Возвращение к истокам. Или кто живет в домах-грибах?

Религия и обычаи

Религия ненцев – шаманизм. Шаман – защитник и посредник между духами и людьми.

Вселенную создал бог Нум. Она состоит из 3 «этажей»: верхнего, среднего и нижнего миров. Нум правит верхним миром. В среднем живут люди и духи природы. Ненцы верят, что деревья, горы, озера и реки населены духами. Подземным миром правит дух смерти и болезней Нга.

Чтобы Нум защищал людей от Нга, ему приносят жертвы. Особенностью религии кочевых народов Сибири является практичность. Если на человека обрушились беды, то духи плохо его защитили. В наказание человек прекращает приносить им жертвы до тех пор, пока духи не исправятся.

Ненцы верят, что нельзя играть со стихиями: водой, огнем. Нельзя протыкать землю металлом или рыть ее. Девушкам нельзя заходить на мужскую половину чума, а мужчинам – на женскую. Нельзя помогать хозяйке убирать посуду или мыть – так из дома воруют благополучие. За столом запрещается петь песни.

Интересны ненецкие представления о загробном мире. Там человек живет ту же жизнь, что прожил на земле, только с обратным отсчетом. Поэтому во время обряда погребения покойнику в гроб клали не новые вещи, а старые: сломанное оружие, перевернутые нарты. На том свете они станут новыми и полезными.

Юрта

Народ – монгольские и тюркские кочевники
Материал: жерди и войлок

Самому старому изображению юрты примерно полторы тысячи лет, но считается, что их массовое строительство началось в XIII веке. Юрту можно назвать большой, удобной складной палаткой, где в центре устраивается очаг, а дым выходит через отверстие в крыше, которое также служит для освещения. В плохую погоду или просто на ночь это отверстие прикрывали куском войлока, просто потянув за аркан. Деревянный каркас юрты делали из решёток, складывающихся на манер гармошки, осями которых были длинные жерди, сходящиеся куполом. Поверх каркас полностью обтягивался войлочной кошмой, благодаря этому в юрте всегда было тепло и отсутствовали сквозняки, а в жару снималась боковая кошма. Пол в юрте застилался коврами.
Помещение делилось на большую по размеру мужскую половину, расположенную на восточной стороне и на меньшую женскую, которые разделялись занавесью. В мужской части стены украшали талисманы, оружие и конская упряжь. В женской части можно было увидеть утварь, запасы провизии, постельное белье и одежду женщин и детей. У входа ставили шкаф для посуды и ступу, в которой взбивали кумыс, всё это символизировало достаток семьи. Многие монголы живут в юртах и сейчас, а в соседнем Казахстане их устанавливают к национальным праздникам или специально для туристов.

Кажим

Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.  

«Жёнки, большухи», или Северорусский феминизм

Общество Русского Севера — это пример гендерно равной модели общежития среди прочих сообществ Руси. Здесь муж и жена грамотно распределяли обязанности — жили вупряг (наравне).

На период ожидания «мужиков» с промысла женщина оставалась полноправной домоправительницей и главой всей семьи, ее так и кликали — большухой. Поморские женщины ревностно относились к своему статусу и слово «баба» считали оскорбительным:

Жизнь на Русском Севере требует особого отношения к семейному укладу: поморы считают семью «высшей ценностью и олицетворением жизни согласной».

Поморские женки и поморская семья, 1887 год. Источник

Кто живет в норе?

Рассмотрим животных, которые живут в норе.

Суслик живет в норе.

Нора суслика

Жилищем барсука также является нора.

Нора барсука

И лиса живет в норе.

Нора лисы

Пустынная лисица — фенек тоже живет в норе.

Фенек в норе

Африканское животное — трубкозуб тоже роет себе домик — нору, в которой и живет.

Нора трубкозуба

Интересно, что и крокодилы живут в норах.

Крокодильи норы

Домик крота также нора.

Нора крота

Хорек тоже живет в норе.

Нора хорька

И тушканчик тоже живет в норе.

Нора тушканчика

В норе живет норка.

Нора норки

Кролик тоже живет в норе.

Нора зайца

В норах устраивают свои гнезда птицы. Так, например, в норах живут ласточки береговушки.

Ласточки береговушки в норах

В норе близ глухой лесной речки можно встретить птичку зимородка.

Нора зимородока

Птицы каменки тоже предпочитают гнездиться в норах.

Каменки у норы

И конечно в норе живет мышь. Домик мышки также называют норка.

Нора мыши

Жилище медведя — берлога. Интересно, что берлога — это разновидность норы

Берлога

Чум

В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.

Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.

Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.

Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.

Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.

После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.

Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Как устроено иглу — дом эскимосов

Для строительства иглу нужен только снег, но особенный. Во-первых, эскимосы строят дома преимущественно из снега, выпавшего в результате одного снегопада — если он будет неоднородный, строительные блоки могут развалиться. Также снег должен быть залежавшимся, чтобы холод сделал его прочным. Чтобы понять, подходит ли снег для возведения иглу, эскимосы пользуются следующим способом: человек в меховой обуви делает шаг в снег, и если он не проваливается и глубина следа составляет не более 2 сантиметров — это отличный снег.

Эскимосы с самого детства знают, как строить иглу

Иглу имеет куполообразный вид, поэтому блоки для его строительства имеют разные формы и размеры. Они не лепятся, а вырезаются из снега при помощи специального ножа. Иногда на них образуются трещины, но их можно наполнить рыхлым снегом — так блоки становятся прочными. Каждый «кирпич» весит от 20 до 40 килограммов, а длина составляет от 50 до 100 сантиметров.

Эскимосы строят иглу в 1924 году

Обычно иглу строится спиральным методом. Сначала эскимосы строят круг из крупных блоков — строительство идет по часовой стрелке так, чтобы со временем материалы устанавливались под большим углом. Чтобы внутрь сооружения не попадал ветер и конструкция не обрушилась, ее дополнительно покрывают слоем снега.

Схема строительства иглу

Иглу для одного человека имеет диаметр 2,7 метров. Сооружение для двух человек имеет ширину в 3 метра, а для трех человек нужно помещение диаметром в 3,4 метра. Высота иглу может достигать 3 метров или больше — она всегда разная. Пространство внутри жилища нужно не только для того, чтобы люди могли удобно сидеть и лежать, но и для правильной циркуляции воздуха. Вход в иглу делают в виде тоннеля — в идеале, он должен находиться ниже уровня снега. Это нужно для очищения иглу от углекислого газа и притока кислорода.

Эскимосы внутри иглу

В целом, внутри иглу всегда комфортно

Иногда эскимосы строят сразу несколько иглу для разных семей. В этом случае они соединяются между собой дополнительными тоннелями — так люди могут ходить друг к другу без необходимости выходить на мороз.

Жизнь внутри иглу выглядит примерно так

Иногда из иглу собираются целые поселения

СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

Бывало что в результате недолгих отношений появлялся
ребёнок. К этому нганасане тоже относились нормально. Малыша принимали, как
родного. Когда девушка выходила замуж, он оставался с её родителями

Здесь тоже
был тонкий этический расчёт: невеста сохраняла формальную невинность, ребенок признавался
полноправным и любимым членом семьи и, что очень важно, с правом на
наследство

«Это как в русской пословице: «Чей бы бычок не скакал, а телочка все равна наша будет». Лишние рабочие в традиционном кочевом хозяйстве всегда были нужны, при большой-то детской смертности у северных народов». — поясняет Баташев.

А вообще, по словам этнографа, одна из отличительных
особенностей северных народов, о которой мало кто знает, — это любовь к детям.
«Традиционно к ним на Севере относились с огромной нежностью, трепетом. От них,
конечно, требовали послушания, подчинения старшим, но при этом их холили и
лелеяли. Ни о каких наказаниях и унижениях детей и речи ни шло», — отмечает
учёный.

Такое отношение к детям было у всех народов, у
которых не появился прибавочный продукт, то есть — разделение на бедных и
богатых. Всё что люди тогда производили, тут же все вместе и потребляли. От
ребенка не надо было требовать производства материальных благ. Такое же
отношение в традиционных обществах было и к старикам, никто их не оставлял без заботы,
зная, что когда-то они, будучи молодыми, тоже кормили свои семьи.

Жилища народов Европы

Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.

Трулло.

Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.

Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.

Пальясо.

Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.

Бордей.

Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.

Клочан.

Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.

Вежа.

Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.

Конак.

Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.

Кула.

Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.

Шале.

Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.

Кто живет в гнезде?

Домик дрозда — гнездо.

Гнездо дрозда

Аисты живут в гнездах.

Гнездо аиста

Сойка тоже делает себе гнездо.

Гнездо сойки

И ласточка строит себе гнездо.

Гнездо ласточки

Осы, как и птицы живут в гнезде.

Осиное гнездо

Домиком кукушки также является гнездо.

Гнездо кукушки

А вот дом пчел — улей.

Пчелиный улей

Поговорим теперь о домиках диких животных.

Жилище волка — логово.

Логово волка

Рысь тоже живет в домике, который называется логово.

Логово рыси

Жилище кабана — лёжка.

Лежка кабана

Муравьи живут в муравейнике.

Муравейник

Домик бобра — хатка.

Хатка бобра

Ну а верблюд живет в пустыне, лягушка на болоте. Слон живет в джунглях.

УТРАЧЕННЫЕ КОРНИ

Теперь только каждый десятый из нганасанских детей
знает родной язык. Численность нганасан сейчас оценивают от 850 до
1100 человек. Многие из них расселились по территории Красноярского края.
Некоторые уехали жить в Томск, Новосибирск, Москву и Санкт-Петербург. Одна
семья переехала в Донбасс и о её судьбе пока ничего не известно.

Большинство северных народов начало терять
самобытность в начале XX века с началом активного освоения Севера. Нганасане
стали утрачивать национальную идентичность в 1960-ых годах. Тогда было принято
решение переселить оленеводов-кочевников в большие благоустроенные посёлки. Нганасан
расселили по трём из них — Новой, Волочанке и Усть-Аваму. И этот уникальный, но
малочисленный народ начал растворятся в других более многочисленных — русских,
долганах.

Фото: пресс-служба правительства Красноярского края

Свою отрицательною роль сыграли школы-интернаты для
детей. С одной стороны они там получали образованием, с другой — теряли
национальные корни. С переселением в посёлки пошёл активный процесс метизации
коренных народностей, в том числе и русским населением.

Как ни странно, в последние годы численность
коренных народов Севера стала расти. Выяснилось, что причиной тому хорошие
льготы. Дети из смешанных семей стали записывать себя в северяне, пусть,
например они к ним относятся к ним только по матери, а отец у них русский,
украинец или узбек. Представителем коренного народа стало быть выгодно.

«Наверное это неплохо. Поговоришь с человеком,
поспрашиваешь его о предках и тут говорит с гордостью: а я ведь всё-таки
нганасанин. И ладно. Пусть и не знает он языка. Шотландцы и ирландцы ведь тоже
почти забыли свои родные кельтские языки, а самосознание — сохранили. Хотелось
бы, что и коренные северяне помнили, возвращали память о своих великих корнях»,
— сказал этнограф Батышев.

C 1994
года 9 августа отмечается Международный день коренных народов мира, установленный
Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание
Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав
человека, в котором говорилось, что: «В этот Международный день коренных
народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому
вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных
трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы — от недопустимых
масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и
отказа в основополагающих правах человека».

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Соседи чукчей – эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор

Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично

Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой. 

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу. 

Закончить свой рассказ о национальных домах народов Севера Ремонт позитивный хотел бы словами известного арктического исследователя В.Ю. Визе, который был уверен, что ненцы, чукчи, эскимосы и многие другие северные народы совершили великий подвиг перед человечеством, так как без их помощи, без их теплых и уютных жилищ многие полярные экспедиции просто не могли быть успешными, а многие жизни не были бы спасены в бескрайних снегах Севера. 
http://www.remontpozitif.ru

Язык манси.

Мансийский язык (устар. название вогульский происходит от наименования реки Вагиль / Вогулка / мансийское Вооль) — язык народа манси.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе угорской ветви финно-угорских языков, принадлежащих вместе с самодийскими языками к уральской языковой семье. Наиболее близким к мансийскому языку является хантыйский язык, особенно его западные диалекты.

У манси выделяются несколько этнографических групп, которые вяляются носителями разных диалектов: северная группа, представители которой говорят на сосьвинском, верхнелозьвинском и тавдинском диалектах (тавдинский диалект почти исчез уже в 60-е годы 20 в.), восточная группа, говорящая на кондинском диалекте и западная группа, носители пелымского, вагильского, среднелозьвинского и нижнелозьвинского диалектов. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси. Различия между кондинским диалектом и другими диалектами достаточно велики и затрудняют пользование письменным мансийским языком на основе сосьвинского диалекта для кондинских манси.

Уральские манси Альбина и Валерий Анямовы.

Первые опыты написания текстов на мансийском языке относятся к середине XIX века. В основном это были переводы Библии и других религиозных текстов. Первый мансийский букварь был напечатан епископом Никанором в 1903 году. В этом букваре применялся русский алфавит без изменений. Несмотря на издание этих книг почти все манси были неграмотны.

Приглашаем в гости к уральским манси! Национальные деревни малого коренного народа можно посетить в рамках зимних и летних туров на плато Маньпупунер и к Перевалу Дятлова.

Известные ненцы

Среди представителей кочевого народа встречаются и те, чьи имена обрели ту или иную известность на просторах России. Например:

  • Анастасия Лапсуй – ненецкий кинорежиссер советского периода. Она сняла более 10 фильмов о ненцах и коренных народах Сибири. Ее работы удостаивались наград на международных фестивалях.
  • Константин Панков – художник-пейзажист первой половины XX века, этнический ненец. Писал картины из жизни охотников и мифологии коренных народов. Погиб в 1942 году на Волховском фронте.
  • Юрий Велла – писатель, поэт и эколог. В 1990-м выступал против разработки месторождений нефти и газа на Ямале.

Ненцы действительно могут пострадать от деятельности по добыче полезных ископаемых. Но стоит помнить, что за последние 200 лет они сталкивались с попытками сделать их оседлыми, коллективизацией и влиянием изменений климата на растения и животных. Судя по численности, ненцы научились адаптироваться к изменениям лучше, чем любая другая группа коренных народов.

БРАЧНЫЕ УЗЫ

Суровая природа и особенности кочевого хозяйства
заставляли нганасан держаться прочных семейных уз. В тундре могла выжить только
крепкая семья. Отсюда, в том числе, не только трепетное отношение к детям и
уважительное — к старикам, но и тесная привязанность супругов. И тем не менее и
северян встречались разводы.

И разводы опять-таки традиционно у них были
достаточно легки. Главной причиной расторжения брачных уз было бесплодие жены.
Отсутствие потомства для всех традиционных народов — не просто трагедия, а
проклятье семьи. Без продолжения совместная жизнь супругов в тундре не имела
смысла.

В таком случае, по словам этнографа, муж просто возвращал бесплодную жену родителям. Причем, он получал право жениться на её младшей сестре. Это было идеальным выходом, поскольку родителям не нужно было отдавать мужчине калым, а ему искать новую жену в другом кочевье.

«Бывали случаи, когда мужчина возвращал жену родителям из-за измены и требовал обратно уплаченный за неё калым. Всякое бывало: вернувшись домой раньше времени он мог застать в чуме оленевода с соседнего кочевья. Но и женщина вполне могла требовать развода, если муж её колотил», — говорит Баташев.

Добо

Народ – индонезийцы
Материал: дерево, листва

В далёком прошлом племя короваев и другие племена Полинезии и Индонезии промышляли охотой за головами, в том числе и друг друга. Поэтому и свои дома они строили на высоте 30-50м среди леса, спасаясь от хищников, соседей-людоедов и невесть откуда взявшихся белых демонов с огнедышащими палками. Учёные впервые посетили племя караваев в 1970-е годы, а до тех пор последние не имели представления о большом мире. Даже сейчас грамоту освоили лишь единицы из этого народа.
Свои жилища – добо короваи делают высоко над землёй, а сваями служат тонкие стволы деревьев. Над ними возводится квадратная площадка из тонких жердей и листьев, а затем и стены из того же материала. Кровля покрыта листьями. Чтобы погостить в доме у коровая, придётся взбираться по стволу дерева. Многим белым это не под силу, а вот местные с этой задачей справляются легко, даже у беременных женщин или женщин с грудными детьми это не вызывает затруднений. Наверху короваи даже научились разводить огонь.

Жилища народов нашей страны

Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них:

Землянка.

Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором.

Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто. Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить. Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны.

Изба.

Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной. Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели. Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены. В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы.

Курень.

Название произошло от слова «куриться», что означало “дымиться”. Куренем называли традиционное жилище казаков. Первые их поселения возникли в плавнях (речные камышовые заросли). Дома строили на сваях, стены были из плетней, обмазанных глиной, крышу сооружали из камышей, в ней оставляли отверстие для выхода дыма.

Аил.

Это жилище теленгитов (народ Алтая). Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре – очаг.

Кава.

Коренной народ Хабаровского края, орочи, строили жилище кава, которое имело вид двускатного шалаша. Боковые стены и крышу покрывали корой ели. Вход в жилище всегда был со стороны реки. Место для очага выкладывали галечником и ограждали деревянными брусьями, которые обмазывали глиной. У стен сооружали деревянные нары.

Пещера.

Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами (известняк, лесс, туф). В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. Таким образом появлялись целые города, например в Крыму города Эски-Кермен, Тепе-Кермен и другие. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери.

Чум – жилище северных оленеводов

Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут – на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами. 

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям. 

 Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. 

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. 

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. 

Жилище манси.

Семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак патрилокальный (когда жена уходила в группу мужа), сохранялись также явления пережиточной матрилокальности (какое-то время муж мог жить в семье жены).

Поселения (пауль) были постоянными (зимние) и временными сезонными (весенние, летние, осенние). В них обычно насчитывалось до десяти домов с постройками, располагавшихся по берегам рек. Как правило, селения находились на расстоянии дня езды одно от другого. Основной тип жилища – срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента.  Летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы.

Отапливалось и освещалось жильё чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Мансийский посёлок Ушма на Севере Свердловской области.

Иглу

Народ – американские эскимосы
Материал: лёд, снег, шкуры и кишки тюленей

Если построить иглу правильно, то там будет всегда свежий воздух, тепло и сухо. Американские эскимосы строят их из укладываемых по спирали блоков льда и утрамбованного снега. Размеры блоков различаются, чтобы кверху жилище сужалось – куполообразное иглу более просторное и лучше сопротивляется ветру. Вход в иглу расположен ниже уровня пола, благодаря чему из жилища вытесняется более тяжёлый углекислый газ, освобождая место кислороду, при этом сохраняется тёплый воздух. Поэтому внутри иглу поддерживается довольно комфортная атмосфера. Стены жилища адсорбируют избыток влаги, поэтому в нём всегда сухо. В качестве освещения в иглу использовались плошки с китовым или тюленьим жиром. От их тепла стены лишь слегка оплавляются, но не тают, поскольку они активно охлаждаются снаружи морозным воздухом. Ледяные стены прозрачные и пропускают свет снаружи, но обычно для сохранения в иглу тепла, их завешивают шкурами, а где нужно, эскимосы делают окошки из тюленьих кишок и чистого льда.
Между соседними иглу жители вырывали в снегу тоннели. Так раньше выглядела снежная деревня. Сейчас же умение правильно строить ледяной дом важнее военным или туристам-экстремалам, ведь построенное за час убежище может спасти жизнь заплутавшему путнику.

Древние традиционные жилища народов мира

Люди стали использовать жилище еще со времен первобытно-общинного строя. Сначала это были пещеры, гроты, земляные укрепления. Но изменения климата вынудили их активно развивать мастерство строительства и укрепления своих домов. В современном понимании «жилища», скорее всего, возникли во время неолита, а в 9 веке до нашей эры появились каменные дома.

Люди стремились сделать свои дома боле крепкими и комфортными. Сейчас многие древние жилища того или иного народа кажутся совершенно не прочными и ветхими, но в свое время они служили верой и правдой своим владельцам.

Итак, о жилищах народов мира и их особенностях более подробно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий