Ранняя Хараппская цивилизация
Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до нашей эры. Другое название — Фаза раннего Хараппа Рави — по названию протекающей рядом реки. связан с культурой Хакры, найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшествует культуре Кот Диджи (2800—2600 гг. до н. э., Хараппа 2), расположенная недалеко от Мохенджо-Даро. Самые ранние находки Индской культуры в итоге относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры.
Развитые деревенские поселения представлены Рехман-Дхери и Амри в Пакистане. Кот Диджи представляет культуру, ведущую в итоге к Зрелой Хараппе, у данной культуры уже была централизованная власть и постепенно развитие урбанистических тенденций. Другой город этого этапа, схожий по уровню — Калибанган. Кот диджи вела активную торговлю с региональными культурами и получала сырьё из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, она получала лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до нашей эры и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.
Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы, привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами, расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления.
В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий
Первая из них упирает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации
Вторая точка зрения уточняет — деревни бронзового века и городские общества долины Инда — это что-то вроде аномалии, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт. При этом палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков стал медленно снижаться в третьем тысячелетии до нашей эры, и заметный для земледельцев уровень аридизации, осушения, как раз совпадет с началом формирования крупных городов у Индской культуры. Возможно, объединение людей в единые города, было реакцией как раз на возникающие трудности в плане воды — когда решение проблем с водоснабжением потребовало консолидации усилий множества людей. Эти города, сообразно нарастающей засухе, продержались ещё от 300 до 400 лет и после жители ушли в другие места — Пенджаб и долину реки Ганг
Это интересно: 293,Искусство Месопатамии во 2-ой половине II и I тыс, до н, э, искусство ассирии в ранний и классический периоды, памятники ашшурнациропала ii, салманасара ii, iii, дворцовый комплекс в калахе (нимруде)
Дальнейшее развитие культур — непрерывность
Археологические раскопки показывают, что падение цивилизации Инда привело людей на Восток. По словам Посслея, после 1900 г. до н. э. число посёлков на современной территории Индии увеличилось с 218 до 853. Раскопки вдоль Гангской равнины показывают, что там начали появляться города, начиная примерно с 1200 г.. до н. э. Джим Шаффер указывает — что это была серия непрерывных культурных циклов, связанных с двумя основными фазами урбанизации в Южной Азии.
Население, до этого жившее в долине реки Сарасвати, стало активно мигрировать, спасаясь от засухи, в долины рек Ямуна, Ганг, Рави. Это был период с 1900 по 1000 годы до нашей эры.
На археологических раскопках Бхагванпура в Харьяне обнаружено одновременное существование нескольких культур, с разного типа керамикой. Были обнаружены смешанные слои, в которых находилась керамика периода Поздней Хараппской культуры и Культура серой расписной керамики, последняя связана с Ведийской цивилизацией и датируется примерно 1200 годами до нашей эры. При этом наряду с керамикой, по раскопкам заметно, что люди жили в разного типа домах. Постепенно Хараппская керамика окончательно сменилась Серой и в дальнейшем культура угасла, полностью перейдя в Ведийскую цивилизацию. Затем последовало освоение лошадей, железных орудий и новых религиозных практик.
Согласно дальнейшим раскопкам и сравнениям, в том числе на объекте Роджди, рядом с городом Раджкот, было доказано, что, по словам Поссель, Грегори — Несмотря на наличие очевидной преемственности между Индской цивилизацией и более поздними Южно-Азиатскими культурами, многие аспекты Хараппской культуры были потеряны навсегда. Вторая волна урбанизации Индии, увязываемая с Культурой северной чёрной лощёной керамики, уже не связана с культурой Хараппской цивилизации.
Основные черты хараппской цивилизации
Градостроительство:
- Город был разделен на две части. В одной части возвышалась цитадель , где останавливались правители, в другой части города жили управляемые и бедняки. • Мохенджо-Даро и Хараппа имели свои цитадели.
- Дома в городах строились по сетке.
- При строительстве использовался жженый кирпич .
- Подземная дренажная система (гигантские водохранилища были найдены в Дхолавире)
Сельское хозяйство:
- Согласно находкам, сельское хозяйство было основой Хараппской цивилизации.
- Посев происходил во время ноября.
- Ни мотыги, ни лемеха не было обнаружено, но на Калибангане были обнаружены борозды.
- деревянный лемех используется хараппцами.
- Гобарбанды или налы, окруженные плотинами, присутствовали в некоторых частях Белуджистана и Афганистана.
- Ирригация канала , по-видимому, отсутствует.
- Жители Хараппы выращивали пшеницу, ячмень, горох, кунжут и горчицу.
- Люди Лотала выращивали рис.
- Огромные зернохранилища были найдены как в Мохенджодаро, так и в Хараппе и, возможно, в Калибангане.
- Считается, что жители Инда были первыми людьми, которые начали производить хлопок.
Приручение животных:
- Присутствие одомашнивания животных было там. Быки, буйволы, козы, овцы и свиньи были животными, которых раньше приручали.
- Хараппцы предпочитали горбатых быков.
- Собаки и кошки были одомашнены.
- Ослы и верблюды использовались как вьючные животные.
- Свидетельства одомашнивания лошадей поверхностно поступают из Мохенджо-Даро и Лотала. Останки лошади были найдены в Суркотаде. Но хараппцы не использовали лошадь регулярно.
- Слоны и носороги были также известны хараппцам.
Примечание: хараппцы в Гуджарате выращивали рис и приручали слонов.
Технология и ремесла:
- Хараппская культура относится к бронзовому веку.
- Хараппцы знали о меди , и ее доставили медные рудники Кетри в Раджастхане.
- Бронзовые кузнецы составляли важную группу ремесленников в хараппском обществе.
- Произведена утварь и изображения.
- Были произведены инструменты и оружие, такие как топоры, пилы, ножи и копья.
- Кусок хлопчатобумажной ткани был обнаружен в Мохенджо-Даро, а на нескольких предметах также были обнаружены текстильные оттиски.
- Для прядения использовались пряслица.
- Были обнаружены огромные кирпичные строения, которые позволяют предположить, что кладка кирпича была важным ремеслом.
- Также практиковалось изготовление лодок .
- Изготовление печатей и производство терракоты были важны для ремесла.
- Серебро, золото и драгоценные камни использовались для изготовления украшений, там также присутствовало изготовление бисера.
- гончарное дело на гончарном круге
Торговля и коммерция:
- Мохенджо-Даро, Хараппа и Лотал были важными центрами металлургии, производства инструментов и оружия, а также посуды.
- Навигация практиковалась на побережье Аравийского моря.
- Были обнаружены хорошие торговые связи хараппцев с Раджастаном, Афганистаном и Ираном.
- В Месопотамии процветала внешняя торговля.
Политические и религиозные практики:
- Никаких признаков храмов на Хараппанском участке обнаружено не было. Кроме Великой бани, никаких религиозных сооружений обнаружено не было.
- Признаки практики культа огня были обнаружены в Лотале, штат Гуджарат.
- Найдены многочисленные терракотовые фигурки. (На одной фигурке показано растение, вырастающее из зародыша женщины, которую считали богиней земли.)
- Мужское божество изображалось на печати. У этого бога три руки и рога. Этот бог был представлен сидящим йогом, поставившим одну ногу на другую.
- Его окружают слон, тигр, носорог и буйвол под его троном. У его ног появляются два оленя. он имеет сходство с Пашупати Махадевом.
- В Хараппе были найдены многочисленные символы фаллоса и женских половых органов из камня, относящиеся к культу.
- Также существовало поклонение дереву (дереву пипал).
- Поклонялись горбатому быку и животным, окружающим Пашупати Махадеву.
- В хараппской культуре не было храмовой практики.
- Основание большого количества амулетов свидетельствует о том, что хараппцы верили в призраков и злые силы.
Хараппские печати, письменность и гири:
- Подобно древней Месопотамии, Хараппе было известно искусство письма.
- Самый ранний сценарий был замечен в 1853 году, а полный сценарий был обнаружен в 1923 году.
- Он до сих пор не расшифрован.
- Хараппцы следовали пиктографическому письму, их письмо не было алфавитным. Этот сценарий был написан справа налево Веса и меры:
- Были найдены различные предметы веса.
- Взвешивание в основном происходило в 16 или более раз.
- Были найдены палочки, на которых были нанесены отметки мер.
- Для облегчения дальней связи использовались пломбы и пломбы.
Теории о причинах упадка Индской — Хараппской культуры
В 1953 году археолог Мортимер Уилер предположил, что спад Хараппской-Индской культуры мог быть вызван вторжением одного из индоевропейских племён из Центральной Азии — ариев. В доказательство он привёл группу из 37 скелетов, найденную в разных частях Мохенджо Даро и упоминания в Ведах о битвах и крепостях. Однако вскоре другие учёные отвергли теорию Уилера, поскольку скелеты принадлежали периоду, когда город уже был заброшен. Дальнейшие исследования скелетов проведённые Кеннетом Кеннеди в 1994 году, показали что «травмы» на черепах, это не травмы, а следы от эрозии.
Археологи — Кенойер и Хьюстон изложили объяснение — дальнейшие изыскания не обнаружили следов битв, сражений, захоронений, которые указывали бы на войну между жителями Индской цивилизации и «ариями». Города Поздней Хараппской культуры не были разрушены при штурмах, они были заброшены из за постепенной, нарастающей аридизации климата. Спутниковые снимки высохшего русла реки Сарасвати и раскопки вдоль её русла, указывают на то, что ширина реки, в период расцвета Хараппской — Индской культуры, достигала в период половодий 5 — 7 километров. когда она стала пересыхать, начался исход людей из мест, терявших свою привлекательность для жизни, в том числе на Юг и на Восток и в долины рек Ганг и Ямуна.
В Культуре Клабдища Н некоторые из рисунков на погребальных урнах, были итерпретированы через Ведическую литературу — например павлины с человеческими фигурами внутри их тел, что было истолковано как души мёртвых. Это может указывать на проникновение новых религиозных практик в этот период, но археологические данные не подтверждают гипотезу, что люди этой культуры были разрушителями городов Индской цивилизации.
Общественное устройство
Из-за отсутствия достаточного объема сведений источников наука не располагает точными данными об общественном строе. Выдвинутые гипотезы опираются на некоторые археологические материалы и на проведение аналогий с другими странами древнего востока. Судя по размерам городов, их планировке, имеющимся сооружениям, прямым улицам, водосточным каналам существовала определенная административная система, налаживавшая и регулировавшая проведение масштабных строительных работ.
Все постройки требовали использования достаточно большого объема разных ресурсов, которые нужно было добыть, и координации совместной трудовой деятельности многих людей. Эти обстоятельства обычно служат основанием считать, что в Хараппе существовала государственность. Следовательно, была категория населения, занимавшаяся специально управлением и получавшая доход за счет сборов (налогов или повинностей) с людей, работавших в сельском хозяйстве и ремесле. Этому может служить подтверждением деление городов на две части.
В цитадели должны были размещаться административные здания и проживать представители власти. Дома основной части населения города различаются по размерам, количеству жилых помещений, что может указывать на определенное имущественное расслоение. Само возникновение городов рядом с сельскими поселениями показывает выделение из среды земледельцев отдельных категорий, занимавшихся ремеслом и другими, связанными с городской жизнью видами деятельности.
Религия
Особый интерес вызывает религия Хараппы. К сожалению, до нас дошло очень мало сведений, которые позволили бы что-то утверждать. Первое предположение гласило, что существовал культ богини-матери. В некоторых находках увидели ранние формы индуистского бога Шивы, основателя джайнизма Ришабхи и Будды. Эти версии неоднократно оспаривались. Были предположения и о поклонении водному буйволу.
Археологи находили изображения животных, а также танцующих девушек. Возможно, они связаны с религиозными практиками. Ученые сошлись во мнении, что Большая ванна, найденная в Мохенджо-Даро, имела отношение к религии. Там могли совершать религиозные омовения. Пока тайна религиозных представлений Хараппы не разгадана, как и ее письменность.
Зрелая Хараппская цивилизация
Продолжалась 2600—1900 лет до н. э. Медленное перемещение муссонов на Юг позволяло развивать деревни долины Инда, дополняя наводнения. Расположенные вдоль рек фермы благодаря наводнениям и дождям, смогли достичь уровня перепроизводства продукции. Это привело к росту городов, однако фермеры и городские власти не думали о развитии системы ирригации, полагаясь на естественные осадки.
В процессе развития происходит рост городов, увязываемый с сокращением осадков. Общины ранней Хараппы стали крупными урбанистическими центрами: Хараппа, Ганверивал, Мохенджо-Даро, Дхолавира, Калибанган, Ракхигархи, Рупар, Лотхал. В районе Инда насчитывается 1052 поселений и городов.
Планировка городов Индской культуры и её уровень говорят, что индцы имели муниципалитеты современного типа, позволявшие строить и обслуживать крупные города
Индская культура уделяла особое внимание гигиене и доступности религиозных объектов
Городская планировка Хараппы, Мохенджо-Даро и Рахигархи особое внимание уделяла гидротехническим сооружениям, включавшим канализационную и дренажную системы. Внутри городов группы домов и отдельные дома получали воду из колодцев
В комнаты для купания в домах вода поступала через крытые стоки, тянувшиеся вдоль улиц.
Архитектура выделяется продуманными верфями, складами, зернохранилищами, защитными стенами, площадками для производства кирпича. Стены использовались как для обороны, так и для защиты от наводнений. В отличие от Месопотамии и Древнего Египта, хараппская цивилизация не возводила большие здания. Не найдено больших храмов и дворцов. Крупные здания являются зернохранилищами. В Мохенджо-Даро найдены остатки общественной бани, получившей название Большой Ванны.
Стены не всегда интерпретируются как защитные сооружения. Предположительно, они защищали от паводковых вод, а не от противника. Большинство жителей были торговцами и ремесленниками. Город строго делился на районы, где жили те или иные специалисты. При раскопках обнаружены бусы и стеклянные шарики, штампы с разными изображениями. Система письменности до сих пор не расшифрована.
Уровень жизни в культуре был равным. Исследователи отмечают эгалитарность, направленность на равные условия жизни. Во всех домах был доступ к водопроводу и канализации. В каждом доме Хараппы и Мохенджо-Даро был туалет с подведённой системой канализации.
Сложно определить слои населения, обладавшие политической властью. Однако явно был единый центр управления, наделёнными властными полномочиями. Об этом говорят единая планировка городов, сложная система водоснабжения, сходный дизайн посуды и прочих изделий, имевших общий стандарт изготовления: печати, кирпичи, меры веса, керамическая посуда, общественные сооружения.
Это позволяет утверждать, что существовало государство с планированием поселений, расположением мест добычи сырья, со стандартами в весе и размерах. Единого правителя не было. Но над крупными городами были отдельные управленцы.
Был достигнут прогресс в точности измерения массы, длины и времени. Масштабные проекты на территории культуры не были бы возможны без этого.
В металлургии достигнуты серьёзные успехи — для изготовления меди, бронзы, свинца, олова строились печи высокого качества.
Обрабатывались золото, сердолик, слоновая кость, морские раковины.
На раскопках найдены скульптуры, керамика, бронзовые сосуды, печати, золотые украшения, детализированные фигурки из бронзы, терракота и стеатита. Ряд фигурок девушек в танцевальных позах указывает на наличие ритуальных танцев. Терракотовые фигурки изображают медведей, обезьян, коров, собак.
Экономика Хараппы имела, по-видимому, торговую направленность, без упора на милитаризацию. Хараппы достигли прогресса в транспортных технологиях. Здесь массово стал использоваться колёсный транспорт — телеги, запряжённые быками. Хараппцы использовали лодки — небольшие, с плоским дном, управляемые парусами, идентичные современным. При этом есть свидетельства кораблестроения и морского судоходства.
Первичный очаг одомашнивания — доместикации коров зебу и ячменя, находился в Северо-Западной Индии, что подтверждается рядом находок. При этом археологические находки и географические факторы указывают, что земледелие в Северо-Западную Индию пришло с Ближнего востока.
Переходный период на юге
Иная судьба сложилась у южной ветви Хараппской цивилизации, которая распространилась вдоль побережья Аравийского моря и защищенной с севера пустыней Тар и обширными солончаками Качского Ранна. Там, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично смогла пройти через промежуточные фазы, перерастая в культуры-преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II – начала I тыс. до н.э.
Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем, в то время как на юге наблюдалась определенная трансляция прежней культуры. В самой Хараппе среди развалин торчат остовы зданий, грубо сложенных из вторично использованных кирпичей. В городе Чанху-Даро, в долине Инда в 130 км к юго-востоку от Мохенджо-Даро, хараппское население сменилось поселенцами, которые принадлежали к культуре Джхукар, стоявшей на более низкой ступени развития.
Они делали грубые глиняные изделия и пользовались круглыми печатями-пуговицами из керамики или фаянса с ячеечным рисунком, похожими на печати II тыс. до н.э., найденными на севере Ирана и на Кавказе. Спустя какое-то время этих жителей сменили другие поселенцы, т.н. культуры Джхангар. Отдельные находки бронзовых и медных изделий в Сулеймановых горах (Западный Пакистан) и горах Белуджистана напоминают кавказские и иранские формы, а каменные могильные пирамиды содержат предметы, имеющие сходство с иранскими примерно 10 веке до н.э. Есть свидетельства проникновения предметов материальной культуры из Анатолии и с запада, т.е. со стороны вторжения ариев.
Позже в долине Ганга и Джамны появилась своеобразная медная и бронзовая индустрия, вслед за которой уже в первой половине I тысячелетия до н.э. появились первые в этом регионе города.
ред. shtorm777.ru
Управление
Историки предполагают, что у индского общества не было единого правителя. Вероятно, были управленцы в больших городах. Это похоже на систему, существовавшую в древнегреческих полисах. При этом в обществе не было сильного расслоения — жители были примерно равны. Тем не менее административная и политическая власть сосредотачивалась в руках какой-то группы, о чем говорят сложное планирование городов, наличие гидротехнической системы и единого стандарта при строительстве. В городах в основном жили ремесленники и торговцы.
Жители хараппских городов пользовались услугами стоматологов. Об этом свидетельствуют зубы со следами сверления, найденные при раскопках. Некоторые статуэтки говорят о том, что люди уже тогда занимались подобием современной йоги.
Дохараппские и предхараппские культуры Индии
В январе 2002 года, было объявлено, что обнаружена цивилизация, которая показалась бы людям, строившим пирамиды, Ученые из Археологической службы и Института археологии Индии получила новые данные о том, До наступления более засушливого климата, хараппы выращивали крупнозерновые злаки, Это, в конечном итоге, привело в XVIII—XVII вв. до н. э. к упадку, а затем падению Индской цивилизации. |
Хараппская или Индская цивилизация
Открытие этих городов стало первым свидетельством существования развитой цивилизации – ее называют цивилизацией долины Инда или хараппской, – которая возникла на Индостане около 2600 г. до н. э. и закончила существование ок. 1750 г. до н. э.
По оценкам археологов, население в Мохенджо-Даро и Хараппе составляло от 30 000 до 40 000 человек – столько же, сколько в городах Месопотамии той эпохи.
К настоящему времени археологи раскопали сотни городов и деревень хараппской цивилизации. Они раскинуты на территории ок. 680 000 км2. Почти все дома были построены из обожженного кирпича.
Реконструкция быта Хараппской культуры
В Лотхале нашли глубоководный док, выложенный из кирпича. Кирпич использовался также для строительства причалов и защиты от наводнений цитаделей, где находились общественные здания.
Дополнительной мерой предосторожности служило создание насыпей для строительства, поднимавшихся выше уровня наводнений. В городах проживали умелые ремесленники
Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии
В городах проживали умелые ремесленники. Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии.
Судя по глиняным игрушкам, найденным в поселениях, местные жители пользовались колесными тележками и плоскодонными парусными лодками, похожими на те, что плавают по Инду в наши дни.
На каменных печатях были выгравированы животные – слоны, носороги и быки. На многих печатях есть еще и надписи, но ученым пока не удается прочесть хараппское пиктографическое письмо.
Согласно последним данным, гибель хараппской цивилизации была, вероятно, связана с потеплением климата и пересыханием рек. Жители постепенно оставляли города, однако в сельской местности жизнь оставалась неизменной еще несколько сотен лет.
Предыстория
С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.
Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской
Это интересно: 279,Империя Чингисхана: рассмотрим вместе