Особенности конструкции и характеристики крейсера
Однообразия в итоге не получилось. Машины, котлы, рулевая часть у «Авроры» отличались от узлов «Дианы» и «Паллады». Электрические приводы кораблям поставили разные, чтобы провести сравнение и выбрать лучший вариант для будущих образцов. «Авроре» установили агрегат от фирмы Siemens & Halske.
Корпус
У «Авроры» носовая надстройка и три палубы: верхняя и две внутренние (батарейная и броневая). Трюм разделен на 13 отсеков, четыре из которых обеспечивали непотопляемость. Трехтрубный силуэт дополняют две мачты: фок – 23,8 м, грот – 21,6 м. Длина судна – 126,8 м, ширина – 16,8 м.
Броня
Толщину горизонтальной части палубы сделали 38 мм и увеличили до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям. Боевую рубку со всех сторон защитили 152-мм листами, а сверху – 51-мм пластиной из маломагнитной стали. По вертикали 38-мм броню получили снарядные элеваторы и приводы управления.
Корпусную сталь для «Авроры» предоставили Ижорский и Александровский заводы. Бронзовым литьем обеспечило предприятие Я. С. Пульмана. Сталь для брони приобрели у французского завода «Шатильон-Комментри».
Энергетическая установка
Крейсер оснастили 24 котлами системы Бельвиля образца 1894 года, которые разместили в 3 отсеках: носовом, кормовом и среднем котельном. Для каждого отделения установили трубу высотой 27,4 м. Цистерны хранили 332 т воды, которую использовали для обеспечения работы двигателей. Функционировали опреснительные установки, которые перерабатывали 60 т воды в сутки.
Топливо «Авроры» – уголь, который хранили в 24 специальных ямах, размещенных в межбортовом пространстве у котельных отсеков. Еще в 8 ямах держали резервный запас угля. В сумме они вмещали 965 т топлива. Такого запаса кораблю достаточно, чтобы пройти 4 тыс. миль (7,4 тыс. км) со средней скоростью 10 узлов (18,5 км/ч). Три паровые машины имели суммарную мощность 11,6 тыс. л. с. Но заветные 20 узлов «Аврора» не развила, достигнув на пределе 19,2 узла.
Артиллерия
Главным вооружением «Авроры» были восемь 152-мм орудий. Одну пушку разместили на полубаке (носовая часть), одну – на юте (корма). Шесть орудий разместили на верхней палубе – по три с каждой стороны. Предельная дальность стрельбы достигала 9,8 км. При механической подаче снарядов скорострельность составляла 5 залпов в минуту. При ручной закладке – 2 выстрела. Боезапас «Авроры» составлял 1,4 тыс. залпов.
Верхняя и батарейная палубы вместили 24 × 75-мм орудия. Пушки поражали цели на расстоянии 7 км. Скорострельность достигала 10 снарядов в минуту при механической подаче и падала до 4 при ручной. Боезапас составлял 6,2 тыс. снарядов.
Боевой марс и мостики вместили 8 одиночных 37-мм пушек Гочкиса и 2 десантных 63,5-мм орудия Барановского. Боекомплект для орудий составлял 3,6 тыс. и 1,4 тыс. снарядов. Артиллерийское снаряжение для «Авроры» произвели на Обуховском заводе.
Торпеды и мины
Минный боекомплект состоял из 35 сфероконических снарядов, которые устанавливали с плотиков, шлюпок, катеров крейсера. «Аврору» укомплектовали 381-мм торпедами (8 единиц), дальность хода которых составляла 1,5 км. Два снаряда держали в носовой части, шесть – в отсеке подводных аппаратов. Торпеды собрали на Петербургском металлическом заводе.
История постройки
Тип крейсера Аврора – «Диана», ранг I. Заказывать крейсеры этого типа начали из-за трудностей во внешней политике в конце XIX века. Сначала это было геополитическое соперничество с Англией, названное Большой игрой. Затем обострилась обстановка на Балтике.
Напряженная политическая ситуация вынудила Россию скорректировать 20-летнюю судостроительную программу, которую приняли в 1881 году. Заказали 3 крейсера с броневой палубой – тип «Диана», одним их которых стала Аврора. Изготовлением занималось Новое Адмиралтейство, исполнил заказ Балтийский завод.
Прототипом стал крейсер «Талбот» (Англия). Изначально планировалось строить два крейсера – Диана и Паллада. Это было основной работой, а Аврора стала дополнительным проектом, ее строительство отставало от графика.
Формировать корабельный корпус начали осенью 1986 года. Сталь поставлялась Адмиралтейским Ижорским заводом, но он не справлялся с обилием заказов, поэтому часть материалов для Авроры поставил Александровский чугунолитейный завод. Проблема с материалами послужила одной из причин задержки строительства.
Название «Аврора» появилось 12 апреля 1897 года по приказу Николая II. Всего было 11 вариантов, но он предпочел символ римской богини зари.
Официальной датой закладки крейсеров типа «Диана» стало 4 июня 1897 года. Церемония была тожественно проведена на Авроре. На ней присутствовал генерал-адмирал Алексей Александрович. Была укреплена табличка из серебра между шпангоутами, произвели поднятие флага и гюйса.
Из-за ряда проблем изготавливать машины, котлы и различные механизмы начали поздно. Контракт на работы подписали лишь в июле 1987 года. В соответствии с ним все работы обошлись в 2,275 миллионов рублей.
Строительство крейсера с ходовыми испытаниями заняло почти 8 лет. Этот период отмечен вовлечением в строительство четырех офицеров Корпуса корабельных инженеров – де Грофе, Токаревского, Пущина и Баженова.
Строительство крейсера
В октябре 1897 года установили форштевень. Морское министерство в лице управляющего им Тыртова во время визита в Новое Адмиралтейство распорядилось не отставать от постройки Дианы и Паллады. В середине 1898 года Аврора была готова на 28% по корпусу, практически на 60% по машинам.
Когда изготавливалась паросиловая установка, старшим офицером стал инженер-механик Петров, появились офицеры с судовыми специалистами. Они предложили изменения в торпедном вооружении – теперь на крейсере было три торпедных аппарата 381 мм. Изготовлением занялся Петербургский металлический завод летом 1898 года.
Весной 1990 года корпус Авроры был готов на 78%. Одновременно устанавливали различные системы и устройства.
Датой торжественного спуска Авроры на воду стало 24 мая 1900 года. За церемонией наблюдали Николай II с императрицами – матерью и супругой. Находились они в Императорском павильоне. Торжество сопровождалось залпами артиллерийского салюта, который дали корабли на Неве.
После торжественного спуска крейсер на буксире отправили к Франко-русскому заводу для установки главных машин. Одновременно занялись паропроводом, вспомогательными механизмами, общекорабельными системами. Август 1990 примечателен появлением трех дымовых труб, из которых в конце октября уже поднялся пар.
В ноябре 1900 года провели пробу машин, доказавшую исправность их работы. Провели также испытания на швартовых, по результатам которых подписали акт №559 – крейсер мог перейти в Кронштадт. При этом многие работы были не завершены. Не началась установка электрического рулевого управления, румпельного устройства, паровой рулевой машины.
Летом 1900 года начались приемные испытания Паллады и Дианы, которые по готовности существенно опережали Аврору. Комиссия выявила ряд значимых недостатков и просчетов, многие касались артиллерийской части. Все эти ошибки были учтены и во время достраивания Авроры исправлены.
Во время строительства Авроры рабочей силы не хватало, так как судостроение шло полным ходом, одновременно делали несколько проектов. Из-за ряда недочетов и элементарной нехватки опыта пришлось дорабатывать крепления, электрооборудование. Повлияла и некачественно изготовленная вертикальная броня для боевой рубки, доработка которой заняла дополнительное время.
1902 год примечателен установкой якорей Холла – в отечественном судостроении это было новинкой. Полная готовность судна наступила в мае, а конец июля ознаменовался первым плаванием до Кронштадта. Во время него был слегка поврежден правый винт.
Становый якорь системы Холла
«Аврора»: от парусника до крейсера
Деревянный парусный фрегат, первым носивший имя «Аврора», был построен в 1835году на петербургской верфи. Корабль был менее 50 метров длиной и имел лишь 58 орудий. Воевала первая «Аврора» лишь 26 лет.
Легендарным для него стало сражение в Авачинской губе, когда фрегат был основой обороны Петропавловска. Тогда в бухту вошли 6 англо-французских кораблей (в сумме – 2,5 тыс. человек, включая десант и 212 пушек). Им противостояли два российских корабля и береговой гарнизон (в сумме – 1046 человек и 108 орудий). Руководили обороной города губернатор Камчатки генерал-майор В.С.Завойко и капитан «Авроры» И.Н.Изыльметьев. Русские моряки вынудили неприятели уйти из акватории, потеряв в сражении 450 убитыми и ранеными и понеся, в свою очередь, потери численностью 32 убитых и 64 раненных.
Следующая Крымская война была проиграна Россией, которая к тому же и получила унизительное обязательство не иметь собственного флота на Черном море и не иметь возможности пользоваться проливами (Босфор и Дарданеллы).
Царское правительство полагало недопустимым состояние утраты страной морского престижа, поэтому в 1857 году принимается решение о постройке новых кораблей, которые должны отвечать «духу времени» по мощи, оснащению и иным параметрам технического состояния. Парусники должны быть сменены кораблями нового парового типа, имеющими винтовой или колесный ход.
Западное судостроение в то время стало выпускать корабли броненосного типа, что также «сориентировало» Морское ведомство России в соответствующем направлении развития. Уже в 1863 году принимается решение о строительстве кораблей, обшитых 100-мм броней. Тогда же в Англии была заказан плавучая батарея «Первенец», а в Петербурге еще две отечественные батареи «Не тронь меня» и «Кремль». Причём, последний корабль строился исключительно российскими специалистами. Такое вот начали «импортозамещение» с одновременным развитием собственного сталелитейного дела.
На новом предприятии под столицей в селе Александровском по инициативе директора горного завода Златоуста М.П.Обухова основывается сталелитейный завод, на котором внедрён изобретенный тем же Обуховым способ производства стали, что не уступала «европейским образцам». Так начинается промышленно-военное соревнование России с Европой (особенно с Англией) по части создания новейших морских кораблей.
Появление крейсера «Авроры» как современной боевой единицы российского флота было обязано именно этим действиям и решениям власти. Конструктивные особенности этого корабля выдвигали «Аврору» на передовые позиции среди европейских паровых и броненосных аналогов. Лидировала «Аврора» и по своей артиллерийской оснащенности. Орудия крейсера демонстрировали лучшую дальность стрельбы, хорошие параметры её баллистики, бронебойности, скорострельности. К слову, этим показателям активно способствовало изобретение бездымного пороха, в котором принимал участие русский химик Д.И.Менделеев. Благодаря такому пороху началось стремительное применение оптических средств целеуказания и совершенствование систем управление огнем. Еще крейсер «Аврора» стал первым боевым кораблем, оснащенным аппаратурой отечественной радиосвязи (в конце 19века русским ученым Поповым был изобретен радиоприемник), а также кораблем, имеющим паровые динамо-машины, т.е. электрические приводы.
Так вышло, что крейсер «Аврора» завершил собой этап создания российского парового броненосного кораблестроения рубежа веков.
История крейсера «Аврора»
Строить броненосные крейсеры, такие как «Диана», в конце XIX века стали из-за напряжённой политической обстановки в мире, вызванной конфликтом с британским правительством и возникшей на Балтике «германской угрозой». За строительство «Авроры» в 1896 году взялось одно из старейших отечественных судостроительных предприятий «Адмиралтейские верфи». На тот момент и на протяжении ещё целого года судно называлось «Диана».
Строительством и испытанием «Авроры» в течение 8 лет руководили четыре инженера: Эдуард Рудольфович де Грофе, Константин Михайлович Токаревский, Николай Николаевич Пущин и Алексей Александрович Баженов. К весне 1900 года все основные работы были завершены, и судно было спущено на воду. Среди зрителей этой церемонии, сопровождаемой залпами артиллерии, была и императорская семья.
Вплоть до лета 1903 года судно проходило многочисленные испытания и отправлялось на доработки. Несмотря на небольшие дефекты и на то, что реальная скорость судна отличалась от запланированной, 16 июня броненосный крейсер «Аврора» пополнил ряды Российского императорского флота. В том же году, наряду с 17 другими судами, «Аврора» вошла в состав отряда контр-адмирала А. Вирениуса, а позже — во Вторую Тихоокеанскую эскадру.
«Аврора» была переправлена в Кронштадт, где были исправлены недочёты, обнаруженные за время первого длительного плавания, и усовершенствована артиллерия. Следуя на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне, эскадра, перепутав рыболовецкие суда с кораблями противника, открыла кратковременный огонь. Этот инцидент, впоследствии осложнивший отношения с Великобританией, был назван Гулльским.
Участвовал крейсер и в Цусимском сражении, во время которого был повреждён. В этом сражении Русско-японской войны осколки вражеских снарядов 6 раз сбивали флаг на судне, который под огнём каждый раз возвращали на место. Боевые действия окончились для крейсера 27 мая 1905 года интернированием американской администрацией в филиппинском порте Манила, разоружением судна и подписанием договора о неучастии в ходе войны.
Февральская революция была поддержана матросами крейсера, и к Октябрьской революции экипаж перешёл на сторону большевиков. Долгое время считалось, что холостой выстрел, сделанный вечером 25 октября 1917 года, послужил сигналом к штурму Зимнего дворца, где размещалось Временное правительство. Именно с «Авроры» прозвучало написанное Лениным обращение Петроградского военно-революционного комитета «К гражданам России».
Участвовало судно также в Гражданской войне и в отражении иностранной интервенции, а с момента образования СССР крейсер одним из первых на Балтийском море вернулся в строй в качестве учебного корабля и являлся им вплоть до наступления ВОВ. В военное же время крейсер сражался на подступах к Ленинграду, а в блокадный период был вынужден стоять под обстрелами в порту города, именуемого сегодня Ломоносовым.
К самым почётным наградам, полученным «Авророй», относятся ордена Красного Знамени и Октябрьской Революции. Последний являлся в советское время вторым по значимости и представлял собой серебряную награду, на которой изображён сам крейсер. Так, уникальность «Авроры» заключается и в том, что она была единственным в государстве дважды орденоносным судном.
Про легендарное судно был снят не один художественный фильм, а также кукольный мультипликационный фильм «Аврора». Упоминание этого корабля встречается в ряде музыкальных произведений, включая знаменитую песню «Крейсер «Аврора» — неофициальный гимн Ленинграда. В конце прошлого века на судне сняли музыкальный фильм-концерт, а не так давно крейсер появился в клипе «Аврора» музыкальной группы «Джанни Родари».
Изображение «Авроры» встречается на советских почтовых марках 1928, 1943, 1957 гг., а также на нескольких марках 1960-х и 1970-х годов. Кроме того, крейсер можно было увидеть на марках других государств: Польши, Болгарии, Вьетнама, Германской Демократической Республики, Монголии и пр. «Аврора» изображена и на советских монетах номиналом 20 копеек, выпущенных в 1967 году, и на 1 рубле 1977 года выпуска.
После того как в 2010 году крейсер был выведен из боевого состава флота, военный экипаж сменился преимущественно гражданским персоналом. На сегодняшний день «Аврора» функционирует как музей, в котором демонстрируется более полутысячи экспонатов: фотографий, бумаг, личных вещей бывших членов экипажа и т.д. Можно тут посетить и действующий корабельный храм, недавно восстановленный спустя почти век после упразднения.
Тип «Диана» — история проектирования
Элегантный трехтрубный силуэт крейсеров превратился в своеобразную визитную карточку российского военного кораблестроения на рубеже XIX и XX столетий. Но на этом список преимуществ суден типа «Диана» исчерпан. Поэтому на воду спустили только три крейсера, которые в народе прозвали «тремя прекрасными сестрами-неудачницами»: «Диана», «Паллада» и «Аврора».
В 1885 году обострились отношения между Россией и Великобританией из-за спора о сферах влияния в Центральной Азии. Возникла угроза полномасштабной войны, поэтому появилась необходимость усилить флот. С 1881-го по 1890-й Россия заложила 5 броненосных крейсеров трех разных концепций. Но в итоге военно-морское командование осознало, что бронепалубные корабли, создание которых прервалось на 10 лет, тоже нужны флоту.
На определение тактико-технических характеристик крейсеров повлияли два обстоятельства. Балтийский флот обзавелся мощной броненосной эскадрой, поэтому возникла необходимость в крейсерах, выполняющих дозорные и разведывательные задачи. Флагманские задатки были у «Рюрика», но такой крейсер было невозможно поставить на серийное производство. Возник запрос на дешевые и при этом обладающие большой мореходностью и дальностью хода крейсера – «убийц торговли британцев».
В 1894 году у российских кораблестроителей появился шанс представить проект судна, отвечающего интересам военно-морского ведомства. От инженеров ждали чертежи бронепалубного крейсера, чье водоизмещение не превышает 8 тыс. т, а скорость составляет 19 (35 км/ч) и больше узлов. Что касается вооружения, то командование хотело видеть 2 × 203-мм орудия в оконечностях и 8 × 120-мм – побортно. Конструкторы подготовили подобные проекты. Дальность хода некоторых из них достигала 9 тыс. морских миль (16,6 тыс. км).
Но морское командование не дало старт строительству. Работу переориентировали в другое направление. Вице-адмирал Николай Чихачев заявил: флот нуждается в крейсере с двумя закрытыми палубами и артиллерией, которая сосредоточена на верхней палубе. К маю 1895-го инженеры подготовили предварительные проекты кораблей с водоизмещением 4,4–5,6 тыс. т и дальностью хода 3,5–4,3 тыс. миль (6,4–8 тыс. км).
При обсуждении вооружения крейсера за образец брали французское судно «Д’Антркасто». Например, выгодно выделяли корабль два 238,8-мм орудия, 12 × 138-мм и противоминные устройства. На суд комитета представили проект судна водоизмещением 6 тыс. т, обладавшего 2 башенными 203-мм орудиями, 8 × 152-мм и 27 × 57-мм пушками. Задумку высоко оценили, но заменили 203-мм орудия на 152-мм, поэтому их общее число увеличилось до 10 единиц. В ходе дальнейшего проектирования ТТХ менялись: водоизмещение выросло до 6731 т, а основной калибр уменьшили до 8 орудий.
Служба крейсера
Крейсер был отправлен на Дальний Восток. На его борту находились пятьсот семьдесят человек (матросы, офицеры, унтер-офицеры, кондукторы). По пути корабль попал в страшный шторм. Разбушевавшаяся стихия выявила множество дефектов крейсера. В частности, вода просачивалась сквозь иллюминаторы, довольно много ее появилось на жилой палубе. После ремонта, произведенного на небольшом известняковом острове, корабль продолжил плавание.
Но через несколько дней стали возникать новые трудности: на этот раз проблемы были в машинной установке. Пришлось потратить примерно полмесяца на устранение дефектов. Были проведены достаточно обширные ремонтные работы. В то время корабль стоял возле итальянского берега, к ремонту были привлечены специалисты из числа местных жителей.
Так, периодически подвергаясь ремонту ввиду обнаруживающихся новых и новых дефектов, судно постепенно добралось до Восточной Африки. Там было получено сообщение о начале войны с Японской империей. Поступил приказ о возращении в Россию.
Вскоре после возвращения корабль был включен во Вторую эскадру флота Тихого океана. Крейсер был раскрашен в цвета этой эскадры: борта стали черными, а трубы — светло-желтыми.
Корабль в составе эскадры вновь отправился на Дальний Восток. Поход начался крайне неудачно: неподалеку от английского берега крейсер был по ошибке обстрелян кораблями российского флота (они приняли его за вражеский миноносец). Судовой священник получил тяжелое ранение, послужившее позже причиной его смерти.
Во время плавания экипаж крейсера показал себя с наилучшей стороны — сплоченным и старательным. Нарушений дисциплины практически не было, хотя плавание было очень тяжелым. Экипаж корабля ставили в пример остальным экипажам эскадры. Именно в этом походе корабль принял участие в знаменитом Цусимском сражении. В бою крейсер получил множество повреждений.
Следующий яркий этап истории судна — Первая мировая война. В этот период крейсер использовался как дозорный корабль, участвовал в походах по изучению различных фарватеров, поддерживал российские сухопутные войска огнем своей артиллерии. Корабль был атакован вражескими гидропланами, но все эти атаки были неудачными.
Фотоэкскурсия по крейсеру “Аврора”. Лето 2014 года.
С поверхности воды крейсер выглядит гораздо более величественным, чем с набережной, через паутину проводов и сувенирных палаток.
Носовая часть крейсера. Кстати, раструб на форштевне корабля – “ствол” торпедного аппарата.
Поднимаемся на палубу крейсера…
Запасная лопасть винта.
Крейсер пришвартован к берегу металлическими штангами.
Так подавались снаряды к орудиям.
Французское 152-мм орудие фирмы “Шнейдер”.
Откуда “Шнейдер” на “Авроре”? Дело в том, что во время послевоенной реконструкции орудия для “Авроры” собирали, что называется, “с миру по нитке”. Найти 14 орудий Обуховского завода не получилось.
Однако, существующая авроровская коллекция 152-мм орудий системы Канэ по своему уникальна – здесь есть и орудия броненосца “Ростислав” 1896 года постройки, и орудия, когда-то стоявшие на береговых батареях Севастополя.
Надо сказать, что артиллерийское вооружение крейсера менялось несколько раз.
Когда “Аврору” спускали на воду на ней было 8 152-мм пушек Обуховского завода и 24 75-мм пушек Канэ. Во время ремонта 1908-1909 годов были добавлены ещё 2 152-мм орудия.
Во время Первой Мировой войны были добавлены ещё 4 152-мм орудия. Добавление орудий происходило за счет демонтажа 75-мм пушек.
В 1919-м году годов крейсер был законсервирован, все орудия были сняты и отправлены на фронты Гражданской войны.
В 1923-м году “Аврора” стала учебным кораблем и получила 10 современных 130-мм орудий.
В 1941-м году из 9-ти орудий крейсера была создана стационарная батарея. В сентябре 41-го батарея неделю вела бой в полном окружении и расстреляв все снаряды погибла.
Десятое орудие “Авроры” было установлено на бронепоезд “Балтиец”.
В 1947-м году во время послевоенного ремонта на крейсер установили 14 152-мм орудий, собранных по разным арсеналам.
История орудий неглавного калибра и зенитного вооружения ещё более разнообразна…
Проходим во внутренние помещения корабля…
В состав музейной экспозиции, расположенной на батарейной палубе крейсера, включен матросский кубрик, обстановка которого восстановлена по фотографиям. Подробно рассказывается о Цусимском сражении.
Главное место в экспозиции – участие “Авроры” в Октябрьском вооруженном восстании
Большое внимание в экспозиции музея уделено периоду Великой Отечественной войны.
Надо отметить, что в музее содержится много экспонатов, рассказывающих не только об “Авроре”, но и об истории российского и советского флота.
Золотые слова…
Якорная лебёдка.
Первый комиссар “Авроры” -А. В. Белышев.
3 августа 1923 года Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР постановил принять шефство ЦИК СССР над крейсером “Аврора”. Шефское знамя было вручено крейсеру в 1924-м году.
Стенд посвящённый Великой Отечественной войне. Обломок реи, сбитой немецким снарядом.
30 сентября 1941 года в результате нескольких попаданий немецких снарядов крейсер лёг на грунт у Ораниенбаума. В августе 1944 года “Аврору” подняли и перевели в Ленинград.
Носовое орудие крейсера.
Гюйс “Авроры”.
Кстати, про “британский флаг” на русских кораблях. Конечно, флаги эти далеко не одинаковые. Достаточно посмотреть на оба одновременно.
А флаг этот на наших кораблях называется гюйс.
Гюйс – это носовой (бушпритный) флаг корабля, который, так же как и военно-морской флаг, обозначает государственную принадлежность. Статья 628 Корабельного устава Военно-морского флота России гласит: “Гюйс, поднятый на корабле, обозначает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимается на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовах). Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага.”
Сигнальный флаг требует от проходящих кораблей и судов дать малый ход.
На этом фотоэкскурсия завершается. Искренне желаю посетить легендарный крейсер лично. А то ведь и правда, по высочайшему повелению поставят корабль на ход – где его потом искать…