О свастике и опознавательных знаках ВВС Финляндии
Мы были единственными посетителями этого заведения. Сразу, конечно, бросается в глаза фашистская свастика на эмблеме при входе и на самолетах внутри ангара. Но если немного подумать, то сразу на ум приходит мысль, что во времена основания аэропорта, о Гитлере еще никто не слышал. Дата основания аэропорта Лаппеенранты написана на эмблеме музея.
Эмблема музея авиации Южной Карелии, капли это дождь
Свастика в разных культурах используется, как символ счастья. В западном мире она ассоциируется с символом национал-социализма Гитлеровской Германии и вызывает ужас и отвращение. Однако это Гитлер испортил этот древний символ своим прикосновением, а не наоборот.
Символ свастики находят на предметах, найденных при археологических раскопках в Финляндии, датируемых железным веком. Свастикой украшали посуду, текстиль. В странах северной Европы свастика несколько тысячелетий использовалась именно, как символ счастья. В независимой Финляндии символ свастики использовали женская военизированная организация «Лотта Свиярд», существовавшая с 1919 по 1944 год, вооруженные силы Финляндии, Ассоциация медицинских сестер Финляндии.
Броши женской организации Лотта Свиярд
Датой рождения финской авиации считается 6.03.1918. В это день шведский граф Эрик фон Розен подарил Финляндии первый аэроплан шведского производства, который представлял собой копию французского аэроплана. Граф фон Розен позднее преподавал в авиационной школе и именно на его самолете впервые был изображен синий символ свастики в белом круге, тогда это был просто личный символ графа на счастье.
Граф Эрик фон Розен и Герман Вильгельм Геринг, политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации, были женаты на сестрах. Причем это именно Эрик фон Розен познакомил Геринга с сестрой своей жены в своем фамильном замке в Швеции. В те времена Геринг был всего лишь героем Первой Мировой войны. Поэтому многие сомневаются в невинности символа финской свастики.
Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)
Не много позднее символ свастики стал использоваться, как опознавательный знак финских ВВС. По понятным причинам в 1945 году отказались от применения этого символа и заменили его на голубой круг.
Опознавательные знаки ВВС Финляндии
Но символ свастики всплыл вновь в 1957 году. Официальным флагом ВВС Финляндии стало ниже приведенное изображение.
Официальный флаг ВВС Финляндии
И до сих пор это изображение является официальным флагом ВВС Финляндии. Финские власти отрицают принадлежность этого символа к идеям национал социализма.
Есть еще музей авиации Башкортостана
В нем собраны хоть и уникальные, ручной сборки, но это макеты авиатехники.
Музей авиации Башкортостана
Нельзя не сказать и про музей морской авиации в Санкт-Петербурге. Музей, основан группой энтузиастов, при военно-историческом фонде морской авиации. Сотрудники проделали огромную работу по поиску и восстановлению архивов, фотографий, личных вещей пионеров морской авиации в России, зародившейся, как известно в Санкт-Петербурге. Имена конструктора Д.И. Григоровича, конструктора И.В. Четверикова, летчиков В.И. Ракова, И.И. Борзова известны, пожалуй, всем в мире авиации. В экспозиции представлены личные вещи, документы, письма, архивы, части самолетов и модели самолетов.
Музей морской авиации в Санкт-Петербурге
Вероятно, в планах организаторов музея, есть и организация площадки с натурными образцами авиатехники.
Экспозиция музея в ангаре
Первым делом мы обратили внимание на катапультируемое кресло от самолета МИГ 21, поскольку увидели русские буквы. Миг 21 был разработан в середине 50-х годов двадцатого столетия и производился вплоть до 1985 года
Кресло-катапульта от МИГ-21, все надписи на русскомПротивоперегрузочный костюмКостюм летчика времен второй мировой войны
Целый угол отдан останкам советского бомбардировщика СБ-2 М 103, сбитого 11-го марта 40-го г. Командир экипажа капитан Орлов направил горящую машину на скопление финской техники, за что был удостоен звания Героя Советского Союза 7-го апреля 40-го года.
Обломки самолетов времен второй мировой войны
Обломки машины и карта настоящие, а личные вещи экипажа (в том числе деньги, карточки, удостоверения и т. п.) – фотокопии
Обратите внимание на презервативы (весьма неожиданный предмет экипировки советских летчиков – оказывается, секс в СССР все-таки был!), да еще и с англоязычными надписями (на экспорт шли?..) и контур красной звезды на обломках фюзеляжа
Советские 50 рублей (1938 год)АгитацияНа заднем плане двигатель, что означает надпись не знаюФотография в музее
Фотографий там много, делать фотографии с фотографий неблагодарное занятие, снимки сильно бликуют.
Славный город Ульяновск.
Восточный форпост Русского царства, крепость построенная Богданом Хитрово в 1648г. Синбирск (позднее Симбирск), славен своими музеями, и по праву называется город-музей. Авиация здесь в особом почете. В Ульяновске находится один из немногих сохранившихся высших учебных заведений гражданской авиации России – Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.
Авиамузей Ульяновск
Здесь и расположен один из крупнейших в России музеев гражданской авиации. Более 9 тыс. экспонатов, многие сотни подлинников. А выставка более 30 экземпляров редкой, раритетной, отечественной техники, расположена на территории аэропорта Ульяновск-Центральный, площадью 17,5 га. Где вы еще сможете увидеть Як-112, рядом с первенцем пассажирских перевозок АК-1? Первый в мире цельнометаллический самолет АНТ-4, и первенец серийного вертолетостроения КБ Миля Ми-1, хорошо известный зрителям по эпизоду в фильме «Полосатый рейс». Ту-114, Ту-116 (единственный экземпляр в мире!), другие пассажирские серийные и не очень самолеты.
Авиамузей Ульяновск
Ту-144, с родными еще движками НК-144А, раритетный польский сельхозсамолет М-15 (первый в мире реактивный для сельхозавиации), Ми-6 который тоже если и можно увидеть, то на задворках аэродромов империи в весьма «убитом» состоянии. Самолеты регулярно окрашивают, ремонтируют и всячески заботятся о них. Все-таки уличное хранение…
Авиамузей Ульяновск
В Ульяновске, помнят, и берегут свою историю, любую, даже связанную с известным вождем мирового пролетариата, который, как известно, здесь родился и вырос.
А в Москве все проще. Понадобились площади под застройку, нате вам. Ходынку? Да забирайте! Спасибо Вадиму Задорожному, человеку уникальному, энтузиасту, владельцу частного Музея техники. Он своими силами восстанавливает и пытается сохранить уникальные образцы техники: танки, самолеты, пушки. Именно его усилиями и стараниями было сохранено то немногое что осталось от более 70 экспонатов знаменитой Ходынки. Что не успели продать, порезать, или изгадить.
Есть еще музей знаменитого ЛИИ им. Громова. Но и здесь, решили, что документы и стенды проще содержать, чем натурные объекты. И частично экспозиция этого музея попала под утилизацию авиатехники МО.
История аэропорта Лаппеенранты
В 1918 году на месте будущего аэропорта Лаппеенранты был тренировочный луг царской кавалерии. А 10.05.1918 года на это поле был передислоцирован Второй Авиационный батальон из Pääklahti. В то время на аэродроме располагались самолеты следующих типов: Nieuport 10, 17, 23, C.F.W. C.V, and N.A.B. typ 9 Albatros, and N.A.B. typ 17 Albatros Jagar.
Внутри ангара – Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)
Финляндию и Россию в те тяжелые времена сотрясали катаклизмы гражданской войны, интервенции, революции, в общем это было тяжелое время. Несколько самолетов типа Nieuport в Лаппенранту пригнали русские летчики из Санкт-Петербурга, еще ряд аналогичных самолетов были захвачены в Тампере.
Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323) – фото с фотографии
Эта авиа флотилия принимала участие в ходе гражданской войны в 1918 году, в Финляндии победили белые под командованием Маннергейма. После окончания гражданской войны аэропорт почти не использовался. Однако он опять понадобился во время Зимней войны. К летнему кризису 1944 года аэропорт Лаппенранты был самым оборудованным в Финляндии.
В 1945 году аэропорт был закрыт и возобновил свою деятельность только 1951 году на этот раз, там базировались только гражданские самолеты. По сей день из Лаппеенраты можно вылететь в Европу достаточно бюджетно. Отсюда, например, летает известный лоукостер Rianair.
Экспозиция на улице
Русские самолеты МИГ
Эмблема на хвосте самолета МИГ.
Символика на самолете МИГ
На советских самолетах сохранилось множество надписей на русском языке, только в кабине надписи были переведены на финский и то не все.
Осталось много русских надписей
Ниже шведский истребитель Saab 35S Draken, разработанный, как и наши МИГ 21 в середине 50-х годов.
Saab 35S DrakenСимволика на Saab 35S Draken
Далее гибрид МИ-8 и МИ-4. Эти вертолеты относятся к самым распространенным в мире. МИ-8 поставлялся на экспорт в 30 стран мира.
Русский вертолет МИ-8Ми-8 – салонМИ-8 кабина, большинство надписей на русском
СМ-170 Fouga Magister — двухместный реактивный учебно-боевой самолёт, спроектированный во Франции, основным назначением которого являлась лётная подготовка пилотов ВВС. Первый полет 1958 год.
На переднем плане Fouga Macister CM170 /Twin seater Trainer
Далее остались только машины.
Старинный мерседесс авиационных службЭмблема фирмы Mercedes на этой машинке
На дальнем плане взлетная полоса аэродрома. Тишина и покой – никакого движения.
Старинный Range Rover
Вот в общем и вся экспозиция музея авиации Южной Карелии. Было весьма занимательно. До посещения этого музея я вообще не интересовалась финской символикой и не подозревала о финской свастике.
Господа специалисты, если я допустила ошибки в терминологии, просьба сообщить мне об этом, буду исправлять.
Центральный музей ВВС России.
Знаменитое Монино. Открыт 23 февраля 1960 года. Достойный мировой известности музей авиатехники. Под открытым небом собраны не только серийные самолеты, но и единичные, опытные, экспериментальные самолеты. И это все? На огромную страну? С лучшими в мире самолетами?
Музеи авиации Монино
Есть еще у нас энтузиасты, неравнодушные люди, которым небезразлична история их страны, ее техники. На них, подчас и держатся те немногочисленные музеи, которые созданы и создаются еще у нас.
Музеи авиации Монино
В начале 90х годов, после подписания (весьма неоднозначного) договора по ограничению обычного вооружения в Европе, Россия, с присущей ей пылкостью и энтузиазмом, подогретым иностранным финансированием, принялась уничтожать свое вооружение, и в частности самолеты.