История Пантеона в Риме
Построен в период расцвета Древнеримской империи. До сих пор на фронтоне этого здания сохранилась надпись, свидетельствующая о первом основателе культового храма Марке Агриппе.
Архитектор Храма всех Богов
Поскольку строительство растянулось на многие века, в сооружении этого храма приняли участие многие, среди которых основатель этого культового сооружения Марк Агриппа, знаменитый архитектор римской эпохи Аполлор Дамасский, императоры Адриан и Септимия Север. Каждый из них внёс свою лепту в строительство и восстановление уникального здания римской эпохи.
Строительство храма
В результате исследований маркировки на кирпичах, из которых были выложены стены, было доказано, что строительство велось под руководством знаменитого архитектора той эпохи Аполлора Дамасского. За два века своего существования храм разрушали сильные пожары, часто возникавшие от ударов молнии. Поэтому в 126 году н.э. по распоряжению императора Адриана принялись восстанавливать Пантеон.
Невзирая на то, что храм был отстроен заново, император Адриан сохранил имя его основателя на фронтоне здания. Позже в 202 году н.э. во времена императора Септимия Севера здание реставрировали, обновив его за счет облицовочных и отделочных работ.
Колизей, Римский форум, Палатинский холм с одним билетомВход ко времени в собор Святого Петра с аудиогидомБыстрый вход в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллуГалерея Боргезе: зарезервированный входной билетБез очереди: музеи, Сикстинская капелла, собор Святого ПетраРим: обзорная экскурсия на автобусе hop-on hop-offБилет на автобус по Риму: на 24, 48 или 72 часаСобор Святого Петра с подъемом на купол и посещением крипты
Из языческого храма в христианский
Является исключением среди традиционных греко-римских храмов, возведенных в форме четкого прямоугольника. Его центрическая форма напоминает итальянские жилища и места святилищ характерных для языческих храмов. Действительно, до начала VII в. Пантеон слыл языческим храмом, в котором римляне просили милости у Юпитера и Марса, покровительства у Венеры и Плутона, защиты у Нептуна, Сатурна и Меркурия. Все жертвоприношения многочисленным богам совершались на алтаре, установленном напротив отверстия в куполе. Чтобы задобрить богов животных предавали огню на алтаре. В 608 году после освящения папой Бонифацием IV языческий храм стал христианским.
Архитектура храма
- Сферический объем. Высота купола от пола равна его диаметру, то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу – идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом – Солнцем.
- Кессонированный свод. В кессонах – квадратных углублениях, покрывающих внутреннюю поверхность купола, — подчеркнуты нижние выступы. Этот прием создает иллюзию небосвода, торжественно и легко поднимающегося над головой зрителя.
- Разрез свода. Здание представляет собой цилиндр, перекрытый полусферическим куполом. В основании оболочка купола значительно толще, чем в верхней части.
- Бетон. При возведении купола использовали деревянную опалубку. После того как бетон застывал, опалубку удаляли. Римляне первыми начали применять в строительстве бетон. Из нового материала сооружали крупные монолитные конструкции, способные перекрывать широкие пролеты, — так в римской архитектуре появились купола и своды. Использование бетона удешевляло и ускоряло строительство. Мастера-плотники изготавливали деревянные формы (опалубку) в виде ящиков, а чернорабочие подносили и заливали в них бетон. Римский бетон – это смесь извести и песка вулканического происхождения (пуццолана). Бетон с добавлением различных материалов (заполнителей) накладывали слоями между двумя стенками кирпичной кладки. В римских бетонных конструкциях еще не было металлической арматуры, поэтому они почти не уменьшали создаваемый тяжестью распор. Кроме того, бетон с заполнителями становился менее податливым, и из него трудно было изготавливать сложные формы.
- Скрытые арки. Арки, выложенные из кирпича и скрытые в толще стен, выполняют роль внутренних опор, уменьшающих давление купола на стены. При возведении стен, сводов и куполов, как правило, использовали кирпичную кладку. Иногда поверхность кирпичной стены покрывали слоем штукатурки. Если же постройке нужно было придать особенно нарядный вид, стены облицовывали, выкладывая замысловатые узоры из каменных и мраморных плит. Плиты крепили с помощью бронзовых скоб и болтов.
- Портик. Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн. Базы и коринфские капители монолитных колонн сделаны из белого мрамора, а стволы – из египетского гранита. Портик Пантеона был частью другого, более раннего храма. Это обстоятельство стало причиной разногласий при определении времени постройки храма. Однако сохранившиеся на кирпичной кладки клейма поставщиков доказывают, что строительство Пантеона велось в первые годы правления императора Адриана (117-38 гг.).
- Пол Пантеона. Пол Пантеона выложен плитами из мрамора, порфира и гранита. Узор, образованный квадратами и кругами, расположенными в шахматном порядке, перекликается с рисунком кессонов.
- Ниши. Вырезанные в стене ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам – Солнцу и Луне.
- Купола над нишами. Вспомогательные купола, размещенные над нишами, уменьшают давление главного купола, так как вертикальная нагрузка переносится непосредственно на фундамент, минуя стены.
- Круглое окно в куполе. Внутреннее пространство храма эффектно освещается через венчающее свод круглое отверстие диаметром 8 метров. Оно облегчило вес свода в верхней части и избавило от необходимости решать технически сложную задачу размещения окон по периметру купола. Льющийся сверху свет производит впечатление величия и торжественности.
- Подиум. Пантеон был возведен на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг здания повысился, и сейчас оно находится в неглубокой впадине.
Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере
Смолина Н.И. «Традиции симметрии в архитектуре» — М.: Стройиздат, 1990
Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. Искусство, М. 1971
Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984
Виолле ле Дюк
«Беседы об архитектуре». Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры.Москва. 1937 г.
Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
П.П. Гнедич. “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия. Москва “Эксмо”, 2009 г.
Edmund Thomas
«Monumentality and the Roman Empire. Architecture in the Antonine Age»
Римский Пантеон Богов: создание и история
Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте. Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.
Это интересно!
Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.
Domus Aurea
Пантеон поражает своими масштабами
В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.
Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона
В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».
Oculus в верхней части купола — единственный источник света
Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.
Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора
Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.
Внутри Пантеон полностью отделан мрамором
После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.
Главный алтарь Храма
Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.
Там, где земное встречается с небесным
Неожиданно огромное пустое пространство, от которого кружится голова… И — ощущение собственной малости. Наверное, именно так должен чувствовать себя человек в присутствии богов. В величии Пантеона есть что-то такое, что заставляет думать о вечности и о космосе.
Я не стану утомлять вас техническими вещами, рассказывая о всех тонкостях инженерных решений, об изобретательности римских архитекторов и особых приемах, что применялись при строительстве центральной структуры Пантеона. Ясно, что была проделана колоссальная и совершенная работа. Лучше рассмотрим интерьер ротонды, укрытый за стенами 6-метровой толщины.
Изнутри Пантеон устроен удивительно просто: большой цилиндр, диаметром 43,44 метра, который, подобно небесному своду над головой, покрывает половина сферы. Высота цилиндрической части — от земли до купола — равна радиусу его основания (21,72 м), а общая высота внутренней части сооружения в точности равна его диаметру. Сферическое пространство дает наблюдателю ощущение возвышенного величия, необычайной гармонии и внутреннего покоя.
Отделка идеально круглых стен выполнена из драгоценных видов полихромных мраморов. Но то, что мы видим, уже не оригинальное римское убранство, а результат многочисленных реставраций. Значительная часть существующего декора и скульптур сделана в XVIII веке.
По вертикали стена цилиндра делится на два яруса – верхний высотой 8,7 м, который располагается сразу под карнизом купола, и нижний – высотой 13 м. В нижнем уровне напротив входа находится апсида и алтарь, а по периметру чередуются шесть глубоких ниш-экседр — трапециевидных и полукруглых — размером 8,9 м в ширину и 4,5 м в глубину. Каждая из них обрамлена рифлеными коринфскими пилястрами и защищена двумя мраморными колоннами.
В простенках между большими нишами на высоком основании расположены более мелкие углубления с небольшими колоннами и треугольными либо круглыми фронтонами. Вероятно, эти места когда-то были заняты статуями римских богов.
Колонны и стенные пилястры поддерживают антаблемент, который кольцом проходит вдоль боковых стенок, размыкаясь только у входа и апсиды. Верхний ярус стены представлен поясом ложных окон и порфировых пилястр.
Удивительна акустика Пантеона, когда, находясь в его центре отчетливо слышишь любой звук внутри храма. Но куда больше тех, кто ходит с запрокинутой головой, их околдовал величественный купол, в который неожиданно и искусно переходят стены.
История храма богов Древнего Рима
Хотя Пантеон первоначально был римским храмом, он был преобразован в церковь в начале 7-го века. Многие говорят, что это во многом связано с его феноменальной сохранностью. Набеги варваров и бесчисленные битвы, которые велись на протяжении всей истории Рима, привели к тому, что все остальные памятники были разрушены или повреждены. Пантеон же остался нетронутым – довольно ироничный результат, учитывая судьбу двух предыдущих пантеонов.
Что делает это сооружение такой аномалией, так это тот факт, что точный состав материалов до сих пор неизвестен. Однако при исследовании небольших образцов здания создается впечатление, что материалы напоминают современную бетонную смесь. Это значит, что методы строительства значительно опередили время пантеона.
Пантеон в наши дни
Архитектура Пантеона в Древнем Риме
Фасад Пантеона находится в отличном состоянии, учитывая его невероятный возраст. Вы можете представить себе, как он выглядел в расцвете сил, а также увидеть свидетельства многочисленных атак. Каменная кладка усеяна маленькими дырочками, а бронза была полностью снята со здания Папой Урбаном VIII в 1626 году для изготовления пушек. Перед Пантеоном сейчас находится площадь, на которой находится фонтана дель Пантеон.
Колонны у входа в пантеон представляют собой массивные каменные сооружения, стоящие на огромных мраморных основаниях и богато украшенные резьбой верхушками. В отличие от сегментированных колонн, встречающихся в греческой архитектуре, колонны Пантеона представляли собой цельные каменные блоки, привезенные из Египта. Другой мрамор и камни, используемые в Пантеоне, были получены и импортированы из различных мест в пределах Римской империи. Использование такого количества материалов подчеркивало далеко идущие и мощные владения римлян.
Фонтан Пантеон перед храмом всех богов
Внутри пантеона стены выложены кругами, квадратами и геометрическими фигурами, а на огромном куполе наверху запечатлены квадратные сундуки. В здании должны были находиться скульптуры богов и обожествленных императоров, а сундуки, скорее всего, были красиво украшены. Хотя не все оригинальные черты сохранились, Пантеон богов Древнего Рима все еще очень впечатляет.
Крыша храма и внутреннее освещение
Самой невероятной особенностью Пантеона является купол, который был воспроизведен и использован в качестве вдохновения для дизайна во всем мире. Он идеально круглый, и сфера диаметром 43,3 метра точно вписалась бы в купол и область внизу. Купол был установлен из бетона и остается самым большим неподдерживаемым куполом в мире! В верхней части купола находится Окулус (глаз) – идеально круглое отверстие, пропускающее свет внутрь здания.
Купол Пантеона изнутри при свете дня
Свет, отбрасываемый солнцем через окуляр, движется почти как огромные солнечные часы с круглым пятном света, движущимся вниз по стенам, вдоль пола и вверх по противоположной стене в течение всего дня. Это могло также отражать движение небес наверху, всегда наблюдающих за происходящим внутри пантеона. Окулус не имеет стеклянного покрытия, поэтому, если вы идете под ним в дождливый день, ожидайте, что промокнете!
Религиозная церемония в храме
Посетить Пантеон и бросить взгляд на красивые мраморные плиты и на небо над ними -это уникальный опыт. Когда вы войдете, вы поймете, почему Адриан так любил это здание и почему он хотел, чтобы многие посетители встречали его там. Проведите некоторое время, прогуливаясь по огромному зданию и представляя себе все, что бы здесь ходило. Вы также можете посетить гробницы итальянской монархии и художника Рафаэля. Увидеть огромные размеры купола и прочувствовать его историю — это опыт, не похожий ни на один другой. Пантеон и по сей день остается одним из самых популярных мест в Риме.
Боги Древнего Рима
Одна из версий ответа на вопрос: «Что такое пантеон?» — это совокупность божеств той или иной мифологии, в данном случае речь пойдет о римской. Ведь именно в честь богов древности построили такое чудо, как римский Пантеон, о котором говорилось ранее. Римляне были невероятно практичны и перенимали лучшее от различных народов, соседних или покоренных. Богов основного пантеона они переняли у древних греков и, переименовав, вписали их в свои основные догмы. В отличие от древнегреческих, у древнеримских божеств не было своего Олимпа, они зачастую изображались в виде символов. Юпитер, Марс и Квирин составляли главную триаду пантеона, отражающую три главных функции общества: религиозно-жреческую, военную и хозяйственную. Помимо них был целый сонм других богов, низших божеств и духов. Различные боги покровительствовали всем сферам человеческой жизни и окружающей среды. Были, например, боги морей, лесов, охоты, плодородия, земледелия, скотоводства, домашнего очага; боги, которые оберегали жизнь, помогали в родах, заботились о детях, хранили брак и множество других. Из наиболее известных: Янус – сотворивший мир и человеческий род, Юпитер – верховный, бог грома и молний, покровитель императоров, Плутон – бог смерти и подземного царства, Нептун – бог морей и всего водного пространства, Вулкан – покровитель кузнечного ремесла и бог огня, Марс – воинственный, хотя изначально он был богом плодородия. Считается, что он отец Ромула и Рема — основателей Рима, посему он признан его защитником и покровителем. Также известны Меркурий, Минерва, Венера, Бахус, Феб, которые входили в основной пантеон римских богов.
Пантеон богов
Другое значение слова пантеон — это специфическая совокупность богов любой религии, мифологии, страны или традиции.
Пантеон богов Древней Греции
“Король Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги”
В древнегреческом мире существовали двенадцать великих богов и богинь, которых греки называли Олимпийскими богами. Название этой могущественной группы происходит от названия горы Олимп, где собирался совет из 12 богов для обсуждения вопросов.
Перечни этих двенадцати олимпийцев отличаются в разных источниках.
Главными Олимпийскими богами были:
- Зевс (царь всех богов, бог грома и молний);
- Посейдон (морская стихия);
- Аполлон (солнечный свет, искусство);
- Аид (царство мёртвых);
- Персефона (весна и покровительница в царстве мёртвых);
- Артемида (леса, мир животных и охота);
- Деметра (производительная сила природы);
- Арес (битва и война);
- Афродита (любовь и красота);
- Геба (юность);
- Гера (брак и супружеская любовь);
- Гименей (брак);
- Гермес (бог ветра, поездок и путешествий, торговли, «проводник душ» в царство Аида);
- Афина (душевная гармония, наука, мудрость и справедливость);
- Гефест (огонь и кузнечное ремесло);
- Гестия (домашний очаг, семейные связи);
- Дионис (виноделие, веселье и буйные природные силы).
Узнайте больше про Богов Древней Греции.
Славянский пантеон
В отличие от Олимпийских богов до нас дошло совсем мало информации о славянском пантеоне. Лишь по некоторым сохранившимся сказкам и легендам мы имеем некоторое представление о том, во что верили наши предки.
Главный бог пантеона — Перун
Некоторые представители пантеона славянских богов:
- Перун — главное божество древнерусского языческого пантеона, связан с военным делом, также ему были подвластны стихии природы;
- Хорс — бог солнца, повелитель молний;
- Дажьбог (Даждьбог) — бог, который двигает солнце и луну, знаменуя смену дня и ночи, времён года;
- Стрибог — бог, управляющий воздушными стихиями;
- Симаргл (Семаргл) — бог первородного огня и плодородия;
- Мокошь (Макошь)— богиня хорошего урожая и удачи, а также прядущая нити судьбы;
- Съварог — бог огня, кузнечного дела, семейного очага.
Египетский пантеон богов
Иллюстрация из книги «Боги Египта или исследования в египетской мифологии», 1904 год
Очень многих интересуют боги Древнего Египта. Их изображения дошли до наших дней и описания их функций сохранились на старинных гробницах, камнях и стенах пирамид. Археологи и историки смогли расшифровать древние писания и донесли до нас этот мистический пантеон богов:
- Ра — бог солнца и верховный правитель;
- Апофис — бог тьмы;
- Анубис — бог смерти;
- Птах (Пта) — бог ремесла и творчества, истины и справедливости, бог-творец;
- Тот — бог знаний;
- Геб — бог земли;
- Сет — бог войны и разрушения;
- Апис — бог плодородия;
- Хнум — создатель людей, бог творения и воды;
- Гор (Хорус или Хор) — бог неба и солнца, царской власти, покровитель армии;
- Монту — бог войны (возможно, являлся разновидностью бога Ра);
- Шесему — бог загробной жизни, бог бальзамирования, виноделия и изготовления масла;
- Баст — бог веселья, удачи, любви, плодородия и домашнего очага;
- Себек — бог воды, рек и озёр;
- Хапи — бог реки Нил и урожаев;
- Шаи — бог виноградной лозы, покровитель богатства; позднее стал считаться богом судьбы;
- Хех (Хух) — воплощение стихии и её бесконечности;
- Осирис — бог производительных сил природы, бог загробного мира;
- Мин — бог плодородия;
- Шу — бог воздуха;
- Ях — бог луны.
Обитатели Олимпа
Согласно мифологии древних жителей Эллады, их боги населяли священную гору Олимп. Внешне они практически ничем не отличались от своих поклонников, разве что силой, красотой, вечной молодостью и способностью исцеляться от любых ран.
Что такое пантеон в представлении древних греков? Это совокупность Олимпийских богов, главным из которых был громовержец Зевс. Традиционный список “олимпийцев” насчитывал 12 божеств.
Помимо Зевса, в него входили Гера, Посейдон, Гермес, Афина, Персефона, Артемида, Деметра, Аполлон и др. Разумеется, существовали еще десятки других менее значимых, но также почитаемых греками богов.
В нравственном отношении греческие божества были далеки от идеала. Они не могли научить ничему хорошему, поскольку сами были олицетворением всех смертных грехов. Например, красавец Аполлон из мести повесил сатира Марсия на дереве и снял с него живого кожу.