Древняя медицина Аюрведа

Основные отличия аюрведического лечения

Прежде всего, стоит сказать о том, что аюрведическая медицина ищет причину дисбаланса питты, ваты и капхи. Предполагается, что в человеческом организме не может отсутствовать ни одна из этих составляющих. Поэтому для оздоровления нужно найти причину нарушения баланса. Считается, что если вы находите ее, то делаете шаг на пути к оздоровлению.

Врач аюрведы определяет, какая доша создаёт дисбаланс в организме, и назначает лечение для ее восстановления. В этом и заключается основное отличие данной медицины от традиционной. В последней врач проводит обследование и ставит диагноз. Далее назначаются препараты, направленные на лечение конкретного пораженного органа. Комплексную терапию нарушения гармонии всего организма в целом предлагает аюрведа. Препараты с содержанием химических элементов не используются.

Лечебные средства аюрведы

Арджуна

В лечебный целях средство применялось еще в глубокой древности. Арджуна это ничем не примечательное дерево с густой листвой.

Водный экстракт эффективно влияет на сердечно-сосудистое здоровье. Помогает поддерживать в норме кровяное давление, нормальную функцию тромбоцитов и способствует здоровью сердечной мышцы. Это подтверждено многочисленными исследованиями.

Мешашрина

Растение из семейства молочая. Его уникальные свойства заметили еще далекие предки индийцев и широко использовали его в лекарственных целях.

Это эффективное средство для понижения сахара в крови.  Если пожевать листья растения, то вкус сахара нивелируется.

 В середине 20 века ученые  доказали его способность снижать сахар в крови. 

Джиотишмати

Лиана с желтоватой корой.  Масло джиотишмати входит в состав многих аюрведических средств. Имеет второе название — эликсир жизни.

Используется при лечении артритов, расстройств желудка, воспалении кожных покровов, бессонницы, оказывает защитное воздействие на мозг.

Бакучи

Травянистое растение из семейства бобовых. 

Помогает в лечении кашля, астмы, нитрита и алопеции. Антиканцерогенное и противовоспалительное средство.

Используется в лечении кожи: псориаз, экзема.

Гуггул

Небольшой кустарник, растет на склонах холмом и долинах. Экстракт смолы гуггула используется более 3000 лет. Входит в золотой ряд лекарственных растений. 

Его используют в лечении кожных заболеваний, ожирения, ревматоидного артрита, лицевого паралича, запора, геморроя, заболеваний печени, тромбоза, диабета. 

Для чего используется аюрведа?

Люди используют аюрведическое учение для поддержания здоровья, уменьшения стресса и улучшения гибкости, силы и запаса жизненных сил. Исследователи доказали, что йога и медитация могут быть эффективными при лечении таких заболеваний, как бронхиальная астма, высокое артериальное давление и артрит.

Аюрведический массаж мешочками с травами и маслом.

∴∴∴∴∴

Аюрведа подчеркивает значение соответствующей диеты для поддержания хорошего здоровья и лечения заболеваний. Лекарственные травы назначаются на основании типа доша человека.

Исследователи изучают эффекты аюрведических лекарственных трав на продолжительные (хронические) заболевания.

Согласно аюрведе, быть здоровым – значит быть счастливым. По-настоящему счастливым может стать только безукоризненно честный и чистый во всех отношениях человек – тот, кто в процессе духовной практики обрел невозмутимость, спокойствие, дружелюбие ко всем существам и свободу от внутренних врагов. Веды, настойчиво рекомендуют искать их не во внешнем мире, а в своем сердце, называют шесть главных пороков, отбирающих у нас покой, здоровье и, в конечном итоге, сокращающих нашу жизнь.

Своих истинных врагов каждый человек должен знать в лицо. Имя им: вожделение, гнев, зависть, жадность, страх и иллюзия.

∴∴∴∴∴

Так что в отличие от современной науки, которая доросла до понимания того очевидного обстоятельства, что укорачивающие нашу жизнь хвори происходят от загаженной нами же окружающей среды, непотребного поведения и варварского отношения к своему телу, аюрведа связывает причины болезней также с отрицательными эмоциями.

Например, сердце поражает обида, страх – почки, а печень страдает у гордых людей. Естественно, что аюрведа занимается также проблемами физического тела.

Прежде чем поставить диагноз и приступить к лечению, аюрведический врач определяет физиологическую конституцию пациента.

В отличие от западной медицины, где одну и ту же болезнь у разных людей лечат одними и теми же лекарствами, аюрведа учитывает, какая из дош (ватта, пита или капха, соответствующие стихиям воздуха, огня и земли с водой) преобладает.

За двумя школами медицины, восточной и западной, скрываются совершено различные мировосприятия и мировоззрения.

Тому, кто воспитан в ведических традициях, в голову не придет выразить свое отношение к жизни (а точнее, пренебрежение к ней) поговоркой «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».

Человек ведической культуры убежден, что умереть очень даже желательно именно здоровым. Иначе нынешние болячки и дурные привычки (кому хочется родиться инвалидом?) мы перенесем в следующую жизнь.

Ее же качество и продолжительность будут зависеть от того, как мы проживем жизнь нынешнюю. Поэтому аюрведа видит свою задачу в том, чтобы помочь нам прожить отведенный срок сполна.

∴∴∴∴∴

Впрочем, «наука о жизни», как переводится санскритское слово «аюрведа», будучи неотъемлемой частью ведической философии и культуры, конечную причину всяких страданий, в том числе и телесных, видит в непонимании своей духовной природы.

Различные аюрведические средства и методики, также как и йога, и даже основанное на вегетарианстве кулинарное искусство, в конечном счете, должны даровать человеку не только здоровье, но и просветление.

Телесно и душевно здоровый человек становится способным понять, что он по своей природе, будучи неотъемлемой частицей Бога, обладает бессмертием, божественным знанием и несравнимым с мирским счастьем духовным блаженством.

Пока же человек не обрел качеств святости, а значит и блаженства, он как минимум должен стать счастливыми – это принципиальное положение аюрведы, с которым трудно спорить.

Согласитесь, что даже от жизни в здоровом и сильном теле, если эта жизнь не приносит радости и счастья, хочется удавиться.

Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют. Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Согласно аюрведической медицине, следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.

Древнее индийское изображение про лечение

6 вкусов в аюрведе

  1. Сладкий — один из самых важных вкусов. Питает органы и ткани, тяжелый для переваривания. Преобладают элементы земли и воды. Приводит в равновесие Вата и Питта доши. Выводит из баланса Капха дошу.
  2. Кислый-доминируют элементы земли и огня. Стимулирует метаболические процессы. Избавляет от газов и спазмов, обостряет работу ума.
  3. Соленый-вода и огонь. В небольших количествах успокаивает Вата дошу, но выводит из строя Питта и Капху. Помогает выводить отходы, способствует улучшению пищеварения.
  4. Жгучий-огонь и воздух. Хорошо приводит Капха дошу, выводит из строя Питта и Вату. В небольших количествах выводит лишний жир и выводит отходы тела. В больших количествах приводит к снижению сексуальной активности у мужчин и женщин.
  5. Горький-воздух и эфир. Благоприятен для Капхи. Антитоксичный и убирает паразиты, снимает воспаление, очищает печень и кровь. В избытке вызывает рвоту.
  6. Вяжущий-воздух и земля. Обладает противовоспалительными свойствами, останавливает кровотечение. В избытке создает спазм. 

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по аюрведе, рассматривает любого человекав  виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения. В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна. В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу аюрведы, так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов. Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом. Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание. А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

Сущность понимания аюрведы

Это философское учение считает, что болезнь не наказание, а предупреждение, своеобразный шлагбаум, способный остановить нас на неправильном пути.  Во многих древнейших учениях говорится о том, что необходимо всегда быть доброжелательным, спокойным, милосердным и позитивным, что любой негативный посыл в Космос возвращается к нам, только усиливаясь. Сегодня мы много говорим о том, что мысль –материальна, поэтому все наши смоделированные ситуации могут быть воплощены в реальной жизни.

Вот поэтому болезнь и является неким стоп-краном в деятельности человека, она не просто изменяет наше будущее, она может не дать совершить неверные действия, а порой дает время на переосмысление своего прошлого и установления новых целей в жизни.

Лечение же по аюрведе позволяет справиться с неправедными эмоциями и чувствами. Если мы можем регулировать и контролировать свое поведение, то свои эмоции и чувства мы держать под контролем можем не всегда. Тогда зависть, гнев, уныние, агрессия, ненависть и жадность вторгаются в нашу жизнь и вызывают различные болезни. А уже с помощью болезней мы осознаем свое несовершенство и учимся переосмысливать суть существования.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Типы конституции тела человека

Наверное, все мы привыкли давать характеристику человеку по его темпераменту, называть его экстравертом или интровертом, искать акцентуации характера. Типы людей по аюрведе связаны с ключевым понятием – доши. В буквальном переводе доши – это влага, но полное определение будет однозначно более глубоким.

Основные виды доши:

  • Вата (ветер, воздух). У людей этого типа тело стройное и сухощавое, им сложно набрать вес. Они подвижны, порой излишне разговорчивы. Легко загораются идеей, но быстро же остывают. Они чувствительны, выражение «над вымыслом слезами обольюсь» как раз о них. Очень переживают по пустякам, могут страдать бессонницей. Их кожа тонкая и сухая, движения порывистые, волосы сухие. Плохо переносят холод. Любят вкусно поесть.
  • Питта (желчь, огонь). Средний тип телосложения, светлая или розоватая кожа. Часто у них много веснушек или родинок. Волосы слабые – быстро редеют, возможно раннее облысение. Кожа теплая. Плохо переносят жару. Быстро набирают лишний вес, с трудом от него избавляются. Хорошо организованные, аккуратные, последовательные люди. Решительны и требовательны. Хороший сон их может нарушить разве что жажда, жара. Перфекционизм часто губит этих людей.
  • Капха (слизь, земля). Широкая кость, плотное телосложение, приземистость, большая физическая сила, выносливость – вот основные характеристики типа. Хорошая плотная и гладкая кожа, густые и эластичные волосы, спокойная и мягкая походка. Человек этого типа спокойный, уравновешенный, неагрессивный. Имеются сложности с запоминанием и обработкой информации. Людям присуща медлительность, отчего они могут быть неуспешны в некоторых областях. Они порой долго осваивают несложные навыки, но если уж освоили, не забудут никогда. Не выносят суеты. Им просто противопоказана обстановка с сыростью и обилием влаги. Ветер и влага – то, что им мешает. Из таких людей получаются отличные кабинетные ученые и прекрасные удаленные специалисты.

После диагностики специалист определит, с какой дошей в большей степени соотносится человек. В идеале, три этих ипостаси должны балансировать в каждом из нас. У большей же части людей две доши примерно равны, третья – в меньшинстве. Может у человека главенствовать одна доша.

Процедура определения баланса доши несложная, нужно пройти специальный тест. Исходя из него, вы поймете, какая из трех дош выражена больше. Но нужно запомнить и то, как выражены другие доши.

Предлагаем вам пройти тест для определения, какой доши в вас в избытке, а какой недостает.

Что такое Аюрведа Спа?

Спа-методы аюрведы включают массаж с лечебными лечебными маслами с акцентом на дошу. Техники аюрведического массажа тела включают легкое постукивание, разминание тела и сжатие в сочетании с традиционными техниками массажа. Стиль боди-массажа зависит исключительно от потребностей тела, баланса и самочувствия человека в данный момент.

В аюрведических спа-процедурах основное внимание уделяется:

  • Детоксикация и очищение организма
  • Повышение иммунной системы организма
  • Улучшение здоровья
  • Исцелить болезни и недуги

Некоторые из известных аюрведических спа-процедур включают:

  • Абхьянга
  • Лечение Авагаха Сведы
  • Башпасведа
  • Чурнасведана (Подикижи)
  • Дханьямла-Дхара
  • Гандхарва терапия
  • Гаршана
  • Терапия мешком для болюсного введения трав
  • Кати Васти
  • Массаж Марма Пойнт
  • Мукабхьянга
  • Муха Лепа
  • Нася
  • Нети
  • Лечение глаз Нетрадхара
  • Панахасведа
  • Рисовые панды
  • Масло Сарвангадхара
  • Широ-Абхьянга
  • Широдхара
  • Шировасти
  • Снана массаж
  • Сведана
  • Падхабхьянга Массаж ног
  • Pizhichil
  • Тарпана
  • Удвартхана
  • Urvashi
  • Виречана
  • Vishesh

Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Принципы аюрведы гласят, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий. Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех дош.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Также вы можете ознакомиться со статьей про аюрведу в Индии.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.

Аюрведический подход в лечении разбалансировки дош

Основные процедуры и натуральность

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего. В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов. Например, наиболее известные препараты – это горячее молоко, масло гхи и порошок куркумы, которую как эффективное средство в исключительных случаях принимают по 1-2 чайной ложки в день.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна. Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги. Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться. А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Важность питания и диетологии

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек. Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны

Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство. Подробнее про питание по дошам.

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические процедуры здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Доша Вата в Аюрведе

Понятие доши в аюрведе

Особенности Доши Капха

Бакопа монье (брами) – препарат аюрведы для мозга

Необыкновенная трифала в индийской аюрведе

Чем так примечательна шатавари?

Хирургия в Древней Индии

Искусство хирургии в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба — близнецы Ашвины) верным источником славы».

Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.

Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, камнесечения, грыжесечения, пластические операции.
Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики», писал А. Бэшем.

Предупреждение болезней и развитие гигиенических традиций было одним и з важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари(датируется V в. н.э.), говорится: «возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка».
Для спаврки — в Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнеромв 1796 г.).

Литература об аюрведе

Раньше аюрведа передавалась из уст в уста. А затем появились 3 главных книги аюрведы:

    1. Чарака-самхита
    2. Сушрута-самхита
    3. Аштанга-хридая самхита

По этим древним книгам учатся все аюрведические врачи. Эти шастры были написаны на древним дощечках и передавались из поколения в поколение. Все остальные книги — это переводы и интерпретации, которые доступны не всем.

В русскоязычной литературе есть несколько достойных книг по аюрведе:

  • “Изучаем аюрведу легко и просто”, М.Суботялов
  • “Аюрведа: источники и характеристика”, М.Суботялов, В.Дружинин

Также масса информации есть в интернете, но мы советуем Вам проверенный источник — информацию от специалиста Ольги Дмитриевой. Она знакомит с аюрведой, рассказывает об ее принципах и основных понятиях. Все простым и доступным языком!

Записаться на консультацию к врачу Ольге Сергеевне Вы можете в директе Instagram @info_green_washing.

Общественное положение врача

Положение врача в древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным, концу древности, с развитием кастовой системы и общественного неравенства некоторые занятия (например, хирургией) стали считать ритуально «нечистыми». Однако в целом занятие врачеванием вызывало большое уважение.

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение, врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом»,— записано в «Сушру-та-самхите».

По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая приведена в «Чарака-самхите»:
Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти… Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже. ценою собственной жизни…
Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей… Ваша речь должна быть приятной… Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому.

Записанная в I—II вв. н. э., эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей (записанной в III в. до н. э.). Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни…».

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов, и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий