Боги Индуизма

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Бог процветания

Индийский бог Ганеша — самый известный и любимый не только в индуизме, но и в других культурах. Господь удачи, он дарует всем успех и процветание. Ганеша — устранитель любых духовных и материальных препятствий. Также он ставит преграды на жизненном пути тех своих подданных, которые нуждаются в проверке.

Благодаря таким качествам, его образ присутствует повсюду, имея многие формы, и его призывают для помощи в выполнении любых задач. Ганеша является покровителем литературы, искусства и науки. Преданные уверены, что он дарует защиту от невзгод, успех и процветание. Менее известная роль Ганеши — это разрушитель тщеславия, гордыни и эгоизма.

Атрибутика Ганеши развивалась в течение многих веков. В народе его считают сыном Шивы и Парвати, хотя Пураны расходятся во мнениях относительно его рождения. Его изначальная форма — простой слон. Со временем она трансформировалась в человека с круглым животом и слоновьей головой. Обычно он изображен с четырьмя руками, хотя их количество может меняться от двух до шестнадцати. Каждый предмет Ганеши обладает важным духовным значением. Они включают:

  • сломанный бивень;
  • водяная лилия;
  • булава;
  • диск;
  • чаша сладостей;
  • четки;
  • музыкальный инструмент;
  • посох или копье.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги – высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.

Индийский пантеон богов

Индуизм является одной из самых необычных религий мира. Жители древней Индии поклонялись великому множеству богов и божеств. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный Пантеон греческих богов

Занимаясь йогой невозможно обойти своим вниманием богов индуизма, как и йогические учения, это тоже, внушительный пласт древнеиндийской культуры. Давайте попробуем разобраться кто же такие Брахма, Вишну, Шива и многие другие представители индийского Пантеона Богов

Ссылки [ править ]

  1. Перейти ↑ Nath 2001 , p. 31.
  2. Перейти ↑ Knott 1998 , p. 5.
  3. ^ a b c d “Четыре наименования индуизма” . Проверено 7 февраля 2014 года .
  4. ^ a b c d «Четыре основных наименования» . Проверено 7 февраля 2014 года .
  5. ^ a b c d “Индуистские секты” . Проверено 7 февраля 2014 года .
  6. ^ a b c d Дюбуа (апрель 2007 г.). Индуистские манеры, обычаи и церемонии . Козимо. п. 111. ISBN 9781602063365.
  7. ^ Mani стр. 654-5
  8. ^ a b Даниэлу, Ален (1991). Мифы и боги Индии. Международные традиции. С. 102–4, 341, 371. ISBN 0-89281-354-7 . 
  9. ^ Taluqdar Ауда (2008). Матсья Пуранам . Священные книги индусов. 2 . Cosmo Publications для Genesis Publishing Pvt Ltd., стр. 74–5, 137. ISBN 978-81-307-0533-0.
  10. ^ Mani, Vettam (1975). Энциклопедия пуранической литературы: обширный словарь со специальной ссылкой на эпическую и пураническую литературу. Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 0-8426-0822-2 . 
  11. ^ «Индуистские боги и богини» . Общество Санатана . Проверено 7 февраля 2014 года .
  12. ^ «Индуизм» . About.com . Проверено 7 февраля 2014 года .
  13. ^ «Индуистские боги и богини» . полезные диаграммы. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 7 февраля 2014 года .
  14. ^ Линн Foulston, Стюарт Эбботт (2009). Индуистские богини: верования и обычаи . С. 1–2. ISBN 9781902210438.

Анализ

Согласно Жану Герберту , основная характеристика индуистской мифологии состоит в том, чтобы составлять «послание», выходящее за рамки отвлекающего или живописного аспекта ее историй. По его словам, этот аспект лежит в основе успеха этой мифологии в Европе, прогресс которой не отвечает стремлению населения к счастью , мудрости и духовности . Он также считает, что индуистская мифология богаче, шире и глубже, чем любая западная философская школа. С другой стороны, признание научной ценности этой мифологии затруднено на Западе из-за систематической оппозиции между наукой и мистицизмом , оппозиции, которой нет в Индии.

«Живая» мифология

Кришна играет на флейте в окружении коров

Отличная особенность этой мифологии – показать себя живым. Он до сих пор служит моральной и духовной основой для многих людей. Его влияние ощущается через особенности индийского общества, такие как забота о богах, непривязанность к материальному, миролюбие и отсутствие страха смерти . Это отчасти объясняет священный скот , хотя запрет на потреблении говядины не до XVIII – го  века . Корова особенно присутствует в индуистской мифологии как универсальная приемная мать и воплощение земли.

Индийские деятели, такие как Ганди , Шри Ауробиндо и Рамакришна, говорят, что они опирались на эту мифологию и изучали ее через свои собственные сочинения. Каждое божество в индуистском пантеоне задумано как «реальное, безграничное и абсолютное» , и те, кто призывает их, считают их полезными по своей сути. Воля богов верховна над волей людей, и ей нельзя помешать.

Сравнительная мифология

Индуистская мифология была предметом многочисленных сравнений в индоевропейских рамках . Исследователь Жорж Дюмезиль заметил, что пять братьев-героев Махабараты символизируют трехстороннее распределение общества , характерное для индоевропейцев.

Кришна

Кришна, также известный под именами Шри Кришна, Васудева, Говинда, Гопал и Мадхусудан, является восьмым воплощением Вишну и одним из самых знаменитых философов и воинов индуизма. Он был сыном Басудева и Деваки. Ему суждено было убить своего жестокого дядю Кансу, короля Матхуры. Он был воспитан приемными родителями Яшода и Нанда в Гокуле, чтобы уберечь его от кровавых покушений дяди. Фестиваль Кришна Джанмаштами отмечается в честь его рождения. Кришна также является одной из центральных фигур в эпосе Махабхарата. В битве на Курукшетре он поклялся не использовать никакого оружия, но предложил стать наездником на колеснице Арджуны. Именно во время этой битвы Арджуна столкнулся с дилеммой борьбы против своих родственников, и Кришна дал ему знание Гиты, чтобы помочь.

Тримурти – индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица – Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну – сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, – разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному

Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм – Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти

К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги – высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.

Мифические элементы

Ведический пантеон

Статуя Шивы в медитации в Ришикеше .

В основе индуистской мифологии лежит божественная троица. Три главных божества ведической триады , указанные Яской , – это Агни на земле, Вайю или Индра в воздухе и Сурья в небе. Позже Тримурти сохраняет еще трех божеств: Брахму , ответственного за творение; Вишну отвечает за поддержание и Шива отвечает за разрушение. Особенность индуистской мифологии заключается в прагматизме этой троицы. Эти три лика вечности напрямую влияют на судьбу человека, проявляясь во временном измерении.

Ригведа цитирует 33 богов, 11 в небе, 11 на земле и 11 в воздухе. Этим божествам дано разное происхождение и разные способы обретения бессмертия , которое им не присуще. Со временем описание индуистских божеств эволюционировало. Ведические боги довольно расплывчаты и мало описаны. Те, что в Пуране , гораздо более характерны, они даже подвержены человеческим страстям.

Дьяус Питар (небо) и Притхви (Земля) – самые старые божества этого пантеона. Ригведа представляет их как родителей других богов. Более поздние тексты делают их творениями Индры . Последний, вероятно, вытеснил их как «небесного отца» и главного божества индуистских верований. Притхви представлена ​​в виде коровы , блага Земли символизируются ее молоком. Она родила Ману , предка человечества, в виде теленка .

Стражи Востока

Определенные ведические боги будут связаны в индуизме с определенными элементами или функциями и будут интегрированы в индуистские пантеоны как хранители Востока ( дикпала ): Индра или Шакра (царь богов, управляющий нижним раем Амаравати, носитель молнии и бог дождя), Варуна (бог воды), Яма (бог смерти), Кубера (бог драгоценных металлов, минералов, драгоценностей и богатства), Агни (бог огня), Сурья (бог солнца), Ваю ( бог ветра), а также Чандра или Сома (бог Луны ). Яма, Индра, Варуна и Кубера известны под именем Локапалы, то есть «хранители вселенной» .

Югас

Четыре эпохи, или юги, и их продолжительность согласно индуистской космогонии .

Индуистская космология основана на последовательности четырех возрастов или йуг , которые сами по себе образуют круговой и вечный цикл или манвантару . Они асимметричны и имеют неодинаковую продолжительность. В конце цикла мир разрушается, а затем воссоздается. Каждая эпоха, следующая за воссозданием, соответствует моральной и физической деградации человеческого вида . Дхарма ходить на четырех ногах во время Krita юги, три во Трета на двух во время Двапара Юги, и только во время Кали – юги.

Пралайя

Матсья тянет лодку Ману и Саптариши во время Пралайи (наводнения)

Тема потопа присутствует в индуистской мифологии через Пралайю (растворение мира), в частности, в тексте Шатапатха Брахмана . Ману сообщает о неминуемом уничтожении рыбой Матсьей , аватаром бога Вишну . Он проявляется в этой форме, чтобы избавить мир от морально испорченных людей и защитить ставки, а также всех животных и растений.

После потопа Господь Вишну вдохновляет Манусмрити , во многом вдохновленный Ведами , в которых подробно описывается моральный кодекс поведения, применимый в повседневной жизни, и в частности разделение общества на кастовую систему .

Лакшми

Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Верят, что её приверженцы будут защищены от всех видов несчастий и нищеты. Лакшми является старшей супругой Вишну, замужем за Рамой (в воплощении Ситы) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

Её изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождается Бху или Сарасвати, она также составляет ему компанию и тогда зовётся Шри. Когда она единственная спутница Вишну, то зовется Лакшми. Когда она изображается в одиночестве, то зовется как Шри, так и Лакшми. Лакшми является старшей супругой Вишну. Значение имени Шри — «процветание», «счастье», «слава».

  • Падма: Житель лотоса
  • Камала: Житель лотоса
  • Падмаприя: Та, кто любит лотосы
  • Падмамаладхара деви: Та, кто носит гирлянду из лотосов
  • Падмамукхи: Та, чьё лицо прекрасно как лотос
  • Падмакши: Та, чьи глаза прекрасны как лотосы
  • Падмахаста: Та, кто держит лотос
  • Падмасундари: Та, кто прекрасна как лотос
  • Вишнуприя: Возлюбленная Вишну
  • Улкавахини: Та, кто передвигается на сове

В числе других её имен Индира («прекрасная» или «могущественная»), Чанчала и Лола («непостоянная»), Локамата («мать мира»). 

В Махабхарате воплощением Лакшми считается Драупади — супруга пятерых братьев Пандавов, воплощений Индры, Ямы, Ваю и близнецов Ашвинов. Согласно Хариванше, индийский Купидон, Камадэва, был сыном Лакшми и Дхармы, бога справедливости и дхармического закона, практически тождественного Яме. В ряде текстов Лакшми может отождествляться с Сарасвати, богиней мудрости, образованности и искусств, но в других Лакшми и Сарасвати — соперничающие супруги Брахмы. Согласно одной версии рождения Лакшми, она была дочерью мудреца-риши Бхригу и Кхьяти, согласно другой, значительно более популярной, она появилась с лотосом в руках или сидящей на лотосе во время пахтания мирового океана дэвами и асурами, согласно же третьей, она появилась еще в самом начале мирового процесса, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (ср. ее имена Падма и Камала — «Лотосовая»). 

Богиню богатства и счастливой судьбы изображают в виде женщины необыкновенной красоты, сидящей или стоящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и духовной чистоты, и держащей лотосы в руках. Она также украшена гирляндой из лотосов.

Цвет кожи богини описывается по-разному: как темный, розовый, золотисто-желтый или белый. Если Лакшми изображается темной по цвету (цвета грозовой тучи) это указывает на то, что она – супруга Вишну, темноликого Бога. Если она изображается золотисто-жёлтой, это означает, что она – источник всякого богатства. Если она белого цвета, то это обозначает чистейшую форму пракрити (природы). Розоватый цвет, наиболее общепринятый, отражает её сострадание ко всем существам, поскольку она – Матерь всего сущего. 

Изображение Шри

Когда Шри имеет две руки, она держит шрифала (кокос) и лотос (падма). Она сопровождается двумя женщинами-носильщицами (чаури) с опахалами и двумя или четырьмя слонами, несущими гхата (ghatas). 

Изображение Лакшми

Если Лакшми имеет восемь рук, то несёт в них лук (дханус), жезл (гада), стрелу (бана), лотос (падма), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик, стрекало (анкуса).

Если она имеет четыре руки, то держит колесо (чакра), раковину (санкха), лотос (падма), жезл (гада); или лимоноподобный плод (махалунга), лотос (падма), лотос и сосуд с нектаром; или лотос (падма), плод бильва (bilva) (деревянное яблоко), раковину (санкха) и сосуд с амброзией; или в обеих верхних руках богиня держит по лотосу (падма), а из её нижних ладоней сыплются золотые монеты, или одна из рук находится в благославляющем положении.

Если Лакшми имеет две руки, то держит раковину (санкха) и лотос (падма). С двух сторон её сопровождают Видьядхары (Vidyadharas), а также Раджашри (Rajasri), Сваргалакшми (Svargalakshmi), Брахми (Brahmi), Лакшми (Lakshmi), Джайялакшми (Jayalakshmi).

Находясь рядом с Вишну она обычно имеет две руки, и тогда держит лотос (падма) и кокос (шрифала), или лотосы в обеих руках. При этом она стоит, или сидит на левом бедре Вишну, или сидит на змее Ананте (Ananta), или на орле.

 Бывает, что её изображают со слонами, которые по пояс погружены в воду.

Основные боги индуизма

Многие индусы считают себя и свою душу частью великого Верховного Духа Брахмана — Абсолюта. Поклоняются исключительно ему. Остальная часть почитает следующие божества.

Брахма

  • По одной из версий изначально Брахма не имел формы. По другой явился в цветке лотоса, располагающийся в пупке бога Вишну. Согласно 3 версии, Брахма плавал в яйце, в океане. Когда оно развалилось, то из половинок было создано небо и земля.
  • Есть такая версия в индуизме: люди возникли в результате инцеста, связи между Брахмой и его дочерью Вак. В храмовой живописи она представлена Львицей.
  • Брахма выступает только лишь мужское начало в индуизме в отличие от других божеств.
  • Брахма — верховный бог, имеющий изначально 5 лиц, но впоследствии оставшийся с 4, так как Шива один Лик испепелил своим третьим глазом за неуважение. Лица созданы им, чтобы постоянно смотреть на свою жену, прекрасную богиню Совитри. Её верховный бог сотворил из ребра.
  • По преданию Брахма имеет 4 руки и 4 ноги, хотя чаще наблюдаем всего 2 ноги. В руках он держит скипетр (или чётки), лотос (символ всего живого), тарелку для подаяний и манускрипт Вед (нередко это Ригведы). Это созидающий и защищающий, всеведующий верховный бог в индуизме.

Вишну

Это верховное божество в индуизме — сохраняющее Вселенную. Он имеет 10 аватаров (воплощений), среди которых Рама и Кришна. В некоторых учениях Вишну считается самым главным Божеством.

Считается, что 9 аватаров уже были на Земле, а последнее воплощение состоится перед самым разрушением Мира. У Этого верховного бога в индуизме 4 руки и оттенок кожи — голубой, как у неба. В руках символичные предметы: лотос, булава, священная раковина Сандшха и огненный диск.

Шива

У данного верховного божества несколько ипостасей: он бог танца, разрушитель и хранитель человечества от иллюзий. Он изображается с 4 руками и 3 глазами (иногда вместо третьего глаза полосы). Встречается лик с 4 головами.

Имеет 108 форм и воплощений в индуизме. Он одновременно созидающее и разрушающее начало. Часто изображается танцующим: сначала пробуждает Вселенную, а затем разрушает её с помощью танца Смерти.

Шива

Разрушение, с которым ассоциируется Шива, не следует воспринимать буквально. Индуизм рассматривает мир как иллюзию (майя), а Шива стремится к истинному пониманию реальности, что и служит причиной аннигиляции иллюзии.

На печатях, которые датируются еще 3-2 тыс. до н.э., присутствуют прототипические изображения Шивы. В ведах, функции и особенности Шивы принадлежали божеству Рудре. Затем имя и эвфемизм поменялись местами. Из-за долгого периода ассимиляции образа в нем сочетаются различные, иногда противоположные черты (милость и ярость). В рамках течения шиваизма это божество несет в себе одновременно и разрушающее, и созидающее начала.

Отмечается, что аспекты образа Шивы, непосредственно имеющие отношение к его созидающей функции, метафорически воплощаются в одном из его главных символов – линге, соответствующему мужскому началу. Поэтому главным объектом в культе Шивы являются изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на символе женского начала. Эта совокупность символов является главным метафорическим образом сотворения мира.

Внешнему облику Шивы и его культу присущ ряд черт, целью которых является устрашение. С его образом связано огромное количество самых разнообразных существ, с чрезвычайно неестественными и гипертрофированными видом и свойствами. Также иногда можно встретить Шиву в образе «великого аскета»: в соответствии с некоторыми мифами, он был приговорен к вечному аскетизму за отсечение пятой головы Брахмы.

Те или иные ключевые аспекты, характеризующие Шиву с разных сторон, перечисляются в пуранах с помощью 108 имен или эпитетов. Также пураны содержат изложение набора представлений о воплощении космической энергии Шивы, с помощью которой осуществляется регулирование мирового порядка.

Легенды о супругах Шивы

У Шивы было три супруги: Сати, Парвати и Ганга.

  • Сати — первое воплощение жены Шивы. На ее появление родители получили благословление четырехрукой и трехглазой богини Маха Майи. Сати по сложившимся обстоятельствам пришлось войти в жертвенный огонь. Шива долго был безутешен, он бродил по свету с прахом любимой. И, ему в утешение, душа Сати воплотилась в дочери царя гор, по имени Парвати.
  • Парвати имела много имен, одно из них Кали, так как она родилась черной. Парвати долго завоевывала Шиву и, наконец, добилась его любви. Шива женился на ней, и у них родилось два сына: Ганапати (Ганеша) — устраняемый препятствия, бог мудрости и Субрахманью (Сканда) — предводитель богов-воинов.
  • Богиня Ганга представлена в виде реки, но это не простая река — она течет в трех мирах — Небесном, Земном и Подземном, и имеет особую силу смывать все земные грехи с живых существ. Ганга влюбилась в Шиву и попросила его, чтобы он принял ее на свою голову. Ганга стала супругой Шивы, и с тех пор живет в его волосах.

Экранизации

Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.

Мохит Райна в роли Шивы

На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий