея подлодки из СПб Д-2 «Народоволец» представлена в виде семи отсеков, в каждом из которых определенный набор военной техники и снарядов.

В первом отсеке представлены все разновидности торпед, которые были использованы на этом подводном судне.Второй отсек содержит акустическую рубку, радиостанцию, а также комплекс аккумуляторов в количестве шестидесяти штук.В третьем отсеке можно увидеть топливное оборудование, электровентиляторы и т. д.

Четвертый отсек – это главный командный пункт, в котором содержится главный насос, а также несколько разновидностей цистерн.

Пятый отсек содержит четвертую группу аккумуляторов, которые окружены рядом масляных цистерн.

В шестом отсеке в боевые времена проводилась дизельная работа всего судна.

Седьмой отсек содержит главные электромоторы, без деятельности которых невозможно движение подлодки.

Для справки! Относительно содержания подводной лодки-музея в Санкт-Петербурге под названием Д-2 «Народоволец», С-189 не отличается разнообразием экспозиции. Тем не менее петербургский музей С-189 является очень атмосферным заведением.

В подлодке всего два отсека, которые очень небольшие по размеру, но судно хорошо передает, каково служить морякам, как это сложно и тяжело. Большинство туристов в своих отзывах говорят о том, как они гордятся российскими моряками-подводниками, которые ведут нелегкую службу под водой.

Музей С-189 в Питере

Во время Второй мировой войны

Боевое крещение подлодки произошло 23 сентября 1942 году. Командиром «Д-2» был капитан Линденберг Р. В., на которую немецкие войска нападали 4 раза. Роман Владимирович был удостоен звания капитан 3 ранга. Военные действия «Народовольца» продолжались 138 суток.

24.09 1942 года немцы запутали субмарину в противолодочные сети, отчего она чуть не канула на дно; двое суток советские подводники, рискуя жизнями, избавлялись от сетей.

После освобождения из ловушки «Народоволец» прибыл на позицию у острова Борнхольм.

14 октября 1942 потопил немецкий транспорт «Jacobus Fritzen». Спустя неделю, 19.10 1942 года, «Народоволец» совершил торпедные атаки во вражеский паром «Deutschland» и нанес ему значительный урон.

Морской паром играл важную соединительную функцию между городами Зассниц и Треллеборг. Во время атаки были пострадавшие: погибли 5 солдат, 2 гражданских пропали без вести, 27 военных и 6 штатских получили увечья.

Музей подводная лодка Нaрoдoвoлец в Санкт-Петербурге

Категория: Музеи Санкт-Петербурга

Представители флота, которые несут свою службу под водой, всегда находятся в особом почете. Это определённый статус, который достоин внимания и уважения. Исходя из того, насколько такой режим службы сложен и опасен, а также сколько он требует от людей отваги, доблести и силы воли, выдержать подобные испытания может далеко не каждый.

Подлодка, известная под названием «Народоволец» является настоящей легендой отечественного флота. Она построена в начале далеких тридцатых годов. Она прошла множество испытаний и ожесточенных боев во время войны, когда стала на защиту нашей с вами Родины. После того, как она прошла множество боев и уничтожила большое количество противников на войне, лодка еще несколько десятков лет несла боевое дежурство на Балтийском море.

После того, как подлодка была списана в запас, в середине девяностых она получила статус музея, который способен на своем примере рассказать про все трудности, которые приходится пережить экипажу и самой лодке во время затяжных путешествий и при несении военной службы на боевом посту. Специалисты смогли воссоздать неповторимую атмосферу первозданного вида подводной лодки, которая пришла к нам с начала тридцатых годов прошлого века. Тут вы найдете все те же тесные каюты, узкие переходы и коридоры, настоящие системы управления и пусковые установки.

Интересны подобные экскурсии будут для подрастающего поколения. Особенно, для представителей сильного пола. Они всегда интересовались легендами о воинах и жестоких сражениях, в которых можно увидеть доблесть и отвагу настоящих бойцов. Некоторые из них некогда восхищались героями фильма «Капитан Немо» и хотели сами испытать всю романтику, которой наполнен загадочный подводный мир. Но, попав в этот мир, вы видите его таким, каков он есть, без лишней романтизации и прикрас.

Также, сложно переоценить значение этого объекта культуры в системе патриотического воспитания молодого поколения. Один внешний вид подводной лодки восхищает своей мощностью и незыблемостью. Более того, полезно увидеть все те экспонаты, которые являются ярким подтверждением доблести армии и прекрасной демонстрации всех тех положительных качеств, которые воплощены в наших военных силах. Подобная экспозиция обязательно поможет вам прочувствовать, что девиз о почетности военной профессии – это не просто слова.

Режим работы музея: с 11.00 до 16.30, кроме понедельника и вторника. Кроме этого, каждый последний четверг месяца музей закрывается на сан. день.

За посещение экспозиции вы придется выложить следующие суммы:

  • 150 руб. за взрослый билет;
  • 50 руб. для учеников;
  • 350 или 150 руб. для иностранцев.

Крейсер “Аврора”

/ photo moyway.ru

Расположение: Петроградская набережная; ближайшее метро – “Горьковская”.

Крейсер “Аврора” пришвартован у Малой стрелки Петроградского острова. О роли крейсера “Аврора” в истории России до сих пор ведутся жаркие дискуссии в научном мире. И все же большинство сходятся в том, что это неизменный символ города на Неве наряду с Медным всадником и Дворцовой площадью.

Прошлое у “Авроры” не менее интересно, чем настоящее. Сложно представить, что корабль помнит еще Николая II и императорское семейство, ведь спущен на воду он был в 1900 году при его участии. Наряду с двумя другими кораблями Первого ранга – “Паллада” и “Диана” – крейсеру было уготована разведывательная роль.

/ photo moyway.ru

Крейсер стал активным участником трех войн: русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. Пережил Цусимскую битву. В годы ВОВ “Аврору” разместили у берегов Ораниенбаума, и её орудия использовались для защиты города от воздушных атак.

Однако самый известный выстрел “Авроры” прозвучал 25 октября (7 ноября) 1917 года перед ключевым событием революции — штурмом Зимнего дворца.

С 1944 года крейсер находится на вечной стоянке у Петроградской набережной. На его борту действует филиал Военно-морского музея.

Гости Авроры могут не только пройтись по палубе, но и заглянуть в матросский кубрик и познакомиться с бытовой стороной жизни на корабле. Увидеть гамаки, в которых матросы отдыхали, посуду, из которой они ели.

/ photo moyway.ru

Выставочная экспозиция крейсера Аврора занимает 9 залов:

1. История крейсера
2. Служба и быт личного состава Российского флота на рубеже XIX-XX вв.
3. История Авроры конца XIX – начала XX в.
4. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, служба крейсера в межвоенный период.
5. Великая Отечественная война. Послевоенное время. Учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Ремонтные и реставрационные работы на крейсере Аврора.
6. Аврора — корабль-музей. Подарки крейсеру. Голографические копии моделей кораблей.
7. Зал открытого хранения.
8. История военно-морской медицины.
9. Исторический хирургический пост.

/ photo moyway.ru

При этом “Аврора” по-прежнему остается кораблем в составе Военно-морского флора России, на котором проходят срочную службу матросы.

Немного истории

После экскурсии я поинтересовался историей создания 613 проекта. Оказалось, что лодка создана коммунистами не для того, чтобы издеваться над людьми ( сейчас любят рассказать про “плохой” Советский Союз, пытаясь прикрыть свою полную неспособность что то сделать и постоянные провалы) . После войны очень скоро бывшие союзники стали совсем не союзниками, а эффективность подводного флота доказала война, и для поддержания хоть какого то равновесия. полуразрушенной советской стране пришлось помимо восстановления народного хозяйства, быстро наполнять свои четыре флота новыми подводными лодками. Во главу угла было поставлено дешевизна и надежность. Поэтому созданный на основе последних немецких лодок ( надо отметить, что “кригсмарине” достигло в развитие подводного флота больших успехов), в 1948 году был утвержден к постройке 613 проект. В 1950 г, в Горьком была заложена первая лодка, которая в декабре была сдана ВМФ. ПЛ оказалась самой массовой в истории советского флота всего ( с 1950 по 1957) было построено 215 кораблей.Строили четыре завода:

  • Горький-116 ПЛ
  • Николаев-72 ПЛ
  • Ленинград-16 ПЛ
  • Комсомольск-11 ПЛ

Помимо массовости ( 613 проект метко сравнивали с трехлинейкой: не очень удобно, но дешево и надежно) данные лодки стали первым коммерческим проектом советского ВМФ: в 1954 году документация была продана КНР, потом для них построили три лодки. Впоследствии 613 проект ходил под военно-морским флагом таких государств как: Индонезия, Египет, КНДР, Сирия, Албания, Польша, Куба, Болгария. ПЛ этого проекта у нас также использовались для различных испытаний, в основном испытания новых видов вооружения. Лодка и правда получилась надежной, за все время эксплуатации, это получается с 1951 г по 1990 г, погибло две лодки: одна на Северном флоте пропала без вести( не вышла на связь), вторую уже на ТОФе переехал рефрижератор ( но тут конструкция лодки не причем). 

Паром “Принцесса Анастасия”

/ photo moyway.ru

Паром “Принцесса Анастасия” выполняет рейсы по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург. Он построен в 1986 году в Турку. Компания “St. Peter Line” приобрела паром в 2010 году, после чего он получил свое современное имя в честь великой княжны Анастасии Николаевны, младшей дочери императора Николая II.

Во время плавания в распоряжении пассажиров широкий спектр развлечений: рестораны и бары, кинотеатр, аква-зона, игровая комната для детей, магазины, салон красоты и даже казино. Это отличный вариант интересного короткого путешествия. Паром способен вместить на борту 2392 пассажира.

Корабль “Полтава”

/ photo Kora27, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons

Расположение: пос. Лахта, ул. Береговая, 19.

Парусник “Полтава” – первый линейный корабль, построенный в Санкт-Петербурге в 1709-1712 гг. при участии Петра I. Корабль прослужил до 1725 г., участвовал в Гангутском сражении.

В 2018 году парусник был воссоздан по чертежам оригинала. На строительство ушло 5 лет. Работы предварялись масштабными научными изысканиями, ведь сведений о первом корабле сохранилось немного. Его длина 40 метров, на трех палубах размещены 54 орудия. В корпусе использовались аутентичные материалы — дуб и лиственница. Правда, чтобы музей вписывался в требования к пожарной безопасности, пришлось некоторые материалы заменить более пожароустойчивыми. Но, в целом, корабль строился согласно науке кораблестроения начала 18 века.

Памятник первому русскому линейному кораблю “Полтава” можно увидеть на Воскресенской набережной.

О моих впечатлениях.

Если сформулировать одним словом- ”жесть”! По сравнению с атомоходом, это примерно как трехлинейка и автомат калашникова. Отсеки маленькие, между механизмами очень мало места, трюма не показывали, но если у нас в трюме передвигаться было сложно, то тут я думаю вообще мрак! Спальные места прямо в отсеках, амортизаторов у механизмов нет, но тем кто на ПЛ не был, тяжело представить, что такое работающий в отсеке большой механизм ( например,дизель) без амортизаторов, впечатление я вам скажу, значительно ниже среднего, это не шум, а гул, грохот, заполняющий все пространство отсека! С борьбой за живучесть тоже: переборки отсека-убежища выдерживают давление 10 атмосфер, такое давление на глубине 100 м, а рабочая глубина лодки 170 м, то есть при малейшей пробоине надо было для дальнейшей эффективной борьбы за живучесть успеть подвсплыть на безопасную глубину. Но больше всего меня поразило, это отсутствии какой-либо системы кондиционирования. Чтобы было понятно: температура внутри будет немного выше чем за бортом. То есть на севере- холодно, на юге-жарко! И если с холодом еще как-то можно бороться, то с жарой ничего не поделать! На атомных лодках для обеспечения микроклимата работали холодильные машины, так вот некоторые проекты не рекомендовалось отправлять в тропические моря-у них холодилка не выдерживала!

То есть людям служившим на этих лодках нужно памятники при жизни ставить- провести месяц в таких условиях, не каждый выдержит. Я еще впопыхах забыл спросить экскурсовода про душ, как там мылись. Короче впечатлений масса. А надо отметить, что последняя ПЛ этого проекта стояла на вооружение до 1990 года! В это время вовсю эксплуатировались атомоходы уже третьего поколения!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий