Брахманизм
Другая индийская легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пуруши.
Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пуруши принес себя в жертву создавшим
его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых
возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны
света и сословия человеческого общества.
Наивысшим сословием – кастой – считались брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись
жрецами богов на земле, знали священные тексты. Следующим по значимости
сословием стали кшатрии – правители и воины. Их Первозданный Человек создал из
своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы – вайшьи.
Низшим сословием, возникшим из ступней Пуруши, стали шудры – подневольные люди, выполнявшие роль
слуг. Самое незавидное положение занимали неприкасаемые – к ним нельзя было
даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых.
Касты не должны были контактировать между собой. Кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и
религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы – представители
высшей касты. Однако позже возникают и более демократические религиозные учения – буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую
официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией
внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию.
Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман – основа мира, его причина и сущность, безличный
Абсолют, и Атман – духовное начало каждого человека, присущее только ему и
стремящееся к слиянию с Брахманом. С развитием брахманизма возникает и идея
Сансары – круговращения бытия; Инкарнации – перерождения после смерти; Кармы – судьбы, закона, который определит, в каком
теле человек родится в следующей жизни; Мокши – идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе.
Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав
которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их
обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически
рождает Вселенную, которую хранит Вишну и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная –
длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь
Брахмы. 12 тысяч Божественных лет – такова циклическая продолжительность и дня,
и ночи. Эти годы состоят из суток, которые равны человеческому понятию года.
После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма.
В целом культовое значение Брахмы второстепенно. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность,
преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения – шиваизм и вишнуизм.
Индуизм в новое время
Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они — другой. Объединение обеих — вот что необходимо.
Свами Вивекананда
История Индии драматична. Ее несметные богатства во все времена притягивали незваных гостей. К господству над Индией стремились древние греки, парфяне, скифы, а в Средние века — гунны, тюрки-мусульмане, моголы. Воины ислама основали здесь во славу Аллаха Делийский султанат (1206-1526), а затем Могольскую империю (1526-1707).
В середине XVIII века страна оказалась во власти британских колонизаторов. В результате двухвековой борьбы с британскими захватчиками индийский народ добился политической независимости. В 1950 году индусы приняли конституцию и установили республиканское правление.
Движущую силу освободительного движения и символ единства индийские патриоты видели в национальной религии — духовном наследии предков. Однако индуизм нуждался в модернизации, соответствующей историческому моменту. Реформаторы стремились очистить древнее вероучение от позднейших наслоений, сделать его более монолитным, переосмыслить его роль в обществе.
Предтечей реформации стал бенгальский философ и просветитель Рам Мохан Рой (1772-1833), основатель первых национальных газет и светских школ.
В 1828 году им было создано религиозное объединение «Брахмо самадж» («Общество Брахмы»), Философ призывал индусов, мусульман и представителей иных конфессий поклоняться единому Богу, подвергал критике наиболее архаичные религиозные традиции и провозглашал ценность разума и здравого смысла при оценке тех или иных религиозных обычаев и вероучительных доктрин.
В 1875 году Даянанда Сарасвати (1824-1883), последователь Рам Мохан Роя, основал общество «Арья самадж», близкое по духу к «Обществу Брахмы». Реформаторы призывали к монотеистическому прочтению священных книг, к отказу от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма. Сторонники Даянанды Сарасвати отказались, однако, от сближения с другими религиями, провозгласив лозунг «Назад, к Ведам!» Общество объединяло до 1,5 миллионов индусов, преимущественно городскую интеллигенцию.
Попытку примирения старых и новых взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Рамакришна Парамахамса (1836-1886), учивший, что каждая религия составляет одну из стадий познания единого Бога. После смерти Рамакришны его последователями была создана всемирная организация «Миссия Рамакришны» (1897), глава которой Свами Вивекананда (1863-1902) видел свою задачу в том, чтобы воплотить идею о духовном мессианстве Индии и создать вероучение, синтезирующее различные религиозные и морально-этические доктрины. Сегодня «Миссия Рамакришны», распространяющая идеи неоведантизма, имеет свои резиденции в десятках стран мира.
Истоки и история возникновения
Индуизм принято считать одной из древнейших религий, существующих в мире. Издревле народы, проживавшие вблизи Инда, поклонялись божеству-матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют каменные таблички, найденные в процессе раскопок. Известно, что во II тыс. до н. э. в эти места прибыли завоеватели-арии, в которых главенство принадлежало мужчине. Они поклонялись богам, представлявшим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, именовавшиеся брахманами, проводили обряды жертвоприношения и составляли ритуальные гимны, которые и легли в дальнейшем в основу вед. Они почитали таких богов, как Варуна, Индра, Агни.
Со временем необходимость жертвоприношений была подвергнута сомнениям и появилась идея переселения человеческих душ, которая позднее была подтверждена законом кармы. Остановить бесконечную цепь перерождений можно было, следуя путем медитаций, а не приношением жертв, как считалось до этого. К 500 г. до н. э. индуизм стал религией, совместившей в себе многие положения буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идеи вегетарианства и отказа от алкогольных напитков, избегать насилия. К пантеону индуистских богов добавили Будду.
Расцветом индуизма принято считать период с VI–V в. до н. э. — период интенсивных философских исканий, когда существовало не менее 6 философских школ, предлагающих эффективный способ достижения заветной цели. Расколы и противоречия индуистских школ и течений привели к развитию народного индуизма в VII–VIII в. Теперь было признано почитание множества богов, из которых главными были Шива, Вишну и Шакти. Подтверждением этого можно назвать литературное произведение «Рамаяна», написанное на хинди, в котором рассказывается о древнеиндийских правителях и войнах, о том, как божества спускаются на землю, борются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.
В процессе завоевания земель индийских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался некоторым насильственным, против воли людей на завоеванных территориях, или бытовым изменениям, в процессе ассимиляции народов, браков, рождения детей. В то же время часть индийской территории была колонизирована англичанами, где индуизм был подвержен влиянию христианства. Здесь не признавался жестокий ритуал сати, когда после смерти мужа его живую супругу необходимо было сжечь на костре вместе с телом усопшего, а также презирали свадьбы между детьми. Уже в VI–X в. в Индии активно развилось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.