Храм Чидамбарам

Администрация храма и ежедневные ритуалы

Формы поклонения

Уникальной особенностью этого храма является то, что Украшенный драгоценностями образ Господа Натараджи как главного божества. На нем Господь Шива изображен как повелитель Куту – Бхарата Натьям и является одним из немногих храмов, где Господь Шива представлен антропоморфным мурти, а не классическим, aniconic Лингам.

В Чидамбараме доминирует танцор, а не лингам, как в других святилищах Шивы. В Читсабхе находится небольшой сфатика (кристалл) линга (Чандрамулисвара), который, как полагают, был частью полумесяца, украшающего голову Господа Шивы, и установлен Ади Шанкарой. Лингам связан с неосязаемым пятым элементом, акашей (эфиром или пространством), вечным бесконечным пространством, где танец Господа Шивы совершается каждый день пуджа предлагается лингаму, а также небольшому вырезанному из драгоценных камней фигура Ратнасабхапати.

Фестивали

Считается, что целый год для мужчин является одним днем ​​для богов. Подобно тому, как в день совершаются шесть пуджей в святилище, так и шесть церемоний помазания совершаются для главного божества – Натараджи в год. Это Маргхажи Тируваадхираи (декабрь – январь), обозначающая первую пуджу, четырнадцатый день после новолуния (Чатурдаши ) месяца Маси (февраль – март), обозначающая вторую пуджу, Читтирай Тирувонам. (в апреле-мае), что указывает на третью пуджу или учикалам, Утирам Аани (июнь-июль) также называется Аани Тируманджанам, указывая на вечер или четвертую пуджу, чатурдаши Аавани (август-сентябрь), указывающий на пятую пуджу и чатурдаши месяца пураташи (октябрь – ноябрь), указывающие на шестую пуджу или артхаджаму. Из них наиболее важными являются Маргаджи Тируваадхираи (в декабре – январе) и Аани Тируманджанам (в июне – июле). Они проводятся как ключевые фестивали, когда главное божество выносится за пределы святилища в процессии, которая включала процессию храмовой машины, за которой следовала долгая церемония помазания. Несколько сотен тысяч людей стекаются в храм, чтобы увидеть церемонию помазания и ритуальный танец Шивы, когда его возвращают в святилище. Считается, что Господь Шива в своем воплощении Натараджа родился в день полнолуния в созвездии Ардры, шестой лунной обители. Господа Шиву купают только 6 раз в год, а в предыдущую ночь Ардры банные ритуалы проводятся с большим размахом. Горшки, полные молока, гранатового сока, кокосовой воды, топленого масла, масла, сандаловой пасты, творога, священного пепла и других жидкостей и твердых веществ, которые считаются священным подношением божеству, используются для священного омовения.

Администрация

Храмом управляет эксклюзивная группа браминов, знающих Веды и ягны (жертвоприношения), называемых дикшитар. Вся община дисхитаров живет в Чидамбараме и также является потомственными попечителями храма. Их также называют Тиллай Муваиравар или Три тысячи Тиллаи. Каждый дикшитар после женитьбы по праву становится попечителем и архакой храма. Уникальной практикой этого сообщества является то, что священники носят пучок волос перед головой, как у Намбутири Брахманов Кералы.

Храм Чидамбарамба (Nataraja Temple)

Главный храм Чидамбарамба работает с 4 утра до 12.30 и с 16.00 до 22.00. Мы попали как раз на второе открытие, в 16:00. Nataraja Temple весьма внушительных размеров, с четырьмя огромными гапурамами (башнями-воротами). Никаких поборов за вход и использование фотоаппарата мы не встретили. Но все-таки одному хитрому и очень настойчивому жрецу бога с непроизносимым именем удалось нас развести на денюжку. Мы сами не поняли как расстались с 200 рупиями у алтаря, а взамен получили по маленькой горстке краски, бережно размазанной по нашим лбам заботливой бабулей, наблюдавшей за процессом. В 5 вечера началась пуджа, посвященная Шиве, если я правильно поняла. Говорят, это единственный храм, где на церемонию пускают белых мистеров и мадам. Мы не стали делать вид, что воодушевляемся от ритуального прикосновения к огню и, посмотрев на процесс благословения невероятно довольных верующих, пошли дальше.

Для обывательского знакомства с храмом пары часов вполне достаточно. Рядом с храмом есть несколько закусочных, включая неплохую кондитерскую.

Nataraja Temple

Nataraja Temple (гопурам)

По совету интернет-сообщества мы не стали останавливаться в Чидамбарамбе на ночь, а отправились в город Кумбаконам, который был нам по дороге. С автостанции Чидамбарамба в 17:50 как раз отправлялся туда автобус, проезд в котором обошелся нам в 68 рупий за двоих. Ехали достаточно долго, более двух часов, останавливаясь по пути в городах и поселках.

Храм Ганеша

Рекомендовать место

6

Храм Ганеша – интересный образец архитектуры сочетается с современным и древним храмовым стилями. Внутри храма находится статуя бога Ганеша вся усыпанная драгоценными камнями и цветами.

В индуизме Ганеша – бог мудрости и благополучия, один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона. Он убирает все преграды для каждого, кто попросит его о помощи.

Есть много преданий, в которых объясняется, почему Ганеша изображается как человек с головой слона. В большинстве из них говорится, что Ганеша лишился головы из-за гнева отца, и его мать взяла первую попавшуюся ей под руку голову, оказавшуюся головой слоненка и поместила ее на шею сына.

Традиционно храм Ганеша считается популярным местом паломничества и привлекает верующих со всего мира.

История

Мекка индуизма и, в частности, шиваизма на протяжении более 2000 лет, город Чидамбарам вошел в историю после строительства храма Накараджа по заказу императоров Чола, которые считали Нагараджу своим божеством- покровителем . Святилище видит свое рождение в конце империи Чола , в XII – м  веке, во время правления Викрама (умер 1135), и его сын Kulottunga II (умер 1150). Однако его строительство будет распространяться на несколько периодов правления, между 1130 и 1250 годами, включая период правления последних императоров Чола (Раджараджа II, Раджадхираджа II и последний император Чола  : Кулоттунга III) и императоров Пандьи. Эта первая фаза строительства приведет к появлению четырех входных «башен» ( гопурам ), окружающей стены, центрального мощеного пространства, а также «комнаты с 1000 столбами» (Раджа Сабха). Впоследствии это святилище подвергнется множеству улучшений (включая строительство четырех других основных комнат), но под Султанатом Дели оно, тем не менее, пострадает от прохода в 1311 году мусульманских войск Халджи из Малика Кафура при содействии Хойсалас во время «мусульманского завоевания юга». Разрушения не было, тем более что войска Малика Кафура пробыли в Тамил Наду всего месяц , но грабежи цельных золотых идолов и золотых монет, оставленных в качестве подношения в храме верующими, оказали сильное влияние на шиваитов . После периода затишья , видя господство Виджаянагар оседает в Тамил Наде , северная башня будет построена вокруг 1525, во время правления императора Виджаянагар Кришнадеварого, чье представление она несет, а также , что из 4 -х архитекторов , которые там работали . Тогда будет несколько изменений, если не накопление разнородных вкладов, из-за которых храм Нагараджи приобрел очень запутанный вид (например, до сих пор невозможно с уверенностью определить, какова была первоначальная ориентация святыни …).

Шри Экамбарешвар храм

Время работы: c 6:00 до 12:00 утра, с 4 вечера до 8:30 вечера

Шри Экамбарешвар храм является самым известным храмом Шивы в Канчипураме. Здесь Шиве поклоняются в форме Лингама Земли (сделанного из речного песка). Башня (гопура) представляет собой одиннадцати этажное здание, украшенное отличными скульптурами. Эта башня — одна из самых высоких среди храмов Южной Индии. Высота Южной Гопурам который достигает высоты в 192 фута (58 метров). Площадь этого храма составляет 20 акр земли.

Легенда: Однажды, лорд Шива был серьезно занят задачами создания, защиты и разрушения Вселенной. Парвати, Его супруга, в шутливом настроении, закрыла глаза Шивы своими двумя руками. Затруднение выполнения законов природы было создано на основании этого действия от Парвати. Это привело к остановке на пути создания, защиты и уничтожения, чем был занят Шива. Это было очень серьезным вопросом, и Шива разгневался на Парвати. Он проклял ее пойти на Землю и искупить этот проступок. Парвати спустились на Землю и пришла в Канчипурам на берег реки Камба. Она сделала Шивалингам из речного песка под одиноким манговым деревом и выполняла покаяние в течение длительного периода.

Шива, прежде чем принять ее обратно, создал много препятствий и помех на пути покаяния Парвати, чтобы проверить ее искренность. По просьбе Парвати, лорд Вишну помог ей преодолеть все трудности, создаваемые Шивой для ее проверки.

Наконец, Шива создал наводнение, выливая воду из Ганги из своих спутанных волос, омывая лингам, которому поклонялась на Земле Парвати. Она совершила все почитания Лингама и обняла его руками, прижав к груди, так Лингам не могли смыть воды Ганга. Шива был сильно доволен и взял ее назад, как свою супругу. Он сказал, чтобы в этом месте был построен храм.

Существует еще одна версия легенды, что однажды Шива и Парвати играли в кости. Шивы проклял Парвати и она получила уродливое тело. Парвати пришли в Канчи и под одиноким деревом манго на берегу реки Камба выполняла покаяние на Шиву с помощью Господа Вишну. По милости Шивы, Парвати восстановила свою красоту и великолепные глаза. Имя Камакши было получено богиней из-за привлекательности ее глаз.

Кусок того самого древнего дерева манго

Шива и Парвати воссоединились под отдельно стоящим деревом манго. Название Экамбаранатха (Эка — один, Амра-манго и Ната — Господь) было дано лордом Шивой. Со временем люди стали произносить это слово как Экамбарешвара.

В месяце Пхалгуна (март — апрель) на 10-й день Уттирам, брак Шивы и Парвати празднуется с большой помпезностью и великолепием.

Даже сегодня, люди с большой верой поклоняются древнему дереву манго в этом храме. Считается, что четыре ветви этого дерева представляет четыре Веды. Каждая ветвь дает плоды манго с различным вкусом и структурой листьев, отличающихся внешним видом. По поверью, если женщина не имеющая детей принимает плод с этого дерева, она будет благословенна ребенком.

В храме существует Лингам, который является состаящим из 108 Лингамов, а еще один Лингам состоит из 1008 небольших Лингамов. Идолы 63 Найанмар также там присутствуют. В храме есть два пруда, Кампа Нади и Шиваганга. В этом храме Шивы существует место поклонения Вишну – Нилатенгел Тундаттан.

Храм был построен королями Паллавами. Большой храм Шивы был позже реконструирован королями Чола и Виджаянагар.

Алтарь девяти планет. Наваграха

храм

Этот храм находится на окраине города Чидамбарам. Легенда гласит, что сюда переехала богиня Каали Деви, проигравшая Господу Шиве в конкурсе небесных танцев.

Это был аргумент в пользу того, что кто выше, Шивам (Господь Шива) или Шакти (Парвати). Чтобы решить эту проблему, они исполнили танцевальную программу в Чидамбараме перед Господом Вишну, Господом Брахмой и другими божествами. Пока они танцевали, Господь Шива был близок к поражению.

Но прекрасно зная, что Шива сыграл «Ортува таандава», то есть поднял одну ногу над головой. Эта «Ортува таандава» – одна из поз в танце. Женщины не могли сыграть в нее из-за их скромности и застенчивости. В этом Парвати не могла так же хорошо сыграть в этой позе и согласилась со своим поражением. Ей пришлось выйти за пределы города, чтобы сдержать свое высокомерие и преподать урок, что Шивам и Шакти одинаково важны в нашей жизни.

«Тиллай Кали» – божество в гневе. Этот гнев был умиротворен Брахмой воспеванием Вед, а также восхвалением ее. Благодаря аскезе Господа Брахмы Кали остыла. Так что богиня Тиллай Амман в этом храме кажется четырёхликой.

В этом храме есть две основные святыни. На первом западе, обращенной к одной, богиня находится в своей доброй форме, называемой Брахма Чамундесвари, и у нее четыре лика, как у бога Брахмы. На восточной стороне святилища она находится в своей свирепой форме, называемой Тиллай Кали. Другие важные святыни принадлежат богине Сарасвати в форма называется Вина Видьямбигай и для Дакшинамурти, где у него есть женская форма, называемая Кадамбавана Дхакшина Рупини.

Вечерняя пуджа в храме Шивы Натараджи в Чидамбараме

В храм Шивы Натараджи в Чидамбараме мы впервые попали вечером, когда начинало темнеть. Зашли и – улетели. Весь привычный мир – с его привычными концепциями, терминами, понятиями – остался где-то за гранью восприятия. Здесь иной мир, иная планета, иная галактика…

Это преисподняя, с чертями, их много, возле каждого бога – по нескольку. С одним рогом на голове (другой спилен для конспирации), хвост спрятан под белую браминскую юбку, в руках – дымящаяся сковородка. Они бегают с ней в полумраке от одного бога к другому. Потом начинают петь свои заклинания. Поют громко и слаженно, уливая при этом шива-лингам молоком и маслом. Вокруг бога – в алтаре – горят десятки масляных светильников. Но этого мало. Его начинают окуривать огнем с хоровыми заклинаниями. Огненная пуджа. Люди стоят напротив алтаря, тянут руки к огню, другие подставляют ладони под струю масла с молоком. А брамины все поют и поют, долго и мощно. И все льют и льют молоко с маслом на лингам. От их пения и от всего остального – мурашки по коже. Ты стоишь как завороженный и не можешь двинуться с места… Потом вдруг откуда-то новые звуки – барабан и труба. Как зомби идешь на этот звук. Небольшая толпа несет бархатные носилки, в них – божество, процессия обходит храм по периметру – по длинным темным коридорам с колоннами, бия в барабан и трубя в трубу, унося своего бога. Ты идешь за ними, как привязанный. Доходят до алтаря (одного из), останавливаются, и вдруг – прямо над головой – колокольный звон. Ты стоишь в этом звоне, оглушенный нереальностью всего происходящего, а колокола все звонят и звонят над твоей головой… Бога укладывают спать, закрывают калитку в его алтарь, колокола замолкают, последний удар в барабан, и все расходятся. Ты еще какое-то время стоишь, потому что не можешь сдвинуться с места… – Давай еще разок его обойдем… – Давай… Идешь-идешь по длинному темному коридору, среди колонн и богов, поднимаешь голову, а над головой – звезды… И вдруг голос: – Быстрее-быстрее на выход, храм закрывается. Бежишь скорее к выходу, но ноги не бегут, ну просто невозможно их быстро переставлять, храм не отпускает, ты снова зависаешь у Ганеши (их почему-то два рядом, один большой, другой поменьше, и разве можно мимо них пройти, не остановившись). – Мадам, храм закрыт, вы должны аутсайд. На секунду представляешь: храм закрылся, а тебя забыли, и ты остался в этих колоннах, с богами. Жутко… Торопишься к выходу. …Наконец выбираешься на улицу, и только одна мысль: что это было?

Структура храма Гангаикондачолишварам

Храм деревни Гангайкондачолашварам видно издалека. Он возвышается посреди равнинной местности, напоминая своим видом высокую скалу на поле. Постройка обнесена невысоким  каменным ограждением, внутри которого очень зелено и растут деревья, создающие тень. Под ними могут отдохнуть паломники.

При входе на территорию комплекса через парадные ворота, виднеется длинная золотая стамбха (колонна-флагшток) и большая фигура быка Нанди — ваханы (ездового животного) Шивы.

Основное строение высокое, многоярусное и обильно декорированное храмовой скульптурой, как в типичных дравидийских храмах. На входе в святилище установлеы высокие скульптуры традиционных храмовых стражей — дварапалов. По два стражника — у каждого проема. Их задача — защитить святыню от гостей, имеющих плохие намерения.

Помимо центрального святилища, где поклоняются Махадеву, на территории храма имеется ряд других храмов и мурти. Например, в самом святилище рядом с шивалингамом соседствуют мурти Парвати, Ганеши, Шивы и некоторых других Богов индуизма. Рассказывают, что эти древние изваяния создавались из панчалохам — сплава пяти металлов. На территории комплекса легко найти храм Дурги и такие объекты, как Нанди Мандапа, Аланкар Мандапа, Маха Мандапа, Муха Мандапа и Ардха Мандапа. Ключевые элементы комплекса выстроены на линии восток-запад.

Храм тоже был возведен Раджендрой Первым – правителем из династии Чола, который не только инициировал строительство святыни, но и освятил ее водами Ганги, обязав своих новых вассалов из покоренных территорий наполнить водой священной реки искусственно вырытый храмовый водоем Чола-Ганга. До нынешних дней на территории храма существует колодец, который, по легенде, наполнен именно водами главной реки индуизма. Рядом с ним установлена скульптура гигантского льва.

Самое внушительное место храма Брихадишвара – вход в святилище. Это лестница (так как сам храм выстроен на возвышении), наверху которой стоят стражи – дварапалы, высотой выше человеческого роста. Внутри святилища поклоняются 4-метровому лингаму Шивы.

Вокруг святилища, в стенах, выполнено несколько десятков красивейших скульптурных композиций. Особенно ценными считаются изображения Богов, которые вручают своим преданным цветочные гирлянды – малы. Подобные сюжеты представлены с участием Шивы, Сарасвати и Натараджи. С основателем храма – Раджендрой I связывают скульптуру с участием Бога Шивы и Богини Парвати. Считается, что они награждают малой именно этого исторического деятеля.

Основные области интересов

Храм Натараджи

В окружении широких улиц (по меркам того времени средневековья ) , чтобы обеспечить прохождение повозки процессии , храм Натараджи окружен городской стеной , уходящей к XII – го  века. К нему можно получить доступ через одну из четырех гопурам (входных «башен»), настоящих жемчужин искусства Чола , значение которых, как с точки зрения размера, так и с точки зрения художественного оформления, иногда больше, чем значение самого святилища (это постоянная величина в индуистской религиозной архитектуре на юге Индии ).

Гопурам из храма Накараджа в Чидамбараме.

Внутри святилища есть пять основных комнат ( сабх ):

  1. Читрамбалам, или Чит Сабха («золотой зал»), в котором находится скульптура Нагараджи.
  2. Поннамбалам, или Канака Сабха: Комната, в которой Нагараджа совершает омовение.
  3. Перамбалам, или Дева Сабха, который содержит «пять божеств» ( Панча Муртис ).
  4. Нритья Сабха, где Нагараджа танцевал Урдхва Тандаву .
  5. Раджа Сабха («комната 1000 с колоннами»): где передвижную икону ( утсавамурти ) Натараджи омывают и идут на 10- й  день фестиваля Ани Тируманджанам и Маргази (в декабре-январе), прежде чем снова вернуться в Читрамбалам ( «золотой зал»).

Скульптуры в бронзы из Натараджи подвергается в Chitrambalam, прямоугольная комната покрыта золотом и медью. Эта комната («золотая комната») представляет для верующих центр мира, где Шива под представлением Накараджи исполняет свой «космический танец». Эта скульптура Натараджи, типичная для искусства Чола , имеет сильный символизм:

Нагараджа; Шива танцует в храме Тамил Наду.

  1. Натараджа стоит в «круге огня» ( thiruvāsi ) , который символизирует живой, ритмические и цикличность жизни.
  2. Он опирается на правую ногу, которая сокрушает муялагана (демона), символизируя подавление зла, невежества.
  3. Его поднятая левая нога ведет на путь спасения.
  4. Его первая правая рука держит барабан ( amaru ), представляющий жизненный ритм.
  5. Его вторая правая рука вытянута ладонью вперед в позе абхая, символизирующей защиту, устранение страха.
  6. Его первая левая рука держит огонь, жизненную силу, символизирующую жизненную энергию.
  7. Его вторая левая рука на конце руки, вытянутой перед его телом, принимает позу кари-хаста , что означает «вот я», Шива таким образом перефокусирует на нем все, что есть.
  8. Слева от его головы полумесяц ( чандра ) символизирует вершину знания и интеллекта.
  9. Справа от его головы Ганг в форме рыбы символизирует живительную воду.
  10. Слева от его тела завеса, развевающаяся на ветру, символизирует устранение иллюзий ( майя ).
  11. Справа от его тела змея, древний символ плодородия, олицетворяет дыхание и воздух.

С другой стороны, скульптура Нагараджи , которая создается мастерами определенного типа ( стхапати ), которые из поколения в поколение изготавливают иконы индуистских храмов , подчиняется очень строгим правилам пропорциональности: таким образом, треугольник равносторонний к верхней вершине. ( ом-ва-ма ) можно проследить между макушкой головы ( ом ), левой стопой ( ва ) и шарфом, когда он пересекает тируваси (круг огня) ( ма ); Таким же образом можно нарисовать равносторонний треугольник с нижней вершиной ( си-я-на ) между правой ногой ( си ), барабаном ( йа ) и рукой, держащей огонь ( на ). Два наложенных друг на друга треугольника являются старейшим известным изображением фигуры, известной как «Звезда Давида», символа, используемого в других религиях (особенно в иудаизме ). В святилище есть два типа идолов: неподвижные идолы ( стхирабера ), которые нельзя вынести из храма после освящения; и подвижные идолы ( утсавамурти ), которые можно выносить из храма, особенно во время ритуальных процессий в городе.

Помимо «золотого зала», все другие части святилища имеют свой собственный символизм: таким образом, 4 Веды , 108 Упанишад , 18 Пуран и все другие индуистские канонические тексты отождествляются с той или иной частью. этого храма.

Храм богини Сиваками

Расположенный в святилище Натараджи , храм посвящен Шиваками , одному из представлений богини Парвати , супруги Шивы , в его роли супруги , «жены» Натараджи . Он также датируется периодом Чола и содержит множество скульптур, изображающих танцевальные позы Бхарата Натьям .

Демография

Религиозная перепись
РелигияПроцентов(%)
Индуистский89,73%
Мусульманин8,22%
Христианин1,18%
Сикх0,02%
Буддист0,01%
Джайн0,43%
Другой0,39%
Нет религии0,02%

Дом в Чидамбараме

Согласно переписи 2011 года , население Чидамбарама составляло 62 153 человека, причем соотношение полов составляло 1 032 женщины на каждую 1000 мужчин, что намного выше среднего показателя по стране, составляющего 929 человек. В общей сложности 5 869 человек были в возрасте до шести лет, из них 2 990 мужчин и 2879 женщин. Зарегистрированные касты и зарегистрированные племена составляли 6,81% и 0,09% населения соответственно. Средний уровень грамотности в городе составлял 83,24% по сравнению со средним показателем по стране 72,99%. Всего в городе было 15 166 дворов. Всего насчитывалось 22 194 рабочих, в том числе 241 земледелец, 180 основных сельскохозяйственных рабочих, 489 в домашних хозяйствах, 16 110 других рабочих, 5 174 маргинальных рабочих, 83 маргинальных земледельца, 213 маргинальных сельскохозяйственных рабочих, 401 маргинальный работник в домашнем хозяйстве и 4477 других маргинальных рабочих. .

По состоянию на 2001 год город занимал площадь 480 га (4,8 км 2 ). Из общей площади 88 процентов земель, составляющих 432 га (4,32 км 2 ), обозначены как застроенные, а оставшаяся площадь используется для сельского хозяйства и остается под водой. Жилые районы составляют 55 процентов (265,75 га (2,6575 км 2 )) от общей площади города, в то время как коммерческие предприятия и промышленные объекты составляют 5 процентов (23,62 га (0,2362 км 2 )) и 1 процент (3,63 га (0,0363). км 2 )) соответственно. По состоянию на 2008 год в Чидамбараме насчитывалось 31 зарегистрированный трущоб с 3954 домами, в которых проживало 17 102 человека, что составляет 30 процентов от общей численности населения. Муниципалитет обеспечивает водоснабжение и вывоз мусора во всех этих трущобах. По состоянию на 2001 год около 5000 человек, составляющих 10 процентов населения, находились за чертой бедности . Согласно религиозной переписи 2011 года, в Чидамбараме было 89,73% индуистов , 8,22% мусульман , 1,18% христиан , 0,02% сикхов , 0,01% буддистов , 0,43% джайнов , 0,39% последователей других религий и 0,02% не исповедующих религию или не указывавших никаких религий. религиозное предпочтение.

Чидамбарам и Пичаварам (Pichavaram)

Город, несомненно, священный, но такой же загаженный, как и все остальные. Автостанция находится совсем недалеко от храма.

В Чидамбарам мы прибыли в обед, когда храм был еще закрыт, поэтому решено было сразу отправиться в Пичаварам – маленький национальный парк, охраняющий мангровые леса, рассекаемые каналами. Располагается он на восточном побережье Индийского океана, в 18 км от Чидамбарамба. Читала, что автобусы в нац.парк ходят каждые пол часа с 4 утра до 12.30 и с 16.00 до 22.00. Свой автобус мы ждали недолго, проезд на эту окраину Индии занял минут 30 и обошелся в 9 рупий с человека. Автобус по дороге останавливался в деревушках, больше напоминающих африканские, нежели индийские и довез нас до самих касс – у него там конечная. Нам пришлось ехать стоя, но совсем недолго: сели мы в час дня и уже в 2 катались в лодке. Судя по реакции пассажиров и работников нац. парка, белые туристы – очень редкие гости в этом забытом уголке мира – тем лучше для нас ))

Экскурсионные заплывы на лодках по парку хорошо организованы: прайс на английском, кассир, способный выразиться на понятном языке, туалеты и т.д. Наш большой рюкзак мы оставили у кассиров и отправились на часовую прогулку на row boat (130 рупий). Была еще возможность выбрать двухчасовой маршрут, но мы решили, что часа на знакомство с мангровыми лесами нам хватит и, в принципе, не пожалели. Прогулка на деревянной лодочке, управляемой разговорчивым индийцем, оказалась очень комфортной и приятной, особенно после долгой и шумной дороги. Вместе с тем, пейзаж повсюду однообразный: зеленая водичка, такого же цвета листики, корни, уходящие в воду.

Прайс услуг Пичаварама

В нац. парке Пичаварам

Пичаварам

Пичаварам

Назад  автобус едет быстро, проблем со свободными местами нет.

28.01.2013 (Чидамбарам, Пичаварам, Кумбаконам)

Сегодня мы прощаемся с Махабалипурамом и перед отъездом решили отоспаться… Но в 7 часов утра уже были на ногах – тем лучше, скорее всего автобусы будут полу-пустыми… (так и получилось). Локал басы в Пондичерри ловятся на трассе, куда ведет дорога из христианского квартала. Подходящий автобус пришел так быстро, что я не успела даже сфоткать остановку. Проезд 60 рупий с носа, продолжительность – 1.5 часа. Автобус приходит на большую автостанцию, откуда ходит общественный транспорт в Чидамбарам. Расписание мы даже не узнавали, поскольку сразу же сели в нужный бас и через 10 минут уже отправились. Еще минус 84 рупий из бюджета (проезд за двоих) и чуть больше двух часов – и мы в Чидамбарамбе.

Утро в христианском квартале

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий