Залы и интерьеры Михайловского замка
Большой Тронный зал — помещение, выполненное по проекту архитектора Винченцо Бренны и задумывавшееся как основной парадный зал, где проводились бы торжественные аудиенции и официальные приёмы. В конце XVIII века на стенах Тронного зала был бархат зелёного цвета, а потолок был украшен плафоном живописца из Италии. Под плафоном размещалось больше семи десятков вставок с гербами городов и губерний России.
Воскресенский зал имел много названий: Большой, Белый, Кавалергардский. Он был первым в анфиладе парадных залов. При Павле I стены выглядели мраморными, к боковым прилегали серые камины. На стенах висели шесть огромных полотен, отражавших важные для империи исторические события, такие как победа в Куликовской битве, взятие царём Иваном IV Казани, Полтавская битва и другие.
После реставрации две картины, закреплённые за Государственным Русским музеем, вернулись в Воскресенский зал, а остальные, принадлежащие кисти Джона Августа Аткинсона и относящиеся к Третьяковской галерее, заменены копиями. Ранее освещение апартаментов обеспечивали четыре фонаря с гнутыми стёклами. Сейчас их заменяют потолочные люстры с имитацией свечей, хотя один из фонарей сохранился и находится в Тронном зале.
Оформление Овального зала — торжественное и пышное. Внутреннее обустройство — заслуга скульптора Кончецио Альбани. Первый ярус декорирован только дорическими колоннами под жёлтый мрамор и большими, но сдержанными окнами. Барельефы и статуи, выполненные на итальянский манер и располагавшиеся на втором ярусе апартаментов, сохранились до наших дней. Потолок изящно украшен белыми лепными орнаментами.
Комнаты обер-гофмаршала Александра Львовича Нарышкина находились на первом этаже императорской резиденции. Окна апартаментов государственного деятеля выходили на Воскресенский канал. С двух сторон покои Нарышкина, представленные тремя комнатами, завершались лестницами, перестроенными позднее в дополнительные помещения. Эту часть Михайловского замка отличает скромный интерьер: текстильные обои, побеленные потолки.
Как добраться и когда посещать
Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.
Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.
По стоимости посещение музея доступно практически всем. Цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.
Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.
Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!
В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.
Билеты в Михайловский замок
В период эпидемии коронавируса действуют особые правила: продажа билетов осуществляется только онлайн. Купить билеты в Михайловский замок в кассах музея – невозможно. Такой порядок будет действовать до особого распоряжения.
Вход в музей Михайловского замка осуществляется по сеансам, в каждом – не более 5 человек. Билеты продаются на определенную дату и время сеанса. При опоздании услуга считается оказанной, а стоимость билета не возвращается. Войти в замок возможно в течение получаса с начала сеанса, время которого указано в купленном билете.
Цена билета в Михайловский замок
Стоимость билетов для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии:
- стандартный билет – 450 рублей;
- дети, возрастом от 3 до 16 лет – бесплатно;
- пенсионеры – 220 рублей;
- студенты – 220 рублей;
Стоимость билетов для граждан остальных стран:
- стандартный билет – 550 рублей;
- дети, возрастом от 3 до 16 лет – бесплатно;
- студенты – 270 рублей.
Бесплатные билеты
Дети до 3 лет проходят в замок бесплатно, отдельный билет для них приобретать не нужно.
Также правом бесплатного посещения могут воспользоваться:
- участники Великой Отечественной войны;
- жители блокадного Ленинграда;
- участники боевых действий;
- военнослужащие, проходящие срочную военную службу;
- курсанты учреждений Министерства обороны, МВД РФ, ФСБ РФ и МЧС России;
- воспитанники Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ;
- инвалиды I и II групп с одним сопровождающим лицом;
- члены многодетных семей;
- члены Союза музеев России и работники региональных министерств культуры;
- Герои СССР и РФ.
Для того чтобы воспользоваться правом бесплатного посещения замка, необходимо представить подтверждающие документы. Получить льготные билеты можно в кассе музея.
Ежегодно, 18 мая, музей принимает бесплатно все категории посетителей.
Комплексные билеты
В продаже есть комплексные билеты, дающие право на посещение Михайловского, Мраморного, Строгановского дворцов, а также корпуса Бенуа и Михайловского замка.
Стоимость комплексных билетов для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии:
- стандартный билет – 1000 рублей на 1 день, на 3 дня – 1250 рублей;
- пенсионеры, учащиеся (старше 16 лет) – 500 рублей однодневный, 3-х дневный – 650 рублей;
Стоимость комплексных билетов для граждан остальных стран:
- стандартный билет – 1200 рублей на 1 день, на 3 дня – 1600 рублей;
- пенсионеры, учащиеся (старше 16 лет) – 600 рублей однодневный, 3-х дневный – 800 рублей;
Комплексный билет действует 3 дня
Интерьер и внутреннее убранство
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге славиться не только изысканным внешним видом, но и великолепным внутренним убранством.
Первый этаж
Главный вестибюль объединяет все этажи и залы дворца. Тематика оформления интерьера – русское оружие (мечи, щиты и другая древнеримская военная атрибутика дополненная изображением российского двуглавого орла), задекорированное в вензелях, фризах и барельефах.
Усиливает впечатление от увиденного обходная галерея из 18 целых и 6 трехчетвертных колонн. Из главного вестибюля можно попасть в залы с произведениями 19 века. Остальные экспонаты хранятся на 2-ом этаже, на который ведет широкая лестница. Лестницу от холла отделяет красивая арка.
На первом этаже ранее располагались квартиры придворных, детские и резервные комнаты для гостей, а на цокольном — дворцовые кухни и хозяйственные помещения.
Палаты Михаила Павловича включали 6 комнат. Их сделали скромно без излишней роскоши.
Арсенал оружия
В одной из комнат апартаментов Михаила Павловича хранилась большая коллекция оружия. Это была самая роскошная комната в покоях. Здесь присутствовали коллекции оружия, снаряжения, военных мундиров и головных уборов, артиллерийские и иные орудия.
Второй этаж
Комнаты второго этажа предназначались для проведения балов и приемов. Здесь находились Великокняжеский кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя. Сейчас здесь находится верхняя галерея Русского музея.
Залы для балов и приёмов
Залы для балов и приемов были также на 2 этаже от западного до северного крыла. Вдоль линии залов находились небольшие помещения для прислуги.
Белый зал
Белый зал дошел до наших дней в первозданном виде. Находится он на 2 этаже здания. Большое помещение, отделанное в бело-золотом цвете, делится на 3 части коринфскими колоннами. Комната перекрыта системой зеркальных сводов, украшенных росписью и фигурами купидонов.
Ранее зал был знаменит как музыкальный салон Петербурга. Елена Павловна приглашала сюда различных деятелей искусства и устраивала здесь музыкальные вечера. Сейчас в Белом зале можно посмотреть на сохранившееся дворцовое убранство прошлого века не только в декоре, но и в предметах мебели, и произведениях искусства.
Замок при Павле I
В конце 18 в. При правлении Павла I, замок имел несколько отличий от современного сооружения после реставрации: он имел внешнее сходство с европейским замком-крепостью Капрарола.
Южный вход соединялся с предзамковой площадью несколькими переправами и был главным. Скульптура, посвященная Петру Великому, находилась на территории Коннетабля, вокруг которой выкопали канавы с водой. Через них перебирались одним путем — по подъёмному мосту, сделанному из дерева, с двух сторон которого находились действующие пушки.
После площади через рвы были перекинуты несколько мостовых переправ: одна для семьи правителя и важных гостей, еще две — для прислуги и торговцев. Сооружение окружали 2 реки: Фонтанка и Мойка, а также два искусственно созданных канала: Церковный и Вознесенский.
От ворот вела отдельная улица под названием Итальянская. После нее начиналась аллея, где располагались императорский конный двор и конюшенный манеж. За ними были выстроены павильоны кордегардий в 3 этажа. Следом за ними расположились укрепления замка: толстые ограждения и охранные башни.
Михайловский замок отличался внешним видом от Санкт-Петербурга. Резиденция была похожа на дворец средневековых времен, а также она была единственным зданием «на воде» во всей России. Замок сделали в нехарактерном для города 18 в. стиле — романтическом классицизме.
Михайловский (Инженерный) замок в Санкт Петербурге – ИСТОРИЯ
Михайловский замок один из крупнейших архитектурных памятников СПб. Его строительство завершило эпоху петербургского зодчества в 19 веке. После гибели Екатерины II император Павел I отдал приказ о его возведении на месте Летнего дворца. Над эскизами и планировкой работал не только сам Павел Петрович, но иностранные архитекторы. Однако сыну Екатерины II удалось воплотить в жизнь свой замысел только после того, как он взошел на престол осенью 1796 года. Торжественная церемония закладки замка произошла в 1797 году. Его строительство завершилось в 1801 году.
Внешне замок представляет собой четырехугольник. Все четыре фасада имеют различное оформление. Центральная часть восточного и западного фасадов выделена закругленными выступами. В одном из них, обращенном к Садовой улице, размещена церковь Архангела Михаила, в другом парадный Овальный зал. Церковь увенчана шпилем. Северный фасад, обращенный к Мойке, украшен широкой лестницей и мраморной колоннадой, служащей основанием для открытой террасы. Лестницу фасада украшают статуи Геркулеса и Флоры. Главный южный фасад выделен колоннадой и огромными, проходящими через все три этажа здания обелисками из темного камня с украшениями в виде военных доспехов. Между обелисками высокая прямоугольная арка, ведущая во внутренний парадный двор в форме восьмиугольника. Фасад венчает фронтон с многофигурным барельефом «История заносит на свои скрижали славу России» скульптора П. Стаджи. В конце XVIII начале XIX веков перед дворцом была площадь Коннетабля, на которой проходили парады. Посреди площади стоял памятник Петру I. Модель памятника была сделана скульптором Б. К. Растрелли еще при жизни Петра I. В 1745-1747 годах по этой модели был отлит сам памятник. Павел I велел выбить на нем надпись: “Прадеду Памятник Петру I правнук”
Перед замком были построены два павильона, имевших значение пропилеев при въезде на площадь Коннетабля. Между ними была устроена аллея, которая называется теперь Кленовая.
Император с семьей переехал в Михайловский замок 1 февраля 1801 года, когда еще не была вполне завершена отделка, когда стены еще хранили сырость. Императрицей Марией Федоровной специально к первому обеду в Михайловском замке был заказан сервиз с видами замка. Император был этим так растроган, что едва не целовал изображения на предметах сервиза. Но в своем новом дворце Павел прожил всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был злодейски убит. Для многих смерть императора Павла I была радостным известием: незнакомые люди поздравляли друг друга, словно был какой-то большой праздник. Среди простого люда пошла молва, что императора «удушили генералы да господа» за его справедливость и сочувствие к простому народу. Могила убиенного императора стала собирать к себе многих паломников. Ему стали молиться, просить о помощи и часто получали просимое.
Сын императора Павла император Александр I не смог жить на месте убийства его отца и переехал в Зимний дворец. Здание долго пустовало, затем его помещения стали отдаваться различным организациям, вплоть до того, что там совершались богослужения магометан. В 1819 году дворец передали Инженерному училищу, которое и дало ему второе название Инженерный замок. Вскоре территория вокруг замка была перепланирована, каналы засыпаны. Мосты, правда, оставили. Само здание подверглось безжалостной переделке. Богатейшая отделка по частям продавалась «с молотка». Комнаты, где было совершено убийство императора, были закрыты до 1857 года. В 1857 году на личные средства императора Александра II в этих помещениях была устроена домовая церковь святых апостолов Петра и Павла для Николаевской инженерной академии и училища. Алтарь церкви был расположен непосредственно над местом убийства императора. Церковь была спроектирована архитектором К. А. Ухтомским.
После революции церковь была разграблена и уничтожена. Восстановление ее вряд ли возможно, так как не сохранилось почти никаких материалов, по которым можно было бы составить представление о том, какой церковь была.
Во внутреннем парадном дворе Михайловского замка в 2003 году был установлен памятник императору Павлу I, исполненный скульптором В. Э Горевым и архитектором В. И. Наливайко.
Сейчас Михайловский замок входит в музейный комплекс Русского музея и открыт для посетителей. В залах замка действуют выставки, посвященные российской истории. Восстановлен Воскресенский канал и Трехпролетный мост.
Основными экспозициями Михайловского замка являются:
Античные сюжеты в русском искусстве
На экспозиции представлены работы русских художников XVIII в. на античные сюжеты из коллекции Русского музея. Это полотна мастера академической школы И.А. Акимова, произведения пейзажиста Ф.М. Матвеева, эскизы К.П. Брюллова, а также работа одного из первых русских пенсионеров в Италии М.И. Пучинова. Экспозиция разместилась в зале Антиков, который во времена Павла I украшали ценнейшие произведения римской скульптуры. Интерес к античности в художественной жизни России XVIII в. связан с развитием светского искусства и основанием в 1757 г. Петербургской Академии художеств.
Иностранные художники в России (XVIII – первая половина XIX века)
Экспозиция, расположившаяся на втором этаже Михайловского замка, насчитывает около 400 произведений искусства из фондов Русского музея, многие из которых ранее не экспонировались. Основу коллекции составляют произведения живописи и скульптуры, гравюры, рисунки, нумизматика и предметы декоративно-прикладного искусства, создающие широкий контекст искусства иностранных художников, работавших в России. Работы живописцев Г.Х. и И.Ф. Гроотов, Л.-Ж. Лагрене, Л.-Э. Виже-Лебрен, П.-А Ротари, Дж. Валериани, С. Торелли, Дж. Доу, К. Робертсон и многих других замечательных художников демонстрируют изысканность и репрезентативность.
Открытый фонд скульптуры
В 2005 г. в Михайловском замке был открыт обновленный фонд скульптуры, в котором представлено более 130 работ конца XIX – начала XX вв. История нового открытого фонда скульптуры связана с перемещением большей части скульптурной коллекции Русского музея в Михайловский замок. Оригинальная система показа музейного собрания, в которой представлены произведения наиболее крупных мастеров рубежа ХIХ-ХХ вв., позволяет значительно дополнить основную экспозицию музея. В открытом фонде скульптуры органично сочетается целый ряд художественных “планов”: портретные образы ПЛ. Трубецкого и А.С. Голубкиной и т.д.
Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников
В экспозиции Михайловского замка в галерее Рафаэля представлены копии произведений мастеров эпохи Ренессанса, в том числе Рафаэля, Тициана, Веронезе, выполненные русскими живописцами -наиболее известными представителями академического направления XVIII – первой половины XIX вв. Копирование, вольное воспроизведение с натуры или по гравюрам работ итальянских мастеров эпохи Возрождения и XVII в
были важной составляющей учебного процесса во время пенсионерских поездок учеников Академии художеств
Макет Михайловского замка
Макет Инженерного замка показывает, как выглядела императорская резиденция в 1801 году, в то время, когда здесь жил Павел I. Макет создан в архитектурной мастерской О.С. Романова в 1997 году. В этом же помещении представлены фотографии круговой панорамы Санкт-Петербурга, сделанные с крыши замка.
Осмотр замка заканчивается как-то неожиданно. Но вовсе не заканчиваются познания об этой петербургской достопримечательности. Например, до наших дней дошли разнообразные мифы и легендны об Инженерном замке. И вот лишь некоторые из них.
Интересные факты:
Название императорской резиденции Михайловский замок пошло от размещенного в ней храма Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, а второе слово «замок» — это дань причуде императора Павла I, магистра Мальтийского ордена, решившего построить свой дворец в виде неприступного средневекового замка. С 1823 года замок стал Инженерным, когда в нем разместилось Главное инженерное училище. Первое официальное название Михайловскому замку было возвращено после его полной реставрации в 2003 году.
В качестве места для строительства своего замка Павел I определил территорию «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы Петровны, где в 1754 году и родился сам будущий император.
Павел I, стремившийся как можно скорее переехать в новый Михайловский замок, приказал строить его без перерыва днем и ночью (при свете факелов), здесь трудилось свыше 6000 человек, а строительные материалы привозили со всех других строек Санкт-Петербурга. Работы были окончены в 1801 году, в феврале состоялся торжественный переезд императорской семьи, но, по иронии судьбы, через 40 дней после этого Павел I был убит в своем «неприступном замке» в результате дворцового переворота. Императорская семья незамедлительно вернулась в Зимний дворец.
Михайловский замок в плане напоминает квадрат с восьмиугольным внутренним двором. При жизни Павла I замок со всех сторон окружала вода — реки Мойка и Фонтанка, а также Церковный и Вознесенский каналы, ныне засыпанные, попасть во дворец можно было только по одному из охраняемых мостов.
Михайловский замок — самый выразительный символ павловской эпохи, в котором нашли свое выражение идеи и вкусы его создателя. Здание имеет четыре различных и почти не связанных между собой фасада: главный южный фасад состоит из портика на колоннах красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и барельефом со словами: «История заносит на свои скрижали славу России»; северный садовый фасад имеет широкую лестницу со скульптурными статуями Геркулеса и Флоры, а также мраморную колоннаду тосканского ордера с богато декорированным аттиком; западный и восточный фасады имеют почти однотипное строение, за исключением того, что со стороны Садовой улицы из фасада выступает дворцовая церковь Архангела Михаила, увенчанная высоким шпилем.
Несмотря на внешние прямые формы, внутренние покои замка отличаются большим разнообразием — прямоугольные залы сменяются круглыми, треугольными и овальными. Основные помещения дворца: Столовый зал, Воскресенский зал, Тронная императрицы Марии Федоровны, Круглый тронный зал императора, Георгиевский зал, Мраморная галерея, Зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Арабесок. В отделке интерьеров замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотт, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.
Необычный цвет стен Михайловского замка (розовато-оранжево-желтый) до сих пор вызывает споры историков об его истоках, есть мнение, что это традиционный цвет мальтийского ордена, другие считают, что это цвет перчаток фаворитки императора Анны Лопухиной. Как бы там ни было, но интересный окрас быстро вошел в моду и некоторые петербургские здания вскоре были окрашены точно таким же образом.
В 1823 году в замок переехало Главное инженерное училище (кстати, его окончили Ф. Достоевский, Д. Григорович и М. Глинка), благодаря которому он и сменил свое название. Здание было перестроено, большие залы разделили на классы. В XX веке в замке располагались различные учреждения (а во время войны — госпиталь), пока в 1991 году его не передали Русскому музею. В 2003 году завершилась масштабная реставрация, в результате которой замку был возвращен первоначальный внешний вид императорской резиденции.
Возле дворца установлены два памятника в честь российских императоров: сразу после окончания строительства в центре площади перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I, созданный еще при его жизни, а уже в наше время во внутреннем дворе замка появился памятник Павлу I.
Михайловский замок включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, 2. | |
Михайловский замок на карте: | Как добраться: Замок находится на Спасском острове в месте пересечения набережных реки Фонтанки и реки Мойки вблизи Михайловского сада. Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Садовый мост», «Летний сад». |
Резиденция императора
Остановимся подробнее на тех сорока днях, когда в замке проживал его первый хозяин — Павел I. Он планировал проводить здесь церемонии и собрания того рыцарского ордена, к которому принадлежал, это нашло отражение в оформлении некоторых помещений. На деле же в одном из этих залов была дана аудиенция иностранному послу, после чего никаких событий подобного масштаба при императоре здесь не происходило.
Торжественный переезд императора и его семьи в замок состоялся зимой. Стены здания еще не просохли, комнаты были полны тумана, который не мог рассеять даже огонь многочисленных свечей. Местами стены комнат были покрыты льдом, хотя в каминах пылало яркое пламя. Но, невзирая на это, уже на следующий день после переезда сырые и холодные стены здания приняли множество гостей — участников красочного и яркого маскарада.
В замке проходили концерты. Последний из них состоялся примерно за сутки до убийства императора. На этом концерте пела знаменитая в то время французская певица, о которой ходили слухи, что она является одной из фавориток монарха. Прожив в замке чуть больше месяца, император был убит заговорщиками: он был задушен шарфом в своей спальне.
Существует множество свидетельств о том, что монарх предчувствовал свою смерть. Были различные предзнаменования. В частности, рассказывают, что в городе появилась некая юродивая, предсказавшая скорую гибель монарха. В тот период времени замок украшала надпись, являющаяся видоизмененной цитатой из Библии; в этой надписи было сорок семь букв. Юродивая утверждала, что император проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Монарх был убит на сорок седьмом году жизни. Надпись еще долгое время украшала одни из ворот замка, но в начале XX столетия она исчезла. Остались лишь темные точки в тех местах, где крепились буквы. В настоящее время надпись снова можно увидеть: сравнительно недавно она была восстановлена.
Еще одно предзнаменование трагических событий в жизни монарха непосредственно связано с интерьерами замка: вечером, незадолго до смерти, в одном из зеркал император увидел себя «с шеей на сторону». Это зеркало имело дефект, так что все в нем отражалось несколько искаженным. Спустя примерно полтора часа после эпизода, связанного с искажающим стеклом, император был задушен участниками заговора. На престол взошел его сын.
Существует несколько рассказов о том, что в середине XIX столетия и позже в здании видели призрак убитого императора — например, в виде светящегося силуэта в оконном проеме.