Легенды и мифы о храме
Древний город Ангкор притягивает огромное количество интереса. И поскольку информации об этом периоде очень мало, начинают возникать мифы и легенде об реальности этого места.
Кроме значительного числа скептиков, которые не верят в аутентичность архитектуры древнего города, часто поднимаются вопросы о реальном «сокрытии» Ангкоры в XIX ст. французскими натуралистами. Главный вопрос, который вызывает сомнения – что путешественники сами придумали, — ведь XIX в. не особо популярен своим научным подходом.
Очевидно, что Анри Муо ненамеренно, но мифологизировал этот город, придавая ему особой пикантности. Сегодня, например, тяжело проверить были ли там действительно дремлющие джунгли, которые поглотили город.
Последнее, что остается под вопросом – это древность самых барельефов. Техника, по которой выполнены сюжеты – очень искусная, и не все верят, что древние кхмеры могли так точно передавать черты героев на стенах.
Ангкора имеет величественную историю, поэтому некоторые ученые пытаются найти связи кхмерской культуры с предыдущей, более таинственной культурой утраченной Атлантиды.
Существует мнение, что Редьярд Киплинг писал «Книгу джунглей» после посещения этого места. Ангкор-Ват имеет только одну фольклорную историю. Местное население верило, что ночью в одну и ту же башню спускается Богиня-змея, которая превращалась в красавицу и соблазняла короля.
Она считалась талисманом города. А когда на город начинали сыпаться несчастья, считалось, что Богиня-змея переставала приходить. Этим объясняется, почему храм, восьмое чудо света, имеет множество изображенных змей на своих фасадах.
Оформление статьи: Мила Фридан
Описание храма
Храм находится в центре обширного комплекса, объединяющего порядка 200 других храмов. Храм окружен рвом, наполняющимся во время сезона дождей. В отражении воды храм выглядит как священная гора Меру в окружении мирового океана. Так и было задумано великими строителями.
Ангкор-Ват окружен стеной, а посетитель попадает внутрь через главный портал. Перед его глазами предстаю три возвышающиеся друг над другом террасы. Первая находится на высоте 3,5 метров, вторая — 7, третья — 13. В плане террасы представляют уменьшающиеся квадраты. На верхней террасе находятся пять башен — четыре по углам и одна в центре, возвышающаяся на 65 метров. Из-за ориентации храма при подходе с любой из сторон видно только три башни.
Почему самый большой храм в мире покинули люди?
Жители столицы массово начала покидать ее стены во второй половине XV ст.
Несмотря на все величество столицы Кхмерской империи, в 1431 году, войска соседнего Сиама разбили имперскую армию и захватили Ангкор, который был центром политической жизни на протяжении 5 столетий.
Этот период историки назвали Ангкорианским, которому был характерный рассвет экономической и политической стабильности империи, постройка культовых храмов кхмерской архитектуры.
Имперская столица была разграблена и сильно разрушена сиамскими (тайскими) войсками, потом вспыхнула эпидемия, и население, спасаясь убежало в южные районы, где потом разместилась новая современная кхмерская столица – Пном-Пень.
Таким образом, когда территория Камбоджи (Кампучии) была поглощена войнами между ее жителями, величественную столицу поглотила природа – джунгли укрыли весь город, который был вновь открыт французскими натуралистами в XIX ст.
Немного истории об Ангкор-Вате
Ангкор-Ват — Шон Хитли
Этот храм начали строить в 12 веке, чтобы использовать его как религиозный и политический центр Кхмерской империи, которая в то время доминировала на этой территории. В ограде, помимо религиозной функции, находился королевский дворец, и, по оценкам, в нем проживало до 20000 человек.
Его структура распространена среди индуистских храмов, хотя нет никого более впечатляющего, чем этот. Такой способ строительства называется храмовой горой, так как они были построены по образцу горы Меру, священной горы, где, как считалось, жили боги этой религии. Однако этот храм был посвящен только одному: Вишну.
По форме храм имеет три концентрических прямоугольных ограды. Они окружены озером по периметру и внутри возвышаются пять башен, центральная высотой 65 метров.
Транспорт в Ангкоре. Как передвигаться
Транспорт в Ангкоре – это тук-туки и мототакси. Именно на них придётся передвигаться между храмами. Сразу забудьте про пешие прогулки, поскольку расстояния между ними в несколько километров и от одного до другого идти пешком по 30-50 минут под палящем солнцем… то ещё удовольствие. Если вас несколько человек, то дешевле всего взять тук-тук на весь день. Он довезёт вас от отеля до входа в храмовый комплекс, будет весь день катать, а вечером вернёт в гостинцу. Стоит такое удовольствие 20 долларов. Но если поторговаться, то можно и за 15 найти. Тук-тук можно поймать на улицах Сием Рипа (их там полно).
Некоторые турагентства организуют групповые экскурсии на кондиционированных минивэнах, но их немного (стоимость от 15 долларов). Обычно же там предлагают такие же открытые тук-туки, как и на улицах, только дороже.
Если вы один и хотите сэкономить 3-5$, то лучше договориться с мототаксистом. Обычная цена поездки из Сием Рипа до первого храма – Ангкор Ват – 2-3$. Далее от храма к храму по 1$.
Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона
Древняя столица Ангкор остается не до конца изученной историками и археологами. В 1992 году активно началось исследования британского историка, Джоном Григсби, который нашел связь между планирование города и звездным небом.
Он выдвинул теорию, что храмы в древней столице отображают проекцию млечного пути, а именно моделируют волнистую часть звездной спирали Дракона и часть соседних звездных ансамблей – Северной короны, Данеб, Лебедя, Малой и Большой медведицы.
Кроме непосредственно самого расположения храмов в таком порядки, именно эта часть северного созвездия Дракона отображена на стенах в храме Байона и Пном-Бакенг.
Сравнение планирования городских храмов и части млечного пути очевидны, хотя и не точны. Так, пропорции между храмами напоминают пропорции между звездами, но территория самых храмов нарушает геометрическую картину на небе.
Эту неточность развенчало следующее исследование – при помощи компьютерного проектирования, было подтверждено, что центральные храмы действительно являются зеркальным отображением небес, но только повторяют они звездное небо весеннего равноденствия 10 500 г. до н.э.
Такое исследования подвесило убеждения о активном развитии имперской столицы Ангкор в IX – XIII ст., но главная гипотеза, которая до сих пор остается ниспровергнутой, так это что храмы кхмерской культуры строились на фундаментах более ранних культур.
Как мы устраивались в Сиануквиле
По прибытию на вокзал Сиануквиля нас сразу же окружили таксисты с настойчивыми предложениями своих услуг. Естественно, многие соглашались (пробыв в пути 5 часов в самую жару мало кто будет торговаться), но мы — опытные путешественники — четко знали, куда нам надо попасть и сколько это будет стоить. Попасть мы планировали на Виктори Хилл — как оказалось самый «недорогой» и тихий район Сиануквиля. Этот район находится недалеко от вокзала, а потому единственным ценником, на котором мы стояли как скала, был 1 доллар. Конечно же, цена таксистов стартовала от 5 долларов, но, поторговавшись вдоволь, мы остановились на цене 1,5 у.е. Через 5 минут мы были на месте — у достаточно известного гестхауса «Шакал» (Sakal) , который находится буквально в 100 метрах от пляжа. Ценники в «Шакале» нас не впечатлили — комнату на 2 человек без кондиционера, с одним стулом, двухместной кроватью и примитивным шкафом и угрюмым видом на стройку нам предложили за 15 у.е. в сутки.
Sakal
От «Шакала» идут две дороги — одна вниз, к трассе и к пляжу, вторая — наверх, мимо ряда гестхаусов, к «центральной» части Виктори Хилл (пляж называется Виктори Бич — Victory beach).
Пляж Виктории
Пляж Виктории
После того, как мы зашли в каждый из гестхаусов мы остановились на гестхаусе «Мама Медицина» («Mama Medicine»). Нас он привлек своим отличным месторасположением — на возвышенности, отчего с крыши открывался отличный вид на район и, конечно же, на побережье — ценовой политикой (номер для двоих на 1 сутки нам обошелся в 8 долларов) и тишиной (на 2 этажах, которые сдавались, было по 4 комнаты с удивительно воспитанными постояльцами). Мы оценили также красивый сад и то, что после 9 вечера ворота закрывались на замок (копию ключей нам выдали). На ближайшую неделю «Мама Медицина» стал нашим пристанищем, после чего, ознакомившись с местностью, мы сняли комнату в большом гестхаусе «Pen ton gesthouse» за 7 долларов в сутки, где прожили тоже неделю.
Мама Медикана
Мама Медикана
Официальной денежной валютой Камбоджи является камбоджийский риэль, но большей популярностью здесь пользуется американский доллар. Все банкоматы выдают деньги в 2 валютах — долларах или риэлях, цены на продукты, услуги, меню многих заведений указаны в долларах, в некоторых случаях в скобках пишут эквивалент стоимости в риэлях. Местные жители с охотой принимают доллары, но если вы дадите им риэли, то вам ничего не скажут. 1 доллар равен 4000 риэлей (в обменных пунктах эта цифра может быть равна 4050, 4080 риэлей и т.п.). Многие местные жители, работающие в обслуживающей сфере, «выигрывают» на такой двухвалютности: в меню цена может быть написана в долларах (причем зачастую это цены типа 1,75, 1,25 долларов), а в момент расчета считается общая сумма в риэлях, при этом охотно накидываются по нескольку тясяч риэлей на блюде.
Итого вы можете «попасть» на несколько долларов, потому, будьте внимательными и пересчитывайте сами цены в переходе с доллара на риэли и наоборот. Или же вы расплачиваетесь в долларах, а сдачу вам могут дать в риэлях меньше на несколько сот или тысяч или вовсе не дать (суммы могут быть небольшими — 500, 1000 риэлей, но, как говорится, копейка рубль бережет).
С первых дней посещения Камбоджи я сразу поняла, что именно она по праву заслуживает звания «страна улыбок», а не Таиланд. Местные жители, не совсем еще оправившись от гражданской войны 1960-1975 года, репрессий «красных кхмеров» (камбоджийские коммунисты) и Пол Пота, не строят еще отношений с туристами исключительно на денежной основе — в первую очередь здесь играет фактор человечности.
Т.е. коммерция как таковая (по сравнению с Таиландом или Индией) здесь еще не сильно развита. И чувствуется это не только по ценам, но и по настроениям камбоджийцев: они охотно идут на уступки, торгуются, помогают туристам (охотно в магазинах, ресторанах дают в долг, надеясь на вашу сознательность). Хочу отметить тот факт, что многие кхмеры возрастом от 40 лет достаточно хорошо понимают, а некоторые даже знаю русский язык! Связано это с тем, что с 1956 года Камбоджа имела хорошие дипломатические отношения с СССР, куда и ездили на обучение или на заработки многие кхмеры. Поэтому русский язык они понимают лучше, чем английский и охотно учатся ему и по сей день. По этой же причине в Камбодже можно увидеть много строений, архитектура которых схожа с русской, стиль интерьера у них — смесь кхмерского и советсткого.
Храм богов
Расположен храм Ангкор Ват в Королевстве Камбоджа, на юге полуострова Индокитай (на географической карте мира этот храм можно отыскать по следующим координатам: 13° 24′ 45″ с. ш., 103° 52′ 0″ в. д.). Находится он среди джунглей, в 240 км от Пномпея, столице страны, в пяти с половиной километрах на север от города Сиамприап (добраться сюда автобусом с Пномпеня можно всего лишь за пять часов).
Ангкор Ват (в переводе означает «Город-храм») возвели в начале XII ст. в столице государства кхмеров Ангкора, по приказу правителя Сурьявармана II и изначально был посвящён верховному богу индуизма Вишну. Храм этом является одним из наибольших культовых построек в мире, так как площадь его занимает около 2 км², при этом длина составляет 1,5 тыс., а ширина – 1,3 тыс. метров.
Несмотря на то, что размеры храмового комплекса древнего Королевства Камбоджа не могут не поражать, в действительности ничего удивительного здесь нет: территория города Ангкор превышала 400 км², а последние исследования говорят о том, что здесь вполне могло проживать около полумиллиона человек.
Поэтому он являлся одним из крупнейших городов своего времени, в котором очень хорошо были развиты архитектура и искусство: на его территории на сегодняшний день обнаружено более двухсот памятников – павильонов, храмов, дворцов, пирамид и гробниц, среди которых – и огромных размеров храмовый комплекс Ангкор Ват. Святилище это по замыслу строителей, должно было символизировать Меру, священную гору кхмеров: башни – вершина горы, стены храма – скалы, а ров – океан, что окружает Вселенную.
Этимология названия храма Ангкор-Ват
«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.
Вид на Ангкор-Ват с северо-восточной стороны здания
Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».
Юные потомки всемогущего короля полубога Сурьявармана II
С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом, а также храма Ангкор-Ват.
Все в этом мире подвластно природе — даже стены великого Ангкора
Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По кхмерски «воат» может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват — самый большой храм города богов Ангкора, является символом национальной гордости кхмеров.
Скульптуры семиглавых змей по дороге к храму
По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV—XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод — «храм Ангкор».
На заднем дворе Ангкор-Вата
Основная информация
- Ангкор-Ват переводится в «Город храмов» или просто «Городской храм». Новые храмы и руины открываются почти каждый год.
- Ангкор-Ват является основной причиной того, что более 50% международных туристов посещают Камбоджу каждый год. Камбоджийцы гордятся своим древним памятником, поэтому гордятся тем, что в 1850 году они выставили его на камбоджийском флаге. Единственный флаг страны в мире, который имеет национальный памятник, является текущим флагом Афганистана. Изображения из Ангкор-Вата также появляются на многих деноминациях риэля (валюта Камбоджи).
- Развалины Ангкора простираются более чем на 248 квадратных миль (400 квадратных километров). Многие посетители ошибаются в размерах Ангкора и посещают лишь несколько из самых известных храмов.
- Ангкор-Ват необычно ориентирован на запад, направление, обычно связанное со смертью в индуистской культуре. Археологи и ученые не согласны с тем, почему древние строители решили отклониться от нормы (указывая на восток) в то время.
- Барельефы в Ангкор-Вате читаются против часовой стрелки, еще одно указание на то, что храм связан с ритуальными ритуалами.
- Также необычный для времени строительства Ангкор-Ват был посвящен Вишну, индуистскому божеству, а не нынешнему королю.
- Первоначальная внешняя стена в Ангкор-Вате когда-то закрывала собственно храм, город и королевский дворец, занимая площадь 203 гектара (820 000 квадратных метров). Сегодня ничего не осталось от стены.
- Кхмерские кирпичи склеивались почти незаметно, используя растительный состав, а не раствор.
- Многие посетители не понимают, что когда-то были расписаны многие поверхности храмов Ангкора. Сегодня только небольшие следы краски остаются на нескольких храмах.
Климат
В Ангкоре, как и на всей территории Камбоджи, тропический влажный климат. Температуры в течение года изменяются незначительно и составляют +29…+35. Ночью на 4-6 градусов прохладнее. Самые низкие температуры в декабре-феврале. Также в этот период почти исключены дожди. Наиболее жарко с марта по май. Сезон дождей начинается в конце марта и заканчивается к середине ноября. Больше всего осадков в сентябре и октябре.
Когда лучше ехать в Ангкор
Лучше время для поездки в Ангкор с конца ноября по середину марта, когда ничто не сможет вам помешать осматривать храмы. В марте, апреле и ноябре вероятность осадков также довольно мала (бывают не каждый день и максимум час-другой). Автор статьи был в конце марта и осадков не видел. А вот с июня по октябрь нарваться на проливной дождь на 3-4 ч вполне реально. И он может быть каждый день. Это не лучшее время, чтобы ехать в Ангкор.
Месяц | Температура днем (градусов) | Температура ночью (градусов) | Количество осадков (мм) |
---|---|---|---|
Январь | 32 | 20 | |
Февраль | 33 | 21 | 3 |
Март | 35 | 26 | 28 |
Апрель | 36 | 25 | 61 |
Май | 35 | 25 | 175 |
Июнь | 34 | 25 | 221 |
Июль | 33 | 25 | 236 |
Август | 32 | 25 | 151 |
Сентябрь | 32 | 25 | 276 |
Октябрь | 31 | 24 | 248 |
Ноябрь | 31 | 22 | 81 |
Декабрь | 31 | 20 | 10 |
Расположение и история храма Ангкор-Ват в Камбодже
Ангкор-Ват, восьмое чудо света, расположен на северо-западе в провинции Сиемреап, озера Тонлесап. Храм находится глубоко в джунглях, за 6 км от провинциального городка Сиемреап и за 240 км от современной столицы Камбоджи, Пномпеня.
Сооружение храма Ангкор-Ват, в имперской столице Ангкор, припало на период расцвета и величества Кхмерской империи – в XII ст. Сегодня, кроме остатков храмовых комплексов и крепостных стен от огромного города Ангкор ничего не осталось, поэтому сам город стали называть город-храм.
Его размеры относительно невелики – 24 км на 8 км. По последним археологическим исследованиям, Ангкора была многочисленной столицей доиндустриальной эпохи, в которой жило около 500 тис. человек.
Храм Ангкор-Ват строился почти 40 лет, вовремя правления императора Сурьявармана II. Ученые считают, что сооружение такого величественного храма была именно его инициатива, поскольку после смерти Императора в 1150 г. строительные работы прекратились, и местами декорирование фасадов архитектурного комплекса остались незавершенным.
Храмовые комплексы в городе Ангкор – очень важен. Большинство исторических фактов, которые известны сегодня человечеству о Кхмерской империи и культуре, получены в результате расшифровки надписей и рисунков на стенах этих храмов. Удивительно то, что кхмерская народная устная традиция не сохранила ожидаемых мифов и легенд о самых храмах и священных местах города.
Так, например, до сих пор не удалось установить, с какой целью это монументальное сооружение строилось. Существует 2 гипотезы – это усыпальница или обычный храм божеству Вишна.
Проблема в том, что обе гипотезы находят свое подтверждение в техническом описании Ангкор-Ват. Этот храм выглядит одновременно и как усыпальница, и как храм, что в обычной кхмерской архитектуре раньше никогда не совмещалось.
Ближайшие острова от Сиануквиля
На пляжах Серендипити и Виктории находятся небольшие пристани, откуда отплывают лодки с туристами на ближайшие острова — Ко Ронг, Змеиный остров (Ко Пус), бамбуковый остров (bamboo island). Ко Ронг и Ко Ронг Самлеп славятся не только своими пляжами, но и вкусной едой — здесь находится рыбацкая деревня, где готовят самые разные блюда из только что выловленных морепродуктов. Эти острова изобилуют бунгало, отелями и всем необходимым для отдыха.
Ко Пус (Koh Pous) или Змеиный остров находится всего в 800 метров от берегов Виктори бич и соединен с материком только недавно отстроенным мостом, ведущим на пляж Hawaii (пляж Гаваии, южная часть Виктори Бич).
Пляж Гаваи
Остров этот закрыт, считается частной территорией российских инвесторов, а с прошлого года стало известно, что именно тут, на Змеином острове, будет проводится знаменитый на весь мир музыкальный фестиваль Казантип в 2015 году. Этот остров активно развивается и он, скорее всего, так и останется закрытой территорией для олигархов.
Бамбуковый остров (Ко Руссеи, Koh Ruessei) славится своими чистыми водами и роскошным подводным миром, поэтому там очень хорошо развит сноркелинг. В акватории Сиануквиля находятся более 20 островов, часть их которых обитаема, часть — нет. На все эти острова можно попасть как в составе экскурсий (купить которые вы можете в любом турагенстве, отеле), так и самостоятельно, договорившись предварительно с хозяином лодки.