Расход топлива у разных самолетов
Понятно, что для самолетов разных марок расход топлива будет различным. Чем он ниже, тем рентабельнее машина. Но, показатель даже одного и того же самолет в разных погодных условиях, при различной коммерческой загрузке и крейсерской скорости будет различаться.
Популярные гражданские самолеты
Чем больше по габаритам самолет, тем больше ему необходимо топлива. Следовательно, использование больших лайнеров на малых расстояниях совсем не рентабельно. Поэтому, современные воздушные лайнеры по популярности занимают следующие позиции:
- Ил-96-400М (расход 7977 кг/ч);
- Ту-214 – 3700 кг/ч;
- Boeing 737-900 – 2650 кг/ч;
- Boeing 777-300ER – 7800 кг/ч;
- Boeing 787-10 – 5700 кг/ч;
- Airbus A320-200 – 2500 кг/ч;
- Airbus A380 – 13000;
- SSJ100 – 1700.
Популярные военные самолеты
Британский популярный журнал Flight International составил рейтинг наиболее популярных военных самолетов мира.
В ТОП-10 вошли 4 самолета, стоящие на вооружении России. Уступив первое место американскому F-16, второе место заняли истребители Су-27/30. В ТОПе на 5 месте еще один российский многоцелевой Миг – 29. Седьмое занял штурмовик Су-25, а замыкает список Су-24.
Производство авиабензина
Авиационный бензин, как было сказано, используется как топливо для поршневых высоконагруженных моторов. Для его получения используют прямую перегонку нефти, метод риформинга (без добавок и с таковыми) и крекинга.
При перегонке нефть разделяется в ректификационной башне на фракции, которые имеют разную температуру кипения.
Нефть предварительно нагревают. Затем, охлаждая и конденсируя пар, отбирают с разных уровней дистилляты с отличающейся температурой кипения.
Производство авиабензина
На отдельных этапах процесса получают керосин с бензином. Выход последнего достигает 15% от массы перерабатываемого нефтепродукта.
В самом низу колонны остается остаток – мазут, который идет на дальнейшую переработку.
Крекинг – это химический метод. Используя его, удается повысить выход бензина до 60%, чего требует растущий спрос на этот продукт (высокомолекулярные фракции расщепляются на фракции меньшей молекулярной массы).
В качестве сырья, помимо нефти, используются полученные при перегонке фракции.
Различные группы углеводов разлагаются с разной скоростью. Самая высокая она у парафиновых углеводов, самая низкая – у ароматических.
При использовании катализаторов – веществ, ускоряющих процесс, крекинг называют каталитическим. Он (в сравнении с термическим) более эффективный, а качество получаемого бензина – более высокое. Недостатком метода является быстрый выход из строя катализаторов.
Если же процесс проходит при высокой температуре (470-540 градусов) – его называют термическим. При его осуществлении под давлением 2-5 Мпа, речь идет о жидкофазном крекинге, при давлении 0,2-0,6 Мпа — о парофазном. Варьирует в широких пределах (от нескольких часов до 30 минут), в зависимости от выбранного способа производства, время получения готового продукта.
Еще один способ носит название риформинг. Суть его заключается в преобразовании углеводородов линейных и нециклических в ароматические бензолподобные молекулы с достаточно высоким значением октанового числа.
В принципе, метод является одним из видов крекинга. Он подразделяется на:
- риформинг каталитический (платформинг – катализатором выступает платина). Проводится при 480-510 градусах и давлении – 15-30 ат. При повышении давления до 50 ат – на выходе получают бензин с октановым числом до 98;
- термический. Происходит процесс при высокой температуре и применении катализатора. Используют парафиновые фракции с температурой кипения 95-205 градусов.
Помимо этих способов получения авиатоплива, есть и другие:
- полимеризация. В результате ее из олеинов получаются жидкие фракции с октановым числом от 80 до 82;
- алкилирование;
- изомеризация, эффективна в странах, использующих крекинг в небольших объемах. Большой недостаток – токсичные вещества, наносящие непоправимый вред окружающей среде;
- гидрокрекинг. Гидрирование под высоким давлением раньше широко использовалось немцами.
Процесс заправки авиалайнера
Рассмотрев вопрос о том, на чем летают самолеты, необходимо перейти к обсуждению процесса заправки воздушного транспорта. Порядок проведения этой процедуры зависит от текущего сезона. В зимние месяцы в топливо добавляются специальные компоненты, которые препятствуют загустению и появлению смол в топливных баках. Такие присадки гарантируют полное сгорание смеси. Многих людей интересует расположение топливных баков в пассажирских авиалайнерах. Как правило, подобные устройства устанавливаются в центральной части фюзеляжа и возле крыльев. Смесь, содержащаяся в центральном баке, напрямую подается в двигатель. В некоторых моделях воздушных кораблей устанавливается дополнительный бак, который находится в хвостовой части. Этот бак применяется с целью улучшения регулировки центровки самолета в процессе полета.
Устройство топливных баков может различаться в зависимости от конструкторских решений. Некоторые авиастроительные компании применяют дренажные системы, а отечественные инженеры используют технологические отверстия. Эти отверстия делаются в топливных баках для того, чтобы снизить уровень давления внутри бака и создать сообщение с атмосферой. В противном случае топливо перестанет поступать к двигателям.
Перед заправкой лайнера, остатки горючего сливаются из топливных баков. Данный процесс способствует устранению излишней влаги. Эту задачу выполняют бортинженеры и техники. Перед тем как заправить баки авиалайнера, техники должны провести процедуру контроля, поступившего на склад горючего. В ходе подобной проверки выявляется процент содержания воды в горючей смеси. После всех подготовительных этапов топливо заливается в баки самолета через специальные шланги. Для заправки лайнеров используются специальные машины. Перед тем как начать заправку, к самолету крепится специальный трос, который используется как заземление. Еще один трос крепится к топливозаправщику и точке заземления.
Рассматривая вопрос о том, как заправляют самолеты, необходимо уделить внимание нескольким важным факторам. Для того чтобы исключить проливание топлива в баки самолета встраивается обратный клапан, который включается в случае увеличения давления
После того как уровень давления снижается, клапаны закрываются в автоматическом режиме. Лайнеры заправляются до того момента, как пассажиры поднимутся в салон транспортного средства.
Необходимо отметить тот факт, что заправщики не могут залить больше горючего, чем помещается в бак. После того как уровень керосина в баке достигнет определенной отметки, клапаны закроются в автоматическом режиме. В случае поломки автоматики, высокое давление в топливных баках приведет к тому, что топливо начнется сливаться на землю. Текущий уровень топлива отображается на специальных приборах, которые установлены в кабине пилотов. Перед тем как взлететь, пилоты проверяют показания с этих устройств. Если в топливных баках будет разный уровень давления, то самолет во время полета начнет кренить в определенную сторону.
После заправки техники проводят сравнение количества залитого керосина с показателем, необходимым для преодоления конкретной дистанции. Совпадение данных параметров свидетельствует о готовности лайнера к рейсу. Через пятнадцать минут после окончания вышеописанного процесса, техники сливают отстой из основных баков и заново проверяют уровень влажности. Этот процесс является последним этапом заправки авиалайнера.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о количестве используемого топлива. Как правило, современные Боинги используют около пятнадцати тонн горючего за один рейс. В случае с Аэробусом, данный показатель увеличивается до двадцати пяти тонн. Конкретные параметры рассчитываются пилотами лайнера на основе длины маршрута. Помимо этого, учитываются резервы, которые могут потребоваться в случае возникновения форс-мажоров.
Производство авиационного бензина – это сложный процесс
Разновидности авиакеросина
Авиационный керосин имеет множество особенностей. Это и кислотность, и серность, и термостабильность. На данный момент в нашей стране применяется несколько его разновидностей:
- РТ – это топливо очень высокого качества. Это объясняется нефтяной фракцией. Здесь она составляет 135-280 °С и проходит полную гидрообработку. Стоит отметить, что такое топливо не имеет аналогов даже среди западных разновидностей горючего. РТ обычно применяют для заправки СУ-27 и так далее.
- ТС-1 – это топливо для самолетов представляет собой смесь прямо очищенных и прямогонных фракций. Такое горючее соответствует Jet-A – зарубежному аналогу. В нашей стране это наиболее популярная разновидность авиационного керосина. Им заправляют современные и старые самолеты, оснащенные дозвуковыми, турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.
- Т-6 и Т-8В – топливо, которое производится исключительно для нужд военных. Им заправляются сверхзвуковые истребители МиГ-35. Такое горючее получается в результате длительной переработки нефти, что делает их стоимость очень высокой.
В зимний период в топливо добавляют дополнительные присадки, которые не позволяют горючему менять свои физические свойства в процессе использования.
Топливо Т-1
Получают перегонкой малосернистых нефтей нафтенового основания с пределами выкипания 130—280 °C. Данное топливо содержит большое количество нафтеновых кислот, из-за чего имеет высокую кислотность, поэтому ее подвергают защелачиванию с последующей водной промывкой. Гетероатомные нафтеновые соединения, содержащиеся в данном топливе, обеспечивают хорошие противоизносные свойства и химическую стабильность, с другой стороны, топливо имеет очень низкую термоокислительную стабильность. Практика показала, что при использовании этого горючего в двигателях НК-8 ТУ-154 и ИЛ-62 появляются повышенные смолистые отложения, из-за чего срок службы двигателей значительно сокращается. В настоящее время данное топливо выпускают только первого сорта и очень ограниченно. Сырьем для производства могут служить дефицитные сорта нефти с минимальным содержание серы.
Сортность и производство
На устойчивость к взрыву при работе двигателя внутреннего сгорания на максимальной мощности в первую очередь влияет сортность топливной смеси. Например, горючее №115 допускает прирост рабочей мощности на 15% больше, чем авиационное топливо, созданное на изооктане. Авиационный бензин Avgas 100 ll согласно технической документации имеет сортность не менее 130 единиц. У топлива же марки 91 115 этот показатель превышает 115 единиц, что прописано в ГОСТ 1012. Топливо Avgas 100 ll даёт прирост к мощности, но только в том случае, если двигатель работает на обогащённой смеси. Мощность в этом случае увеличивается на 15% по сравнению с авиационным бензином марки Б 91 115.
Производство авиационного бензина представляет собой достаточно сложный процесс, заключающийся в следующих технологических операциях:
– производство различных компонентов (стабильный катализатор, толуол и т. д.);
– процесс фильтрации присадок и других компонентов;
– смешивание присадок и компонентов.
В России авиационный бензин не производится из-за наличия запрета на изготовление этила. Однако при условии закупки недостающего компонента за границей РФ изготовление топлива для летательных аппаратов будет экономически не обоснованным, что связано с небольшими объемами его использования.
Авиационное топливо обязательно содержит тетраэтилсвинец (ТЭС), который существенным образом улучшает его детонационные характеристики. Кроме того, этот компонент увеличивает износоустойчивость трущихся элементов двигателя. Однако ТЭС в чистом виде не используется, а его концентрация в применяемой для этих целей этиловой жидкости составляет 50%.
Согласно ГОСТ к авиационному бензину применяются более жесткие требования, чем к автомобильным видам топлива. А его производство подразумевает четкое число технологических процессов.
Где у самолета находятся баки
Информации о расходе топлива будущего Су-57, пользующегося популярностью во всем мире, пока что нет. Предполагается, что он будет тратить около 2 кг/кгс-ч, как российский Су-35 или американский F-35. Нет сведений и по разрабатываемому стратегическому бомбардировщику ПАК ДА, который представят до 2025 года.
Все новые самолеты имеют кессон-баки, представляющие собой герметичную полость. Изготавливают их из резиновых материалов, что предотвращает повреждение поверхности при ударе или перегрузке. Чаще всего такие баки располагаются в крыльях, киле или стабилизаторе. Иногда в самолете используются специальные отсеки, внутрь которых устанавливают кессон-баки, повышая безопасность. Все модели имеют систему аварийного сброса горючего в воздухе, что может потребоваться при срочной посадке.
На крупногабаритных авиалайнерах имеется несколько топливных баков, чей объем может варьироваться. Между собой они соединяются специальными шлангами и оборудуются насосами. В процессе полета топливо распределяется между всеми емкостями и одним расходным баком. На военной авиации основного запаса горючего может быть недостаточно. Поэтому зачастую боевые самолеты оснащаются дополнительными подвесными баками.
Сколько топлива потребляют разные модели самолетов
Учитывая высокую цену на топливо, авиакомпании очень четко рассчитывают сколько авиакеросина требуется для каждой модели самолета. Безусловно, заправляют лайнеры всегда с небольшим запасом. В первую очередь считают количество пассажиров. Возьмем цену на топливо в Московских аэропортах.
Расход топлива на самолете Боинг 737 составляет 25 г. на каждого пассажира за 1 км пути.
Если взять самолет полной загрузки, который полетит в Северную Столицу, то его заправка будет стоить 115 тысяч рублей. Плюс ориентация на погодные условия и топливо «про запас». Итоговой ценник примерный 150 тысяч рублей.
Разновидности ОЧ
Октановые числа делятся на два вида: ОЧМ и ОЧИ. ОЧИ (исследовательское октановое число) демонстрирует, как реагирует бензин при малой и средней нагрузке двигателя. Для определения ОЧИ используется установка, имитирующая мотор с одним цилиндром. Конструкция способна сжимать жидкость с переменной силой. Частота вращения коленвала равняется 600 об./мин при температуре 50 градусов Цельсия.
ОЧМ (моторное октановое число) демонстрирует поведение горючей жидкости во время больших нагрузок. Метод определения похож на предыдущей, однако частота вращения коленвала установки, имитирующей двигатель, составляет 900 об./мин, а температура воздуха на испытаниях достигает 150 градусов по Цельсию.
Что необходимо для регистрации вертолета в России?
Зарегистрировать вертолет можно самостоятельно. Для этого владельцу необходимо выполнить следующие действия:
- Обратиться в Ространснадзор для включения воздушного судна в Госреестр.
- Предоставить в Ространснадзор документы, подтверждающие право собственности на вертолет.
- Зарегистрировать аварийный радиомаяк.
- Зарегистрировать в Минсвязи радиостанцию.
- Прошить и зарегистрировать аварийные маяки в КОСПАС-САРСАТ.
- Зарегистрировать в Росавиации план ТО воздушного судна.
Обратившись в «ХелиКо Групп», владелец вертолета может сэкономить время. Достаточно оформить доверенность и передать специалистам «ХелиКо» пакет необходимых документов. Остальные действия, необходимые для регистрации вертолета, наши специалисты выполнят сами.
Как заправляют самолеты
Заправка может осуществляться классическим методом на территории аэропорта после посадки либо в воздухе при полете. Оба варианта имеют свои особенности, которые следует учитывать.
Дозаправка в воздухе
Осуществление заправки в полете – сложная процедура, требующая большого опыта от пилота. Она была придумана более ста лет назад и используется для срочного наполнения бака в условиях, когда сесть не представляется возможным. В процессе самолеты сближаются на расстояние до 20 метров, что делает ее очень опасной. Соединяться между собой они могут с помощью шланга-конуса, штанги или по методу крыло-крыло.
На заправку истребителя требуется около шести минут. Крупногабаритные самолеты перекачивают топливо до 45 минут. Из российской авиации воспользоваться таким методом дозаправки могут: Су-24М, Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-95 и Ту-160.
Заправка в аэропортах
На территорию аэропорта топливо доставляется с помощью железной дороги в цистернах либо напрямую через трубопровод от нефтеперерабатывающего завода. После этого его разливают в специальные колонки или топливный заправщик. В первом случае самолет требуется подогнать к ней, во втором же к нему подъедет специальная машина.
Чтобы наполнить баки, к их горловине протягивается шланг. Из него под давлением начинается подача топлива, которое начнет распределяться между всеми баками. Скорость регламентируется по закону, так как ее превышение может привести к возгоранию или взрыву. Заправка одного среднеразмерного самолета занимает около 40 минут.
Уровень расхода топлива – важнейшая составляющая летно-технических характеристик летных машин. Он зависит от ряда внешних факторов и не бывает фиксированным
Поэтому важно просчитывать необходимый объем наполнения топливных баков заранее и с запасом, чтобы избежать вынужденной аварийной посадки или авиакатастрофы
Учитывать нужно также вид используемого горючего и его качество
Вопросы, касающиеся топлива, рассматриваются авиастроительными компаниями с повышенным вниманием. Это еще раз доказывает их значимость для авиации и безопасности полетов
Бензин Б 91 115 и Avgas 100 ll
Авиационный бензин Б 91 115 представляет собой топливную смесь, которую получают за счет прямой перегонки с применением каталитического риформинга. В его состав включены алкилбензолы, толуол и различные присадки (этил, антиокислитель, краситель). В свою очередь, авиационный бензин Avgas 100 ll состоит из смеси подобных высокооктановых и базовых компонентов. Однако для получения данной марки авиационного горючего добавляют кроме того краситель и присадки, препятствующие образованию коррозии и статического электричества.
Основными отличительными свойствами этих марок авиационного топлива является сортность применяемых присадок и компонентов, в которых содержится различный уровень тетраэтилсвинца. Так, в первосортном топливе тетраэтилсвинца должно быть не больше 2,5 г/л, а во втором – 0,56 г/л. Буквенный шифр «ll» в маркировке авиационного топлива означает низкое содержание в нем свинца, наименьшее количество которого в первую очередь влияет на его улучшенные экологические характеристики. Следует учитывать, что российское законодательство не регламентирует добавление в состав авиационного топлива присадок против коррозии, кристаллизации и статики.
Авиакеросин
Должен обладать определёнными характеристиками: быть термостабильным, иметь определённую кислотность, обладать большой удельной теплотой сгорания и противоизносными характеристиками. Кроме того, топливо в самолёте работает не только в качестве «питания» для двигателя, это ещё и охлаждающий агент, и смазочный материал для топливной системы и её деталей.
В России производится несколько марок авиационного топлива. Обозначаются они буквой Т и цифрами. Например, ТС-1 это самый распространённый вид керосина, на котором летают практически все пассажирские лайнеры. Этот вид ещё подразделяется по сортам: но в данном случает «топлива второго сорта» не существует, есть только высший и первый сорта. Также к массовым видам относится топливо РТ высшего сорта.
Марки Т-6 и Т-8В используются в сверхзвуковых самолётах, то есть в военной авиации. На них летают все наши бравые «Сушки» и МИГи.
В международной классификации авиакеросин проходит под названием Jet с буквенно-цифровым обозначением. Пассажирские самолёты летают на Jet A1 или Jet A и Jet A50. Если сравнивать это топливо с нашим ТС-1, выяснится, что наш керосин не загустевает и нормально работает при температурах, гораздо более низких, чем пограничные температуры для зарубежного керосина. Для нашей страны с такими разными климатическими условиями это важный аргумент.
Можно ли купить вертолет напрямую с завода-изготовителя или у американского, европейского дилера?
Теоретически можно. Но на практике вы столкнетесь с многочисленными трудностями. Первая связана с комплектацией вертолета. Отечественное законодательство позволяет эксплуатировать винтокрылые машины, на которых установлен дополнительный набор оборудования, необходимый для законной эксплуатации вертолета в РФ. Это так называемый российский пакет. Завод устанавливает его на новые вертолеты только при их поставке российским дилерам.
Зарубежные производители или дилеры не могут заказать вертолет на заводе с этим пакетом, так как завод не пропустит заявку на данный пакет от нероссийского дилера. В этом случае вам придется самостоятельно покупать, ввозить и устанавливать необходимое оборудование или привлекать для этой работы какую-либо специализированную организацию. Это займет много времени и в конечном счете обойдется дороже покупки винтокрылой машины у отечественного дилера.
Серьезные трудности ждут покупателя на этапе транспортировки и растаможки вертолета. Вам придется искать грузоперевозчика, оформлять документы, страховать груз. У дилеров эти процессы поставлены на поток, поэтому сотрудничество с ними экономит ваше время и деньги, а также дает вам максимальные гарантии.
Также из Америки вертолеты Robinson поставляются в частично разобранном виде в специальных ящиках морем или самолетом и в России должны быть собраны официальным дилером завода.
Покупка вертолета у официальных дилеров в России защищает от финансовых и временных потерь, покупки неукомплектованного борта и задержек при транспортировке винтокрылой машины. В стоимость вертолетов, реализуемых , входит поставка под ключ, включающая в себя, помимо самого вертолета с необходимым оборудованием, также:
- упаковку на заводе;
- доставку выбранным способом;
- страховку;
- таможенную очистку;
- доставку до согласованного с заказчиком места сборки и контрольного облета вертолета;
- получение необходимых для начала эксплуатации в России или СНГ документов: свидетельств о регистрации и СЛГ.
Перед оформлением сделки обязательно попросите продавца подтвердить статус официального дилера. Актуальный список дилеров всегда можно посмотреть на сайте завода www.robinsonheli.com в соответствующем разделе.
Специальные присадки
Для улучшения характеристик авиационного керосина используются следующие присадки:
- Антистатическая — способствует повышению электропроводности керосина, их применение снижает накопление статического электричества, присутствие которого повышает риск взрыва топливного бака.
- Антиокислительная — ее присутствие позволяет снизить окислительные процессы, предотвращает процессы синтеза смол.
- Противоизносная — повышает эксплуатационные свойства механизмов в топливном отсеке.
- Антиводокристаллизационная — даже небольшое количество воды в топливе на большой высоте кристаллизуется, небольшие частички льда могут привести к повреждению двигателя вплоть до прекращения его функционирования, присадка поможет предотвратить такие процессы.
Спецприсадки для авиационного топлива
К ним относятся следующие:
- Антистатическая присадка. Увеличивает электропроводность топлива и минимизирует накопление статического электричества, которое, в свою очередь, может привести к взрыву топливного бака.
- Противоизносная присадка. Необходима для увеличения срока эксплуатации автоматических механизмов в топливном отделе двигателя.
- Антиокислительная присадка. Понижает уровень окислительных процессов в топливе, за счет чего препятствует возникновению образованию смол.
- Антиводокристаллизационная присадка. Если в топливе присутствует хотя бы минимальный процент воды, на высоте в несколько километров она кристаллизуется. А мелкие кусочки льда могут сильно повредить двигатель, вплоть до его полного отказа. Присадка предотвращает подобные инциденты.
Мы рассмотрели, каким топливом заправляют самолеты, но еще не упомянули, как заправляют самолеты.
Какое используется топливо для самолетов? Чем, можно сказать, кормят эти летающие машины? Как его выбрать? В первую очередь, любое самолетное топливо должно быть качественным. От этого напрямую зависит работа самолета. Что касается видов топлива, их существует несколько.
Один из них — бензин для самолетов. Он имеет мало общего с автомобильным бензином. К нему применимы абсолютно иные требования и стандарты. Причина этого проста: от плохого бензина машина просто может не завестись. А вот самолет, скорее всего, упадет.
Существует ряд марок авиационного бензина. Одна из самых распространенных из них-Б-92/Б-91. Основная часть реактивных и пассажирских самолетов отправляется в полеты на керосине. Его существует несколько видов, но мы на них останавливаться не будем.
Ответы на самые типичные вопросы
Поршневые самолеты (те, у которых наличествует пропеллер) летают на авиационном бензине. Автомобиль на нем, теоретически поедет, но не так быстро, как хотелось бы. На чем летают реактивные самолеты, уже было сказано. Как быстро может поехать автомобиль на таком топливе? Со скоростью 0 км /ч, то есть не поедет вообще. Есть только одно исключение — если прикрутить двигатель от реактивного самолета к автомобилю. Такое возможно на самом деле, подобный эксперимент уже проводился. Автор и исполнитель данного эксперимента получил премию Дарвина. Но это, конечно, скорее исключение, чем правило.
Как получают бензин?
Это топливо получают из сырой нефти. Нефть — это известная основной части людей черная жидкость, которая добывается из земных недр. Что содержится в этой жидкости? В нефти содержатся углеводороды, атомы углерода соединяется в цепочки разного размера и длины. В результате этих соединений образуются различные вещества.
Почему основная часть самолетов летает на керосине?
Почему для заправки большинства самолетов используют керосин? Этому существует опять же несколько причин:
Более низкая цена. Он намного дешевле бензина. Керосин имеет свойство гореть плавно, если можно так сказать про этот процесс.
Что нам важно в автомобилях? И неважно, грузовые они или легковые. Важно, чтобы была возможность резкого переключения двигателя, скоростей
А на что рассчитан самолет? Чтобы достаточно медленно его запустить, и длительное время поддерживать движение турбин на заданной заранее скорости. Разумеется, если речь идет о пассажирских самолетах. Если говорить о легкомоторной авиации, то она преимущественно предназначается для перевозки действительно огромных грузов. Для этого вида авиации подходит бензин. Он отлично подойдет для того типа турбин, которые применяются в легкомоторной авиации. Самый главный вопрос — у кого купить топливо для самолетов? От его качества так много зависит… Лучшим вариантом будет покупка этого топлива у нас. Мы за качество отвечаем.
Далеко не все знают, чем заправляют самолеты. Для бесперебойной и хорошей работы подобных агрегатов требуется специальное топливо высшего качества. Уровень полета во многом зависит от того, что было залито в самолет. Следует отметить, что стоимость во много раз возросла из-за дефицита нефти. На данный момент разрабатываются новые составы. Так чем заправляют самолеты? Какое топливо для этого применяют?
Разновидности авиакеросина
Авиационный керосин имеет множество особенностей. Это и кислотность, и серность, и термостабильность. На данный момент в нашей стране применяется несколько его разновидностей:
- РТ – это топливо очень высокого качества. Это объясняется нефтяной фракцией. Здесь она составляет 135-280 °С и проходит полную гидрообработку. Стоит отметить, что такое топливо не имеет аналогов даже среди западных разновидностей горючего. РТ обычно применяют для заправки СУ-27 и так далее.
- ТС-1 – это топливо для самолетов представляет собой смесь прямо очищенных и прямогонных фракций. Такое горючее соответствует Jet-A – зарубежному аналогу. В нашей стране это наиболее популярная разновидность авиационного керосина. Им заправляют современные и старые самолеты, оснащенные дозвуковыми, турбореактивными и
- Т-6 и Т-8В – топливо, которое производится исключительно для нужд военных. Им заправляются сверхзвуковые истребители МиГ-35. Такое горючее получается в результате длительной переработки нефти, что делает их стоимость очень высокой.
В зимний период в топливо добавляют дополнительные присадки, которые не позволяют горючему менять свои физические свойства в процессе использования.
Где у самолета находятся баки
Все модели новых самолетов имеют в крыльях, стабилизаторе или киле кессон-баки – герметическую полость, изготовленную из резиновых материалов, что при перегрузке и ударе предотвращает повреждение.
Иногда, чтобы повысить безопасность, эти кессон-баки размещают в специальных отсеках.
Особо крупные лайнеры оснащены несколькими баками для топлива, которые при помощи шлангов соединены между собой. С помощью насосов горючее можно перекачивать из одного бака в другой.
Военные самолеты часто оборудуются подвесными баками, которые дополняют основной, т.е. позволяют иметь больший запас топлива.
У многих самолетов для хранения горючего предусмотрены баки, находящиеся в крыльях и центральной части. Расходуется вначале топливо из расположенных в крыльях отсеков, а затем из концевых емкостей.
У других дополнительный бак имеется в хвосте. Это позволяет утяжелить заднюю часть и облегчить взлет, улучшить центровку во время полета.
Чем заправляют самолеты
Топливо для самолетов бывает двух видов. Поршневые двигатели, которыми оборудуются небольшие самолеты и вертолеты, работают на бензине — так же, как и автомобильные моторы. Правда, по составу такое топливо несколько отличается от автомобильного. Газотурбинные двигатели (турбореактивные и турбовинтовые), которыми сегодня оснащены практически все коммерческие воздушные суда, потребляют топливо для реактивных двигателей, которое также называют авиакеросином.
Основная марка авиакеросина, которым в России заправляют почти все пассажирские, транспортные и военные дозвуковые самолеты и большую часть вертолетов — ТС-1 — топливо сернистое. Оно вырабатывается из нефти с высоким содержанием серы.
В Европе основа системы авиатопливообеспечения — керосин Jet A-1. Он считается более экологичным как раз за счет меньшего содержания серы — при его производстве прямогонная керосино-легроиновая фракция полностью проходит процедуру гидроочистки. Российский авиакеросин — это смесь гидроочищеного и неочищенного прямогонного дистиллятов. В целом же это аналоги — более того, отечественный продукт может использоваться при гораздо более низких температурах, чем «Джет». ТС-1 сегодня наравне с Jet A-1 включен в международные документы и руководства по эксплуатации не только самолетов российского производства, но и лайнеров семейств Airbus и Boeing (правда, только выполняющих полеты по России). Но это авиакеросин для гражданской авиации, не предназначенный для сверхзвуковых самолетов.
«Газпром нефть» запустила НИОКР по созданию неэтилированного авиационного бензина. Вместе с учеными из Всероссийского научно-исследовательского института нефтяной промышленности специалисты компании в 2014 году занялись разработкой рецептуры неэтилированного топлива с октановым числом 91, и сейчас эта работа уже завершена.
Основное авиатопливо для сверхзвуковой авиации — РТ. При его производстве с помощью гидроочистки из нефтяного дистиллята удаляются агрессивные, а также нестабильные соединения, содержащие серу, азот и кислород
При этом повышается термическая стабильность топлива, что крайне важно при полетах на сверхзвуковых скоростях, когда за счет трения о воздух нагревается весь корпус самолета, а вместе с ним и топливо в баках
Разумеется, РТ, обладающее такими характеристиками, можно использовать и в обычных воздушных судах вместо ТС-1. Для самых же скоростных самолетов применяется авиакеросин Т-6, обладающий еще большей термостабильностью и повышенной плотностью.
Что касается авиабензина, то это, по сути, автомобильное моторное топливо, но с улучшенными свойствами, влияющими на надежность работы двигателя. Именно потребность в повышении детонационной стойкости, октанового числа, сортности, обеспечивающих запас динамических характеристик и надежности, заставляет производителей авиабензина добавлять в него тетраэтилсвинец (этилировать). Из-за токсичности эта присадка давно запрещена при производстве автомобильного бензина, но двигатель самолета работает в гораздо более напряженном режиме, а создать неэтилированный авиабензин, не уступающий по характеристикам этилированному, октановое число которого превышает 92–95, пока не удалось никому.
При этом самым современным и совершенным самолетам и вертолетам с поршневыми двигателями нужен авиабензин с повышенным октановым числом — не меньше 100. Поэтому разработкой экологичных аналогов этилированного авиабензина 100LL (одна из самых востребованных марок в мире) сегодня занимаются ведущие производители и научные центры во всем мире. В том числе подобная программа существует и у «Газпром нефти».
100 тысяч авиарейсов выполняется в мире каждый день
Спецприсадки для авиационного топлива
К ним относятся следующие:
- Антистатическая присадка. Увеличивает электропроводность топлива и минимизирует накопление статического электричества, которое, в свою очередь, может привести к взрыву топливного бака.
- Противоизносная присадка. Необходима для увеличения срока эксплуатации автоматических механизмов в топливном отделе двигателя.
- Антиокислительная присадка. Понижает уровень окислительных процессов в топливе, за счет чего препятствует возникновению образованию смол.
- Антиводокристаллизационная присадка. Если в топливе присутствует хотя бы минимальный процент воды, на высоте в несколько километров она кристаллизуется. А мелкие кусочки льда могут сильно повредить двигатель, вплоть до его полного отказа. Присадка предотвращает подобные инциденты.
Мы рассмотрели, каким топливом заправляют самолеты, но еще не упомянули, как заправляют самолеты.