Соратник Ганеши – крыса
Впрочем, о бивне Ганеши есть отдельная история. Эта легенда рассказывает, что однажды против миролюбивого бога-слона вышел демон Гаджамукху. Долгой и изнурительной была битва.
Несмотря на то, что Ганеша был крупнее демона, он значительно уступал ему в искусстве сражения. Противостояние растянулось на много дней, а от победы в нём зависела судьба мира, светлых и тёмных сил.
Когда Гаджамукху уже стал одерживать верх над богом, Ганеша пошёл на отчаянный шаг. Он оторвал один из своих бивней, после чего швырнул его в демона. Сила, с которой был брошен бивень, сбила с ног Гаджамукху.
Более того, демон попал под действие волшебства Ганеши, после чего превратился в крысу. После этого зверь стал верным спутником Ганеши. В Индии крыса олицетворяет собой мудрость и преданность.
LiveInternetLiveInternet
20 философских фраз Шри Чинмоя, которые помогут сделать мир лучше.
Шри Чинмой — современный индийский философ, писатель-гуманист, который всей своей жизненной деятельностью вдохновлял людей на раскрытие своего сердца и поиска внутреннего потенциала в своей жизни. Книги Шри Чинмоя, написаны характерным простым языком и раскрывают богатство многовекового духовного поиска и стремления человека к самопознанию.
20 философских фраз Шри Чинмоя
Здесь собраны его лучшие цитаты, которые вдохновят вас на поиск всеобщей гармонии и единства. Вы должен верить в себя даже тогда, когда в вас сомневается весь мир. Позвольте каждой ошибке научить вас великому уроку: каждый закат — это начало очень-очень яркого и большого рассвета… Вы можете отдать только то, что имеете. Вы можете получить только то, что отдали. Прости — и ты обретешь счастье, забудь — и ты обретешь удовлетворение, прости и забудь — и ты обретешь неизменный покой внутри и снаружи.
Падение не провал. Провал в желании остаться жить там, где упал. Всегда будь радостным, ибо сквозь несокрушимую стену радости не проникнуть никакому разрушению.
Не позволяй себе
Невзлюбить внешнюю жизнь.
Внешняя жизнь должна стать
Полной копией внутренней жизни —
Жизни света и любви.
- Если ты когда-нибудь осмелишься сразиться с ненавистью, то для этого есть лишь одно оружие — Любовь.
- Если ты ждешь одобрения от своих друзей во всем, что ты делаешь, то ты совсем не преуспеешь в этой жизни, ни в чем.
Если ты хочешь, чтобы после тебя
Мир стал лучше, чем до тебя, Тогда живи сердцем сострадания И жизнью заботы.
Я так счастлив, так как наконец-то я стал большим человеком, который сочувствует; я больше не маленький человек, который осуждает.
Я буду любить целый мир, но контролировать только самого себя.
Не медли. Если ты будешь медлить — ты не достигнешь цели. Тот, кто ждет — не может преуспеть.
Каждый день у нас не может быть тех же обстоятельств и возможностей. Поэтому, нам следует пытаться воплотить все, что нас вдохновляет Здесь и Сейчас.
Вызовы жизни пробуждают сияющую силу внутри нас.
То, что вы крепко держите в мире своих мыслей, сделает вас либо уличным нищим, либо великим царем.
Никогда не склоняйтесь перед судьбой. Не верить в силу духа значит сдаваться смерти. Судьбу можно изменить, если есть несгибаемая воля.
Не верить легче, чем верить, потому что неверие – акт падения, тогда как вера – акт восхождения. Падать проще, чем подниматься.
Индийская мудрость про детей.
Индия — страна с многогранной культурой и богатыми традициями. Страна, которая подарила миру Будду, Махатму Ганди и целую плеяду философов
Поэтому, наверное, индийцы дорожат прежде всего любовью и дружбой, а есть ли у них при этом еда или нет — неважно
Мы собрали в этом материале всю мудрость этого потрясающего, но так и не понятого до конца народа.
Великие умы обсуждают идеи. Средние — обсуждают события. Мелкие — людей.
Будь внимателен к гостю — пусть он твой враг. Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.
Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы.
Давать советы глупцу только злить его.
У человека, живущего ради других, даже очень короткая жизнь исполнена счастьем.
Безутешный утешается прошедшим, слабоумный — будущим, умный — настоящим.
Счастье само находит дорогу к сильному духом.
Ребенок — гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.
Не хвались, собравшись идти, а хвались на обратном пути.
Женщины — ученые от природы, мужчины — от книг.
Победить самого себя — это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным.
Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.
Если нельзя избежать опасности, что толку в трусости, которая все равно не защитит тебя?
Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.
Чтобы управлять собой, используй свою голову. Чтобы обращаться с другими, используй свое сердце.
Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погружен во мрак.
Можно поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины.
Когда надо давать советы другим, каждый — кладезь премудрости. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.
Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде — таков и путь добродетельных.
Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость.
Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.
Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.
Самое сложное в том, чтобы подняться на верхнюю ступеньку лестницы, — это пробраться через толпу у ее основания.
Глупец суетится вовсю, затеяв пустяк; умный же сохраняет спокойствие, берясь за великие дела.
Мы не способны изменить длительность своей жизни, но мы можем сделать что-то в отношении ее широты и глубины.
Тайна рождения Ганеши
В облике Ганеши множество положительных символов, но и загадок не меньше. К примеру, рождение этого бога так и остаётся тайной. Одни мифы говорят, что родителями его были Шива (один из триады верховных богов) и его супруга Парвати, другие отрицают эту версию. Мне кажется, более интересный первый вариант легенды, который я вкратце и перескажу.
После того, как у Шивы родился воинственный сын Сканда, Парвати обратилась к мужу с просьбой подарить ей собственного ребёнка (Сканда появился на свет без участия супруги бога).
Шива рассмеялся в ответ, заметив, что он не нуждается в потомках, ведь является бессмертным, а любовь – это лишь наслаждение. Парвати, которая отчаянно желала стать матерью, принялась умолять мужа смилостивиться – она мечтала воспитывать своего ребёнка, одаривать его лаской и теплом.
Рассерженный Шива удалился, а возвратился к жене лишь после увещеваний её подруг. Он поднял часть накидки Парвати, свернул ткань и протянул её жене. «Вот тебе ребёнок, если ты так хочешь его».
Потрясённая женщина едва не расплакалась от обиды, но в тот миг, когда руки её коснулись свёртка, он вдруг ожил. Безмерно счастливая богиня принялась обнимать и целовать дитя, появившееся столь необычным образом.
Практическая информация о методике
Мудры – особое положение пальцев, поэтому это учение еще называют пальчиковой йогой.
Нельзя назвать точное количество мудр в этом виде йоги: обычно выполняют тот комплекс, который является актуальным на данный момент. Чтобы помочь себе, нужно знать – какой палец отвечает за тот или иной орган.
Мудры используют не только для оздоровления. Их можно применять в тех случаях, когда, к примеру, нужно сконцентрироваться, повысить выносливость, запомнить больше информации. То есть мудры помогают работать не только телу, но и мозгу. Поэтому изучение тех или иных позиций пригодится многим людям.
Для чего используют мудры?
Дхаммапада
Знаменитый сборник изречений, важная составная часть буддийского канона, означающий «Стезя добродетели» (второй вариант перевода названия — «Основа закона»), созданный в IV или III в. до н. э. В Дхаммападеизложены основные этические принципы раннего буддизма.
О! Мы живем очень счастливо, невраждующие среди враждебных; среди враждебных людей живем мы, невраждующие.О! Мы живем очень счастливо, небольные среди больных; среди больных людей живем мы, небольные.О! Мы живем очень счастливо, нетомящиеся среди томящихся; среди томящихся людей живем мы, нетомящиеся.О! Мы живем очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы будем питаться радостью, как сияющие боги.
Пока у мужчины не искоренено желание к женщине — пусть даже самое малое, — до тех пор его ум на привязи подобно телёнку, сосущему молоко матери.
Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий.
Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше, чем тысяча речей, составленных из бесполезных слов.
Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся и от побед, и от поражений.
Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу.
Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата.
Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его не повреждён и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию.
Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова в течении долгого времени возвращаются к страданию.
Как увядший лист, ты теперь, и посланцы Ямы пришли за тобой.
И ты стоишь у порога смерти, и у тебя нет даже запаса на дорогу.
Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым.
Очищенный от скверны, безупречный, ты достигнешь небесного царства благородных.
И вот твоя жизнь подошла к концу.
Ты приблизился к Яме, а между тем у тебя нет даже дома, и нет у тебя даже запаса на дорогу.
Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым
Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рожденью и старости.
Постепенно, мало-помалу, время от времени,
мудрец должен стряхивать с себя грязь, как серебряных дел мастер – с серебра.
Ганеша – и обжора, и мудрец
Ганеша – бог-сладкоежка, поскольку излюбленным его блюдом считаются сладкие рисовые шарики. Именно их и прочие лакомства индусы приносят в ни празднеств, посвящённых Ганеше.
Есть даже предание о том, что однажды Ганеша переел сладостей и не удержался на своей «ездовой» крысе, которую испугала змея. После падения живот бога лопнул, все сладости выпали из него. К счастью, сам Ганеша был бессмертным. Змею он повязал как пояс, который поддерживает его тяжёлый живот, полный сладостей.
Но не стоит считать Ганешу лишь толстым добряком. В первую очередь, этот бог олицетворяет знания. Индийцы верят, что именно он записывал священные тексты «Махабхараты». Ганеша сумел так «зашифровать» все слова, продиктованные ему мудрецом, что они имеют не один, а сотни смыслов.
Как я уже сказала, у Ганеши есть брат Сканда, покровитель войны и гнева. Несмотря на свой кроткий нрав, младшему сыну Шивы удалось завоевать больше любви, чем Сканде. Вероятно, это обусловлено тем, что времена войн и разрушений сменились эпохой созидания и поиска новых знаний.
И сегодня фигурки Ганеши украшают многие дома Индии
Не только в древности, но и сегодня многие индусы поклоняются своему доброму богу. В Индии во многих домах есть обереги – статуэтки Ганеши. Люди верят: если на таком изображении появилась трещинка, Ганеша принял удар судьбы на себя, защитив хозяев жилища. Этот бог был и остаётся одним из самых почитаемых и любимых в народе.
Мудра «Калешвара»
Упражнение поможет излечить многие заболевания половых органов, обрести внутреннее спокойствие и уверенность в своих силах. Мудра поможет сохранить молодость и здоровье. Мудра выполняется стоя лицом на восток на рассвете так, чтобы лучи солнца попадали на кожу. Для лучшего настроя в комнате нужно распылить вербеновое эфирное масло.
Руки сгибаются в локтях и скрещиваются в области груди. Пальцы рук, а именно большой, средний и мизинцы соприкасаются подушечками. Остальные пальцы направлены к ладоням. Большие пальцы должны быть направлены к груди, средние вверх.
При выполнении мудры важно следить за дыханием. На вдохе, почувствуйте, как энергия Космоса проходит через средние пальцы, по большим к груди, задержите воздух. На выдохе, энергия идет от груди, по фалангам больших пальцев, и через мизинцы уходит в эфир
На выдохе, энергия идет от груди, по фалангам больших пальцев, и через мизинцы уходит в эфир.
Философские школы Древней Индии
Вся философия Индии основана на системах. В шестом веке до нашей эры было положено начало появлению философских школ. Школы делились на:
- «Астика» – ортодоксальные школы, основанные на авторитете Вед. К ним относились школы: миманса, веданта, йоги, санкхья, ньяя и вайшешика;
- «Настика» – неортодоксальные школы, опровергающие трактаты Вед за ложь. К ним относились школы: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята.
Рассмотрим кратко, каждую из ортодоксальных школ:
- Миманса или Пурва-миманса (первая) – основалась древениндийским мудрецом Джаймини (3-1 века до н.э.) и включала в себя: исследования, анализ, толкования и размышления о священных писаниях;
- Веданта – составилась мудрецом Вьясой (около 5 тысяч лет назад), основная цель полагалась на самосознание, понимание индивидом своей изначальной природы и истины;
- Йоги – основанная мудрецом Патанджали (во 2 веке до н.э.), направлена на совершенствование человеческого духа, через практики объединения тела и разума, с последующим освобождением (мокша);
- Санкхья – основал мудрец Капила, школа направлена на отвлечение духа (пуруши) от материи (пракрити);
- Ньяя – реализм и законы логики, согласно которым, внешний мир существует независимо от познания и разума. Объекты познания: наше «Я», тело, чувства, ум, повторное рождение, страдания и освобождение;
- Вайшешика – основанная мудрецом Канадой (Улукой) (3-2 века до н.э.), являющаяся в одно и то же время противником и приверженцем буддистского феноменализма. Признавая буддизм как источник познания и восприятия, но опровергая истинность фактов души и субстанции.
Рассмотрим кратко, каждую из неортодоксальных школ:
- Джайнизм – в переводе с санскрита «победитель», дхармическая религия, основателем учения которой, является Джина Махавира (8-6 веках до н.э.). Философия школы основана на самосовершенствовании души для достижения нирваны;
- Буддизм – образовалась в 5-1 веках до н.э., учение школы предполагало 4 истины: 1 — жизнь подобна страданию, 2 — причинами которых являются желания и страсти, 3 — избавление наступает только после отказа от желаний, 4 — путем череды перерождений и избавления от уз Сансары;
- Чарвака-локаята – материалистическое атеистическое учение и низкое воззрение. Вселенная и все сущее возникло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил, благодаря 4 элементам: земли, воды, огня и воздуха.
Уроки жизни: 7 индийских изречений, полных мудрости
Мудрость народа веками хранится в его пословицах и поговорках. Они проходят испытание временем и не перестают быть актуальными по сей день. Вот несколько мудрых пословиц, употребляемых жителями Индии:
«Ворона, которая пыталась ходить, как лебедь, разучилась ходить, как ворона»
Будьте верны себе. И не копируйте окружающих. Пытаясь подражать кому-то другому легко потерять себя. Не переставайте быть собой и следовать по своему собственному пути.
«Ослепший весной видит вокруг только зелень»
Многие люди живут, опираясь на свой прошлый опыт. Они «помнят траву зеленой» и отказываются признавать, что сейчас она может выглядеть иначе. Времена меняются. Нужно признавать это, и уметь подстраиваться под перемены.
«Даже в разбитом кувшине может лежать сахар»
Порой нам кажется, что негативные события несут в себе только плохое. По не стоит делать выводы, пока не появится понимание ситуации. Бывает так, что негативное событие переходит во что-то хорошее.
«Если поставить рядом две единицы, получится одиннадцать»
Трудно добиться чего-либо в одиночку. Вместе мы намного сильнее. Две единицы могут стать чем-то большим, нежели одна. Сила в единстве.
«Какой смысл плакать, когда птицы съели весь урожай?»
Нет смысла горевать о том, что ушло и больше не вернется. Незачем горевать о потерянном. Ведь это никак не исправит ситуацию. Лучше оставить всё в прошлом.
«Когда делаешь пожертвование правой рукой, даже левая не должна об этом знать»
Доброе дело лишь тогда добродетельно, когда делается от чистого сердца и с искренним желанием помочь. Его не нужно выставлять напоказ. Не хвалитесь добрыми поступками даже в кругу самых близких.
Индийская психология. Обзоры психологических исследований в Индии
Из всех развивающихся стран в Индии имеется самое большое число психологов, наибольшее число университетов и колледжей с учебными программами по психологии и самый большой объем психологических исследований. Удачный пример мы можем найти в четырех обзорах исследований по индийской психологии. Общая структура научной психологии в Индии является такой же, как в европейских и американских странах; темы для глав в первом обзоре даже следовали классификации издания «Psychological Abstracts» (Реферативный журнал по психологии), и авторы не оставляли сомнений в том, что индийская психология имеет свои корни на Западе. Относительно терминологии, методов и теорий, содержание обзоров легко узнаваемо евроамериканским читателем.
Каждый из редакторов исследований обращался к вопросу о взаимосвязи индийской психологии с индийским контекстом и социальной действительностью. Первый редактор (Mitra, 1972) отмечал, что после начального развития дисциплины стадия консолидации была достигнута в конце 1960-х гг. Были обозначены два направления для дальнейшего исследования: социальные и прикладные проблемы и развитие науки в традициях экспериментальной психологии. По-видимому, существенно, что Митра лишь указывает на подробности первого направления исследований, отмечая несколько социальных проблем, которые требуют внимания, преимущественно в междисциплинарном контексте. Редактор второго отчета отметил сдвиг в направлении прикладных проблем на протяжении 1970-х гг. и подчеркивал потенциал психологии в решении социальных проблем. Итоговая глава третьего отчета относится к тенденциям 1980-х гг
и в основном посвящена тому, насколько индийские исследователи принимают во внимание социокультурный контекст. Различные главы охватывают всю область психологии, но структуре «Psychological Abstracts» они уже не соответствуют
Особое значение прикладных вопросов очевидно не только по соотношению глав, но также и по тому вниманию, которое различные авторы уделяют социальной уместности. Четвертый обзор, в трех томах, продолжает анализировать этот переход по направлению к психологии, которая больше касается индийских проблем (как теоритических, так и прикладных). Редактор поощрял авторов глав «охватить развитие местных понятий, методов, теорий и кросс-культурных исследований» и «связать психологические данные с индийским социокультурным контекстом»*.
Индийская мудрость
Индия — страна с многогранной культурой и богатыми традициями. Страна, которая подарила миру Будду, Махатму Ганди и целую плеяду философов
Поэтому, наверное, индийцы дорожат прежде всего любовью и дружбой, а есть ли у них при этом еда или нет — неважно
Мы собрали в этом материале всю мудрость этого потрясающего, но так и не понятого до конца народа.
Великие умы обсуждают идеи. Средние — обсуждают события. Мелкие — людей.
Будь внимателен к гостю — пусть он твой враг. Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.
Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы.
Давать советы глупцу только злить его.
У человека, живущего ради других, даже очень короткая жизнь исполнена счастьем.
Безутешный утешается прошедшим, слабоумный — будущим, умный — настоящим.
Счастье само находит дорогу к сильному духом.
Ребенок — гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.
Не хвались, собравшись идти, а хвались на обратном пути.
Женщины — ученые от природы, мужчины — от книг.
Победить самого себя — это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным.
Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.
Если нельзя избежать опасности, что толку в трусости, которая все равно не защитит тебя?
Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.
Чтобы управлять собой, используй свою голову. Чтобы обращаться с другими, используй свое сердце.
Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погружен во мрак.
Можно поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины.
Когда надо давать советы другим, каждый — кладезь премудрости. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.
Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде — таков и путь добродетельных.
Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость.
Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.
Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.
Самое сложное в том, чтобы подняться на верхнюю ступеньку лестницы, — это пробраться через толпу у ее основания.
Глупец суетится вовсю, затеяв пустяк; умный же сохраняет спокойствие, берясь за великие дела.
Мы не способны изменить длительность своей жизни, но мы можем сделать что-то в отношении ее широты и глубины.
Классический период
В этот период появляется интерес к проблемам этического характера, появляется агностицизм, материализм, который пытается вытеснить брахманов, получили свое развитие даршаны – новые философские школы, позже их разделят на ортодоксальные, которые развивалась согласно ведическим учениям, и неортодоксальные, развивавшиеся согласно материалистическим идеалам.
Ортодоксальные философские школы Древней Индии:
- Миманса – схожая с Ведантой система, объясняющая тексты Вед, данная школа оказала большое влияние на развитие индуизма и снижения значения буддизма в Индии.
- Ньия – считается самой первой ортодоксальной школой, по ее учениям окружающий мир можно узнать только через органы чувств, поэтому необходимо помимо чувственного метода использовать логические пути. Есть только четыре источника познания мира: умозаключение, слово Бога, сравнительный анализ и восприятие.
- Вайшешика – учение о бесконечном круговороте, вечном перевоплощении, который состоит их смены разных телесных оболочек, при этом душа человека находится в поиске гармонии. Именно с этим учением, связывают отсутствие страха смерти в Индии на протяжении многих веков, ведь жизнь вечна и принимает различные воплощения.
- Йога – является практическим учением, направлена на познание себя и нахождения своего места в окружающем мире, только личность, живущая в гармонии с природой может управлять своим телом и эмоциями.
Неортодоксальными школами древней Индии являются:
- Буддизм – учение, направленное на понимание того, что цель жизни — это отказ от земных желаний, которые рано или поздно приведут к страданиям, при этом сам человек не должен причинять вред окружающим.
- Джайнизм – все сущее на земле равно перед Вселенной и нанесение вреда живому это грех, на этом и строится учение, не причиняй вреда, откажись от земной пищи, научиться питаться энергией солнца, отвечать на зло только добрыми делами и поступками.
- Чарвака – учение, объясняющее мир при помощи взаимодействия четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. При их соединении появляется все материальное и даже душа человека, сознание это главное свойство материи, кроме которой во вселенной ничего нет.
Замечание 2
Несмотря на разные направления школ, главная цель их адептов всегда одна –достичь нирваны или полного просветления и раствориться во вселенной.
Завершается период древнеиндийской философии эпохой сутр (II в. до н. э. – VII в. н. э.). Сутры это краткие философские трактаты, в которых были изложены практически все отрасли знания.
Древняя индийская философия оказала значительное влияние на всю мировую культуру, так знаменитый философ Артур Шопенгауэр одним из самых первых философов под влиянием Упанишад смог соединить западную и индийскую философию.
В современное время до сих пор многих людей интересует уникальная культура древней Индии, её философия, но и сегодня духовный мир и обычаи этой страны многим непонятны и чужды, но при этом индийская философия остается одной из самых загадочных и изучаемых в мире.
Упанишады
Главной философской частью Вед являются Упанишады. Дословный перевод с санскрита «upa-ni-shad» – означает «сидение у ног учителя». Упанишады представляют собой потаенное учение, недопустимое огласке большому количеству людей. Текст, содержащийся в Упанишадах – это изложение неоднородных философских размышлений, в которых можно сделать акцент на ряде вопросов: адхияджня (жертвоприношение), адхьятма (микрокосмос человека) и адхидайвата (обожествленный макрокосмос); вопросы: «Какое положение у солнца ночью?», «Где находятся днем звезды?» и другие. В Упанишадах центральным элементом становятся параллели между явлениями микро- и макрокосмоса, представления о единении существующего. Выясняются скрытые и глубинные основы микрокосмоса «Атман» и макрокосмоса «Брахман», исследование обусловленности и выражений
Основу Упанишад порождают внешняя и внутренняя стороны бытия, окружая вниманием человеческое постижение знания и нравственное совершенствование, ставя характерные вопросы Упанишад – «Кто мы, откуда пришли и куда идем?» Сущностью бытия в Упанишадах обозначается «Брахман» – начало всего духовного, универсальная и безликая душа вселенной, возрождающая мироздание. «Брахман» идентичен, но противоположен «Атману» – индивидуальному началу духовного «Я»
«Брахман» – высшее объективное начало, в то время как «Атман» – субъективное и духовное. Здесь существует связь дхармы о Сансаре и Карме – о цикле жизни, вечном перерождении и правиле возмещения. Понимание будущего человека происходит путем осознания своего образа поведения и совершенных в предыдущих жизнях поступков. Поэтому, ведение благопристойного образа жизни олицетворяет будущее и новое рождение в высших кастах или ухода в духовный мир. Для неправедного поведения в текущей жизни, ведет к будущим воплощениям в низших сословиях, а «Атман» может переродиться в тело животного. Главная задача Упанишад – мокша или освобождение от материальных благ и духовное самосовершенствование. Каждый человек «кузнец» своего счастья и его судьба формируется настоящими поступками – такова философия Упанишад.