Древние священные тексты индусов

Что такое Веды

Веды – собрание мудрости индуистского учения. Изначально знания, полученные людьми в виде божественного откровения, передавались в устной стихотворной форме из поколения в поколение. Со временем каноничные тексты дополнились комментариями ученых-толкователей и святых отшельников и охватили все сферы жизни людей.

Основные ветви

Кроме индийских Вед, существуют славянские, практически полностью утраченные из-за христианизации. Сохранились только небольшие фрагменты металлических и деревянных табличек, интерпретировать которые сложно. Некоторые исследователи считают, что славянский ведизм – это неоязыческое учение. Его приверженцы объединяют найденные памятники с индийскими Ведами по причине схожести санскрита и старославянского языка.

Кем и когда были записаны

Согласно преданию, в III тыс. до н. э. мудрец Ведавьяса записал Веды, а также Пураны и эпос «Махабхарата». Для письма в древности использовали недолговечные материалы, поэтому самый ранний из сохранившихся манускриптов относится только к XI в. н. э.

Великий мудрец Ведавьяса впервые записал веды.

Какую цель носят учения

Цель учения – освободить людей от мучений. В «Бхагавад-гите» сказано, что жизнь в любом из миров – страдание. Единственный способ его прекратить – осознать иллюзорность бытия и слиться со Вселенной. Но, несмотря на это, индуизм не отвергает земную жизнь; основная задача тех, кто еще не готов выйти из круга перерождений, – следовать дхарме, закону гармонии.

В чем различие между индийскими и славянскими Ведами

Между индийскими и славянскими Ведами много сходств, но есть и важное отличие. В славянской мифологии существует представление о 3 сторонах бытия:. В славянской мифологии существует представление о 3 сторонах бытия:

В славянской мифологии существует представление о 3 сторонах бытия:

  • мире Яви – материальной вселенной, в которой живут люди и божества природы;
  • мире Прави – состоящей из 10 небес, которые населяют светлые боги;
  • мире Нави – области, населенной темными богами разрушения (сюда люди попадают после смерти, чтобы очиститься и переродиться снова).

Коран – священная книга ислама

Коран, священная книга мусульман, состоит из откровений пророка Магомеда, которые через него Аллах ниспослал верующим. Как и Библию, Коран несколько раз переписывали, и считается, что единственная каноническая версия была утверждена в седьмом веке нашей эры коллегией из оставшихся в живых сподвижников Магомеда. Однако сейчас существует 7 вариантов чтения Корана, каждый из которых был сформирован той или иной мусульманской школой начального периода истории ислама.    Состоит священная книга мусульман из 114 сур (глав), а каждая сура, в свою очередь, включает в себя от 3 до 286 аятов (стихов). Все суры делятся на мекканские, в которых записаны откровения, данные пророку Магомеду ангелом Джабраилом до переселения в Медину, и мединские – суры, записанные из слов пророка после того, как он прибыл в Медину. Помимо основных догм вероучения, пророчеств и указаний верующим, в Коране содержится жизнеописание пророков, которых бог посылал на землю.    Прочитав эту священную книгу, можно сделать вывод, что и мусульмане, и христиане, и иудеи верят в одних и тех же пророков – в Коране упоминаются Ной, Соломон, Моисей, Иисус и другие апостолы, чьи имена есть в Библии. Однако мусульмане уверены, что именно откровения последнего пророка Магомеда наиболее исчерпывающе доносят людям волю бога, поэтому верующим необходимо жить по его заветам.     

Структура ведийского канона

Прежде всего, корпус ведийских книг делят на две масштабные группы: книги откровения — шрути (что буквально означает «услышанное»), и книги предания — смрити (буквально — «запомненное»). Считается, что первые созданы богами, а вторые написаны людьми. Традицию шрути открывают четыре Веды:

Ригведа («Веда Гимнов»);

Самаведа («Веда Напевов»);

Яджурведа («Веда Жертвенных Формул»);

Атхарваведа («Веда Атхарвана», то есть жреца бога огня Агни).

Две первые Веды содержат «священное знание» о мире и человеке. Яджурведа посвящена ритуалам. Атхарваведа — книга магии.

Каждая из книг состоит из сотен словесных ритуальных формул, а также описывает наиболее важные обряды. В зависимости о времени создания тексты разделяют на нескольких групп, образующих своего рода хронологические «слои» ведийской традиции.

К древнейшему слою вед относятся самшты (собственно Веды), созданные в середине II тысячелетия до и. э. Самхиты зафиксировали религиозные представления индо-арьев в переломный период их истории, связан шли с вторжением в Индию и освоением нового «жизненного пространства».

Позднее были составлены брахманы — тексты, комментирующие и объясняющие содержание вед и ведический культ (VIII-VI вв. до и. э.), и араньяки — «лесные книги», адресованные отшельникам (начиная с VI века, до н. э.).

Упанишады — наиболее поздний слой ведического комплекса, содержащий философскую часть вед — прежде всего учение о Брахмане и Атмане. Самые ранние упанишады относятся к VIII-VII вв. до н. э., а позднейшие (так называемые «сектантские») — к эпохе раннего Средневековья. Большая часть упанишад создавалась в период с VI до IV вв. до н. э.

Каждое из произведений, входящих во вторую и трепло группы, восходят к одной из четырех вед (например, одни упанишады относятся к Ригведе, другие — к Сама-веде и т. д.).

Традиция смрити включает эпические произведения (Рамаяну и Махабхарату), пураны (псевдоисторические сказания), дхармашастры (тексты, посвященные дхарме — закону).

На протяжении всей истории индуизма создавалась литература, посвященная толкованию вед (так иногда для краткости обозначают все книги ведийского комплекса). Такого рода тексты именуют ведангами. Из некоторых веданг, содержащих сведения по ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии, развились самостоятельные научные дисциплины. Изучение веданг составляло важнейшую часть традиционного образования ритуально полноценных индусов. Авторство многих веданг принадлежит представителям философской школы веданта.

Смрити

Тексты, которые дополняют изначальные ведические писания шрути, называют смрити. К литературе смрити относятся эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», а также Пураны и Агамы.

«Махабхарата» и «Рамаяна»

Основные статьи: Махабхарата, Рамаяна

Для философии индуизма, отражённой в эпосах, характерна концепция аватар (воплощений Бога в человеческой форме). Две основные аватары, которые описываются в эпосах, это Рама, который выступает как протагонист «Рамаяны», и Кришна — один из главных героев «Махабхараты». В отличие от девов, которым посвящены гимны ведических Самхит и более философской и мистической концепции всепроникающего, бесформенного и безличного Брахмана Упанишад, в эпосах Бог предстаёт в своей личностной форме, являясь среди простых смертных в виде различных аватар.

«Бхагавад-гита»

Основная статья: Бхагавад-гита

Индуисты считают, что основная суть всей разнообразной философии индуизма заключена в «Бхагавад-гите». Она представляет собой микрокосм ведической, йогической, ведантической и даже тантрической мысли в индуизме. «Бхагавад-гита» (в буквальном переводе: «Песнь Бога») является частью эпической поэмы «Махабхараты». Хотя особое значение «Бхагавад-гита» имеет для последователей вайшнавизма, она изучается и почитается последователями всех течений в индуизме. «Бхагавад-гиту» принято называть «Гита-упанишадой» или «Йога-упанишадой» — это указывает на то, что Кришна в «Бхагавад-гите» излагает истины йоги и Упанишад.

В «Бхагавад-гите» Кришна провозглашает бхакти, любовь и преданность Богу, наивысшей формой религиозного выражения. Кришна говорит, что ради бхакти стоит отвергнуть все другие виды дхармы и провозглашает чистую и бескорыстную любовь к Богу высшим совершенством жизни. Возлюбя Бога, индивид непременно находит духовную гармонию и умиротворение как внутри себя, так и вовне. «Бхагавад-гита» представляет себя как «писание освобождения», универсальное в своём послании.

Пураны

Основная статья: Пураны

Пураны представляют собой писания, относящиеся к категории смрити. По мнению учёных, они были записаны в послеведический период. Согласно традиции индуизма, Пураны, также как и «Махабхарата», были составлены Вьясой в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н. э. В Пуранах описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дев, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Особым авторитетом пользуется канон из восемнадцати Пуран, которые называют Маха-пуранами («Великими Пуранами»).

Дхарма-шастры

Основная статья: Дхарма-шастры

«Дхарма-шастры» («книги законов») также считаются многими частью писаний смрити. Время от времени, появлялись великие законоположники, такие как Ману, Яджнавалкья и Парашара, которые систематизировали существующие законы и заменяли устаревшие с целью обеспечения соответствия между индуистским образом жизни и меняющимися реалиями времени

Нужно однако заметить, что «Дхарма-шастры» не принимаются во внимание многими течениями в индуизме, в частности последователями веданты, бхакти, йоги и тантры

Ведизм – древнейшая религия Индии

Считается, что основу древнеиндийской религии заложили племена древних ариев, которые проходили через материк с Запада на Восток во 2 тысячелетии до н.э. До сих ученые не могут с уверенностью сказать, откуда пришли эти племена и куда ушли, но общеизвестно, что они оказали влияние на становление некоторых древнейших цивилизаций. Арии были светловолосые и голубоглазые, смешавшись с местными почти чернокожими племенами, они дали начало новым местным племенам.

Религия древних ариев имела довольно сложную структуру: они обожествляли все явления природы, животных, растения и даже деревья и камни. Главным обрядом в их религии было жертвоприношение, в том числе и человеческие.

Арии оставили в наследство после себя сборники священных гимнов и песней – Веды, которые состоят из четырех канонических  частей.

Много позже Веды были дополнены брахманами, которые старательно разъясняли и толковали законы мироздания и правила поведения для каждой касты в отдельности.

Пантеон богов в Ведизме был весьма обширен. Поскольку древние арии были кочевым народом, и  именно скотоводство давало им возможности для существования, то и главным богом был Индра – бог грозы и дождя, именно он установил существующий порядок.

Кроме этого у ариев был хорошо развит культ предков, но при этом обожествление происходило именно существующих ранее людей, которые своими деяниями давали повод для гордости и служили неким идеалом для последующих поколений.

Джайнизм

Основу этого религиозного направления составляли монахи – джаймы, которые уходили от мира и вели жизнь, полную отречений. Они не имели никакого имущества, не имели права подолгу жить в одном и том же месте, не ели мяса и вообще не могли есть чаще чем 2 раза в сутки в очень ограниченном количестве, тщательно следили за тем, чтобы не причинить вреда ничему живому и т.д. Проповедуя принципы аскезы, джайнисты доходили до крайностей: молчали по нескольку лет, доводили себя до истощения и т.д.

Джайнисты разделились на два направленияодетые светом и одетые в белое, только по этому поводу у них и были разногласия. Поскольку одетые в белое могли прикрывать свое тело и лицо, а особенно рот, чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое, тканью, а одетые светом ходили абсолютно нашими, их одевал свет Солнца.

Поэтому далеко не все могли выдержать столь строгие требования и достичь Мойши – духовного идеала.

В результате столь суровых требований к посвященным, джайнизм никогда не имел много последователей.

Библия – священная книга христиан

 

История написания Библии насчитывает более полутора тысяч лет – согласно выводам историков, священное писание христиан создавалось с XV в. до н. э. по I в. н. э., а его авторами являются несколько сотен человек, живших в разные века. Так как отдельные части Библии были неединоразово переписаны и отредактированы, авторство некоторых книг и Евангелий точно установить невозможно, однако христианские священнослужители и люди, исповедующие иудаизм, уверены, что первым автором, начавшим писать Библию, был пророк Моисей (ему приписывают авторство Торы – пяти первых книг Ветхого Завета), а закончили написание Священного Писания апостолы Иисуса Христа. 
 
Библия состоит из двух основных частей – Ветхого Завета и Нового Завета, причем согласно верованию, первая часть была написана до первого пришествия Христа, а вторая – после его рождения. Прихожане православной, католической и протестантских церквей, а также адепты некоторых сект, причисляющих себя к христианским, считают указания и пророчества, обозначенные в Новом Завете, приоритетными перед догмами и правилами, прописанными в Ветхом Завете. 
 
Наряду с правилами поведения, нормами морали и указаниями для верующих (главными из них можно считать 10 Заповедей, указанных в книге Исход Ветхого Завета, а также наставления Иисуса Христа, описанные в Евангелиях от апостолов), в Библии также отражена история еврейского народа и жизнеописания людей, внесших значимый вклад в развитие еврейской нации. Отдельно следует упомянуть и о пророчествах, наибольшее количество которых содержится в последнем разделе канонической Библии – книге Откровения от Иоанна; эту книгу также называют Апокалипсис Иоанна.
 
Так как Библия была неоднократно переписана и толкование некоторых указаний и пророчеств менялись в соответствии с политикой церкви, в современный вариант этой священной книги были включены далеко не все тексты и писания, написанные апостолами. Такие тексты называют апокрифами, и несмотря на то, что большинство священнослужителей не признают их священными писаниями, некоторые историки уверены, что полностью понять суть сказанного в Библии без учета апокрифов не представляется возможным. К нашему времени сохранилось около 100 апокрифов, относящихся к Ветхому Завету (книга Варуха, книга Товина, книга Юдифи и др.), и примерно такое же количество текстов, которые не включены в Новый Завет (Евангелие Иуды Искариота, Евангелие Марии, Евангелие Варнавы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Книга Иосифа плотника и др.).   
 

Пураны

Слово «пурана» означает «древняя история». Сосуществует восемнадцать пуран, пришедших из древних времен. Они отражают другую стадию развития индуизма. Эти книги посвящены не столько философским или мистическим дискуссиям, сколько эпическому описанию деяний Вишну или Шивы; в них упор на абстрактную философию и аскетизм, столь важные в «Упанишадах», уступает место преданности личному богу.

Одной из наиболее известных и почитаемых пуран является «Бхага-вата-Пурана», в которой содержится история ранних лет Кришны и которая легла в основу популярного культа Кришны. Последний оформился в Южной Индии и широко распространился по стране.

Что стоит прочесть современному человеку

В ХХI в. трудно понять жизнь древних, сложную ритуальную систему и точный смысл Вед, поэтому основные тексты гимнов будут интересны только ученым. Но, как и классические произведения Древней Греции – «Одиссею» и «Илиаду», – образованному человеку стоит прочесть индийские эпосы:

  1. «Махабхарату» – масштабное эпическое произведение, которое повествует о противостоянии двоюродных братьев Гандхарвов и Пандавов. Но большую его часть занимают вставки притч, легенд о далеком прошлом, басен, мифов и бесед героев с мудрецами и богами. Они объясняют, что такое дхарма и как ей следовать. Для тех, кому трудно прочесть такое крупное произведение целиком, подойдет «Бхагавад-гита» – одна из самых важных частей «Махабхараты».
  2. «Рамаяну» – поэму об одном из воплощений бога Вишну, Раме, и его подвигах. После изгнания из дворца Рама вместе со своей женой Ситой уходит в лес, где Ситу похищает царь Ланки, демон Равана. Книга посвящена подвигам Рамы, благодаря которым он освобождает Ситу. Этот эпос трактуют как аллегорию, а не как повествование об исторических событиях.
  3. «Пураны». Для тех, кто захочет подробнее изучить индуистскую мифологию,18 основных махапуран подойдут лучше всего. Самыми важными считаются Агни-пурана, Бхагавата-пурана, Ваю-пурана, Вишну-пуранана, Матсъя-пурана и Маркандея-пурана.
  4. «Упанишады». Для более глубокого изучения философско-религиозных концепций индуизма подойдут Мукхья Упанишады.
  5. «Йога-сутру Патанджали» – главный текст школы йоги. Он будет интересен тем, кто хочет разобраться в нюансах учения.

Пураны

Во многих отношениях с Махабхаратой и Рамаяной сходны так называемые пураны. Сама индийская традиция признает это сходство, иногда причисляя эпические поэмы (прежде всего Махабхарату) к пуранам. Пураны — также обширные произведения, включившие в себя весьма разнородный материал и ставшие священными книгами индуизма. Обычно называют восемнадцать больших пуран (из них наиболее важны Вишну, Ваю, Матсья, Бхагавата, Агни) и несколько десятков малых (упапуран). Некоторые пураны вишнуитские, другие шиваитские. Оформление их происходило в основном в I тыс. н.э., но отдельные части пуран могут выходить за эти хронологические рамки и относиться как к последним векам до н.э., так и к первой половине II тыс. н.э. Согласно самой индийской традиции, ядро пуран составляют

  • космогония,
  • теогония и
  • генеалогии царей.

Значительная часть мифологии пуран неарийского происхождения.

Особый интерес вызывают многочисленные упоминания племенных наименований и генеалогий правителей, происхождение которых возводится к эпическим героям или персонажам мифологии. В этих преданиях о древности сохранилась информация о племенах и народах «героического века», примерно совпадающего с ведийским периодом. Однако пуранические генеалогии не могут рассматриваться в качестве достоверного источника. Слишком часто они искажались придворными панегиристами в угоду своим царственным патронам из местных династий значительно более позднего времени.

Таковы в общих чертах литературные источники по истории Индии II тыс. до н.э. и певрых веков н.э.

Средневековая литература индуизма

Вайшнавские гимны «Дивья-прабандха»

Основная статья: Дивья-прабандха

«Дивья-прабандха» представляет собой коллекцию из 4000 стихов, составленную в V—VIII веке двенадцатью альварами. В форме, в которой «Дивья-прабандха» известна на сегодняшний день, она была составлена Натхамуни в IX—X веках, который собрал разрозненные отрывки произведения воедино и создал из них антологию. Эти гимны альваров, в которых воспевается слава Вишну в различных его формах и ипостасях, широко используются вайшнавами в современном индуизме. Альвары воспевали эти гимны в различных святых местах, которые известны как дивья-дешам.

В Южной Индии, в особенности в Тамил-Наду, «Дивья-прабандха» по значимости приравнивается к Ведам и поэтому называется Дравида-веда

Во многих храмах, таких как Шрирангам, повторение и воспевание «Дивья-прабандха» является важной частью ежедневного ритуала. Наиболее значимыми среди 4000 стихов признаются 1100, которые известны как «Тиру-ваймори»

Они были составлены Наммальваром из Тирукуругура.

Шиваитские гимны «Теварам»

Основная статья: Теварам

«Теварам» представляет собой сборник гимнов Шива-бхакти, составленных в VI—VIII веках на тамильском языке тремя шиваитскими авторами. Говорится, что гимны «Теварам» вдохновили движения бхакти по всей Индии.

Другие писания

К другим известным текстам индуизма относятся писания, принадлежащие к школе бхакти-йоги (любви и преданности Богу), такие как «Рамачаритаманаса» авторства Тулсидаса, «Гитаговинда» Джаядевы (лирическая поэма о любовных лилах Кришны и его возлюбленной Радхи), комментарии Шанкары и других ачарий — девять книг Рамануджачарьи, включая «Шри-бхашью», комментарии Мадхвачарьи и многое другое.

Пураны – исторические хроники

Пураны – сказания о сотворении мира, происхождении дэвов и данавов, мудрецах и великих династиях. Кроме мифов, в Пуранах рассказывается об устройстве Вселенной. В отличие от Вед, это менее консервативные тексты, в них упоминаются научные открытия в медицине, астрономии, географии, архитектуре. Пураны – мифологические сказания, но в них есть сведения и об исторических фактах. Каждая Пурана посвящена 1 богу или богине: Вишну, Шиве, Кришне или другим.

Существует 18 основных Маха-пуран и 18 коротких Упа-пуран, которые часто состоят из сказаний основных Пуран и мифов, не вошедших в Маха-пураны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий