Места Тибетских Буддистов

Типология храмов

Морфология

Специализированные

Помимо этого набора, могут строиться храмы, посвящённые какому-либо отдельному будде, бодхисаттве или идаму, особым образом связанному с данным монастырём, напр. храм Майтреи в Иволгинском дацане и т. п.

Архитектура

Храм бодхисаттвы Авалокитешвары (Гандан)

Реконструкция храма Майтреи. Проект монаха Агваанхайдава, сер. XVIII века

В старинной архитектуре Монголии искусствоведом Н. Цултэмом различаются 3 основных стиля, а также смешанные стили:

Монгольский стиль

Юрты и шатры стали основой для развития традиционной монгольской архитектуры. Многие монастыри начинали как юрты-храмы. Когда нарастала необходимость в увеличении вместимости, монгольские зодчие использовали шести- и двенадцатиугольные структуры с коническими верхушками. Дальнейшее увеличение вместимости привело к квадратной планировке. Крыши выполнялись в форме, напоминающей шатры. Монастырь Даши-Чойлинг представляет собой ансамбль юртообразных строений.

Тибетский стиль

В тибетском стиле с строились самые ранние буддийские храмы в Монголии собственно монгольской постройки. Храмов с чисто тибетской архитектурой в Монголии сравнительно мало; уже в первом стационарном монастыре Эрдэни-Дзу лишь один храм — Лавран — не имеет следов китайского влияния. Для храмов тибетского стиля характерна прямоугольная планировка (вытянуты с запада на восток), белые стены, плоские крыши.

Китайский стиль

Китайский стиль был наиболее распространён в Халхе. Для храмов характерны двускатные черепичные крыши, богатое декорирование, одноэтажность. Прекрасным примером китайского стиля является архитектура храмов Амарбаясгаланта.

Смешанные стили

Смешанные стили свободно сочетали вышеупомянутые три. Комбинации могли быть тибето-монгольской, китайско-монгольской, тибето-китайской, или же сочетанием всех трёх. Так, величественный храм Авалокитешвары в Улан-Баторе сочетает тибетскую архитектуру в нижней половине с китайской традицией в верхней половине. Храм Майтреи сочетал тибетский стиль с юртообразным завершением.

Бурятия

Здесь популярно северное ответвление буддизма, основателем которого был Дже Цонкапа. Он почитаем в Бурятии наравне с самим Буддой. Существуют некоторые отличия от других школ в обрядах, тантрической практике. Бурятские храмовые комплексы называются дацанами, и один из самых главных здесь — Иволгинский. Расположен он недалеко от Улан-Удэ и включает в себя 10 храмов с интересной архитектурой, университет, вольеры с живущими в них косулями и многое другое. Здесь также находятся останки ламы Итигэлова — главного учителя во всей Восточной Сибири. Уже почти 90 лет с момента его ухода в нирвану тело ламы не обнаруживает признаков смерти, поэтому сюда стекаются буддисты со всего мира, чтобы почтить священного учителя. Считается, что каждому, кто посетит Иволгинский дацан, даруется огромное счастье.

Ещё один небольшой, но популярный дацан Бурятии — Нилова пустынь, расположенная в нескольких километрах от одноименного курорта. Сюда приезжают как за здоровьем телесным, так и духовным. Согласно легенде, гора, рядом с которой расположен храм, была пристанищем главного духа Саянских гор, поэтому это место считают священным. Сюда в основном приезжают люди, которые хотят, но по каким-то причинам не могут завести детей.

Из более крупных стоит отметить Ацагатский дацан, расположенный в 50 километрах от Улан-Удэ. Его основали в середине 19 века и здесь занимались медициной, астрологией, обучали детей и даже печатали книги в местной типографии. Это место дало дорогу многим известным буддистским лидерам. Например, отсюда вышел Агван Доржиев, создавший школу тибетской медицины.

DRAK YERPA ПЕЩЕРА ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

Сайт Эрмитажа находится примерно в 30 км от Лхасы. Дорога ведет к северу от реки Кючу (Лхаса) через горные хребты. Дракерпа также является одним из самых святых пещерных уединений в Центральном Тибете и прекрасным местом для медитации в Тибете. История эрмитажа восходит к 7 веку, когда тибетский король Сонгцен Гампо медитировал в одной из пещер там. Этот великолепный сайт привлекал многих буддийских практикующих на протяжении веков. Среди наиболее выдающихся мастеров – Гуру Ринпоче и Атиша, которые провели 12 лет в Тибете. На склоне горы много пещер и несколько часовен. 

Лучше всего посетить Драк Йерпа в однодневном туре, чтобы исследовать место и провести время в одной из пещер, размышляя. Поскольку высота Драк Йерпа в нижней части площадки составляет 4,400 метров, вы должны посетить ее после акклиматизации на большой высоте в Лхасе.

О ДРАКЕ ЕРПА
ВИЗИТ ДРАК ЕРПА

Япония

Большинство буддийских школ Японии сформировались под воздействием аналогичных китайских и корейских. Однако именно в Стране восходящего солнца, в отличие от многих других азиатских стран, буддизм сегодня занимает место господствующей религии, наравне с синтоизмом. Популярностью у туристов пользуются храм Ситэннодзи в Осаке с роскошным садом и постройками в стиле VI века, а также многочисленные храмы в древней японской столице Камакуре. Здесь же находится одна из самых почитаемых и древних в мире бронзовых статуй Будды.

Посещение буддийских святынь в Японии можно совместить с целым списком других интересных экскурсий, занятий и развлечений. Распространенные туристические маршруты – легендарные гора Фудзияма и вулкан Асо; грандиозные ворота святилища Ицукусима на острове ; музеи, театры и выставки в Киото и Наре; коралловые рифы Окинавы; Диснейленд в Токио; Гран-при Японии знаменитых гонок Формулы-1; рестораны с национальной кухней и национальные парки.

Перелет:

8-10 часов

Виза:

нужна (нет консульского сбора, ~15-30 $ за оформление документов)

Когда ехать:

с марта по июнь, с октября по декабрь

Сарнатх

Я простираюсь пред тобой, Кто движимый  Поворачивал Колесо Дхармы В Варанаси и других святых местах, Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.

Сарнат

Небольшая деревушка рядом с Варанаси в штате Уттар-Прадеш, известная под названием Сарнатх, является одним из святых мест буддизма.

1. В этом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины в Оленьем парке близ деревни Сарнатх. Здесь можно увидеть развалины большого храма, построенного много лет назад. На том месте, где Будда учил, сейчас стоит небольшая ступа. Рядом с этой ступой сохранилась колонна Ашоки с нанесенной надписью, которой две тысячи лет.

Ступа Дамек в Сарнатхе

2. К востоку от колонны Ашоки располагается ступа Дхамек, которая была возведена в период династии Гупта. Это одна из самых больших ступ в этой местности.

3. К востоку от ступы Дхамек располагается вихара Мулагандхкути, построенная великим Дхармапалой, пришедшим из Шри-Ланки. Внешне она имеет форму ступы, а внутри нее расположен просторный зал с небольшой библиотекой и алтарем. Говорят, что там хранятся две реликвии Будды, останки его костей. Одну из реликвий перевезли из ступы, стоящей в деревне Таксила (тиб. До-джог), а вторую ― из Нагарджунаконды. Они находятся в амулетнице, сделанной из драгоценных камней, которая обрамлена каменной рамой.

На ней написано:

Этой надписи свыше 2000 лет. Именно на этом месте Дхармапала принял полное монашеское посвящение.

4. Каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца эти реликвии выставляются для созерцания. Многие посетители приезжают с разных концов света, чтобы увидеть их.

5. К юго-западу от основной ступы на расстоянии примерно в полкилометра находятся развалины той ступы, которая была построена на том месте, где по преданию первые пять учеников впервые встретились с Буддой. На пути к этому месту справа расположен музей древностей.

6. А к югу от этой ступы, на расстоянии примерно в два километра, находится Центральный университет высшей тибетологии. В нем есть большая библиотека, где хранится множество буддийских священных писаний.

Дорога от Бодхгаи до Варанаси составляет 221 км (225, 337, 340 км), и добраться туда можно как на поезде, так и на автобусе.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

СОВЕТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ В ТИБЕТЕ

  • Вы можете сидеть внутри монастырей для тихой медитации. Однако мирянам не разрешается сидеть на циновках монаха.

  • При посещении пещерных отступлений входите в пещеры только по приглашению. Некоторые монахи и монахини могут молча отступать и поэтому ни с кем не разговаривать. 

  • К сожалению, мы не можем оставаться ни в одном из монастырей или в пещерных убежищах на ночь. В настоящее время в Тибете нет программ долгосрочной медитации или обучения.

  • При посещении храмов, монастырей или пещерных отступлений принято оставлять небольшое пожертвование.

Мы перечислили лучшие места для медитации в порядке или отдаленности и удаленности от Лхасы.

Таиланд

Тайский буддизм часто называют «южным буддизмом» (в противовес «северному буддизму», распространенному в Японии, Китае и Корее). Его характерные черты – почитание законов кармы и реинкарнации, обязательное прохождение мужчин через монашество, тесные взаимоотношения государственной власти с церковной (король обязан быть буддистом по Конституции).

В Таиланде около 30 тысяч буддийских храмов. Одним из самых значительных считается Храм Лежащего Будды в Бангкоке, где установлена огромная статуя божества, окруженная красочными фресками. Страна также хорошо известна своими популярными пляжными курортами, бурной ночной жизнью и массой других развлечений на любой вкус.

Перелет:

9-12 часов

Виза:

не нужна (на срок менее 30 дней)

Когда ехать:

с ноября по апрель (южные курорты), с марта по октябрь (в центр и на север страны)

Храм Джоканг

Джоканг является одним из самых святых мест для паломников Тибета. Он является духовным центром Лхасы – настоящими воротами к религиозной части Тибета. Монастырь был построен в VII веке Сонгценом Гампо. Крыши монастырских зданий украшены позолоченной бронзовой плиткой, что соответствует сочетанию архитектурных стилей Хань, принятых на Тибете, Индии и Непале, и буддийского мировоззрения Мандала.

На территории монастыря находится большое количество часовен, которые посвящены различным богам. Сначала монастырь Джоканг называли «Цуклаканг», что означало «Дом мудрости». А современное название Джоканг переводится как «Дом Будды». В период Бон там занимались геомантией, астрологией и предсказаниями. Согласно легенде, храм был построен на месте брошенного в воду кольца правителя. Озеро было засыпано, и на его месте появился дом Будды. За всю свою историю Джоканг был разрушен дважды: в VII и IX веках. Его дважды засыпали землёй. Монастырь внесён в список ЮНЕСКО.

Джоканг

  Джоканг – довольно известный буддийский храм-монастырь. находится также в Лхасе. Особо почитается местными жителями и активно посещается многочисленными паломниками и иностранными туристами.

Храм Джоканг строил царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 году. По преданиям, раньше на месте строительства храма располагалось небольшое озеро. Но жена царя – китайская принцесса Вэнь Чэн, – изучая окрестности методами геомантии (фэн-шуй), сочла, что местность вокруг озера – это тело огромной демоницы, у которой дворец Потала является сердцем, а само озеро – гениталиями.

Нашли вот такой способ прижать демоницу к земле и обезвредить — озеро осушили, а на его месте построили храм, вокруг возвели ступы и монастыри. Храмовый комплекс продолжает разрастаться и его площадь в наши дни составляет 25 000 м2.

Джоканг находится в центре столицы Тибета Лхасы и выходит на площадь Пакор. Паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути «кора», вдоль которого размещены молитвенные  барабаны – вращающиеся  цилиндры, исписанные  мантрами.

Открыт монастырь с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).

Как и зачем развивать сострадание?

Если верить тибетскому буддизму, мы перерождаемся бесконечное число раз, и все живые существа когда-то был нашими родителями. Развитие сострадания не только делает нашу душу спокойной, но и благотворно влияет на наше физическое тело. Ведь даже медицина утверждает, что злость и излишнее возбужденное состояние приводит к различным заболеваниям.

Когда человек думает только о себе, его личный мир сужается, и в этом узком мирке человек начинает испытывать и чувство страха, и неудовлетворения, и беспокойства.

Но когда человек размышляет о других и начинает о них заботиться его жизнь меняется и собственные проблемы, и страдания отходят на задний план, даже более того собственные страдания начинают растворятся и исчезать. Вот, что такое развитие бодхичитты или сострадания.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Любить людей, особенно чужих конечно сложно из-за нашего эгоцентризма. Для развития сострадания в буддизме существуют различные медитации и размышления о равенстве себя и других. А привязанность к своему «я» становится причиной всех несчастий. Одной из действенных практик взращивания сострадания является представление всех существ своими матерями, а также ставить себя на место других.

Южная Корея

Буддизм проник в Корею во второй половине IV века и долгое время занимал положение государственной религии. Сегодня, если верить статистике, христиан в стране больше, чем буддистов. За прошедшие столетия здесь было построено более 10 тысяч буддийских храмов.

Самые известные из них – расположенный возле города Кёнчжу храм Пульгукса, который внесен в список памятников Всемирного наследия, и так называемые «три жемчужины» (храмы Тхондоса, Хэинса и Сонгванса). Иностранным туристам предлагается программа «темпл-стей» – возможность провести несколько дней в выбранном храме в обществе местных монахов, поучаствовать в различных церемониях и таким образом изучить буддизм «изнутри».

Это интересно: как вести себя в буддийском храме

Перелет:

8-10 часов

Виза:

не нужна (на срок менее 60 дней)

Когда ехать:

с апреля по октябрь (в зависимости от региона)

Потала

В самом сердце священной Лхасы находится величественный дворец, который известен всем жителям Тибета – Потала. Не верится, что это необыкновенное здание со множеством террас, башен, крутых лесенок, пристроев является огромным храмовым комплексом.

Размер территории действительно поражает – свыше 360 тысяч квадратных метров. Впечатление от внешнего величия становится еще сильнее, учитывая, что находится он на высоте 3700 метров.

Дворец Потала, Тибет

За могущественными стенами скрываются десятки статуй, фресок, ступ, украшенных драгоценностями, искусные росписи на фасадах и во внутренней отделке стен. Просторные залы, где проводились медитации, шедевры зодчества и живописи заставляют восторгаться увиденным архитекторов, скульпторов, художников и простых посетителей, прибывших сюда, желая прикоснуться к прекрасному.

Подобное великолепие по достоинству оценила организация ЮНЕСКО, когда в 1994 году включила Поталу в список материального наследия.

История храма началась в 637 году и связана с именами уже известных нам царя Сонгцена Гампо и его прекрасной принцессы Вэньчэн. На месте, где он раньше любил медитировать, царь построил дворец. После свадьбы он увеличил территорию дворца, и с тех пор там стало 999 покоев.

Позже дворец стал резиденцией поколения Далай-лам. Здесь же находится гробница Пятого Правителя Тибета.

Внешний облик дворца кардинально поменялся в 17-м веке, и во многом он сохранил свои очертания до наших дней. Тогда появились главные дворцы Поталы: Красный, связанный с духовным образованием и служением, а также Белый, откуда исходили все управленческие решения Далай-ламы как верхушки власти.

В настоящий момент, после изгнания тибетских монахов, Потала является главным музеем – здесь хранится большое количество реликвий, святынь, фресок, ступ, которые вызывают интерес у буддистов всего мира. Паломники совершают кору, на пути всюду встречаются молитвенные барабаны и священные ступы.

Кроме того, здесь расположились здания духовной семинарии, школы логики и типографии. Именно этим объясняется такой поток посетителей дворца каждый день.

Бодх-Гая

Я простираюсь пред тем, Кто, желая обрести плоды непостижимых усилий, Сел под деревом Бодхи в Магадхе. Приняв позу лотоса, ты достиг Просветления, Дабы стать высшим Буддой.

Махабодхи в Бодхгае

В Индии это место известно под именем Бодх-гая, а в Тибете ― под названием Дордже ден. Оно находится в штате Бихар в предместьях города Гая.

Река Неранджана

После шести лет аскезы на берегах реки Ниранджаны, Будда отправился в Бодхгаю и сел под деревом Бодхи, где и достиг Просветления.

1. Считается, что Ступа Гандола, находящаяся в Бодх-гае, была воздвигнута младшим сыном брахманки по имени Заса. Также говорят, что ее построил царь Ашока. Вершина ступы была построена Нагарджуной. В эту ступу были заложены некоторые из реликвий Будды. Кроме того, считается, что стена вокруг этой ступы была воздвигнута Нагарджуной. Говорят, что в верхнем ярусе есть трон, предназначенный для знаменитой статуи Будды Шакьямуни из Лхасы.

2. К югу от этой ступы находится широкий четырехугольный двор, где некогда была разбросана трава, которая служила Будде подстилкой.

3. К востоку от этой ступы расположена другая белая ступа, похожая на Ступу Гандола. На этом месте Будда лучами, исходящими изо рта, сжег дотла все деревья баньян, которые были ненастоящими. По этой причине это место называют «Гандолой, испускающей лучи света».

4. Направо от ступы располагается храм богини Тары. Небольшую статую Тары в нише считают той самой статуей, с которой разговаривал учитель Атиша в Бодхгае.

Махабодхи Тара

5. Озеро к югу от главной ступы считается местом обитания царя нагов, по-тибетски называемого Тангзунгом. Говорят, что Будда пребывал здесь семь дней.

Это место считается наиболее священным, так как небо над ним непривычно долго оставалось затянутым облаками. Напротив спуска к озеру, чьи берега закованы в камень, стоит колонна Ашоки.

6. Также напротив главной ступы можно увидеть мандалу, выполненную на круглом камне. Полагают, что она была сделана тибетским мастером Санге Еше. Здесь располагалось место сожжения трупов; по-тибетски его обычно называют «ха ха гопа». Мало кто из паломников паломники посещает это место.

7. К северу от главной ступы находятся ступы меньшего размера, в которых хранятся такие святыни, как ногти и волосы архатов. Существует поверье, что, если оставить там свой волос и ноготь, то в следующей жизни можно переродиться в одном из высших миров.

Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы

8. Именно в Бодхгае Гуру Падмасамбхава проявился в образе Гуру Сенге Драдога и победил последователей небуддийских учений.

Гуру Сенге Драдог

9. К северу от главной ступы находится большая статуя Будды, воздвигнутая японскими буддистами, а также храмы:

  • Бирмы,
  • Бутана,
  • Китая,
  • Таиланда,
  • Непала
  • и Японии.

От Бодх-гаи до Гаи 9 км (13-15 км).

Монастырь Лабранг

 
Лабранг  – крупнейший буддийский монастырь за пределами  Тибетского  Автономного  Района и один из шести ведущих монастырей ордена Желтых Повязок (Гелугпа). Расположен на высоте 2920 м в центре поселка с тем же названием, в долине речки Дася.

Поселок Лабранг является административным центром уезда Сяхэ китайской провинции Ганьсу. В поселке население около 10 000 человек, из которых большинство занято на обслуживании туристов и паломников.

Монастырь Лабранг (или Лабранг Ташикьил) основан в 1709 году учеником Далай-ламы V, которого звали Нгавангом Цондру, учеником Далай-ламы V. Монастырь расположен близко от традиционных торговых путей, ввиду чего быстро богател, расширял свои территории и влияние. В частности, именно из Лабранга отправлялись миссионеры к бурятам, тувинцам и калмыкам.

В 1958 году власти Китая монастырь закрыли. Лабранг распространяет своё управление на 40 небольших монастырей в окрестных горах, а также на женский монастырь в западной части поселка.

На монастырской территории расположено 18 больших залов для молитв (особо среди них выделяется семиэтажный Шакьямуни), две величественные ступы, кроме того, приблизительно 500  небольших  капелл и  монашеских келий. Вдоль стен монастыря тянется паломническая тропа (такие в Тибете называют кора) длиною 3 км, на всем протяжении которой установлены молитвенные барабаны, или колеса, высотой от 1 до 2,5 м. Во время прохождения коры паломник должен прокрутить каждый из 1174 цилиндров (пока ставить в барабаны электрогенераторы!).

В окрестностях Лабранга можно посмотреть несколько менее крупных храмов и монастырей, а также руины древнего городища Бацзяочэн. К природным достопримечательностям относятся  живописные луга  Сангкэ к западу от поселка и ущелье Ганцзя  в северной  части уезда.

Добраться сюда можно на регулярных автобусных маршрутах с Ланьчжоу, Синин и Хэцзо.

Монастыри Тибета. Ташилунпо

 
Основан в 1447 г. Относится также к школе Гелуг. Расположен в г. Шигаце, Провинция Цанг.

Основан Далай Ламой I на месте развалин древней крепости.  Строился на средства местной знати. Монастырь был значительно расширен Панчен-ламой IV – Лобсангом Чокьи Гьялцэном. Кстати, именно при нем Ташилунпо стал местом пребывания панчен-лам (многие из них содействовали расширению  и  укреплению монастыря).

Монастырь огромный, как целый город. Можно потратить весь день на его осмотр, бродя по улочках в толпе тибетских паломников.

В этом монастыре хранится множество реликвий, в числе которых мощи предыдущего Панчен Ламы, а также здесь находится самая большая в Тибете статуя (26 м) Будды Майтреи – Будды, который придет в наш мир в будущем.

В Ташилунпо расположены погребальные ступы  с  останками Далай-ламы I и нескольких панчен-лам. Самая большая была возведена в 1666 году для Панчен-ламы IV, при котором монастырь обрел нынешний облик. Эта одиннадцатиметровая ступа сделана из чистого золота и украшена драгоценными камнями. Не многим ей уступает по своему великолепию и более поздняя ступа Панчен-ламы VIII.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий